4 праведных халифа

29.03.2018 0 Автор admin

Ислам является одной из мировых религий, и, по разным данным, к последователям ислама причисляют себя от 20 до 23 % людей во всем мире. Ислам возник в VII веке и. э. в Аравии, его основателем считается пророк Мухаммед. В переводе с арабского языка термин «ислам» дословно означает «покорность, предание себя Богу». Фундаментальной основой этой религии является вера в единого Бога — Аллаха и подчинение его воле. Это записано в священной книге — Коране, переданном людям через пророка и посланника Аллаха — Мухаммеда. В исламе Мухаммед считается последним в череде пророков (Адам, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус). Послания Мухаммеда «одновременно подтверждают основные откровения его предшественников и исправляют то, что эти пророки исказили в ниспосланных Аллахом Писаниях: ат-Тауре (Торе), Забуре (Псалмах), Инджиле (Евангелии).

Ислам после смерти Мухаммеда

Мухаммед не оставил указаний по поводу преемника, и после его смерти борьба за власть расколола мусульманскую общину. За право выдвижения на пост халифа, заместителя посланника Аллаха (халифат расул Аллах) и главы общины, соперничали разные политические группировки. Первым халифом стал один из ближайших соратников Мухаммеда — Абу Бакрас-Сиддик (572-634), которого уже заболевший Мухаммед назначил руководить молитвой.

После смерти Мухаммеда многие племена почти по всей Аравии отреклись от ислама, и первому халифу Абу Бакру пришлось вновь обращать их в мусульманскую веру. Перед смертью Абу Бакр успел назвать имя своего преемника — Омара ибн аль-Хаттаба аль-Фарука (ок. 585-644), который, как и Абу Бакр, тоже был лит см и сподвижником пророка, и община единодушно присягнула новому халифу. За десять лет его правления мусульманское государство расширило свои владения, присоединив Египет, Сирию, Палестину и западную часть Ирана. В Иерусалиме в 638 году халиф Омар подписал с христианами Иерусалима договор, текст которого был канонизирован в начале XII века. Согласно канонизированному тексту, договор обязывал иноверцев соблюдать шесть условий, а именно: не хулить Коран, не возводить клевету на посланника Аллаха, не поносить мусульманскую религию, не прелюбодействовать, не вступать в брак с мусульманками, не склонять мусульман к обращению в свою веру и не оказывать никакой помощи врагам ислама. Иноверцам также рекомендовалось носить отличительные знаки па одежде, не строить дома выше мусульманских, не бить в била, не читать громко свои молитвы и священные книги при мусульманах, не распивать публично опьяняющие напитки, не держать на виду кресты и свиней, хоронить своих покойников тихо и незаметно и соблюдать некоторые другие ограничения.

Омар ввел исчисление новой эры по хиджре, с его именем связано также установление ряда религиозно-правовых предписаний: ежегодное паломничество, наказание бичеванием, побиение камнями за прелюбодеяние и др. Халиф Омар умер 7 ноября 644 года от ран, нанесенных ему в мединской мечети персидским рабом. Перед смертью он назначил совет (тура) из шести старейших сподвижников Мухаммеда для избрания нового халифа.

Совет остановил свой выбор на Османе ибн Аффане (ок. 575-656), также одном из первых последователей Мухаммеда, зяте и тесте пророка (Осман и Мухаммед были женаты на дочерях друг друга). В правление Османа арабы завоевали государства Сасанидов (Сасаниды — иранская династия, правившая в III-VII веках па Ближнем и Среднем Востоке) и укрепили свое положение в Северной Африке вплоть до Туниса и Закавказья. По поручению Османа был составлен сводный единый текст Корана.

Стремление Османа усилить контроль за провинциями (Ирак, Египет), выдвижение родственников халифа на ключевые посты, их чрезмерное обогащение вызывали упреки и недовольство. В начале мая 656 года и Медину прибыла делегация египтян, недовольных его правлением. Осман пообещал удовлетворить их требования, но затем послал наместнику письмо с приказом казнить смутьянов. Письмо было перехвачено, египтяне вернулись и с помощью других недовольных осадили дом Османа. 17 июня бунтовщики, возглавляемые Абдаллахом, сыном первого праведного халифа Абу Бакра, ворвались в дом Османа и убили его.

По предложению египтян новым халифом был избран Али ибн Абу Талиб — двоюродный брат Мухаммеда, зять пророка, женатый на его дочери Фатиме. Избрание Али халифом поддержали многие мусульмане, однако далеко не все согласились с этим решением. Наместник Сирии, родственник убитого халифа, Муавля обвинил Али в причастности к убийству Османа.

Борьба между Али и Муавией приняла затяжной характер. Перенеся свою резиденцию в Куфу (Ирак), Али начал войну с сирийцами. В июле 657 года при Сиффине, на правом берегу реки Евфрат, между армиями Али и Муавии произошло крупное сражение. Разбив и потеснив войско Муавии, Али, однако, не сумел воспользоваться этой победой. Приостановив сражение и согласившись на третейский суд, к которому призывали сирийцы, прикрепившие к своим копьям свитки Корана, Али не только упустил победу, но и лишился поддержки значительной части своих воинов. Разочаровавшись в Али как в вожде и объявив его согласие на третейский суд несовместимым с духом ислама, 12 тысяч воинов покинули его лагерь и ушли в Нахраван (Западный Ирак). Так произошел раскол среди сторонников Али и выделение из числа его сторонников новой реши нозпополитической группировки — хариджитов (от хараджа — выступать, выходить), которые повели активную борьбу не только против Муавии, принявшему в 660 году титул халифа, но и против Али. 19 января 661 года при выходе из мечети города Куфы Али был смертельно ранен хариджитом Ибн Мульджамом и через два дня скончался.

