Ахмад ибн ханбал

17.09.2018 0 Автор admin

Биография

Родился в Багдаде в 780 году от Р.Х, или 164 году по хиджре. Его отец умер, когда Ахмад был ещё очень маленький. После смерти отца ему остались кое-какие средства к существованию и дом в котором он жил с матерью.

Вероубеждение четырех имамов: Имам Ахмад ибн Ханбал

Доход был не больше 17 дирхамов в месяц. Имам Ахмад (р.а.) так вспоминал свое детство: «Я не видел ни отца, ни деда. Меня вырастила моя мать».

С 15-летнего возраста до 816 года изучал хадисы и фикх. Посетил главные центры мусульманского богословия, встретился почти со всеми ведущими улемами своего времени, в том числе с Абу Юсуфом и аш-Шафии. Он установил контакты с такими влиятельными лицами Хиджаза, Сирии, Ирака, как Ваки бен аль-Джаррах, Йазид бен Харун, Йахйа бен Маин. Благодаря своим глубоким познаниям, благочестивому образу жизни и связям Ахмад ибн Ханбал постепенно приобретает известность.

ПРАВЕДНЫЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ — САИД БУРЯТСКИЙ

Все видео

Расцвет деятельности Ахмада ибн Ханбала совпал со временем активизации борьбы традиционалистского богословия с мутазилитским каламом. Халиф аль-Мамун пытался навязать общине ряд мутазилитских взглядов (в том числе, догмат о сотворенности Корана). Ахмад ибн Ханбал оказался в особой группе испытуемых халифом, и в течение двух лет (833—834 гг) его держали в тюрьме. Сменивший Мамуна у власти аль-Мутасым отдал приказ подвергнуть Ахмада ибн Ханбала бичеванию, но ввиду опасности народного возмущения Ахмада ибн Ханбала отпустили на свободу. Он оказался первым известным богословом, отказавшимся перед лицом двух халифов признать сотворенность Корана.

В последние годы жизни Ахмада ибн Ханбала его влияние оказалось настолько значительным, что халиф аль-Мутаваккиль, восстановивший позиции традиционализма, приложил немало усилий, чтоб заручиться поддержкой богослова. Ахмад ибн Ханбал пошёл на сотрудничество с халифом в борьбе с мутазилитами: по просьбе халифа он составил список наиболее активных мутазилитов Багдада и Басры, став инициатором прямых выступлений против мутазилитов и других сторонников калама.

Ахмад ибн Ханбал умер в Багдаде в 241 году по хиджре, или 855 году по христианскому календарю. У него осталось много учеников и последователей. Вот имена лишь некоторых из них: Салих и Абдулла (два сына имама Ахмада), Ханбаль ибн Исхак, Хасан ибн Саббах Баззар, Аббас ибн Мухаммад, Мухаммад ибн Исмаил Бухари, Абу Зур’а Рази, Ибрахим Хараби, Хусайн ибн Мансур, Дауд ибн Амр, Халаф ибн Хишам, Абуль Касим Багави.

Взгляды

Он отрицал возможность рационалистического объяснения догматов веры. Оценивая религиозно-политическую ситуацию, сложившуюся в общине в результате кризиса 20-х — 40-х годов 9 века, Ахмад ибн Ханбал пришёл к выводу о необходимости возврата к порядку, царившему при Мухаммеде и первых поколениях его последователей. Особое внимание в сочинениях Ахмада ибн Ханбала уделено разработке такой позиции относительно нововведений (бида), согласно которой все нововведения в вере и жизни, не имеющие обоснования в Коране и хадисах и не подтвержденные согласным мнением (иджма) первых трех поколений мусульманских авторитетов, должны быть осуждены.

Политические взгляды Ахмада ибн Ханбала отличались прагматизмом. С одной стороны он признавал право на халифат за любым представителем рода курайшитов; с другой — считал возможным смещение правителя, «побуждающего людей к сомнению в вере». Он считал допустимой религиозно-политическую борьбу, смуту (фитна) и призывал в случае вовлечения в смуту до конца отстаивать исповедуемые взгляды. Богословы, по его мнению, должны воздействовать на правителя.

