Абу али ибн сина авиценна

14.04.2018 0 Автор admin

Ибн Сина (Авиценна): король медицины

В данной статье сделана попытка исследовать значение и степень личности его светлости Хусейна (мир ему!) на основе суннитских источников и литературы, а также подчеркнуть на основе тех же источников достоинства его светлости Имама.

Сделана попытка составить статью так, чтобы любой читатель понял ту истину, что личность и жизненный путь Имам Хусейна (мир ему!) являются святыми и дорогими не только для шиитов, но также и для суннитов.

О рождении Имама Хусейна (мир ему!)

Хусейн ибн Али родился 3 или 5 числа месяца Шабана 4 года по лунной хиджре в городе Медине. Некоторые историки днем рождения его светлоси называют последний день месяца Раби ал-Авваля 3 года по хиджре, а некоторые другие заявляют, что Имам родился 5 Джумада ал-Уля 3 или 4 года хиджры. Как видно по поводу даты рождения Имама версии расходятся, но согласно той точки зрения, которая более распространена, его светлость родился 3 Шабана 4 года хиджры.

Когда родился его светлость, то его отнесли к его деду Посланнику Аллаха (да благословит Аллах его и род его!). Пророк сильно обрадовался, увидев Хусейна, и прочитал ему в правое ухо азан, а в левое – икаму и на седьмой день заклал в честь его рождения барана, а матери младенца сказал: «Побрей его, и раздай милостыню серебром равным весу его волос».

Его светлость прожил 6 лет и несколько месяцев со своим великим дедом Посланником Аллаха (да благословит Аллах его и род его!), после этого 29 лет и 11 месяцев со своим отцом Повелителем правоверных (мир ему!), после около десяти лет со своим братом Имамом Хасаном (мир ему!). То время, которое его светлость прожил после гибели Имама Хасана (мир ему!), считается временем его имамата.

Куния Имама Хусейна (мир ему!) – Абу Абд Аллах. Он имел множество лакабов, в том числе и Господин мучеников (Сейид аш-шухада), который был дан ему после гибели при Кербеле. Мы знаем, что данный лакаб до этого принадлежал дяде Пророка (да благословит Аллах его и род его!) Хамзе, но после мученической гибели дорогого внука Пророка (мир ему!) данный лакаб был дан ему.

Пророк дает имя Хусейну

В преданиях говорится, что имя его светлости и его великому брату Имаму Хасану (мир ему!) дал лично великий Пророк (да благословит Аллах его и род его!), а также говорится, что данные имена были даны по приказу Великого Аллаха. Передают от Али ибн Абу Талиба, что он сказал: «Когда родился Хасан, то я назвал его Хамзой в честь моего дяди, а когда родился Хусейн, то я его назвал Джафаром в честь моего другого дяди. Однажды меня вызвал Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) и сказал: «Мне приказано изменить имена тех двоих, впредь называйте их Хасаном и Хусейном»». В других преданиях говорится, что великий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Я назвал Хасана и Хусейна согласно именам Харуна, он назвал своих сыновей Шабар и Шубейр, и я назвал своих сыновей такими же именем (на арабский манер – от автора) Хасаном и Хусейном».

Весть о мученической гибели во время рождения

Асма передает, что когда родился Имам Хусейн (мир ему!), Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) пришел и сказал: «Асма! Принеси моего сына». Я завернула младенца в белую ткань и дала Пророку (да благословит Аллах его и род его!). Его светлость в правое ухо сказал ему азан, а в левое – икаму, и, положив его к себе на руки, заплакал. Я спросила его: Мой отец и моя мать пусть падут жертвой тебе, почему ты плачешь? Он сказал: За этого сына моего. Я сказала: Он только родился, а ты плачешь по нему? Он сказал: Да, Асма! Его убьет группа отступников, да не даст Аллах им моего заступничества. Затем он сказал: Не говори об этом Фатиме, ведь ее сын только родился. Однажды жена дяди Пророка (да благословит Аллах его и род его!) Аббаса по имени Умм ал-Фадль пришла к его светлость и сказала: «О Посланник Аллаха, я сегодня видела плохой сон. Я видела, что кусок Вашего благословенного тела отделился и упал ко мне в руки».

Его светлость сказал: «Это к благому. Фатима родит мальчика, которого ты будешь воспитывать». Я принесла ребенка и дала Пророку (да благословит Аллах его и род его!) и на некоторое время отвела свой взгляд от его светлости. Когда я снова посмотрела на него, то увидела, что из его глаз текут слезы. Я сказала: Мой отец и моя мать пусть падут жертвой тебе, о Посланник Аллаха, почему ты плачешь? Он сказал: Только что приходил Джабраил и сообщил мне, что моя умма убьет этого сына моего.

Когда Повелитель правоверных Али (мир ему!) шел к Сеффейну, то по дороге проезжал Кербелу. Он остановился там и так сильно заплакал, что земля под его ногами промокла от слез. Тогда он сказал: «Однажды я пришел к Посланнику Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) и увидел, что его светлость плачет. Я спросил: «Мой отец и моя мать пусть падут жертвой тебе, о Посланник Аллаха, почему ты плачешь?»,- на что он ответил: «Только что Джабраил был здесь. Он сообщил мне, что сын мой Хусейн погибнет у реки Евфрат на земле под названием Кербела. Он принес мне горсть земли той, чтобы я понюхал ее, я не смог сдержаться и заплакал». Именно там Повелитель правоверных (мир ему!) сказал: «Здесь их стоянка, здесь прольют его кровь. Группа из семейства Пророка будет убита в этой пустыне. И Земля и солнце будут плакать по ним».

Схожесть с Посланником Аллаха

Во многих преданиях говорится, что Имам Хусейн (ми ему!) больше всех был похож на Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его!). Сподвижники Пророка неоднократно указывали на этот факт, особо они отмечали, что рост его был очень похож на рост Пророка настолько, что всякий, кто видел его, вспоминал Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его!). Асим бин Кулайб передает от своего отца, что однажды ночью он увидел во сне Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) и рассказал свой сон Ибн Аббасу, чтобы понять был ли мой сон правильным или нет. Он сказал: «Когда ты увидел Пророка, вспомнил ли о Хусейне ибн Али?»

