Ашариты кто они

31.07.2018 0 Автор admin

Кто такие ашариты?

Пророк (мир ему и благословение) указал на Абу Мусу аль-Ашари – предка Абуль-Хасана Ашари – и сказал, что речь идёт о нём и его народе.

Мы живём в смутное время, когда многие положения Ислама, которые были понятны мусульманам на протяжении всей истории нашей религии, стали вдруг непонятными. Это коснулось даже самой основы нашей религии – акыды.

У сект, которые после развала Халифата благодаря финансовой поддержке врагов Ислама уже не один десяток лет распространяют свои брошюрки, есть только одна задача: заставить нас ненавидеть свою историю и внушить нам, что умма практически всё время заблуждалась. Они хотят также внушить нам, что проповедники, которые получают зарплату из нефтедолларов некоторых стран Персидского залива, обладают знанием истины и могут ей обучить.

Они добиваются того, чтобы мусульмане отвернулись от традиционных богословских школ в акыде, фикхе и тасаввуфе и стали считать их ересью, хотя именно они написали большую часть книг по всем разделам исламских наук. А если мусульмане забудут свою историю и своё духовное наследие, им можно будет внушить любую ересь – например, убеждение, что Аллах сидит на Троне на небе.

Ключевое понятие, против которого ополчились заблудшие, – это «ашаритская акыда». Какими только эпитетами сегодняшние продолжатели дела ибн Таймийи не награждали эти убеждения! Они называли ашаритскую акыду «греческой философией», «джахимизмом», «безбожием», «атеизмом».

Один из современных продолжателей этого дела, Сафар Хавали, был настолько ослеплён ненавистью к истинной акыде, что сказал: «Ашариты, аллегорически толкующие отдельные слова в Коране, хуже исмаилитов», – хотя все мусульмане единодушно выносят такфир исмаилитам. Этот заблудший счёл, что подавляющее большинство мусульманских алимов хуже исмаилитов!

В общем, пытаются внушить молодёжи животную ненависть к алимам-ашаритам и отстранить сердца мусульман от чтения ашаритских книг – ведь, прочитав их, любой разумный человек разберётся во всех заблуждениях современных муджассима и осознает величие ашаритской акыды.

В рамках этой небольшой статьи мы попытаемся объяснить, кто такие ашариты, и доказать, что ашаритская акыда – это и есть мазхаб сахабов и саляфов, а не выдумки философов, которые отвергали многие положения Корана и Сунны. Как может быть иначе, ведь именно ашариты победили философов в диспутах и свели на нет влияние мутазилитов! Как ашариты могли быть философами, если сами выносили такфир тем, кто разделял убеждения Платона и Аристотеля?

Ашаритами называют последователей имама Абуль-Хасана аль-Ашари в вопросах вероубеждения, однако не тех, кто слепо за ним следует, а тех, кто получает хидаят, опираясь на достоверные доказательства. Те, кто ищет наставления, называли себя последователями имамов-саляфов, таких, как Абу Ханифа, Малик, Шафии, Ахмад, в вопросах фикха. Хотя эти имамы и расходились в методах иджтихада и вынесения решений, тем не менее они были единогласны относительно основных источников (Коран, Сунна, иджма и кыяс). Вероубеждение, сформулированное имамом Ашари, основано на Коране, Сунне и пути саляфов. Мы называем эти убеждения ашаритскими потому, что имам Ашари своими знаниями озарил этот путь и отстоял истинные убеждения в диспутах с различными заблудшими группами. Поэтому последующие поколения стали называть убеждения саляфов именем этого великого имама.

Он отстоял убеждения сподвижников

Имам Таджуддин ас-Субки пишет («Табакату Шафиийя аль-Кубра», том 3, стр. 365): «Знай, что Абуль-Хасан не высказывал новых взглядов и не создавал новый мазхаб. Он лишь отстоял и обосновал те убеждения, которые разделяли сподвижники. Относить себя к последователям этого имама означает следовать пути саляфов, который подтверждён ясными доказательствами. Поэтому того, кто следует этому пути, используя доказательства, называют ашаритом».

Затем он разъяснил, что этому пути следует большая часть уммы: «Шейхуль-ислам Иззуддин ибн Абдуссалям сказал, что шафииты, маликиты, ханафиты и лучшие из ханабалитов сошлись на ашаритской акыде. И шейх маликитов его времени Абу Амр ибн аль-Хаджиб и шейх ханафитов Джамалуддин аль-Хусейри согласились с ним».