Мусульмане-сунниты (от сунна — обычай) считают первых четырех халифов, выбранных из числа ближайших сподвижников Мухаммеда (Абу Бакр, Омар, Осман, Али), праведными халифами, их образ жизни и поступки служат примером для подражания.

Праведные халифы

Сторонников Али, считавших первых трех халифов узурпаторами, лишившими власти единственного законного и праведного халифа — Али, стали называть шиитами (от шиа — приверженцы). Хотя конфликт между двумя группировками носил прежде всего политический характер, обусловленный проблемой власти, со временем появились и значительные теологические разногласия.

Династия Омейядов

После убийства Али шииты провозгласили новым халифом его старшего сына Хасана (ум. в 669 г.), однако после переговоров с Муавией Хасан отказался от притязаний на верховную власть в обмен на огромную денежную компенсацию и большой пожизненный пенсион. Муавия ибн Абу Суфйан (605-680), принадлежавший к знатному курейшигскому роду Омейядов, быстро распространил свою власть на весь Халифат. Как халиф, Муавийа отличался щедростью и снисходительностью к врагам, он покровительствовал поэтам и ученым. Столица Халифата была перенесена в Дамаск, а сын Муавийи Йазид был объявлен официальным преемником, что означало введение принципа династического наследования верховной власти (вместо принципа выборности халифов, существовавшего со времен Мухаммеда).

После смерти халифа Муавийи в 680 году шииты объявили Хусайна, младшего сына Али, своим третьим халифом, но на пути из Мекки в Куфу малочисленный отряд Хусайна был остановлен омейядским войском, и 10 октября 680 года Хусайн пал в бою, получив десятки колотых и рубленых ран. Халиф Йазид публично выразил огорчение по поводу гибели внука пророка. Хусайн был объявлен «величайшим мучеником», а город Кербел, возникший позднее на месте его гибели, превратился в одну из главных шиитских святынь.

Муавийа и другие омейядские халифы продолжили завоевания, начатые их предшественниками. При них исламу покорилась вся Северная Африка, большая часть Пиренейского полуострова, Средняя Азия; они пели длительную, по безуспешную войну против Византии, несколько раз осаждали Константинополь. Завоеванные территории простирались от границ Китая до Атлантического океана. При Омейядах в государственных учреждениях греческий и другие местные языки были заменены на арабский. Возникла мусульманская культура с ее самобытным зодчеством, декоративным искусством, развивалась исламская наука.

Однако халифы из рода Омейядов постоянно сталкивались с враждебностью со стороны мекканских мусульман, которые упрекали их в том, что они нарушали заповеди пророка и занимались преимущественно земными делами. Особенно сильным было возрастающее противостояние со стороны шиитов и хариджитов.

В результате восстания 747-750 годов под руководством Абу Муслима Омейяды были свергнуты, и к власти пришли Аббасиды — прямые потомки Аббаса бин Абд аль-Мутталиба, дяди пророка Мухаммеда. Одному из немногих уцелевших представителей рода Омейядов Абдаррахману удалось добраться до Испании и основать там в 756 году Кордовский эмират, положив начало династии Кордовских Омейядов.

Династия Аббасидов

Первым аббасидским халифом стал Абу-аль-Аббас ас-Саффах («щедрый» — этот эпитет впоследствии принимали и другие халифы). Важнейшим следствием государственного переворота и смены власти была утрата арабами привилегированного положения и монополии на власть, уравнение в правах мусульман разного этнического происхождения. Главной опорой Аббасидов стала знать Ирана и Средней Азии, что привело к усилению иранского элемента в политической и духовной жизни Халифата. Центр Халифата переместился из Сирии в Ирак. Столицей государства стал город Багдад, основанный в 762 году халифом аль-Мансуром. Поэтому государство Аббасидов иногда называют также Багдадским халифатом (для отличия от Дамасского халифата Омейядов). Наибольшего могущества Халифат Аббасидов достиг при халифах аль-Маисуре (правил в 754-775 гг.), аль-Махди (775-785 гг.), Харунеар-Рашиде (786-809 гг.) и аль-Мамуне (813-833 гг.). Багдад стал центром активной интеллектуальной жизни. Триста лет, из более чем пятивековой истории Аббасидской державы (с 749 по 1258 год), были ознаменованы расцветом мусульманской культуры и науки, экономическим подъемом.

Но в конце VIII века от Аббасидского халифата начали отпадать отдельные области (например, Марокко). В IX веке процесс распада государства Аббасидов усилился: на территории Ирана, Средней Азии, Закавказья, Египта стали образовываться самостоятельные государства, в которых правили местные династии.