Я сказал: Да, клянусь Аллахом, когда Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) шел, то полностью был похож на Хусейна ибн Али. Ибн Аббас сказал: Мы всегда знали его, как похожего на Пророка. Унс бин Малик говорит: «Я был у Абд Аллаха ибн Зияда, когда внесли в собрание голову Хусейна ибн Али. Ибн Зияд тростью указал на нос и лицо его светлости и сказал: «Я не видел лица красивее этого». Я сказал: «Ибн Зияд, Неужели не знаешь ты, что Хусейн ибн Али больше всех похож на Посланника Аллаха?».

Привязанность Посланника Аллаха к Имаму Хусейну

Одним из красивейших и выдающихся достоинств в жизни Имама Хусейна было большое внимание и безграничная привязанность Великого Пророка (да благословит Аллах его и род его!) к нему и его старшему брату Имаму Хасану. Эта привязанность была настолько велика и ясна, что большое количество страниц суннитских книг по истории и хадисам посвящено этому вопросу. Мы здесь постараемся привести часть примеров касающихся данной тематике.

Любовь к Хусейну

Великий Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) вместе с группой своих сподвижников шел в гости и по дороге увидел Имама Хусейна (мир ему!), игравшего на улице. Он подошел, чтобы взять его на руки. Сколько бы Пророк не шел в сторону Хусейна, тот все дальше убегал от него. Пророк же смеясь продолжал бежать за ним, пока не поймал его. Тогда он одной рукой взял его за шею, а другой – под подбородок и поцеловал в губы. Затем он сказал: «Хусейн из меня, и я из Хусейна. Да полюбит Аллах каждого, кто любит Хусейна».

Зейд бин Харрис передает: Я хотел пойти к Посланнику Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) по одному делу. Я пришел к его светлости поздно вечером и постучал в его дверь. Пророк вышел, держа что-то под своей абой (накидкой). После того, как мое дело закончилось, я спросил: «О, Посланник Аллаха! Что у тебя с собой?». Он раскрыл свою абу и показал мне Хасана и Хусейна, которые были у него, и сказал: «Это – мои дети и дети моей дочери».

Тогда он поднял свое лицо на небо и сказал: О Аллах! Ты знаешь, что я люблю их двоих, так полюби же и ты их и полюби всякого, кто полюбит их двоих! Салман Фарси также передает от Посланника Аллаха по поводу Имама Хасана и Имама Хусейна, что он сказал: Каждый, кто полюбит моих детей Хасана и Хусейна, я полюблю его, и Аллах полюбит его. И каждый кого любит Аллах, войдет в полный благ рай. Однако каждый, кто будет враждовать с ними двоими и ущемлять их, будет моим врагом. А всякий, кто мне враг, тому враг Аллах, и Он низвергнет его в ад, и для него наказание постоянное.

Эту любовь великого Пророка Ислама (да благословит Аллах его и род его!) к Имаму Хусейну (мир ему!) и семейству пророческому нельзя представлять, как личную приязнь и семейные узы. Смысл преданий, приведенных во многих суннитских книгах, показывает, что Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!), зная будущее развитие исламского общества, хотел подобным образом ясно и определенно разделить и различить друг от друга истинный и ложный пути. В действительности великий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) данными словами как будто хотел предсказать истинным, ищущим истину последователям своим всю вражду и ненависть, в будущем ожидавшие семейство Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его!). Может быть именно поэтому в других преданиях Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!) упоминает о войне и военном противостоянии семейству своему, а войну с ними расценивает равноценной войне с ним лично.

Выдающиеся суннитские ученые передают от Зейда ибн Аркама, Абу Хурейры и других, что перед кончиной, в то время когда Пророк уже лежал в постели, он повернулся к Али, Фатиме, Хасану и Хусейну и сказал: Я буду воевать с каждым, кто будет воевать с вами, и буду дружить с каждым, кто будет дружить с вами. Подобные высказывания Пророка (да благословит Аллах его и род его!) по поводу его дорого семейства делались многократно. В том числе передают, что его светлость неоднократно становился лицом к дому Али, Фатимы, Хасана и Хусейна и говорил: Я воюю с каждым, с кем воюете вы, и дружу с каждым, с кем дружите вы. Бара бин Азим передает, что великий Посланник (да благословит Аллах его и род его!) по поводу Имама Хусейна говорил: Он из меня, и я из него. Все, что запрещено (в отношении) меня, то запрещено (в отношении) его.

Любовь ангела Джабраила к Хусейну

В различных преданиях говорится, что однажды в детстве Хасан и Хусейн боролись друг с другом перед Пророком (да благословит Аллах его и род его!), и Пророк (да благословит Аллах его и род его!) постоянно подбадривал Хасана. Фатима повернулась к Посланнику Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) и сказала: «О Посланник Аллаха! Ты подбадриваешь Хасана, который старше, а не Хусейна, который младше?» Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Потому как Джабраил видел происходящее и подбадривал Хусейна, а я — Хасана».

Любовь Пророка к Хусейну

О любви Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) к Хусейну и его старшему брату Хасану говорили все. Кроме того, о чем уже было сказано, передано множество рассказов ясно и хорошо подтверждающих эту любовь. Передают, что иногда во время общественной молитвы Хасан и Хусейн, которые были еще маленькими, подходили к своему великому деду и, в то время когда он совершал земной поклон, садились ему на спину. Некоторые из сподвижников старались отвести детей от Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его!), но его светлость делал знак, чтобы их оставили также, и сам потихоньку брал их рукой, спускал вниз и сажал к себе на колени.

Однажды Пророк дольше обычного находился в земном поклоне. По окончании намаза молящиеся спросили: «Сегодня Вы задержались в земном поклоне. Снизошло ли откровение или какой-либо приказ?» Он ответил: «Нет, мой сын Хусейн был на мне и я решил подождать, чтобы он закончил свое дело. Не хотел мешать ему». Омар ибн Хаттаб передает, что однажды он увидел, как Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) посадил к себе на спину Хасана и Хусейна. Он повернулся к ним двоим и сказал: «Какой хороший у вас конь!» Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «А какие хорошие наездники!».

Плач имама Хусейна

Хазифа Йаман говорит «однажды великий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) проходил рядом с домом Фатимы (мир ей!), услышал плач имама Хусейна (мир ему!) и сказал: «Дочь моя, успокой сына моего Хусейна. Неужели ты не знаешь, что плачь этого ребенка причиняет мне боль».

