Бог в исламе

16.04.2018 0 Автор admin

Есть ли убедительные доказательства существования Бога?

Вопрос: Есть ли убедительные доказательства существования Бога?

Ответ: Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, что подразумевается под «убедительным» доказательством. Можем ли мы протянуть руку и прикоснуться к Богу или увидеть Его таким же образом, как мы прикасаемся и видим других людей? Нет. Но есть бесчисленное множество способов убедиться в том, что Бог существует, что Он реален и что Он является тем, кем Себя называет. Давайте кратко рассмотрим три доказательства Его существования, используя и науку, и Библию:

1. Причинно-следственный закон. Этот закон науки гласит, что каждая причина имеет свое следствие, а каждое следствие имеет свою причину. Этот закон является основой всей науки. Таким образом, этот закон имеет отношение к происхождению неба и земли. На самом деле, ученые согласны с тем, что Вселенная не существовала вечно и что она возникла в какой-то момент времени.

Теория относительности, которая почти повсеместно принимается в среде ученых, имеет определенное влияние на закон причины и следствия. В частности, вселенная, определяемая как время, пространство, материя и физическая энергия имела начало, она не вечна. И именно через уравнения Эйнштейна ученые могут проследить развитие вселенной вплоть до самого ее возникновения, вплоть к состоянию сингулярности, когда она на самом деле возникла. Наука доказала, что вселенная действительно имела начало. Это означает, что если вселенная имела отправную точку в истории, то, очевидно, должна иметь причину своего существования.

Таким образом, если вселенной необходима причина для начала существования, тогда эта причина должна быть за ее пределами – которые определяются временем, пространством, материей и физической энергией. Эта причина должна быть похожа на то, что христиане называют «Богом». Даже Ричард Докинз, пожалуй, самый известный защитник атеизма в наше время, признал в статье журнала «Time», что «могло произойти что-то невероятно великое и непостижимое, вне нашего текущего понимания». Да, и это – Бог!

Лучше всего мы можем подвести итог этого космологического доказательства при помощи следующих утверждений:
1) что бы ни начинало свое существование, оно должно иметь причину своего существования
2) вселенная начала существовать
3) таким образом, вселенная должна иметь причину своего существования
4) характеристики причины существования вселенной (вне времени, пространства и т.д.) являются характеристиками Бога
5) таким образом, причиной существования вселенной должен быть Бог (Бытие 1:1)

2. Закон телеологии. Телеология является изучением наличия замысла или цели в природных явлениях. Этот закон науки по сути означает, что, когда объект демонстрирует наличие цели, предназначения или замысла, то должен существовать его автор. Проще говоря, вещи не создают себя сами. Это справедливо и по отношению ко вселенной, что и доказывает, что она должна иметь автора.

К примеру, Земля, оборачиваясь вокруг Солнца, отклоняется от прямой линии лишь одну девятую дюйма (прибл. 2,82 мм) каждые 18 миль (прибл. 28,97 км) – довольно прямая линия в человеческом понимании. Если бы орбита смещалась на одну десятую дюйма каждые 18 миль, это было бы слишком много, и мы бы все замерзли. Если бы это была одна восьмая дюйма, то мы бы все сгорели, ведь температура внутри Солнца составляет около 20 миллионов градусов по Цельсию. Следует ли нам верить, что это «просто случайность»? Подумайте об этом: Солнце расположено на расстоянии около 150 миллионов километров от Земли, что выходит как раз столько, сколько нужно для существования жизни на нашей планете. Произошло ли это случайно или за этим стоит разумный замысел? Не удивительно, что псалмопевец говорит о Боге как о великом творце: «О Божьей славе говорят небеса, о деяньях Его повествует твердь … Пускается в путь от края небес, добежит до края и вспять повернет» (Псалом 18:2, 7; тут и далее – перевод Российского Библейского общества).

3. Законы вероятности и исполнения пророчества. В Библии есть 1093 пророчества, относящиеся к Иисусу и Его Церкви, и каждое из них было исполнено! Ветхий Завет содержит 48 пророчеств, касающихся распятия Иисуса. При применении законов вероятности для вычисления возможности происшествия нескольких событий в определенное самое время, все вероятности должны быть умножены друг на друга.

Войти на сайт

Например, если вероятность одного события, произошедшего случайным образом, равна одному к пяти, а другого – одному к десяти, то вероятность того, что оба эти события произойдут одновременно или в определенной последовательности, равна 1 к 5 умноженному на 1 к 10, то есть, 1 к 50.

Рассматривая тот факт, что несколько различных пророков, живших в различной среде на протяжении периода в 1000 лет, сделали предсказания о Христе за 500 лет до Его рождения, шансы на исполнение этих пророчеств просто выходят за пределы нашего понимания. Например, шансы на то, что один человек (Иисус) исполнит лишь 8 из пророчеств, приписываемых Ему, равны 1 к 1017 (число с 17 нулями).

