Что такое сунна

27.11.2018 0 Автор admin

Пока пророк Мухаммед был жив, он управлял мусульманской общиной, но когда он умер, оказалось, что содержавшихся в Коране предписаний далеко не достаточно для разрешения всех государственных и общественных вопросов. Поэтому пришлось подумать о том, что могло бы заменить пророческие откровения, которые при жизни Мухаммеда пополняли Коран всякий раз, когда это бывало нужно.

Вначале применяли три способа. Именно, если ответа на какой-либо вопрос не могли найти в Коране, прибегали, во-первых, к «прецедентам», т. е. брали за образец действия и поступки Пророка (сунна); во-вторых, к древним обычаям Медины (из которых немало заимствований делал и сам Мухаммед); наконец, за неимением лучшего судья обращался к собственному чувству справедливости (рай).

Таким образом, уже в раннем периоде ислама проявились две противоречивые концепции. С одной стороны, использование предписаний закона, исходивших от Пророка, – концепция, основанная на документах; с другой – независимое исследование вопроса – концепция умозрительного характера. В первый период ислама факих (законовед, от фикх – законоведение), чтобы восполнить недостаток законодательных положений Корана и весьма ограниченное количество «прецедентов», должен был прибегать к «раю», но этот прием, который получит большое распространение в более поздние времена, был в тот период почти вытеснен сунной, приобретавшей все большее значение.

Что же такое сунна?

Что такое сунна

В Коране встречаются выражения «сунна предков» и «сунна Аллаха» в значении поведения аллаха по отношению к древним народам, подвергшимся каре за свое неверие. Но вне Корана слово «сунна» означало деяния, поступки и слова Мухаммеда. «Соблюдать сунну могло в известном смысле означать: подражать Мухаммеду», – совершенно правильно пишет востоковед Вензинк. В расширенном значении сунна – свод обычаев и правил поведения древней общины – означала практику и теорию мусульманского правоверия. Она, так же как у евреев, передавалась устно и служила дополнением к писаному закону. Кто отходил от нее, впадал в состояние биды – «нововведения, новшества». Со временем слово бида получило значение «ересь» и даже стало синонимом слова «куфри («полное неверие»). Между тем бида являлась результатом заблуждения, допущенного в поисках истины, тогда как куфр – акт умышленного сопротивления. Но если мусульманские консерваторы наложили запрет на нововведения, то либералы, учитывая эволюции ислама, иногда разрешали его при условии «согласного мнения» религиозных авторитетов (иджма).

Вскоре было объявлено, что если сунна может обойтись без Корана, то Коран не может обойтись без сунны. Отсюда правоверные мусульмане получили название «ахль ас-сунна» – «люди сунны», или «сунниты».

Распространителями сунны выступали сподвижники Мухаммеда, в соответствующих случаях вспоминавшие о его поступках, словах и даже молчании, которые могли служить примером при определенных обстоятельствах. Таким образом, сунна очень рано была призвана дополнять «слово Аллаха» независимо от того, согласовалась ли она с ним, давала ли толкование на него или вводила новые положения. Это породило наряду правоведами, толковавшими и обсуждавшими тексты, определенную категорию ученых, задавшихся целью собрать и записать все предания (хадисы), касавшиеся даже мельчайших подробностей жизни Мухаммеда и его сподвижников.

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Просьба делать переводы через карту, а не Яндекс-деньги.

Есть достоверные хадисы, которые указывают, что Махди явится в конце времен. Он (Махди) – одно из знамений Часа. Среди этих хадисов — следующие:

1. Передается от Абу Са’ида Аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В последние дни моей Уммы, явится Махди. Аллах ниспошлет для него дождь, и земля представит свои плоды. Он раздаст много денег, домашний скот увеличится… Он будет править семь или восемь лет».

Мустадрак Аль-Хакима, 4/557-558; он сказал: Это хадис, чей иснад – сахих, хотя он не был передан Аль-Бухари и Муслимом. Аз-Захаби согласился с ним, и Аль-Албани сказал: Это – сахих иснад, а его люди – сикат (заслуживающие доверия), Сильсиля ахадис ас-сахиха, т. 2, с. 336, No 771.

2. И от ‘Али, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Махди – один из нас, член моего семейства. Аллах наставит его за одну ночь».

Муснад Ахмада, 2/58, No 645. Ахмад Аш-Шакир сказал: Его иснад – сахих; Сунан Ибн Маджа, 2/1367. Этот хадис также классифицирован Аль-Албани как сахих в Сахих аль-джами’ ас-сагир, 6735.

Ибн Касир сказал: «Это означает, что Аллах простит ему, предоставит ему помощь, вдохновит его и будет вести его, как никого прежде». Ан-Нихайа, Аль-фитан уа-ль-маляхим, 1/29.

3. Прередается от Абу Са’ида Аль-Худри, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Махди происходит из моих потомков, с высоким лбом и длинным, тонким, изогнутым носом. Он наполнит землю честностью и справедливостью так же, как она была наполнена гнетом и несправедливостью, и он будет править в течение семи лет».