История Багдадского халифата заканчивается падением Багдада в 1258 году, когда последний аббасидский халиф был казнен монголами. Мамлюкские правители Египта и Сирии поспешили восстановить халифат в 1261 году, сделав своим халифом аль-Мустансира (дальнего родственника Аббасидов), спасшегося от преследований. В 1517 году, после завоевания Египта турками, его потомок был перевезен в Стамбул, где, согласно оманской официальной традиции, последний Аббасид передал свои права турецкому султану Селиму Грозному (правил в 1512-1520 гг.). В 1924 году институт халифата, духовного центра всех суннитов, был официально упразднен первым президентом Турецкой Республики Кемалем Ататюрком.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 3 мая 2017; проверки требуют .

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 3 мая 2017; проверки требуют .

Умар ибн Абд аль-Азиз (682 — февраль720, араб.عمر بن عبد العزيز‎) — омейядскийхалиф, правивший в 717—720. За годы своего правления сумел убедить многих в том, что его власть руководствуется Кораном и сунной пророка Мухаммада, заслужив у мусульман единодушное признание и титул Праведный.

Будучи сыном Абд аль-Азиза, младшего брата халифа Абд аль-Малика, т.е. племянником Сулеймана, Умар совершенно не готовился к правлению. Халифом он стал совершенно неожиданно для себя, когда в сентябре 717 г. н.э. тяжело заболел Сулейман, старший сын которого недавно умер, а младший находился в походе на Византию и было не известно, выживет ли он. Сулейман не решился передать власть своим братьям, с которыми находился в натянутых отношениях, а потому утвердил нейтральную кандидатуры — своего племянника Умара, на которого согласились и все присутствовавшие при умирающем халифе военачальники.

Внешне Умар был красив: смуглый человек с изящными чертами лица, носящий пышную бороду. Обучаясь с детства у самых известных ученых, он получил блестящее религиозное образование, и с ранних лет был очень богобоязненным. Однажды, будучи еще подростком, ‘Умар долго плакал. А когда мать спросила его, почему он плачет, то он ответил, что думает о смерти и Судном дне. Несмотря на своё богатство, ‘Умар славился своей скромностью и неприхотливостью.

В 26 лет ‘Умар был назначен наместником Медины, Мекки и Тайфа. За 6 лет правления он проделал огромную работу: были проложены новые дороги, прорыты каналы и колодцы для сельскохозяйственных работ. Покинув должность наместника, ‘Умар служил простым солдатом в армии халифата. В это время его дядя Сулейман ибн ‘Абдуль-Малик, правитель халифата, чувствуя приближение смерти, решил завещать власть своему любимому племяннику. Опасаясь, что ‘Умар откажется от власти, халиф скрыл от него своё завещание. Когда после смерти халифа Сулеймана, при большом стечении народа, было оглашено завещание, ‘Умар хотел отказаться от власти, однако все присутствующие единогласно присягнули новому халифу. Так ‘Умар продолжил достойный ряд праведных халифов: Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана, ‘Али и Аль-Хасана ибн ‘Али. Он стал правителем огромной державы, раскинувшейся от восточной части Азии до юга Европы.

Умар б. Абд аль-Азиз пригласил к себе трех ученых аскетов и попросил совета. Учёный по имени Салим сказал: «Если ты желаешь спасения, то соблюдай пост и воздержание по отношению ко всем мирским прелестям и красотам, и пусть лишь смерть явится твоим разговением». Второй, по имени ибн Кааб, сказал: «Если ты желаешь спастись от наказания Всевышнего Аллаха, то пускай старший из мусульман будет тебе словно отец, средний — словно брат, а младший — словно твой ребёнок. Почитай же своего отца, уважай своего брата и жалей своего ребёнка». Третий же по имени Раджа сказал: «Если ты хочешь избежать Божьего наказания, то люби для людей то, что любишь для себя. И не желай для них того, чего не желаешь себе. А после можешь умирать. Это мой совет. Воистину, я сильно встревожен за тебя относительно того дня, когда трудно будет устоять».

Все события правления Умара описываются классическими арабскими историками как бы в двух параллельных линиях: военно-политической и духовно-аскетичной. Датировка же событий правления Умара во всех источниках от ранних Халифы и Йакуби до поздних ат-Табари и ал-Куфи существует лишь в пределах года хиджры, а потому имеются сложности даже с соотношением порядка событий его правления.

Умар стал правителем огромной державы, включавшей в себя Аравию, Египет, Северную Африку, земли нынешнего Пакистана, Афганистана, Средней Азии, Иран, Ирак, Закавказье и Испанию совершенно неожиданно для себя. Халифат вёл активную военную экспансию: арабы вторгались и в Северный Китай, и на Северный Кавказ, и на Юг Франции. Наместники, вследствие сепаратных стремлений провинций и репрессивной политики ал-Валида и Сулеймана, были никак не связаны с местными элитами, но всем были обязаны лично поставившему их халифу. Главными же для Халифата были две проблемы: во-первых, рост налогового гнёта порождал недовольство населения, перераставшее в мятежи (на примере саботажа мавлей-моряков во время Второй осады Константинополя это проявилось наиболее наглядно). Во-вторых, Халифат стал настолько большим, что количество неарабского населения сравнялось с количеством арабов вне Аравии — а потому всякий раскол, отсутствие единства внутри арабского меньшинства таило в себе угрозу стабильности. Недосдачи в казну, мятежи и ереси закрепили у Умара представление о том, что он лично ответственен за возвращение мусульманской общины на путь истинный и обязанность стать образцом идеального правителя.