Возьмем такой пример: представьте, что территория размером с Францию покрыта монетами на высоту 60 сантиметров. Количество монет, необходимых для покрытия всей этой территории будет равно как раз 1017. Отметим одну монету крестиком и выбросим ее из самолета. Затем тщательно перемешаем все монеты по целой стране. Потом завяжем человеку глаза и скажем, что он может направляться в любую сторону. Потом, где-то по пути, он должен остановиться и вытянуть из 60-сантиметрового слоя монет ту самую монету, отмеченную крестиком. Каковы шансы на успех? Такие шансы были у ветхозаветных пророков, что восемь их пророчеств исполнятся в одном человеке в будущем.

Библия, со всеми ее исполнившимися пророчествами, доказывает существование Бога. Благодаря закону вероятности и математическим шансам на исполнение пророчеств, мы можем быть уверены, что существует Божественный Творец и автор Библии. Тот же, Который дал существование вселенной. «Ты можешь подумать: "Но как же мы сумеем распознать то, чего Господь в действительности не говорил?" Если то, что скажет пророк от имени Господа, не сбудется и не исполнится, – значит, этого Господь не говорил. Пророк сказал это лишь по дерзости своей» (Второзаконие 18:21-22).

И, наконец, Бог – Творец Вселенной и Автор нашего спасения – говорит нам: «Вспомните, что было прежде, в древности. Я – Бог, и другого нет, Я – Бог, и нет подобного Мне. Уже в начале Я возвещаю то, что будет в конце, заранее рассказываю о том, что еще не случилось. Я говорю: Мой замысел свершится, все желанья Свои Я исполню» (Исаии 46:9-10).

English

Вернуться на русскую стартовую страницу

Есть ли убедительные доказательства существования Бога?

навигация

ПоискЗадать вопросБлагая вестьВажные вопросыЧасто задаваемые вопросы

Прочитал книгу Алексея Васильевича Журавского об истории, устройстве и особенностях ислама.

Книгу написал кандидат исторических наук, старший научный сотрудник института восточных культур РГГУ. Алексей Васильевич специализируется на исламе и считается авторитетным исследователем этой религии.

Я давно искал хорошую книгу об исламе, и мне регулярно советовали книгу Журавского. На мой взгляд, это отличная вводная книга: взвешенная, научная, но написанная понятным языком. В ней нет исторических или моральных оценок. Алексей Васильевич словно пишет большой ликбез об одной из самых популярных религий мира.

Написал конспект книги:

  1. Ислам можно назвать эгалитарной светской теократией. Эгалитарная потому, что все мусульмане равны перед богом. Светская потому, что в религии нет священников и церкви. Теократия потому, что верховная власть принадлежит только богу.
  2. Мусульманство базируется на двух книгах, Коране и Сунне. Коран— это священная книга, прямая речь Бога. Сунна — это сборник нравоучений и рассказов о жизни пророка Мухаммеда.
  3. Если в христианстве бог стал плотью, то в мусульманстве он превратился в книгу. Коран — это не одуховлённая историческая книга, как Библия для христиан. Коран — это прямая речь бога, переданная устами человека. Когда мусульманин читает или слушает Коран на арабском языке, он внимает словам бога. При этом автор Корана — человек, пророк Мухаммед.
  4. Коран разделён на 114 частей, которые называют сурами. Каждая сура состоит из айятов. Самые маленькие суры состоят из 3 айятов, самые большие — из 286. Всего в Коране более 77 тыс слов, по объему он чуть меньше Нового Завета. Книга написана на арабском языке рифмованной прозой.
  5. У каждой суры есть название. Самая большая, 2 сура называется Корова, 24 — Свет,  110 сура — Помощь. Айяты и суры пронумерованы, как стихи в Библии. После названия суры следует её формула, или басмала. Для мусульманина басмалы имеют большое знание, с них он начинает любое своё дело.
  6. Коран состоит их отдельных отрывков, сказаний, сюжетов, которые часто переплетаются и повторяются. Иногда суры противоречат друг другу. В таком случае действительной признаётся более поздняя.
  7. Мухаммед выражал Коран частями на протяжении 22 лет. При жизни пророка стихи Корана не объединялись в суры и айяты, это сделали позднее. Его высказывания перемешаны в книге. Так получилось, что поздние стихи оказались вначале, а ранние — в конце. При жизни пророка Коран не записывали, а передавали устно. Первый письменный Коран появился уже после смерти Мухаммеда, в 656 году.
  8. Исследователи выделяют три этапа в создании Корана: поэтический, рахманский и мекканский. Поэтический период состоит из беспокойных, резких стихов, похожих на угрозы врагам и клятвы. Рахманский период — о милосердном боге, вере, спасении. Во время мекканского периода Мухаммед подвергался гонениям, и его стихи посвящены пророкам, отвержению и непризнанности.
  9. Коран легитимен только на арабском языке. Любые переводы рассматриваются как его толкования, религиозной силы они не имеют.
  10. Мухаммед родился и вырос в Мекке. Тогда в Мекке было много языческих культов. В возрасте 25 лет он женился на богатой вдове Хадидже, от которой у него было несколько детей. Он любил одиночество и часто уходил в безлюдные пещеры. Когда Мухаммед спал в одной из пещер, ему явился божий посланник и воскликнул: икра́, по-арабски: «Читай!». От этого высказывания позже возникло слово Коран (аль-кура́н, или чтение вслух). После откровения Мухаммед начал проповедовать свою религию, медленно обретая новых сторонников. Это вызвало гнев языческих поклонников, и пророк вынужден был бежать из Мекки в город Йасриба, который позже переименовали в Медину. Это переселение мусульмане называют хиджрой. Спустя восемь лет после ухода из Мекки со 150 сторонниками Мухаммед вернулся в город с десятитысячным мусульманским войском. Мусульманское государство быстро разрослось и заняло весь ближний восток. Его называют халифатом.
  11. После смерти Мухаммеда расширение халифата продолжилось.

