Битва при ухуде

24.04.2018 0 Автор admin

Верблюжья битва в 36 году по хиджре

Стр 1 из 10Следующая ⇒

После того, как люди принесли присягу ‘Али (да будет доволен им Аллах), Тальха и аз-Зубайр попросили у ‘Али разрешения отправиться в Мекку и он разрешил им. Там они встретились с матерью верующих ‘Аишей (да будет доволен ею Аллах). До неё дошло известие о том, что ‘Усмана убили. Собравшись в Мекке, они решили, во что бы то ни стало, добиться отмщения за кровь ‘Усмана.
Из Басры прибыл Йа‘ля ибн Мунйа, из Куфы — ‘Абдуллах ибн Амир. Они присоединились к Тальхе, аз-Зубайру и ‘Аише и решили вместе с ними добиваться наказания убийц ‘Усмана.
После этого они вышли из Мекки и направились в Басру со всеми, кто пожелал присоединиться к ним, чтобы покарать убийц ‘Усмана. Они считали, что приложили слишком мало усилий для защиты ‘Усмана.
‘Али в это время был в Медине, а наместником в Басре был ‘Усман ибн Хунайф, назначенный ‘Али.

Когда они прибыли в Басру, ‘Усман ибн Хунайф послал к ним спросить, чего они хотят. Они ответили, что требуют выдать им убийц ‘Усмана.
Он ответил, что не сделает этого, пока не прибудет ‘Али и не позволил им войти в город.
Затем к ним вышел Джабаля, один из тех, кто участвовал в убийстве ‘Усмана, в сопровождении семисот человек и сражался с ними, однако они разбили его и убили многих из его воинов. Многие жители Басры примкнули к войску Тальхи, аз-Зубайра и ‘Аиши (да будет доволен Аллах ими всеми).
‘Али отправился из Медины в Куфу после того, как услышал о сражении между войском его наместника ‘Усмана ибн Хунайфа и войском Тальхи, аз-Зубайра и ‘Аиши. Там ‘Али собрал десятитысячное войско, чтобы сражаться с войском Тальхи и аз-Зубайра.

Таким образом, это ‘Али вышел к ним, а не они выступили против ‘Али. Они не собирались сражаться с ним, как утверждают некоторые группы и их единомышленники. Если бы они хотели выступить против ‘Али, они отправились бы в Медину, а не в Басру.
Ни Тальха, ни аз-Зубайр, ни ‘Аиша не отрицали, что ‘Али стал халифом по праву и является законным правителем Исламского государства.
Никто из них не порицал и не осуждал его и не говорил о нём дурного. Никто из них не присягал другому правителю.
И, направляясь в Басру, они не имели намерения сражаться с ‘Али, поскольку ‘Али в Басре не было.

Поэтому аль-Ахнаф ибн Кайс сказал: "Я встретил Тальху и аз-Зубайра после осады дома ‘Усмана и спросил: "Что вы велите мне, ибо я думаю, что его убьют?". Они ответили: "Придерживайся ‘Али". Потом я встретился с ‘Аишей в Мекке уже после того, как ‘Усмана убили и спросил её: "Что ты велишь мне делать теперь?". Она ответила: "Присягай ‘Али"". Ибн Хаджар "Фатхуль Бари", (13/38), который сказал: "Приводил ат-Табари с достоверным иснадом".

Сражение, о котором пойдёт речь далее, началось не сразу. Сначала стороны вели переговоры. ‘Али послал аль-Микдада ибн аль-Асуада и аль-Ка‘ка‘ ибн Амра, чтобы они поговорили с Тальхой и аз-Зубайром. Они встретились и договорились о том, что не станут сражаться и изложили друг другу свою точку зрения.

Тальха и аз-Зубайр считали, что нельзя оставлять безнаказанными убийц ‘Усмана, тогда как ‘Али считал, что возмездие нужно отложить, потому что, если его осуществить сейчас, это принесёт больше вреда, чем пользы. Он считал, что сначала всё должно встать на свои места и важнее добиться стабильности и спокойствия внутри государства.
Таким образом, все считали, что убийц ‘Усмана необходимо наказать, однако они разошлись во мнениях относительно того, когда это следует сделать.

