Аббасали гафаров гармон чалан

12.05.2018 0 Автор admin

"Парапет" — сообщество истории Баку и бакинцев

сообщество

Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы

Изменить категорию | Все статьи категории

Курбанова Хокума Аббасали гызы — народная артистка СССР

11.6.1913 — 11.1988

ЕЕ ИГРОЙ ВОСХИЩАЛИСЬ МИЛЛИОНЫ

Статья, представляемая сегодня вниманию читателей, была задумана в связи с 90-летним юбилеем знаменитой азербайджанской актрисы, народной артистки СССР Хокумы Курбановой. Но и приход в театр, и личная жизнь Хокумы ханум были так тесно связаны с именем народного артиста СССР Алескера Алекперова, что писать об актрисе, при этом не говоря ни слова о нем самом, было бы несправедливо. Тем более, что материалом для публикации и воспоминаниями о знаменитых предках поделился их внук — сын единственной дочери Наили от совместного брака Алескера Алекперова и Хокумы Курбановой, кандидат экономических наук Назим Алиев.

Хокума Курбанова была долгожданным ребенком в семье преуспевающего бакинского коммерсанта Аббасали Курбанова и красавицы с Северного Кавказа Маликат Магомаевой. Родилась она 11 июня 1913 года в Баку.

А начиналась история семьи Курбановых в 1910 году, когда Аббасали Курбанов, будучи по делам на Северном Кавказе, заехал погостить к своему другу Магомеду Магомаеву в Грозный. В его семье было шестеро детей. За то время, что они не виделись, дети успели подрасти. Аббасали обратил внимание на среднюю дочь, Маликат. Она ему очень понравилась и, вернувшись в Баку, Аббасали решил послать к ее отцу сватов. Согласие на брак было получено, но с условием, что для Маликат будет куплен дом, и она не будет носить чадру (горянки-мусульманки не закрывали лица). А.

Текст песни фидан гафаров — Саубуллашу

Курбанов выполнил эти условия и вскоре привез в Баку молодую жену. Надо сказать, что Аббасали до этого был дважды женат, но оба брака оказались бездетными, и он развелся.

Прошло два года, а детей у них с Маликат не было. И тогда они поехали в Бибиэйбатскую мечеть. Там, у священного камня Аббасали попросил Всевышнего послать ему дочь, которую он обещал назвать Хокумой. Вскоре у Курбановых родилась девочка, и они назвали ее Хокума.

Маликат ханум была родной сестрой прославленного композитора Муслима Магомаева. Тогда же он переехал в Баку и жил вместе с семьей сестры. И теперь на стене дома 41 по улице Низами висит мемориальная доска, указывающая, что в этом здании жил и творил Муслим Магомаев. Как вспоминала впоследствии Хокума ханум, к ее дяде Муслиму приходило много гостей. Это были музыканты, писатели, артисты, в общем, весь цвет интеллигенции того времени. Какие они проводили вечера! Играли разные музыкальные произведения, читали собственные стихи и рассказы, исполняли отрывки из спектаклей. Вот в такой обстановке росли дети Маликат ханум: Хокума, Гамер и Агаси Курбановы.

К сожалению, Маликат ханум рано овдовела, на ее долю выпало в одиночку подымать на ноги троих детей, и ей во многом помогал брат Муслим. По его же настоянию сестры Хокума и Гамер поступили в консерваторию. Но Хокуму все больше и больше притягивал к себе театр. А виновником этого был живший по соседству красавец Алескер Алекперов. И он привел ее в театр, где работал актером. Маликат ханум не хотела, чтобы дочь выходила замуж за артиста, и не одобряла их отношений. Слишком строптивым и своенравным был Алескер, слишком гордой и независимой была Хокума… Несмотря на недовольство матери, Хокума вышла замуж за Алескера. В 1934 году у них родилась дочь Наиля.