    16 доказательств бытия Бога

    Мусульмане столкнулись с другими цивилизациями, в которых обнаружили более сложные системы государственного и религиозного устройства. При этом Коран не давал ответов на множество вопросов. Чтобы разрешить противоречие, создали Сунну — сборник высказываний и поступков пророка Мухаммеда. Сунну создали с опорой на современников пророка. Эта книга объясняет и дополняет Коран.

  12. Сунна состоит из множества рассказов, или хадисов. Каждый хадис опирается на современника пророка. Хадисы описывают и житейские происшествия, и высокие философские догмы. Существовали специальные сборщики и обработчики хадисов. Так, аль-Бухари собрал более 600 тыс хадисов, из которых отобрал 12 тыс. У каждого хадиса есть цепочка передатчиков, которая ведёт к пророку, например такая: «Рассказал нам Абдаллах: рассказал мне отец: рассказал нам Атаб: я слышал от Усамы бин Зайда: рассказал мне Саид бин Аби Хинд со слов Абу Мурры, клиента Акилы, из того, что Акила узнал от Абу Мусы, который слышал, как Посланник Божий, да ниспошлет ему Бог благословение и мир, сказал…». Выделяют несколько типов хадисов по достоверности передатчиков. Есть два главных сборника хадисов, мусульмане называют их «Два достоверных». Также встречаются девять и двенадцать сборников.
  13. Следование Сунне — главная цель жизни мусульманина. Так он подражает жизни пророка Мухаммеда. Противоположностью Сунне называют нововведение. Любое нововведение, не имеющее опоры в Сунне или Коране, подвергается сомнению.
  14. Основа жизни мусульман — это шариат, или божественный закон. Любой поступок мусульманина рассматривается как правовой акт, которому можно дать оценку с точки зрения Корана и Сунны. В исламе не отделяют веры от дел.
  15. В исламских государствах шариат стремится заменить собой светское право. Так, в некоторых странах за несоблюдение поста в Рамадан наказывают тюрьмой, признают за богом право собственности на любое имущество, а за вероотступничество наказывают смертной казнью.
  16. Исполнительная власть в исламских государствах также принадлежит богу и передаётся через наместников, халифов. Иногда халифами выступают богословы или священники. Халифы выносят свои решения или фетвы, на основе Корана или Сунны.
  17. Мусульманское право действует по принципу иджтихада — новые решения выносятся с опорой на аналогичные случаи в прошлом. У нас это называют прецедентным правом.
  18. Мусульманское право как система жизни разделяет все действия на пять категорий. Обязательные: молитва, посещение мечети. Рекомендуемые: дополнительные молитвы, милостыня. Безразличные: еда, питьё, замужество. Недостойные: скупость, склонность к роскоши. Запретные: прелюбодеяние, вероотступничество. Также все действия можно условно разделить на две категории: разрешенные (халяль) и нежелательные (харам).
  19. С веками шариат выработал систему противовесов строгим требованиями Корана и Сунны. Так, изначально запрещалось есть из золотой посуды и носить шёлк. Но сейчас предлагается перекладывать еду из золотой посуды в обычную, а шелк носить так, чтобы он не прилегал к телу.
  20. Известно, что мусульманство запрещает ростовщичество. Однако в современной коннотации можно класть деньги на счёт и получать с них проценты.
  21. Есть поверие о том, что в мусульманстве запрещены любые изображения. Это не так. Когда-то запрет действительно существовал. Его ввели чтобы отделить первых мусульман от идолопоклонников. Но сейчас мусульмане могут свободно заниматься живописью и скульптурой. Запрещено только изображать пророка Мухаммеда, его семью и сподвижников.
  22. В исламе выделяют пять столпов: свидетельство, молитва в мечети, милостыня, пост и паломничество.
  23. Свидетельство — признание мусульманином Аллаха как единственного божества. Для этого он произносит шахаду: «Свидетельствую, что нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад посланник Аллаха». Погибшего с шахадой на устах называют шахидом. Чтобы стать мусульманином, достаточно произнести шахаду в присутствии двух мусульман-мужчин.
  24. Молитву следует совершать пять раз в день. Утреннюю совершают между рассветом и восходом, полуденную — после прохождения солнцем зенита, послеполуденную — до захода солнца, вечернюю произносят после захода, но до темноты, а ночную — после захода солнца. На молитву созывают призывом — азаном, его исполняет муэдзин с башни, минарета. Перед молитвой мусульмане проводят обряд омовения водой или песком. После снимают обувь и становятся лицом в сторону Мекки. Молитва состоит из коранических сур, ракатов. Ракатов обычно от двух до четырёх. Молитву читают по-арабски.
  25. Мечеть — это или специальное здание, или любое религиозно чистое помещение. Внутри мечети находится михраб — ниша, ориентированная на Мекку. В мечетях нет изображений и украшений. Иногда на стены наносят коранические суры. Во многих местах мечеть служит не только религиозным, но и общественным местом тоже: мужчины обсуждают в ней дела, а путники находят ночлег.