Хусейн — лучший

Хузайфа Йаман говорит: Однажды великий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) вошел в мечеть, он нес Имама Хусейна (мир ему!) на плечах, держа своими благословенными руками его ноги у себя на груди, и сказал: «Люди я знаю, о чем вы расходитесь во мнениях (он имел в виду лучших после себя). Это-Хусейн сын Али (мир ему!). Он имеет лучшую бабушку, его дед Мухаммад — Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!), господин пророков, а его бабушка Хадиджа — первая женщина уверовавшая в Аллаха и Его Посланника. Этот Хусейн сын Али имеет лучших отца с матерью. Его отец Али сын Абу Талиба – брат, заместитель, сын дяди Посланника Аллаха и первый мужчина, уверовавший в Аллаха и Его Посланника, а его мать Фатима дочь Мухаммада — госпожа женщин мира.

Этот Хусейн сын Али имеет лучших дядю и тетю по отцу. Его дядя – Джафар сын Абу Талиба, которого Бог украсил двумя крыльями, чтобы летал в раю везде, куда захочет, а его тетя — Умм Хани дочь Абу Талиба. Этот Хусейн сын Али имеет лучшего дядю и тетю по матери. Его дядя — Касим сын Посланника Аллаха, а тетя Зейнаб – дочь Посланника Аллаха». Тогда он спустил ребенка со своих плеч на землю, чтобы тот играл перед ним, и сказал: «Люди, это- Хусейн, его дед и бабушка в раю, его дядя и тетя, в раю, он сам и его брат — также в раю».

Достоинства Хусейна

О достоинствах Имама Хусейна (мир ему!) сказано столько, что все это не уместится в одной или нескольких книгах, поэтому, как и выше, мы здесь приведем лишь несколько примеров. Необходимо сказать, что под каждым из нижеследующих разделов можно привести до десятка хадисов приводимых суннитами. 1. Предводитель юношей рая: Имам Али (мир ему!) передает от Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его!), что он сказал: Хасан и Хусейн предводители юношей рая.

Ибн Аббас также передал от его светлости, что он сказал: Хасан и Хусейн — господа юношей рая. Всякий, кто любит их двоих, тот любит меня, а кто враждует с ними, враждуют со мной. Такие предания передали от великого Пророка (да благословит Аллах его и род его!) также и Омар бин Хаттаб и его сын – Абдуллах ибн Амир. Передают от Хузейфа сына Йамана — известного сподвижника пророка, что однажды вечером он пришел к Посланнику Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) и совершил с ним вечерний намаз. После намаза его светлость встал и начал снова молиться, пока не наступило время ночного намаза. Хузейфа также совершил с его светлостью ночной намаз и подождал, пока Пророк выйдет из мечети и направится к себе домой. Хузейфа последовал за ним. Хазифа передает дальше: «Как будто он с кем-то разговаривал, и я точно понял, что он говорит». Неожиданно Пророк (да благословит Аллах его и род его!) повернулся и сказал: -Ты кто? Я сказал: -Хузейфа. Он спросил: -Ты понял, кто был со мной? Я сказал: -Нет. Он сказал: -Это был Джабраил Амин, который передал мне от Аллаха привет и обрадовал меня вестью о том, что Фатима — госпожа женщин рая, а Хасан и Хусейн — господа молодых людей рая. Я сказал: -О Посланник Аллаха, попроси прощения за меня и мою мать. Он сказал: -Да простит Аллах тебя и твою мать. Джабир ибн Абд Аллах Ансари передает от Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его!), что один день он вместе со сподвижниками Пророка сидел в мечети рядом с Посланником Аллаха. В мечеть вошел Хусейн (мир ему!). Пророк повернулся к сподвижникам и сказал: Каждый кто хочет посмотреть на господина юношей рая, пусть посмотрит на лицо моего сына Хусейна.

Хусейн – врата в рай

Дорогой Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Посредством меня вы стали осведомлены, с Али вы нашли путь и были наставлены, посредством Хасана вы получили блага, но ваше счастье с Хусейном, так как Хусейн это одни из ворот рая. Для каждого, кто будет враждовать с ним, Аллах запретит аромат рая».

Хусейн и айат очищение

Преданная жена Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) Умм Салама передает, что однажды Фатима (мир ей!) принесла для своего великого отца еду. Умм Салама передает далее: «В тот день Пророк был в моем доме, Посланник Аллаха сказал: Иди и пригласи сына моего дяди Али и моих детей Хасана и Хусейна, чтобы вместе покушать». Через некоторое время Фатима и Али, держа за руки Хасана и Хусейна, вошли к Пророку. В это же самое время Джабраил снизошел на Пророка и был ниспослан благословенный айат очищение:

Аллах желает избавить вас от скверны, о Люди Дома (Пророка), и очистить вас очищением. (Ал-Ахзаб, 33) Его светлость повернулся ко мне и сказал: «Принеси хейбаровскую накидку (которая была широкой)». Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) Посадил Али слева, Захру — справа, а Хасана и Хусейна на свои благословенные ноги, и накинул накидку. Он левой рукой завернул накидку, а правую руку поднял к небу и три раза сказал: О Аллах! Это – люди моего дома и моя семья, и так как Ты обещал, отдали от них нечистоту, и очисти их! Я буду воевать с каждым, с кем будете воевать вы — мое семейство, дружить с каждым, с кем будете дружить вы, и враждовать с каждым с кем будете враждовать вы!

Из данного предания, переданного в источниках через хадисы различными путями и являющегося приемлемым, как для суннитов, так и для шиитов, следует, что Имам Хусейн является одним из тех, про кого ниспослан айат очищение.

Абу Али Ибн-Сина (Авиценна)

И поэтом их называют Асхаб Касса (владельцы плаща), а Имама Хусейна – Хамис Асхаб Касса, то есть пятый из владельцев плаща. Ахмад Ханбал и Термизи оба являются крупнейшими суннитскими составителями сборников хадисов, в своих книгах приводят, что в течении шести месяцев после ниспослания айата очищение великий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) каждый день, когда направлялся в мечеть для выполнения утреннего намаза, останавливался у дверей дома Али и Фатимы и громко говорил: Молитва, о люди Дома Мухаммада. Аллах желает избавить вас от скверны, о Люди Дома (Пророка), и очистить вас очищением.