Аль-Хафиз Абу Бакр аль-Байхаки, алим третьего поколения последователей имама аль-Ашари, пишет: «И очередь дошла до нашего шейха Абуль-Хасана аль-Ашари. Он не вводил никаких новшеств в религию, а лишь разделял убеждения сподвижников, табиинов и других имамов саляфов касательно основ религии и объяснял их. Всё, что они исповедовали, соответствовало Шариату и не противоречило разуму, несмотря на то, что некоторые заблудшие утверждали, что, мол, убеждения саляфов противоречили разуму. В своих разъяснениях имам использовал сильные доводы. Он отстаивал убеждения имамов Куфы, таких как Абу Ханифа и Суфьян Саври, имамов Шама, таких как аль-Авзаи, имамов Хиджаза, таких как Малик и Шафии, и имамов других исламских земель. убеждения имама Ахмада и других ахлю-хадис: Лейса ибн Саада, Абу Абдуллы Мухаммада ибн Исмаила аль-Бухари и Абу аль-Хусейна Муслима ибн аль-Худжаджа ан-Несайбури (двух великих имамов ахлю-хадис) – а также прочих хранителей Сунны. Именно на этих учёных зиждется Шариат».
(Аль-Хафиз ибн Асакир, «Табиин аль-казб аль-муфтари», стр. 103; Субки, «Табакат», 3, стр. 397).

Имам аль-Ашари не создал пятый мазхаб

Аль-Хафиз ибн Асакир пишет: «Мы не считаем, что Абуль-Хасан аль-Ашари создал пятый мазхаб. Наоборот, он отстоял мазхаб ахлю-с-сунна и разгромил убеждения сторонников дурных новшеств. Он разъяснил убеждения предшествовавших четырёх имамов и других алимов ахлю-с-сунна. Он разъяснил и отстоял ту часть Сунны, которую многие отрицали и опровергали. В таухиде мы не следуем за ним слепо, но опираемся на его доказательства в вопросах вероубеждения и причисляем себя к его мазхабу, чтобы отделиться от заблудших течений. Например, от мутазилитов, джахимитов, каррамитов, мушаббихитов и других заблудших. Именно имам Ашари опроверг и разгромил их, и то, что они заблуждаются, стало очевидно даже тем, кто раньше этого не понимал. Мы не считаем, что акыда четырёх имамов отличается от акыды имама Ашари. Мы считаем, что у них одна акыда: они исповедуют истинный таухид и убеждены, что Аллах ни в чём не подобен творениям.

Таким образом, имам следовал в акыде методу этих четырёх имамов. И каждый, кто считает себя ашаритом, обретёт счастье, и каждый, кто отвернётся от этой акыды, не достигнет успеха. Все те, кто утверждает абсолютное неподобие Аллаха творениям (а их очень много!), по сути являются ашаритами. И муваххиду (т. е. тому, кто верит в Единство Аллаха в Его сущности, атрибутах и действиях) не вредит то, что ему приписывают заблудшие, ведь это ложь» («Табиин аль-казб аль-муфтари», стр. 359).

Вчитайтесь в эти слова. Этот великий имам сказал, что сунниты называют себя ашаритами, чтобы отделить себя от заблудших групп, поскольку имам Ашари и его последователи следуют за четырьмя имамами и другими саляфами.

Имам аз-Забиди пишет: «Знай, что эти два имама (Абуль-Хасан аль-Ашари и Абу Мансур аль-Матуриди) не высказали никаких новых идей и убеждений, но лишь отстояли мазхаб саляфов, разделяя убеждения, которых придерживались сахабы, опровергая всех заблудших» («Итхаф», том 2, стр.

Шесть основ. Или кого можно считать ашаритом

7).

Вот кто такие ашариты. Вот что написали о них величайшие учёные Ислама. И тот, кто отказывается следовать за ними, проявляет высокомерие и враждебность к убеждениям сахабов, табиинов и имамов саляфов. Истину знает лишь тот, кто следует за имамом Абуль-Хасаном аль-Ашари и другими великими знатоками вероубеждения ахлю-с-сунна валь-джамаа!

Предсказание Пророка (мир ему и благословение)

И в завершение приведём доказательство, что появление этого великого имама предсказал наш Господин Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), и одного этого достаточно, чтобы придерживаться пути ашаритов.

Ибн Асакир в «Табиин аль-казб аль-муфтари. » пишет, что, когда был ниспослан аят (смысл): «О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведёт других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не бояться порицания порицающих» (сура «Аль-Маида», аят 54), – Пророк (мир ему и благословение) указал на Абу Мусу аль-Ашари – предка Абуль-Хасана Ашари – и сказал, что речь идёт о нём и его народе. Многие мухаддисы, муфассиры и факихи говорят, что это относится к Абуль-Хасану Aшари, так как благодаря нему были побеждены мутазилиты.

Вся хвала Аллаху, Господу Миров!

Абу Али аль-Ашари

Рекомендуем ознакомится: http://www.islam.ru

Биография

Он достиг значительных высот и приобрел глубочайшие познания в области мутазилистской философии, после чего стал на занятиях задавать своему учителю вопросы, на которые не находил удовлетворительные ответы, что приводило его в замешательство.