  26. Милостыню, или закат, платят все взрослые дееспособные мусульмане. Принимать милостыню может только тот, кто не может её давать сам.
  27. Пост совершают на девятый месяц рамадан лунного мусульманского календаря. В рамадан мусульманину следует питаться умеренно и два раза только после захода солнца, проводить своё время в молитвах, раздумьях и помощи ближнему. Пост обязателен всем мусульманам кроме тех, кто не может совершать их по болезни и другим уважительным причинам (им предписывается поститься в другой месяц). Также есть небольшие индивидуальные посты. Так, трехдневным постом можно искупить несоблюденную клятву, а двухмесячным постом — убийство.
  28. Паломничество или хадж раз в жизни должен совершить каждый мусульманин, которому это по силам. Совершивший паломничество называется хаджой и может носить зелёную чалму. Паломники едут в Мекку, проходят процедуру очищения и облачаются в специальную белую одежду — охрам. Они обходят вокруг святыни Каабы и совершают ряд других обрядов. После окончания хаджа проходит праздник, который у нас называют курбан-байрамом. Окончание поста и окончание хаджа — это единственные мусульманские религиозные праздники. Однако некоторые чтут другие памятные дни тоже.
  29. Помимо пяти столпов ислама для верующего также важен джихад, или усиление. Под джихадом понимают борьбу за распространение ислама, самосовершенствование, избавление от грехов, и иногда — войну.
  30. В христианстве бог — это некая абстрактная сущность. В мусульманстве бог живой, активный, говорящий и ждущий ответа от верующих. При этом он потусторонний, непроницаемый, непостижимый.
  31. В исламе считается, что у бога 99 имён. Аллах — самое часто встречающееся имя бога в Коране. Другие имена бога передаются прилагательными: Творец, Господь миров, Помыслитель.
  32. Коран сосредоточен преимущественно на нравственном несовершенстве человека. Человек сам по себе, вне послушания и покорности богу — ничто, он — ничтожен, непостоянен, слаб, своеволен.
  33. В христианстве считается, что бог когда-то создал мир, и теперь наблюдает за ним. В исламе бог постоянно поддерживает мир, творит каждую вещь и изменяет их ежесекундно.
  34. В мусульманстве нет понятия первородного греха. Грех для ислама понятие скорее юридическое, чем онтологическое. Даже совершивший великий грех мусульманин остаётся правоверным. В будущей жизни его ждёт только временное наказание. Единственный грех, которому нет прощения — это вероотступничество. Так что мусульманину для спасения достаточно оставаться мусульманином.
  35. В Коране отношения между богом и человеком строятся на бесконечном милосердии и снисходительности к человеку со стороны Бога и добровольной покорности, послушании богу со стороны человека. Да, человек слаб, сам по себе несостоятелен. И он должен найти в себе силы признать этот факт. Но раз признав его и доверив себя богу, он становится его избранником, субъектом его бесконечного милосердия. Будучи верным богу, человек становится ни много, ни мало его наместником на земле. Признавая свое несовершенство, свою слабость, человек ставит себя на свое место. Всемогущество бога сделает все остальное.
  36. Помимо людей, Аллах создал еще два вида живых существ: ангелов и джиннов. Ангелы выражают волю бога на земле, поют ему хвалу, охраняют ад, отделяют души от тела, допрашивают умерших в могиле.
  37. Один из ангелов, Иблис, пал. От начал совращать людей от праведного пути. В Коране Иблиса также называют шайтаном.
  38. Джинны ближе к людям, чем ангелы. Они также бывают верующими и неверующими, разнополыми, у джиннов есть пророки.
  39. В исламе считается, что кроме Корана бог послал разным вероучениям свои священные книги: Тору, Библию и другие. Считается, что все книги подтверждают друг друга. Однако иудеи и христиане исказили свои книги. Так, христиане поверили в трёх богов вместо одного.
  40. Мусульмане верят, что первым пророком был Адам, а последним — Мухаммад. Между ними были тысячи пророков, но известны только 28, которые упомянуты в Коране. Среди них Ной, Моисей, Иисус и другие.
  41. В исламе Адам совершил грех, но бог простил его. После Адам писал книги, занимался земледелием и чеканил монеты. Знал 700 языков, но арабский находил самым красивым.
  42. В Коране много говорится об Иисусе. Иисус для мусульман — могущественный пророк, но не божественный сын. Он сыграет свою роль во время Судного дня: убьёт Антихриста, женится на женщине арабского происхождения.
  43. Ислам не различает религиозное, общественное, культурное, правовое и этическое начала. Он проникает во все сферы жизни верующих. Ислам — это не просто религия, а скорее система жизни миллиардов людей.