Хусейн и айат о взаимном проклятии

Между исламскими учеными, как шиитскими, так и суннитскими, нет противоречий насчет того, что Пророк (да благословит Аллах его и род его!) во время взаимного проклятия с христианскими учеными Наджрана привел с собой только Али, Фатиму, Хасана и Хусейна (мир им!), и их представил в качестве семьи «наших детей», «наших женщин» и «нас самих» в благородном айате. Этот случай настолько явен и неоспорим, что великий суннитский ученый Хаким Нишабури в своем труде «Марифа Улум ал-Хадис» называет его доказанным, постоянно повторяющимися преданиями.

Наследник знаний Пророка

Выдающийся ученик Ибн Аббаса Икрама передает, что однажды Ибн Аббас в мечети рассказывал людям хадис, как вдруг встал Нафи Ибн Арзак и сказал: «О Ибн Аббас! Ты даешь людям фетву о муравье и комаре! Если у тебя есть знания, то опиши мне Бога, которому ты поклоняешься». Ибн Аббас опустил голову. Хусейн ибн Али сидел в углу мечети, он повернулся к Нафи и сказал: «Нафи! Подойди ко мне, чтобы я ответил тебе». Нафи сказал: «А я у тебя спросил?». Ибн Аббас сказал: «О Ибн Арзак, истинно он из семейства Пророка, а они — наследники его знаний!». Нафи подошел к Имаму, и Хусейн ответил ему. Нафи сказал: «Хусейн: твои слова хороши и ценны». Имам спросил: «Я слышал, что ты обвинял в неверии моего отца, брата и меня?» Он ответил: «Клянусь Аллахом, с тем, что я услышал от Вас, несомненно, Вы – светлый источник Ислама и звезды предписаний Бога!».

Имам сказал: «Я задам тебе один вопрос». Нафи сказал: «Спрашивай, о сын Посланника Аллаха». Имам спросил: «Слышал ли ты айат: Что касается стены, то она принадлежит двум осиротевшим мальчикам из города (Пещера, 82)? Нафи, кто спрятал тот ценный клад для тех двух сирот под стеной, чтобы он достался им в наследство?» Он ответил: «Отец сирот». Имам Хусейн сказал: «А был ли их отец лучше и более заботлив, чем Посланник Аллаха? Можно ли проверить, что Пророк не оставил в наследство своим детям свои ценные знания и лишил нас их?».

Базилик Пророка

Джабир ибн Абд Аллах Ансари говорит: «Однажды мы сидели рядом с Посланником Аллаха (да благословит Аллах его и род его!), как вошел Али ибн Абу Талиб. Его светлость повернулся к Али и сказал: Мир тебе, отец двух базиликов Хасана и Хусейна! Я завещаю тебе из бренного мира хорошо относиться к этим двум моим прекрасным базиликам, так как скоро два твоих столпа рухнут. Джабир передает: Когда скончался Пророк (да благословит Аллах его и род его!), то Али сказал: «Это был один из столпов, о которых говорил Посланник Аллаха». А когда скончалась Фатима, он сказал: «А это – второй столп, о котором говорил Посланник Аллаха».

Подобный хадис передает и Абд Аллах ибн Хаттаб, и относится он ко времени после трагедии в Кербеле. Ибн Наим передает, что сидел около Абд Аллаха ибн Амари, когда пришел какой-то мужчина и спросил о предписании по поводу крови комара, действителен или нет намаз, если на одежде молящегося будет кровь от комара. Абд Аллах спросил: «Откуда ты идешь, где проживаешь?» Он ответил: «Я – житель Ирака». Абд Аллах сказал: «Посмотрите на этого мужчину, который спрашивает о крови комара, в то время, как они убили сына Посланника Аллаха и промолчали. Я слышал от Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его!), что он сказал: Хасан и Хусейн – два моих базилика в этом мире».

Щедрость и великодушие Хусейна

Однажды имам Хусейн (ДБМ) увидел несколько детей, которые вместе ели кусок хлеба. Они попросили его светлость отведать их хлеба. Имам принял их просьбу и поел кусочек хлеба, а затем отвел их к себе домой, накормил их и одел в новые одежды. Имам сказал: «Они щедрее меня, так как отдали мне все, что имели, а я только часть, того, что имел».

Смелость и отваг

а Зайнаб дочь Абу Рафии передает, что Фатима (мир ей!) после потери своего великого и дорогого отца была очень опечалена и постоянно плакала. Один день она взяла на руки Хасана и Хусейна и отправилась к нему на могилу. Она сильно плакала и жаловалась. Жалуясь она сказала: «О Посланник Аллаха, оставил ли ты, что-нибудь в наследство этим двоим детям». Послышался голос Посланника Аллаха, который сказал: Для Хасана я оставляю в наследство великодушие, а для Хусейна – смелость и отвагу. Фатима-Захра (мир ей!) сказала: «Я довольна, о Посланник Аллаха».

Хадж Имама Хусейна

Имам Хусейн (мир ему!) за всю свою жизнь двадцать пять раз пешком совершил хадж, в то время, как рядом с ним вели чистой породы коней без всадников. Его светлость хотя и обладал достаточными возможностями и мог в достаточно полной степени использовать существовавшие в те времена средства передвижения, однако для выражения полного служения, смирения и послушания перед Господом, которые заключаются в хождении пешком, пешком совершал паломничество к дому Аллаха. Что касается того, что он вел с собой коней без всадника, то это возможно из-за двух причин: первая заключается в том, чтобы использовать их при возвращении, а вторая – в том, что ходьба со свитой и прислугой доказывают полное служение и покорность Господу.

Имама Хусейна (мир ему!) видели в мечети Медины, положившего лицо на землю и говорившего: «О господь, если Ты будешь спрашивать меня за мои грехи, то я прибегу к помощи Милости, а если поставишь меня в ряд с согрешившими, то я скажу им, что люблю Тебя. Мой Господь, мое поклонение Тебе не приносит пользы, а мой грех не наносит тебе вреда, тогда прости мне то, что я не совершаю из того, что не имеет пользы для Тебя, а если я совершу то, что не наносит Тебе вреда, то прости, ведь Ты Самый Милостивый».

Ибн Сина Абу Али Хусейн ибн Абдаллах, известный также как Авиценна (это его латинизированное имя) — прославленный арабский врач, философ, последователь Аристотеля, ученый-энциклопедист — родился в селе Афтана неподалеку от Бухары 16 августа 980 г. Жизненный путь Авиценны известен достаточно хорошо, поскольку он сам описал первые 30 лет жизни в автобиографии, затем его дело было продолжено учеником.

