Арабы христиане в израиле

31.08.2018 0 Автор admin

Арабы-христиане

арабы христиане в, арабы христиане-единственники
Всего: 22 000 000 — 33 000 000
Сирия Сирия: 1 800 000
Ливан Ливан: 1 800 000
(диаспора 16 000 000)
Ирак Ирак: 1 000 000
Иордания Иордания: 370 000
Бразилия Бразилия: 16 000
Канада Канада: 200 000
Австралия Австралия: 140 000
Израиль Израиль: 123 000

Язык

Арабский, английский, французский, португальский, испанский и др.

Религия

Христианство

Родственные народы

Ассирийцы, Мальтийцы

Арабами-христианами (араб. مسيحيون عرب‎‎) принято называть уроженцев арабских стран, независимо от их этнического происхождения, которые исповедуют христианство.

Это потомки народов, проживавших на Ближнем Востоке до завоевания этого региона арабами и сохранившие свою религиозную принадлежность. Исключением из этого правила являются арабы-христиане, проживающие в Израиле (включая Иудею и Самарию) и в Газе. Они являются потомками населения Иерусалимского королевства, созданного крестоносцами. Арабы-христиане в значительной степени утратили своё оригинальное национальное самосознание и считают себя арабами. Большинство арабов-христиан утратили также свои языки и говорят на различных диалектах арабского языка.

Всего на Ближнем Востоке и в Северной Африке существуют 28 христианских конфессий, насчитывающих около 15 миллионов верующих. В настоящее время численность арабов-христиан, живущих в арабских странах, постоянно уменьшается, а их численность в США, Канаде, Австралии и странах Западной Европы (в основном Франция и Великобритания) растёт. В частности в США проживает около 4 миллионов выходцев из арабских стран, и подавляющее большинство из них — это арабы-христиане. Существуют также крупные общины арабов-христиан в странах Латинской Америки. Прежде всего это Аргентина, где проживает, по разным оценкам, от полумиллиона до миллиона арабов-христиан. Также крупные общины арабов-христиан имеются в Бразилии, Уругвае и Венесуэле и в некоторых странах Африки (в частности в Нигерии).

Ещё в 70-х годах XX века арабы-христиане (в первую очередь марониты) составляли большинство населения Ливана.

Арабы-христиане на Ближнем Востоке

В настоящее время их численность не превышает миллиона человек. Значительная община арабов-христиан проживает в Сирии, есть они и в Израиле, и в Иордании. В Ираке, по данным на 1990 год проживал 1 миллион христиан. В настоящее время (2005 год) — чуть более полумиллиона.

Причин стремительного уменьшения доли христианского населения в арабских странах две. Первая из них — это значительно более низкая рождаемость в среде европеизированных арабов-христиан по сравнению с их мусульманскими соотечественниками. В частности, из Израиля никогда не было сколько-нибудь заметной эмиграции арабов-христиан, но, тем не менее, их доля в численности арабского населения страны быстро сокращается. К моменту возникновения государства Израиль пропорция христиан и мусульман среди арабского населения этой страны составляла один к четырём. В настоящее время арабы-христиане составляют около 13 % арабского населения Израиля — это около 120 тысяч человек. В Иудее, Самарии и Газе, в которых наблюдается массовая эмиграция арабов-христиан, сокращение их доли будет ещё более внушительными. В секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан число христиан уменьшилось за 50 лет с 22 % от общего количества палестинцев до 2 % и продолжает сокращаться. Если до мирных соглашений 1993 года, передавших Вифлеем под власть Палестинской автономии, арабы-христиане составляли в Вифлееме большинство, то сегодня их — менее трети жителей. В 1999 году, до интифады Аль-Акса, консульство США в Восточном Иерусалиме выдало 668 иммиграционных виз, в 2000-м — почти в два раза больше — 1089. Подавляющее большинство отъезжающих — арабы-христиане.

