Благое дело

09.09.2018 0 Автор admin

Эндокринология это раздел медицинской науки, изучающий строение, функцию, болезни органов внутренней секреции – эндокринных органов. Слово эндокринология произошло от греческих слов endo – внутри, krino – выделять и logos – учение.

Клетки эндокринных желез вырабатывают соки (секрет желез), содержащие специфические для каждого эндокринного органа вещества называемые гормонами и выделяют их непосредственно в кровоток. В этом заключается их отличие от желез экзокринных, которые выделяют свой секрет в проток выходящий на наружную поверхность тела (слюнные, потовые железы, железы желудка, легких).

Гормон – это химическое вещество, которое поступает в кровоток и с кровью достигает различных органов, где оно стимулирует или снижает активность других клеток, которые называются клетками-мишенями. Через клетки-мишени гормоны оказывают действие практически на все жизненно важные функции организма человека.

К железам внутренней секреции организма (эндокринным железам) относятся:

  • щитовидная железа
  • паращитовидная железа
  • поджелудочная (островковая часть) железа
  • надпочечники
  • тестикулы (яички) у мужчин
  • яичники у женщин
  • гипофиз
  • гипоталамус.

Кроме этого гормоны производят и органы, не являющиеся эндокринными железами. Это сердце, печень, головной мозг.

В настоящее время известно более 60 различных гормонов. Большинство гормонов не может откладываться или запасаться в организме. Исключение составляют только тиреоглобулин в щитовидной железе, запасов которого хватает на два дня, и витамин Д, который может запасаться в печени. Поэтому для нормального существования человеческого организма продукция гормонов должна осуществляться постоянно. Количество гормонов, производимых железами внутренней секреции (эндокринными железами) зависит от времени суток, сна или бодрствования, возраста, психического и физического состояния человека.

Некоторые гормоны поступают в кровь в импульсном режиме – порциями. Из мест синтеза гормоны транспортируются к клеткам-мишеням с током крови. Некоторые гормоны транспортируются, присоединяясь к специальным транспортным белкам-переносчикам.

Выводятся из организма гормоны в небольшом количестве в неизменном виде с желчью и мочой, и основное количество их подвергается переработке в печени и выводится с желчью.

Главным центром, регулирующим производство гормонов эндокринными железами и выброс их в кровь, является гипоталамус, расположенный в головном мозге. В нем образуются гормоны-либерины, которые стимулируют другой центральный эндокринный орган – гипофиз. В гипофизе под действием либеринов гипоталамуса вырабатываются собственные гормоны – тропины, которые стимулируют выработку гормонов эндокринными железами. Именно эти гормоны – гормоны эндокринных желез — являются основным действующим звеном этой цепи. В свою очередь гормоны эндокринных желез оказывают обратное действие на гипоталамо-гипофизарную систему. При повышении концентрации гормона в крови, уменьшается количество либеринов в гипоталамусе, затем регулируемых ими тропинов в гипофизе и в конечном итоге снижается выработка самого гормона, который таким образом сам регулирует свою продукцию.

Эта схема обратной связи не описывает всю сложную регуляцию работы гормонов в организме, поскольку имеет значение еще огромное количество факторов. При необходимости регуляция количества гормонов и их действие происходит очень быстро.

Нарушения функции гормонов в организме могут быть вызваны следующими причинами:

  • Недостаточность гормона. Возникает при снижении продукции гормонов эндокринной железой по разным причинам: инфекции, инфаркты, аутоиммунные процессы, опухоли, наследственные заболевания.
  • Избыток гормона. Возникает при избыточной продукции и выбросе в кровяное русло гормонов. Причинами этого могут быть избыточный синтез гормонов эндокринной железой, продукция гормонов другими тканями (обычно при злокачественном перерождении), усиление производства гормонов тканями из его предшественника и ятрогенные причины, когда избыток гормона вводится при назначении гормонов в качестве лекарственного препарата.
  • Синтез аномальных гормонов эндокринными железами. Чаще это происходит при врожденных генетических аномалиях.
  • Резистентность к гормонам. При этом ткани организма не дают обычную реакцию на нормальное или повышенное количество гормона в крови. Резистентность (невосприимчивость) тканей к гормону имеет различные причины: наследственную природу, дефект тканевых рецепторов, появление антител к гормонам.

Болезни щитовидной железы

Щитовидная (тиреоидная) железа получила свое название от греческих слов tireos – щит и idos –вид. Она находится на передней поверхности шеи впереди гортани и колец трахеи. Состоит щитовидная железа из двух боковых долей и перешейка изредка у некоторых людей встречается добавочная долька. Ткань железы состоит из множества мелких пузырьков (фолликулов). В фолликулах накапливается йод, который поступает в организм с пищей и водой. Вес щитовидной железы около25 грамм.

