Что такое джихад в исламе

04.06.2018 0 Автор admin

Джихад — это что такое? Значение слова "джихад". Что такое джихад в Исламе?

ДЖИ­ХАД НА ПУ­ТИ АЛ­ЛА­ХА

Имам ибн аль-Кей­им ре­зю­ми­ро­вал кон­цеп­цию Джи­ха­да в Ис­ла­ме в сво­ем тру­де “Задд аль-Ма­ад”, в раз­де­ле, ко­то­рый он по­мес­тил под за­го­лов­ком “О по­ряд­ке сле­до­ва­ния пра­вед­но­му пу­ти в от­но­ше­ни­ях с не­ве­рую­щи­ми и ли­це­ме­ра­ми с мо­мен­та вы­сту­п­ле­ния Про­ро­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) со сво­ей мис­си­ей и до то­го, как он встре­тил­ся с Ал­ла­хом, Все­сла­вен Он и Все­мо­гущ”. Пер­вое, что бы­ло вну­ше­но Им, да ос­ве­тит­ся имя Все­выш­не­го, это то, что­бы Про­рок (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) чи­тал во имя сво­его Гос­по­да, ко­то­рый со­тво­рил. Он по­ве­лел ему, что­бы он чи­тал про се­бя. Он сде­лал его Про­ро­ком (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет), ска­зав: “Чи­тай” и сде­лал его по­слан­ни­ком (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет), ска­зав:

“О за­вер­нув­ший­ся в плащ! Встань и уве­ще­вай”(За­вер­нув­ший­ся, ая­ты 1-2).