Став халифом, Умар отказался от прежнего роскошного образа жизни. Он покинул великолепный дворец омейадов и пожертвовал своё огромное состояние в казну халифата. Весёлые застолья с поэтами, разговоры о женщинах и кулинарных изысках сменились степенными беседами о спасении души, на которых халиф делился своей скромной трапезой — хлебом с чечевицей и чесноком. Жена халифа Фатима, следуя примеру мужа, сдала в казну свои украшения. Апогеем самоттречения Умара б. Абдул-Азиза стал отказ от родовых поместий, которые по его мнению были незаконно приобретены его отцом и дедом, в т.ч. от земель в Хайбаре (подаренных МухаммадомФатиме и присвоенные Марваном б. ал-Хакамом). Эти владения были возвращены законным владельцам, проклятия в адрес Али были отменены .

Во время правления ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза торжествовала справедливость и появилось изобилие. Люди получили возможность подняться из нищеты. Он помог несостоятельным должникам вернуть долги, а тем, кто не мог жениться из-за бедности, помог деньгами, и они женились. Благосостояние народа достигло такого уровня, что желающий раздать своё богатство беднякам в качестве милостыни не мог найти тех, кто взял бы эти деньги и был вынужден искать бедных в других территориях, но даже там не находил.

Достаток и справедливость были настолько всеобщими, что на одном пастбище могли вместе находиться и овцы, и волки. В книге «Хильятуль-аулия» приводится рассказ одного человека: «Я доил овец во времена правления халифа ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза и однажды встретил пастуха, у которого среди овец было около 30 волков. Сначала я принял их за собак, так как до этого никогда не видел волков. И я обратился к этому пастуху и сказал: «О, пастух! Зачем тебе столько собак?» А он мне ответил: «Сынок, а ведь это не собаки. Это – волки». Я сказал: «Субханаллаh! Как удивительно! Волки находятся среди овец и не вредят им!» Пастух ответил: «Сынок! Когда голова здорова, тогда и у всего тела нет проблем!»

Халиф ‘Умар уделял особое внимание нуждам народа. За время своего правления он починил старые колодцы и вырыл новые, а также проложил много дорог и построил много мечетей. Он восстанавливал справедливость, заставляя тех вельмож, которые раньше были у власти, возвращать в казну богатства, которые те взяли незаконно. Он также вернул людям то, что у них незаконно забрали.

‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз не только справедливо управлял страной, но при этом он был практикующим ученым, хафизом, теологом и муджтаhидом.

Праведные халифы

И он был первым в общине Пророка муджаддидом (возобновителем), то есть ученым, который восстановил четкое следование основам Священного Кур’ана и Сунны.

Халиф ‘Умар ввел ряд хороших новшеств, которые подтвердили и поддержали другие мусульманские ученые. Например, он начал делать в мечетях михрабы – ниши в стене, указывающие направление для Намаза. В его время стали записывать и собирать Хадисы. А также халиф ‘Умар уделял огромное внимание распространению истинных знаний и поддержке других мусульманских ученых. Он побуждал и поощрял изучение Священного Кур`ана.

Этот человек был наделен большими способностями, обладал огромными знаниями, широким кругозором и глубоким пониманием. При этом он был очень богобоязненным и жил в соответствии с теми знаниями, которые имел. ‘Умар всегда уповал на Аллаhа, много поклонялся Ему, был скромным, аскетичным, кающимся и покорным Создателю.

Правитель ‘Умар был непредвзятым, проницательным, правдивым, мудрым и боролся за восстановление справедливости. Он был ответственным, самокритичным и честным: он назначал работников, тщательно изучая их возможности и требования к работе.

Несмотря на поступления в то время огромных средств в казну, он не брал себе ни дирhама. Халиф отказался не только от дохода из казны, но и от многочисленной придворной армии прислуг. Он оставил себе лишь одну смену одежды, которая от длительного ношения покрылась заплатками. Порой халиф даже задерживался, дожидаясь пока высохнет выстиранная одежда.

Масляма ибн ‘Абдуль-Малик рассказывал, что когда правитель ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз сильно заболел, он пошел навестить его и увидел, что рубаха правителя была нечистой. Тогда он сказал его жене Фатыме бинт ‘Абдуль-Малик: «Фатыма, постирайте рубаху Правителя верующих». Она ответила: «Ин ша`-Аллаh, сделаем». Но когда он пришел навестить правителя в другой раз, то увидел, что его рубаха осталась такой, какой была. Тогда он обратился к его жене и сказал: «Фатыма, разве я не просил вас постирать рубашку Правителя мусульман?! Ведь люди навещают его!» Фатыма ответила: «Клянусь Аллаhом, у него нет другой рубахи, чтобы поменять и постирать эту».

Известно также много других случаев, которые указывают на аскетизм халифа ‘Умара. Сам он говорил:

А также правитель ‘Умар постоянно повторял следующие строки, и его глаза наполнялись слезами:

Перед смертью ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз много раз повторял 83 Аят Суры «Аль-Касас»:

Это означает: «.