  • 1 Галерея
  • 2 Примечания
  • 3 Литература
  • 4 Ссылки

Галерея

  • Христианский мученик Св. Або, покровитель города Тбилиси

  • Св. Марон (умер в 410 году), основатель Маронитской церкви

  • Иоанн Дамаскин

  • Исаак Сирин

  • Мариам Баоуарди

  • Святой Шарбель

  • Кладбище арабов-христиан в Хайфе

Примечания

  1. https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/sy.html (CIA: World Factbook)
  2. CIA — The World Factbook — Lebanon
  3. Republic of Iraq. Operation World. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
  4. CIA — The World Factbook — Jordan
  5. The Canadian Arab Federation & Arab Community Centre of Toronto. A Profile of Arabs in Canada. Virtual Library. Toronto Centre of Excellence (1999).
  6. 2001 Census: Ancestry — Detailed paper (PDF). Australian Bureau of Statistics. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
  7. Appendices to Isma. Human Rights and Equal Opportunity Commission’s Publications Unit. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
  8. Министерство иностранных дел Израиля

Литература

  • Панченко К. А., Арабы-христиане // Православная Энциклопедия Т. III. М., 2001, С. 152—155.
  • Трейгер А. С., Арабское христианство // Символ № 58 (Syriaca et Arabica). Париж-Москва, 2010, С. 9-33.

Ссылки

  • Густерин П. В. «Арабский язык в современном мире / О значении арабского языка»
  • Национальные и религиозные меньшинства современного Израиля
   Этнические группы в Израиле
Евреи Ашкеназы  • Сефарды  • Мизрахи  • Фалаша  • Бней-Менаше  • Самаритяне
Мусульмане Арабы  • Бедуины  • Черкесы  • Цыгане  • Турки  • Друзы
Христиане Армяне  • Арабы  • Цыгане
Остальные Китайцы  • Африканцы  • Караимы

арабы христиане в, арабы христиане евангелисты, арабы христиане-единственники, арабы христиане-марониты

Арабы-христиане Информацию О


Арабы-христиане
Арабы-христиане
Арабы-христиане Вы просматриваете субъект
Арабы-христиане что, Арабы-христиане кто, Арабы-христиане описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

Арабы-христиане

Маковецкий Михаил

Арабами-христианами принято называть уроженцев арабских стран, не зависимо от их этнического происхождения, которые исповедуют христианство.
Это потомки народов, проживавших на Ближнем Востоке до завоевания этого региона арабами и сохранившие свою религиозную принадлежность. Исключением из этого правила являются арабы-христиане, проживающие в Израиле и Палестине. Они являются потомками населения Иерусалимского королевства, созданного крестоносцами. Арабы-христиане в значительной степени утратили своё оригинальное национальное самосознание (за исключением коптов) и считают себя арабам. Все арабы-христиане утратили так же свои языки и говорят на различных диалектах арабского языка. Впрочем, копты в данном случае так же в какой-то степени являются исключением, так как богослужение у них ведётся на коптском языке.
28 христианских конфессий и представляют интересы около 15 миллионов христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Впрочем, эти данные устаревшие, в настоящее численность арабов-христиан, живущих в арабских странах, постоянно уменьшается, а их численность в США, Канаде, Австралии и странах Западной Европы (Франция, Великобритания) стремительно растёт. В частности в США проживает около 4 миллионов выходцев из арабских стран, и подавляющее большинство из них — это арабы-христиане. Существуют так же крупные общины арабов-христиан в странах Латинской Америки. Прежде всего, это конечно Аргентина, где проживает, по разным оценкам, от полумиллиона до миллиона арабов-христиан. Также общины арабов-христиан имеются в Бразилии, Уругвае и Венесуэле и в некоторых странах Африки (в частности в Нигерии).
Крупнейшая община арабов-христиан — это проживающие в Египте копты (5-6 миллионов человек). Ещё в 70-х годах ХХ века арабы-христиане (речь идёт о маронитах) составляли большинство населения Ливана. В настоящее время их численность не превышает миллиона человек. Значительная община арабов-христиан проживает в Сирии, есть они и в Израиле, и в Палестине, и в Иордании. В Ираке, по данным на 1990 год проживал 1 миллион христиан. В настоящее время (2005 год) — чуть более полумиллиона.
Причин стремительного уменьшения доли христианского населения в арабских странах две. Первая из них — это значительно более низкая рождаемость в среде европеизированных арабов-христиан по сравнению с их мусульманскими соотечественниками.