За­тем Он по­ве­лел ему, что­бы он пре­дос­те­рег сво­их бли­жай­ших род­ст­вен­ни­ков, что­бы пре­дос­те­рег по­сле это­го свой на­род, что­бы пре­дос­те­рег за­тем про­жи­ваю­щих во­круг не­го ара­бов, что­бы пре­дос­те­рег по­сле это­го всех ара­бов вме­сте, а по­том — и всех оби­та­те­лей это­го ми­ра. В те­че­ние де­ся­ти с лиш­ним лет по­сле это­го про­ро­че­ст­ва он уве­ще­вал лю­дей ис­лам­ским при­зы­вом, не при­бе­гая ни к ка­ким во­ен­ным дей­ст­ви­ям и не на­ла­гая ни­ка­ко­го на­ло­га. Ал­лах по­ве­лел ему быть воз­дер­жан­ным, про­яв­лять тер­пе­ние и про­щать. Позд­нее Про­ро­ку (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) бы­ло раз­ре­ше­но со­вер­шить пе­ре­се­ле­ние (хид­жра) из Мек­ки в Ме­ди­ну и при­сту­пить к во­ен­ным дей­ст­ви­ям. Все­выш­ний на­ка­зал ему вес­ти во­ен­ные дей­ст­вия про­тив то­го, кто вы­сту­па­ет про­тив не­го с ме­чом, и ос­та­вить в по­кое то­го, кто под­дер­жи­ва­ет Про­ро­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) и не ве­дет про­тив не­го во­ен­ных дей­ст­вий. Да­лее Он на­ка­зал Му­хам­ма­ду (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) вес­ти во­ен­ные дей­ст­вия про­тив мно­го­бож­ни­ков, с тем что­бы вся ре­ли­гия при­над­ле­жа­ла Ал­ла­ху. Не­ве­рую­щие к мо­мен­ту на­ка­за вес­ти Джи­хад раз­де­ля­лись на три ка­те­го­рии: лю­ди, ко­то­рые доб­ро­воль­но под­чи­ни­лись му­суль­ма­нам и за­клю­чи­ли с ни­ми до­го­вор; лю­ди, ко­то­рые на­хо­ди­лись в со­стоя­нии вой­ны с му­суль­ма­на­ми; и лю­ди — пре­иму­ще­ст­вен­но ев­реи и хри­стиа­не, — ко­то­рые на­хо­ди­лись под за­щи­той му­суль­ман. Он на­ка­зал, что­бы му­суль­ма­не со­блю­да­ли за­клю­чен­ные до­го­во­ры о пе­ре­ми­рии, и что­бы они спол­на вы­пол­ня­ли до­го­вор, ес­ли про­тив­ная сто­ро­на его не на­ру­ша­ет. Ес­ли же про­тив­ная сто­ро­на со­вер­ша­ла пре­да­тель­ст­во и на­ру­ша­ла до­го­вор, то во­ен­ные дей­ст­вия про­тив них му­суль­ма­не долж­ны бы­ли раз­вер­ты­вать толь­ко по­сле из­ве­ще­ния их о на­ру­ше­нии до­го­во­ра. Он на­ка­зал, что­бы во­ен­ные дей­ст­вия ве­лись про­тив тех, кто на­ру­ша­ет до­го­вор. Ко­гда бы­ла ни­спос­ла­на су­ра “По­кая­ние” с раз­ре­ше­ни­ем из­ба­вить­ся от этих до­го­во­ров, в ней со­дер­жа­лось разъ­яс­не­ние с осу­ж­де­ни­ем всех этих ка­те­го­рий, не ве­рую­щих в Ис­лам. Так, Ал­лах по­ве­ле­вал сра­жать­ся про­тив вра­га из чис­ла лю­дей Пи­са­ния (пре­иму­ще­ст­вен­но ев­реи и хри­стиа­не), с тем что­бы они пла­ти­ли во­ен­ный на­лог (джи­зья) или всту­па­ли в Ис­лам. Он на­ка­зы­вал в этой су­ре вес­ти Джи­хад про­тив не­ве­рую­щих в Ис­лам и ли­це­ме­ров, об­хо­дить­ся с ни­ми ре­ши­тель­но и же­ст­ко. Про­рок (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) вел Джи­хад про­тив не­ве­рую­щих в Ис­лам, при­бе­гая к ме­чу и ко­пью, а про­тив ли­це­ме­ров — ар­гу­мен­та­ми и сло­ва­ми. Все­выш­ний на­ка­зал Про­ро­ку (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) из­ба­вить­ся от до­го­во­ров с не­ве­рую­щи­ми и не со­блю­дать их. Он раз­де­лил лю­дей до­го­во­ра на три ка­те­го­рии. Про­тив лю­дей той ка­те­го­рии, ко­то­рая на­ру­ши­ла до­го­вор, Он по­ве­лел сра­жать­ся. Про­рок (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) сра­жал­ся про­тив них и одер­жал верх. Что ка­са­ет­ся ка­те­го­рии тех, у ко­го бы­ли с му­суль­ма­на­ми вре­мен­ные до­го­во­ры, и ко­то­рые не на­ру­ша­ли их и не вы­сту­па­ли про­тив Про­ро­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет), то Он по­ве­лел со­блю­дать до­го­во­ры с ни­ми до ис­те­че­ния сро­ка. Что же ка­са­ет­ся ка­те­го­рии лю­дей, у ко­то­рых не бы­ло ни­ка­ко­го до­го­во­ра, и они не вы­сту­па­ли про­тив Про­ро­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет), или же у них был до­го­вор, не имею­щий оп­ре­де­лен­ных ус­ло­вий, Ал­лах на­ка­зал ему дать им четырехмесячную от­сроч­ку, а ес­ли они не со­гла­сят­ся, то сра­жать­ся про­тив них. Про­рок (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) сра­жал­ся с те­ми, кто на­ру­ша­ет до­го­вор и дал от­сроч­ку на че­ты­ре ме­ся­ца тем, у ко­го до­го­во­ра не бы­ло или же у них был без­ус­лов­ный до­го­вор. Ал­лах на­ка­зал Про­ро­ку (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет), что­бы ус­ло­вия до­го­во­ра со­блю­да­лись для тех, кто его не на­ру­ша­ет до ис­те­че­ния сро­ка. Все эти лю­ди при­ня­ли Ис­лам и не при­дер­жи­ва­лись не­ве­рия еще до ис­те­че­ния сро­ка. На лиц, на­хо­див­ших­ся под за­щи­той му­суль­ман, был на­ло­жен во­ен­ный на­лог. По­сле то­го, как бы­ла ни­спос­ла­на су­ра об из­бав­ле­нии от до­го­во­ров, не ве­рую­щие в Ис­лам раз­де­ли­лись на три ка­те­го­рии: те, кто с ору­жи­ем в ру­ках вы­сту­пал про­тив му­суль­ман; те, кто имел с ни­ми до­го­вор; и те, кто на­хо­дил­ся под их за­щи­той. Со вре­ме­нем на­хо­дя­щие­ся в до­го­вор­ных от­но­ше­ни­ях с му­суль­ма­на­ми ли­ца пе­ре­шли в Ис­лам. Та­ким об­ра­зом, из не­ве­рую­щих ос­та­лось две ка­те­го­рии: те, кто сра­жал­ся про­тив Ис­ла­ма, и те, кто на­хо­дил­ся под его за­щи­той. Что ка­са­ет­ся вы­сту­паю­щих с ору­жи­ем в ру­ках про­тив Ис­ла­ма, то они боя­лись му­суль­ман. В ито­ге на зем­ле ос­та­лось три ка­те­го­рии лю­дей: му­суль­ма­не, ве­рую­щие в Ис­лам; ли­ца, за­ни­маю­щие мир­ную и ло­яль­ную по­зи­цию в от­но­ше­нии Ис­ла­ма, и лю­ди, сра­жаю­щие­ся про­тив Ис­ла­ма. Что ка­са­ет­ся ли­це­ме­ров, то Все­выш­ний по­ве­лел Про­ро­ку (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет), что­бы он при­нял от них то, что они го­во­ри­ли язы­ком, а то, что скры­то в их серд­цах — ос­тав­лял Ал­ла­ху, вел про­тив них Джи­хад с по­мо­щью зна­ния и ар­гу­мен­тов. Ал­лах на­ка­зал Про­ро­ку (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет), что­бы он от­да­лил­ся от них и за­ни­мал по от­но­ше­нию к ним же­ст­кую и ре­ши­тель­ную по­зи­цию, что­бы он пред­при­ни­мал по­пыт­ки до­ве­сти до них под­лин­ное зна­ние, за­пре­тил де­лать над ни­ми по­гре­баль­ный на­маз и сто­ять у их мо­гил. Он пре­ду­пре­дил, что ес­ли Про­рок (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) бу­дет про­сить для них про­ще­ния, то Ал­лах все рав­но им ни­ко­гда не про­стит. Та­ко­вой бы­ла по­зи­ция Про­ро­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) от­но­си­тель­но его вра­гов из чис­ла не ве­рую­щих в Ис­лам и ли­це­ме­ров.