Придя к согласию, оба войска устроились на ночлег. Сабаиты (убийцы ‘Усмана) были крайне недовольны таким поворотом событий, о чём упоминают историки, в том числе ат-Табари , Ибн Касир , Ибн аль-Асир , Ибн Хазм и другие.

Они решили, во что бы то ни стало, расстроить достигнутое согласие. С этой целью в предрассветных сумерках отряд сабаитов напал на войско Тальхи и аз-Зубайра и, убив нескольких воинов, сбежали. Воины решили, что это войско ‘Али предательски напало на них.
Потом они проделали то же самое с войском ‘Али, которое также решило, что войско Тальхи и аз-Зубайра поступило вероломно, неожиданно напав на них, и к полудню разгорелось настоящее сражение.

Предводители обоих войск предпринимали попытки прекратить сражение, однако безуспешно.
Тальха кричал: "О люди! Может, вы послушаете?!". Однако они не послушали. Тогда он сказал: "Уф! Мотыльки, летящие в огонь!". "Тарих Халифа б. Хаййата", (182).
‘Али также пытался остановить сражение, но люди не слушали его.
‘Аиша послала Ка‘ба ибн Сиуара со списком Корана, чтобы таким образом остановить сражение, однако сабаиты изрешетили его стрелами.

Когда война разгорается, её уже очень трудно остановить. Так было и в данном случае. Аль-Бухари приводит несколько стихов Имру аль-Къаиса, о смуте, № 7096.

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) сказал: "Когда начинается смута, разумные люди зачастую оказываются не в состоянии остановить неразумных и в этот раз даже великие и достойные люди не смогли погасить пламя смуты и усмирить тех, кто разжёг её, что, впрочем, обычно для любой смуты. Как сказал Всевышний Аллах:

"Бойтесь смуты, которая поразит не только тех из вас, кто был несправедлив. И знайте, что Аллах суров в наказании""
Сура 8 "Трофеи", аят 25
Аз-Захаби, "Мухтасар минхадж ас-Сунна"

Верблюжья битва произошла в 36 году от хиджры, то есть в самом начале правления ‘Али (да будет доволен им Аллах). Она началась в полдень и закончилась перед самым заходом солнца в тот же день.
У ‘Али было десять тысяч воинов, а у аз-Зубайра, Тальхи и ‘Аиши — от пяти до шести тысяч.
Знаменосцем ‘Али был его сын Мухаммад, а знаменосцем его противников — ‘Абдуллах, сын аз-Зубайра.
В тот день погибло много мусульман.

Гибель Тальхи и аз-Зубайра

Ни Тальха, ни аз-Зубайр не участвовали в сражении, однако оба они были убиты.

Сообщается, что перед битвой аз-Зубайр встретился с ‘Али и ‘Али сказал ему: "Ты помнишь, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Ты будешь сражаться с ‘Али, будучи притеснителем?"". И аз-Зубайр отказался от участия в сражении. Ибн Абу Шейба "аль-Мусаннаф", (15/283), № 19674, в иснаде есть неизвестный передачик. См. также Ибн Хаджара "аль-Маталиб аль-Алийа", (4412).

Достоверно известно, что аз-Зубайр не участвовал в сражении, однако имела ли место приведённая выше история, знает только Всевышний Аллах, поскольку цепочку её передатчиков нельзя назвать сильной, несмотря на то, что эта история известна и упоминается во многих книгах по истории.
Аз-Зубайра предательски убил человек по имени Ибн Джурмуз, а Тальха погиб от случайной стрелы. Согласно наиболее известной версии этой истории, эту стрелу пустил Маруан ибн аль-Хакам.

Хадис о «Верблюжьей битве» или сражении «Джамаль»

Она попала Тальхе в ногу, разбередив старую рану, из-за чего он и умер. Это произошло, когда он пытался остановить сражающихся.
В этой битве погибли многие из тех, кто защищал ‘Аишу, которая сидела в своём паланкине, укреплённом на спине верблюда, из-за чего эта битва и получила название "Верблюжьей".
Они храбро сражались, собравшись вокруг верблюда ‘Аиши, но как только воины ‘Али сумели подобраться к верблюду и подрезать ему поджилки, из-за чего он упал, они сдались, и победа досталась сторонникам ‘Али. Но в действительности, это в ней никто не победил. Понес поражение Ислам и понесли поражение мусульмане в этом сражении.
После битвы, ‘Али начал осматривать убитых и обнаружил среди них Тальху ибн ‘Убайдуллаха. Он опустился на землю, приподнял его тело, стряхнул землю с его лица и сказал: "Тяжко для меня видеть тебя лежащим здесь, под звёздами небесными, о Абу Мухаммад".
Сказав это, ‘Али заплакал и добавил: "Я хотел бы умереть за двадцать лет до этого!". Ибн Асакир "Тарих мадинати Димашкъ", сокращенный вариант, (11/207); "Усдуль гъаба", (3/88). Аль-Бусайри сказал: "Передатчики надёжные".