Арабы — христиане.

В частности, из Израиля никогда не было сколько-нибудь заметной эмиграции арабов-христиан, но, тем не менее, их доля в численности арабского населения страны быстро сокращается. К моменту возникновения государства Израиль пропорция христиан и мусульман среди арабского населения этой страны составляла один к четырём. В настоящее время арабы-христиане составляют около 13 % арабского населения Израиля — это около 120 тысяч человек. Если мы обратим свой взор на Палестину, где к разнице в уровне рождаемости присоединяется и массовая эмиграция арабов-христиан, то цифры будут ещё более внушительными. В секторе Газа и на Западном Берегу реки Иордан число христиан уменьшилось за 50 лет с 22 процентов от общего населения палестинцев до 2 процентов и продолжает таять. Если до мирных соглашений 1993 года, передавших Вифлеем под власть Палестинской автономии, арабы-христиане составляли в Вифлееме большинство, то сегодня их — менее трети жителей. В 1999 году, до интифады Аль-Акса, консульство США в Восточном Иерусалиме выдало 668 иммиграционных виз, в 2000-м — почти в два раза больше — 1089. Подавляющее большинство отъезжающих — арабы-христиане.
В арабском мире (в русскоязычных источниках часто пользуются термином «арабская нация») принято считать, что любой человек, для которого родным является арабский язык, не зависимо от его религиозной или этнической принадлежности, является арабом. И соответственно, все граждане арабских стран, не зависимо от происхождения и вероисповедания, считали себя арабами. Первый удар по такой концепции понятия «Арабы» был нанесён в пятидесятые годы ХХ века. Проживающие в арабских странах евреи, считавшие себя арабами иудейского вероисповедания, самым активным образом участвовали в арабском национально-освободительном движении.
Но, после получения арабскими странами долгожданной независимости, неожиданно выяснилось, что евреи, не смотря на то, что родным для них был арабский язык, арабами, никоим образом, не являются. И даже более того, в массе своей являются агентами американского империализма. В результате евреям, проживающих в арабских странах, пришлось стремительно покинуть страны своего исторического проживания и искать спасения в Израиле или Франции. В настоящее время аналогичный феномен произошёл с арабами-христианами. В арабских странах, на фоне подъёма экстремистских мусульманских настроений, преобладающим стало мнение, что арабы-христиане не являются «подлинными» арабами и, более того, в обострившемся культурном конфликте с европейской цивилизацией, которая в арабском мире ассоциируется с христианской религией, стоят на стороне европейской цивилизации в противовес цивилизации мусульманской. А потому проживающие в арабских странах христиане являются враждебными арабскому миру, и с ними следует бороться. В результате арабы-христиане, почувствовавшие себя чужеродным элементов в странах своего исторического проживания, стараются эмигрировать в страны, которые принято ассоциировать с европейской цивилизацией.

© Copyright: Маковецкий Михаил, 2006
Свидетельство о публикации №206120700243

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Маковецкий Михаил

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Маковецкий Михаил

Израильские арабы

АННОТАЦИЯ

Данный выпуск журнала «Исторический вестник» посвящен сообществу культур афро-азиатского региона, обозначаемому собирательным именем Христианский Восток. Этот экзотический мир почти забыт современным обществом. Однако в прошлом египетские копты, арамеи-сирийцы и их арабизированные потомки, а также народы Южного Кавказа и Северо-Восточной Африки вписали яркие страницы в историю восточнохристианской цивилизации, продемонстрировали исключительную жизнестойкость под властью иноверных правителей и в инородном окружении. Нынешние военно-политические потрясения в арабских странах поставили под вопрос само выживание этноконфессиональных меньшинств региона. Долг исторической науки — сохранить память об этом мире, может быть, навсегда уходящем в прошлое.
Что такое Христианский Восток? Если отбросить чисто механические определения, исходящие из географических или лингвистических параметров, то это — народы-наследники христианских культур, возникших в первые века новой эры на восточной периферии греко-римской цивилизации, потомки арамеев и древних египтян, обретшие новую идентичность на основе отвержения ценностей Pax Romana.

