Арабско мусульманская культура

09.05.2018 0 Автор admin

Ответ оставил Гость

Время испанского средневековья было жестокой эпохой почти непрерывных войн реконкисты, кровавых междоусобиц, крестьянских восстаний. Начатое еще в VIII веке вестготско-романским населением Испании обратное отвоевание захваченных мусульманами земель получило название «реконкиста». Почти восьмисотлетняя борьба с маврами была не только цепью военных походов, но и широким колонизационным движением, связанным с закреплением и экономическим освоением отвоеванных территорий. Этот сложный, противоречивый, еще не в полной мере всесторонне изученный процесс определил особенности развития феодализма на Пиренейском полуострове, оказал влияние на уклад жизни народа, содействовал росту национального самосознания. Жестокие сражения, атмосфера военной напряженности, в которой развивалось испанское общество, не препятствовали интенсивному общению с завоевателями в области экономики и культуры.

Возникли особые группы населения: мосарабы (от искаженного арабского мустариб — арабизировавшийся), то есть христиане, жившие на территории, занятой маврами и сохранившие свою религию, законы и обычаи; с другой стороны, мудехары (от искаженного арабского мудаджжан — получившие разрешение остаться), то есть мусульмане, покорившиеся христианам, но также следовавшие своей религии и обычаям. Значительную группу населения в христианских и мусульманских городах составляли евреи. Народности Пиренейского полуострова оказались вовлеченными в орбиту высокой арабской культуры, многие особенности которой были затем восприняты испанским обществом. Это воздействие оказывалось непосредственнее в областях, не связанных в открытой форме с религиозными воззрениями: в архитектуре, музыке, танцах, орнаменте, костюмах, в некоторых бытовых навыках, в технике, медицине, астрономии.

Содержание

Влияние мусульманской культуры и образа жизни на народы Пиренейского полуострова. Пожалуйста

«Арабская культура и литература в средние века сыграли для испанского народа роль, отчасти аналогичную той, какую в эпоху Возрождения сыграла для всей Европы античность» А. А. Смирнов.

Еще в X веке арабская Испания превратилась в культурный центр не только мусульманского мира, но и Европы. Огромные успехи были достигнуты в области философии, медицины, поэзии, музыки, архитектуры, прикладного искусства. И в последующие века мавританская Испания оставалась главным очагом распространения в Европе великих произведений античной и арабской философской мысли, одним из тех мостов, которые соединяли духовную жизнь Востока и Запада.

Многовековая реконкиста закрепила раздробленность страны с четкой локализацией исторических областей. В XIII веке, называемом испанской историографией эпохой великих завоеваний, решающая роль принадлежала Кастилии — стране замков, занимающей пустынное плоскогорье Центральной Месеты; культура Кастилии тяготела к средневековой Франции, монахи и рыцари которой принимали участие в походах реконкисты, Королевство Арагон включало с XII века Каталонию, Валенсию и Балеарские острова. Даже внутри этого объединения все части были разными: суровый горный Арагон с его стойкими феодальными институтами и архаизмом традиций и процветающие приморские области Каталония и Валенсия, передовые торговые средиземноморские центры, обращенные к Лангедоку и Италии. В южной части полуострова, в Андалусии, открытой как бы своим фасадом к Африке, господствовала мавританская художественная цивилизация. Последним ее оплотом оставался Гранадский эмират.

Реконкиста привела к глубоким изменениям в социально-экономической, политической и духовной жизни народов Пиренейского полуострова. Захват воинственным дворянством и католической церковью большей части отвоеванной земли резко усилил могущество духовных и светских феодалов. Чрезвычайно возросло влияние церкви.

Но несмотря на ту огромную роль, которую играла церковь в процессе реконкисты, идейное влияние католицизма на жизнь испанского общества в ту пору было ме

Арабы и арабские завоевания

В эпоху раннего средневековья на Ближнем и Среднем Востоке произошли гораздо более серьёзные перемены, чем в Европе, ещё не оправившейся от крушения Рима. За считанные десятилетия образовалось государство с территорией большей, чем Римская империя. Самая молодая из мировых религий породила понятие "ислам-ский мир". Именно из того времени пришли к нам выражение "калиф на час", слова "арабеска", "арсенал", "шахматы", "астролябия", арабские цифры, названия звёзд и, конечно, сказки о Гаруне-ар-Рашиде, Синдбаде-мореходе. Современные мореходы бороздят Гибралтарский пролив и Чёрное море, названные так арабами.

Ещё в VI в. н. э. Аравийский полуостров воспринимался как "край света". На большей части "каменистой Аравии" кочевали племена арабов-бедуинов, живших в шатрах и пивших верблюжье молоко. Лишь на юге, в Йемене, "счастливой Аравии", существовало со времён легендарной царицы Савской древнее государство с процветающими торговыми городами. В западной части Аравии также было несколько городов, в которых правило купечество. Среди них выделялись Ятриб (Медина) и Мекка — центр территории, занятой племенем курейша (курейшитов).

К началу VII в. в жизни кочевников-арабов произошли значительные изменения. Выделилась племенная знать, владевшая большими стадами и рабами-пленниками. (В это же время в Европе происходил переход германских и славянских племён к феодальному обществу.) Развивалась торговля, сложились единый североарабский язык и арабская буквенная письменность. Среди аравийских песков зазвучали стихи поэтов-бедуинов, в числе которых был и легендарный Меджнун.

Дальнейшая история арабов оказалась связанной с именем Мухаммеда, выходца из знатной купеческой курейшитской семьи, известного прежде всего в качестве основателя новой религии — ислама (ислам — "покорность Богу"), или мусульманства (от арабского "муслим" — правоверный).