Увидев Мухаммада ибн Тальху, ‘Али также заплакал. У Мухаммада было прозвище "ас-Саджжад", потому что он много поклонялся Всевышнему Аллаху.
Все без исключения сподвижники, участвовавшие в сражении, пожалели о содеянном.

Ибн Джурмуз пришёл к ‘Али, держа в руках меч аз-Зубайра, и воскликнул: "Я убил аз-Зубайра, я убил аз-Зубайра!".
Услышав это, ‘Али сказал: "Этот меч столько раз защищал посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует)!". А потом он добавил: "Скажи убийце сына Сафиййи приготовится к Адскому пламени!". И он не позволил ему войти к нему. Ибн Са‘ад "ат-Табакат", (3/105) иснад хороший.

После окончания битвы ‘Али поручил людям доставить ‘Аишу (да будет доволен ею Аллах) в Медину, что и было сделано с величайшим уважением и почтением. ‘Али поступил так, как велел ему в своё время посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует).
‘Али (да будет доволен им Аллах) передаёт, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Между тобой и ‘Аишей произойдёт нечто".
‘Али воскликнул: "Значит, я несчастнейший из людей!". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Нет. Однако когда это произойдёт, возврати её в её прибежище". Этот хадис приводит имам Ахмад в "Муснаде", (6/393); Ибн Хаджар в "Фатх аль-Бари" (13/60) сказал: "Иснад хороший".
‘Али подчинился велению посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует).

Почему же ‘Али не казнил убийц ‘Усмана?

Взвесив и обдумав всё, он понял, что вреда от этого будет больше, чем пользы. Он не отказался от мысли покарать их, однако счёл, что лучше отложить это на некоторое время, подобно тому, как поступил посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует), когда оклеветали ‘Аишу (да будет доволен ею Аллах).
Самыми известными из тех, кто распространял клевету об ‘Аише, были Хассан ибн Сабит, Хамна бинт Джахш и Мистах ибн Усаса, однако главным клеветником был ‘Абдуллах ибн Убайй ибн Салюль.
Поднявшись на минбар, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Кто поможет мне наказать человека, который нанёс мне обиду, оклеветав мою жену? Клянусь Аллахом, о моей жене мне известно только хорошее. Кроме того, они говорят дурное о человеке, которого я знаю только с хорошей стороны и который входил в мой дом только со мной!".
Тогда со своего места поднялся Са‘д ибн Му‘аз и сказал: "О посланник Аллаха, клянусь Аллахом, я избавлю тебя от него: если он из племени Аус, мы отрубим ему голову, а если он из числа наших братьев из племени Хазрадж, то тебе стоит только приказать нам, и мы сделаем с ним то, что ты прикажешь!".
Услышав это, со своего места поднялся вождь хазраджитов Са‘д ибн ‘Убада, прежде всегда поступавший так, как подобает поступать праведному человеку, а ныне побуждаемый желанием поддержать своё племя, и сказал: "Клянусь Аллахом, ты солгал! Ты не убьёшь его и не сможешь сделать этого!".
После этого со своего места поднялся Усайд ибн аль-Худайр и сказал: "Клянусь Аллахом, это ты лжёшь! Клянусь Аллахом, мы убьём его, а ты — лицемер, защищающий лицемеров!".
Это привело в возбуждение ауситов и хазраджитов, которые были уже готовы броситься друг на друга, тогда как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) продолжал стоять на минбаре. Увидев это, он спустился вниз иначал успокаивать их, пока они не замолчали. Эту историю приводят аль-Бухари, (№ 4141); Муслим, (2770).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) понял, что дело может принять очень серьёзный оборот, поскольку знал, что до его прибытия в Медину ауситы и хазраджиты договорились избрать своим правителем ‘Абдуллаха ибн Убаййа ибн Салюля. Они очень уважали его. Он, как мы знаем, отказался участвовать в битве при Ухуде, вернувшись обратно с третью войска.
И несмотря ни на что, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) не стал подвергать его положенному бичеванию. Почему? Потому что понимал, что вреда от этого будет больше, чем пользы.