В этом ре­зю­ме пре­крас­но из­ла­га­ют­ся эта­пы ве­де­ния Джи­ха­да в Ис­ла­ме, бла­го­да­ря ко­то­ро­му про­сле­жи­ва­ют­ся ис­кон­ные и вы­ра­зи­тель­ные чер­ты ди­на­ми­че­ско­го за­ко­на ис­лам­ской ре­ли­гии. Эти чер­ты за­слу­жи­ва­ют то­го, что­бы мы ос­та­но­ви­лись на них под­роб­но. Од­на­ко в этой кни­ге мы име­ем воз­мож­ность лишь оха­рак­те­ри­зо­вать их в сжа­той фор­ме.

Пер­вая чер­та пред­став­ле­на серь­ез­ной ре­аль­но­стью за­ко­на ис­лам­ской ре­ли­гии. Этот за­кон суть дви­же­ния и дей­ст­вия в ре­аль­ной че­ло­ве­че­ской сре­де. Это дви­же­ние и дей­ст­вие встре­ча­ют ре­аль­ность че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва и взаи­мо­дей­ст­ву­ют с ним, ис­поль­зуя аде­к­ват­ные ре­аль­но­му бы­тию об­ще­ст­ва сред­ст­ва. Дви­же­ние в рам­ках ис­лам­ской ре­ли­гии про­ти­во­сто­ит язы­че­ско­му невежеству с его убе­ж­де­ния­ми и ил­лю­зия­ми, на ко­то­рых ос­но­вы­ва­ют­ся ре­аль­ные прак­ти­че­ские сис­те­мы, под­дер­жан­ные ма­те­ри­аль­ной си­лой. При этом ис­лам­ское дви­же­ние взаи­мо­дей­ст­ву­ет со всей этой ре­аль­но­стью тем, что ей аде­к­ват­но. Ис­лам про­ти­во­пос­тав­ля­ет ей свой при­зыв и разъ­яс­не­ние с це­лью ис­пра­вить эти убе­ж­де­ния и пред­став­ле­ния. Ис­лам вы­сту­па­ет про­тив этой ре­аль­но­сти, про­ти­во­пос­тав­ляя ей си­лу и Джи­хад, с тем что­бы унич­то­жить эти сис­те­мы и ос­но­вы­ваю­щие­ся на них вла­сти, ко­то­рые пре­пят­ст­ву­ют ис­прав­ле­нию этих убе­ж­де­ний и пред­став­ле­ний в на­род­ных мас­сах, под­чи­няя их на­си­ли­ем и об­ма­ном, за­став­ляя их по­кло­нять­ся не их Все­слав­но­му Гос­по­ду. Это дви­же­ние не до­воль­ст­ву­ет­ся пе­ред ли­цом ма­те­ри­аль­ной вла­сти од­ним толь­ко разъ­яс­не­ни­ем. В то же вре­мя Ис­лам не ис­поль­зу­ет ма­те­ри­аль­ное на­си­лие для за­вое­ва­ния душ и сер­дец лю­дей. Дви­же­ние и дей­ст­вие Ис­ла­ма по­доб­ны за­ко­ну этой ре­ли­гии, ко­то­рый име­ет сво­ей це­лью из­бав­ле­ние лю­дей от по­ра­бо­ще­ния дру­ги­ми во имя по­кло­не­ния од­но­му толь­ко Ал­ла­ху, как мы рас­ска­жем об этом ни­же.

