Абу бакр мухаммад ар рази

27.04.2018 0 Автор admin

Иранский учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази (латинизированное имя Разес, Rhazes, 865 – 925 годы) родился в персидском городе Рее, близ Тегерана. В Персии, а также в городах, расположенных на территории современных Узбекистана и Таджикистана, он получил разностороннее образование и, в частности, изучал философию, метафизику, поэзию, магию и алхимию. Еще в молодости он начал заниматься опытами облагораживания металлов и поисками «эликсира».

В 30-летнем возрасте он отправился в Багдад, где изучал медицину. Вскоре он прославился как весьма искусный врач; руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Ар-Рази был хорошо знаком с античной наукой, медициной и философией; он оставил труды по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и алхимии – всего, очевидно, 184 сочинения (до нас дошло 61); многие труды Ар-Рази были переведены на латинский язык в Европе в X – XIII веках.

В основе философской концепции Ар-Рази, близкой некоторым разновидностям гностицизма, лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «материи», «времени», «пространстве»; посланный «творцом» «разум» внушает «душе», пленённой «материей», стремление к освобождению; путь к этому – изучение философии. Атомизм Ар-Рази близок атомизму Демокрита; Ар-Рази верил в абсолютное пространство, абсолютное время и признавал множественность миров. Все вещи, по его мнению, состоят из неделимых элементов (атомов) и пустого пространства между ними. Эти элементы вечны, неизменны и обладают определенными размерами. Свойства веществ, состоящих из четырех начал Аристотеля, определяются размерами составляющих их атомов и пустот между ними. Величина пустого пространства между атомами самих четырех начал определяет их естественное движение. Так, вода и земля движутся вниз, в то время как огонь и воздух – вверх.

В этике Ар-Рази выступал против аскетизма, призывал к активной общественной жизни, считая образцом Сократа. Ар-Рази критиковал все существовавшие в его время религии. Истина, по Ар-Рази – едина, религий – множество, следовательно, все религии ложны; надо читать не Священное писание, а книги философов и учёных. Антиклерикальные высказывания Ар-Рази вызвали яростные нападки мусульманских мыслителей X – XI столетий, в частности Фараби.
Среди алхимических сочинений Ар-Рази наиболее известны «Книга тайн» и «Книга тайны тайн». Ар-Рази, очевидно, хорошо знал труды греческих философов и произведения александрийских алхимиков; он изучил и оригинальные сочинения арабских авторов VIII и IX веков.

Целью алхимии, по мнению Ар-Рази, является трансмутация металлов при помощи «эликсира», осуществляемая через операцию получения «основы» металла. Кроме того, алхимия должна заниматься получением из «обычных» камней (кварца и стекла) драгоценных камней. Основными элементами (принципами), составляющими металлы, Ар-Рази, следуя Джабиру, считал ртуть и серу, однако он добавлял к ним еще третий принцип – «соль». Это представление о составе металлов получило в дальнейшем широкое распространение в европейской алхимической литературе.
В своих сочинениях Ар-Рази описывает различные химические аппараты и приборы и химические операции. В «Книге тайн» он делит весь материал алхимии на три раздела: 1) Познание вещества, 2) Познание приборов и 3) Познание операций.

Ар-Рази впервые в истории химии предпринял попытку классифицировать все известные ему вещества. Он разделяет их на три больших класса: 1) землистые (минеральные), 2) растительные и 3) животные. Минеральные вещества он, в свою очередь, делит на шесть групп: 1) «духи» (спирты, летучие вещества), к этой группе он относит ртуть, нашатырь, аурипигмент или реальгар, и серу; 2) «тела» (то есть металлы), всего их семь: золото, серебро, медь, железо, олово, свинец, и «харасин» (вероятно, цинк); 3) «камни», всего их тринадцать: марказит, марганцовая руда, бурый железняк, галмей, ляпис-лазурь, малахит, бирюза, красный железняк, белый мышьяк, сернистый свинец и сернистая сурьма, слюда, гипс и стекло; 4) купоросы, их шесть видов: черный купорос, квасцы, белый купорос (вероятно, цинковый), зеленый купорос, желтый, красный (сульфат железа); 5) «бораки», которых также шесть видов; 6) «соли».

