Абу ханифа биография

24.07.2018 0 Автор admin

Абу Ханифа – величайший из имамов ислама

Абу́ Хани́фа ан-Нума́н ибн Са́бит аль-Ку́фи (араб.ابو حنيفة النعمان بن ثابت بن الكوفيّ‎; , Эль-Куфа — , Багдад) — исламский богослов, факих и мухаддис, основатель и эпоним одной из четырёх суннитских правоведческих школ — ханафитского мазхаба.

Родился в городе Куфа в семье богатого торговца шёлком иранского происхождения (из иранских мавали) и, скорее всего был единственным сыном у своих родителей. Его дед принял ислам во времена халифаУмара ибн аль-Хаттаба. В Куфе Абу Ханифа получил общее и богословское образование. Среди его учителей были и сподвижники пророка Мухаммада. Когда Абу Ханифе было 22 года, он стал учеником иракского богослова Хаммада ибн Абу Сулеймана, в кружке которого провёл 18 лет вплоть до смерти учителя, а затем сам возглавлял этот кружок в течение десяти лет, считаясь самым авторитетным факихом Куфы и Басры.

В 16 лет Абу Ханифа вместе с отцом совершил хадж и посетил могилу пророка Мухаммада в Медине. Там он увидел Абдуллу ибн аль-Хариса (одного из сахаба) и услышал от него слова пророка Мухаммада.

В 747—748 годах выехал в Мекку спасаясь от преследований Ибн Хубайры, наместника Ирака, принуждавшего его к государственной службе. После утверждения у власти Аббасидов вернулся в Ирак, где продолжал жизнь богатого торговца и учёного. Халиф аль-Мансур предложил Абу Ханифа занять высокую должность в новой столице — Багдаде, но Абу Ханифа отказался. При этом его отказ привёл в неистовство аль-Мансура, и Абу Ханифа был заключён в тюрьму, где и умер в 767 году.

В 1066 году почитатели воздвигли над могилой Абу Ханифа купол, и она до сих пор является объектом паломничества.

Через много лет после смерти в пригороде Багдада была построена Мечеть Абу Ханифы. Могила Абу Ханифы была уничтожена в 1508 году шахиншахом Исмаилом и восстановлена в 1533 году после возвращения Ирака Османской империей.

Абу Ханифа — один из самых ранних и ярких представителей городских торгово-ремесленных кругов, обосновавший и защищавший их интересы, выразившиеся в форме религиозно-правовой доктрины.

С Абу Ханифы начинается письменная традиция в исламском богословии. Ему приписывается первое записанное сочинение по исламской догматике — «аль-Фикх аль-Акбар». В нём сформулированы основные положения исламской догматики о единобожии, об атрибутах Аллаха, о Коране как о слове Божьем, о свободе воли, о предопределении, о праведности, о достоинствах тех, кто упомянут в Коране.

История о том, как Ан-Ну’ман стал Абу Ханифой

В этом сочинении видна борьба против взглядов мурджиитов и мутазилитов.

Считается, что Абу Ханифа первым применил методы исследования правовых вопросов таким образом, что стало возможным сближение схоластических разработок факихов с требованиями повседневной жизни. Абу Ханифа и его ближайшие последователи разработали методику использования рационалистических принципов «суждения по аналогии» (кияс) и предпочтения истихсан при решении правовых вопросов. Он обосновал возможность использования норм обычая (урф) как одного из источников права.

Политические взгляды Абу Ханифы характеризуются тяготением к легитимному принципу верховной власти, находящейся под всесторонним контролем мусульманской общины.

Наследие Абу Ханифы сохранилось в виде цитат и ссылок в книгах двух его учеников: «Китаб аль-харадж» Абу Юсуфа, а также во всех сочинениях Мухаммада аш-Шайбани, особенно в «аль-Мабсут», «Китаб аз-зиядат» и «Китаб аль-асар». Именно эти два ученика Абу Ханифы сыграли важную роль в сохранении, систематизации и распространении ханафитскогомазхаба, в котором метод вынесения правовых предписаний был основан на следующих источниках:

Одним из методов вынесения правовых решений в мазхабе Абу Ханифы является четкая иерархия вердиктов авторитетов школы (Абу Ханифа, Абу Юсуф, Мухаммад аш-Шайбани и др.). Если по какой-либо проблеме возможно применение как кияса, так и истихсана, то в большинстве случаев приоритет отдаётся истихсану.