 это последнее пристанище, уготованное тем, кто в земной жизни не стремился к высокому положению и власти и не делал зла. Воистину, за все это богобоязненным будет райская жизнь»

Умар показательно сместил с должности главу казначейства Египта, Усаму б. Зайда — "за излишнюю жестокость", в т.ч., за отрубание рук невыполнившим его распоряжения. Показательно было то, что его не просто смесили, но приговорили к заключению в тюрьму в цепях, которые снимали только на время молитвы. В таком виде Усмана держали сначала год в тюрьмах Египта, а потом — ещё по году в тюрьме каждого округа (джунда) Сирии. Смещён был и наместник Абдалмалик б. Рифа’. По аналогичной причине был смещён и наместник Ифрикийи Йазид б. Абу Муслим. Смещение Йазида б. ал-Мухаллаба, фактического правителя всей восточной половины Халифата, прошла куда сложнее — но не потому, что Умар решил разделить этот огромный региона между несколькими наместниками. Следствией политики ал-Валида и Сулеймана назначения наместников, всем обязынных лично халифу, стало то, что Йазид был ничем Усману не обязан и отдавать деньги и дворцы совершенно не желал. Чтобы не допустить военных столкновений, был разыгран целый спектакль: Йазида пригласили на встречу в Басру, однако на по-пути "случайно обнаружилось", что в Ма’киле уже стоит галера с послом Ади б. Артом. Йазид, путешествовавший по своим владениям без большого войска, не смог отказаться от предложения взойти на борт галеры посланца халифа — где ему было предъявено извещение о лишении поста и требование выплатить все долги. Поскольку Йазида уже не раз арестовывали и пытали по приказу ал-Хаджжаджа, новые угрозы уже не пугали его. Из опасений побега или помощи местных войск конвоировали могущественного экс-наместника по Евфрату с последующей депортацией в Дамаск — однако и там Йазид, уже глубокий старик, не признавал долгов. Речь шла о миллионах дирхемов.

Наиболее подробно описана борьба Умара за чистоту ислама — борьба с теми, кто искажал в его представлении нормы, установленные Пророком и первыми двумя халифами. Все распоряжения Умара носили точечный характер, к каждому наместнику халиф обращался с отдельными посланиями. Именно в правление Умара Ибн Абдул-Азиза на государственном уровне зазвучали приказы "следовать Корану и сунне Пророка", запреты играть на музыкальных инструментах (особенно — на свадьбах), запреты оплакивать мёртвых и ряд иных, менее важных, но крайне строгих запретов. Из религиозных постановлений вытекали и экономические, наиболее известны из которых следующие: запрет наместнику отрубать руки должнику и распинать преступников без разрешения халифа; запрет вводить новые (не прописанные в Коране) налоги; запрет устанавливать единый харадж для земель с разным плодородием; запрет собирать харадж разновесными монетами. В продолжение той же практики возрождения норм раннего ислама была восстановлена налоговая неприкосновенность духовенства и религиозных учреждений; христианам и иудеям как людям Писания было разрешено составлять завещания в пользу единоверцев; незаконно захваченых в плен иностранцев возвращали на родину. Постановления Умара доходили до мелочей: был установлен предельный вес верблюжьего вьюка, запрещено бить животных кнутом с металлическим наконечником, запрещено сажать по берегам Нила деревья (чтобы не мешали тянуть суда бечевой), запрещено писать документы размашисто (в целях экономии папируса).

Отдельно стоит вопрос о благотворительности Умара: ранние историки вроде Халифы и Йакуби описывают этот её скупо (увеличение выплат на 10 дирхемов, содержание столичного лепрозория времён ал-Валида, ремонты дорог времён ал-Валида), однако поздние постепенно повышают планку благотворительности. И если не слишком-то поздние историки ат-Табари и ал-Куфи указывают на приказ халифа прощать долги нищим и разорившимся, а так же своеобразные приёмы в стиле "дня открытых дверей" у халифа, то более поздние историки возводят благотворительность Умара в абсолют. Будто бы долги всех жителей Халифата гасились из специального фонда, созданного лично Усманом, так что нищих не осталось вовсе, чиновничий произвол исчез совершенно, а всякий обиженный мог лично и в любой день прийти на приём к Умару — и халиф внимательно выслушивал все жалобы такого свойства. Как и при описании Праведных халифов, здесь традиционные арабские средневековые историки восхваляют "праведного правителя" в явно гипертрофированном виде. Умар б. Абдул ал-Азиз был благочестив и набожен, однако строго в рамках VIII в. н.э..

В начале лета 719 г. н.э. Умар отозвал войско, осаждавшее Константинополь последние два года. Война с Империей перешла в привычные рамки летних рейдов на вражескую территорию с последующим уходом на зимовку в земли Халифата. Ситуация в Мавераннахре после завершения завоеваний Кутайбы оставалась стабильной: походов не предпринималось, если не считать таковыми отдельные экспедиции против местечковых правителей оазисов, временами отказывавшимися платить дань.

Но спустя всего лишь два года Умар внезапно умер в возрасте 40 лет. По одной из основных версий, халифа отравили его приближенные из рода Омейядов. Пуританский образ жизни халифа, его щепетильное отношение к казне и реформы мешали их алчности.