Имя Мухаммеда встало в один ряд с именами Будды, Моисея, Христа. Пророк ислама — абсолютно реальное и конкретное историческое лицо. Мусульманство оказалось последней по времени возникновения мировой религией. Оно сразу же было приспособлено к нуждам зарождавшегося государства и с самого своего возникновения оказалось очень конкретной религией, начиная с его проповеди Мухаммедом. В отличие от предшествовавших религий ислам устанавливал прежде всего правила жизни на этом свете, а уже только потом сулил праведникам рай, а грешникам — геенну огненную. В то же время ислам многое почерпнул из иудаизма, христианства и аравийских древних верований.

Мухаммед родился около 570 г. в Мекке. С юности он, как и его окружение, занимался караванной торговлей. Во многом Мухаммед достиг влияния среди мекканцев благодаря своей старшей жене Айше (Хадидже), вдове богатого купца. Когда Мухаммеду было 40 лет, в месяце рамазане по лунному арабскому календарю произошло событие, способствовавшее рождению новой религии. Ночью на горе Хире в окрестностях Мекки с уединившимся там Мухаммедом, по его словам, говорил верховный бог арабов — Аллах. Аллах (или его посланец Джебраил) заставлял Мухаммеда повторять слова священной книги. Окончательно Мухаммеда убедили в божественных откровениях Хадиджа и её двоюродный брат Варака. Мухаммед начал прилюдно проповедовать открывшиеся ему истины, свод которых назвал Кораном ("знанием"). В отличие от Библии с её рассказами о мироздании и древних людях Коран представляет собой проповедь от имени Аллаха. Провозглашается вера в единого Бога — Аллаха, сотворившего мир и правящего им. Главными ценностями признаются покорность Богу, частная собственность, определённые нравственные заповеди. В подтверждение изложенных истин приводятся рассказы, среди которых немало заимствованных из Библии. Так, есть сура (глава) "Нух" о всемирном потопе и Нухе (Ное). В одной из самых популярных сур — "Юсуф" — рассказывается о Юсуфе (Иосифе Прекрасном), который пронёс через многие испытания заповеди Аллаха и посрамил своих братьев, из зависти бросивших его в колодец. Среди великих пророков — предшественников Мухаммеда — названы Муса (Моисей) и Иса (Иисус Христос).

Ислам закреплял разделение общества на богатых и бедных общинников, повиновение властям, утверждал безраздельную власть мужчины над женщиной. Умеренным вкусам аравийцев соответствовал отказ от свинины, вина, азартных игр и ростовщичества. В первых проповедях Мухаммед предвещал близость Страшного Суда и воздаяние праведникам в раю с прекрасными садами и источниками (извечная мечта кочевников пустыни), а грешникам — в муках геенны огненной. В дальнейшем проповедник сосредоточил своё внимание на земной жизни. Вначале многие в Мекке не воспринимали Мухаммеда всерьёз. Затем купцы — сторонники многобожия — начали его преследовать, но одновременно появилась и небольшая группа приверженцев Мухаммеда. 20 сентября 622 г. провозвестник ислама прибыл из Мекки в Ятриб, где среди знатных землевладельцев новое учение было более популярным. Он продолжал там проповедовать, обзавёлся домом и создал рядом с ним первый мусульманский храм — мечеть. В Ятрибе ислам широко распространился при помощи местной власти, во главе которой встал Мухаммед. Установился обычай 5 раз в день молиться Аллаху. Мусульмане говорили: "Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк (посланник) его".

Вокруг Ятриба на идейной основе ислама стали объединяться разрозненные соседние племена, многие из которых были покорены силой. Главной задачей Мухаммеда стало подчинить себе Мекку. После нескольких лет вражды с ней мусульмане в 629 г. получили разрешение совершить хадж — паломничество к святыне арабов, храму Каабе ("куб"), где в стену издавна был вделан таинственный чёрный камень — упавший с неба метеорит. Через год мусульмане, наконец, окончательно заняли Мекку и уничтожили изображения старых бо-гов. С тех пор она стала священным центром мусульман, куда ежегодно в месяц зулхиджа (последний месяц года) совершаются паломничества. Приверженцы ислама молятся, обратясь лицом к Мекке (первые мусульмане обращались лицом к Иерусалиму). Ятриб остался столицей объединённого государства, получив название "город пророка" — Медина-таль-Наби (или просто Медина). В том же 630 г. Мухаммеду подчинились кочевники внутренних областей Аравии и город Таиф. Арабская знать стремилась к усилению своей власти путём захвата плодородного Йемена и вторжения боевых отрядов в области Византии и Ирана. Уже снаряжались войска, когда в 632 г. Мухаммед умер.

После раздоров из-за власти между старыми приверженцами Мухаммеда и мединской знатью был избран "заместитель" пророка — халиф. Им стал купец Абу Бакр, тесть и друг Мухаммеда. В дальнейшем каждый правитель арабов объявлял себя халифом. Был закреплён культ пророка Мухаммеда, упорядочен Коран, записанный в основном уже при его жизни, месяц откровения пророка — рамазан — стал временем мусульманского поста, а момент бегства в Медину ("хиджры") — началом мусульманской эры.