Вто­рая чер­та за­ко­на ис­лам­ской ре­ли­гии про­яв­ля­ет­ся в ди­на­мич­ной ре­аль­но­сти, а имен­но, в дви­же­нии, имею­щем свои эта­пы. Ка­ж­дый этап это­го дви­же­ния име­ет сред­ст­ва, аде­к­ват­ные ре­аль­ным тре­бо­ва­ни­ям и по­треб­но­стям это­го эта­па. Ка­ж­дый из этих эта­пов по­сте­пен­но пе­ре­хо­дит в дру­гой. За­кон ре­ли­гии не про­ти­во­пос­тав­ля­ет ре­аль­но­сти ка­ких-ли­бо аб­ст­ракт­ных средств. Те, кто при­во­дят ко­ра­ни­че­ские тек­сты в ка­че­ст­ве до­ка­за­тель­ст­ва за­ко­на ис­лам­ской ре­ли­гии в Джи­ха­де и не учи­ты­ва­ют при этом упо­мя­ну­той вы­ше чер­ты, не по­ни­ма­ют при­ро­ды эта­пов, по ко­то­рым про­хо­дит пра­вед­ный путь и свя­зи раз­лич­ных ко­ра­ни­че­ских тек­стов с ка­ж­дым эта­пом в от­дель­но­сти, глу­бо­ко за­блу­ж­да­ют­ся и на­тя­ги­ва­ют на за­кон ис­лам­ской ре­ли­гии оде­ж­ды за­блу­ж­де­ния. Они на­гру­жа­ют ко­ра­ни­че­ские тек­сты тем, че­го ка­те­го­ри­че­ски не вы­дер­жи­ва­ют ис­лам­ские прин­ци­пы и пра­ви­ла. Ка­ж­дый из при­ве­ден­ных тек­стов они счи­та­ют как бы окон­ча­тель­ным, оли­це­тво­ряю­щим со­бой ко­неч­ные пра­ви­ла Ис­ла­ма. Ока­зав­шись ду­хов­но и ин­тел­лек­ту­аль­но ма­ло­душ­ны­ми и ко­леб­лю­щи­ми­ся пе­ред от­ча­ян­ным дав­ле­ни­ем дей­ст­ви­тель­но­сти со сто­ро­ны по­том­ков му­суль­ман, за ко­то­ры­ми от Ис­ла­ма толь­ко и ос­та­лось, что од­но на­зва­ние, ут­вер­жда­ют, что Ис­лам мо­би­ли­зу­ет свои си­лы и усер­дие толь­ко для обо­ро­ны. Тем са­мым, как они по­ла­га­ют, яко­бы вно­сит­ся в ис­лам­скую ре­ли­гию доб­рое де­ло, ко­то­рое на са­мом де­ле — уход с пра­вед­но­го пу­ти. В то же вре­мя из­вест­но, что пра­вед­ный путь сво­дит­ся к унич­то­же­нию всех ти­ра­нов на всей зем­ле, при­об­ще­нию лю­дей к по­кло­не­нию толь­ко од­но­му Ал­ла­ху и из­бав­ле­нию лю­дей от по­ра­бо­ще­ния дру­ги­ми ра­ба­ми во имя по­кло­не­ния Гос­по­ду ра­бов, при­чем не пу­тем на­си­лия, с це­лью при­об­ще­ния лю­дей к ис­лам­ской ре­ли­гии, а пу­тем пре­дос­тав­ле­ния им сво­бо­ды при­ня­тия это­го уче­ния по­сле раз­ру­ше­ния пра­вя­щих по­ли­ти­че­ских сис­тем или пу­тем при­ну­ж­де­ния их пла­тить во­ен­ный на­лог. Лю­ди за­яв­ля­ют о сво­ей по­кор­но­сти и сми­ре­нии, и в ус­ло­ви­ях пол­ной сво­бо­ды ре­ша­ют — при­ни­мать или не при­ни­мать это ве­ро­уче­ние.