В Хорасане с 100 г.х. началось создание подпольных ячеек аббасидов под руководством Мухаммада б. Али и Букайра б. Махана. Пропаганда среди населения — даже внутри Мервского оазиса и самого Мерва — выглядела обычными разговорами недовольных поселян, однако именно в это время был заложен фундамент будущих аббасидских восстаний.

Открытая оппозиция Умаййадам, хариджиты, действовали напрямую. в том же 100 г.х. на севере Ирака выступила группа 80 человек под командованием Бистама б. Мурры аш-Шаузаба. Конфликт приобретал конфузный характер: требования следовать Книге и сунне Пророка выдвигала и власть в лице Умара, и оппозиция в лице хариджитов. Умар пошёл было на переговоры — однако здесь немедленно обнаружилось коренное противоречие. Халифы всегда считали, что любое восстание есть нарушение заветов Пророка и что халифом может быть только выходец из курайшитов — в то время как любой вождь даже самого крошечного отряда хариджитов начинал именовать себя амиром верующих и неизменно называл любого Умаййада узурпатором и тираном. Переговоры с любой опппозицией зашли в тупик. Поскольку же Умар б. Абдул ал-Азиз позиционировал себя как праведного халифа, представители оппозиции утратили всякую надежду на мирное разрешение конфликта.

Состояние здоровья халифа последние годы обострялось — от любой пищи (особенно от чечевицы) начинались резкие боли в животе, Умар стал резко терять в весе, цвет лица посерел. Вероятно, 36-летнего халифа съедал рак. В предчувствии смерти Умар перебрался в монастырь Симеона Столпника (Дейр Сим’ан) и выкупил небольшой участок для могилы. Халиф умер 1 раджаба 101 года хиджры (17.01.720 г. н.э.). Перед смертью он попросил присутствующих сесть рядом. После молитвы и покаяния он куда-то пристально посмотрел. Люди сказали ему: «О, повелитель правоверных, твой взгляд суров». «Я вижу присутствующих здесь, но это не люди и не джинны», — и с этими словами испустил дух.

ПРАВЕДНЫЕ (ПРАВОВЕРНЫЕ) ХАЛИФЫ

Несмотря на то что ислам – это одна из самых молодых религий на планете, она имеет очень интересную историю, наполненную яркими событиями и фактами. Многие специалисты считают, что некогда мощный и влиятельный Арабский халифат обязан своим появлением успешной деятельности Пророка, сумевшего объединить в единой вере большое количество разрозненных ранее племен. Лучшим периодом этого теократического государства можно считать десятилетия, когда во главе стояли праведные халифы. Все они были ближайшими соратниками и последователями Мухаммада, находившимися с ним в кровном родстве. Данный период становления и развития халифата историки считают наиболее интересным, часто его даже называют «золотой эпохой». Сегодня мы подробно расскажем обо всех четырех праведных халифах и их самых значимых достижениях во главе мусульманской общины.

Понятие "халифат": краткая характеристика

В начале седьмого века Пророк создал небольшую общину единоверцев, раскинувшуюся на территории Западной Аравии. Называлось это протогосударство умма. Изначально никто и не представлял, что благодаря военным походам и завоеваниям мусульман оно заметно расширит свои границы и станет одним из самых мощных объединений на протяжении нескольких столетий.

Слова «халифат» и «халиф» в переводе с арабского означают примерно одно и то же – «наследник». Все правители исламского государства считались преемниками самого Пророка и были очень почитаемы среди рядовых мусульман.

Среди историков период существования Арабского халифата принято называть «золотым веком ислама», а первые тридцать лет после смерти Мухаммада являлись эпохой праведных халифов, о которых мы и расскажем сегодня читателям. Ведь именно эти люди сделали очень многое, чтобы укрепить позиции ислама и мусульманского государства.

Праведные халифы: имена и даты правления

Первые халифы приняли ислам еще при жизни Пророка. Они были хорошо осведомлены обо всех нюансах жизни в общине, ведь всегда помогали Мухаммаду в вопросах управления уммой и принимали непосредственное участие в военных походах.

Четыре праведных халифа были настолько уважаемы в народе при жизни и после смерти, что позже для них был придуман специальный титул, дословно обозначающий «идущие праведным путем». Эта фраза в полной степени отражает отношение мусульман к своим первым правителям. Дальнейшие халифы данного титула не были удостоены, так как приходили к власти не всегда честным путем и не являлись близкими родственниками Пророка.

По годам правления список халифов выглядит следующим образом:

  • Абу Бакр ас Сиддик (632 634).
  • Умар ибн аль Хаттаб аль Фарук (634 644).
  • Усман ибн Аффан (644 656).
  • Али ибн Абу Талиб (656 661).

За время своего правления халифатом каждый из перечисленных выше мусульман сделал все возможное для процветания государства. Поэтому о них хочется рассказать подробнее.

Первый праведный халиф: путь к вершинам власти

Абу Бакр ас Сиддик являлся одним из первых, кто всей душой поверил Пророку и пошел за ним. До встречи с Мухаммадом он жил в Мекке и был довольно богат. Его основной деятельностью была торговля, которой он продолжил заниматься после принятия ислама.