В случае необходимости выбора из имеющихся различающихся предписаний приоритет отдаётся наиболее убедительному или мнению большинства. Слабые и сомнительные хадисы используются в качестве аргумента лишь в исключительных случаях.

Благодаря усилиям учеников Абу Ханифы его мазхаб стал всеобъемлющей школой мусульманского права, способной решить практически все проблемы фикха. Ханафитская школа поощрялась Аббасидами, заинтересованными в правовой основе государства.

Имам Абу Ханифа: его жизнь и учение

Когда у Имама Малика спросили, видел ли он Имама Абу Ханифу, он ответил: "Видел и слышал его неопровержимые доказательства. Когда он что-либо утверждал, никто не мог опровергнуть приведенные им факты".

При жизни этого великого ученого, еще не было четко разработанных знаний по фикху. Люди, можно сказать, находились в спячке. Он их всех разбудил. Как-то Абу Джафар Мансур — халиф правоверных того времени, пригласил Имама к себе на беседу. Имама представлял халифу один из благочестивых его современников Иса б. Муса. При входе Имама Абу Ханифа, Иса б. Муса представил его как ученого с мировым именем. Халиф Мансур спросил Имама, от кого он получил свои знания. Имам ответил, что одним из основных источников полученных им знаний, являются знания, полученные от учеников хазрата Умара, да будет доволен им Аллах. На что халиф Мансур заметил: "Да, действительно, твои знания имеют крепкую основу".

Имам Абу Ханифа в детстве виделся и брал уроки у нескольких Сподвижников. Одним из них был Анас б. Малик, да будет доволен им Аллах.
Нравственный образ жизни Имама Абу Ханифа был достойным примером для благочестивых мусульман всех последующих поколений. Он был не только великим теоретиком, основоположником систематизации Исламского права, но и тщательно следовал всему, о чем писал в своих книгах. О величии Имама можно судить по его ученикам, также великим ученым – муджтахидам. Достаточно перечислить имена лишь некоторых Имамов: Зуфар б. Хузайл, Абу Йусуф, Абдуллах б. Мубарак, Мухаммад аш-Шэйбани, Хасан б. Зийад, Вэки’ б. Джеррах, Абу Амр Хафс б. Гыйас, Давуд-и Таи, Йахйа б. Закариййа и многие другие.

Исключительная скромность и богобоязненность Имама Абу Ханифа вполне могли быть причиной для уединенной жизни, присущей праведникам. Но, Имам считал своим долгом передать полученные знания своим ученикам. Вначале он только учился и систематизировал то, что смог получить от других. А после того как ему приснился Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и велел использовать на практике свои знания, он стал давать фетвы. Его школа стала распространяться повсеместно. Увеличилось количество последователей. Появлявшиеся изредка противники его мазхаба, получали своевременный отпор. Его доказательства, аргументированные цитатами из Корана и Сунны, и подкрепленные согласованным мнением сахабов, не оставляли никаких шансов его оппонентам. Талантливые ученики Имама написали много книг уже на основе его трудов. В свое время его отцу ас-Сабиту посчастливилось беседовать с Великим Имамом Али б. Аби Талибом, да будет доволен им Аллаху Тааля, который в конце их встречи, обратился с мольбой к Аллаху субхана ва тааля проявить свою высшую Милость к ас-Сабиту и его детям. Аллах субхана ва тааля не отказал этой просьбе и дал возможность сыну ас-Сабита стать великим ученым.

В предисловии к своей известной книге "Мизан-уль-Кубра"28 имам аш-Ша’рани пишет:

"Один из современников Имама Абу Ханифы Абу Мути свидетельствует: "Как-то раз, когда мы вместе с Имамом были в мечети в городе Куфе, к нам подошли ученые Суфьян ас-Саури, Имам Мукатил, Хаммад б. Салама, Имам Джафар ас-Садык и другие (да будет милостив к ним Аллах), и обратились к Имаму со словами: "Мы слышали, что ты пользуешься знаниями, полученными путем сопоставления аналогий. Не слишком-ли это опасно? Ведь первым, кто начал делать сопоставления, был Иблис". Это было сразу после утренней молитвы. Так вот, Абу Ханифа вплоть до полуденной молитвы отвечал на их вопросы. Разъяснял способы получения им скрытых знаний. Рассказал об основных методах, применяемых в его школе. Он говорил: "Ответ на поставленный вопрос вначале я ищу в Благородном Коране. Не найдя там, ищу в Хадисах, мною собранных. Не найдя и там, смотрю, каково было согласованное мнение Сподвижников по этому вопросу. Если этот вопрос ими обсуждался, и они не пришли к согласованному мнению, то опираюсь на мнение большинства из них. Если и этого нет, то только в этом случае решаюсь на сопоставление аналогий– аль-Кыяс". В подтверждение сказанному, привел множество примеров. После этого они все встали и начали пожимать ему руки, признали его главой ученых и просили прощения за возможные огорчения, причиненные ему по незнанию. На что он им ответил: "Да простит Аллах субхана ва тааля и меня и вас".