Этой эпохе кристаллизации молодых этносов и религиозных традиций посвящена статья П.В. Кузенкова «Рождение Христианского Востока».
Духовная гравитация сирийского христианства в эпоху поздней античности вобрала в свою орбиту варварскую периферию Благодатного Полумесяца, арабов Сирийской пустыни. Арабские протогосударства — вассалы Византии и Сасанидского Ирана — создали свои христианские субкультуры, воинственные и гедонистические, ничуть не похожие на наши представления о том, каким должно выглядеть христианское общество. Работа Д.Е. Мишина рассказывает о крещении Нуамана (ум. 602 г.), царя арабского племени Лахмидов, иранских союзников, владевших степями к западу от Евфрата.
Одной из самых драматических эпох в истории Христианского Востока стали Крестовые походы и монгольское нашествие, перекроившие этно-культурную карту Передней Азии. Исследования С.П. Брюна и Т.К. Кораева показывают взаимоотношения восточных христиан с крестоносцами и Чингизидами, столь непохожими завоевателями, с разных сторон пришедшими на земли сиро-месопотамского региона.
Самые темные века ближневосточного христианства рассматриваются в статьях А.Л. Рыбакова и К.А. Панченко. Позднесредневековая история афро-азиатских христианских народов известна крайне фрагментарно. Публикуемые материалы проливают свет на взаимоотношения Антиохийской церкви и народов Южного Кавказа в XV в. и эпическую фигуру александрийского патриарха Иоакима Пани, 116-летнего старца, уже при жизни почитавшегося как исповедник и чудотворец.
Османские завоевания XVI в., воссоздавшие контуры Византийской империи периода ее расцвета, вернули ближневосточных христиан в единое политическое пространство с православными народами Балкан. Резко активизировались связи культур византийского круга как внутри империи, так и вовне. Контакты левантийских христиан с единоверцами из стран Восточной Европы вписали яркие страницы в историю православной цивилизации XVI–XVIII вв. В.Г. Ченцова рассматривает взаимодействие афонского Зографского монастыря с Иерусалимской церковью, Валахией, Украиной, Русским государством в первой трети XVII в. С.А. Кириллина вводит в научный оборот полузабытое литературное наследие писателя-паломника второй половины XVIII в. иеромонаха Леонтия Зеленского («Младшего Григоровича»), десятки лет прожившего в странах Леванта.
XIX столетие стало переломным временем в истории как мусульманского, так и христианского Востока. Массированное экономическое, политическое и идейное вторжение в османский мир европейской цивилизации несло арабам-христианам новые преимущества, но и порождало неслыханные ранее проблемы и угрозы. Статья Т.Ю. Кобищанова анализирует эти процессы в глобальной перспективе, а материал Е.М. Копоть рассматривает локальный конфликт, в котором отразились противоречия эпохи: соперничество в конце XIX в. православных и мелькитов-католиков за обладание древнейшей церковью Сирии, вовлекшее в противостояние дипломатию Великих держав и ставшее символической битвой за «право собственности» на историческое прошлое Антиохийской церкви.
В финальном разделе выпуска впервые публикуется русский перевод главы из трактата о взаимоотношениях мусульман и христиан выдающегося несторианского церковного писателя XI в. Илии Нисивинского, выполненный Н.Н. Селезневым, а также библиографический обзор К.А. Панченко, посвященный новейшим исследованиям жизни и творчества антиохийского патриарха Макария III аз-За’има (ум. 1672) и его сына архидиакона Павла Алеппского (1627–1669), двух крупнейших деятелей православной арабской культуры Нового времени.
А.Э. Титков, главный редактор журнала «Исторический вестник»