‘Али решил отложить возмездие на некоторое время. Да он и не мог осуществить его в то время, потому что убийцы ‘Усмана были неизвестны.
Да, он знал имена предводителей смутьянов, но не непосредственных убийц ‘Усмана.
А за этими предводителями стояли их племена, которые, разумеется, были готовы защищать их. Положение в государстве было крайне нестабильным, пламя смуты всё ещё полыхало, и им ничего не стоило убить самого ‘Али до того, как он успеет казнить главарей смутьянов. И они действительно убили его впоследствии.

Примечательно, что когда Му‘ауийа стал халифом, он также не стал казнить убийцу ‘Усмана. Почему?
Потому что к тому времени он уже смотрел на этот вопрос глазами ‘Али, а взгляд ‘Али был реалистичным, поскольку в то время он был главой государства. Му‘ауийа же в тот период рассуждал теоретически, не задумываясь о возможных последствиях того, на чём он настаивал. Став же главой государства, он был вынужден взглянуть на вещи с другой стороны, и осознал правоту ‘Али.
Да, Му‘ауийа послал людей, чтобы убить некоторых участников смуты, однако остальные дожили до времён аль-Хаджжаджа.
Именно в этот период, то есть в эпоху правления ‘Абду-ль-Малика ибн Маруана, был убит последний из смутьянов.
Таким образом, ‘Али не казнил убийцу ‘Усмана не из-за собственной слабости, но из боязни, что это может нанести серьёзный вред мусульманской общине.

12345678910Следующая ⇒

Читайте также:


Обзор некоторых битв мусульман

Мы уже говорили ранее о армиях которые Посланник Аллаха возглавлял лично и о армиях отправленных им под командованием его сподвижников. Но джихад был ответственностью не только Посланника Аллаха и его сподвижников, но и долгом всех мусульман и во все времена. Никто не имеет права освободить себя от джихада под предлогом того что Посланнику Аллаха помогали ангелы и на него была возложена обязанность по передаче Послания. Никто также не может оправдать себя потому что сподвижники были подготовлены для сражения, а мы нет. Джихад — это душа Ислама. Искренние мусульмане выполнили свой долг и сражались во многих битвах против безбожников. Далее мы расскажем о некоторых примерах их джихада на основе книги “История Ислама” от Захаби: Их джихад начался немедленно после смерти Посланника Аллаха во время правления Абу Бакра когда многие арабские племена отказались от Ислама. Абу Бакр назначил Халида бин Валида во главе армии выступившей против вероотступников. Он воевал против Тулайхи аль Азди который потерпел поражение и затем принял Ислам (повторно). Затем Халид двинулся на Ямаму чтобы покончить с лжецом Мусайлимой. Битва была ожесточенной и пало много мусульман но битва закончилась их победой. Мусайлима был уничтожен.

В 13 году по Хиджре Абу Бакр послал армии для покорения земель Шама, находившихся под римским правлением. Он послал Амра бин аль Ааса в Палестину и Абу Убайду и Язида бин Абу Суфьяна в другие части Шама. Умар стал Халифом после Абу Бакра. В 14 году по Хиджре был завоеван Дамаск. Абу Убайда был командующим армии мусульман и Халид был одним из его командиров. Абу Убайда атаковал Дамаск с одной стороны, а Халид с другой. Когда римляне потерпели поражение на окраинах Дамаска, они вошли в город и заперли за собой ворота. Мусульмане осадили их и подвергли бомбардировке катапультами. У римского генерала Бахана родился сын и он праздновал это. В то время как они праздновали и выпивали, Халид, Аль Къакъа и Мазур бин Удай были заняты прикреплением веревочных лестниц к стенам города. Трое из них взобрались на стену и начали кричать в Дамаске такбир, что напугало римлян. Халид убил стражников у ворот и открыл их и тогда мусульмане наводнили эту сторону города. Римский генерал быстро заключил соглашение о сдаче с Абу Убайдой который еще не знал о прорыве Халида в город. В итоге, посчитали что половина города была завоевана силой, а другая часть капитулировала.