Сочинения

Среди сохранившихся сочинений Ахмада ибн Ханбала наиболее значительны:

  • Муснад — сборник, включающий более 30 000 хадисов;
  • 6 акыд;
  • Китаб ас-салат — книга, посвященная правилам молитвы и роли богословов в общине;
  • Китаб ар-радд аля аль-джамхийа ва-з-занадика — полемическое сочинение, в котором подробно изложены традиционалистские представления о божественных атрибутах.

Реферат на тему:

Мазхаб

План:

    Введение

  • 1Суннитские мазхабы
  • 1.1Ханафитский мазхаб
  • 1.2Маликитский мазхаб
  • 1.3Шафиитский мазхаб
  • 1.4Ханбалитский мазхаб
  • 1.5Захиритский мазхаб
  • 2Шиитские мазхабы
  • 3Источник
  • Примечания

  • 5Дополнительно
  • Введение

    Часть раздела
    Шариат

    Источники
    • Коран
    • Сунна
    • Иджма (догмат)
    • Кияс (аналогия)
    • Адат (обычай)
    • Мазхаб (правовая школа)
    • Бида (нововведение)
    • Таклид (подражание)
    • Иджтихад (интерпретация)
    Тип поступков
    • Фард — обязательное
    • Халяль — дозволенное
    • Ваджиб — желательное
    • Мубах — нейтральное
    • Макрух — нежелательное
  • Харам — запретное
  • Ма́зхаб (араб.

    Имам Ахмад ибн Хамбал

    مذهب‎‎) — школа шариатского права в исламе. Согласно некоторым взглядам, насчитывается 6 мазхабов. К настоящему времени среди мусульман-суннитов распространение имеют четыре мазхаба: ханафиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. Один суннитский мазхаб — захиритский — ныне полностью исчез. У шиитов распространён джафаритский мазхаб.

    Несмотря на то, что основа исламского законодательства — Коран, тем не менее, между мазхабами существуют некоторые разногласия. Эти разногласия в основном исходят из второго по важности источника исламского права — хадисов пророка Мухаммада. Так как мазхаб является мнением одного или группы учёных-богословов, до них могли не дойти некоторые из хадисов, на основе которых представители другого мазхаба могут вынести отличное от их решение, либо (чаще) они эти хадисы рассматривают в качестве недостоверных. Однако следует отметить то, что в основе исламских знаний между мазхабами нет никаких разногласий.

    1. Суннитские мазхабы

    1.1. Ханафитский мазхаб

    Эпоним — Абу Ханифа, разработавший методологические основы мусульманского правоведения. Его метод вынесения правовых предписаний был основан на следующих источниках:

    1. Коран;
    2. Сунна (при тщательном отборе хадисов);
    3. Высказывания сподвижников (сахабов) пророка Мухаммада; утверждения табиинов (следующее поколение за сахабами) не равны высказываниям сподвижников, так как они непосредственно не общались с Посланником Аллаха.
    4. Кыяс (суждение по аналогии с тем, что уже имеется в Откровении; сопоставление правовой проблемы с уже решённой);
    5. Истихсан (предпочтение противоречащего кыясу, но более целесообразного в данной ситуации решения);
    6. Иджма (единое мнение богословов);
    7. `Урф или адат (традиционно распространённые мнения, обычаи).

    Почти всё наследие Абу Ханифы было передано им в устной форме ученикам, которые зафиксировали и систематизировали положения его мазхаба. В сохранении, систематизации и распространении школы Абу Ханифы выдающуюся роль сыграли сахибайн («два ученика») — Абу Йусуф и Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шейбани.

    Один из методов вынесения правовых решений в ханафитском мазхабе — четкая иерархия вердиктов авторитетов школы (Абу Ханифа; Абу Йусуф; аш-Шейбани; другие). Если по какой-либо проблеме возможно применение как кыяса, так и истихсана, то в большинстве случаев приоритет отдается истихсану.

    В случае необходимости выбора из имеющихся различающихся предписаний приоритет отдаётся наиболее убедительному или мнению большинства. Слабые и сомнительные хадисы используются в качестве аргумента лишь в исключительных случаях. В основном отдаётся предпочтение над ними истихсану.