Полное имя имама Абу аль-Хасана аль-Ашари – Али, сын Исмаила, сына Исхака, сына Салима, сына Исмаила, сына Абдуллаха, сына Мусы, сына Абу Барды, сына Абу Мусы аль-Ашари. Он родился в 260 г.х. Его жизнь описали Абу аль-Касим Али б. аль-Хасан б. Хибатуллах б. Асакир ад-Димашки в книге "Табьин Кизб аль

-Муфтари фима Нусиба иля Аби аль-Хасан аль-Ашари" ("Изобличение лжи, приписываемой Абу аль-Хасану аль-Ашари"), аль-Хатыб аль-Багдади в книге "Тарих Багдад" ("История Багдада"), Ибн Халкан в книге "Вафаят аль-Айан" ("Кончины знатных лиц"), аз-Захаби в книге "Тарих аль-Ислам" ("История ислама"), Ибн К

асир в книге "аль-Бидая ва ан-Нихая" ("Начало и завершение"), ас-Сабаки в книге "Табакат аш-Шафиийа аль-Кубра" ("Большая книга о поколениях шафиитов"), Ибн Фархун аль-Малики в книге "ад-Дибадж аль-Музаххаб фи Айан Ахль аль-Мазхаб" ("Позолоченная парча, или книга о знатных представителях маликитского

толка"), аль-Муртада аз-Зубейди в книге "Итхаф ас-Садат аль-Муттакин би Шарх Асрар Ихья Улум ад-Дин" ("Дар богобоязненных старейшин с комментариями к книге "Возрождение наук о вере") и т.д.

Приехав в Багдад, имам аль-Ашари начал изучать хадисы у Закарии б. Йахьи ас-Саджи, одного из знатоков хадисо

в и мусульманского права. Он обучался и у богословов Басры – Абу Халифы аль-Джумахи, Сахля б. Сарха, Мухаммада б. Йакуба аль-Макари, Абд ар-Рахмана б. Халафа. Многие предания, рассказанные от их имени, он передал в своем толковании Священного Корана "аль-Мухтазан" ("Припасы"). Религиозно-философские

взгляды он перенял от своего учителя, мужа своей матери Абу Али аль-Джуббаи, известного богослова мутазилитского толка.

Он достиг значительных высот и приобрел глубочайшие познания в области мутазилистской философии, после чего стал на занятиях задавать своему учителю вопросы, на которые не находи

л удовлетворительные ответы, что приводило его в замешательство.

Передают, что имам аль-Ашари рассказывал: «Однажды ночью я усомнился в одном из воззрений, которых я придерживался. Я встал и совершил намаз из двух ракатов, попросив Аллаха наставить меня на прямой путь. Затем я заснул, и мне приснил

ся посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Я пожаловался ему на то, что со мной происходит, и он сказал мне: "Следуй моей Сунне!" Это заставило меня задуматься. Я стал сопоставлять религиозно-философское учение с кораническими аятами и преданиями, и теперь я признаю то, что записано в Кора

не и Сунне, и отвергаю все остальное».

Абу Бакр Ахмад б. Али б. Сабит, больше известный как аль-Хатыб аль-Багдади (ум. 463 г.х.), писал: «Абу аль-Хасан аль-Ашари – философ, автор многих книг и трудов, в которых опровергаются воззрения еретиков, которые искажают имена и качества Аллаха, а также мута

зилитов, рафидитов, джахмитов, хариджитов и приверженцев других еретических толков… Мутазилиты горделиво поднимали голову до тех пор, пока Всевышний Аллах не помог имаму аль-Ашари одержать над ними верх».

Ибн Фархун в своей книге "ад-Дибадж аль-Музаххаб" ("Позолоченная парча, или книга о знатных

представителях маликитского толка") писал: «Абу аль-Хасан аль-Ашари заслужил похвалу Абу Мухаммада б. Абу Зейда аль-Киравани и других видных богословов».

Ибн аль-Имад аль-Ханбали в своей книге "Шазарат аз-Захаб" ("Крупинки золота, или книга о великих людях прошлого") писал: «Абу аль-Хасан аль-Ашари

прославил приверженцев пророческой Сунны и доставил много неприятностей старейшинам мутазилитов и джахмитов. Он разъяснил истину, которую исповедовали люди, обладавшие твердой верой и знаниями. И примером этого является беседа, которая состоялась между ним и его учителем аль-Джуббаи. В ходе этой бе

седы он сломал хребет всем еретикам и лицемерам. Абу аль-Хасан аль-Ашари спросил своего учителя Абу Али аль-Джуббаи о трех братьях: "Один из них был верующим, праведным и богобоязненным человеком. Второй был неверующим, распутным и несчастным человеком. А третий был ребенком. И вот, они умерли. Что

же произойдет с ними?" Аль-Джуббаи ответил: "Праведник попадет на одну из ступеней Рая.

Кто такие ашариты?

Неверующий окажется на одной из ступеней Ада. А что касается ребенка, то он окажется среди счастливых". Аль-Ашари спросил его: "Если этот ребенок пожелает оказаться на одной ступени с праведником, позволят ли ему

сделать это?" Аль-Джуббаи сказал: "Нет! Потому что ему будет сказано, что его брат заслужил высокое место в Раю благодаря своему усердному поклонению, которого не совершил сам ребенок". Аль-Ашари сказал: "А что будет, если он скажет, что совершил это упущение не по своей вине, а потому что ему не о

тпустили достаточного жизненного срока и не предоставили возможности поклоняться Аллаху?" Аль-Джуббаи ответил: "Великий и Могучий Аллах ответит ему, что Ему было известно, что если бы он прожил долгую жизнь, то совершал бы грехи и заслужил бы мучительное наказание, и что Аллах поступил так ради его

же блага". Тогда аль-Ашари спросил: "А что будет, если его старший брат спросит Господа миров, почему Он позаботился о его младшем брате, но не позаботился о нем самом, если Ему было ведомо?" Аль-Джуббаи не смог возразить ему. В таком виде эту беседу пересказал Ибн Халкан, и она свидетельствует о то

м, что Всевышний Аллах сам решает, кого осенить Своей милостью, а кого подвергнуть наказанию».