Доказательства существования Бога

Существует ли Бог? Есть ли какие-то научные доказательства существования Бога? Может люди придумали Бога для того, чтобы человеку было во что верить?

В этой статье мы рассмотрим то, что в науке называется Космологическим и Телеологическим доказательством существования Бога.

Убедиться в том, что Бог действительно существует, на самом деле совершенно не сложно. Для этого необязательно быть ученым, необязательно иметь специальное образование или знать Библию. Нужно только честно и непредвзято посмотреть на весь окружающий мир и задать себе простой вопрос: Откуда все это появилось?

Как появился весь существующий мир: человек, природа, Земля, Вселенная? Могло ли все это появиться само по себе?

Артур Шавлов,
ученый физик.

Артур Шавлов, известный ученый и лауреат Нобелевской премии по физике, писал:

.

Если бы кто-нибудь сказал мне, что, к примеру, мой компьютер появился сам по себе, то я бы не воспринял это даже всерьез. Компьютер — это сложное устройство, над проектированием и производством которого работало много людей.

Ученые доказали, что Бог существует

И хотя я никогда не видел этих людей, и я не видел как изготавливался мой компьютер, но я могу быть на 100% уверен, что он не появился сам по себе, что существуют люди, которые спроектировали его и изготовили.

Однако, окружающий нас мир устроен намного сложнее, и он тем более не мог появиться сам по себе. Поэтому мы можем быть уверены, что есть кто-то, кто его создал. И именно Его, Создателя нашего мира, мы называем Богом. Таким образом:

Существование окружающего мира является доказательством существования Бога, который создал этот мир.

Легендарный ученый и основоположник современной химии, Роберт Бойль, выразил это в следующих словах:

.

Эта мысль была близка также и другому не менее известному ученому, Альберту Эйнштейну, который писал:

.

Мир, в котором мы живем, настолько удивительно и сложно устроен, что даже для современной науки многие природные процессы остаются неразрешимой загадкой. Наука, к примеру, до сих пор не знает ответа на такой казалось бы простой вопрос как: что способствует росту зубов у ребенка. У ученых лишь имеются разные теории и предположения на этот счет, но пока механизм роста зубов до конца непонятен. О других примерах удивительного устройства нашего мира рассказывается в научно документальных фильмах в разделе Видео на тему: Существует ли Бог.

То, что весь наш настолько сложный и удивительный мир был Кем-то создан — в это даже не надо верить, это просто очевидный факт. А вот, чтобы поверить в то, что все это произошло само собой, случайно, — для этого действительно нужна очень большая вера, которую бы человеку внушали всю жизнь с детства. И такая вера действительно внушается с помощью так называемой теории эволюции.

Несмотря на то, что по мнению многих известных ученых теория эволюции противоречит фундаментальным законам физики (об этом читайте подробнее в статье Опровержение теории эволюции), она, тем не менее, продолжает оказывать огромное влияние на людей в современном обществе. По результатам недавних исследований, проводившихся Всероссийским центром изучения общественного мнения, 35% опрошенных заявили, что верят в теорию эволюции.

Таким образом, приблизительно третья часть общества поддались влиянию этой широко пропагандируемой идеи и поверили в то, что все само по себе появилось и само по себе эволюционировало в высокоразвитые формы жизни. Но каждый мыслящий человек прекрасно понимает, что само по себе ничего не появляется. Наш удивительный мир был Кем-то создан. Поэтому, как говорил Роберт Милликен, тоже обладатель Нобелевской премии по физике:

.

Читать дальше:

Другие статьи в разделе :

Список литературы:

  • Schawlow, Arthur. Optics and Laser Spectroscopy. University of California, 1998. p.19
  • Seeger, Raymond. . The Journal of the American Scientific Affiliation, 37 (September 1985): 183-184.
  • Holt, Jim. . The Wall Street Journal, December 24, 1997.
  • Исследование опубликовано в 2009 г.
  • Millikan, Robert A. , in Collier’s. The National Weekly, October 24, 1925. Collier’s Publishing Company.

Доказательство существования Аллаха

Создателем этого мира является Аллах Всевышний.

Значение терминов

«المحدث» — создатель — от глагола «أحدث», т.е. тот, кто вывел этот мир из состояния небытия в бытие.

Аллах — сущность (самость), существование которой является абсолютно необходимым само по себе (т.е. Он необходимо сущий); Он не нуждается в создателе.