    Благодаря усилиям учеников Абу Ханифы его мазхаб стал всеобъемлющей школой мусульманского права, способной решить практически все проблемы фикха. Ханафитская школа поощрялась Аббасидами, заинтересованными в правовой основе государства.

    Абу Юсуф был поставлен халифом Харуном ар-Рашидом верховным судьёй (кадием) Багдада и сам назначал судей в провинции, отдавая предпочтение представителям своего мазхаба, и тем самым способствуя его распространению. В Османской и могольской империи ханафитский мазхаб получил государственный статус. Большинство современных мусульман — последователи именно этого правового толка.

    1.2. Маликитский мазхаб

    Эпоним — Малик ибн Анас. Для вынесения правовых предписаний и суждений Имам Малик опирался на следующие источники:

    1. Коран, прежде всего очевидные и недвусмысленные аяты (нассы).
    2. Сунна. Ибн Анас считал, что Сунной являются поступки, речения, качества и одобрения пророка Мухаммада, правовые предписания (фетвы) его сподвижников, а также «деяния мединцев». Опирался, прежде всего, на хадисы мутаватир (высшая степень достоверности) и машхур (общеизвестные), но признавал и хадисы от единичных передатчиков (ахад), если они не противоречили нассам Корана и хадисам-мутаватир и машхур. Отсюда следует, что Ибн Анас наряду с устоявшейся традицией применял методы суждения (ра´й).
    3. «Деяния мединцев», то есть устоявшуюся после пророка в среде населения Медины традицию, если нет оснований подвергнуть её сомнению. Считал этот источник более надёжным, чем хадисы-ахад: «Информация, переданная тысячами людей тысячам своих потомков, предпочтительнее, чем информация, переданная одним или несколькими людьми».
    4. Фетвы сподвижников. Есть данные о том, что Ибн Анас считал источником для решения правовых вопросов и фетвы некоторых выдающихся табиунов, но не приравнивал их к хадисам пророка и принимал, если они не противоречили «деяниям мединцев».
    5. Кыяс, истислах. Истихсан он понимал по-своему, считая, что если по какой-то проблеме нет ясности (насс) в Откровении, то необходимо применить предпочтительное решение проблемы независимо от того, имеется возможность кыяса (суждения по аналогии) или нет. Это он назвал истислахом.
    6. Садду аз-Зарайи — какое-либо действие или вещь, которые с большой долей вероятности могут привести к греху или нанести какой-либо вред. Согласно Ибн Анасу, то, что может привести к греху, греховно и запретно, а то, что может привести к добру, — поощряемо.

    Ученики Малика ибн Анаса продолжили его дело и положили начало формированию мазхаба. Маликитский правовой толк распространился во многих странах. В самой Медине, а также Хиджазе этот мазхаба, правда, не обрёл популярности, но нашёл многочисленных последователей на западе мусульманского мира, в Северной Африке и мусульманской Испании.

    В маликитском мазхабе имеются различные предписания по правовым проблемам, поэтому его муфтии выдают фетвы на основании наиболее популярного мнения, которое поддерживается маликитскими улемами. Если муфтий затрудняется дать предпочтение какому-то решению из большого количества предписаний, то, по мнению шейха Алиша (ум. в 1299), он должен выбрать наиболее категоричный вариант; другие маликиты считают, что в этом случае муфтий должен выбрать наиболее лёгкий вариант, так как пророк Мухаммад всегда предпочитал лёгкость в религии.

    В маликитском мазхабе существует своеобразная иерархия предпочтений: правовые решения и мнения Малика ибн Анаса более предпочтительны, чем мнения Ибн Касима, но мнение Ибн Касима предпочтительнее, чем мнение других маликитских классиков.

    1.3. Шафиитский мазхаб

    Эпоним — Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии. Его убеждения основывались на явных и ясных смыслах (нассах) Корана и Сунны, при этом он допускал ограниченное использование рациональных методов.