Еще в Мекке он начал активную деятельность по развитию мусульманской общины. Праведный халиф Абу Бакр ас Сиддик тратил на это огромные суммы денег и занимался выкупом рабов. Примечательно, что каждый из невольников получал свободу, но в обмен должен был стать правоверным. Думаем, не стоит говорить, что эта сделка была очень выгодной для рабов. Поэтому количество мусульман в Мекке быстро росло.

После того как Пророк принял решение переехать в Медину, будущий халиф поехал вслед за ним и даже сопровождал Мухаммада, когда тот прятался в пещере от подосланных убийц.

В дальнейшем Пророк женился на дочери Абу Бакр ас Сиддика, что сделало их кровными родственниками. После этого он не единожды отправлялся с Мухаммадом в военные походы, совершал пятничный намаз и руководил паломниками.

В шестьсот тридцать втором году Пророк скончался, не оставив наследников и не назначив нового преемника, и мусульманская община встала перед выбором нового лидера.

Годы правления Абу Бакра

Сподвижники Мухаммада никак не могли договориться по поводу кандидатуры халифа и только после того, как они вспомнили многочисленные заслуги Абу Бакра перед мусульманской общиной, выбор был сделан.

Стоит отметить, что праведный халиф был очень добрым и абсолютно не тщеславным человеком, поэтому к управлению он привлек и других последователей Пророка, распределив между ними круг обязанностей.

Абу Бакр ас Сиддик получил власть в очень непростое время. После кончины Мухаммада от ислама отвернулись многие люди и племена, которые посчитали, что теперь они могут вернуться к своей прежней жизни. Они разорвали свои договорные обязательства перед халифатом и прекратили выплату налогов.

В течение двенадцати лет Абу Бакр предпринимал действия для сохранения и расширения границ халифата. При нем была сформирована регулярная армия, которая сумела продвинуться до границ Ирана. При этом халиф всегда сам напутствовал своих солдат, запрещая им убивать женщин, младенцев и стариков, а также издеваться над врагами.

В тридцать четвертом году седьмого века армия халифата приступила к завоеванию Сирии, однако правитель государства в это время находился при смерти. Чтобы не допустить конфликтов в халифате, он сам выбрал преемника среди своих ближайших соратников.

Второй халиф

Умар ибн аль Хаттаб аль Фарук правил мусульманской страной на протяжении десяти лет. Изначально он был очень скептически настроен против ислама, но однажды ему довелось прочитать суру, и он заинтересовался личностью Пророка. После встречи с ним он проникся верой и готов был последовать за Мухаммадом в любую точку мира.

Современники второго праведного халифа писали, что он отличался невероятной храбростью, честностью и бескорыстием. Также он был очень скромным и благочестивым. Через его руки в качестве главного советника Пророка проходили очень большие суммы денег, однако он никогда не поддавался искушению, чтобы обогатиться.

Умар ибн аль Хаттаб аль Фарук часто принимал участие в военных битвах и даже выдал свою любимую дочь за Мухаммада. Поэтому не удивительно, что на смертном одре первый халиф назвал своим преемником именно Умара.

Достижения Умара ибн аль Хаттаба

Второй праведный халиф сделал очень многое для развития административной системы мусульманского государства. Он создал список лиц, которые получали ежегодное пособие от государства. В данный реестр входили сподвижники Пророка, воины и члены их семей.

Также Умар заложил основы налоговой системы. Интересно, что она касалась не только денежных выплат, но и регламентировала отношения между разными гражданами халифата. К примеру, христиане не имели права строить свои жилища выше мусульманских домов, иметь оружие и публично показывать свои символы веры. Естественно, что правоверные платили налоги в меньшем размере, чем завоеванные народы.

К заслугам второго халифа можно отнести введение новой системы исчисления, юридической системы и строительство на завоеванных территориях военных лагерей, чтобы не допустить восстаний.

Большое внимание Умар ибн аль Хаттаб аль Фарук уделял строительству. Ему удалось на законодательном уровне закрепить правила градостроения. За основу был взят пример Византии, и большинство городов того времени отличались стройными и широкими улицами с красивыми домами.

За десять лет своего правления халиф заложил основы национального и религиозного единства. К своим врагам он был беспощаден, но одновременно запомнился справедливым и деятельным правителем. Многие историки считают, что именно в этот период времени ислам заявил о себе как о сильном и полностью сформировавшимся религиозном течении.

Третий правитель халифата

Еще при жизни Умар создал совет из шести своих ближайших сподвижников. Именно они должны были выбрать нового правителя государства, который продолжил бы победоносное шествие ислама.

Им стал Усман ибн Аффан, пробывший у власти около двенадцати лет. Третий праведный халиф был не столь деятельным, как его предшественник, однако он относился к очень древнему и знатному роду.

Семья Усмана приняла ислам еще до того, как Пророк переселился в Медину. Но отношения между аристократическим родом и Мухаммадом были довольно напряженными. Несмотря на это, Усман ибн Аффан бы женат на дочери Пророка, а после ее смерти получил предложение взять в жены другую его дочь.

Многие считают, что многочисленные связи Усмана позволили распространить и укрепить ислам еще при жизни Мухаммада. Будущий халиф знал множество знатных семей и благодаря его активной деятельности ислам приняло большое количество людей.