Растительные вещества Ар-Рази не перечисляет, упоминая лишь о том, что они редко употребляются. Из животных веществ он выделяет 10: волосы, кости черепа, мозг, желчь, кровь, молоко, моча, яйца, раковины и рог.
Среди аппаратов и приборов, описанных в сочинениях Ар-Рази, фигурируют, в частности, кубки, колбы, тазы, стеклянные блюдца для кристаллизации, кувшины, кастрюли, горелки, нефтяные лампы, жаровни и печи (атанор), печи для плавки, напильники, шпатели, ковши, ножницы, молотки, щипцы, песчаные и водяные бани, фильтры из тканей и шерсти, алембики, воронки, ступки с пестиками, сита металлические, волосяные и шелковые и другие приборы и принадлежности.

Ар-Рази описал и различные химические операции, в частности плавление тел, декантацию, фильтрование, дигерирование (настаивание при повышенной температуре), дистилляцию, сублимацию, амальгамацию, растворение, коагуляцию (сгущение).
Основные работы Ар-Рази по медицине – книга «Аль-хави» («Всеобъемлющая книга по медицине») и 10-томная «Медицинская книга, посвященная Мансуру» – своеобразные медицинские энциклопедии на арабском языке; переведённые на латинский язык, они в течение столетий служили руководством для врачей. В труде «Об оспе и кори» Ар-Рази дал классическое описание этих болезней, отметив невосприимчивость к повторному заболеванию; применял оспопрививание (вариоляцию).

Считают, что Ар-Рази впервые ввёл составление истории болезни для каждого больного.

Абу Бакр Мухаммад ар-Рази

Первым описал инструмент для извлечения инородных тел из глотки, одним из первых начал применять вату при перевязках и кетгут при сшивании ран. Составил наставления по сооружению больниц и выбору места для них. Автор работ о значении специализации врачей («Один врач не может лечить все болезни»), о медицинской помощи и самопомощи для неимущего населения («Медицина для тех, у кого нет врача») и др.
Сочинения Ар-Рази вскоре проникли в арабскую Испанию и в дальнейшем были переведены на латинский язык и особо почитались западноевропейскими алхимиками.

Эпидемии повальных болезней

Опустошительные эпидемии и пандемии инфекционных болезней имели место во все периоды истории человечества. Число их жертв достигало, а порой и превышало потери во время военных действий. Достаточно вспомнить пандемию гриппа во время первой мировой войны («испанка»), поразившую 500 млн человек, из которых умерло около 20 млн. И все же самой печальной страницей в истории инфекционных болезней являются средние века в странах Западной Европы, где особенности социально-экономического, политического. и культурного развития феодальных государств в значительной степени способствовали распространению массовых заразных болезней.

Средневековые города в Западной Европе возникли в IX—XI вв., однако водопроводы и водоотводы в них стали сооружаться лишь несколько столетий спустя (в Германии, например, с XV в.). Для сравнения отметим, что древнейшие из известных на нашей планете санитарно-технические сооружения (колодцы, канализация, бани, бассейны) были построены в середине III тысячелетия до н. э. в долине р. Инд в городах Хараппа, Мохенджо-Даро, Чанху-Даро и др. на территории современного Пакистана. В средневековой Западной Европе весь мусор и пищевые отходы горожане выбрасывали прямо на улицы; узкие и кривые, они были недоступны для лучей солнца. В дождливую погоду улицы превращались в непроходимые болота, а в жаркий день в городе было трудно дышать из-за едкой и зловонной пыли. Понятно, что в таких условиях повальные болезни не прекращались, а во время эпидемий чумы, холеры и оспы именно в городах была самая высокая смертность.

Широкому распространению многих заразных болезней способствовали также крестовые походы — военно-колонизационные кампании европейцев на Востоке (1096—1270), осуществлявшиеся, как утверждалось, во имя спасения «гроба Господня». Главная цель походов — приобретение новых земель на Востоке — не была достигнута. Однако для Западной Европы они имели значительные культурные и хозяйственные последствия: появились новые сельскохозяйственные растения (гречиха, рис, абрикосы, арбузы и др.), вошел в употребление сахар; были заимствованы некоторые восточные обычаи (ношение бороды, омовение рук перед едой, горячие бани). По примеру Востока в западноевропейских городах стали строить больницы светского типа — до этого больницы в Западной Европе, как и в Византийской империи, создавались при монастырях: Hotel-Dieu (Дом божий) в Лионе (VI в.), Париже (VIII в.) и др.