Тадж ад-Дин ас-Сабаки в книге "Табакат аш-Шафиийа аль-Кубра" ("Большая книга о представителях шафиитского толка") писал: «Абу аль-Хасан аль-Ашари является величайшим богословом среди приверженцев Сунны по

сле имама Ахмада б. Ханбаля. Он полностью разделял взгляды имама Ахмада, да смилостивится над ним Аллах, и в этом нет ни малейшего сомнения. Аль-Ашари писал об этом в своих трудах и неоднократно повторял, что его религиозные убеждения совпадают с убеждениями славного имама Ахмада б. Ханбаля. Именно

это высказывание шейха Абу аль-Хасана неоднократно повторяется в его трудах».

Достоинства и заслуги Абу аль-Хасана аль-Ашари настолько многочисленны, что мы не в состоянии перечислить их полностью в такой спешке. Всякий, кто ознакомится с трудами, написанными им после отречения от мутазилитской ере

си, убедится в том, что Всевышний Аллах помог ему найти прямой путь и сделал его защитником истины.

Представители разных религиозных толков препираются относительно его приверженности к одному из них. Маликиты считают, что он придерживался взглядов маликитского толка. Шафииты считают, что он раздел

ял взгляды шафиитского толка. Ханифиты причисляют его к богословам ханифитского толка. Ибн Асакир сказал: «Я встретился с уважаемым богословом Рафи аль-Хаммалем, и он рассказал мне со слов своих учителей, что Абу аль-Хасан аль-Ашари был маликитом. Однако сегодня люди, которые следуют путем привержен

Абуль-Хасан Али ибн Исмаил аль-Ашари (араб. ; 873, Басра — 936, Багдад) — арабский богослов, основатель одной из школ калама, получившей название по его имени — ашариты.

Биография

Его полное имя: Абуль-Хасан Али ибн Исмаил ибн Исхак ибн Салим ибн Исмаил ибн Абдуллах ибн Муса ибн Билал ибн Абу Бурда ибн Абу Муса аль-Ашари. Он родился в 873 году в Басре. Учился у своего отчима Абу Али аль-Джуббаи, главы мутазилитов Басры. До 40 лет он был ревностным приверженцем мутазилитов, однако в 912—913 годах разошёлся с ними во взглядах.

Ахлу сунна валь джамаа — это ашариты и матуридиты

Тогда же переехал в Багдад. Позже резко обличал мутазилитов в своих сочинениях и публичных выступлениях.

Учение

Учение аль-Ашари о несотворённости (предвечности) Корана было развито его последователями теологами-ашаритами. Он учил также о существовании у Аллаха реальных и вечных атрибутов; Аллах, согласно его учению является творцом всех действий людей, которые лишь «приобретают» их посредством своей воли и стремления.

Труды

Абу аль-Хасан аль-Ашари был автором целого ряда книг по различным аспектам акиды, калама, толкованию Корана и проблемам исламского права. Ранние работы аль-Ашари были написаны с позиций мутазилизма.

Из творческого наследия аль-Ашари (около 100 сочинений) сохранились только 2 аутентичных произведения — «О чём говорили люди ислама и в чём разошлись творившие молитву» (Макалят аль-исламиййин ва-ихтиляф аль-мусаллин; араб. ) и «аль-Люма фи’р-радди аля ахли аз-зайги валь-бида» (аль-Люма) (араб. ). Они не могут дать полного представления о его мировоззрении: первый труд носит преимущественно доксографический характер, а во втором рассматриваются вопросы внешних сторон калама (араб. ) и ничего не сообщается об онтологических и натурфилософских взглядах автора, указания на которые содержатся в названиях других его работ.

Аль-Ашари приписывается сочинение «Аль-Ибана ан усуль ид-дийана» (араб. ), но отсутствие упоминания этого сочинения в списке трудов аль-Ашари, приводимом его последователем Ибн Асакиром, пишущем в своем труде «Табйину кизб ил-муфтари фи ма нусиба иляль имам аль-Ашари» (араб. ), что «для ашаритов „Аль-Ибана“ служила щитом от ханбалитов», дает основание полагать, что ханбалитские по духу элементы в приписываемых аль-Ашари воззрениях обусловлены стремлением последователей Абуль-Хасана легализовать калам и уберечь его от нападок традиционалистов, прежде всего, ханбалитов.

Также аль-Ашари называют автором труда «Истихсан аль-хауд фи ильм иль-калам» (араб. ). Труд этот содержит апологию калама, обоснование правомерности заниматься этой наукой.