Суть треть­ей чер­ты за­клю­ча­ет­ся в том, что это усерд­ное дви­же­ние и эти об­нов­ляю­щие­ся сред­ст­ва не вы­во­дят ре­ли­гию за рам­ки ее оп­ре­де­лен­ных пра­вил и не уво­дят ее в сто­ро­ну от пред­на­чер­тан­ных це­лей.

Понятие джихада в исламском вероучении

С са­мо­го пер­во­го дня ис­лам­ской ре­ли­гии, не­за­ви­си­мо от то­го, об­ра­щал­ся ли Про­рок (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) к бли­жай­шим сво­им род­ст­вен­ни­кам или к пле­ме­ни ку­рей­шей, об­ра­щал­ся ли он ко всем ара­бам или ко всем оби­та­те­лям зем­ли, он не­пре­мен­но ру­ко­во­дство­вал­ся од­ним пра­ви­лом и про­сил их ид­ти к од­ной це­ли: к из­бав­ле­нию че­ло­ве­че­ст­ва от по­ра­бо­ще­ния дру­ги­ми людь­ми, к ис­крен­но­сти и пре­дан­но­сти в по­кло­не­нии Ал­ла­ху. В этом де­ле не­до­пус­ти­мы ни­ка­кие тор­ги, ни­ка­кая мяг­кость. Да­лее сле­ду­ет пе­ре­хо­дить к реа­ли­за­ции этой еди­ной це­ли по пред­на­чер­тан­но­му пла­ну с уче­том кон­крет­ных эта­пов, ка­ж­дый из ко­то­рых име­ет свои об­нов­ляю­щие­ся сред­ст­ва, как мы уже го­во­ри­ли об этом в пре­ды­ду­щем аб­за­це.

Суть чет­вер­той чер­ты за­клю­ча­ет­ся в за­ко­но­да­тель­ном кон­тро­ле над от­но­ше­ния­ми ме­ж­ду ис­лам­ским Джамаатом и ины­ми об­ще­ст­ва­ми. Как это де­ла­ет­ся, убе­ди­тель­но из­ло­же­но в пре­крас­ном ре­зю­ме, при­ве­ден­ном на­ми вы­ше из кни­ги “Задд аль-Ма­ад”. Та­кой кон­троль ос­но­вы­ва­ет­ся на том, что по­кор­ность Ал­ла­ху со­став­ля­ет все­мир­ную ос­но­ву, к ко­то­рой че­ло­ве­че­ст­во долж­но ли­бо об­ра­тить­ся, ли­бо в це­лом за­нять ми­ро­лю­би­вую по­зи­цию и не вы­сту­пать про­тив ис­лам­ско­го при­зы­ва, ни­ко­им об­ра­зом не про­ти­во­пос­тав­лять ни­ка­кой по­ли­ти­че­ской сис­те­мы, ни­ка­кой ма­те­ри­аль­ной си­лы, а дать воз­мож­ность ка­ж­до­му че­ло­ве­ку са­мо­стоя­тель­но ре­шать, как быть. Че­ло­век дол­жен сам ре­шить, вос­при­ни­мать ему по соб­ст­вен­ной во­ле это ве­ро­уче­ние или не вос­при­ни­мать, но он не дол­жен ока­зы­вать ему со­про­тив­ле­ние или вы­сту­пать про­тив не­го с ору­жи­ем в ру­ках. Ес­ли кто-ли­бо по­сту­пит ина­че, при­вер­жен­цы ис­лам­ско­го ми­ро­воз­зре­ния долж­ны сра­жать­ся с ним до тех пор, по­ка не убь­ют его, или по­ка он не зая­вит о сво­ей по­кор­но­сти.