Тиреоидная железа — это один из важнейших органов внутренней секреции. Она вырабатывает гормоны щитовидной железы (тиреоидные гормоны). Гормоны щитовидной железы оказывают действие практически на все виды обмена веществ в организме и действуют на все органы и ткани.

Щитовидная железа секретирует в основном два вида гормонов: трийодтиронин (Т3) и тетрайодтиронин или тироксин (T4). В крови обычно находится более 95% тироксина и около 5% трийодтиронина. Оба этих вещества образуются в фолликулах щитовидной железы из йода и одной из незаменимых аминокислот – тирозина.

Суточная потребность человека в йоде составляет 200-220 микрограмм. Если человек не получает достаточно йода с пищей и водой, то через некоторое время нарушается синтез гормонов щитовидной железы и снижается их количество в крови. Захват йода из крови, синтез и выделение гормонов регулируются гормоном гипофиза – тиреотропином, количество которого в свою очередь регулируется при помощи гормонов гипоталамуса – тиреолиберина и тиреостатина.

Когда количество гормонов щитовидной железы в крови снижается в гипоталамусе, расположенном в головном мозге выделяется тиреолиберин, который стимулирует выработку тиреотропина в гипофизе. А тиреотропин стимулирует непосредственно синтез гормонов щитовидной железы.

Кроме этого в регуляции функции щитовидной железы принимают участие и другие отделы головного мозга и эти сложные процессы еще до конца не изучены.

Кроме этого на работу щитовидной железы оказывают влияние и другие органы внутренней секреции, и их гормоны. Тиреоидные гормоны, которые выделяются в кровяное русло, транспортируются по организму при помощи специальных транспортных белков плазмы крови. Затем гормоны щитовидной железы проникают через оболочки клеток-мишеней и оказывают влияние на все виды обмена веществ.

Под воздействием гормонов щитовидной железы усиливаются все стороны углеводного обмена, увеличивается всасывание глюкозы в желудочно-кишечном тракте, усиливается эффект инсулина. Усиливается синтез и в большей степени распад жиров, что проявляется уменьшением запаса жира в организме и похуданием.

БЛАГАЯ МЫСЛЬ, БЛАГОЕ СЛОВО, БЛАГОЕ ДЕЛО

Соответственно при снижении количества гормонов щитовидной железы масса тела увеличивается. Усиливается обмен белка в организме.

При избыточной функции тиреоидных гормонов могут возникнуть признаки недостаточности белков, что проявляется слабостью и уменьшением массы мышц. При избыточной функции гормонов щитовидной железы повышается потребность организма в витаминах. Усиление всех видов обмена веществ сопровождается увеличением потребности тканей организма в кислороде, усиливается теплопродукция.

Гормоны щитовидной железы необходимы и для нормального психического развития человека. При их недостаточности в детском возрасте ребенок отстает не только в физическом, но и в психическом развитии. У взрослых это проявляется замедлением умственных процессов, снижением памяти. Еще один гормон вырабатывается специальными парафолликулярными клетками, которые находятся в пространстве между пузырьками (фолликулами) и называется тиреокальцитонин. Он принимает участие в регуляции обмена кальция.

Болезни щитовидной железы относятся к наиболее частым эндокринным заболеваниям. Повышение или снижение функции щитовидной железы выявляется у 2% взрослого населения планеты. Кроме этого бывают заболевания щитовидной железы, которые не проявляются снижением или повышением ее функции. Практически все заболевания щитовидной железы начинаются незаметно и длительно протекают без выраженных клинических проявлений.

Глава 131

О достоинстве приветствий и велении распространять их

Аллах Всевышний сказал:

«О те, кто уверовал! Не входите в чужие дома, пока не спросите разрешения и не поприветствуете их обитателей». («Свет». 27)

Всевышний также сказал:

«А когда вы входите в дома, то приветствуйте друг друга благословенным и благим приветствием от Аллаха». («Свет», 61)

Всевышний также сказал:

«А когда к вам обращаются с приветствием, то отвечайте на него лучше или так же». («Женщины», 86)

Всевышний также сказал:

«Дошёл ли до тебя рассказ о почтенных гостях Ибрахима?