С другой стороны, именно во времена крестовых походов наиболее широко распространилась проказа (или лепра). В средние века ее считали неизлечимой и особо прилипчивой болезнью. Человек, который признавался прокаженным, изгонялся из общества. Его публично отпевали в церкви, а затем помещали в лепрозорий (приют для прокаженных), после чего он считался мертвым как перед церковью, гак и перед обществом. Он не мог ничего зарабатывать или наследовать. Поэтому прокаженным предоставлялась свобода просить милостыню. Им выдавалось особое платье из черной материи, специальная шляпа с белой лентой и трещотка, звуки которой должны были предупреждать окружающих о приближении прокаженного. При встрече с прохожим он должен был отступать в сторону. Вход в город разрешался прокаженным лишь в определенные дни. Делая покупки, они должны были указывать на них специальной тростью.

Идея изоляции прокаженных от общества возникла в Западной Европе еще в VI в., когда монахи ордена св. Лазаря (на территории Италии) посвятили себя уходу за прокаженными. После крестовых походов, когда лепра распространилась в Европе, как никогда и нигде в истории человечества, количество лепрозориев на континенте достигло 19 тысяч. В одной только Франции времен Людовика VIII. (ее территория была тогда вдвое меньше современной) насчитывалось около 2 тысяч лепрозориев. В эпоху Возрождения, в связи с улучшением санитарного быта городов, лепра в Западной Европе почти полностью исчезла.

Другой страшной повальной болезнью периода классического средневековья была чума. В истории чумы известны три колоссальные пандемии. Первая — «чума Юстиниана», которая, выйдя из Египта, опустошила почти все страны Средиземноморья и держалась около 60 лет.

Медики, изменившие мир

В разгар эпидемии в 542 г. только в Константинополе ежедневно умирали тысячи человек. Вторая и самая зловещая в истории Западной Европы — «черная смерть» середины XIV в. Третья — пандемия чумы, начавшаяся в 1892 г. в Индии (где погибло более 6 млн. человек) и отразившаяся эхом в XX в. на Азорских островах, в Южной Америке и других районах земного шара, где долго не умолкал ее погребальный звон.

«Черная смерть» 1346—1348 гг. была завезена в Европу через Геную, Венецию и Неаполь. Начавшись в Азии, она опустошила Фракию, Македонию, Сирию, Египет, Каир, Сицилию, территорию современных государств: Италии, Греции, Франции, Англии, Испании, Германии, Польши, России. Гибель заболевших наступала через несколько часов после заражения. В Кессарии никто не остался в живых. В Неаполе умерло около 60 тыс. человек, в Генуе — 40 тыс. (50% населения), в Венеции — 100 тыс. (70%), в Лондоне — девять десятых населения. Живые не успевали хоронить мертвых. Такие народные бедствия, как война или голод, «кажутся ничтожными перед ужасами повальной болезни, которая, по умеренным подсчетам, похитила во всей Европе около трети жителей»,— писал немецкий историк медицины Г. Гезер. Всего на земном шаре в XIV в. погибло от этого заболевания более 50 млн человек.

Бессилие человека того времени перед лицом смертельной опасности в разгар эпидемии ярко выражено в строках поэмы А. С. Пушкина «Пир во время чумы»: «Царица грозная Чума Теперь идет на нас сама: И льстится жатвою богатой; И к нам в окошко день и ночь Стучит могильною лопатой… Что делать нам? и чем помочь?»

В связи с частыми вспышками эпидемий издаются специальные «регламенты», в которых излагаются обяза­тельные мероприятия против заноса и распространения заразных болезней. Прокаженных, например, которые во множестве появились в Европе уже после первого кресто­вого похода, в города не допускали. У городских ворот ставили привратников для задержания больных проказой. В сельских местностях прокаженных обязывали предупреждать о своем появлении звуками трещотки, рога, колокольчика.

В крупных городах, прежде всего портовых (Венеция, Генуя), приходят к мысли об учреждении «карантинов» («сорок дней») в целях предупреждения заноса заразы матросами, крестоносцами и разным бродячим людом; учреждается должность «попечителя здоровья» в портах. Эпидемии заставили организовать зачатки противоэпиде­мической службы. Вместе с тем возникает и светское (нецерковное) медицинское образование.

Потребности городской жизни дик­товали новые методы познания дей­ствительности: опытные — вместо умозрительных, критические и ра­циональные — вместо слепой веры в авторитеты.