Все свободное время Хокума проводила в театре, помогая Алескеру во всем.
Там, стоя за кулисами, она выучила все женские роли в спектаклях, где играл Алескер. Он к тому времени уже был известным артистом. Неординарный, с очень яркой внешностью, А. Алекперов привлекал к себе внимание женщин. Ревность, недопонимание, частые скандалы, все это привело к разводу. Так распался брак Алескера Алекперова и Хокумы Курбановой.

«Прекрати ходить в театр. Без меня ты там никто», — сказал Алескер Хокуме при расставании. Но эти слова еще больше распалили ее, и она твердо решила стать знаменитой актрисой.

В театре сразу обратили внимание на молодую талантливую женщину. Каждая ее новая роль становилась событием в театральной жизни города. А в личной жизни самым значительным событием стало рождение в 1945 году дочери Вафы от брака с художником-постановщиком спектаклей в Азербайджанском драматическом театре имени М. Азизбекова Нусратом Фатуллаевым.

Самой первой ролью Хокумы Курбановой в Азербайджанском государственном театре, в котором она приступила к работе в 1939 году, была роль грузинской пленницы Тамары в известнейшей драме Самеда Вургуна «Вагиф». Затем были Ширин в «Фархаде и Ширин» (С. Вургун) Афаг в «Низами» (М. Гусейн), Вафа в «Вафе» (Р. Рза).

Милыми, романтичными и надолго запоминающимися получились в исполнении Хокумы ханум и образы: Соны («В 1905 году» Дж. Джаббарлы), Хураман («Вагиф», С. Вургун), Хумар («Шейх Санан», Г. Джавид), Сусан («Намус» А. Ширванзаде). Но основной линией творчества сильной и целеустремленной Хокумы Курбановой было создание и на сцене образов женщин неординарных, волевых, постоянно стремящихся к высоким общечеловеческим идеалам. Это Солмаз («Од гялини», Дж. Джаббарлы), Хаджар («Гачаг Наби», С. Рустам), Судаба («Сиявуш», Г. Джавид), Рейхан («Джаваншир», М. Гусейн) и другие.
Курбановой было очень ярко сыграно много ролей и из мировой классики. Это Жанна д’Арк в «Орлеанской деве» (Ф. Шиллер), королева Мария в «Марии Тюдор» (В. Гюго), госпожа Серебрякова в «Дяде Ване» (А. Чехов) и т. д.

Хокума Курбанова была очень требовательной и к себе, и к партнерам по сцене. И в жизни это была властная, строгая, порой резкая женщина. Может быть, из-за этого не сложилась ее личная жизнь. Неудачным оказался брак и с народным артистом республики Нусратом Фатуллаевым.

Отношения с Алескером Алекперовым были очень сложные. Руководство театра делало все, чтобы избежать конфликтных ситуаций между ними. Режиссеры старались не только спектакли, но и репетиции двух великих актеров проводить в разные дни. Перелом в их противостоянии произошел в связи с рождением в 1960 году внука Назима. По этому случаю два великих артиста, наконец, согласились играть вместе. Но внезапная смерть Алескера Алекперова в 1963 году помешала этому сбыться.

Вершиной творчества Хокумы Курбановой была роль Клеопатры в «Антонии и Клеопатре» Уильяма Шекспира, поставленном в 1964 году.

— Я был маленьким, когда смотрел этот спектакль, — вспоминает внук актрисы Назим Алиев. — Хокуме ханум было тогда за 50 лет. Но как она была хороша в этой роли! Потом бабушка ездила в Лондон и играла некоторые отрывки перед Питером Бруком, лучшим постановщиком шекспировских пьес. В его спектаклях играли Лоуренс Оливье и Вивьен Ли. Он предложил Хокуме ханум приехать на ежегодный фестиваль и сыграть этот спектакль. Но в те годы это было невозможно.
Не только я, но и многие взрослые робели перед ней. Я всегда называл ее Хокума ханум и обращался на Вы. Позже, будучи уже взрослым, я смотрел «Антония и Клеопатру» в театре им. Вахтангова. Главные роли исполняли Юлия Борисова и Михаил Ульянов. Я смотрел и думал, какой уникальной была бы наша постановка, если бы Клеопатру играла Хокума Курбанова, а Антония — Алескер Алекперов.