Сунан Абу Дауда, Китаб Аль-Махди, 11/375, No 4265; Мустадрак Аль-Хакима, 4/557; Он сказал: Это – сахих хадис согласно условиям Муслима, хотя он не был передан Аль-Бухари и Муслимом. См. также Сахих аль-джами’, 6736.

4. Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Махди будет из моего семейства, из детей Фатимы».

Сунан Абу Дауда, 11/373; Сунан Ибн Маджа.

2/1368. Аль-Албани сказал, что этот хадис – сахих в Сахих аль-джами’, 6734.

5. Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «‘Иса ибн Марйам сойдет и их (мусульман победоносной группы) имам, Махди скажет: «Приди и веди нас в молитве», но он скажет: «Нет, один из них должен вести их, в знак почести этой Умме от Аллаха». В версии, переданной Муслимом сказано: «…Затем сойдет ‘Иса ибн Марйам и их имам скажет: «Приди и веди нас в молитве», но он скажет: «Нет, одни из вас – руководители над другими, как почесть от Аллаха этой Умме».Муслим, 225.

6. Абу Са’ид Аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Он – один из нас, позади которого будет молиться ‘Иса ибн Марйам».

Абу На’им в Ахбар Аль-Махди. Аль-Албани сказал, что этот хадис – сахих; Аль-джами’ ас-сагир, 5/219, № 5796.

7.

Сунна — это мусульманское священное предание. Коран и сунна

Передается от Абдуллаха ибн Мас’уд, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мир не погибнет или не прекратит существование, пока арабами не будет править человек из моего семейства, чье имя будет таким же, как мое».

Муснад Ахмада, 5/199, No 3573. В другой версии: «…чье имя – такое же, как мое и имя отца – такое же, как моего отца». Сунан Абу Дауда, 11/370.

Хадисы о появлении Махди достигают уровня таватур (т.е. с большим количеством передатчиков на каждом этапе иснада, так, что невозможно, чтобы все они объеденились во лжи) по значению. Имамы и ученые этой Уммы установили это, и несколько из их комментариев приведены ниже:

1. Аль-хафиз Абу-ль-Хасан Аль-Абири сказал: «Мутаватир сообщений от Пророка, описывающих Махди, множество. Они устанавливают, что Махди будет из его (Пророка, да благословит его Аллах и приветствует) семейства, что он будет править в течение семи лет, что он наполнит землю справедливостью, что появится ‘Иса ибн Марйам, мир ему, и поможет ему убить Даджжаля, и что он будет вести эту Умму в молитве и ‘Иса будет молиться позади него».

2. Мухаммад Аль-Барзанджи сказал в своей книге «Аль-иша’а ли ашрат ас-са’а»: «Больших знамений и знамений, за которыми немедленно последует Час, много. Первым из этих знамений будет Махди. Знай, что хадисы, которые были переданы о нем в различных сообщениях – многочисленны». Он также сказал: «Знай, что хадисы, которые говорят о Махди, его появлении в конце времен и его происхождении от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, через Фатиму, достигают уровня таватур по значению, нет разума в отрицании их».

3. Аль-’алляма Мухаммад Ас-Сафарини сказал: «Сообщений, которые говорят о появлении Махди так много, что они достигают уровня тауатур по значению; они очень популярны среди ученых Сунны и стали частью их веры». Затем он указывает множество хадисов, сообщающих о приходе Махди и имена сахаба, от которых они были переданы, и продолжает: «Множество сообщений было передано от сахаба, чьи имена упомянуты, и от других, чьи имена не упомянуты (да будет доволен ими всеми Аллах), и от таби’ин после них, все из которых доказывают, что это – ясное знание. Вера в появление Махди -обязательна, поскольку это было подтверждено учеными и является частью вероубеждения ахль Ас-Сунна уа-ль-джама’а».

4. Аль-’алляма Аш-Шаукани сказал: «Мутаватир хадисов в отношении ожидаемого Махди, которые мы сумели найти и исследовать – пятьдесят, включая сахих, хасан и да’иф мунджабир (слабые хадисы, которые подкреплены дополнительными доказательствами) сообщения. Они – мутаватир, без тени сомнения. Поистине, они – более мутаватир, чем другие, согласно всем стандартам усуль (имеются в виду основы науки о хадисе). Имеются также много сообщений от сахаба, которые говорят о Махди и, которые достигают уровня марфу’…».

5. Аль-’алляма Сиддик Хасан Хан сказал: «Даже при том, что есть различные версии сообщений о Махди, их настолько много, что они достигают уровня таватур. Их можно найти в Ас-Сунан и других книгах Ислама».