* * *

Ду­хов­но или ин­тел­лек­ту­аль­но ма­ло­душ­ные лю­ди, из чис­ла тех, кто пи­шет о Джи­ха­де в Ис­ла­ме, с тем что­бы от­вес­ти от Ис­ла­ма та­кое об­ви­не­ние, сме­ши­ва­ют путь ис­лам­ской ре­ли­гии, пре­ду­смат­ри­ваю­щей осу­ж­де­ние на­силь­но­го об­ра­ще­ния в му­суль­ман­скую ве­ру и ее путь, на­прав­лен­ный на раз­гром ма­те­ри­аль­ных по­ли­ти­че­ских сил, встаю­щих ме­ж­ду людь­ми и Ис­ла­мом, сил, ко­то­рые по­ра­бо­ща­ют од­них лю­дей пе­ред дру­ги­ми, ме­ша­ют им по­кло­нять­ся Ал­ла­ху. Эти две ве­щи не име­ют ме­ж­ду со­бой ни­ка­кой свя­зи, как и нет мес­та для со­мне­ния от­но­си­тель­но их. Из-за та­ко­го сме­ши­ва­ния, а пре­ж­де все­го из-за по­ра­жен­че­ских на­строе­ний, они пы­та­ют­ся све­сти Джи­хад в Ис­ла­ме к то­му, что на­зы­ва­ют сей­час “обо­ро­ни­тель­ной вой­ной”. Джи­хад в Ис­ла­ме — со­всем дру­гое де­ло, ко­то­рое ни­ко­им об­ра­зом не свя­за­но с ве­ду­щи­ми­ся в на­стоя­щее вре­мя вой­на­ми, с мо­ти­ва­ми этих войн и их пред­на­зна­че­ни­ем. Мо­ти­вы Джи­ха­да в Ис­ла­ме сле­ду­ет по­зна­вать в при­ро­де са­мо­го Ис­ла­ма, в его ро­ли на этой зем­ле, в выс­ших це­лях ис­лам­ской ре­ли­гии, ус­та­нов­лен­ных Ал­ла­хом. Ал­лах ука­зы­вал, что имен­но ра­ди это­го Он на­пра­вил к лю­дям Сво­его по­слан­ни­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) с мис­си­ей, Он сде­лал его по­след­ним из про­ро­ков (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет), а его мис­сию — по­след­ней мис­си­ей.

Ис­лам­ская ре­ли­гия суть об­щая дек­ла­ра­ция ос­во­бо­ж­де­ния че­ло­ве­ка на этой зем­ле от по­ра­бо­ще­ния дру­гим че­ло­ве­ком, а так­же от по­кло­не­ния сво­им при­хо­тям, что яв­ля­ет­ся тем же по­ра­бо­ще­ни­ем че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком. Эту цель на­ме­че­но дос­тиг­нуть пу­тем объ­яв­ле­ния бо­же­ст­вен­но­сти Еди­но­го Ал­ла­ха, хва­ла Ему, и ни­ко­го ино­го, пу­тем объ­яв­ле­ния Его гос­под­ства над все­ми оби­та­те­ля­ми это­го ми­ра. Объ­яв­ле­ние гос­под­ства Ал­ла­ха, и ни­ко­го ино­го, над оби­та­те­ля­ми это­го ми­ра оз­на­ча­ет, что во всех ви­дах, фор­мах, по­ряд­ках и сис­те­мах че­ло­ве­че­ской вла­сти про­изош­ла все­об­щая ре­во­лю­ция, все­об­щий бунт по­все­ме­ст­но на пла­не­те, где в той или иной фор­ме власть при­над­ле­жит лю­дям, ины­ми сло­ва­ми, где бо­же­ст­вен­ное на­ча­ло в той или иной фор­ме при­над­ле­жит лю­дям. Де­ло в том, что от­не­се­ние вла­сти к лю­дям, ко­гда ис­точ­ни­ком вла­сти яв­ля­ют­ся са­ми лю­ди, есть не что иное, как обо­же­ст­в­ле­ние че­ло­ве­че­ст­ва, в ре­зуль­та­те че­го од­ни лю­ди ста­но­вят­ся гос­по­да­ми для дру­гих, по­ми­мо Ал­ла­ха. Та­кая дек­ла­ра­ция оз­на­ча­ет изъ­я­тие вла­сти Ал­ла­ха, ко­то­рую узур­пи­ро­ва­ли лю­ди, и воз­вра­ще­ние ее Все­выш­не­му, из­гна­ние узур­па­то­ров, ко­то­рые пра­вят людь­ми по сво­им соб­ст­вен­ным за­ко­нам, вы­сту­па­ют пе­ред ни­ми, как гос­по­да, а лю­ди ста­но­вят­ся их ра­ба­ми. Дру­ги­ми сло­ва­ми, это оз­на­ча­ет раз­гром цар­ст­ва че­ло­ве­че­ст­ва во имя ус­та­нов­ле­ния цар­ст­ва Ал­ла­ха на зем­ле, или как об этом го­во­рит­ся в бла­го­род­ных ко­ра­ни­че­ских фра­зах:

О сущности джихада. Часть 1

Понятие джихада в исламе

ДЖИХАД (от араб. глагола джахада – «прилагать усилия») – битва за веру. Джихад не входит в пять столпов ислама, но тем не менее, является религиозной обязанностью мусульманина. Например, хариджиты (последователи самой ранней в истории ислама группировки, образовавшейся в ходе борьбы за власть между сторонниками Али б.

Абу Талиба и наместника Сирии Му’авии) даже хотели придать джихаду статус «шестого столпа» ислама. Впервые о джихаде говорится в мединских сурах, что вероятно связано с походами войск Мухаммада против жителей Мекки (язычников) и иудеев, живших в оазисах, вокруг Медины. Таким образом, первоначально джихад толковался как борьба против немусульман.

Теория джихада складывалась постепенно уже после смерти пророка в период «футуха» (завоевательных походов 632–751). Первоначально юридические принципы джихада были сформулированы юристами династий Омейадов и Аббасидов.

Теория джихада опирается на разделение мира на две области: дар аль-ислам, то есть территория ислама (иначе область веры, или территория стран, исповедующих ислам, и где жизнь населения регулируется законами шариата) и дар аль-харб – территория войны. Здесь речь идет о странах, где правят немусульманские правители. Считалось, что отсутствие военных действий между этими двумя категориями является временным перемирием. Существует и третья категория – дар ас-сульх, территория договора. Под эту категорию попали те страны, которые признали себя вассалами мусульманских государств.

Джихад по-разному толкуется юридическими школами (мазхаб-мазахиб). Например, последователи Абу Ханифы (699–767) обсуждали вопрос о том, какую войну считать «войной за веру» – всякую или только оборонительную. Было решено, что любая война с немусульманами является джихадом. В основном представители разных школ согласились в том, что прежде чем вступить в военные действия, следует предложить врагу принять ислам. В частности, подобная практика осуществлялась в 7–10 вв. во время конфликтов с Византией. В случае если враг упорствует, ему следует предложить (при условии сохранения за ним его веры) признать себя подданными мусульманского государства и платить пошлину (джизья), предусмотренную для ахль аз-зимма (население, находящееся под защитой мусульманского государства). Принятие статуса зимми предполагает также ограничение в гражданских правах. Если же враг не соглашается на эти условия, ему объявляется джихад. При этом мусульманам-участникам этой войны (муджахидун) позволено убивать мужчин (но не стариков, детей или женщин). Позволяется брать в плен женщин и детей. Запрещается убивать монахов-отшельников, в то время как мужчин-насельников монастырей убивать можно. О трофеях, полученных в результате джихада, подробно говорится в Коране (сура 8). Особо оговаривалось право сначала потомков пророка, а затем правителя на хумс – пятую часть добычи. Оговаривалась также доля пешего воина и всадника. Среди правил ведения джихада обращают на себя запреты на уничтожение плодовых деревьев, а также право на покровительство со стороны мусульман для ахль-аль-китаб («люди писания»), то есть христиан и иудеев.

У суннитов и шиитов существует разное толкование термина джихад. Шииты-имамиты считают невозможным вести джихад в отсутствии «скрытого имама» (см.

Что такое джихад?

ШИИТЫ; ИМАМ).

Ольга Бибикова

Литература:

Петрушевский И.П. Ислам в Иране. VII–XV веках. Ленинград, Издательство ленинградского университета, 1966
Массэ А. Ислам. М., «Наука», 1982



Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»

Сколько дней после праздника Рождества называют святками?

Пройти тест

Джихад — это что такое? Значение слова «джихад» Что такое джихад в Исламе?