СОДЕРЖАНИЕ

Панченко К.А. Вместо предисловия
Кузенков П.В. Рождение Христианского Востока как трансформация эллинистической культуры
Мишин Д.Е. Крещение лахмидского царя ан-Нумана III (579–601)
Брюн С.П. Церкви Востока пред крестоносным правителем Заморской земли: князь Боэмунд IV Одноглазый и христиане Леванта
Кораев Т.К. Политическая идентичность сиро-христианского социума под властью Хулагуидских ильханов (XIII–XIV вв.): некоторые наблюдения
Рыбаков А.Л. Особенности канонического строя Грузинской православной церкви и фактор Антиохии в церковных делах средневековой Грузии
Панченко К.А. Испить смертное зелье: Александрийский патриарх Иоаким (1448–1567) между эпосом и историей
Ченцова В.Г. Монахи из Зографа в Киеве и Москве в 20–30-е гг. XVII в.
Кириллина С.А. Хождение иеромонаха Леонтия в Египет и Палестину в 1763–1766 гг.: ислам и его носители в «Истории жизни младшего Григоровича»
Кобищанов Т.Ю. После столетий одиночества: изменение социальной психологии сирийских христиан в новое время
Копоть Е.М. Битва за прошлое: храм Святого Георгия в Израа в эпицентре церковно-политической борьбы конца XIX в.
РЕЦЕНЗИИ
Панченко К.А. Макариада. Обзор новейших публикаций, посвященных эпохе патриарха Макария III аз-За‘има и Павла Алеппского
ИСТОЧНИКИ
Селезнев Н.Н. Основы христианско-мусульманских отношений по свидетельству «Книги собеседований» Илии Нисивинского и везира Абу-л-Касима ал-Магриби (перевод и комментарий)

ЕПИСКОП НИФОН: “МНЕ ПРИЯТНО СЛУЖИТЬ РУССКОМУ НАРОДУ”

Епископ Нифон. Фото автора

Самый высокий храм в Москве, достигавший до удара молнией 84 метров; единственный в нашей столице храм, который освящен в честь Архангела Гавриила; место, где в пионерско-коммунистическое время можно было без страха преследований тайно стать христианином (информация о Таинстве крещения не разглашалась); наконец, церковь, где сейчас служит епископ Нифон из сказочно-красивой страны Ливан – все это и есть московское подворье Антиохийской Церкви.

Антиохийская Церковь — одна из самых древних христианских Церквей. Сюда приходили проповедовать сами апостолы Петр и Павел. Именно на дороге в Дамаск Господь открылся Савлу, лютому гонителю христиан, а впоследствии первоверховному апостолу. В Дамаске — столице Сирии – сейчас находится центр Антиохийского Патриархата, а юрисдикция этой Церкви распространяется на такие мусульманские страны как Сирия, Ирак, Иран, Кувейт и Ливан. А когда-то это был единый христианский мир, где развивалось богословие новой религии, где зарождалась новая культура, новая архитектура, новая живопись. “Все течет, все изменяется”, – подтвердил бы Гераклит.

Антиохийское подворье в Москве возникло в XIX веке. Первый престол у подворья появился благодаря активной деятельности святителя Филарета (Дроздова) в 1848 году, и находился он в церкви Вознесения что на Ильинке. Просуществовало представительство Антиохийской Церкви недолго: не прошло и ста лет, как новым властям показалось, что такие связи не нужны. Подворье быстро закрыли в 1929 году, но также быстро по распоряжению Сталина и открыли. И не случайно. В 1948 году отмечали 500-летие автокефалии Русской Церкви и под этим предлогом патриарх Алексий I добивался открытия новых храмов в Москве, а также налаживал тесные связи с зарубежными Патриархатами.