Вторжение войск халифата в области близ реки Иордан, принадлежавшие Византии, и завоевание Йемена, подчинявшегося иранскому царству Сасанидов, привело арабов к столкновению с этими двумя крупнейшими государствами. Непосредственно к Аравии примыкали страны, когда-то покорённые римлянами (Сирия, Палестина, Египет) и иранцами (Месопотамия). Значительные различия в положении коренного населения и правящей верхушки иноземного происхождения, существование рабства не способствовали заинтересованности местного населения в сохранении византийского и иранского господства. К тому же Византия и Иран истощили друг друга бесконечными войнами за приграничные области. Этим воспользовались арабские халифы. Они призывали соплеменников выступить в поход за распространение ислама и, конечно, обещали вознаграждение.

При втором халифе, Омаре (634- 644 гг.), отряды бедуинов на быстроногих скакунах, вдохновлённые идеей священной войны (джихада), обрушились на соседние страны. Византийская армия была разбита на реке Ярмук в Сирии, а сасанидская — у города Кадисия на Евфрате. Завоевав Сирию, Месопотамию (по-арабски — Ирак), Палестину, а затем Египет, арабы нашли поддержку у части местного населения, и прежде всего — у выходцев из Аравии, поселившихся там ещё в начале нашей эры. Халифы гарантировали местному населению за признание их власти и уплату особого налога личную свободу и свободу вероисповедания, т. к. иудеи и христиане, приверженцы единобожия, считались близкими к мусульманам, а преследованиям при первых халифах подвергались прежде всего язычники. Под предлогом борьбы с язычеством Омар окончательно уничтожил Александрийскую библиотеку. По легенде, он сказал: всё, что соответствует Корану в древних книгах, есть в Коране, а то, что не соответствует, не годится для мусульман.

В последующие годы основным объектом внимания завоевателей стал Иран. Последний сасанидский шах Йездигерд III собрал остатки своих войск у Нехавенда в 643 г. и потерпел окончательное поражение. Иранцы восприняли это событие как поворотный момент своей истории.

"И век настал великого Омара, И стих Корана зазвучал с Минбара" (кафедра в мечети, с которой читаются проповеди), — такими словами почти 400 лет спустя закончил свою поэму "Шах-наме" Фирдоуси.

Судьба Йездигерда, как и последнего ахеменидского царя Дария III, оказалась печальна — он бежал к одному из вассальных правителей и был им убит. В 651 г. арабы завоевали восточный Иран и покорили среднеазиатский Мерв. Многие знатные иранцы признали арабское господство, сохранив свои владения и даже должности.

Начиная с периода правления третьего халифа — Османа (644-656 гг.) — вся власть в халифате оказалась в руках родственников и приближённых халифа, захвативших земли в завоёванных странах. Недовольство простых общинников-арабов возвышением знати было использовано зятем Мухаммеда — Али, организовавшим убийство Османа и провозглашённым четвёртым халифом. Али провозгласили единственным истинным халифом. Шииты — сторонники Али — впоследствии составили особое направление ислама, распространённое в Иране и Ираке. Однако Али продолжал политику укрепления позиций знати и потерял многих своих приверженцев, ставших хариджитами — сторонниками сохранения общинного равенства. В 661 г. Али был убит одним из хариджитов. Престол захватил наместник Сирии Муавия из рода Омейя, основавший династию Омейядов. Он перенёс столицу халифата в Дамаск. При нём завершилось оформление господствующей в Арабском халифате личной собственности халифа (савафи) и собственности крупных и мелких землевладельцев (мульк). Как и в Европе, многие земли передавались в собственность военачальникам за службу. Труд рабов использовался теперь лишь в строительстве, добыче полезных ископаемых и в работах по дому. Рабами становились в основном пленники. Основные же работы выполняли зависимые крестьяне, платившие харадж — поземельную подать.

Халифат постоянно расширялся за счёт новых завоеваний. К концу VII в. арабы подчинили себе часть Армении, Южный Азербайджан, Кабул и часть Северной Африки. К 711 г. полностью были захвачены африканские владения Византии к западу от Египта, получившие арабское название Магриб — "запад" (современные Ливия, Тунис, Алжир, Марокко). Полководец Джебель-аль-Тарик переправился через пролив Геркулесовы Столпы, названный его именем (Гибралтар), и в 714 г. покорил большую часть владений вестготов в Испании. Другой военачальник, Кутейба, вступив в сговор со знатью Средней Азии, напуганной выступлениями народных низов, подчинил халифату Хорезм и Бухару, а в 715 г. — Самарканд. Однако местное население, всегда отстаивавшее свою независимость, в течение нескольких десятилетий восставало против арабских наместников. Особенно известно восстание 721 г. с центром в Пенджикенте и Ходженте, часть участников которого ушла в горы. Сильное сопротивление было оказано арабам в Закавказье. Только в 20-х гг. VIII в., пройдя с огнём и мечом по Армении и Албании (Северному Азербайджану), арабы подчинили себе области до Большого Кавказского хребта, включая Восточную Грузию. На востоке была завоёвана долина Инда.

В результате к середине VIII в. владения Арабского халифата простирались от Атлантического океана до гор Памира и Гиндукуша, от Сахары до Приаралья и Дербента в Дагестане — "железных врат" Востока. Это было государство, находившееся одновременно в Азии, Африке и Европе. Однако период победоносных завоевательных походов не мог длиться бесконечно. В 732 г. при Пуатье в Галлии арабов разбили франки во главе с Карлом Мартеллом. В 737 г. полководец Мерван, победивший хазар на Северном Кавказе, дошёл до "великой славянской реки" (Дона) и повернул обратно. Наконец, в 751 г. продвижение арабов у города Талас (ныне Джамбул в Казахстане) на Великом шёлковом пути остановили китайцы.