Помню ее в спектакле «Сенсиз» Шихали Курбанова. Мне лет 7 было. На премьере в зале стояла тишина. Когда мы прошли в гримерную, бабушка, принимая поздравления, плакала. Это потом я узнал, что автор пьесы Шихали Курбанов накануне умер. Хокума ханум рассказывала, что как-то в Москве, в доме для престарелых артистов она прочитала монолог из этой пьесы. Очень боялась, что, не зная языка, зрители не поймут то, что она хотела до них донести, но старые артисты, даже не понимая слов, оценили ее игру и, долго улыбаясь, аплодировали ей.

Другой моей любимой ролью в исполнении бабушка была Ханума из одноименной пьесы А. Сагарели. В этом комедийном спектакле Хокума ханум блестяще сыграла роль веселой озорной женщины. Позже я видел этот спектакль в Ленинграде в постановке одного из лучших режиссеров театра Георгия Товстоногова. Хокума ханум играла на таком же высоком уровне. Не подумайте, что я хвалю ее как внук. Знаменитый театральный режиссер Н. Охлопков собирался пригласить ее в свой театр на роль Гамлета. Ведь сыграла же Сара Бернар эту роль. Но, увы, вскоре он скончался, так и не воплотив в жизнь свою задумку.

Несмотря на огромное количество сыгранных Хокумой Курбановой в театре ролей, на кинопленку было записано очень мало. Нет ни одного полностью заснятого спектакля. В кино Хокума Курбанова пришла благодаря великому драматургу Джафару Джаббарлы. Он случайно увидел фотографию юной Хокумы и пригласил ее для участия в съемках фильма «Алмас» (1936 г.) на роль Яхши. Позже она снималась в фильмах «Можно ли его простить?» (1960 г.), «Я буду танцевать» (1963 г.), «Человек бросает якорь» (1968 г.) и других. Но от многих ролей ей приходилось отказываться. Так, например, муж сестры Гамер ханум Хабиб Исмайлов снимал фильм «Мачеха». Он очень хотел, чтобы главную роль в нем сыграла Хокума ханум, но в этом фильме играл Алескер Алекперов, и роль досталась другой талантливой актрисе Наджибе Меликовой, а вот за кадром ее озвучивала Хокума Курбанова.

В начале 70-х годов она очень тяжело заболела и ей пришлось на некоторое время уйти из театра. И только в 1974 году она сыграла в пьесе Самеда Вургуна «Инсан». Эта пьеса имела огромный успех и на столетии Азербайджанского театра была показана в Москве.

В 1977 году она сыграла Мехмене Бану в пьесе Назыма Хикмета «Легенда о любви». А в начале 80-х годов — леди Макбет в одноименной пьесе Уильяма Шекспира. Это были самые значительные роли из ее репертуара последних лет.
Но к этому времени уже страдала неизлечимым недугом дочь Хокумы ханум, молодая талантливая актриса Вафа Фатуллаева. Невыносимые страдания любимой дочери надломили эту сильную от природы женщину. Ради дочери она держалась и ушла из жизни в ноябре 1988 года, вскоре после того, как не стало Вафы.

Нилуфяр ГАСАН ГЫЗЫ.
ВЫШКА № 24 от 20 июня 2003 года.

—————————————————————————————————————————————
В Азербайджанском театре им. Азизбекова с 1938 г. Народная артистка СССР (1965). Государственная премия Азербайджанской ССР им. М. Ф. Ахундова (1965). Депутат Верховного Совета Азербайджанской ССР 7—8-го созывов. Награждена орденами Ленина, "Знак Почета", медалями.