Краткое толкование

Поскольку выше мы сказали, что мир является созданным, то, естественно, должен существовать создатель, который его создал. Существование этого создателя является необходимым, а не возможным. Из сказанного выше мы можем выделить два основных пункта:

1) у мира есть создатель;

2) существование создателя обязательно, необходимо.

Доказательства существования Аллаха

I. Логические доводы: приведем три довода.

1. Выше было установлено, что этот мир является созданным, а его существование возможным. Возможное существование подразумевает равную степень вероятности бытия и небытия, если взять для примера весы, то речь идет о состоянии, когда обе чаши весов равны и ни одна другую не перевешивает. Но мы видим, что они действительно существуют. Поэтому для возникновения этого мира есть потребность в том, кто нарушит это равновесие бытия и небытия в сторону бытия. Что же касается нарушения равновесия без вмешательства посторонней силы или с помощью самого себя, то первое является невозможным, поскольку равновесие и перевес — это противоположные вещи, их одновременное проявление недопустимо. Что же касается второго, то это предположение является ложным, ведь для нарушения равновесия бытия и небытия должен быть Создатель, который существует до момента создания, в итоге мы вынуждены заявить, что некая вещь существовала до своего появления, что является ложным умозаключением. В итоге мы получаем замкнутый круг, когда одна и та же вещь одновременно является и причиной и следствием.

2. Довод бесконечной цепочки (последовательности).

Все сущее должно иметь начало и конец, бесконечная цепочка не возможна. Ведь если цепочка бытия не имеет конца, то она сама по себе нуждается во внешней причине своего бытия, которая, в свою очередь, является только причиной и не может быть следствием. Эта причина не может быть возможной, поскольку предшествование возможного возможному говорит о предшествовании вещи самой себе, а это недопустимо.

3. Практическое доказательство (доказательство наложения).

Это доказательство указывает нам на то, что у возможных вещей есть начало, до которого они были в небытии.

Возьмем для примера не имеющую начала цепочку возможных созданий, и возьмемся за последнее звено в этой цепочке, которое не является причиной последующего. Затем возьмем такую же цепочку возможных созданий, не имеющую начала, но отличающуюся от первой на одно последнее звено.

После этого давайте вытянем цепочку с недостающим звеном, чтобы сровнять ее с первой.

Доказательства бытия Бога

Теперь у нас две вероятности: либо все звенья второй цепочки соответствуют звеньям первой, либо не соответствуют им. Если они соответствуют, то короткая цепочка должна быть равна длинной, ведь они обе не имеют начала. Однако равенство длинной и короткой цепочек является абсурдом, следовательно у цепочек должно быть начало, которое позволит нам обнаружить недостающее звено.

Если же звенья второй цепочки не соответствуют звеньям первой, то первая должна содержать звено, которого нет во второй, следовательно, вторая должна прерваться раньше первой и иметь начало. Завершение второй указывает на то, что и первая тоже имеет завершение (начало). Ведь мы установили, что первая длиннее второй на одно звено, и поскольку вторая не является безначальной, то и первая длиннее ее на одно звено, а, следовательно, не является безначальной. Следовательно, цепочка возможных созданий возводится к создателю, который не является возможным, в противном случае мы получаем либо бесконечную цепочку, либо цепочку, замкнутую в окружность, но они обе являются абсурдными.

Приведем еще одно рациональное доказательство. Существование этой вселенной подчиняется строгому порядку, все аспекты бытия очень мудро уравновешены. Если бы причиной возникновения вселенной была лишь случайность или естественное происхождение (без создателя), то подобный порядок и равновесие были бы невозможны. Заявление о случайном возникновении вселенной и случайном возникновении жизни подобно заявлению о том, что автомобили, корабли и другие виды транспорта движутся без водителей, капитанов, т.е. без чьего-либо управления. Но поскольку у всех эти видов транспорта есть тот, кто ими управляет, то и у этой вселенной должен быть тот, кто задает всему верное и уравновешенное движение.

II. Доводы на основе священных текстов

А. Коран

В Коране много аятов, сообщающих о существовании Аллаха. Например, в одном из аятов сказано: «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи истинные знамения для обладающих разумом» (3:190); в другом аяте сказано: «Если ты их спросишь: "Кто сотворил небеса и землю?" — то они, несомненно, ответят: "Аллах"» (31:25).

Б. Сунна

Когда Джибрил (а.с.) спросил у Пророка (с.а.с.): «Что есть вера?», — Пророк (с.а.с.) ответил: «Вера в Аллаха, Его ангелов, Его книги, во встречу с Ним, в Его посланников, вера в Судный день, вера во все предопределение» (приводится у Муслима).

В риваяте от Анаса (р.А.а.) сказано: «Однажды к Пророку (с.а.с.) пришел один бедуин и сказал: «О Мухаммад, к нам пришел твой посол и заявил, что ты провозглашаешь себя посланником Аллаха». Пророк (с.а.с.) спросил: «Кто создал небеса?», — бедуин ответил: «Аллах», Пророк (с.а.с.) спросил: «Кто создал землю?», бедуин ответил: «Аллах», Пророк (с.а.с.) спросил: «Кто установил эти горы и разместил на них то, что разместил?», — бедуин ответил: "Аллах"» (приводится у Муслима).