В книге «Уляма-уль-муслимин валь-ваххабиййун», изданной в Стамбуле на арабском языке, на 62-й стр. приводятся следующие слова имама аш-Ша’рани: "При работе над своей книгой «Адильлят-иль-мезахиб»я внимательно изучил иджтихад Имама Абу Ханифа и его учеников. В результате этих исследований пришел к выводу, что все труды этих великих ученых опираются на аяты Корана, на Хадисы, или на согласованное мнение Сподвижников Пророка Аллаха. Такие муджтахиды как Имам Малик, Имам Шафии, Имам Ханбали и другие давали восторженную оценку трудам Имама Абу Ханифа. Следовательно, не стоят и ломаного гроша рассуждения некоторых, с позволения сказать "ученых", которые не смогли по достоинству оценить огромное значение трудов великого Имама. Сравнивать труды этих критиков с работами Имама, все равно, что сравнивать сочинения школьника с трудами профессора. Если они "звезды", то Имама можно сравнить с "Солнцем" на научном небосклоне. И при свете Абу Ханифы (да будет милостив к нему Аллах) эти "звезды" становятся просто невидимыми".

28 "Мизан-уль-Кубра"– книга известного ученого  Ислама аш-Ша’рани (Абд-уль-Ваххаб б. Ахмад б. Али б. Ахмад б. Мухаммад б. Зерка б. Муса б. Султан Ахмад Тильмсани аль-Ансари ум. 973/1565). Имам аш-Ша’рани крупный ученый по хадисам и фикху мазхаба Шафии. Его род восходит через праведного халифа Али к роду Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Ученик Алиййу-ль-Хаваса (ум. после 941/1534). Автор более 300 произведений. Ему принадлежат труды по исследованию основ религиозно-правовых школ. Например, книга "Адильлят-иль-мазахиб" является кратким обзором трудов ученых мазхаба Ханафи.

Айдын Али-заде, научный сотрудник Института философии и политико-правовых исследований Национальной Академии наук Азербайджана

Cправка: Ханафитский мазхаб (правовая школа) является самым распространенным в мусульманском мире.

Мечеть Имама Абу Ханифа

Его последователями является больше половины всех мусульман мира. Ханафизм исповедует большинство населения Турции, Афганистана, Пакистана, стран Центральной Азии. Почти все тюркские народы, в том чисте и татары, традиционно являются последователями этой правовой школы. Данная статья посвящена истории, мировоззренческим и правовым аспектам ханафитского мазхаба.

1. Основатель мазхаба — Имам Азам Абу Ханифа (80/699-150/767)

Полное имя основателя мазхаба — Имам Аазам, Ан-Нуман ибн Сабит аль-Куфи.

Абу Ханифа родился в Куфе, но его предки были родом из Ирана. Они занимались торговлей шелком.

Мусульманская традиция сообщает, что его отцу и деду довелось встретиться с Праведным халифом Али ибн Абу Талибом, который возвел мольбу Аллаху, чтобы Он оказал милость потомкам Сабита. Ирак был одним из древнейших очагов мировой цивилизации. Здесь были повсеместно распространены традиции различных античных и иранских философских школ. Также здесь были распространены и различные религии — Ислам, Христианство, Иудаизм, Зороастризм. Помимо этого, в этом регионе проживали последователи не только ортодоксальных религий, но и представители различных сект и деноминаций. Между представителями различных мировоззренческих учений проводились диспуты.

Такое религиозно-мировоззренческое разнообразие с ранних лет послужило причиной бурного развития Ан-Нумана ибн Сабита, который искал ответы на различные вопросы религиозно-философского характера. Он полностью отошел от торговли, которой занималась его семья и всецело посвятил себя науке.

Поначалу он участвовал в различных диспутах с мутазилитами, хариджитами и другими группами, изучал калам, но затем объектом его интересов и научной деятельности стало мусульманской право (фикх). Ан-Нуман тщательно и скурпулезно изучал аяты Корана и хадисы Пророка Мухаммада. Он задался целью не только вывести из них те или иные правовые предписания, но и систематизировать их, дать им научное обоснование. Но, при этом, он всегда ссылался на традицию и методы сподвижников Пророка и последовательно продолжал их дело.