В книге «Китаб аль-Фусул» аль-Ашари подвергает критике учения различных религий (христианства, иудаизма, брахманизма и зороастризма), различных исламских течений и сект, а также воззрения атеистов и философов.

Известны также книги аль-Ашари «Китаб ан-Навадир», «Китаб аль-Фунун», «Малакат аль-Фаласифа» и другие.

Публикации на русском языке

  • Степанянц М.Т. О чём говорили люди ислама и в чём разошлись творившие молитву. // Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты / Перевод с арабского А. В. Смирнова. — М.: Восточная литература, 1997.

Пророк (мир ему и благословение) указал на Абу Мусу аль-Ашари – предка Абуль-Хасана Ашари – и сказал, что речь идёт о нём и его народе.

Мы живём в смутное время, когда многие положения Ислама, которые были понятны мусульманам на протяжении всей истории нашей религии, стали вдруг непонятными. Это коснулось даже самой основы нашей религии – акыды.

У сект, которые после развала Халифата благодаря финансовой поддержке врагов Ислама уже не один десяток лет распространяют свои брошюрки, есть только одна задача: заставить нас ненавидеть свою историю и внушить нам, что умма практически всё время заблуждалась. Они хотят также внушить нам, что проповедники, которые получают зарплату из нефтедолларов некоторых стран Персидского залива, обладают знанием истины и могут ей обучить.

Они добиваются того, чтобы мусульмане отвернулись от традиционных богословских школ в акыде, фикхе и тасаввуфе и стали считать их ересью, хотя именно они написали большую часть книг по всем разделам исламских наук. А если мусульмане забудут свою историю и своё духовное наследие, им можно будет внушить любую ересь – например, убеждение, что Аллах сидит на Троне на небе.

Ключевое понятие, против которого ополчились заблудшие, – это «ашаритская акыда». Какими только эпитетами сегодняшние продолжатели дела ибн Таймийи не награждали эти убеждения! Они называли ашаритскую акыду «греческой философией», «джахимизмом», «безбожием», «атеизмом»…

Один из современных продолжателей этого дела, Сафар Хавали, был настолько ослеплён ненавистью к истинной акыде, что сказал: «Ашариты, аллегорически толкующие отдельные слова в Коране, хуже исмаилитов», – хотя все мусульмане единодушно выносят такфир исмаилитам. Этот заблудший счёл, что подавляющее большинство мусульманских алимов хуже исмаилитов!

В общем, пытаются внушить молодёжи животную ненависть к алимам-ашаритам и отстранить сердца мусульман от чтения ашаритских книг – ведь, прочитав их, любой разумный человек разберётся во всех заблуждениях современных муджассима и осознает величие ашаритской акыды.

В рамках этой небольшой статьи мы попытаемся объяснить, кто такие ашариты, и доказать, что ашаритская акыда – это и есть мазхаб сахабов и саляфов, а не выдумки философов, которые отвергали многие положения Корана и Сунны.

Кто такие «ашариты» и «матуридиты»?

Как может быть иначе, ведь именно ашариты победили философов в диспутах и свели на нет влияние мутазилитов! Как ашариты могли быть философами, если сами выносили такфир тем, кто разделял убеждения Платона и Аристотеля?

Ашаритами называют последователей имама Абуль-Хасана аль-Ашари в вопросах вероубеждения, однако не тех, кто слепо за ним следует, а тех, кто получает хидаят, опираясь на достоверные доказательства. Те, кто ищет наставления, называли себя последователями имамов-саляфов, таких, как Абу Ханифа, Малик, Шафии, Ахмад, в вопросах фикха. Хотя эти имамы и расходились в методах иджтихада и вынесения решений, тем не менее они были единогласны относительно основных источников (Коран, Сунна, иджма и кыяс). Вероубеждение, сформулированное имамом Ашари, основано на Коране, Сунне и пути саляфов. Мы называем эти убеждения ашаритскими потому, что имам Ашари своими знаниями озарил этот путь и отстоял истинные убеждения в диспутах с различными заблудшими группами. Поэтому последующие поколения стали называть убеждения саляфов именем этого великого имама.

Он отстоял убеждения сподвижников

Имам Таджуддин ас-Субки пишет («Табакату Шафиийя аль-Кубра», том 3, стр. 365): «Знай, что Абуль-Хасан не высказывал новых взглядов и не создавал новый мазхаб. Он лишь отстоял и обосновал те убеждения, которые разделяли сподвижники. Относить себя к последователям этого имама означает следовать пути саляфов, который подтверждён ясными доказательствами. Поэтому того, кто следует этому пути, используя доказательства, называют ашаритом».

Затем он разъяснил, что этому пути следует большая часть уммы: «Шейхуль-ислам Иззуддин ибн Абдуссалям сказал, что шафииты, маликиты, ханафиты и лучшие из ханабалитов сошлись на ашаритской акыде. И шейх маликитов его времени Абу Амр ибн аль-Хаджиб и шейх ханафитов Джамалуддин аль-Хусейри согласились с ним».

