О том что желательно сказать тому кто хочет спать и ложиться в постель

Аллах Всевышний сказал: {Поистине, в сотворении небес и земли, в чередовании ночи и дня - знамения для обладающих разумом, * которые поминают Аллаха стоя, сидя и (лёжа) на боках своих...}[1]

237. Передают со слов Хузайфы и Абу Зарра, да будет доволен Аллах ими обоими, что, укладываясь спать, посланник Аллаха, , обычно говорил: «С именем Твоим, о Аллах, я оживаю и умираю[2] /Би-сми-кя, Аллахумма, ахйа ва амут/».[3]

238. Передают со слов ‘Али и аль-Бара бин ‘Азиба, да будет доволен ими Аллах, что посланник Аллаха, , сказал ‘Али и Фатиме, да будет доволен Аллах ими обоими: «Когда уляжетесь в постель, говорите по тридцать три раза "Аллаху акбар", "Субхана-Ллах" и "Аль-хамду ли-Ллях"».[4]

В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, , велел произносить слова "Субхана-Ллах" по тридцать четыре раза.

В третьей версии этого хадиса сообщается, что пророк, , велел произносить слова "Аллаху акбар" по тридцать четыре раза.

     ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «И я всегда делал это с тех пор, как услышал (эти слова) от посланника Аллаха, ». Его спросили: «И даже в ночь перед битвой при Сиффине[5]?» Он сказал: «И даже в ночь перед битвой при Сиффине».

239. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:

- Когда кто-нибудь из вас захочет лечь в постель, пусть отряхнет её внутренней стороной своего изара, ибо он не знает, что может оказаться (на его постели)[6] после того, (как он встал,) а потом скажет: «С именем Твоим, Господь мой, я улёгся на бок, и с именем Твоим я поднимусь. Если Ты заберёшь душу мою, то помилуй её, а если отпустишь, то защити её посредством того, чем защищаешь Ты Своих праведных рабов! /Би-сми-кя, Рабби, вада‘ту джанби ва би-кя арфа‘у-ху, фа ин амсакта нафси, фа-рхам-ха, ва ин арсальта-ха, фа-хфаз-ха би-ма тахфазу би-хи ‘ибада-кя-с-салихин!/»[7]

240. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что перед тем как лечь в постель, пророк, , поплёвывал[8] на ладони, читал суры "Искренность", "Рассвет" и "Люди" и проводил ладонями по телу.[9]

В другой версии этого хадиса, также приводимой аль-Бухари и Муслимом, сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

- Каждую ночь перед тем как лечь в постель, пророк, , соединял кисти рук и поворачивал ладони к себе, потом поплёвывал на них и читал суры "Искренность", "Рассвет" и "Люди", а потом проводил ладонями по всему телу, куда только мог дотянуться, начиная с головы, лица и всей передней поверхности тела, и он делал это трижды.

241. Передают со слов Абу Мас‘уд ‘Укба б. ‘Амр аль-Ансари аль-Бадри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Тому, кто станет читать ночью два последних айата из суры "Корова", этого будет достаточно»[10].[11]

Улемы расходились во мнениях относительно смысла слов "этого будет достаточно". Одни считали, что этого будет достаточно, чтобы защитить человека от бедствий этой ночи, другие же говорили, что имеется в виду то, что этого будет достаточно для совершения ночной молитвы. По-моему, возможно, имеется в виду и то, и другое.

242. Передают со слов аль-Бара бин ‘Азиба, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) пророк, , сказал (ему):

- Когда захочешь лечь спать, соверши такое же омовение, какое совершаешь ты перед молитвой, ляг на правый бок и скажи: «О Аллах, я предался Тебе[12], и вручил Тебе дело своё[13], и на Тебя положился из стремления к тебе[14] и из страха перед Тобой[15]. Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме (обращения) к Тебе! О Аллах, уверовал я в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего пророка, которого Ты послал /Аллахумма, инни аслямту ваджхи иляй-кя, ва фаввадту амри иляй-кя ва альджа'ту захри иляй-кя рагбатан ва рахбатан иляй-кя. Ля мальджа'а ва ля манджа мин-кя илля иляй-кя! Аллахумма, аманту би-китаби-кя аллязи анзальта ва би-набиййи-кя аллязи арсальта/». И если ты умрёшь этой ночью, то (умрёшь) в присущем тебе от рождения состоянии[16], а (поэтому) сделай эти слова последним, что ты будешь говорить (в конце каждого дня).[17]

243. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, , поручил мне хранить собранный в рамадане закят[18], а (через некоторое время) ко мне пришёл  (какой-то человек), который принялся пригоршнями набирать себе еду».