Под личиной теологической направленности на­чало развиваться и опытное знание. Петр Пилигрим (9 в.) первый про­водил экспериментальное изучение магнетизма, Р. Гроссетест (около 1168 — 1253) опытным путем проверял ре­фракцию линз. Оккам (W. Ockham, около 1285 — 1349), последовательный борец с папизмом, стал родона­чальником схоластического номина­лизма, который в эпоху Средневековья; в области естествозна­ния ему принадлежат гипотезы, пред­шествовавшие открытию законов тя­готения, инерции и небесной меха­ники. Буридан (J. Buridan, около 1300 — 1358) и Орезм (1320—1382) выступили с критикой аристотелев­ского учения о движении и тем са­мым проложили путь для преобразо­вания Галилеем (G. Galilei) динами­ки; Луллий (R. Lullius, около 1235— около 1315), первый европейский алхимик-экспериментатор, много сде­лал для обоснования роли химии в медицине и других областях знания.

Вместе с тем, все исследования средневековые ученые проводили исключительно с теологическими це­лями. Даже такой смелый мыслитель, как Роджер Бэкон(R. Bacon, около 1214— около 1292), один из первых открыто призывавший к изучению природы опытным путем, предсказавший по­явление моторных судов, автомоби­лей, летательных аппаратов и химической науки, которая «учит, как открывать вещи, способные продлить человече­скую жизнь», все же полагал, что научное знание — «лишь часть, на­ряду с откровением, совокупной муд­рости, которую следует созерцать, ощущать и использовать на службу богу». Однако сама мысль о целе­сообразности опыта в познании до­статочно прочно укоренилась в пред­ставлениях средневековых ученых. Они передали ее своим ученикам, которые на основе возрождения тради­ций античности стали применять метод своих учителей исключитель­но для целей познания окружающего мира. Отрицая Средневековье как век догматики, уничижения лично­сти и умозрительного теоретизирова­ния, они усвоили все то позитивное, что создала средневековая культура. И в этом смысле при всех контрастах и противоречиях средневековой культуры ее преемственная связь с культурой Возрождения и Нового времени несомненна: она подгото­вила тот грандиозный качественный скачок в культурном развитии чело­вечества, с которого начинается летосчисление современной науки.

4. Контрольные вопросы:

1. Назовите периодизацию и хронологию истории Средних веков.

2. Перечислите истоки и особенности византийской медицины?

3. Расскажите о санитарно-технических сооружениях Византии?

4. Коротко расскажите, что вам известно об энциклопедических сводах. «Врачеб­ное собрание» Орибасия из Пергама (325—403).

5. Что вам известно о «Ме­дицинском сборнике в 7 книгах» Павла с о. Эгина .

6. Медицина в халифатах (VII—XI вв.). Истоки арабоязычной культуры и медицины.

7. Ар-Рази и его вклад в медицину халифатов.

8.Медицина народов Средней Азии (Х—Х11 вв.). Расскажите о больницах, врачебных школа.

9. Абу Али ибн Сина (Avicenna, 980—1037). Его труд «Канон медицины».

10. Медицина в Западной Европе в периоды раннего (V— X вв.) и классического (XI—XV вв.) Средневековья.

11. Перечислите истоки западноевропейской медицины?

12. Как происходило развитие медицинского образования? Медицинская школа в Салерно.

13.Светские и католические университеты, что вы о них знаете?

14. Что такое схоластика? Влияние схоластики на медицину.

15. Расскажите, что вам известно о галенизме?

16. Расскажите об основных научных достижениях Роджера Бэкона?

17. Эпидемии (проказа, чума, оспа). «Черная смерть» 1346—1348 гг.

18. Что вы знаете о начале санитарной организации?

5. Тестовые задания:

01. Страна, родина Ал-Рази:

1) Персия

2) Индия

3) Китай

4) Тибет

02. страна в Х-ХIII вв. отличавшаяся высоким уровнем подготовки врачей:

1) Греция

2) Грузия

3) Индия

4) Турция

03. первым создал больницу с приемным покоем и боксами:

1) Гиппократ

2) Ибн-Сина

3) Ар-Рази

4) Сушрута

04. Династия придворных врачей, которые в течение 300 лет служили при дворе багдадских халифов

1) Ар-Рази

2) Бахтишу

3) Ал-Захрави

4) Ибн Сина

05. Автор "Канона врачебной науки"

1) Гиппократ

2) К. Гален

3) Ибн Сина

4) Ар-Рази

06. дома для прокаженных назывались:

1) лепрозории

2) госпитали

3) инфекционные больницы

4) изоляторы

07. Византийский врач, составивший энциклопедический труд «Врачебное собрание» в 72 книгах