    Правовой метод аш-Шафии основывался на следующих источниках:

    1. Коран и Сунна, рассматривавшиеся при вынесении правовых предписаний как единое Откровение. Ясные и недвусмысленные положения Откровения (нассы) не могут быть подвергнуты иносказанию. Все остальные источники должны быть приведены в соответствие с нассами Корана и Сунны и не противоречить им. Большое значение придается толкованию аятов Корана сподвижниками пророка. Коран не может отменять (насх) положения Сунны; если между хадисом и ясными аятами Корана возникает противоречие, то преимущество отдается Корану, и хадис надлежит считать слабым. Хадисы-ахад (хадисы от единичных передатчиков) принимаются и используются для вынесения правовых решений;
    2. Иджма, прежде всего иджма сподвижников пророка Мухаммада. Разделена на 2 категории: основанная на прямых, ясных и недвусмысленных доводах Откровения и основанная на некоторых неоднозначных и спорных посылках и не признанная всеми (в том числе «деяния мединцев», принимаемая лишь в исключительных случаях);
    3. Высказывания сподвижников пророка, в том числе единичные, но не опровергнутые другими сподвижниками. При различных мнениях предпочтение ни одному из них не отдается;
    4. Кыяс, проведённый подготовленным правоведом (муджтахид) путём особого исследования (иджтихада). При этом отвергаются истихсан (предпочтительное мнение при противоречии кыяса другим постулатам религии) и истислах.

    С 199 г. х. шафиитский мазхаб приобрёл большую популярность в Египте. Сам аш-Шафии после переезда сюда внёс изменения в свои сочинения «Ар-Рисаля» и «Аль-Мабсут», приспособив их под новые реалии, т.о., наследие аш-Шафии можно разделить на раннее и позднее, что вызвало споры о его применении при вынесении фетв.

    Позиции шафиитов не ослабли даже с приходом к власти в Египте шиитско-исмаилитской династии Фатимидов. Позже суннитская династия Аййубидов покровительствовала шафиитскому мазхабу в борьбе с исмаилитами. Мамлюкский султан Бейбарс старался назначать на должности судей представителей всех суннитских мазхабов, но не оспаривал ведущую роль шафиитов.

    После включения Египта в состав Османской империи официальным правовым толком стал ханафитский мазхаб, но шафиитский мазхаб (а также маликитский) сохранил позиции в массах народа.

    Длительное время шафиитский толк преобладал в Иране и сохранил последователей несмотря на то, что официальной идеологией государства является сегодня шиизм. В Ираке и Мавераннахре шафиитский мазхаб спорил в популярности с ханафитским. Сегодня шафиитами являются 80% курдов, большинство арабов Ближнего Востока, а также мусульмане Юго-Восточной Азии.

    1.4. Ханбалитский мазхаб

    Эпоним — Ахмад ибн Ханбаль. В методологии вынесения правовых предписаний Имам Ахмад фактически отдавал предпочтение хадисному материалу. Считал хадисы тафсиром (толкованием) Корана. При отборе хадисов решающее значение отводил иснаду, цепочке передатчиков, восходящей непосредственно к пророку; если 2 хадиса противоречили друг другу, сверял их с другими достоверными (сахих) хадисами.

    Правовой метод Ахмада ибн Ханбаля основывался на следующих источниках:

    1. нассы (Коран и Сунна — рассматривавшиеся при вынесении правовых предписаний как единое Откровение);
    2. фетвы сподвижников пророка;
    3. мнение сподвижников. В случае различия во мнениях необходимо ссылаться на наиболее близкие прямым указаниям Корана и Сунны;
    4. Хадисы-мурсал и хадисы-да`иф. Ибн Ханбал допускал использование хадисов, в иснаде которых неизвестны передававшие их сподвижники (мурсал), и ссылку на слабые хадисы (да`иф), если не доказана их подложность;
    5. кыяс (метод аналогии решения проблемы с уже решенными на основании доводов Откровения) и истислах.
    6. иджма` (единое мнение различных поколений правоведов);
    7. истисхаб (временность действия любой фетвы до предъявления новых доказательств).

    В ханбалитском мазхабе существует несколько направлений, опирающихся на различные мнения сахабов и таби`унов, сомнения и разночтения в фетвах самого Ибн Ханбаля, различия в передаче его выводов.

    Этот мазхаб никогда не признавал закрытия «врат иджтихада», выступает за продолжение исследований по любым религиозно-правовым вопросам без исключения и настаивает на необходимости наличия муджтахида, наделённого полномочиями вынесения независимых суждений по любым вопросам. (Другие мазхабы, на определённом этапе, сошлись на том, что необходимо закрыть «врата иджтихада» в тех вопросах фикха, которые подробно разобраны ещё основателями мазхабов и их учениками, не имея в виду при этом вновь возникающие проблемы, которым должна быть дана правовая оценка).

    Несмотря на фундаментальную теоретическую основу, признание иджтихада открытым и др., ханбалитский мазхаб не получил особого распространения. Он появился позже других мазхабов и в некоторых моментах отличается косностью и излишней приверженностью букве (в том числе хадисов-даиф). К видным представителям этого мазхаба можно отнести Абу аль-Фараджа Ибн аль-Джаузи, Такйиддина Ибн Таймия и Ибн аль-Каййима аль-Джаузия.

    Сейчас ханбалиты доминируют только в Саудовской Аравии, во многих регионах их вообще нет.

    1.5. Захиритский мазхаб

    Захиритский мазхаб отличался буквальным (аз-захир) пониманием Корана и хадисов. В случае невозможности толкования инцидента вышеописанным способом обращались к единодушному мнению сподвижников Мухаммада. Считали дозволеным всё то, что явно не запрещено. Мазхаб основан исламским богословом X века Даудом ибн Али аль-Асфахани, но оформлен Ибн Хазмом аль-Андалуси (994—1063). Был распространён в Ираке, Иране и Испании.

    2. Шиитские мазхабы

    2.1. Джафариты

    Джафаритский мазхаб получил распространение среди шиитов Ирана, Азербайджана, Ирака и Афганистана. Основатель Джафар ас-Садык. Джафариты являются представителями «рационалистического» направления мусульманского богословия. Несмотря на многовековую историю, школа заняла положение главного шиитского мазхаба только в XVIII веке. Тогда же джафариты получили признание со стороны суннитов. Источниками религиозного знания джафариты считают Коран, Сунну, иджму и акл («разум»). Важнейшим отличием джафаритов от суннитских мазхабов является неприятие тезиса о «закрытии врат иджтихада». Именно иджтихад, с точки зрения джафаритов, является важнейшим средством реализации веры «как доказательства», но не простого подражания благочестивым предкам. Помимо этого, джафариты признают лишь те ахбары (хадисы у суннитов) Сунны, которые восходят к первым сподвижникам Мухаммада. Также джафариты признают принцип «благоразумного скрывания веры» (ат-такийа) в ситуациях, когда существует угроза жизни мусульманина, и институт временного брака (мута).

    3. Источник

    • 4 суннитских мазхаба и их основатели

    Примечания

    Карта распространения исламских мазхабов

    Доктор шейх Ахмад передал семье Кадыровых чеченскому народу на вечное хранение волосы Пророка (мир ему)

    Хранитель священных реликвий шейх Ахмад Бин Мухаммад Аль-Хазраджи передал на вечное хранение семье Кадыровых и чеченскому народу четыре реликвии — волосы пророка Мухаммада (мир ему).

    Торжественное подписание договора о передаче реликвий состоялось в Центральной мечети имени Ахмата-Хаджи Кадырова в Грозном. Подпись под документами поставили Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров и шейх Ахмад Бин Мухаммад Аль-Хазраджи.

    Первая реликвия — волос с головы Пророка (мир ему) — передана на вечное хранение лично Р. Кадырову. Вторая — волос Пророка (мир ему) — передана на вечное хранение семье и роду Кадыровых. Две реликвии – два волоса Пророка (мир ему) — переданы на вечное хранение чеченскому народу. Честь хранить один из двух волос, подаренных чеченскому народу, доверено депутату Госдумы РФ Адаму Делимханову, чести хранить второй волос, подарок народу ЧР, удостоился руководитель Администрации Главы и Правительства ЧР Магомед Даудов.

    «В свое время ваххабиты посеяли большое зло на чеченской земле. Они искажали Коран и хадисы Пророка (мир ему). Ахмат-Хаджи объявил им войну. Он боролся за чистоту веры и за светлое будущее своего народа. Он и тысячи его верных соратников погибли на этом пути. И они ценой собственной жизни сделали возможным то, что сегодня на чеченской земле оказались бесценные исламские реликвии. Это также заслуга наших святых, которые свято придерживались сунны Пророка (мир ему), распространяли ислам на чеченской земле, невзирая на все опасности со стороны царской власти», — сказал он.

    Р.Кадыров также отметил, что Адам Делимханов и Магомед Даудов, рискуя своими жизнями, отстаивали интересы своего народа и защищали ценности ислама.

    «И они упорно продолжают это дело. Они настоящие патриоты и истинные мусульмане. Они достойны, чтобы им было доверено хранение святынь. Мы клянемся Аллахом беречь священные реликвии. Мы и впредь будем бороться за чистоту сунны Пророка (мир ему).

    Ахмад ибн Ханбал: если бы услышали этот хадис, все стали бы шиитами!

    Я хотел бы еще раз от себя лично и от лица всего чеченского народа выразить вам, шейх Ахмад, слова благодарности и признательности. Да благословит вас Аллах», — подчеркнул он.

    Отметим, что 16 священных реликвий доставлены в среду спецрейсом в Грозный из ОАЭ шейхом Ахмадом и членами его семьи, которым они доверены на вечное хранение лично Пророком (мир ему).

    По завершении церемонии подписания договора в городской резиденции Главы ЧР состоялся обряд омовения волос пророка Мухаммада (мир ему).

    Исламрф.ру

    Понравилась статья, поделись с друзьями :

    Комментарии по теме:

    Доктор шейх Ахмад передал семье Кадыровых чеченскому народу на вечное хранение волосы Пророка (мир ему) 0

    Комментария

    С именем Аллаха, Милостивейшего, Милующего!

    Имам Ахмад ибн Мухаммад ибн Ханбаль ибн Хиляль ибн Асад, Абу ‘Абдуллах. Предводитель мухаддисов, помощник религии и поборник Сунны, стойко перенесший гонения времен великой смуты.

    Род имам происходит из Марруза (Мерверудд), однако сам он родился в Багдаде, в который переехала его мать, будучи беременным им.

    Имам рос и воспитывался в Багдаде, там же начал получать знания и изучать хадисы у местных шейхов. После этого он отправился за поисками знаний в Куфу, затем в Басру, затем в Мекку, затем в Медину, затем в Йемен, затем в Шам, а затем в аль-Джазиру.

    Родился имам в месяце Раби’аль-Аууаль в 164 г.х.

    Уровень знаний имама и его заслуги на этом поприще:

    Ибрахим аль-Харби сказал: «Я считаю, что Аллах объединил в Абу ‘Абдуллахе все виды знания первых и последних поколений». (См. «Сияр аль-А’лям ан-Нубаля» 11/188)

    Имам аш-Шафи’и сказал: «Ахмад являлся имамом в восьми вещах: имамом в хадисе, имамом в фикхе, имамом в знании языка, имамом в Коране, имамом в нищете, имамом в воздержанности и аскетичности, имамом в набожности, и имамом в Сунне». (См. «Табакат аль-Ханабиля» 1/5)

    Сыновья имама Ахмада, Салих и ‘Абдуллах, говорили: «Наш отец собственноручно записал один миллион хадисов».

    Абу Зур’а как-то сказал ‘Абдуллаху, сыну имама Ахмада: «Твой отец знал наизусть один миллион хадисов». (См. «Сияр аль-А’лям ан-Нубаля» 11/188; «Тарих Багдад» 4/419)

    Наср ибн ‘Али сказал: «Ахмад ибн Ханбаль был самым лучшим человеком своего времени».

    Кутейба сказал: «Если бы не Суфьян ас-Саури – то погибла бы набожность, а если бы не Ахмад ибн Ханбаль – то людям удалось бы внести в религию новшества».

    Также он говорил: «Ахмад ибн Ханбаль и Исхак ибн Рахавайх являлись имамами этого мира».