Аль-Хафиз Абу Бакр аль-Байхаки, алим третьего поколения последователей имама аль-Ашари, пишет: «И очередь дошла до нашего шейха Абуль-Хасана аль-Ашари. Он не вводил никаких новшеств в религию, а лишь разделял убеждения сподвижников, табиинов и других имамов саляфов касательно основ религии и объяснял их. Всё, что они исповедовали, соответствовало Шариату и не противоречило разуму, несмотря на то, что некоторые заблудшие утверждали, что, мол, убеждения саляфов противоречили разуму. В своих разъяснениях имам использовал сильные доводы. Он отстаивал убеждения имамов Куфы, таких как Абу Ханифа и Суфьян Саври, имамов Шама, таких как аль-Авзаи, имамов Хиджаза, таких как Малик и Шафии, и имамов других исламских земель. убеждения имама Ахмада и других ахлю-хадис: Лейса ибн Саада, Абу Абдуллы Мухаммада ибн Исмаила аль-Бухари и Абу аль-Хусейна Муслима ибн аль-Худжаджа ан-Несайбури (двух великих имамов ахлю-хадис) – а также прочих хранителей Сунны. Именно на этих учёных зиждется Шариат».
(Аль-Хафиз ибн Асакир, «Табиин аль-казб аль-муфтари», стр. 103; Субки, «Табакат», 3, стр. 397).

Имам аль-Ашари не создал пятый мазхаб

Аль-Хафиз ибн Асакир пишет: «Мы не считаем, что Абуль-Хасан аль-Ашари создал пятый мазхаб . Наоборот, он отстоял мазхаб ахлю-с-сунна и разгромил убеждения сторонников дурных новшеств. Он разъяснил убеждения предшествовавших четырёх имамов и других алимов ахлю-с-сунна. Он разъяснил и отстоял ту часть Сунны, которую многие отрицали и опровергали. В таухиде мы не следуем за ним слепо, но опираемся на его доказательства в вопросах вероубеждения и причисляем себя к его мазхабу, чтобы отделиться от заблудших течений. Например, от мутазилитов, джахимитов, каррамитов, мушаббихитов и других заблудших. Именно имам Ашари опроверг и разгромил их, и то, что они заблуждаются, стало очевидно даже тем, кто раньше этого не понимал. Мы не считаем, что акыда четырёх имамов отличается от акыды имама Ашари. Мы считаем, что у них одна акыда: они исповедуют истинный таухид и убеждены, что Аллах ни в чём не подобен творениям.

Таким образом, имам следовал в акыде методу этих четырёх имамов. И каждый, кто считает себя ашаритом, обретёт счастье, и каждый, кто отвернётся от этой акыды, не достигнет успеха. Все те, кто утверждает абсолютное неподобие Аллаха творениям (а их очень много!), по сути являются ашаритами. И муваххиду (т. е. тому, кто верит в Единство Аллаха в Его сущности, атрибутах и действиях) не вредит то, что ему приписывают заблудшие, ведь это ложь» («Табиин аль-казб аль-муфтари», стр. 359).

Вчитайтесь в эти слова. Этот великий имам сказал, что сунниты называют себя ашаритами, чтобы отделить себя от заблудших групп, поскольку имам Ашари и его последователи следуют за четырьмя имамами и другими саляфами.

Имам аз-Забиди пишет: «Знай, что эти два имама (Абуль-Хасан аль-Ашари и Абу Мансур аль-Матуриди) не высказали никаких новых идей и убеждений, но лишь отстояли мазхаб саляфов, разделяя убеждения, которых придерживались сахабы, опровергая всех заблудших» («Итхаф», том 2, стр. 7).

Вот кто такие ашариты. Вот что написали о них величайшие учёные Ислама. И тот, кто отказывается следовать за ними, проявляет высокомерие и враждебность к убеждениям сахабов, табиинов и имамов саляфов. Истину знает лишь тот, кто следует за имамом Абуль-Хасаном аль-Ашари и другими великими знатоками вероубеждения ахлю-с-сунна валь-джамаа!

Предсказание Пророка (мир ему и благословение)

И в завершение приведём доказательство, что появление этого великого имама предсказал наш Господин Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), и одного этого достаточно, чтобы придерживаться пути ашаритов.

Ибн Асакир в «Табиин аль-казб аль-муфтари…» пишет, что, когда был ниспослан аят (смысл): «О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведёт других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не бояться порицания порицающих» (сура «Аль-Маида», аят 54), – Пророк (мир ему и благословение) указал на Абу Мусу аль-Ашари – предка Абуль-Хасана Ашари – и сказал, что речь идёт о нём и его народе. Многие мухаддисы, муфассиры и факихи говорят, что это относится к Абуль-Хасану Aшари, так как благодаря нему были побеждены мутазилиты.

Вся хвала Аллаху, Господу Миров!