Мнение натурфилософов и экзистенциалистов (эволюционистов)

Натурфилософы (эволюционисты) склонны признавать только то, что можно познать органами чувств, поэтому они заявляют, что у вселенной нет создателя и все создано природой.

В ответ им мы можем привести следующие доводы.

1. Чтобы создать все сущее, природа должна обладать следующими атрибутами:

1) могущество; если бы природа не обладала могуществом, то она не могла бы создать создания, обладающие огромной мощью;

2) знание; поскольку невежественное не может создать то, что обладает знанием;

3) жизнь; поскольку мертвое не может быть создателем живого; и другими качествами, необходимыми для создания. Если эволюционисты согласятся, что природа обладает всеми этими атрибутами, то мы смело заявим: «Это божество, которое мы называем Аллахом».

2. Признание только наблюдаемой и ощущаемой материи является неверным подходом, поскольку в этом случае следует отрицать наличие земного притяжения, наличие электрического тока в проводе, наличие невидимых глазу и через микроскоп бактерий, наличие разума у людей. Как видим, все перечисленное не поддается познанию посредством органов ощущения, мы способны ощущать только плоды деятельности этих сил и понятий. Но поскольку мы верим в существование всего вышеперечисленного, то мы также должны верить в существование Аллаха.

3. Если они признают только материю, ощущаемую при помощи органов чувств, то почему же оскорбления и ругань приносят им более сильные страдания, чем удар кнута? Согласно материалистическому учению, удары кнута должны быть болезненными, а оскорбления и проклятия вообще не должны быть ощутимыми, поскольку они не материальны.

Эти люди верят, что все сущее создано природой, но ведь природа является лишь понятием, а не материей, ее невозможно постичь органами чувств. И поскольку они верят в природу, им следует уверовать и в Аллаха, ведь Его они также не могут ощутить органами чувств.

Доводы в пользу того, что существование Аллаха обязательно, а не допустимо

Итак, мы установили, что Аллах существует. Как известно, бытие сущего может быть либо обязательным (необходимым), либо возможным (допустимым). Если бы бытие Аллаха не было обязательным, то оно было бы возможным, а следовательно было бы подобным бытию мира, которое является возможным. Если бы Его бытие было подобно бытию мира, то Он не мог бы быть творцом, ведь творец должен существовать до возникновения созданий. Также Он не может быть создателем самого себя, поскольку выше мы сказали, что одно и то же не может быть одновременно своей причиной и своим следствием. Также Аллах не может быть частью этого мира, поскольку часть не может предшествовать целому. Если часть предшествует целому, то она становится причиной целого, а, как было сказано выше, нечто не может быть причиной самого себя. Исходя из вышесказанного, существование создателя мира должно быть обязательным, а не возможным.

Один из доисламских бедуинов, доказывая существование Аллаха, говорил: «След раздвоенного копыта указывает на существование верблюда, следы человека указывают на существование путешественника, разве небеса и земля не указывают на существование Слышащего, Видящего?»

По следующей схеме:

Муслим в комментарии ан-Навави, 11/165.

Там же, 11/170.

Это можно изобразить следующим образом:

Представим, что большое кольцо — это создатель возможных созданий, как видим, это кольцо предшествует всем остальным кольцам. Если большое кольцо одновременно является и создателем возможного и само является возможным, то получается, что оно должно предшествовать самому себе. Точно так же, если мы скажем, что оно является частью возможного, что вновь получаем предшествование вещи самой себе.

— Единство Аллаха

един.

Значение терминов

Единство — то, что не многочисленно, к единице возводится все многочисленное.

Краткое толкование

Создателю мира необходимо быть единственным в своей сущности (самости), атрибутах и деяниях.

Под единством сущности имеется в виду, что создатель этого мира не состоит из частей и органов, поскольку устроенность из чего-либо соответствует только созданиям.

Под единством атрибутов подразумевается, что у создателя этого мира одно могущество, а не два, одна воля, а не две, одно знание, а не более этого. И никто, кроме Него, не обладает атрибутами, подобными Его атрибутам.

Единство в деяниях подразумевает отсутствие другого подобного божества, создавшего мир, у Него нет ни жены, ни детей. Дуалисты, в отличие от нас, заявляют, что у мира два творца: Ахурамазда — создатель добра, и Анхра-майнью — создатель зла, иногда первого называют светом, а второго тьмой. Христиане, в отличие от нас, признают бога в трех ипостасях, или основах. Часть христиан в качестве трех основ признает сущность (самость), знание и жизнь, а часть: отца, под которым имеется в виду Бог, сына, под которым имеется в виду ‘Иса (а.с.) (Иисус) и мать, под которой имеется в виду Марьям (Мария). Те, кто поклоняется природе в качестве божеств признают Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венеру, Меркурий и Луну.

Доводы в пользу единства Творца

Рациональные доводы

Приведем известное доказательство, которое мутакаллимы называют доводом от противоречия. Это доказательство гласит: «У этого мира один единственный Бог, который создал его, в противном случае ни одно создание не было бы создано».