В становлении Абу Ханифы решающую роль сыграло нахождение его в Куфе, который в тот период был одним из культурных центров Халифата. Благодаря этому ему удалось увидеться с некоторыми сподвижниками Пророка — Анасом ибн Маликом, Абдуллой ибн Абу Афвом, Сахлем ибн Саидом и др., у которых он слышал и записывал хадисы. На протяжении 28 лет Абу Ханифа изучал мусульманское право у одного из самых известных специалистов по фикху Хаммада ибн Абу Сулеймана и не расставался с ним вплоть до его смерти в 120 г.х.

В то же время, Абу Ханифа часто выезжал из Куфы и изучал правовую науку у других известных правоведов из поколения Табиинов, таких как Амр ибн Джумахи, Абу Зубайр Мухаммад, Ибн Шихаб аз-Зухри, Абу Бакр Касым ибн Мухаммад, Хишам ибн Урва и Йахйа ибн Саид аль-Ансари, Аййуб ибн Кейсан ас-Сахтийани, Катада ибн Диама, Бакр ибн Абд-ул-Лах Музени.

Также Абу Ханифа многому научился у Ахль аль-Бейта (членов семьи Пророка), которых он безгранично уважал и любил. В частности, он поддерживал отношения с Зейдом ибн Али, Мухаммадом Бакиром. Ему довелось также встретиться с Джафаром ас-Садиком.

После смерти Хаммада в 120 году, Абу Ханифа занял его место и стал последовательным и достойным продолжателем его дела. Он преподавал исламские науки и, в частности, правоведение. Причем, он выработал свою учебную методику. В частности, Абу Ханифа, в ходе своей преподавательской деятельности, никогда на читал лекций на какую-то тему. Он только поднимал проблему, излагал ее суть, а затем предлагал свои ученикам вступить в полемику с ним относительно путей ее решения. При этом, как Учитель, так и ученики излагали свою точку зрения. Иногда их мнения совпадали, а иногда нет. Были и такие, которые почти полностью не соглашались с Учителем. В заключении полемики, Учитель обобщал ее результаты и они вместе с учениками приходили к общему решению проблемы. Причем это решение подводилось таким образом, что принципиальных несогласий с ним ни у кого не оставалось. Этот процесс отдаленно напоминал полемический метод Сократа.

Несомненно, что для такого ведения учебного процесса Учитель должен был обладать глубочайшими познаниями и быть уверенным в себе.

Ведь в этом случае он вставал в один ряд со своими учениками и терял преимущества Учителя. Зато ученику было легче таким образом усваивать предмет. В ходе полемики, у самого Абу Ханифы рождались новые идеи и передовые мысли. Он не переставал учиться до своей смерти.

Таким образом, благодаря такому преподавательскому методу, он стал не только Учителем, но и близким и искренним другом каждого своего ученика. В то же время он проявлял отеческую заботу о каждом из них. Даже помогал некоторым нуждающимся из них материально.

Он был Учителем многих людей своего времени. Однако некоторые его ученики настолько были близки ему, что оставались вместе с ним до конца его жизни. Согласно преданию, их было 36, в их числе Абу Йусуф, Мухаммад аш-Шейбани, Зуфар ибн Хузайл, Хасан ибн Зийад, Хаммад ибн Хасан, Абдулла ибн Мубарак, а также Ваки ибн Джаррах, Абу Амр Хафс ибн Гийас, Йахйа ибн Закариййа, Давуд ат-Таи, Асад ибн Амр, Афйат ибн Йазид аль-Адви, Касим ибн Маан, Али ибн Мушир, Хиббан ибн Али и многие, многие другие.

Одним из наиболее известных сочинений Абу Ханифы является "Фикх аль-Акбар", в котором он впервые систематизировал основные мировоззренческие основы ортодоксального мусульманского вероучения, подверг их рациональному осмыслению. Помимо этого ему приписывается авторство еще нескольких сочинений, например: "Фикх аль-Абсат"; "Китаб аль-Алим ва аль-Мутаалим"; "Марифат аль-Мазахиби","Аль-Асл".