Один из методов критики мазхаба ашаритов со стороны его врагов — это попытка поставить под сомнение принадлежность к мазхабу ашаритов некоторых великих ученых Ислама, как Шейхуль Ислам ан-Навави или амир аль-му’минин филь хадис Ибн Хаджара аль-Аскаляни, приводя их мнения по вопросу о «первом ваджибе» или обязанности знать доводы каляма для каждого мукалляфа. Метод такой «критики» прост: привести какое-то мнение известных алимов в частных вопросах, а потом говорить: «Вот, этот великий алим противоречит ашаритам в этом вопросе, поэтому нельзя его называть ашаритом, ведь он согласен с ашаритам только в части вопросов».

Одним из сильнейших доводов против сектантов был и остается тот факт, что величайшие алимы Ислама были ашаритами, и поэтому они прилагают все усилия , чтобы опровергнуть этот факт. Для понимания ложности подобных «доказательств», нужно уяснить следующее: любой мазхаб имеет основы, отрицание хотя бы одной из которых выводит человека из числа последователей данного течения, при этом есть вопросы второстепенные, по которым существуют разногласия внутри мазхаба, и высказывание мнения отличного от мнения большинства по этим вопросам не выводит человека за рамки мазхаба.

В данной заметке мы попытаемся перечислить основы, которые делают ашарита ашаритом, указывая после каждой основы тех, кто противоречит ашаритам в ней. Отрицание хотя бы одной из этих основ автоматически выводит человека из ашаритского мазхаба.

Шесть основ и их разъяснение

1. Аллах существует вне времени и пространства, не занимает места, не является местом, не ограничен никаким видом направлений или ограничений. Эта основа отврегает убеждения всех видов мушаббиха и муджассима. И не имеет значения, утверждают ли они направления подобные творению, либо направления неизвестные творению, либо место и ограничения «подобающие величию Аллаха».

Также эта основа отвергает мазхаб «вахдатуль-вуджуд», последователи которого исповедуют сущностную вездесущость Аллаха, что выражается в утверждении: «Аллах везде сущностно». (полезное примечание) Если мы встречаем выражение «Аллах везде» без добавления слов «сущностью», то такие слова можно понять, как «везде знанием» или «везде правлением». Тем не менее, следует избегать подобных выражений, потому что ахлюс-сунна говорят: «Аллах существует вне места и направления», а «везде» — это место и направление.

Также следует разделять между акыдой «вахдатуль-вуджуд» и акыдой «хулюль». Акыда «вахдат» заключается в убеждении, что реально существует только Аллах, а остальные существующие не имеют объективную природу и подобны теням и отражениям, а акыда «хулюль» говорит о слиянии «божественного с тварным». Оба эти отклонения являются неверием в основе.

2. Аллах описан величественными качествами совершенства, которые не имеют ограничений в своем совершенстве и количестве. Эти атрибуты не являются самой сущностью, но и вне сущности также не существуют, а как они существуют в Аллахе мы не знаем, ибо суть сущности и атрибутов Аллаха не познаваема. Также качества Творца небес и земли неизменяемы.

На чем основывается акыда ашаритов и матуридитов? Вторая основа

Этой основой отвергается мазхаб мутазилитов, а также мазхаб вуджудитов, заключающийся в том, что качество и сама сущность — это одно и то же, то есть атрибут Знание означает, что Аллах знающий, и в этом нет утверждения качества «знания», а иначе (как они считают) это будет утверждением существования нескольких предвечных, то есть предвечный Аллах, предвечное знание, предвечная сила и т. д. Если принять, что Знание — это Знающий, а Сила — это Всемогущий, то получается что Знание и Сила одно и тоже, а из этого вытекает опустошение атрибутов (та’тыль). Мазхаб опустошения сыфатов, согласно ахлюс-сунна, заключается в отрицании самого факта наличия у Аллаха предвечных атрибутов, как Сила, Знание, Воля, Жизнь, Речь и т. д., как это делали мутазилиты, а в утверждении, что смысл «йад» неизвестен нам, нет аннулирования атрибутов, потому что незнание смысла не означает отсутствие самого атрибута.

А согласно муджассима, опустошение сыфатов — это утверждение их нетелесной природы, потому что муджассим считает, что существовать могут только тела и только в пространстве и направлении. Когда ахлюс-сунна говорят, что Аллах не является телом, не занимает пространство, не имеет направления, для муджассима это означает утверждение абстракции, которая не может существовать в объективной реальности, так как все нетелесное и нематериальное не может существовать, поэтому акыда «танзих» для них означает опустошение, и (согласно их утверждению) Бог, которому поклоняются ашариты, — это «Небытие» (аль-`Адам).

Также основу неизменяемости атрибутов отвергает мазхаб Ибн Таймии, который считал, что атрибуты Аллаха изменяются. Примером этому является его убежденность, что воля Аллаха — это не единый предвечный и неизменяемый атрибут, а непрерывная цепочка «воль», каждая из которых имеет начало и конец. Акыда же ахлюс-сунна заключается в том, что ни сущность Аллаха, ни Его качества неизменны, потому что абсолютное совершенство неизменно.

Одним из примеров лжи, активно возводимой на ашаритов, является утверждение, что ашариты, якобы, относят к Аллаху только 7, 8, 11, 13 или 20 сифатов, а все остальные они отрицают. И как довод на это приводятся ашаритские матны, в которых эти атрибуты перечисляются, но никто так и не смог привести ясные слова ашаритов, что «Аллах описан ТОЛЬКО этими сифатами, и ничем, кроме эти сифатов, Аллах не описан».