Вот вошли они к нему и сказали: «Мир!», — он же им (в ответ): «Мир…!» («Рассеивающие», 24-25)

845 Сообщается, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

Один человек спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Какое (проявление) Ислама является наилучшим?» Он ответил: «(Лучшее состоит в том, чтобы) ты кормил (людей) и приветствовал тех, кого знаешь и кого не знаешь». (Аль-Бухари; Муслим)

846 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Когда Аллах Всевышний создал Адама, да благословит его Аллах и приветствует, Он сказал (ему): «Иди и приветствуй их», — имея в виду нескольких ангелов — «и послушай, как они поприветствуют тебя, (и отныне это будет) приветствием для тебя и твоих потомков». И он сказал (им): «Мир вам!» (Ас-саляму ‘аляй-кум!),

— они же (в ответ ему) сказали: «Мир тебе и милость Аллаха!» (Ас-саляму ‘аляй-ка ва рахмату-Ллахи!), — добавив к его приветствию слова «…и милость Аллаха!» (Аль-Бухари; Муслим)

847 Сообщается, что Умара аль-Бара бин ‘Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел нам делать семь (вещей: он велел нам) навещать больного, провожать покойного, произносить благопожелание чихнувшему, защищать слабого, помогать притесняемому, распространять приветствия, принимать приглашения и способствовать выполнению клятвы того, кто её даёт. (Аль-Бухари; Муслим. Здесь приводится одна из версий аль-Бухари.)

848 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли мне вам на то, что приведёт вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте приветствия между собой!

Молитва перед началом всякого дела, молитва на благое дело

(Муслим)

849 Сообщается, что Абу Йусуф Абдуллах бин Салям, да будет доволен им Аллах, сказал:

Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «О люди, распространяйте приветствия, кормите (других), поддерживайте родственные связи, молитесь, когда (другие) люди будут спать, и вы войдёте в Рай с миром». (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший достоверный хадис».)

850 Передают со слов ат-Туфайля бин Убаййа бин Ка’ба, что по утрам он обычно приходил к Абдуллаху бин Умару и отправлялся с ним на рынок.

(Ат-Туфайль бин Убайй бин Ка’б) сказал:

И когда мы отправлялись утром на рынок, Абдуллах приветствовал каждого торговца отбросами, купца, неимущего и вообще любого человека, мимо которого он проходил. Однажды я (как обычно пришёл к Абдуллаху бин Умару, и он позвал меня с собой на рынок, а я сказал ему: «Что тебе делать на рынке, ведь ты не останавливаешься для покупок и не спрашиваешь о товарах, не назначаешь цену (за свой товар) и не присоединяешься к собирающимся там? А я предлагаю: (оставайся) сидеть здесь и давай поговорим». (В ответ мне) он сказал: «О толстяк, поистине, мы ходим на рынок по утрам только ради распространения) приветствий и приветствуем (там) каждого встречного». (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Малик в «Аль-Муватта».)

Передают, что ‘Умар б. аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал:

Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Дела только по намерениям, и каждому человеку лишь то, что он намеревался , а переселявшийся ради чего-нибудь мирского, что он обрести, или ради женщины, на которой он жениться, переселится к тому, к чему он переселялся". /Бухари 1

Пояснение:

Речь идёт не только о переселение мусульман из Мекки в Медину ради сохранения своей религии, но и вообще о переселении мусульманина из любого места, где он не может свободно исповедовать свою религию, туда, где это будет возможным.

  • ради женщины, на которой он жениться

Поводом для этого высказывания пророка (да блогословит его Аллах и приветствует) послужил конкретный случай, связанный с переселением из Мекки в Медину одного человека, который сделал это не по религиозным соображениям, а потому что хотел жениться на женщине по имени Катиля, кунья которой была Умм Кайс, согласившейся выйти за него замуж только при условии его переселения в Медину. Впоследствии этого человека стали называть "мухаджир Умм Кайс" (переселенец Умм Кайс). Значение этого и других хадисов, где речь идёт о намерениях, состоит в том, что в них сформулирован важнейший принцип, согласно которому награда или наказание ожидает человека не только и не столько за добрые или дурные дела как таковые, но, в первую очередь, за истинные намерения того, кто их совершал, поскольку многие поступки, представляющиеся людям хорошими, на самом деле могут быть продиктованы дурными намерениями.

  • переселится к тому, к чему он переселялся​

Это значит, что человек, совершивший что-либо не ради Аллаха (в данном случае переселившийся из Мекки в Медину), не получит за это награды в мире вечном, а должен будет довольствоваться лишь тем, что достанется ему за его дело в земной жизни.​

Как говорят улемы, хадис ‘Умара заключает в себе треть ислама в том смысле, что исповедование этой религии выражается в словах, делах и намерениях.

10 заповедей процветания. Как стать богатым. Часть 2

Аль-Бухари привёл его первым, желая сказать, что взялся за составление "Сахиха" только ради Аллаха .