Невероятная одаренность Хусейна была заметна уже в детстве. К 10 годам он мог читать наизусть Коран. Отец-чиновник дал ему начальное образование, после чего Ибн Сину отправили в школу для изучения мусульманского законоведения. Несмотря на то, что он был самым юным, к нему, 12-летнему подростку, не считали зазорным обращаться за советом самые старшие. Немного позднее Хусейн обратился к изучению светских наук: философии, медицины, литературы, математики, истории, астрономии и т.д. И если раньше он занимался с учителями, то с 14-летнего возраста перешел к самостоятельным занятиям. В 20 лет он считался известным ученым, а как врач прославился еще раньше: уже в 16 лет получил приглашение от эмира Бухары выступить в роли его лекаря.

Когда Бухара была взята тюрками и династия Саманидов пала, в 1002 г. состоялся переезд Ибн Сины в Гургандж, столицу Хорезма, где ему дали прозвище «князь врачей». Перелом в биографии Авиценны произошел в 1008 г.: знаменитый целитель ответил отказом на приглашение султана Махмуда Газневи служить ему, после чего ему пришлось сменить спокойную благополучную жизнь на многолетние скитания по Табаристану и Хорасану, служить придворным лекарем различных персидских князей.

На протяжении 1015-1023 гг. местом его жительства был Хамадан. Авиценна не только занимался своей непосредственной деятельностью, наукой, но и активно участвовал в политической жизни эмирата, в государственных делах. Благодарный пациент — эмир Шамс ад-Давла — даже сделал его своим визирем, отчего на Ибн Сину ополчились некоторые влиятельные военные. Они требовали у эмира умертвить врача, но тот ограничился его изгнанием, хотя скоро из-за болезни вынужден был в спешном порядке разыскивать и дать министерскую должность.

Эмир Ала ад-Давл был повелителем Авиценны последние 14 лет его жизни (1023-1037); знаменитый целитель был не только главным врачом, но и советником, ездил вместе с эмиром в военные походы. В Исфахане его занятия науками всячески поощрялись.

Наследие Авиценны включало более 450 сочинений, посвященных 29 областям научных знаний, среди которых философия, геология, история, грамматика, поэтика, химия и др. До нашего времени сохранилось лишь немногим менее 300 трудов. При жизни Ибн Сина не раз выслушивал обвинение богословов в атеизме и еретических мыслях, однако это не могло затмить огромного влияния, которое оказывали его трактаты на умы современников.

Главным философским сочинением Авиценны считается «Книга исцеления», состоящая из разделов, посвященных физике, метафизике, математике и логике.

Лучшие книги Абу Али ибн Сины (Авиценны)

Долгие годы он работал над «Каноном медицины» — медицинской энциклопедией из 5 частей, которая принесла ему мировую славу. В этом труде им были систематизированы теория и практика врачей Средней Азии, Индии, Греции, Рима; в течение нескольких веков на Востоке и на европейском континенте врачи должны были изучать его в обязательном порядке. Классическая иранская литература ощутила существенное влияние литературного творчества Авиценны.

Талантливый врач, ученый умер 18 июня 1037 г. от тяжелого заболевания желудочно-кишечного тракта, с которым ему справиться не удалось. Согласно завещанию, его имущество предназначалось бедным, а все рабы должны были быть отпущены. Сначала Ибн Сину похоронили возле городской стены Хамадана, а менее чем через год останки были захоронены в Исфахане, мавзолее эмира.

Әбу Әли Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Әли ибн Сина ((парсыша: ابو علی حسین بن عبدالله بن سینا‎), батыс елдерінде Авиценна атымен белгілі — ғалым, пәлсапашы, астроном. Толық аты-жөні Абу Али Хусейн ибн Абдаллах Ибн Сина, еуропалықдәстүр бойынша ол Авиценна деген атпен мәлім. Ибн Сина өзінен кейін зор шығармашылық мұра қалдырып кетті: ертедегі деректерге қарасақ, ол 456-ге жуық еңбек жазды, бірақ бізге дейін оның 240 кітабы ғана жетті, ол еңбектер поэзия мен философиядан бастап, геология және астрономиямен аяқталып, білімнің барлық саласына арналған. Үлкен атаққа Ибн Сина дәрігер, ғалым және фармацепт ретінде ие болды. Ол бар болғаны 57 жыл өмір сүрсе де (980-1037 жылдары), оның өмірі мен дарыны осы уақытқа дейін аңызға айналып келеді.

Ибн Сина 980 жылы 16 тамызда Бұхара маңындағы Афшана ауылында дүниеге келген. Оның өзі жазған (ол оның алғашқы 30 жылын қамтиды) және оның шәкірті Джурджани жалғастырған өмірбаяны сақталған. Өзінің шыққан тегі туралы Ибн Сина былай деп жазады: «Менің әкем Балхадан, Нуха ибн Мансураның билік жасаған саманидасы кезінде Бұхараға көшіп келіп, онда төрелер кеңесінде жұмыс істеді. Оның қарамағына Бұхара өңіріндегі ауданның орталығы Хармайсананы береді. Афшанға жақын ауылдан, менің анам Ситара – жұлдызды өзіне әйел етіп алды. Онда алдымен мен, содан кейін менің інім дүниеге келді».

Хусейн 5 жасқа келгенде (Ибн Синаны ата-анасы солай деп атаған), сол кездегі Шығыстың ірі орталықтарының бірі Бұхараға көшіп келеді. Баланы бастапқы мұсылманмектеп-мактабқа орналастырады. Хусейн хатыб Убайдының ең кіші шәкірті болды. Өзінің сирек кездесетін қабілетімен ерекшеленді, 10 жасқа жеткенде Құранды жатқа білді, оның ана тілі парсы-дары болса да, араб тілінің грамматикасын меңгеріп алды. Өзінің үйден оқытатын мұғалімі Абу Абдаллах Натилидің жетекшілігімен ойлау туралы ғылымды, евклидтік геометрияны, астрономияны оқи бастады. Оқудың соншалықты табысты жалғасқаны, шәкірті мұғалімнен озып, кейде оны тұйыққа тіреп қоятын.