В конце этого хадиса говорится, что этот человек сказал Абу Хурайре, да будет доволен им Аллах: «Отпусти меня, (и за это) я научу тебя (таким) словам, которые Аллах сделает полезными для тебя!» (Абу Хурайра) спросил: «Что (это за слова)?» Тот сказал: «Когда будешь ложиться спать, прочитай айат трона[19], и (если ты станешь делать это,) с тобой всегда будет находиться хранитель от Аллаха, а шайтан не (сможет) приблизиться к тебе до самого  утра».

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Выслушав меня,) пророк, , сказал: «Он действительно сказал тебе правду, несмотря на то что он - отъявленный лжец! Известно ли тебе, кто говорил с тобой эти три ночи, о Абу Хурайра?» Я ответил: «Нет». (Пророк, ,) сказал: «Это (был) шайтан».[20]

244. Передают со слов матери правоверных[21] Хафсы, да будет доволен ею Аллах, что когда посланник Аллаха, , хотел спать, он клал под голову правую руку и трижды говорил: «О Аллах, защити меня от кары Твоей в тот День, когда Ты воскресишь Своих рабов! /Аллахумма, кы-ни ‘азаба-кя йаума таб‘асу ‘ибада-кя!/»[22]

245. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что после того как пророк, , укладывался в постель, он говорил: «О Аллах, Господь небес, Господь земли, Господь великого престола, Господь наш и Господь всего, Тот, Кто расщепляет зёрна и ядра, (Тот, Кто) ниспослал Тору, Евангелие и Коран, прибегаю к Твоей защите от зла всего дурного, (ибо всё) это подвластно Тебе! Ты - Первый, и не было ничего до Тебя, Ты- Последний, и не будет ничего после Тебя, Ты - Побеждающий, и нет ничего над Тобой, Ты - Скрытый, и нет ничего за Тобой,[23] избавь же нас от долга[24] и избавь нас от бедности![25] /Аллахумма, Рабба-с-самавати, ва Рабба-ль-арди, ва Рабба-ль-‘арши-ль-‘азыми, Рабба-на, ва Рабба кулли шай'ин, фалика-ль-хабби ва-н-нава, мунзиля-т-Таурати, ва-ль-Инджили, ва-ль-Курани, а‘узу би-кя мин шарри кулли зи шаррин Анта ахызун би-насыйати-хи! Анта-ль-Аввалю фа-ляйса кабля-кя шай'ун, ва Анта-ль-Ахыру, фа-ляйса ба‘да-кя шай'ун, ва Анта-з-Захыру, фа-ляйса фаука-кя шай'ун, ва Анта-ль-Батыну, фа-ляйса дуна-кя шай'ун, акды ‘ан-на-д-дайна ва агни-на мина-ль-факр!/»[26]

В той версии этого хадиса, которую приводит Абу Дауд, сказано: «...избавь же меня от долга и избавь меня от бедности! /...акды ‘ан-ни-д-дайна ва агни-ни мина-ль-факр!/»

246. Передают со слов ‘Али, да будет доволен им Аллах, что, улёгшись в постель, посланник Аллаха, , часто говорил: «О Аллах, поистине, я прибегаю к защите Твоего благородного лика и к Твоим совершенным словам от зла того, что Тебе подвластно! О Аллах, Ты избавляешь от долга и прощаешь грех, о Аллах, не потерпит поражение Твоё воинство, и не будут нарушены Твои обещания, и бесполезным пред Тобой окажется богатство обладающего богатством! Слава Тебе и хвала Тебе! /Алахумма, инни а‘узу би-ваджхи-кя-ль-карими ва би-калимати-кя-т-таммати мин шарри ма Анта ахызун би-насыйати-хи! Аллахумма, Анта такшифу-ль-маграма ва-ль-ма'сама, Аллахумма, ля йухзаму джунду-кя, ва йухляфу ва‘ду-кя, ва ля йанфа‘у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадд! Субхана-кя ва би-хамди-кя!/»[27]

247. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что, улёгшись в постель, посланник Аллаха, , обычно говорил: «Хвала Аллаху, Который накормил, напоил и защитил нас, и дал нам приют, а сколь много таких, для кого нет ни защитника, ни дающего приют! /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи ат‘ама-на, ва сака-на, ва кяфа-на, ва ава-на, фа-кям мимман ля кяфийа ля-ху ва ля му'вийа!/»[28]

248. Передают со слов Абу-ль-Азхара (или: Абу Зухайра) аль-Анмари, да будет доволен им Аллах, что, улёгшись ночью в постель, посланник Аллаха, , обычно говорил: «С именем Аллаха я улёгся на бок. О Аллах, прости грех мой, прогони моего шайтана, освободи меня от зависимости (от него) и введи меня в высшее общество! /Би-сми-Лляхи вада‘ту джанби. Аллахумма,-гфир занби, ва ахси‘ шайтани, ва фукка рихани, ва идж‘аль-ни фи-н-надиййи-ль-а‘ля!/»[29]

     Толкователь этого хадиса, имам Абу Сулейман Ахмад бин Ибрахим бин аль-Хаттаб аль-Хаттаби, да помилует его Аллах, указывает, что здесь имеется в виду высшее общество ангелов.

249. Сообщается, что Науфаль аль-Ашджа‘и, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Посланник Аллаха, , сказал мне: «Читай: {Скажи: "О неверные!"}[30], и засыпай (только) после этого, ибо, поистине, (эта сура) избавляет от многобожия».[31]

250. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) пророк, , сказал:

- Не указать ли вам на такие слова, которые спасут вас от придания сотоварищей Всемогущему и Великому Аллаху? Читайте перед сном {Скажи: "О неверные!"}.[32]

251. Сообщается, что ‘Ирбад б. Сарийа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Перед сном пророк, , обычно читал суры, начинающиеся словами прославления Аллаха[33]».[34]

252. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Обычно пророк, , не засыпал, не прочитав суры "Ночное путешествие" и "Толпы"».[35]

253. Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

- После того как пророк, , укладывался в постель, он обычно говорил: «Хвала Аллаху, Который защитил меня, дал мне приют и напоил меня, Который облагодетельствовал меня, оказал мне милость и щедро одарил меня, хвала Аллаху, что бы ни случилось! О Аллах, Господь и Владыка всего, Бог всего, прибегаю к Твоей защите от огня! /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи кяфа-ни, ва ава-ни, ва ат‘ама-ни, ва сака-ни, ва-ллязи манна ‘аляййа фа-афдаля, ва-ллязи а‘та-ни фа-аджзаля, аль-хамду ли-Лляхи ‘аля кулли халь! Аллахумма, Рабба кулли шай'ин, ва Малика-ху, ва Иляха кулли шай'ин, а‘узу би-кя мина-н-нар!/»[36]

254. Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Пророк, , сказал: «Тому, кто, укладываясь в постель, трижды скажет: "Прошу прощения у Аллаха, Живого, Вечносущего, помимо Которого нет иного бога, и приношу Ему своё покаяние /Астагфиру-Ллаха аллязи ля иляха илля Хуа-ль-Хаййа-ль-Каййума, ва атубу иляй-хи/", Аллах Всевышний простит его грехи, даже если они будут подобны пене морской, или если их будет столько же, сколько звёзд на небе или песка в (пустыне) ‘Алидж, или если их будет столько же, сколько дней просуществует мир этот».[37]

255. Передают, что один сподвижник пророка, , из племени аслам сказал:

- (Однажды,) когда я сидел у посланника Аллаха, , к нему пришёл один человек из числа его сподвижников, который сказал: «О посланник Аллаха, сегодня ночью меня ужалили, и я не спал до самого утра!» (Пророк, ,) спросил: «Кто же (тебя ужалил)?» Тот ответил: «Скорпион». Тогда (пророк, ,) сказал: «Если бы накануне вечером ты сказал: "Прибегаю к защите совершенных слов Аллаха от зла того, что Он создал /А‘узу би-кялимати-Ллахи-т-таммати мин шарри ма халяк/", ничто не повредило бы тебе с соизволения Аллаха».[38]

Такой же хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, приводится в "Сунан" Абу Дауда и других источниках. Ранее мы уже приводили ту его версию, которая приводится в "Сахихе" Муслима.[39]

256. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, , дал одному человеку совет читать суру "Собрание"[40] после того, как тот ляжет в постель, и сказал ему: «Если (после этого) ты умрёшь, то умрёшь как шахид», или же он, , сказал: «...(окажешься одним) из обитателей рая».[41]

     257. Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, велел одному человеку, чтобы тот говорил после того, как ляжет в постель: «О Аллах, поистине, Ты создал душу мою, Ты её упокоишь и Тебе принадлежат смерть и жизнь её[42]. Если Ты вернёшь ей жизнь, защити её[43], а если умертвишь, то прости её. О Аллах, поистине, я прошу Тебя об избавлении! /Аллахумма, инна-кя Анта халякта нафси ва Анта татаваффа-ха, ля-кя мамату-ха ва махйа-ха. Ин ахйайта-ха фа-хфаз-ха, ва ин аматта-ха, фа-гфир ля-ха. Аллахумма, инни ас'алю-кя-ль-‘афийата!/»

Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал эти слова от пророка, ».[44]

258. Ранее мы уже приводили передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, хадис[45], в котором сообщается, что пророк, , велел Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, произносить слова: «О Аллах, Творец небес и земли, Знающий сокрытое и явное, Господь и Владыка всего, свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя, и прибегаю к Твоей защите от зла собственной души, а также от зла шайтана и его многобожия /Аллахумма, Фатыра-с-самавати ва-ль-арди, ‘Алима-ль-гайби ва-ш-шахадати, Рабба кулли шай'ин ва Малика-ху, ашхаду алля иляха илля Анта, а‘узу би-кя мин шарри нафси, ва шарри-ш-шайтани, ва ширки-хи/», утром, вечером и после того, как он будет ложиться в постель.[46]

259. Сообщается, что Шаддад бин Аус, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Посланник Аллаха, , сказал: «Если любой мусульманин, укладываясь в постель, прочтёт любую суру из Книги Аллаха Всевышнего, Всемогущий и Великий Аллах непременно вверит его попечению ангела, который не позволит никому приблизиться к этому человеку и причинить ему вред, пока тот не проснётся, когда бы он ни проснулся».[47]

260. Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Посланник Аллаха, , сказал: «После того как человек укладывается в постель, к нему спешат ангел и шайтан, и ангел говорит: "О Аллах, заверши благим!" - шайтан же говорит: "Заверши дурным! " - и если человек помянет Аллаха Всевышнего, а потом заснёт, ангел проведёт эту ночь, оберегая его».[48]

261. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что когда посланник Аллаха, , ложился спать, он говорил: «О Аллах, с именем Твоим, Господь мой, я улёгся на бок, прости же грех мой! /Аллахумма, би-сми-кя, Рабби, вада‘ту джанби, фа-гфир ли занби!/»[49]

262. Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как пророк, , сказал: «Если человек уляжется в постель чистым и будет поминать Всемогущего и Великого Аллаха, пока не заснёт, не пропуская ни одного мгновения ночи, чтобы не попросить Всемогущего и Великого Аллаха о каком-либо из благ мира этого или мира иного, (Аллах) непременно дарует ему это».[50]

263. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Обычно после того как посланник Аллаха, , ложился спать, он говорил: "О Аллах, дай мне пользоваться моим слухом и моим зрением, сделай их моими наследниками, помоги мне (в борьбе) против моего врага и дай мне отомстить ему! О Аллах, я прибегаю к Твоей защите от бремени долга и от голода, ибо, поистине, плохо делить с ним постель! /Аллахумма, амти‘-ни би-сам‘и ва басари, ва идж‘аль-хума-ль-вариса мини, ва-нсур-ни ‘аля ‘адувви, ва ари-ни мин-ху са'ри! Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин галябати-д-дайни ва мина-ль-джу‘и, фа-инна-ху би'са-д-даджи‘!/"»[51]

Улемы говорили, что слова "сделай их моими наследниками" означают: сделай так, чтобы слух и зрение не подводили меня до самой смерти. Говорят также, что здесь имеется в виду сила слуха и зрения в старости, когда другие чувства и органы ослабеют. Говорят также, что под слухом подразумевается способность понимать услышанное и действовать в соответствии с этим, а под зрением - способность принимать во внимание увиденное.

264. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «С того дня как я стала жить вместе с посланником Аллаха, , и до тех пор, пока он не покинул мир этот, он не засыпал, не обратившись к Аллаху с мольбой о защите от малодушия, нерадения, скуки, скупости, старческой немощи, бедствий, которые могут коснуться семьи и имущества, мучений могилы, а также от шайтана и его многобожия».[52]

265. Сообщается, что когда ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, хотела спать, она говорила: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя (послать мне) видения благие и верные, а не ложные, (видения) полезные, а не вредные /Аллахумма, инни ас'алю-кя ру'йа салихатан гайра кязибатин, нафи‘атан гайра дарратин/», и если она произносила эти слова, люди знали, что она уже ничего больше не скажет до утра или до тех пор, пока не проснётся ночью.[53]

266. Имам Абу Бакр бин Абу Дауд приводит сообщение, в котором говорится, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я не видел ни одного разумного человека, который засыпал бы, не прочитав трёх последних айатов суры "Корова"».[54]

267. В другом сообщении, которое приводит имам Абу Бакр, говорится, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я не вижу ни одного разумного человека, принявшего ислам, который засыпал бы, не прочитав айат трона[55]».[56]

Сообщается, что Ибрахим ан-Наха‘и сказал: «Они учили их[57], что перед сном желательно прочитывать суры "Рассвет" и "Люди"».

В другой версии этого сообщения говорится, что он сказал: «Они считали, что желательно еженощно по три раза читать суры "Искренность", "Рассвет" и "Люди"».[58]

Знай, что есть также много других хадисов и сообщений о том, что говорили в подобных случаях сподвижники, однако и того, что было приведено нами, достаточно для каждого, кому удастся применять это на практике. Все прочие известные нам хадисы и сообщения мы опустили из опасений перед тем, что это может надоесть читателю, а Аллах знает об этом лучше. Каждому предпочтительнее всего повторять всё, что мы привели в этой главе, а если кто-нибудь не сможет делать это, пусть ограничится наиболее важным и тем, что будет ему по силам.

 


[1] "Семейство ‘Имрана", 190 - 191.

[2] То есть просыпаюсь и засыпаю. Здесь возможен и другой вариант перевода: «С именем Твоим, о Аллах, я живу и умру».

[3] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[4] В "Сахихе" Муслима этот хадис передаётся со слов аль-Бара бин ‘Азиба, а в той версии, которую приводят и аль-Бухари, и Муслим, он передаётся со слов ‘Али, да будет доволен Аллах ими обоими.

[5] Сиффин - селение в Ираке, где 19 июля 657 г. началось решающее сражение между ‘Али и Му‘авийей, которое продолжалось девять дней и завершилось переговорами между сторонами.

[6] Имеются в виду насекомые или змеи.

[7] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[8] Речь идёт об имитации лёгкого поплёвывания без выделения слюны.

[9] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[10] Ибн Хаджар предлагает несколько вариантов толкования смысла этих слов: возможно, чтение этих двух айатов заменяет собой ночное чтение Корана; возможно, чтения этих айатов будет достаточно для защиты от любого зла; возможно, этого достаточно для защиты от зла шайтана и т.д.

[11] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[12] То есть привёл свою душу к покорности Тебе.

[13] То есть предоставил Тебе решать всё.

[14] Имеется в виду стремление к получению награды Аллаха.

[15] Иначе говоря, перед наказанием в мире вечном.

[16] "Фитра". Это слово образовано от корня  ф-т-р. От этого же корня образовано и слово "фатр" - изобретение; начинание. Слово "фитра" обозначает состояние, иными словами "фитра" есть пребывание в состоянии естественной предрасположенности.                            

    Ибн Касир пишет: «Это означает, что человек появляется на свет, уже обладая определёнными врождёнными свойствами и будучи по природе своей готовым к восприятию религии, и если предоставить его самому себе, то он будет неуклонно следовать своему естеству, а отклоняющийся отклоняется от него только под воздействием людей или установившихся традиций». ("Ан-Нихайа", 3/457)

    Ибн Хаджар пишет:

     - Среди людей не было единодушия относительно того, как следует понимать слово "фитра", но, согласно наиболее распространённому мнению, имеется в виду ислам. Ибн ‘Абд аль-Барр сказал: «Так его понимала большая часть наших предшественников, что же касается обладающих знанием, то во всех их толкованиях указывается, что в словах Всевышнего {(...с) естеством (, что дано  тебе)  Аллахом, Который сотворил   людей так...}* под "естеством" подразумевается  ислам (покорность воле Аллаха)». ("Фатх аль-Бари" 3/248)

   * "Румы", 30.