Это укрепило положение тогда еще немногочисленной общины и дало мощный толчок к созданию религиозного государства.

Период правления халифа Усмана

Если описывать эти годы кратко, то можно сказать, что третий халиф отступил от принципов, которых придерживались его предшественники. Он превыше всего ставил родственные узы, тем самым откинув халифат во времена протогосударства.

Родня и приближенные Усмана имели склонность к стяжательству и стремились обогатиться за счет других жителей халифата. Естественно, что это привело к усилению материального неравенства и волнениям.

Удивительно, но в этот непростой период границы халифата продолжали расширяться. Этому способствовали военные завоевания, однако держать покоренные народы в повиновении халифу было крайне тяжело.

В итоге это привело к восстанию, в результате которого халиф был убит. После его смерти в государстве начался кровопролитный период междоусобиц.

Четвертый халиф

Праведный халиф Али ибн Абу Талиб, ставший четвертым правителем «золотой эпохи», относился к очень необычным людям. Из всей плеяды халифов он был единственным кровным родственником Мухаммада. Он являлся его двоюродным братом и вторым человеком, принявшим ислам.

Так сложилось, что Али и Пророк воспитывались вместе.

Список халифов

Поэтому неудивительно, что халиф женился на дочери Мухаммада. В дальнейшем от их союза родилось двое мальчиков, к которым Пророк был очень привязан. Он подолгу беседовал с внуками и был частым гостем в семье дочери.

Али часто принимал участие в военных походах и отличался просто легендарной храбростью. Однако вплоть до своего избрания халифом он не занимал важных государственных постов.

Али ибн Абу Талиб как халиф: оценка историков

Личность Али представляется специалистам крайне противоречивой. С одной стороны, он не обладал организаторскими способностями, талантами политика и гибким умом. Именно при нем наметились предпосылки к распаду халифата, а мусульмане разделился на шиитов и суннитов. Однако никто не может отрицать его фанатичной преданности делу Мухаммада и верности выбранному пути. К тому же безвременная смерть возвела его в ранг мученика. Ему приписывают множество подвигов и деяний, достойных святого.

Исходя из всего вышесказанного, историки делают вывод, что Али оказался истинным мусульманином, но так и не смог сдержать сепаратистский настрой в халифате.

Материалы по теме:

Праведный халифат был создан после смерти пророка Мухаммеда в 632.

Праведные халифы (да будет доволен ими Аллах) ВИДЕО

Халифат возглавляли четыре праведных халифа: Абу Бакр ас-Сиддик, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб. Во времена их правления в Халифат был включён Аравийский полуостров, Шам, Кавказ, часть Северной Африки от Египта до Туниса и Иранское нагорье.

В 632 году пророк Мухаммад умер, не оставив после себя наследника, и между мухаджирами (мекканцами) и ансарами (мединцами) начался спор о его преемнике, закончившийся избранием халифом Абу Бакра ас-Сиддика — близкого друга пророка Мухаммеда. Между тем, с известием о смерти Мухаммада почти вся Аравия, кроме Мекки, Медины и Таифа, сразу отошла от ислама (ридда). Война с вероотступниками позволила Абу Бакру возвратить племена Аравии назад к исламу. Больше всего помог ему в этом опытный полководец Халид ибн аль-Валид, который разбил 40-тысячную армию последователей лжепророка Мусайлимы в так называемой «ограде смерти» при Акрабе (633). Немедленно же по усмирении восстания арабов Абу Бакр, продолжая политику Мухаммада, повёл их на войну против владений византийских и иранских.

Праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб успешно продолжал завоевания, и таким образом под конец своей жизни он, кроме самой Аравии, повелевал в Азии Сирией, Месопотамией, Вавилонией и западной половиной Ирана, а в Африке — Египтом, Баркой и Триполи.

При халифе Усмане был завоёван восточный Иран до Амударьи (Оксуса), остров Кипр, область Карфагена. Междоусобия среди арабов, вызванные убийством Усмана, произвели было перерыв в завоеваниях, и некоторые пограничные области отпали.

Последний из четырёх Праведных халифов, Али ибн Абу Талиб, был убит хариджитами, после чего Муавия ибн Абу Суфьян из рода Омейядов стал единоличным правителем в Халифате. Муавия I провозгласил наследником своего старшего сына Язида. Таким образом, из государства с выборным правлением образ ПРАВЕДНЫЕ (ПРАВОВЕРНЫЕ) ХАЛИФЫ (араб.аль-хулафа" ар-рашидун) (632–661) – халифы Абу Бакр, Умар, Усман и Али, которые после кончины пророка Мухаммада в течение почти 30 лет возглавляли мусульманскую общину и еще при жизни пророка в той или иной мере принимали участие в деятельности общины, а также были связаны с пророком узами кровного родства или брака.

В последующие столетия период правления праведных халифов называли «золотым веком» ислама, когда процветали изначальные мусульманские добродетели, а самим халифам присвоили титул «ар-рашидун» – идущие праведным путем, чтобы отличить их от тех, кто пришел к власти в разных провинциях некогда единого мусульманского государства.овалась наследственная монархия, а сам Муавия I стал родоначальником династии Омейядов.

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 478 | Нарушение авторского права страницы