Ибн Синаның өмірбаянындағы мынадай оқиғаны суреттейді: «Ол осыған ұқсас нәрсені естімеген, сондай талдау анықтамасын бердім. Ол маған таң қалып, менің ата-анама мені ғылымнан басқа ешнәрсемен айналыспауыма кеңес берді. Евклида кітабымен де солай болды. Мен бес-алты теореманы мұғалімнің көмегімен меңгердім, ал қалғанын өз бетіммен меңгердім. Натилидің мені оқытуға шамасы жетпеді. Мен кітаптарды өзім оқып үйрене бастадым. Осы уақытқа дейін өзі білмеген сұрақтарды, менен үйренді».

Ибн Сина жаратылыстану ғылымын, әсіресе медицинаны беріліп оқыды. «Содан кейін мен дәрігерлік ғылымға еліктедім, (өмірбаянында осылай айтылды), оған арналған кітаптарды оқи бастады. Мен аз уақыт ішінде медицинада табысқа жеттім, сол кездегі атақты дәрігерлер менен кеңес сұрап келе бастады. Ауруларға баратын болдым, өзімнің алған тәжірибемнің нәтижесінде, айтып жеткізе алмайтын, маған сауықтыру қақпасы ашылды. Бұл кезде мен он алты жаста едім».

Тәжік дәрігері әрі философы Әбу Әли ибн Синаның «Анатомия мен физиологияға кіріспе», «Дәрігерлік ғылымның ережелері» («Канон врачебной науки») еңбектері өте құнды. Бүл еңбектерінде анатомия мен физиологияны жүйелеп, қосымша мәліметтермен толықтырған. Кітап латын тіліне аударылып, 30-дан астам рет қайта басылып шыққан.

Ибн Синаның күміс кесеге салынған кескіні — Museum at BuAli Sina (Avicenna) Mausoleum — Hamadan — Шығыс Иран

Жас Ибн Сина сол кездегі атақты дәрігер Абу Сахлем Масихимен танысып, ғылыми хат жазысып тұрды, ортағасырлық Шығыстағы ғалым-энциклопедист Абу Райхан Бирунимен қақтығысып қалатын.

Он жеті жасқа қараған кезде, Ибн Сина дәрігер ретінде Бұхарада үлкен атаққа ие болып, Бұхарадағы әмір сарайына шақырылды. Нух ибн Мансур ұзақ уақыт бойы ауырды, оны емдеген сарай маңындағы дәрігерлер оған ешнәрсемен көмектесе алмады. Ибн Сина аз уақыт ішінде басқарушыны емдеп шығарды, ол әмірдің жеке дәрігері болып сайланды, сарай кітапханасын пайдалануға рұқсат алды, ол Таяу Шығыстағы ең жақсы және бай кітапхана еді. Мүмкін, дәл сол Бұхара кітапханасында оның медицина бойынша қорытынды еңбегін жасау идеясы туындаған шығар. Бірақ ол кезде ғалымның ойлағанының бәрі орындала бермейтін.

900-ші жылдардың соңында Бұхара соңғы тыныш күндерін бастан өткізеді. Мемлекет жан-жаққа бөлініп, қарахандықтар, түрік көшпелі тайпалары астананы жаулап алды. Қала тоналып, кітапхана жанып кетті…

1002 жылы әкесі қайтыс болған соң, Ибн Сина Хорезмнің астанасы Гурганджыға (қазір Үргеніш) көшіп келеді. Жергілікті басқарушы шах сарайындағы Мамун Академиясына пікір таластыру үшін келген ғалымдарға жақтау көрсетті. Ибн Синаның соңынан Хорезмге Бируни мен Масихи келді. Біраз жыл ғалымдар тыныштық тауып, ғылыммен шұғылдануға мүмкіндік алды.

Көрші Газна мемлекетінің сұлтаны Махмуд басқарушы Хорезмнің бай жерін басып алғысы келді, 1008 жылы ғалымдарды оның астанасына қоныс аударуын талап етті. Ибн Сина мен дәрігер Масихи сұлтанға барудан бас тартып, түнде қарақұм құмы арқылы қашып кетті. Аңыз бойынша үшінші күн жол жүріп келе жатқанда, дауылға тап болып, адасып, сусыз және тамақсыз қалады. Масихи шөл далада өледі. Ибн Сина оны көмеді де, өзі әзер дегенде құтылып шығады. Сұлтан Махмуд Газневи барлық қалаларға Ибн Синаның сыртқы түрін суреттеп адамдар жібереді. Кімде-кім данышпан дәрігердің тұрақтаған жерін көрсетсе, үлкен сый алатын болды.

Сол кезден бастап Ибн Синаның өмірі Иранның түрлі қалаларында бітпес қаңғырумен өтті. Ғалым Хамадан және Исфаханда өмір сүрді, онда ғылыми шығармашылықпен айналысты, нысана қызметімен шұғылданып, сондағы әмірлердің сарай маңындағы дәрігері болды. Ибн Сина басынан өткізген жағдайлар қиын болды. Бірнеше рет қуғынға ұшырап, абақтыға жабылды. Үйін тонаған кезде, ғалымның көптеген еңбектері жоғалып кетті. Кейбір жұмыстарын Ибн Сина ұзақ жол жүрген кезде, ат үстінде отырып жазды.

Өзінің күш-жігері және ғажап жадысы арқылы, қажетті әдебиетті пайдалану мүмкіндігінен айрылса да, Ибн Сина ғылыми, әдеби және дәрігерлік қызметін тоқтатпады. Өмірдің қиын соқпақтары денсаулығына әсер етіп, 1037 жылы 18 маусымда қайтыс болды.

«Өлімнің түйінін анықтауға» талаптану, құпияны ашу, ауруды жеңіп шығу, адамдардың өмірін жеңілдету үшін, барлық мүмкін болатын нәрселерді жасау, Ибн Синамен алға басты, ол өзінің медицина бойынша басты еңбегі «Китабуль- Канун фит — тыбб» (Дәрігерлік ғылымның ережесі) жазып шықты. Бес томдық энциклопедия «Дәрігерлік ғылымның ережесі» Ибн Синаға дүниежүзілік атақ әперді, медицина тарихында атағы жайылған кітап болды. Еңбек оның мазмұны мен дәл құрылымымен ерекшеленді.