[17] Здесь приводится одна из версий, приводимых в "Сахихе" аль-Бухари. Другие версии "Сахиха" аль-Бухари, а также "Сахиха" Муслима близки к ней.

[18] Имеются в виду пожертвованные в конце рамадана в пользу бедных продукты питания /садакат аль-фитр/.

[19] См. "Корова", 255.

[20] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[21] "Мать правоверных" - почётный эпитет жён пророка, .

[22] Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис». Хадис, который приводит ат-Тирмизи, передаётся со слов Хузайфы. Кроме того, он же приводит другую его версию, которая передаётся со слов аль-Бара бин ‘Азиба и в которой не упоминается, что пророк, , произносил эти слова трижды.

[23] Это значит: нет никого милостивее и добрее Тебя. Один из улемов сказал: «Он скрыт от взоров сотворённых существ, если же говорить о том, что сотворено Им, то ничего непостижимого для Него не существует».

[24] Возможно, под долгом подразумеваются права Аллаха, которые должен соблюдать человек, или права всех Его рабов, кем бы они ни были. (Ибн ‘Аллян)

[25] То есть избавь нас от потребности в сотворённых существах и от бедности сердца и сделай так, чтобы мы в них не нуждались. Говорят также, что эти слова являются мольбой о ниспослании удела. Абу ‘Али ад-Даккака спросили: «Что лучше - бедность или богатство?» - на что он ответил: «По-моему, лучше всего, когда человеку даруют то, чего для него достаточно, а потом оберегают». (Ибн ‘Аллян)

[26] Этот хадис приводят Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Наса'и и Ибн Маджа.

[27] Этот хадис с достоверным иснадом приводят Абу Дауд и ан-Наса'и.

[28] Этот хадис приводят Муслим, Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис».

[29] Этот хадис приводит Абу Дауд. 

[30] Имеется в виду вся 109-я сура Корана "Неверные".

[31] Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи.

[32] Этот хадис с очень слабым иснадом приводит Абу Йа‘ля аль-Маусили.  

[33] См. суры Корана под №№ 17, 57, 59, 61, 62, 64, 87.

[34] Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».

[35] Этот хадис приводят Ибн ас-Сунни и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».

[36] Этот хадис приводит Абу Дауд. 

[37] Хороший неизвестный хадис, который приводит ат-Тирмизи.

[38] Этот хадис приводят Абу Дауд и Ибн Маджа.

[39] См. хадис № 195.

[40] "Собрание"  59-я сура Корана.

[41] Очень слабый хадис, который приводит Ибн ас-Сунни.

[42] Это значит: моя жизнь и смерть зависят только от Тебя и ни от кого больше. Аллах Всевышний сказал: {...(они) не властны ни над смертью, ни над жизнью, ни над воскрешением}("Различение", 3)

[43] То есть защити её от бедствий и всего, что неизбежно повлечёт за собой наказание.

[44] Этот хадис приводит Муслим. 

[45] См. хадис № 196.

[46] Этот хадис приводит Абу Дауд и ат-Тирмизи.

[47] Этот хадис со слабым иснадом приводят ат-Тирмизи и Ибн ас-Сунни.

[48] Этот хадис приводит Ибу ас-Сунни. 

[49] Этот хадис приводит Ибу ас-Сунни. 

[50] Этот хадис со слабым иснадом приводит Ибн ас-Сунни.

[51] Этот хадис с хорошим иснадом приводит Ибн ас-Сунни.

[52] Этот хадис со слабым иснадом приводит Ибн ас-Сунни.

[53] Этот хадис приводит Ибу ас-Сунни. 

[54] Иснад этого сообщения, которое приводится в "Тафсире" Ибн Касира, является достоверным и соответствует условиям аль-Бухари и Муслима.

[55] 255-й айат суры "Корова".

[56] "Тафсир" Ибн Касира.

[57] Имеется в виду, что сподвижники учили последователей.

[58] Иснад этого сообщения является достоверным по условиям Муслима.

 

Источник:http://azan.kz

Лезгинский исламский просветительский портал