из книги: "Ат-Таджрид ас-сарих ли-ахадис Аль-Джами’ ас-сахих." Ахмад ибн ‘Абд аль-Лятиф аз-Забиди стр. 48-49

Материалы подготовил — Имам Московской мемориальной мечети, богослов — Шамиль Аляутдинов, выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права Университета «аль-Азхар» (Египет). Годы учебы: с 1992 по 1998-й. Последние семнадцать лет посвятил профессиональному изучению исламского богословия. С 1997 года по настоящее время является проповедником (имам-хатыбом) Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе, в 2002 году назначен заместителем муфтия Духовного Управления мусульман Европейской части России по религиозным вопросам. Является автором книг, разъясняющих практические и канонические аспекты религиозной и духовной практики мусульманина, таких, как «Путь к вере и совершенству», «Мусульманское право 1—2», «Потусторонние миры. Интервью», «Мир души», «Он и она», «Все увидят Ад» и др. http://umma.ru/

В Священном Коране есть слова о том, что в мире вечном человеку вернется только то, что было совершено непосредственно им. Однако мы знаем, что у мусульманских народов есть немало обычаев совершения благого (например, чтение Корана или угощение людей) от имени умершего. Как это следует понимать?
Мнение исламских богословов единодушно, что мольба-ду‘а за покойных полезна для них и благодать от нее доходит до умерших. /01/В Священном Коране сказано: «Те , которые придут после них говорят, : «О, Господь наш! Прости нас и верующих братьев наших, что были до нас» (Св. Коран, 59:10).

Пророк Мухаммад не раз молился за мертвых: «О Аллах, прости прегрешения живым из числа нас и мертвым». Супруга Пророка Мухаммада ‘Аиша передавала, что Посланник Господа часто отправлялся в конце ночи на мединское кладбище и просил у Всевышнего помиловать покоящихся там, простить прегрешения их. /02/

В Священном Коране сказано: «И человеку не будет ничего , кроме как совершенное им » (Св. Коран, 53:39). /03/

Ввиду того, что в Исламе окончательное заключение и вывод могут делаться только на основе анализа и сопоставления первоисточников, обратимся к другим аятам и хадисам, комментирующим и конкретизирующим упомянутую цитату.

Однажды ‘Умар спросил у Пророка о своем отце, который при жизни дал обет принести в жертву сто верблюдов, но сделать этого не успел: «Могу ли я принести в жертву пятьдесят верблюдов от имени моего отца?» Пророк Мухаммад (да благословит его Аллахи приветствует) ответил:
أَمَّا أَبوُكَ فَلَوْ أَقَرَّ بِالتَّوْحِيدِ فَصُمْتَ وَ تَصَدَّقْتَ عَنْهُ نَفَعَهُ ذَلِكَ .
«Что касается отца твоего, то если он верил в Единственность Бога, то пост твой и милостыня от его имени помогут ему» (хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада).
К Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) пришел мужчина и спросил: «Мой отец умер и не оставил завещания. Будет ли ему польза, если я совершу от его имени благое деяние?» Пророк коротко ответил: «Да» (хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Ибн Маджа).

Один мужчина обратился к Посланнику Господа: «Моя мать скоропостижно скончалась. И мне кажется, что если бы она имела возможность что-то сказать перед смертью, то попросила бы совершить благие деяния от ее имени. Если я сделаю это, будет ли ей от этого польза?» Пророк ответил: «Да» (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима).

Эти и несколько других достоверных хадисов указывают на то, что усопшие обретают вознаграждение, находясь в загробной жизни (барзах), за благие деяния, совершаемые детьми от их имени, что уже частично ограничивает широту смысла упомянутого аята.

Относительно тех, кто не является родственниками умершего, но хочет от его имени совершить благое, известный богослов аш-Шавкяни говорит: «Воистину, человек имеет право сделать намерение передать вознаграждение за благое деяние в пользу другого человека, независимо от того, является ли это молитвой или постом, милостыней или паломничеством, чтением Корана или чем-либо иным из благих дел, и независимо от того, приходится ли он умершему родственником или нет.

Этот саваб (вознаграждение) дойдет до покойного (по милости Творца) и полезен ему, — считают богословы всех четырех суннитских мазхабов». Аш-Шавкяни продолжает: «У богословов-шафиитов были некоторые разногласия относительно чтения Корана от имени покойного, но избранным (мухтар) и основным является мнение, что это возможно. Необходимо только, чтобы прочитавший суры Корана и просящий у Аллаха довести данное вознаграждение до покойного, был уверен в возможности этого, так как в любой мольбе-ду‘а должна присутствовать уверенность, что Всевышний, если пожелает, может принять любую мольбу в соответствии с Его всезнанием и мудростью». /04/

/01/ См.: Аль-‘Айни. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 434; ан-Навави Я. Аль-азкяр ан-нававия. С. 278.
/02/ См.: Сахих муслим би шарх ан-навави : В 10 т. 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, , т. 4, ч. 7, с.

Благое дело

40, 41, хадис № 974.
/03/ Некоторые ученые говорили, что под словом «человек» подразумевается неверующий, который получит из хорошего только то, что заслужил и только в этой жизни. Также комментируют: «На основе справедливости Творца человек получит только то, что заслужил. Но есть еще и безграничная милость Господа».
/04/ См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4, с. 99-102.