«Дәрігерлік ғылымның ережесі» грек, үнді және ортаазиялық медицина білімін және тәжірибесін талдау және жүйелеуді ғана көрсеткен жоқ. Ибн Синаның қызметі дәрігерлік тактикаға жаңаша болып енгізілді.

Бұрын медицина ғылымына белгісіз жаңа мәліметтерді «Ереженің» әрбір бетінен кездестіретін болды. Ибн Сина көрінбейтін жұқпалы аурулардың қоздырушысы туралы ғылыми болжамды алға тартты, бұлар ауа және су арқылы тарайтын, 800 жыл өткеннен соң ғана француз Пастер ғалымның қоздырушы микроб туралы бұл жұмбағын дәлелдеді.

Ибн Сина тамыр туралы оқуды шығарды, оған әлі бір нәрсе қосу қиын болды. «Тамыр толқын тәріздес немесе ұршық тәріздес, екі соғу, ұзақ, дірілмен, қысқа, аз, баяу, құмырсқаның илеуіндей болуы мүмкін. Тамыр сонымен қоса жұмсақ, аласа, ара тәріздес, жуан, бос, қызу, күйгелек болады», — деп айтылған «Ережеде».

Ибн Сина бірінші болып оба, тырысқақ, сары ауру туралы жазды, олардың шығу себептерін, нышандарын талдап шықты, мұндай ауыр ауруларды, менингит сияқты, асқазан жарасы, диабет және көптеген басқа аурулардың емдеу әдістерін талдап қарастырды.

Ол көздің бұлшық еттерінің құрылысын анық түсіндіріп берді. Бәрі оған дейін көз фонарик тәрізді, ерекше сәуле шығарады деп ойлайтын: бұл сәулелер затқа шағылысып, кері кетеді және кескін береді. Ибн Сина көздің бұлағы хрусталь деген пікірді теріске шығарды, заттың кескінделуі көз торы арқылы көрінеді. «Дәрігерлік ғылымның ережесінде» Ибн Сина ерекше назарды баланы тәрбиелеу мен тамақтандыруға, физикалық жаттығулар мен дұрыс тамақтануға аударады. Ибн Синаның еңбегінің соншалықты жоғары болғаны, ол «Ережені» жазып біткен соң, ол дүние жүзінің барлық елдерінде медицина энциклопедиясы болды. 12 ғасырдың өзінде араб тілінен латын тіліне аударылып, көптеген қолжазбамен тарады.

15 ғасырда кітап басып шығаруды ойлап тапқан соң, бірінші басылымның бірі болып «Ереже» басылып шықты. Еуропада жиі басылып шығуы жағынан Библиямен бәсекелесті, ал ол бар болғаны 40 рет басылып шықты.

17 ғасырдың соңына дейін «Дәрігерлік ғылымның ережесі» студент-дәрігерлер үшін және Еуропада дәрігер үшін жетекші болуда, Шығыс елдерінде де негізі оқулық болып қалды.

Орта Азияда осыдан мың жыл бұрын өмір сүрген, ұлы ғалым, дәрігер Ибн Сина адамның танымдық қабілетін, рухани өсуін көрсеткен, біздің заманымыздағы ерекше тұлға болып қалады.

Әбу Әли Хусейн ибн Абдаллах (латын транскрипциясы — Авиценна; 980, Бұхара қалысы жанындағы Афшана ауылы — 18. 6. 1037, Хамадан) — ортағасырлық ғалым, философ, дәрігер. Орта Азияда және парсы жерінде (Иранда) өмір сүрген; түрлі әмірлер тұсында дәрігерлік және уәзірлік қызметтер атқарған. Басты философиялық еңбектері — “Дауа кітабы” (“Іұтқару кітабының” қысқаша мазмұндамалық нұсқасы), “өсиеттер мен кеңестер кітабы”, “Білім кітабы” (парсы тілінде, “Даныш-намэ”). Әбу Әли ибн Сина философиясы метафизика, гносеология және логика салалары бойынша шығыс аристотелизмі дәстүрін, бір жағынан неоплатонизмнің онтологиялық концепцияларын дамытады. Әбу Әли ибн Сина пікірінше тек құдай ғана абсолютті тіршілікке ие, қалғандардың бәрі де өздігінше тек мүмкін нәрселер ғана, олардың болмысқа енуі тек құдайдың құдіретімен болатын жәйт. Әйтсе де құдай жаратқан табиғат уақыт пен кеңістік ішінде бола тұрып, эманациялар иерархиясы арқылы мұнан әрі өзіндік қозғалыс принципі бойынша дамиды. Әбу Әли ибн Синаның әлеуметтік ілімінде әділетсіз қоғамға қарсы қарулы көтерілістер жасауға дейін баруға болатыны туралы ой бөлекше есте қалады.

Мұсылмандық дін ілімі өкілдері (әсіресе, Әбу Мұхаммед Ғазали) Әбу Әли ибн Синаны “дін бұзарлығы” мен “атеизмі” үшін айыптаса, Әбу-л-Уәлид Мұхаммед ибн Рушд оны натуралистік көзқарастары үшін сынға алады. Әбу Әли ибн Синаның философияға және жаратылыстану ғылымына арналған трактаттары бірнеше жүздеген жылдар бойы Шығыс пен Батыста кең таралған тарихи мәні зор мәшһүр еңбектер қатарында келеді.