В 15 году по Хиджре произошла великая битва при Ярмуке. Мусульман насчитывалось 30 000 во главе с Абу Убайдой, тогда как римлян было 300 000. Несмотря на то, что они в 10 раз численностью превосходили мусульманскую армию, их солдаты были закованы к друг другу цепями чтобы не допустить бегства с поля боя. Однако эти самые цепи обернулись для римлян катастрофой, потому что когда они проиграли, если один из солдат пытался бежать спасая свою жизнь, он тащил за собой остальных и они были на краю каньона. Десятки тысяч из них разбились упав в тот каньон. Оратором битвы который ходил вдохновляя мусульман был Абу Суфьян. Он громко выкрикивал: О победа Аллаха, приди к нам!

Также в 15 году по Хиджре произошла великая битва при Кадисии. Мусульман было 8000 во главе с Саадом бин Аби Ваккасом. Персов же насчитывалось 60 000 во главе с Рустумом. Это было абсолютным поражением для персов. Рустум вместе с тысячами его солдат был убит. Кадисия была ключом который открыл остальную Персию.

В 16 году по Хиджре произошло сражение при Джалуле. В этой битве было убито почти 100 000 персов и они оставили после себя огромные трофеи.

В течение трех лет, мусульмане завоевали сердце трона Персидской империи и захватили ожерелья Римской империи, да будет хвала Аллаху, Великому и Возвышенному.

В 16 году по Хиджре Умар лично отправился в Иерусалим чтобы принять ключи от города.

В 20 году по Хиджре произошло сражение при Тастуре. Абу Муса Ашари осаждал мощный город более года. Персидский генерал Хурмузан укрепился там. Один перс пришел к Абу Мусе и сказал ему: “Если ты обещаешь мне и моей семье безопасность, я проведу вам через секретный туннель в город.” Абу Муса дал ему эту защиту и послал с ним Мажзаа бин Савра. Они проникли в город через спрятанный подземный ручей плывя через него пока они не выплыли в городе. Они вошли в город и Мажзаа прошел по нему пока он не изучил его карту. Перс также указал ему на персидского генерала Хурмузана. Мажзаа вернулся и был послан с 35 воинами чтобы захватить город. 35 воинов проплыли через ручей, вошли ночью в город и храбро сражались. Мажзаа пал шахидом. Битва продолжилась и мусульмане пропустили утреннюю молитву и смогли выполнить её только в середине дня. Персы капитулировали. Хурмузан принял Ислам и поселился в Медине.

Амр бин аль Аас завоевал Александрию в 21 году разбив римлян. Затем он основал мусульманский гарнизон в городе, в то время как он двинулся на юг сражаясь с Мукавкасом, королем Египта. Но римляне во главе с Константином, сыном Геркулеса, послали морскую армию которая вошла в Александрию и убила находящихся там мусульманских воинов. Амр атаковал город и повторно захватил его.

В 21 году по Хиджре произошла битва Нахаванд против персов. Битва была яростной. Персы заковали себя цепями чтобы предотвратить бегство солдат. Амиром мусульманской армии был Нумаан бин Магран. Его конь упал и немного спустя его поразила стрела и он умер. Хузайфа возглавил командование и мусульмане победили после уничтожения около 100 000 врагов.

В 27 году Муавия бин Абу Суфьян завоевал остров Кипр. Также в этом же году Абдуллах бин Саад бин Аби Сарх вошел в Африку. Абдуллах бин Зубайр убил Джаржира, римского наместника в Африке.

В 37 году Абдуллах бин Хазим аль Сулами завоевал Герат в Афганистане, и Мару в Туркистане. В том же году Харис бин Мурра аль Фихри вошел в Балучистан.

В 44 году Мухалаб бин Аби Суфра вошел в Индию.

В 63 году Укба бин Нафи воевал в Северной Африке с Касилой, королем берберов. Укба пал шахидом. Его преемник Зухайр бин Кайс аль Балави разгромил берберов и убил их короля.

В 84 году Муса бин Нусайр вошел в Андалусию (Испания).