6. Шейх Мухаммад ибн Джа’фар Аль-Каттани сказал: «Вывод состоит в том, что хадисы, переданные относительно Махди – мутауатир, также как хадисы относительно Даджжаля и сошествия ‘Исы ибн Марйам, мир ему». «Ашрат ас-са’а» Йусуф ибн Абдулла Аль-Уабиль, с. 195-203.

Следует знать, что некоторые лгуны измышляли хадисы относительно Махди, а другие даже утверждали, что являются им, или, что он относится к общине иной, чем Ахлюс Сунна валь Джама’а. Некоторые из этих «лже-махди» пытались обольщать рабов Аллаха ради неких мирских благ и искажения образа Ислама. Отдельные из них возглавляли народные движения и революции, и собирали тех людей, которых смогли обольстить. Затем все они потерпели поражение, а их ложь стала очевидной для всех. Ничто подобное не воздействует на веру Ахлюс Сунна валь Джама’а в Махди, и что он несомненно явится и будет править на земле, в соответствии с исламским шари’атом

И Всевышний Аллах знает лучше.

СУННА

араб. обычай, пример) — термин, который в арабо-мусульманской и исламоведческой литературе употребляется в разных значениях, основными из которых являются: 1) «традиция» Пророка Мухаммада как Священное Предание, объясняющее и дополняющее Священное Писание — Коран; 2) «традиция» Пророка как образец и руководство для мусульманской общины; 3) «традиционалистский», или мажоритарный, ислам, в отличие от периферийных групп, прежде всего шиизма; 4) «традиция», в противоположность «новшеству» (бида; последнее чаще всего имеет отрицательный оттенок, хотя иногда различают «порицаемое» и «благое» новшества); 5) «добровольное», факультативное, по сравнению с «обязательным» (фард; эти квалификации преимущественно относятся к сфере культа).

Ниже рассматривается лишь первое значение термина «сунна». Сунна (полная форма «суннат ан-Наби», или «суннат Расул ал-Лах», сунна Пророка, сунна Посланника Божьего) зафиксирована в виде хадисов (у шиитов — ахбар) — «преданий» о словах и деяниях Пророка. Подобно Корану, сунна считается божественным откровением, но Коран представляет собой «богопродиктованное» откровение, целиком принадлежащее Богу со стороны смысла и словесного оформления, а сунна — «боговдохновенное», выраженное словами самого Пророка. Правда, среди хадисов обычно выделяют «пресвятые хадисы» (ахадис кудсиййа), рассматривающиеся также как слова Бога, а не Мухаммада (а по форме отличающиеся тем, что в них Всевышний говорит от первого лица).

Сунна считается вторым после Корана источником мусульманского вероучения. Уступая Корану по степени святости, в определенном отношении она полагается равной ему: в случае несоответствия между аятами Корана и хадисами последние могут «отменять», модифицировать первые, и наоборот. Такова позиция большинства мусульманских богословов и юристов (исключение составляют представители шафиитской школы права, полагающие, что Коран может быть «отменен» только Кораном, а сунна — только сунной).

Хадисы, как и Коран, охватывают разнообразные вопросы — вероучительного (религиозного, культового, правового и этического) и нарративного характера. На основе хадисов последней категории была составлена Сира — жизнеописание Мухаммада. Нормативная же часть хадисов составляет «сунну» во втором значении этого слова.

При жизни Мухаммада сунна, хадисы (в отличие от Корана), как правило, не записывались, а передавались изустно. Хадисоискательство, путешествие в поисках передатчиков хадисов составляло характерную черту культуры ислама первых столетий. В то же время появление множества поддельных хадисов вызвало к жизни различные дисциплины, исследующие хадисы прежде всего с целью установления их подлинности. Своего рода результатом такой критики стали «шесть достоверных сборников» (сихах ситга), впоследствии канонизированных в суннитском исламе. Их авторами были соответственно ал-Буза ри (ум. 870), Муслим (ум. 875), АбуДауд (ум. 888), ан-Насай (ум. 915), ат-Тирмизи (ум. 892) и Ибн Маджа (ум. 886). Самыми авторитетными из этих сборников признаются первые два, особенно «ас-Сахих» ал-Бухари — вторая после Корана священная книга мусульман.

Что такое сунна в исламе

Из шестисот тысяч исследованных хадисов ал-Бухари включил в свой сборник лишь немногим более 7 тыс. (а если не считать повторяющихся — то менее 3 тыс.), тематически распределенных по 97 «книгам» («Об откровении», «О молитве», «О посте», «О браке», «О купле-продаже» и т. п.), в свою очередь подразделенных на 3450 глав. В шиитском исламе сунна, помимо высказываний Пророка, включает и высказывания имамов. Два канонических сборника таких хадисов составили ал-Куляйни (ум. 941) и Ибн-Бабавайх (ум. 991). Еще два широко признанных сборника принадлежат АбуДжафаруат-Туси (ум. 1067).

Лит.: Краткий сборник хадисов. Сахих аль-Бухари, пер. Абдуллы (Владимира) Нирша. M., . Т. Ибрагим

Оцените определение: