Али ибн абу талиб

01.04.2018 0 Автор admin

Али стал первым ребёнком, принявшим ислам; в дальнейшем он был активным и неизменным участником всех событий ранней истории ислама и всех битв, которые пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. «Если я — город наук, то Али — ключ к этому городу» — говорил Мухаммад. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана. Различные события стали причиной Фитны — Гражданской войны с Муавией, а в конце гибелью халифа от рук убийцы-хариджита.

В историю Ислама Али вошёл как трагическая фигура. Мусульмане-сунниты рассматривают его как последнего из четырёх праведных халифов. Мусульмане-шииты почитают Али, как Первого Имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммадом, как праведника, воина и вождя. Ему приписываются многочисленные воинские подвиги и чудеса.

Али ибн Абу Талиб

Среднеазиатская легенда утверждает, что у Али семь могил, ибо хоронившие его люди видели, как вместо одного верблюда с телом Али стало семь и все они пошли в разные стороны.

История жизни

Али родился на 13-й день лунного месяца раджаб около 600 года в Мекке в семье главы клана Бану Хашим племени курайшитов Абу Талиба и Фатимы бинт Асад. Многие источники, особенно шиитские, сообщают, что Али был единственным человеком, родившимся в священной Каабе. Отец Али — Абу Талиб приходился родным братом Абдаллаху, отцу пророка Мухаммада. После смерти родителей Мухаммад несколько лет воспитывался в семье дяди. В свою очередь, когда Абу Талиб разорился, а дела Мухаммада вследствие женитьбы на богатейшей женщине Аравии, напротив, пошли на лад, он взял себе на воспитание Али. Пророк всегда питал к Али отцовские чувства. Сам Али говорит об этом:

Новый исламский фильм "Хасан и Хусейн"

Все видео

Первый ребенок-мусульманин

Когда Али исполнилось девять лет, он принял ислам. Предание гласит, что однажды Али увидел Мухаммада и его супругу, читающими совместно молитву. Он удивленно наблюдал, а по окончании молитвы спросил: «Что это значит?» Пророк ответил:

Али задумался и ответил:

Всю последующую ночь он провел в размышлениях. На следующее утро он отправился к пророку и сказал:

Родители Али, заметив, что их сын постоянно следует за Мухаммадом, забеспокоились. Однажды он последовал за сыном и Мухаммадом и стал свидетелем их молитвы в долине. Абу Талиб решил прояснить ситуацию, откровенно поговорив с сыном. После разговора с племянником Абу Талиб спросил у сына, какую веру он исповедует, на что Али ответил:

Тогда Абу Талиб продолжил:

Так Али стал первым ребёнком-мусульманином.

Соратник пророка

Али был самым верным и храбрым сподвижником Мухаммада и женился на его дочери Фатиме. Когда накануне хиджры мекканцы попытались убить пророка, Али, рискуя своей жизнью, занял его место и отвлек внимание заговорщиков, дав пророку возможность выехать в Медину.

Война с Меккой

Али был знаменосцем в Битве при Бадре. Бой начался с поединка между Утбой ибн Раби’а, Шайбой и Валидом ибн Мугирой с мекканской стороны и Али, Хамзой и Убайдой ибн ал-Харисом с мусульманской. Али сразился с Валидом ибн Мугирой и убил его. После этого он вместе с Хамзой поспешил на помощь к получившему ранение ал-Харису и, зарубив его противника Шайбу, унесли ал-Хариса с поле боя. Первое сражение между мусульманами и курайшитами завершилось поражением последних. За героизм Али получил прозвище "Лев Аллаха" (дядя пророка — Хамза также именуется «львом Аллаха»).

В марте 625 года силы мусульман и курайшитов сошлись у горы Ухуд. На поединок вышли Али и Талха ибн Абу Талха. Победителем в этом бою оказался Али, что послужило сигналом к атаке мусульман. Сражение при Ухуде обернулось крупным поражением мусульман.

Халиф

Спустя три дня после убийства Усмана, новым халифом избрали Али. На следующий день после присяги, он выступил с речью в мечети, сказав:

Приняв бразды правления, Али достаточно быстро установил порядок в Медине. Его власть признали в Египте, Ираке и Йемене. Однако наместник Сирии и родственник Усмана — Муавия отказался присягать новому халифу как человеку (как он считал), запятнавшему себя связью с убийцами халифа Усмана. Он выставил в Дамасской мечети окровавленную рубашку Усмана и обрубленные пальцы его жены Наилы.

Фатима бинт Асад

фатима бинт асадов, фатима бинт асад башар
555

Дата смерти: Место смерти:

Медина, Медина провинция, Саудовская Аравия

Место погребения:

Аль-Баки

Вероисповедание:

ислам

Супруг

Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб

Дети:

Али ибн Абу Талиб, Джафар ибн Абу Талиб, Акиль ибн Абу Талибd, Талиб ибн Абу Талибd, Фахита бинт Абу Талибd и Джумана бинт Абу Талибd

Редактирование Викиданных

Фатима́ бинт Асад араб فاطمة بنت أسد‎; ок 555, неизв — 626, Медина, совр Саудовская Аравия — мать Али ибн Абу Талиба

Происхождениеправить

Она была дочерью Асада ибн Хашима и Фатимы бинт Кайс, следовательно он была членом рода Хашима племени курайшитов1 Дед по материнской линии жены Мухаммеда Хадиджи бинт Хувайлид, Заида ибн аль-Асамм ибн Раваха был двоюродным братом матери Фатимы

Детиправить

Она вышла замуж за своего двоюродного брата, Абу Талиба ибн Абд аль-Мутталиба, и была матерью семерых его детей

  • Талиб;
  • Фахита Умм Хани;
  • Акиль;
  • Джумана;
  • Джафар;
  • Райта;
  • Али1

Пророк Мухаммад был племянником Абу Талиба и двоюродный братом Фатимы Осиротеыший Мухаммад жил в их доме в 579 году, когда ему было восемь лет23

Фатима приняла ислам и описывается как «праведная женщина»1 После смерти Абу Талиба в 620 году23, Фатима эмигрировала в Медину вместе с сыном Али в 622 году4 Мухаммад часто посещал её в её доме1

Она умерла в 625/626 году4 Согласно хадису, переданному от Анаса ибн Малика, когда Мухаммад узнал, что Фатима умерла, он пошел к ней домой, дал ей свою рубашку, чтобы завернули её в саван, и лично похоронил её на кладбище Джаннат аль-Баки в Медине4

Примечанияправить

  1. 1234 ibn Sa’d Muhammad Kitab at-Tabaqat al-Kabir The Book of the Major Classes — Ta-Ha Publishers, 1995 — Vol VIII The Women of Madina
  2. 12 ibn Ishaq Muhammad Sīrat Rasūl Allāh The Life of Muhammad — Oxford: Oxford University Press, 1955
  3. 12 Muhammad ibn Saad Kitab al-Tabaqat al-Kabir vol 1 Translated by Haq, S M 1967 Ibn Sa’d’s Kitab al-Tabaqat al-Kabir Volume I Parts I & II Delhi: Kitab Bhavan
  4. 123 Al-Majlisi, M B Hayat al-Qulub Translated by Rizvi, S H 2010 Volume 2: A Detailed Biography of Prophet Muhammad saww Qum: Ansariyan Publications
    Нормативный контроль LCCN: n87892401 · VIAF: 26132557

фатима бинт асад а, фатима бинт асад башар, фатима бинт асадо, фатима бинт асадов

Фатима бинт Асад Информацию О

Фатима бинт Асад
Фатима бинт Асад
Фатима бинт Асад Вы просматриваете субъект
Фатима бинт Асад что, Фатима бинт Асад кто, Фатима бинт Асад описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

Али стал первым ребёнком, принявшим ислам; в дальнейшем он был активным и неизменным участником всех событий ранней истории ислама и всех битв, которые пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. «Если я — город наук, то Али — ключ к этому городу» — говорил Мухаммад. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана. Различные события стали причиной Фитны — Гражданской войны с Муавией, а в конце гибелью халифа от рук убийцы-хариджита.

В историю Ислама Али вошёл как трагическая фигура. Мусульмане-сунниты рассматривают его как последнего из четырёх праведных халифов. Мусульмане-шииты почитают Али, как Первого Имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммадом, как праведника, воина и вождя. Ему приписываются многочисленные воинские подвиги и чудеса. Среднеазиатская легенда утверждает, что у Али семь могил, ибо хоронившие его люди видели, как вместо одного верблюда с телом Али стало семь и все они пошли в разные стороны.

История жизни

Али родился на 13-й день лунного месяца раджаб около 600 года в Мекке в семье главы клана Бану Хашим племени курайшитов Абу Талиба и Фатимы бинт Асад. Многие источники, особенно шиитские, сообщают, что Али был единственным человеком, родившимся в священной Каабе.

Краткая биография шахида ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах!

Отец Али — Абу Талиб приходился родным братом Абдаллаху, отцу пророка Мухаммада. После смерти родителей Мухаммад несколько лет воспитывался в семье дяди. В свою очередь, когда Абу Талиб разорился, а дела Мухаммада вследствие женитьбы на богатейшей женщине Аравии, напротив, пошли на лад, он взял себе на воспитание Али. Пророк всегда питал к Али отцовские чувства. Сам Али говорит об этом:

Первый ребенок-мусульманин

Когда Али исполнилось девять лет, он принял ислам. Предание гласит, что однажды Али увидел Мухаммада и его супругу, читающими совместно молитву. Он удивленно наблюдал, а по окончании молитвы спросил: «Что это значит?» Пророк ответил:

Али задумался и ответил:

Всю последующую ночь он провел в размышлениях. На следующее утро он отправился к пророку и сказал:

Родители Али, заметив, что их сын постоянно следует за Мухаммадом, забеспокоились. Однажды он последовал за сыном и Мухаммадом и стал свидетелем их молитвы в долине. Абу Талиб решил прояснить ситуацию, откровенно поговорив с сыном. После разговора с племянником Абу Талиб спросил у сына, какую веру он исповедует, на что Али ответил:

Тогда Абу Талиб продолжил:

Так Али стал первым ребёнком-мусульманином.

Соратник пророка

Али был самым верным и храбрым сподвижником Мухаммада и женился на его дочери Фатиме. Когда накануне хиджры мекканцы попытались убить пророка, Али, рискуя своей жизнью, занял его место и отвлек внимание заговорщиков, дав пророку возможность выехать в Медину.

Война с Меккой

Али был знаменосцем в Битве при Бадре. Бой начался с поединка между Утбой ибн Раби’а, Шайбой и Валидом ибн Мугирой с мекканской стороны и Али, Хамзой и Убайдой ибн ал-Харисом с мусульманской. Али сразился с Валидом ибн Мугирой и убил его. После этого он вместе с Хамзой поспешил на помощь к получившему ранение ал-Харису и, зарубив его противника Шайбу, унесли ал-Хариса с поле боя. Первое сражение между мусульманами и курайшитами завершилось поражением последних. За героизм Али получил прозвище "Лев Аллаха" (дядя пророка — Хамза также именуется «львом Аллаха»).

В марте 625 года силы мусульман и курайшитов сошлись у горы Ухуд. На поединок вышли Али и Талха ибн Абу Талха. Победителем в этом бою оказался Али, что послужило сигналом к атаке мусульман. Сражение при Ухуде обернулось крупным поражением мусульман.

Халиф

Спустя три дня после убийства Усмана, новым халифом избрали Али. На следующий день после присяги, он выступил с речью в мечети, сказав:

Приняв бразды правления, Али достаточно быстро установил порядок в Медине. Его власть признали в Египте, Ираке и Йемене. Однако наместник Сирии и родственник Усмана — Муавия отказался присягать новому халифу как человеку (как он считал), запятнавшему себя связью с убийцами халифа Усмана. Он выставил в Дамасской мечети окровавленную рубашку Усмана и обрубленные пальцы его жены Наилы.

Однако много противников Али были также и в Аравии. Большинство из них переехало из Медины в Мекку, где была жена пророка Аиша недовольная тем, что Али не торопится с наказанием убийц халифа Усмана.

В августе 656 г., когда разрыв с Муавийей сделался окончательным, Али стал готовиться к войне с ним. Но первыми выступили против него мекканцы, возглавляемые Талхой ибн Убайдаллахом, аз-Зубайром ибн ал-Аввамом и Аишей. Они возмутили жителей Басры, где вскоре по их призыву были схвачены и перебиты многие участники убийства Усмана. Однако соседняя Куфа приняла сторону Али. Вскоре халиф во главе 12-тысячного войска (в основном из жителей Куфы) подошёл к непокорной Басре. В декабре произошло сражение, закончившееся победой Али. Талха был убит, аз-Зубайр и Аиша бежали. Басрийцы потерпели полное поражение.

Таким образом власть Али упрочилась. В январе 657 г. он перебрался в Куфу, сделавшуюся с этого времени его резиденцией. По мере того как ему присягали дальние провинции Халифата, его силы росли. Вскоре в распоряжении Али оказалась 50-тысячная армия. В апреле он выступил в поход в Сирию, возле Ракка переправился через Евфрат и встретился с Муавийей близ селения Сиффин (см. Сиффинская битва).

Возведённый в сан халифа после убийства Усмана в 656 г., он победил в 90 стычках против различных мятежников.

Гибель

Между тем хариджиты, избегшие смерти у ан-Нахравана, поклялись убить виновников раскола мусульманской общины — и Али, и Муавию. Заговорщики приняли решение убить Али, а также Муавию и Амра ибн аль-Аса в одно назначенное время. Фанатик-хариджит Ибн Мулджам любил девушку из племени Бени Тайм, которая в день Нахравана потеряла сразу отца, брата и несколько других родственников, и оттого жаждала мщения. Когда, Ибн Мулджан пришёл к возлюбленной, девушка сказала:

Ещё за тридцать лет до своей смерти Али слышал от пророка, что он будет убит в ночь месяца рамазан. Кроме того, поведение и речи самого Али говорили о том, что он знал о своей смерти в этот месяц. Когда у его халифа спрашивали, почему во время разговения он ест мало, имам отвечал:

Ночью 22 января трое заговорщиков во главе с Ибн Мулджаном спрятались в мечети Куфы. В ночь на 19-е Рамазана Али не сомкнул глаз и много раз повторял:

На рассвете Али провозгласил призыв к молитве и вошёл внутрь мечети. Ибн Мулджам и один из сообщников бросились на халифа с криком: "Суд принадлежит Аллаху, а не тебе, Али, и не твоим людям с мечами!" Сообщник промахнулся, в то время как Ибн Мулджам нанёс Али смертельное ранение отравленным кинжалом. Сообщникам удалось бежать, а Ибн Мулджама схватили и подвели к халифу. Али сказал: "Душу за душу, если умру, то убейте, а если останусь, то сам разберусь с ним."

Али позвал к себе сыновей Хасана и Хусейна и дал им последнее наставление: быть стойкими в благочестии и смирении, и добрыми к своему младшему брату, сыну его жены-ханефитки. После этого он составил завещание и продолжал повторять Шахаду и имя Аллаха до последней минуты. В последние минуты жизни, собрав вокруг себя своих близких, Али давал наставления и оставил завещание для мусульман. Он говорил:

Вечером 23 января, в ночь на 21-е Рамазана Али ибн Абу Талиб скончался. Его похоронили вблизи Куфы. Впоследствии ему там воздвигнут усыпальницу, к которой и теперь ходят на поклонение его почитатели, и которая послужила причиной основанию города Наджаф.

Поэзия Али

Али оставил немалое количество сочинений, стихов и прозу. Его произведения отличались глубоким философским смыслом. Часто Али обращался к Аллаху:

Мудрость Али

  • Однажды к Али обратились трое с просьбой разрешения проблемы, связанной с разделом их имущества между собой. Данное имущество состояло из 17-и верблюдов, и вся сложность была в том, что раздел должен быть неравномерным, а в соответствии с их договоренностью между собой в следующей пропорции: 1/2 часть первому; 1/3 часть второму и 1/9 часть третьему. В связи с тем, что 17 не является кратным ни к двум, ни к трем и ни к девяти, владельцы верблюдов оказались в затруднительном положении. Ознакомившись с ситуацией, Али попросил, чтобы ему привели ещё одного верблюда. Добавив этого 18-го верблюда к имеющимся, он разделил их согласно требованиям на два, на три и на девять, после чего первый получил девять верблюдов, второй получил шесть, а третий получил двух верблюдов. Первый рассчитывал получить не более восьми с половиной, так как, разделив 17 на два, получаем 8,5. Точно так же и двое остальных. И после того, как каждый получил свою долю, тот самый 18-й верблюд остался на месте не тронутым и был возвращен обратно, так как сумма полученных верблюдов не превышала 17-и.

  • Однажды Али ибн Абу Талиб помог одному мужчине решить проблему материнства. По случайности обе его жены в один и тот же день родили мальчика и девочку. Но каждая из них твердила, что именно мальчик является её ребёнком, и обе отказывались от девочки. Отец новорожденных детей не знал, которой из жен поверить, и оказался в затруднительном положении. Для решения этой проблемы Али посоветовал взять у обеих жен в одинаковом объёме грудное молоко и взвесить. Та, у которой молоко окажется тяжелее, действительно является матерью мальчика. Действительно, молоко грудной матери новорождённого мальчика чуть тяжелее молока матери новорождённой девочки (недоказуемо).

Личность

В историю Ислама Али вошёл как трагическая фигура. Источники соглашаются, что Али был глубоко религиозным человеком, преданным делу Ислама и идеи верховенства правосудия в соответствии с Кораном и Сунной. Они изобилуют уведомлениями о его аскетизме, неукоснительном соблюдении религиозных догм, и отрывом от мирских благ. Некоторые авторы отмечают, что ему не хватало политического мастерства и гибкости.

Сообщается, что перед смертью в 664 году Амр ибн аль-Ас признал свои грехи и сожалел о том, что несправедливо обошёлся с халифом Али.

Семья и потомки

В 624 году после битвы при Бадре пророк Мухаммад (с.а.в.) выдал за Али свою дочь Фатиму. К ней сватались многие известные люди, которым она отказала. При сватовстве Али она молчанием согласилась выйти замуж за него. У них родились пятеро детей: Хасан, Хусейн, Зейнаб, Умм-Кульсум и Мухсин.

Девять шиитских имамов являются прямыми потомками Али от его сына Хусейна. Праправнук Али от Хасана — Идрис I основал город в Фес (ныне Марокко), став родоначальником династии Идрисидов, правившей на западе Северной Африке до X века.

Потомки Али и Фатимы, (Алиды или Фатимиды (вероятные потомки), неоднократно преследуемые Омейядами, царствовали затем в Египте, Испании, Западной Африке и Сирии.

Абу-ль-Хасан ‘Али ибн Абу Талиб аль-Кураши, более известный как ‘Али ибн Абу Талиб (араб. , ; 17 марта 599 — 24 января 661) — политический и общественный деятель; двоюродный брат, зять и сподвижник пророка Мухаммеда, четвёртый праведный халиф (656—661), первый из двенадцати почитаемых шиитами имамов.

Согласно авторитетным мусульманским источникам, единственный человек, который родился в Каабе; первый ребёнок и первый среди лиц мужского пола, принявший ислам; во время своего правления получил титул амир аль-муминин (глава правоверных).

Али был активным участником всех важных событий ранней истории ислама и всех битв, которые Пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана. Различные события стали причиной гражданской войны с Муавией, а в конце гибелью халифа от рук убийцы-хариджита.

В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура. Сунниты рассматривают его как последнего из четырёх праведных халифов. Шииты почитают Али как первого имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммадом, как праведника, воина и вождя. Ему приписываются многочисленные воинские подвиги и чудеса. Среднеазиатская легенда утверждает, что у Али семь могил, ибо хоронившие его люди видели, как вместо одного верблюда с телом Али стало семь и все они пошли в разные стороны.

История жизни

Ранние годы

Его полное имя: Абуль-Хасан Али ибн Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд аль-Манаф аль-Курайши. Его также называли Абу Турабом и Хайдаром. Пророк Мухаммед назвал его Муртадой («заслужившим довольство», «избранным») и Маула («любимый»).

Родился в 13-й день месяца раджаб за 22 года до хиджры (599—600 годы) в Мекке в семье главы клана Бану Хашим племени курайшитов Абу Талиба и Фатимы бинт Асад. Многие источники сообщают, что Али был единственным человеком, родившимся в священной Каабе. Отец Али — Абу Талиб приходился родным братом Абдуллаху, отцу пророка Мухаммеда. После смерти родителей, Мухаммед несколько лет воспитывался в семье дяди. В свою очередь, когда Абу Талиб разорился, а дела Мухаммада вследствие женитьбы на Хадидже, напротив, пошли на лад, он взял себе на воспитание Али.

Когда Али исполнилось девять или десять лет, он принял ислам и стал первым ребёнком, принявшим ислам. На протяжении всего мекканского периода его жизни Али не отлучался от пророка Мухаммеда. Перед переселением Мухаммеда в Медину, мекканцы попытались убить его. Когда заговорщики вошли в его дом, то обнаружили там Али, который, рискуя своей жизнью, занял место Мухаммеда и отвлёк их внимание. Сам же Пророк в это время уже направлялся в Медину. Через некоторое время Али также отправился в Медину.

Сражения

Первое сражение между мусульманами и курайшитами состоялось возле селения Бадр; Али был в нём знаменосцем. Бой начался с поединка между Утбой ибн Рабиа, его братом Шайбой и сыном Валидом ибн Мугирой от мекканской стороны и Али, дядей пророка Хамзой и Убайдой ибн аль-Харисом от мусульманской. Али сразился с Валидом ибн Мугирой и убил его.

История рождения Имама Али ибн Абу Талиба

После этого он и Хамза поспешил на помощь к получившему ранение аль-Харису и, зарубив его противника Шайбу, унесли аль-Хариса с поля боя. Битва при Бадре стала первой победой мусульман. За свой героизм Али получил прозвище «Лев Аллаха». При разделе трофеев, захваченных в ходе сражения, Мухаммед взял себе меч Зульфикар, принадлежавший до этого мекканцу Мунаббиху ибн Хаджжаджу. После смерти Пророка меч перешёл к Али.

В марте 625 года силы мусульман и курайшитов сошлись у горы Ухуд. Битва началась с поединка между Али и Талхой ибн Абу Талхой. Победителем в этом бою оказался Али, что послужило сигналом к атаке мусульман. В этом сражении Али получил 16 ран. Битва при Ухуде обернулась первым и единственным поражением мусульман.

Али и первые халифы

Пророк Мухаммед, возвращаясь из своего последнего паломничества, остановился в местечке Гадир Хум, находящемся между Меккой и Мединой. Здесь он сделал заявление в адрес Али, которое было по-разному интерпретировано. Мухаммед заявил, что Али — его наследник и брат и те, кто приняли Пророка как мавла, должны принять Али как его мавла. Шииты убеждены, что таким образом Мухаммед объявил Али своим преемником. Сунниты, наоборот, рассматривают это как выражение близости Пророка к своему двоюродному брату, зятю и как пожелание, чтоб Али унаследовал его семейные обязанности после смерти.

Али ибн Абу Талиб

Убийство Али

Али проповедывал в месяц, в котором Его убили, и говорил: "Месяц Рамадан пришел к вам. Он — повелитель месяцев и самый первый в году. В этом месяце мельница власти делает свой новый оборот и вы совершите паломничество в новом году одним рядом (т.е. без Имама, ведущего всех на молитву). Знамением этого будет то, что Меня не будет больше среди вас."

Возвратившись в город Куфу, Али решил сместить Муавийю с поста наместника Сирии за отказ присягнуть законному халифу. Он решительно отверг совет ал-Мугира ибн Шуубы и Абдаллаха ибн Аббаса не делать этого и стал готовиться в поход против мятежного подчиненного.

В 40-ом году Хиджры, в 662 году н.э. (по другим источникам 19 января 661 года), четвертый правитель халифата Али был убит во время совершения молитвы в мечети города Куфа. Он принял мученическую смерть от хариджитов — "отступников" (так в иранских источниках называют тех, кто во время решающих битв отрекся от Али, они ушли в Месопотамию, избрали нового предводителя, и получили название "хариджиты", что означает "отступившие, выступившие против"). Али был смертельно ранен вероотступником хариджитом Ибн Мулджамом и через два дня покинул этот мир. После убийства Али политическое и духовное руководство над мусульманами перешло к старшему внуку Пророка Мухаммеда, сыну Фатимы-Захра и Али, Хасану Муджтабе.

Повелитель правоверных, да будет мир над ним, всю ночь бодрствовал. Он часто выходил из дома, всматривался в небо и говорил: "Клянусь Богом, Я не лгу и Мне не лгут. Это и есть та самая обещанная мне ночь". Он возвратился к Себе на ложе. Настал рассвет, Он одел жилет (изар), вышел из дома и сказал: "Скрепите грудь для встречи смерти. Она, конечно же, встретит вас. Не надо скорби перед смертью, когда та ступит в вашу долину". Когда Он шел по двору, гуси с гиканьем побежали Ему на встречу. Окружавшие начали отгонять их, однако Он сказал: "Оставьте их в покое, они оплакивают Мою смерть”. — "Жизнь Мухаммеда". Панова, Вахтин

Через некоторое время после жестокого убийства Хасана, внука Пророка, халифатом завладел Муавийя; он преобразовал его в наследственный институт омейядов. Следом пришли аббасиды, они наследовали халифат друг у друга, приходя к власти либо через назначение предшествующего правителя, либо захватив ее силой.

Повелитель правоверных Али не спал всю ночь в утро, когда Его убили, и Он не пошел в мечеть для совершения ночной молитвы, как это Он обычно делал. Его дочь Умм Кульсум, да простит ее Бог, спросила Его: "Почему Ты не спишь?" "Меня убьют, если Я выйду утром", — ответил Он. Тогда Ибн аль-Наббах пришел к Нему и позвал Его на молитву.

Али ибн Абу Талиб: достоинства четвёртого праведного халифа

Он сделал несколько шагов, но вернулся. Умм Кульсум сказала Ему: "Пусть Джада помолится с народом." "Да, вели Джаде провести молитву с народом", — ответил Он. Но затем добавил: "Нет избавления от назначенного срока". Он вышел из дома и направился в мечеть. Там был человек, который провел всю ночь в ожидании своей жертвы. Однако перед рассветом рано утром похолодало, и он заснул. Повелитель правоверных ногой пошевелил его и сказал ему: "Молитва". Мужчина вспрянул и ударил Его.
Когда Повелитель правоверных, да будет мир над Ним, умер, люди оплакивали Его. После завершения погребения, аль-Хасан, да будет мир над ним, созвал совет и повелел привести Ибн Мулджама. Его привели, и он стоял перед ним. "О божий враг", — сказал аль-Хасан, -"ты убил Повелителя правоверных, и ты увеличил грязь в религии". Затем он повелел обезглавить его. — "Жизнь Мухаммеда". Панова, Вахтин

После мученической смерти Али женщина по имени Сауда, дочь Аммара из племени Хамдан, пришла к Муавийе. Муавийя стал упрекать Сауду за то, что во время битвы Сеффейн она оказывала помощь армии Али. Затем он спросил у Сауды, зачем она пришла к нему, на что она ответила: "О, Муавийя! За отмену наших прав ты будешь спрошен. Ты отправляешь к нам своих наместников, которые подобно голодным волкам снимают с нас налоги, желая нам смерти. Вы послали к нам Басира ибн Артата, который убивает наш народ и расхищает народное имущество. Если бы мы не подчинялись тебе, мы бы имели величие и силу. Если ты не присмиришь своего наместника, то мы поднимем восстание". Муавийя удивился и сказал: "Ты угрожаешь мне своим племенем? Я отправлю тебя к тому же Басиру, чтобы он делал с тобой то, что его душе угодно!" Услышав слова Муавийи, Сауда замолчала, вспоминая о чем-то. Затем она прочитала стихотворение:

Приветствие Господнее Тому, с Которым справедливость погребенная осталась.
Тому, Кто был неотделим от истины Господней,
Кому, Кто был всегда правдив, Тому, Кто истине был неизменен,
Тому, в Ком истина и справедливость воедино!

Муавийя спросил: "О ком эти стихи?" В ответ Сауда сказала: "Это о Его светлости Али ибн Абу Талибе. Помню, как-то я пришла к Али с жалобой на одного из управляющих и застала его, готовящимся читать молитву. Но, увидев меня, Он не приступил к молитве, а с уважением спросил: "Есть ли у тебя какие-то проблемы?". Я сказала: "Да", затем я рассказала о несправедливости наместника. Услышав мои слова, Али заплакал, затем сказал: "О, Господи! Будь же свидетелем того, что Я никогда не посылал человека, чтобы он причинял несправедливость". Затем Он взял бумагу и написал письмо этому наместнику. "Когда ты прочитаешь это письмо, сразу же собирай свои вещи. Я пошлю человека, который заменит тебя на этой должности". Имам вручил это письмо мне. Клянусь Аллахом, я дала это письмо тому человеку, и он, прочитав его, сложил с себя полномочия, передав бразды наместника другому человеку".

Перейти на начало страницы