Т.е. если бы существовало два творца, то ничто из сущего не было бы создано. Два божества могут быть либо единогласны в отношении творения чего-либо, либо придерживаться противоположных точек зрения. Например, они договорились сотворить некоего Халида и начали совместное творение. В итоге на одно и то же творение направлено могущество двух творцов, их совместное творение указывает на то, что они не могут сотворить это творение по отдельности, следовательно, они немощны, а божество не может быть немощным. Если же они договорятся творить Халида по очереди, то это также свидетельство их немощности. Т.е. если один сотворил какую-либо часть, то значит другой не может этому противиться. В итоге мы получаем два немощных божества.

Второй вариант, эти два божества придерживаются противоположных мнений. Одно желает создать нечто, а второе противится этому. Если воли обоих божеств воплотятся в действительность, то произойдет невозможное, единство противоположностей. Если же будет воплощена воля только одного божества, то это свидетельствует о немощности второго, а поскольку второй является подобием первого, то первый тоже является немощным.

Кроме того, в основе многочисленных созданий лежит единица, число, от которого происходят другие числа.

Доводы из священных текстов

А. Коран

Аллах в Коране сказал: «Земля и небо сгинули бы, если бы на них были другие боги кроме Аллаха» (21:22); «Мне внушено откровение, что ваш бог — Бог единый» (18:110); «Скажи: "Он — Аллах, единый, Аллах вечный"» (112:1,2); «Аллах не породил сына, и нет наряду с ним бога. А если бы не так, то каждый бог уносил бы с собой то, что сотворил, и одни из них возвысились бы над другими» (23:91).

Б. Сунна

О единстве творца сообщается во многих хадисах Пророка (с.а.с.), например, в риваяте от Муслима сказано: «От Джабира передается, рассказавшего о хадже Пророка (с.а.с.) передается: «И он произнес формулу единобожия: "Вот я пред Тобой, о Аллах, вот я пред Тобой, вот я пред Тобой, нет у Тебя сотоварища, вот я пред Тобой…(и т.д.)"».

В этом же хадисе рассказывается о том, что когда Пророк (с.а.с.) поднялся на гору ас-Сафа, он повернулся лицом к Каабе, произнес формулу единобожия и такбир: «Нет божества, кроме Аллаха, один Он, нет у Него сотоварищей, Ему принадлежит вся власть, Ему хвала. Он на всякую вещь мощен. Нет божества, кроме Аллаха, один Он, Он верен Своему обещанию, Он исполнил обещанное, Он помог Своему рабу, Он один победил полчища врагов».

Хашийа ал-Баджури ‘ала-с-санусиййа. — С. 18.

Шарх Рамадан. — С. 93. В доказательство своих убеждений эти люди заявляют, что один и тот же создатель не может быть одновременно воплощением и добра, и зла. Если он воплощение добра, то он не может быть воплощением зла, и наоборот. Когда добрая часть дает возможность осуществиться злу, то это указывает на то, что она не добрая, когда она не может противиться злу, то это указывает на то, что она немощная и не имеет права называться божеством. На это мы можем ответить следующее: «Совершение добра не обязывает характеризовать божество как доброе, так же как совершение зла не обязывает характеризовать его как злое. Зло и добро существуют только в нашем понимании, у Аллаха же все является добром и благом».

Наср ал-лаали. — С. 12.

Муслим в комментарии от ан-Навави, 81/174-177.

— Извечность Аллаха

Он Извечный.

Значение терминов

«القديم» — извечный — противоположное «возникшему»; тот, чьему бытию не предшествовало небытие.

Краткое толкование

Создатель этого мира извечен, т.е. у Него нет начала, как у созданий. Доводов, приведенных для доказательства существования создателя, достаточно для того, чтобы доказать Его извечность. Выше мы сказали, что появление этого мира невозможно без создателя, который отличен от мира и не является его частью. Чтобы подкрепить этот довод, приведем еще несколько доказательств.

1. Рациональные доказательства

Вопрос касается атрибутов создателя, Он либо извечный, либо возникший, третьего не дано. Если он возникший, то, значит, он нуждается в том, кто его создаст, а тот, в свою очередь, нуждается в том, кто создаст его, и т.д.

В итоге мы либо получаем бесконечную цепочку: создание — нуждающееся в создателе — нуждающееся в создателе и т.д. до бесконечности. А как известно, бесконечная цепочка недопустима (абсурдна), с этим согласен любой разумный человек. Либо мы получаем замкнутый круг.

2. Доводы из священных текстов

Аллах в Коране сказал: «Он — и первый, и последний, явный и сокровенный, Он ведает обо всем сущем» (57:3). Пророк (с.а.с.) в одном из своих хадисов по этому поводу сказал: «О Аллах, Ты первый, и нет ничего до Тебя, Ты последний, и нет ничего после Тебя».

Муслим, 8/78-79.

— Смысловые (обязательные) атрибуты.