Смысл же выделения определенного количества атрибутов в том, что, если мукалляф не знает чего-то из этих атрибутов, либо сомневается в их обязательности, он не знает своего Господа.

Совершенство Аллаха бесконечно, а атрибуты — это описание совершенства Господа, поэтому они бесконечны, но мукалляф (разумный, достигший совершеннолетия человек — прим.ред.) не может быть обязан познать бесконечное, либо все описания, пришедшие в Коране и Сунне, поэтому ученые по каляму выделили ряд атрибутов, которые заключают в себе основные смыслы всех других атрибутов.

3. Нет хукма, кроме как от Аллаха. Все повеления и запреты могут исходить только от Единого Творца небес и земли, а у творений нет права запрещать или приказывать что-то друг другу (т. е. обязывать друг друга следовать чему-либо).

Эта основа отвергает все формы секуляризма, как разделение религии на то, что относится к поклонению, и то, что относится к правлению, наказанию и другим социально-политическим аспектам, которые выводятся из аспектов «религии», и в которой утверждается право человека на основе своих умозаключений устанавливать решения в виде запретов и повелений.

4. Всевышний описан атрибутом Речь, и Его Речь не является звуками и буквами, не имеет начала и конца, но не является действием, которое не имеет начало и конца.

Эта основа отвергает мазхаб мутазилитов, которые считали, что речь — это действие, выражающееся в сотворенных буквах и звуках вне сущности Аллаха. Они исходили из того, что речь у человека представляет собой звуки и буквы и является действием, и поэтому Сущность Аллаха не может описываться речью. Но они ошиблись в изначальном понимании сыфата «речь», потому что смысл речи, свойственный человеку, они отнесли к Аллаху и стали его отрицать.

У мазхаба мутазилитов и муджассима есть схожая основа: в отрицании или утверждении божественных атрибутов они опираются на смыслы творений. И мутазилиты, и муджассима едины в том, что речь может быть только звуками и буквами, также они едины в том, что если что-то можно увидеть, то оно обязательно должно быть телом, но они расходятся в выводах из этих смыслов: мутазилиты отвергают речь как описание сущности Аллаха, и отвергают видение, потому что из этого будет вытекать подобие творениям, а муджассима утверждают все эти тварные смыслы, но некоторые из них добавляют «как это подобает величию Аллаха».

5. Аллах сотворил все творения и их действия, а у человека лишь приобретение (кясб) действий. Предопределение является тайной, скрытой от людей, но есть ряд основ, которые мы должны утверждать: лишь Аллах является Творцом, и никто из творений не разделяет вместе с Аллахом ни в какой области это описание. Под «творением» подразумевается создание того, чего до этого не существовало, и на это способен только Всевышний Аллах, а у человека есть возможность выбора (ихтияр) и приобретения (кясб) действий, сотворенных Всевышний Аллахом.

Эта основа является серединой между отнесением акта творения своих действий к человеку, что является мазхабом кадаритов, и полным отрицанием выбора и ответственности человека за свои решения, что является мазхабом джаббаритов.

6. Всё, кроме Аллаха и Его атрибутов, является появившимся после своего несуществования, а значит является сотворенными.

Это одна из ключевых основ, по которой ахлюс-сунна расходятся с теймитами. Ахлюс-сунна считают, что любое изменение и появление после несуществования является сотворенными и нет между ними разницы, и, как следствие из этого правила, Сущность Аллаха и Его атрибуты не могут описываться качествами и признаками творений, потому что сходство в качествах и признаках означает схожесть сущности. Например, если Аллах и его творения имеют сходство в виде изменений, появления новых качеств, перемещений, нахождении в пространстве и т. п., то это означает сходство сущности, будто бы Аллах такой же, как Его творения, а невозможность этого очевидна.

Ибн Таймия разделил изменения, которые происходят в Сущности Аллаха и вне Его Сущности. Первый вид изменений он считал несотворенными, а вторые — сотворенными. Однако у такого разделения нет основы ни в языке, ни в шариате.

Поэтому теймиты не видят ничего плохого в утверждении в отношении Аллаха ограничений, направлений, движений и других качеств изменяемости, ведь это «изменения, подобающие величию Аллаха».

Ахлюс-сунна же считает, что Сущность Аллаха и Его атрибуты — это абсолютное совершенство, которое даже в разуме не может претерпевать изменяемость, потому что уже совершенное не может быть усовершенствовано, так как это предполагает наличие некоего недостатка в прошлом, ведь усовершенствование означает преодоление недостатка, а иначе на основе чего произошло это изменение?

Базовые убеждения ашаритской акыды заключены в этих шести основах, и, если какой-то ученый не разделяет эти шесть основ, он не является ашаритом, а если разделяет их все, то является, даже когда в других вопросах, как хукм мукаллида, «первый ваджиб», обязанность изучения ильмуль калям, исповедует отличное от большинства ашаритов мнение.

Рашид Исаев