    Аль-Маймуни рассказывал: «Я слышал, как ‘Али ибн аль-Мадини сказал: «Никто после посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не сделал для Ислама столько, сколько сделал для него Ахмад ибн Ханбаль!» Тогда я спросил его: «О Абу аль-Хасан, и даже Абу Бакр ас-Сиддик?!» Он ответил: «И даже Абу Бакр ас-Сиддик, ибо у него были помощники и соратники, а у Ахмада ибн Ханбаля их не было».(См. «Тарих Багдад» 4/417-418)

    Говоря об имаме Ахмаде ‘Али ибн аль-Мадини сказал: «В моих глазах он лучше, чем Са’ид ибн Джубейр в свое время, ибо во времена Са’ида были те, кто мог посоперничать с ним, а во времена Ахмада ибн Ханбаля не было никого, кто мог бы составить ему ровню».

    Также он говорил: «Поистине Аллах поддержал эту религию двумя мужами, и нет никого, кого можно было бы поставить третьим рядом с ними: Это Абу Бакр ас-Сиддик в дни повального вероотступничества, и Ахмад ибн Ханбаль в дни гонений и инквизиции». (См. «Манакыб Ахмад ибн Ханбаль»/148, 149)

    Абу ‘Убайд аль-Касим ибн Салям сказал: «Знание закончилось на четверых: Ахмаде ибн Ханбале, ‘Али ибн аль-Мадини, Яхье ибн Ма’ине и Абу Бакре ибн Абу Шейбе. И Ахмад был наиболее грамотным среди них». (См. «Манакыб аль-Имам Ахмад»/151)

    Кутайба ибн Са’ид сказал: «Если ты встретишь человека, любящего Ахмада ибн Ханбаля, то знай, что он приверженец Сунны и единой общины». (См. «Манакыб аль-Имам Ахмад»/111)

    Абу аль-Хасан аль-Аш’ари, да помилует его Аллах, писал: «Воззрения, которых мы придерживаемся, и вероубеждения, которые мы исповедуем, сводятся к неукоснительному следованию Писанию Аллаха, Сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также тому, что передается от сподвижников, их последователей и имамов хадиса. Мы придерживаемся этих взглядов и говорим то же, что говорил Абу ‘Абдуллах Ахмад ибн Ханбаль, да осветит Аллах его лик. Мы не согласны с каждым, кто не согласен с ним, ибо посредством этого достойного и образцового имама, Аллах выявил истину, когда заблуждение подняло свою голову, и уничтожил нововведения и сомнения сбившихся с пути. Да пребудет милость Аллаха над этим великим имамом…» (См.

    Ахмад ибн Ханбаль

    «Баян Тальбис аль-Джахмийя», 2/15, 2/334)

    Ахмад ибн Ибрахим ад-Даураки сказал: «Если вы услышите, что кто-то будет дурно отзываться об Ахмаде ибн Ханбале, то можете смело сомневаться в истинности его Ислама».

    Суфьян ибн Уаки’ сказал: «Отношение к имаму Ахмаду у нас является мерилом. Если кто-то ругает его, то мы считаем его нечестивцем».

    Абу аль-Хасан ат-Тархабази аль-Хамдани сказал: «Отношение к Ахмаду ибн Ханбалю является мерилом, благодаря которому можно отличить мусульманина от вольнодумца».

    Сочинения имама Ахмада:

    Имам Ахмад является автором множества книг, к наиболее известным из которых можно отнести:

    • «Муснад» (включающий в себя около сорока тысяч хадисов);
    • «Аз-Зухд»;
    • «Фадаиль ас-Сахаба»;
    • «Аль-‘Иляль уа аль-Ма’рифа ар-Риджаль»;
    • «Аль-Уара’»;
    • «Ар-Радд ‘аля аль-Джахмийя»;
    • «Ас-Сунна»;
    • «Ас-Саля»;
    • «Аль-Масаиль».

    Учителя имама:

    Учителями имама Ахмада является великое множество шейхов, от которых он передал хадисы в своем «Муснаде». Их было двести восемьдесят с лишним человек, как упоминает об этом имам аз-Захаби в «Сияр аль-А’лям ан-Нубаля». И некоторые из его шейхов, такие как имам аш-Шафи’и и ‘Абдур-Раззак ас-Сан’ани, сами передавали хадисы с его слов.

    Ученики имама:

    Количество учеников имама Ахмада не поддается счету, поэтому ограничимся лишь наиболее известными и выдающимися из них, и это:

    • Аль-Бухари;
    • Муслим;
    • Абу Дауд;
    • Ат-Тирмизи;
    • Ан-Насаи.