Абу Али ибн-Сина. Звезда Востока

Әбу Әли ибн Синаның араб және парсы тілдерінде азын-аулақ өлеңдері сақталған. Оның поэтикалық шығармаларына арқау болған тақырыптар — материяның мәңгілігі, ағартушылық пен ғылымды уағыздау. өлеңдерінің өзіндік белгілері — афоризмге толылығы, көркемдік бейнелеу әдістерінің қарапайымдылығы. Парсы тіліндегі өлеңдерінің басым бөлігі рубаяттар түрінде жазылған. Әбу Әли ибн Сина шығармалары классикалық парсы, араб, өзбек және орта ғасырлық еврей әдебиетіне елеулі ықпал жасаған. Әбу Әли ибн Сина дәрігерлік кәсіппен 16 жасынан бастап шұғылданды. жергілікті тәбиб әдістерін үйренген соң, ол кітаптардан ескі грек, руми, үнді, парсы, қытай медицина негіздерін өңдеп жетіктірді. Әсіресе, ескі юнан жұртының атақты дәрігерлері Гиппократ пен Галеннің еңбектерімен толық танысты, олар айтқан қағидаларды толықтырды, қатесін түзетті, ескірген ұғымдарын алып тастады. Әбу Әли ибн Сина арқасында Гиппократ пен Галеннің даңқы қайта жайылды, әйтегенде Еуропада олардың еңбегі түгіл есімі де ұмытыла бастаған еді. Оның күрделі туындысы — “Дәрігерлік ғылымның каноны” (“Китаб әл-канун фи-т-тибб”), бұл — көлемі 200 баспа табақ, 5 кітаптан тұратын медицина энциклопедия. Араб тілінде сан рет көшірілді. Латынша аудармасы 12 ғ-да жарық көріп, аз уақытта бүкіл дүние жүзіне таралды. Күллі Шығыс пен Батыста Әбу Әли ибн Сина осы кітап арқылы 5 — 6 ғ. бойы медицина ғылымының дара жетекшісі, дәрігерлердің ұлы ұстазы болды, “Медициналық ханзада”, “Шейх-ур-райс” деген ұлы есімге ие болды. Баспа әдісі пайда болғаннан кейін “Канонның” басылуы Інжілмен бәсекелес өтті. Араб тіліндегісін санамағанда латын аудармасы 30 шақты рет басылды. “Канон” орыс, өзбек тілінде ғалымның 1000 жылдық салтанатына байланысты Ташкентте (1954 — 56) басылып шықты. “Медицина — саулықты сақтау, науқасты кеселден айықтыру үшін адам тәнін зерттейтін ғылым”, — дейді автор. “Медицинаның бір бөлігі — білім, екіншісі — амал, мұның екеуі де ғылым, біреуі медицинаның түп негізі болса, екіншісі — амал жасау ережелері”. Әбу Әли ибн Синаның ең негізгі насихаты — саулықты күні бұрын сақтау. Бұл жөнінде оның қоятын шарттары: тағамды талғай білу, денені шынықтыру және таза ұстау. Бұл ережелер осы күнге дейін маңызын жойған жоқ. Ал ғасырлар бойы бұған еліктеп жазылған кітаптар да өте көп. Саулық сақтау жолдарын Әбу Әли ибн Сина былай деп көрсетеді: “Дене құрылысының гармониясын бір қалыпты ұстау, тағам мен ішімдікті талғау, дәрет тәртібін мұхияттау, киім мен ауа тазалығын ұстау, дене мен рух бірлестігін көздеу, ол үшін ұйқы тәртібін бұздырмау. Дене шынықтыру үшін жаттығулар әр адамның жасына, күшіне сәйкес әрқилы болуы қажет. Орта жастағыларға салт қыдыру тиімді болса, қуаты азайған кекселерге жаяу жүрген пайдалы. Сол сияқты бозбалаға шарт тағам қарттарға зиянды болуы ықтимал. Жасы келіп қартайған шақта ұйқыны көбейту, жылы сулы бұлау қабылдау, қышқыл, тұзды тағамды азайтып, сүт қоректерін, өсімдіктерді әсіресе сарымсақ, қызылша мен капустаны көбірек пайдалану керек”, — дейді. “Канондағы” саулық сақтау үшін дәрігерлер қолданатын ережелердің ең маңыздысы — қанағат. Тамақтануда, шарап ішуде, дәрі пайдалануда, нәпсіге де, қомағайлыққа да жол бермей, қанағат ету. Әбу Әли ибн Сина қалдырған соны мұраның ішіндегі ізгісінің бірі — ауру-кеселді қоздырмас үшін күні бұрын шаралар қолдану. Бұл жөніндегі ережелер тек дәрігерлерге арналған уағыз ғана болған жоқ, ғасырлар бойы қоғамға пайдалы ережеге айналды. Мысалы, сол дәуірде Үргеніш, Самарқан, Отырар, Тараз сияқты қалаларда мал сою, сүт сату, балық сақтау, ауыз су тазарту тәртіптері өкімет тарапынан қадағаланып отырды. Бұл тәртіптер Әбу Әли ибн Синаның және оның шәкірттерінің ықпалымен жүзеге асырылды. Таң қаларлық жағдай: Әбу Әли ибн Сина кесел-аурулардың жұғуы көзге көрінбейтін өте ұсақ нәрселермен байланысты деген пікір айтты. “Бұзылған, иістенген су ішті бұзады, ал бұзылған ауа шешек, оба кеселдерін қоздырады. Аурудан сақтану үшін ауыз суды сүзіп, қайнатып ішу шарт”, — дейді ұлы ғалым. Әбу Әли ибн Сина ауру-кеселдің түрін анықтауға, жалпы оташылыққа аса көп көңіл бөлді. Әр түрлі мүшенің зақымдануы, жара, жарақат, қызба ауруларын толық сипаттап жазды. Науқастың реңі, бет-әлпеті, тамыр соғуы, зәрдің түсі мен түрі арқылы ауру кезеңін байқауды замандастарына үйрете білді. Кеудені түрткілеу арқылы өкпе нұқсанын аңғару әдісін кең пайдалана білген. Бұл диагностикалық әдіс Еуропада 18 ғ-да қайта табылып, кең өріс алды. Әбу Әли ибн Сина келтірген көптеген ауру-кеселдер сипаты осы уақытқа дейін маңызын сақтауда. Мысалы, өткен 1000 жылдың ішінде құтыру ауруының жұғу жолдары, бастамасы, қозуы тіпті өзгеріссіз деуге болады. Ал Еуропада бұл кеселдің толық белгісі тек 18 ғ-да ғана сипатталып жазылды. Көздің құрылысы мен қалай көретіндігіне оның берген ұғымы осы күнге дейін қалпында. Әбу Әли ибн Сина келте кесу (ампутация), шекебұрғылау (трепанация), қуықтан тас алу, онымен қатар жара таңу, білтелеу, сынық салу амалдарын да үйретіп кетті. Әбу Әли ибн Сина ауруды емдеуде дәріні кең қолданды, Гиппократ дәрінің 200 түрін, үнді тәбибтері 800 түрін пайдаланған болса, Әбу Әли ибн Сина дәуірінде 2600 түрлі дәрі қолданылып, оның жартысынан көбі өсімдіктерден алынған, Әбу Әли ибн Сина көптеген дәрілерді жасау, дайындау, сақтау әдістерін ұсынды.