В период жизни Абу Ханифы происходили бурные политические события. Он видел период величия Омеййадов и их падение. Затем он жил при первых Аббасидских халифах. Совершенно естественно, что великий мыслитель не мог оставаться в стороне от событий которые происходили вокруг него, и имел свои политические взгляды и предпочтения. Так, он считал, что Омеййадов тиранами. В этом его позиция совпадала с сторонниками семьи Пророка (Ахль аль-Бейта). Но, вместе с этим, он, в целом, отказывался открыто поддерживать вооруженные выступления против власти. В частности, он не призывал своих сторонников в открытому восстанию против Омеййадов. Когда в период правления халифа Хишама против него восстал потомок Пророка Зейд ибн Али, Абу Ханифа выразил свою поддержку ему, поддержал его материально, отправив ему 10 тыс. дирхемов, но сам отказался участвовать в этом выступлении. Он даже признал Зейда истинным лидером, но, в то же время говорил, что у него нет ни малейшего шанса на успех, ввиду его неблагонадежного окружения. И в этом он оказался прав. Омеййады жестоко подавили это восстание рассправившись со всеми сторонниками Зейда. Сам Зейд был убит. Затем поднял восстание его сын Йахйа в Хорасане, а затем его сын Абдулла в Йемене. Но и эти выступления были подавлены, а Йахйа и Абдулла казнены.

Антиомеййадские настроения Абу Ханифы привели к тому, что он стал жертвой репрессий со стороны властей. Понимая, что он пользуется огромным авторитетом в обществе, Омейяады поначалу предложили ему занять высокий государственный пост и отказаться от оппозиционных настроений. Однако Абу Ханифа наотрез отказался служить им. Он был арестован и подвергался избиению. Однако затем его освободили и в 130 г.х. он отправился в Хиджаз, где он оставался до прихода к власти Аббасидов.

В первые годы правления Аббасидских халифов Абу Ханифа был лоялен к новой власти. Однако это положение изменилось после того, как халиф Абу Джафар аль-Мансур начал проводить политику репрессий против членов семьи Пророка (Ахль аль-Бейта), которых Абу Ханифа безгранично уважал и любил. Эти репрессии привели к восстанию потомка внука Пророка от его сына аль-Хасана — Мухаммада ибн Абдуллы и его брата Ибрахима против Аббасидов. Абу Ханифа выразил свою поддержку восставшим. Таким образом, с этого момента он опять оказался в оппозиции к властям.

Затем халиф Абу Мансур оказался очень недоволен Абу Ханифой по поводу того, что тот не поддержал ряд его распоряжений и отказался дать по фетвы по поводу их исполнения. Вначале он тоже попытался дать ему пост верховного судьи в Халифате, и сделать его "придворным" факихом. Однако как и в период Омеййадов Абу Ханифа отказался от этого предложения. Все это привело к тому, что он снова был арестован и подвергся избиениям. На этот раз состояние здоровья старого Учителя не дало ему возможность выдержать это очередное жизненное испытание. Несмотря на то, что халиф Абу Джафар аль-Мансур выпустил его, предварительно запретив ему выдавать правовые предписания (фетвы), великий Учитель не выдержал этих потрясений и умер в 150 году.

2. Наиболее известные ученики Абу Ханифы:

1. Абу Йусуф, Йакуб ибн Ибрахим аль-Куфи (113-182) В период правления Аббасидского халифа Харуна ар-Рашида был верхоным кадием. Сыграл большую роль в формировании и развитии ханафитского мазхаба.

2. Мухаммад ибн Хасан аш-Шейбани (132-189) Родился в Васите. Затем жил в Куфе и Багдаде. Умер в Рее. Обучался у Абу Ханифы и Абу Йусуфа. После Абу Йусуфа стал самым выдающимся правоведом Иракской школы. Сыграл большую роль в развитии ханафитского мазхаба. Его книги являются одними из самых авторитетных в ханафитском мазхабе (Захир ар-Риваййа).

3. Абуаль-Хузайл, Зуфар ибн Хузайл ибн Каус аль-Куфи (110-158) Родился в Исфахане, умер в Басре. Был передатчиком права, а затем занялся правоведением. Был самым способным учеником Аба Ханифы в области киййаса. Сыграл большую роль в развитии ханафитского мазхаба.

4. Хасан ибн Зияд аль-Лулу (ум. в 204) Обучался праву у Абу Ханифы, а затем у Абу Йусуфа и Мухаммада аш-Шейбани. Был также передатчиком хадисов. Описал мировоззрение своего учителя Абу Ханифы. Однако по степени авторитетности в ханафитском мазхабе, его книги уступают книгам Мухаммада аш-Шейбани, которые входят в Захир ар-риваййа.