© fran

Source: http://vyshka.azeurotel.com/arxiv/2003/24/3.htm загрузка

Дворик

"Парапет" — сообщество истории Баку и бакинцев

сообщество

© 1998-2018 Baku Pages™. Всеправа защищены   •  Условия  • Конфиденциальность  •  Контакты

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Эта сура ниспослана в Мекке Она состоит из 42 айатов. Она начинается с упрёка в адрес пророка — да благословит его Аллах и приветствует! — за то, что он отвернулся от ибн умм Мактума, когда тот пришёл к пророку с просьбой — научить его божественным знаниям и руководству, ведущему к прямому пути Аллаха. В это время пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — был занят разговором с группой знатных курайшитов, которых он призывал к исламу, надеясь, что они ответят на его призыв, а это, в свою очередь, побудит многих людей принять ислам. Далее в этой суре Аллах напоминает человеку о Своих милостях к нему с того момента, как Он сотворил его, и до того времени, как Он воскресит его. В конце суры речь идёт о Дне воскресения. В ней указано, что люди в этот День разделятся на радостных верующих, весёлых, с сияющими от счастья лицами, и неверных нечестивцев.

80:1. Он изменился в лице, нахмурился и отвернулся,

80:2. потому что к нему пришёл слепой спрашивать о его религии.

80:3. Откуда тебе знать, может быть, этот слепой очистится от грехов благодаря тому, чему научится и узнает от тебя о религии,

80:4. или он запомнит твоё наставление, и оно поможет ему,

80:5-6. А тому, кто не верил в Аллаха, полагаясь на своё могущество и имущество, ты уделяешь много внимания, стараясь, чтобы он услышал твой призыв к вере.

80:7. В чём будет твоя вина, если он не очистится от грехов верой?

80:8-10. А от того, кто поспешил прийти к тебе, желая знать Божью Истину и руководство, ведущее к прямому пути, страшась Аллаха, ты отворачиваешься и пренебрегаешь им.

80:11. Поистине, эти айаты — назидание.

80:12. Тот, кто желает, пусть для него назиданием будет Коран, из которого он извлекает уроки.

80:13. Коран — в Священных свитках у Аллаха,

80:14. почитаемых, вознесённых, пречистых от скверны и совершенных,

80:15. переписанных руками ангелов, которых Аллах сделал посланцами к Своим посланникам,

80:16. благородных и благодеющих.

80:17. Да погибнет человек, упорствующий в своём неверии, несмотря на то, что Аллах оказал ему множество благодеяний!

80:18. Не помнит ли он из чего создал его Аллах?!

80:19. Из презренной капли семени Аллах начал сотворение человека и определил периоды его развития (в чреве матери).

80:20. Потом облегчил и указал ему путь к вере и возвестил ему о ней.

80:21.

«Записка» о путешествии на Волгу

Затем умертвил и почтил его, определив ему могилу для захоронения.

80:22. Потом, когда Аллах пожелает, Он воскресит его после смерти.

80:23. Истинно, что человек, несмотря на то, что жил долго в земной жизни, не выполнил того, что Аллах повелел ему: он не верил в Аллаха и не повиновался Ему.

80:24. Пусть человек поразмыслит о своей пище, — как Мы устроили её для него, наделили ею, чтобы он легко получал пропитание.

80:25. Мы низвели с неба обильные ливни,

80:26. и Мы потом рассекли землю трещинами для растений,

80:27. и Мы взрастили на ней злаки, чтобы люди питались и сберегали зерно,

80:28. и виноград, и съедобные травы, которые можно есть свежими,

80:29. и вкусные маслины, и плодоносные пальмы,

80:30. и сады с густыми ветвистыми деревьями,

80:31. и фруктовые плоды, которыми он наслаждается, и травы, которыми кормятся животные.

80:32. Мы выращиваем всё это на пользу вам и вашим животным.

80:33. Когда раздастся оглушительный трубный глас — примета Судного часа,

80:34-36. в тот День человек убежит от своего брата, от своей матери, от своего отца, от своей жены и от своих детей.

80:37. В тот День каждый человек будет заботиться только о себе.

80:38-39. В тот День одни лица будут светлыми, сияющими от счастья благодаря милости Аллаха и в предвкушении рая,

80:40. другие же лица будут запылёнными и печальными,

80:41. будут покрыты мраком и чернотой.

80:42. Это будут лица неверных нечестивцев, которые не обращали внимания на свои грехи.