Постепенно завоеватели-арабы усвоили более высокую древнюю культуру покорённых стран. Уже при Омейядах оживает торговля, растут города; мастера византийской выучки строят дворцы, мечети и загородные замки в Сирии, главную мусульманскую святыню Иерусалима — мечеть Омара.

Арабский язык постепенно становится языком делопроизводства (вначале во владениях халифата для этого пользовались греческим и персидским — пехлевийским — языками), языком литературы, науки, книжной учёности. При этом в халифате в отличие от Европы сохранились традиции древней культуры.

В 750 г., после восстания под руководством шиитов и хариджитов, Омейяды были свергнуты и власть захватили потомки Аббаса, дяди Мухаммеда, — Аббасиды. Аббасиды подавили наиболее решительные народные выступления и перенесли столицу в Ирак, где чувствовали себя увереннее. В 762 г. халиф Мансур основал на реке Тигр в центре Ирака, недалеко от развалин древних Вавилона, Селевкии и Ктесифона — столицы Сасанидов — новый город Багдад.

Багдадский период стал временем наибольшей роскоши халифов. Медина ас-Салям — "город мира" — потрясала современников своими размерами, огромной базарной площадью, садами и фонтанами. Здесь можно было встретить купцов, привёзших благовония из Индии, шелка из Южного Китая, меха из славянских земель (в них ходила любимая жена халифа Гаруна-ар-Рашида Зулейха). Мореходы и караванщики привозили удивительные рассказы о самых разных уголках Старого Света. Надо ли говорить, что эти блестящие времена надолго сохранились в памяти у создателей сказок Шехерезады, превративших самого известного багдадского халифа в легендарную и баснословную фигуру?

Влияние мусульманской культуры и образа жизни на народы пиренейского полуострова

Однако при Аббасидах халифат был уже обречён. Раздача знати земель ускоряла её обособление в различных странах, а повышение налогов вызвало новый вал крестьянских и городских восстаний. Буквально потрясло халифат народное движение в Азербайджане и Иране под руководством погонщика верблюдов Бабека, с трудом подавленное через 21 год. Центральная власть уже не могла уследить за всем, что творилось в огромной державе. Ещё после захвата власти Аббасидами от халифата откололась Испания, где утвердился потомок Омейядов, ставший кордовским эмиром. Вскоре отделились от Багдада и эмираты (первоначальное значение слова "эмир" — наместник халифа) Марокко, Восточный Магриб. Усиление репрессий против покорённых народов и нетерпимости к немусульманам привело к потере контроля над Закавказьем, Средней Азией, восточным Ираном. В Средней Азии в 819 г. образовалось государство эмиров из династии Саманидов, сделавших своей столицей Бухару. В Армении в 860 г. арабы потерпели поражение от войск полководца Теодороса Ршитуни. Особенно храбро сражались жители горного края Сасун. Эти события описаны в армянском народном эпосе "Давид Сасунский". Наконец, независимым стал и Египет. А иранский правитель в 945 г. взял Багдад, оставив халифу только духовную власть над всеми мусульманами. На Востоке наступило время раздробленности и нестабильности.

Несмотря на то что огромное арабское государство перестало существовать, на обширной территории, которой правили некогда халифы, на века утвердился ислам. Из стран халифата его не приняли только Армения и Грузия, где уже имелись древние христианские традиции. Веру в единого Аллаха приняли в своих интересах и правители далёких стран — Волжской Булгарии, царств Западной Африки, городов Малакки и островов Магараджи (Индонезия). Появилось понятие "арабский мир". Жители входивших в него стран от Марокко до Ирака, включая Египет и Сирию, усвоили арабский язык и смешались с осевшими на их землях выходцами из Аравии, с которыми их сближали родственные языки и некоторые обычаи. Другие народы, например иранцы и таджики, сохранили свою культурную самобытность, пользуясь арабским языком только как языком религии и науки и создав литературный язык — фарси, но с арабской письменностью. Фарси на время усвоят также тюрки и мусульмане-индийцы. Благодаря укрепившимся связям стран Ближнего и Среднего Востока в индийскую чатурангу — шахматы — начали играть в Испании, а африканское алоэ стали применять врачи Средней Азии. Переводчики-сирийцы сделали понятными для всех образованных мусульман труды Платона и Аристотеля, а переводчики, знакомые с культурой Индии, — труды математика Ариабхаты и сборники басен о животных. Впоследствии достижения культуры стран халифата будут восприняты и европейцами.

А.Кузнецов

В начало страницы

Дополнительная информация

Культура стран Пиренейского полуострова в конце XV— начале XVII в.

Сложная историческая судьба Пиренейского полуострова в средние века создала здесь особый мир, окрашенный сосуществованием разных этнических групп, разных конфессий и разных культур. Взаимодействие и взаимовлияние христианского (уходившего корнями в кельтиберские, римские и германские традиции), мусульманского (преимущественно арабо-берберского) и иудейского субстратов прослеживается на протяжении всего средневековья.

Своего рода пиком взаимопроникновения и в то же время «баланса сил» была эпоха Альфонса X Мудрого (1252-1284).

Реконкиста и образование государств на Пиренейском полуострове

XIV-XV вв. стали свидетелями постепенного сознательного отвержения победившими христианами иудейских и исламских культурных традиций, при том, что неосознанно они продолжали впитываться и перерабатываться христианской культурой.

Примером тому могут служить складывавшийся в это время архитектурный и декоративный стиль мудехар, использование арабского языка как языка поэзии, усвоение форм и приемов арабской поэзии и музыки, традиционное внимание пиренейских университетов к математике и медицине, основанных на знании восточных достижений в этой области, и многое другое.