В 87 году земля Бухары была завоевана Кутайбой бин Муслимом.

В 88 году Маслама бин Абдулмалик разбил римлян в ряде сражений. Кутайба бин Муслим вошел в земли турков и в 90 году он вошел в Таликъаан. В 93 году Кутайба двинулся на Самарканд и завоевал его вместе с окружающими территориями.

В 95 году Муса бин Нусайр закончил завоевание земель Андалусии и вернулся с огромными трофеями.

В 98 году Язид бин аль Мухалаб завоевал Табурстан. В том же году Халиф Сулайман бин Абдул Малик послал огромную армию для покорения Константинополя. Армию возглавлял его брат Маслама. Они осаждали город 30 месяцев. Во время этой осады мусульмали очень страдали.

Знамения Судного дня. Шестой малый признак. Смута. Верблюжья битва — Абу Али аль-Ашари (13 урок)

Когда Умар бин Абдул Азиз стал Халифом, он немедленно отозвал армию назад.

Во времена правления Аббасидов войны продолжились на восточном фронте в сторону Индии и Китая и северном фронте на римской территории и на западном фронте в направлении Западной Европы (Испания, Франция и Португалия)

Когда крестоносцы вторглись в Шам, мусульмане сражались с ними в многих битвах. Среди лидеров мусульман сражавшихся с ними, был Султан Нурулдин Зинки который вернул назад мусульманам большую часть территории оккупированной крестоносцами. За ним последовал Салахуддин который завоевал Иерусалим.

Когда монголы наводнили земли мусульман, против них велся джихад во многих битвах. Мусульмане выиграли в величайшей битве Айн Джалут.

Дверь джихада всегда открыта и сражение с кафирами никогда не кончится до Дня Суда.

Ненависть курайшитов

Курайшиты жаждали мести за поражение у Бадра. Под руководством Абу Суфьяна они собрали 2000 воинов из населявших пустыню племен. После того, как к ним примкнули мекканцы, армия язычников насчитывала 3000 человек. В распоряжении войска были 700 тяжелых кавалеристов, 200 лошадей и 3000 верблюдов. Кроме того, к армии Абу Суфьяна примкнул отряд женщин под предводительством его жены Хинд. Продвигаясь к Медине, войско неверных остановилось у селения Абва. Некая группа язычников вознамерилась осквернить могилу Амины — матери досточтимого Пророка Мухаммада (с.а.в.). Однако их остановили те, кто был против издевательства над могилами — они побоялись, что это станет традицией.

Письмо Аббаса

Дядя Пророка, Аббас, любил сына своего младшего брата. И, хотя еще не был мусульманином, послал в Медину письмо с вестью, что курайшиты выступили из Мекки. После того, как известие Аббаса подтвердилось, Пророк собрал своих сподвижников на совет. Одни предлагали обороняться не выходя из Медины, другие, кто помоложе,
считали, что неприятеля лучше встретить за городом. Пророк согласился с последними.
Курайшиты заняли позицию возле горы Ухуд. Армия мусульман выдвинулась туда из Медины после пятничной молитвы. Сначала их войско состояло из 1000 человек, но после того, как группа из 300 лицемеров во главе с Абдуллахом повернула вспять, осталось всего 700 воинов.
Увидев язычников возле горы Ухуд, мусульмане расположились фронтом к Медине, тылом к горе. Чтобы предотвратить нападение противника с тыла. Пророк Мухаммад (с.а.в.) разместил в ложбине на левом склоне горы 50 воинов-лучников и приказал им: «На чьей бы стороне ни был перевес, не покидайте этого места без приказа. Если на вас будет наступать конница, пускайте стрелы в их коней — раненые лошади не смогут продвигаться вперед».

Досточтимый Хамза становится шахидом

Жена Абу Суфьяна Хинд хотела отомстить мусульманам за своего отца, убитого в битве при Бадре.

Она пообещала щедро вознаградить эфиопа по имени Вахши, если тот сможет убить Хамзу. Побоявшись выйти с Хамзой один на один, Вахши затаился в засаде. Выждав удобный момент, он метнул копье и смертельно его ранил. Немного спустя Хамза стал шахидом.
Разгоревшаяся битва развивалась в пользу мусульман. Ряды неприятеля были расстроены, их женщины бежали к горе. Несмотря на то, что у мусульман не было конницы, которая смогла бы противостоять коннице противника, всадники язычников могли атаковать мусульман только с той стороны, которую прикрывали выставленные Пророком лучники. Благодаря этой стратегии мусульмане имели преимущество и начали одерживать верх.

В погоне за мирским

Но некоторые мусульмане, преждевременно почувствовав победу, бросили преследовать неприятеля и начали собирать трофеи. Увидевшие это лучники решили, что неприятель уже разбит, и, оставив свою позицию, присоединились к ним. Это заметил стоявший во главе вражеской конницы Халид и ринулся со своими верховыми в атаку. Они вклинились между мусульманами, зайдя к ним в тыл. Отступившие было язычники бросились в бой с новой силой. Оказавшись окруженными с двух сторон, мусульмане не сразу поняли, что происходит.
Прошел слух, что досточтимый Пророк убит. Пока некоторые из мусульман находились в замешательстве, другие взяли досточтимого Пророка в тесное кольцо и самоотверженно защищали его. Во время одной из атак язычников доспехи Пророка получили повреждение, сломав ему зуб. Но Посланник Аллаха не дрогнул и под градом вражеских стрел лишь просил у Аллаха:
— О Господи, прости мой народ — ведь не ведают они то, что творят!
Носившая мусульманам воду Насиба ибн Кааб (также известная как Умм Умара) оставила свой сосуд с водой и бросилась на защиту Пророка. Взяв в руки меч, она сбила с коня нападавшего всадника.
Когда досточтимый Пророк и его сподвижники поднялись на холм, Абу Суфьян прокричал им:
— Среди вас ли Мухаммад? Абу Бакр и Умар? — не получив ответа, он заключил: — Значит они убиты!
— Все они живы, и все они здесь!

Верблюжья битва

— ответил Умар (р.а.).
— Война переменчива! Эта битва за битву при Бадре! — снова прокричал Абу Суфьян.

Надругательство над телами шахидов

После битвы при Ухуде женщины курайшитов вешали себе на шею бусы из отрезанных носов и ушей погибших мусульман. Жена Абу Суфьяна Хинд вырезала из тела Хамзы печень и надкусила ее. После этого Хинд прозвали «женщиной, съевшей печень».
Женщины-мусульманки в битве при Ухуде разносили воду и ухаживали за ранеными.
В битве при Ухуде шахидами стали 70 человек. В Медину мусульмане вернулись опечаленными. Винить было некого — причиной неудачи послужило ослушание приказу Пророка. Поражению мусульман обрадовались лицемеры и мединские иудеи. Но Посланник Аллаха решил показать им силу и решимость своих воинов. Несмотря на ранения и усталость, на следующий день после битвы, в воскресенье 16 числа месяца шавваль, был отдан приказ преследовать неприятеля.

От поражения к победе

Тем временем мекканцы покинули Ухуд и достигли местечка Рауха. Им вслед Пророк послал наблюдателя и сказал: «Посмотри: если они садятся на верблюдов, значит направляются в Мекку. А если на лошадей — то нападут на Медину». Разведчик доложил, что они садятся на верблюдов. Однако мекканцы сомневались, некоторые из них все
же хотели вернуться. Тогда досточтимый Пророк дал боевое знамя Али (р.а.) и послал его вслед неприятелю. Дойдя до местечка Хамра аль-Асад, мусульмане три дня жгли костры, не давая им погаснуть, тем самым показывая язычникам, что они многочисленны и сильны. Абу Суфьян решил не сражаться. Так мусульмане из проигравших превратились в победителей.

Другие события третьего года от Хиджры

У досточтимого Али (р.а.) родился сын Хасан. Пророк женился на дочери Умара (р.а.) Хафсе. Первая супруга Усмана (р.а.), Рукийя, умерла, и он женился на другой дочери Пророка Умм Кульсум. Таким образом. Пророк связал себя кровными узами с двумя будущими праведными халифами, выдав за них своих дочерей и женившись на их дочерях. Женами досточтимого Пророка были Хадиджа, Сауда, Айша, Хафса, Зайнаб бинт Хузайма, Умм Салама, Зайнаб бинт Джахш, Умм Хабиба (дочь Абу Суфьяна), Джувайрийя, Сафийя (бывшая иудейка), Маймуна (р.а.).