1) Павел с о. Эгина

2) Аэций

3) Орибасий из Пергама

4) Александр из Тралл

08. Автор лозунга церковной схоластики: «Всякое познание— грех, если оно не имеет целью познание Бога»

1) Фома Аквинский

2) Аристотель

3) Петр Пилигрим

4) Амори Венский

09. Автор «Салернского кодекса здоровья»:

1) Роджер Салернский

2) Константин Африканский

3) Арнольд из Виллановы

4) Анри де Мондевиль

10. Заразное заболевание, широко распространившееся в Европе во времена крестовых походов:

1) натуральная оспа

2) сифилис

3) холера

4) проказа

11. византийские Врачи, работавшие в больницах не имели права

1) выходить за ворота монастыря

2) иметь семью

3) принимать амбулаторных больных

4) заниматься частной практикой без специального разрешения императора

«Врач обязан открывать для пользы человека все, что признает верным на основании опыта» – утверждал знаменитый врач

1) Орибасий Пергамский

2) Павел Эгинский

3) Александр Траллеский

4) Аэций Амидский

13. Эта эпидемия длилась 60 лет и вошла в историю под названием

1) холера византийская

2) чума египетская

3) чума Юстиниана

4) холера Константина

14. Около 800 года визирь Харун ар – Рашид Бармакид открыл в Багдаде

1) первую аптеку

2) первую библиотеку

3) первую больницу

4) первую медицинскую школу

15.Выдающийся врач Кордовского халифата, хирург:

1) Аббас

2) Ибн Сина

3) Абу ал-Захрави

4) Ибн Зухр

16. Арабы заимствовали идею использования алхимии в медицине у

1) персов

2) византийцев

3) китайцев

4) египтян

17. Тип религиозной философии, основанной на церковных догмах, так называемая «школьная» философия:

1) галенизм

2) схоластика

3) григорианство

4) ортодоксальность

18. Впервые карантины были созданы

1) в XIV веке в портовых городах Италии

2) в XIV веке в портовых городах Франции

3) в XV веке в Англии

4) в XVIII веке в России

19. Монашеский орден святого Лазаря был создан для заботы о

1) душевнобольных

2) прокаженных

3) инвалидах

4) раненых

20. Центрами средневековой медицины в Западной Европе были

1) больницы

2) монастыри

3) цеха хирургов

4) университеты

21. Название больницы в Халифате

1) медресе

2) киновия

3) бимаристан

4) ксенодохия

22. Жители Византийской империи называли себя

1) эллины

2) византийцы

3) римляне

4) ромеи

23. Город, где была открыта первая в мире аптека:

1) Дамаск, 950г.

2) Багдад, 800г.

3) Москва, 1620 г.

4) Салерно, 1350 г.

24. По совету этого врача больницы строили в том месте, где куски свежего мяса дольше сохранялись от порчи

1) Бахтишу.

2) Ар-Рази.

3) Ибн-Сина г.

4) Маймонид.

25. В средневековой Европе хирурги учились

1) в университетах

2) в хирургических академиях

3) в ремесленных школах.

4) в больницах.

26. Известный французский хирург XIV вв., написавший выдающийся труд «Начала… хирургического искусства медицины или Большая хирургия», ставший основной работой по хирургии того времени:

1) Пьер Фошар

2) Ги де Шолиак

3) А. Везалий

4) Парацельс

27. Английский естествоиспытательXIII века, применявший в своих исследованиях опытный метод; провел в тюрьме по приговору инквизиции 24 года:

1) Роджер Бэкон

2) Фрэнсис Бэкон

3) Уильям Гарвей

4) Роберт Джекоб

28. Согласно легенде святые покровители средневековых хирургов Косьма и Дамиан (III век н.э.) сумели выполнить операцию

1) удаления катаракты

2) трансплантации нижней конечности

3) трансплантации сердца

4) трепанации черепа

29. Город, в котором был открыт первый в средневековой Европе анатомический театр

1) Париж

2) Венеция

3) Падуя

4) Лейден

30. Врачам ЭТОГО государства принадлежит идея коррекции зрения при помощи линз:

1) Древняя Греция

2) Рим

3) Халифат

4) Индия

Дата добавления: 2015-01-12 | Просмотры: 674 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 |

Ар-Рази, Абу Бакр Мухаммад

Абу Бакр Мухаммад ар-Рази