Очень сильно мусульманское влияние сказывалось в повседневной жизни — модах, убранстве жилищ, составе питания. Западноевропейские путешественники XV в., попадая за Пиренеи, бывали поражены «чужеземными», «нехристианскими» одеждой и образом жизни горожан Кастилии и Андалусии.

Объединение Кастилии и Арагона в XV в. повлекло за собой не только создание крупного государства Испании и нарушение политического баланса на полуострове, но и резкие социально-культурные перемены, некоторые — катастрофического характера.

Политика жесткой централизации и в управлении, и в идеологии, и культуре создавала, с одной стороны, новую социальную стратификацию, особенно внутри господствующего класса, с другой — новую шкалу ценностей, характерных для государства нового типа — будущей абсолютной монархии. Завоевание Гранадского королевства, изгнание иудеев и открытие Америки — три события 1492 г. — четко обозначили ориентацию Католических государей: создание великой христианской державы, защитницы католической веры и повелительницы заморских земель.

Включение Испании в Габсбургскую империю на фоне Реформации и связанных с ней катаклизмов XVI в. усугубило эти устремления Испанского государства. На внешнеполитическом уровне это выразилось в столкновениях с Англией и Францией, включении в состав испанской монархии Португалии, длительной борьбе с Нидерландами.

Ту же окраску имели и действия испанских Габсбургов на Тридентском соборе. Во внутренней жизни это вылилось в создание новой инквизиции, Святой эрмандады, преследования и изгнание морисков, гонения на новообращенных христиан.

За XVI в. дважды изменилась жизнь в испанских королевствах: в начале столетия, когда они повернулись лицом к Европе, открывшись новым веяниям в бурлящие первые годы правления Карла V, и во второй половине столетия, когда надежды начала века закончились реакцией Филиппа II, с инквизиционными процессами, индексами запрещенных книг и т.п.

Время испанского средневековья было жестокой эпохой почти непрерывных войн реконкисты, кровавых междоусобиц, крестьянских восстаний. Начатое еще в VIII веке вестготско-романским населением Испании обратное отвоевание захваченных мусульманами земель получило название «реконкиста». Почти восьмисотлетняя борьба с маврами была не только цепью военных походов, но и широким колонизационным движением, связанным с закреплением и экономическим освоением отвоеванных территорий. Этот сложный, противоречивый, еще не в полной мере всесторонне изученный процесс определил особенности развития феодализма на Пиренейском полуострове, оказал влияние на уклад жизни народа, содействовал росту национального самосознания. Жестокие сражения, атмосфера военной напряженности, в которой развивалось испанское общество, не препятствовали интенсивному общению с завоевателями в области экономики и культуры.

Возникли особые группы населения: мосарабы (от искаженного арабского мустариб — арабизировавшийся), то есть христиане, жившие на территории, занятой маврами и сохранившие свою религию, законы и обычаи; с другой стороны, мудехары (от искаженного арабского мудаджжан — получившие разрешение остаться), то есть мусульмане, покорившиеся христианам, но также следовавшие своей религии и обычаям. Значительную группу населения в христианских и мусульманских городах составляли евреи. Народности Пиренейского полуострова оказались вовлеченными в орбиту высокой арабской культуры, многие особенности которой были затем восприняты испанским обществом. Это воздействие оказывалось непосредственнее в областях, не связанных в открытой форме с религиозными воззрениями: в архитектуре, музыке, танцах, орнаменте, костюмах, в некоторых бытовых навыках, в технике, медицине, астрономии. «Арабская культура и литература в средние века сыграли для испанского народа роль, отчасти аналогичную той, какую в эпоху Возрождения сыграла для всей Европы античность» А. А. Смирнов.

Еще в X веке арабская Испания превратилась в культурный центр не только мусульманского мира, но и Европы. Огромные успехи были достигнуты в области философии, медицины, поэзии, музыки, архитектуры, прикладного искусства. И в последующие века мавританская Испания оставалась главным очагом распространения в Европе великих произведений античной и арабской философской мысли, одним из тех мостов, которые соединяли духовную жизнь Востока и Запада.

Многовековая реконкиста закрепила раздробленность страны с четкой локализацией исторических областей. В XIII веке, называемом испанской историографией эпохой великих завоеваний, решающая роль принадлежала Кастилии — стране замков, занимающей пустынное плоскогорье Центральной Месеты; культура Кастилии тяготела к средневековой Франции, монахи и рыцари которой принимали участие в походах реконкисты, Королевство Арагон включало с XII века Каталонию, Валенсию и Балеарские острова. Даже внутри этого объединения все части были разными: суровый горный Арагон с его стойкими феодальными институтами и архаизмом традиций и процветающие приморские области Каталония и Валенсия, передовые торговые средиземноморские центры, обращенные к Лангедоку и Италии. В южной части полуострова, в Андалусии, открытой как бы своим фасадом к Африке, господствовала мавританская художественная цивилизация.

Культура эпохи Возрождения в Западной и Центральной Европе

Последним ее оплотом оставался Гранадский эмират.

Реконкиста привела к глубоким изменениям в социально-экономической, политической и духовной жизни народов Пиренейского полуострова. Захват воинственным дворянством и католической церковью большей части отвоеванной земли резко усилил могущество духовных и светских феодалов. Чрезвычайно возросло влияние церкви.

Но несмотря на ту огромную роль, которую играла церковь в процессе реконкисты, идейное влияние католицизма на жизнь испанского общества в ту пору было ме

  • 1. Особенности культуры арабских стран
  • 2. Религия. Ислам
  • 3. Быт и нравы мусульман. Шариат
  • 4. Наука.
  • Пиренейский полуостров в конце V-ХI вв. Последствия мусульманского завоевания. Начало Реконкисты

    Литература. Арабский язык

  • 5. Изобразительное искусство и каллиграфия
  • 6. Архитектура ислама
  • ЛЕКЦИЯ № 21. Культура арабских стран

    1. Особенности культуры арабских стран

    География современного арабского мира удивительно разнообразна. Аравийский полуостров поделили между собой Саудовская Аравия, Йемен, Оман и другие государства. Ирак стал преемником цивилизаций Месопотамии; Сирия, Ливан и Иордания занимают территории древней Сирии. Египет унаследовал простиравшиеся вдоль Нила владения Древнего Египта. На североафриканском побережье Средиземного моря, получившем у средневековых арабских географов наименование Магриб (араб, «запад»), расположены государства Ливия, Тунис, Алжир и Марокко. История и культура арабских стран также тесно связана с Ираном и Турцией.

    Арабская средневековая культура сложилась и в тех странах, которые подверглись арабизации (восприняли ислам), где классический арабский язык господствовал долгое время как государственный язык.

    Наибольший расцвет арабской культуры пришелся на VIII–XI вв.:

    1) успешно развивались поэзия;

    2) были составлены знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь»; переводилось множество произведений античных авторов.

    Арабы в этот период внесли значительный вклад в мировую математическую науку, развитие медицины, философии. Они создали своеобразные архитектурные памятники.

    2. Религия. Ислам

    Основой религиозной жизни жителей Востока был ислам. Ислам (араб, «покорность») – самая молодая из мировых религий. В современном мире ислам – вторая по числу последователей мировая религия. Это – монотеистическая религия, и почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией. Но ислам – не только религия. Это система взаимоотношений человека и общества, определяющая образ жизни мусульманина.

    Ислам возник в Аравии в VII в., и его основателем стал Мухаммед. Эта религия складывалась под влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний она распространилась на Ближнем и Среднем Востоке, в некоторых странах Дальнего Востока, Азии и Африки.

    Идеальная форма исламской государственности – эгалитарная светская теократия. Все верующие, независимо от своего социального статуса, были равны перед божественным законом; имам или мулла – главный на общей молитве, которую может возглавить любой знающий Коран мусульманин. Законодательной властью обладает только Коран, а исполнительная власть – религиозная и светская – принадлежит Богу и осуществляется через халифа.

    Основные направления ислама:

    1) суннизм;

    2) шиизм;

    3) ваххабизм.

    Реформаторы 2-й половины XIX – начало XX вв. (например, аль Афгани) понимали реформацию как очищение ислама от искажений и наслоений через возврат к ранней мусульманской общине. В XX в. во многом как реакция на влияние Запада в мусульманских странах возникают идеологии, базирующиеся на исламских ценностях (панисламизм, фундаментализм).

    3. Быт и нравы мусульман. Шариат

    Основной источник мусульманского вероучения – Коран (араб, «чтение вслух»). Второй источник мусульманского вероучения – Сунна – примеры из жизни Мухаммеда как образец решения религиозных социально-политических проблем. Сунна слагается из хадисов, повествующих о высказываниях Мухаммеда по тому или иному вопросу. Через откровение, знамения и имена человек может лишь частично постичь смысл божественного в мире, и мусульманин обязан верить в это. Каждая вероисповедная группа в исламе объединялась в отдельную общину (умма).

    В Коране, помимо проповедей, молитв, заклинаний, назидательных рассказов и притч, содержатся обрядовые и юридические установления, регулирующие различные стороны жизни мусульманского общества. В соответствии с этими предписаниями и строятся семейные, правовые, имущественные отношения мусульман. Важнейшей частью ислама является шариат – свод норм морали, права, культурных и прочих установок, регламентирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина.

    Традиционные нормы поведения восточного общества сочетались с традиционным мышлением и мифологией, важную часть которых представляли ангелы и демоны, или джинны. Мусульмане очень боялись сглаза, верили в бессмертие души и загробную жизнь. Большое значение на Арабском Востоке придавалось снам. Широко распространены были и различные гадания.

    4. Наука. Литература. Арабский язык

    Еще с VII в. как прикладные науки к религиозным дисциплинам развиваются:

    1) грамматика;

    2) математика;

    3) астрономия.

    Их развитие происходило в процессе тесных контактов мусульман с другими восточными культурами:

    1) сирийской;

    2) персидской;

    3) индийской.

    Основные научные достижения арабских ученых относятся к эпохе Средневековья.

    Значителен был вклад арабов в математическую науку. Абу-л-Вафа вывел теорему синусов тригонометрии, вычислил таблицу синусов, ввел понятие секанса и косеканса. Поэт и ученый Омар Хайям написал «Алгебру». Он также успешно занимался проблемой иррациональных и действительных чисел. В 1079 г. он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский. Арабскую средневековую медицину прославил Ибн-Сина – Авиценна (980—1037), автор энциклопедии теоретической и клинической медицины. Абу Бакр, известный багдадский хирург, дал классическое описание оспы и кори, применял прививки. Арабская философия во многом развивалась на базе античного наследия.

    Развивалась и историческая мысль. Если в VII–VIII вв. на арабском языке еще не было написано собственно исторических сочинений, а существовало множество преданий о Мухаммеде, походах и завоеваниях арабов, то в IX в. составляются крупные труды по истории. Наиболее известным историком XIV–XV вв. был Ибн-Халдун, первый из арабских историков, попытавшийся создать теорию истории. В качестве главного фактора, определяющего исторический процесс, он выделил природные условия страны.

    Арабская словесность также пользовалась вниманием ученых. На рубеже VIII–IX вв. была составлена арабская грамматика, которая легла в основу всех последующих грамматик. Арабская письменность расценивается как величайшая культурная ценность.

    Центрами средневековой арабской науки были города Багдад, Басра. Особенно оживленной была научная жизнь Багдада, где был создан Дом науки – своеобразное объединение академии, обсерватории, библиотеки. Уже в X в. во многих городах появились средние и высшие мусульманские школы – медресе. В X–XIII вв. в Европе стала известна по арабским сочинениям знаковая десятичная система для записи цифр, получившая название «арабские цифры».

    Непреходящую мировую славу принесли Омару Хайяму (1048–1122), персидскому поэту, ученому, его стихи:

    1) философские;

    2) гедонические;

    3) вольнодумные рубай.

    В X–XV вв. постепенно сложился знаменитый сейчас на весь мир сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь». Это сказки про Али-бабу, Аладдина, Синдбада-морехода и др. Востоковеды считают, что расцвет арабской поэзии, литературы, да и культуры в целом приходится на VIII–IX вв.: в этот период быстро развивающийся арабский мир стоял во главе мировой цивилизации. С XII в. уровень культурной жизни снижается. Начинаются гонения на христиан и иудеев, что выражалось в их физическом истреблении, притесняется светская культура, усиливается давление на естественные науки. Обычной практикой стало публичное сожжение книг.

    5. Изобразительное искусство и каллиграфия

    Ислам, выступая за строгое единобожие, издревле боролся с племенными культами аравитян. Для того чтобы уничтожить память о племенных идолах, в исламе запрещалась скульптура, не одобрялись изображения живых существ. В результате живопись также не получила в арабской культуре значительного развития, ограничиваясь орнаментами. С XII в. стало развиваться искусство миниатюры, в том числе и книжной.

    Рукописная книга ценилась в мусульманском обществе как святыня и драгоценность. При всех различиях в художественных приемах и сюжетах книжные иллюстрации той поры имеют и много общего. Условность в изображении места действия и персонажей в миниатюрах сочетается с мастерским владением линией и цветом, множеством деталей. Позы действующих лиц отличаются выразительностью.

    Наиболее популярные изображения:

    1) сцены царских приемов;

    2) пиров;

    3) охот;

    4) сражений.

    Придворные живописцы нередко служили одновременно и придворными историками, сопровождавшими султана в военных походах.

    Художник не стремился воспроизводить земную реальность. Истинный мир следовало постигать умозрительно, через чтение Корана, произнесение молитв, начертание и созерцание священных надписей из Корана, хадисов, имен Аллаха и Мухаммеда. Священное слово Корана сопровождало мусульманина всю жизнь.

    В мусульманской средневековой культуре Востока и Запада степень овладения «красотой письма», или каллиграфией, стала показателем интеллектуальности и образованности человека. Вырабатывались различные почерки. В основе 6 стилей письма лежала система «уставного письма» – система пропорций, определивших соотношения вертикальных и горизонтальных элементов букв, а также букв в слове и строке.

    Орудием письма служило тростниковое перо – «калам», способ очинки которого зависел от избранного стиля и традиций школы. Материалами для письма служили папирус, пергамент и бумага, производство которой было налажено в Самарканде (Средняя Азия) в 60-х гг. VIII в. Листы покрывали крахмальным клейстером и полировали хрустальным яйцом, что делало бумагу плотной и долговечной, а нанесенные цветными чернилами буквы и узоры – четкими, яркими и блестящими.

    В целом изобразительное искусство было ковровым, его характерными чертами были цветистость и узорчатость. Сочетание ярких красок, однако, было всегда строго геометрично, рассудочно и подчинено мусульманской символике.

    6. Архитектура ислама

    Необходимо отметить, что средневековая арабская архитектура развивалась на основе переработки арабами греческих, римских и иранских традиций. С X в. здания начинают украшать растительными и геометрическими орнаментами, в которые были включены стилизованные надписи – арабская вязь. Такой орнамент – европейцы его называли арабеска – был построен по принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора.

    Главное место в постройке городов заняли культовые сооружения – мечети. Они представляли собой квадратный двор, окруженный галереями на столбах или колоннах. Со временем мечети стали различаться по своему назначению. Небольшая мечеть служила местом индивидуальной молитвы. Соборная, или пятничная, мечеть предназначалась для коллективных молений, совершаемых всей общиной в пятницу в полдень. Главный храм города стал называться Большой мечетью.

    Отличительными чертами любой мечети с конца VII – начала VIII в. стали михраб и минбар. С VIII в. важнейшим элементом соборной мечети стал минарет – высокая башня, с которой провозглашали призыв к молитве.

    Арабский мир породил и такое уникальное явление, как мавританское искусство.

    Мавританское искусство – это условное название художественного стиля (смесь арабского и готического стилей), который сложился в Северной Африке и Андалусии (Южная Испания) в XI–XV вв. Ярче всего мавританский стиль проявился в архитектуре. Жемчужина мавританского зодчества XIII–XIV вв. – Альгамбра (г. Гранада в Испании). Массивные стены крепости, башни и ворота, потайные ходы скрывают и защищают дворец. В основе композиции лежит система дворов (Дворик миртов, Дворик львов), расположенных на разных уровнях. Отличительные черты – хрупкие, похожие на изморозь резные каменные узоры и надписи на стенах, тонкие витые колонны, кованые оконные решетки и разноцветные витражи.

    Иберо-мавританская культура

    иберо-мавританская культура россии, иберо-мавританская культура это
    Магриб

    Датировка

    10 120 — 8 550 гг. до н. э.

    Носители

    мехтоиды

    Преемственность:
    ←атерийская культура
    ←халфская культура → капсийская культура→

    Иберо-мавританская культура, или оранская культура, или уштатийская культура (по названию археологического памятника Уштата) — эпипалеолитическая археологическая культура на территории Северной Африки.

    • 1 Происхождение
    • 2 Хронология
    • 3 Примечания
    • 4 Ссылки
    • 5 Литература

    Происхождение

    По одной из гипотез, культура возникла в результате миграции кроманьонцев (носителей мехтоидной расы) с территории Иберийского полуострова (откуда и название); согласно другой гипотезе, является потомком более ранней атерийской культуры, занимавшей ту же территорию. Наконец, согласно современным представлениям, является потомком халфской культуры, существовавшей на территории Египта в 24-15 тыс. до н.э.

    Влияние арабов на средневековую культуру Запада

    и мигрировавшей на запад.

    Хронология

    Существовала в период около 10 120 — 8 550 гг. до н. э. В неолитический субплювиальный период (последний влажный период в истории Сахары) остатки культуры поглощены капсийцами.

    Примечания

    1. Оранская культура
    2. Les Ouchtatiens

    Ссылки

    • Diversité mitochondriale de la population de Taforalt(12.000 ans BP — Maroc), Kéfi at al 2005

    Литература

    • D. Lubell, " Continuité et changement dans l’Épipaléolithique du Maghreb ", in : Le Paléolithique en Afrique, l’histoire la plus longue, Artcom’ , Errance, 2005, ISBN 2-87772-297-X
      Доисторическая Африка
    По периодам Африка каменного века (Палеолит Африки | Мезолит Африки | Неолит Африки) | Африка медного века | Африка бронзового века | Африка железного века
    По регионам Доисторический Египет (Таса | Бадари | Меримде | Маади-Буто | Эль-Омари | Негада I | Негада II) | Доисторическая Мальта | Доисторическая Северная Африка | Хартум (гараманты | гуанчи | ливийцы) | Доисторический Сахель | Доисторический Судан | Доисторическая Восточная Африка | Доисторическая Экваториальная Африка | Доисторическая Субэкваториальная Африка | Доисторическая Южная Африка
    Антропология Генетическая история Африки | Гипотеза африканского происхождения человека | Колыбель человечества
    Достижения Наскальные рисунки Сахары | Дольмены Северной Африки

    См. также: Доисторическая Палестина — Доисторический Кипр — Категория:Археологические культуры Африки

    Прим. Курсивом обозначены перенаправления на разделы в более крупных статьях, обычным шрифтом — самостоятельные статьи.

      Археологические культуры верхнепалеолитической эпохи (хронология)
    Африка Атерийская | Афийская | Даббская | Иберо-мавританская | Идфу | Исна | Каданская | Китеко| Куббанийская | Лемута | Лупембе | Магосийская | Насера | Начикуфская | Оранская | Роббергская | Санго | Себильская | Сильсилийская | Фахури | Хальфская | Хормусийская | Чангуланская | Читольская | Шувихатская
    Ближний Восток и Средняя Азия Ахмарская | Барадостская | Губская | Зарзийская | Имеретинская | Каракамарская | Кебарская | Левантийский ориньяк | Мушабийская | Эмирийская | Палеолит Аравии | Палеолит Малой Азии | Палеолит Средней Азии | Палеолит Казахстана
    Западная и Центральная Европа Бадегульская | Бачокирская | Богуницкая | Гамбургская | Граветтская | Ежмановицко-ранисско-линкомбская | Листовидных наконечников | Мадленская | Ориньякская | Селетская | Солютрейская | Улуццо | Шательперонская | Эпиграветтская
    Восточная Европа Амвросиевская | Аккаржанская | Брынзенская | Виллендорф-костёнковская | Городцовская | Каменнобалковская | Костёнковско-авдеевская | Костёнковско-стрелецкая | Липская | Межиричско-добраническая | Мезинская | Молодовская | Мураловская | Позднемолодовская | Пушкарёвская | Рашковская | Спицынская | Стрелецкая | Тельманская | Уральская
    Сибирь Афонтовско-кокоревская | Бадайская | Бедаревская | Верхоленская | Дюктайская | Куналейская | Мальтинско-буретинская | Макаровская | Осиновская | Санномысская | Селемджинская | Сибердиковская | Сросткинская | Студеновская | Тангинская | Толбагинская | Устиновская | Ушковская | Палеолит Западной Сибири
    Восточная Азия Верхний палеолит Китая | Палеолит Монголии | Палеолит Кореи | Палеолит Японии
    Южная, Юго-Восточная Азия и Австралия Палеолит Южной Азии | Палеолит Юго-Восточной Азии | Верхнеаньятская | Курнолская | Тампанская | Хоабиньская | Шонви | Палеолит Новой Гвинеи | Палеолит Австралии
    См. также: Портал:Доисторическая Европа

    иберо-мавританская культура древней, иберо-мавританская культура программа, иберо-мавританская культура россии, иберо-мавританская культура это

    Иберо-мавританская культура Информацию О

    Иберо-мавританская культура
    Иберо-мавританская культура
    Иберо-мавританская культура Вы просматриваете субъект
    Иберо-мавританская культура что, Иберо-мавританская культура кто, Иберо-мавританская культура описание

    There are excerpts from wikipedia on this article and video