Есть также версия, что на открытие подворья могло повлиять знакомство Сталина с антиохийским митрополитом Гор Ливанских Илией. Молитвенник предсказал победу в Великой Отечественной войне. Предсказание сбылось. Благодарный Иосиф Виссарионович подарил архиерею панагию, инкрустированную всеми видами драгоценных камней. Итак, с середины XX века в Архангельском переулке, близ Чистых прудов, появилось Антиохийское подворье с двумя зданиями церквей Архангела Гавриила и великомученика Федора Стратилата.

С храмом Архангела Гавриила связана длинная интересная история. Построил эту церковь фаворит Петра I Меньшиков. После того как благополучно “прорубили окно в Европу”, в Россию хлынул поток иностранных мастеров. Их-то и нанял на работу придворный императора. В то время Россия вслед за Западом увлеклась стилем барокко (много лепнины, всевозможных вензелей и отовсюду смотрят тяжеловесные ангелы). Пышность и величественность “Меньшиковой башни”, как величали в народе новый храм, венчал вонзавшийся в небо шпиль с золотым ангелом.

На колокольне каждую четверть часа трезвонили пятьдесят “аглицких” колоколов, а пасхальный малиновый звон собирал сотни слушателей. Но однажды молния попала в шпиль, и он рухнул вместе с колоколами, погубив много людей. Позже восстановил храм дворянин Гавриил Измайлов, но не православный народ стекался теперь сюда помолиться, а на каретах приезжали члены масонской ложи на собрания. Символические круги и треугольники с надписями “memento mori” оказались на стенах вместо образов Спасителя и Богоматери.

Все эти подробности рассказал автору этих строк епископ Филиппопольский Нифон, когда мы прогуливались с ним по подворью. Много дел у владыки, застать его очень сложно: то заседание Синода в Дамаске, то на венчание летит в Нью-Йорк, то на отпевание в Париж — окормляет он православных арабов на всех континентах. Мне даже советовали попытаться разыскать владыку в консерватории: любит послушать Бортнянского, Чеснокова. “Слушай, наслаждайся и обогащайся, — говорит он, на восточный манер растягивая слова.

— Дух захватывает, особенно когда слышу на Пасху “Ангел вопияше” Чеснокова”.

Интересуюсь, нет ли трудностей в понимании церковно-славянского языка, хотя владыка отличается “говорениями на разных языках”: английском, французском, арабском и русском. “Сложности не вижу, это ведь язык души, в нем есть величие и спасительные понятия. На этом языке можно говорить с Божьей Матерью, и Она улыбается Вам. Я могу молиться на языке этого народа и за этот великий народ, и я в восторге от духовности русских, от их привязанности к иконам, к святителям. Я люблю Россию, привязан к ней душой. Кто бы смог без любви прожить здесь двадцать шесть лет. Я даже отказался от сана митрополита Австралии. Понял: не смогу без России” — Владыка, а в чем вы видите миссию Антиохийской Церкви у нас в стране?

— Владыка, а в чем вы видите миссию Антиохийской Церкви у нас в стране?

— В сотрудничестве. Это такая связь, как мост, объединяющий две Церкви в духе любви и мира, что сближает народы. Нас вообще многое связывает и через святость приближает друг к другу, минуя понятие нации. Мы обращаемся в молитве к одним и тем же святым, будь то святитель Николай или Георгий Победоносец, только на разных языках. Если встретится православный араб с православным русским – они даже удивятся, как у них много общего. Мне приятно служить русскому народу.

— Для нас сейчас странным стало словосочетание “православный араб”, скорее арабы воспринимаются в массовом сознании как мусульмане. Как произошло, что великая христианская держава стала мощным оплотом ислама? Что это за путь из христиан в мусульмане?

— Только насильственно, только силой утверждалось мусульманство. Да у вас такая же ситуация с принятием социализма была. Христианство поменялось на атеизм – это тоже своего рода религия, в красном уголке висели образы вождей, ходили крестными ходами с портретами главных лиц страны. Но я удивлен, почему еще не собрались все русские и не сказали: “Мы же православные”, ведь религия – это свет и наследство нации. Про каждого можно сказать: вот еврей — он иудей, вот турок – он мусульманин, а вот русский — он… Для этого нужно время. Русские люди после материальной стесненности при советской власти вдруг увидели денежные фонтаны – и это все можно иметь… Вот они и решают проблему обогащения, теперь покупают наш хлеб за их доллары в супермаркетах – это же кошмар! А умрем мы и куда все это? Надо учиться, учиться молиться Пресвятой Деве, Казанской иконе, Иверской. Вот яркий пример: русские за границей обогатились и уже задумываются о другом, просят, чтобы им Патриархия открывала храмы. Чувствуют, что никому там не нужны, а Церковь их объединяет, и только здесь можно сохранить все свое. Это доказывает, что русский не может без храма. Велика ваша страна верой. “Русский без Бога — дрянь”, — сказал Достоевский. Очень люблю этого писателя, особенно эпизод из “Братьев Карамазовых”, как старец Зосима на коленях стоял перед грешником, показывая, как мы все согрешаем друг перед другом.

— Расскажите, Владыка, кто они – православные арабы?

— У нас на Востоке преемственность в семьях сохранилась еще с тех, апостольских времен. Вот моя семья и мои предки все были православными на протяжении тысячелетий. Да в Сирии и в Ливане все верующие, будь то мусульмане или христиане. Великое наследство в каждой семье сохраняется. Поэтому и нет проблем с сектами. Где они работать будут, если все знают, что это семья православная, эта – католическая, а та – мусульманская. В парламенте ровно половина исламистов, другая половина – христиан.

Святейший Патриарх живет в очень сложное время. Ведь он и заботиться о народе должен, и следить за рукоположением новых священников, и подтверждать присутствие Церкви, заполняя духовный вакуум. Трудно в наше время поддерживать мораль в обществе. Многое зависит от самих священников. Я, например, был главным судьей в одной епархии Антиохийской Церкви. У нас все бракоразводные дела проходят через Церковь. За десять лет у меня развелось только три семьи. Остальных я наказывал. Приходит мужчина: “Владыка, я влюбился”. Влюбился – хорошо. Квартира остается супруге, из твоей зарплаты 400 фунтов жене, а 100 тебе, теперь иди, влюбляйся, сколько хочешь. А пока супруге не выплатишь будешь невыездным. Так поддерживается мораль в обществе. И супруги по-другому друг к другу относятся. Серьезнее, что ли. У нас нет такого – пожить вместе до свадьбы или развестись через полгода. Вот так, ангел мой. Священники вообще должны быть к себе строгими, прежде всего к себе, а с паствой, с людьми должны быть пастырями добрыми. Священники ведь могут испортить все понятие о Церкви. Надо всегда помнить притчу о блудном сыне и о разбойнике, который был распят рядом со Христом. В наше время много жестокости, а надо быть милосерднее, обнять грешника и со слезами войти с ним в рай.

— В чем отличия богослужебной практики подворья от других московских храмов?

— Да, у всех свой духовный подход. Только в нашем храме, как на Востоке, бывает на Вербное воскресенье крестный ход с младенцами. Так же, как дети встречали въезжающего в Иерусалим на осле Спасителя. Или вот на Страстной неделе чин погребения Христа служится на арабском языке с византийским пением. Или на венчании необыкновенной красоты венцы ставятся на голову, и их никто не держит. Я когда служу здесь, то добавляю к русской духовности восточную красоту, а когда бываю в Сирии, то к восточной красоте добавляю русскую духовность.

С епископом Нифоном беседовала Маргарита Тимофеева

См. также:

Поместные Церкви : Антиохийская : Публикации

Поместные Церкви : Антиохийская : Персоналии : Современные церковные деятели

Поместные Церкви : Антиохийская : История : Исторический экскурс

Поместные Церкви : Антиохийская : Новости

 версия для печати