Даже лист падает только с его ведома

15.08.2018 0 Автор admin

Шестой столп имана – вера в предопределение.

Эта вера означает утверждение о том, что Аллаху известно всё, что было в прошлом, и всё, что произойдет в будущем. Аллах знает обо всем, что случается с нами, о сроках жизни каждого из нас и об уделе любого человека. Всевышний сказал: «Воистину, Аллах знает обо всякой вещи». (29. Аль-‘анкабут: 62).

А также сказал: «У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании». (6. Аль-ан’ам: 59).

Все это записано в Книге. Аллах сказал: «Всякую вещь Мы подсчитали в ясном руководстве (Хранимой скрижали)» (36. Йа-син: 12).

Также Аллах в Коране говорит: «Разве ты не знаешь, что Аллаху известно то, что на небе и на земле? Воистину, это есть в Писании. Воистину, это для Аллаха легко». (22. Аль-хадж: 70).

Когда же Всевышний пожелает, чтобы что-то из предопределенного Им явилось в этот свет, Он говорит ему: «Будь!», и оно сбывается. «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается». (36. Йа-син: 82).

Таким образом, об Аллахе мы говорим не только как о Предопределившем всякую вещь, но и как о Создателе, явившем на свет всё, что было предопределено. Всевышний сказал: «Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению». (54. Аль-камар: 49).

Всевышний сотворил людей для служения и послушания Ему, Он разъяснил законы, призвал к благому и запретил злое. При этом Он вложил в каждого человека способность выбирать и поступать по своему желанию.

Милость Аллаха безгранична

В соответствии с этим люди и зарабатывают себе либо награду Рая, либо наказание Ада.

Веря в предопределение, человек воплощает в жизнь следующее:

Во-первых, человек, совершая причины, начинает полагаться на Аллаха. Он понимает, что и причины, и их возникновение происходят по воле Аллаха и Его предопределению.

Во-вторых, сердце человека обретает спокойствие, ведь он знает, что предопределенное Аллахом произойдет неизбежно, и все, что случилось, не могло миновать. Поэтому самой легкой жизнью и спокойным сердцем обладают именно те, кто верует в предопределение.

В-третьих, человек отучает себя от горделивости и восхищения собой, ведь приход некоего блага – это исключительно милость Аллаха, которую он даровал, посредством того, что предопределил причины блага и успеха. Поэтому верующий человек спешит благодарить за это Всевышнего.

В-четвертых, у человека, верующего в предопределение, уменьшаются расстройства, уходит отчаяние, ведь когда происходит несчастье, он знает, что оно было предопределено для него. Поэтому он предпочитает терпеливо вынести испытания, расчитывая на награду от Аллаха. Всевышний говорит: «Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко. Мы поведали об этом для того, чтобы вы не печалились о том, что вы упустили, и не радовались тому, что Он вам даровал. Аллах не любит всяких надменных бахвалов» (57. Аль-хадид: 22-23).

В-пятых, человек, верующий в предопределение, учит себя полагаться только на Аллаха, ведь он знает, что добро и зло приходят только по предопределению. Поэтому верующий не боится сильных исключительно из-за их силы, он не отказывается совершать полезные дела из страха перед кем-то. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил Ибн Аббасу такие слова: «Знай, что если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, ибо перья уже подняты, а страницы высохли».Хадис приводит имам Тирмизи в сборнике «Сунан» в главах о Судном дне: 4/76, а также имам Ахмад в Муснаде: 1/293.

24 Третья степень религии – Ихсан*.

*Ихсан можно перевести на русский язык как «совершение своего дела в наиболее лучшем виде».

Это выполнение поклонения Аллаху, словно видишь его. А если не можешь поклоняться так, как будто видишь Аллаха, то поклоняешься, зная, что Аллах видит тебя и наблюдает за тобой.

Таким образом, человек искренне поклоняется Богу, от всего сердца, со всей душой, ощущая Его близость, словно видит Его перед собой. Несомненно, сердце такого человека переполнено богобоязненностью и возвеличиванием своего Господа. Такой человек старается выполнить любой обряд поклонения в наилучшем виде.

Человек, совершая поклонение, должен ощущать присутствие Аллаха, помнить о том, что Всевышний близок к нему, как будто видит Его. Если же человеку это трудно, то пусть поможет себе в достижении этого состояния своей верой в то, что Аллах постоянно видит его, знает его явное и тайное, внешнее и внутреннее, и ничто не может скрыться от Него. «Джами аль-улюм ва аль-хикам», с. 128.

Такой человек не стремится к наградам нашего бренного мира за свое поклонение Аллаху и не ищет благодарности людей за своё служение. Его единственная цель – быть угодным Аллаху и снискать Его довольство.

Такой человек одинаков и внешне, и внутренне. Он – истинный раб своего Господа как прилюдно, так и наедине. Он абсолютно убежден, что Аллах знает и видит, что скрыто в его сердце, каким наущениям подвергает его душа. Верой пропитано его сердце, он чувствует, что Аллах смотрит за ним, и потому его тело полностью подчинено Всевышнему, ни один его орган не совершит ничего, что может вызвать гнев Господа, а делает только то, чем Аллах бывает доволен. Таким образом, этот человек подчинен Аллаху.

Поскольку сердце такого человека связано только с Аллахом, он никогда не обратится за помощью к сотворенному. Он довольствуется Аллахом и никогда не пожалуется людям. Он связывает свои надежды и нужды лишь со Всевышним, и ему достаточно Аллаха как помощника! Если такой человек окажется в безлюдном месте, он не проявит страха, не будет никого бояться, ибо знает, что Аллах всегда с ним, а Он – прекрасный защитник. Такой человек не оставляет ни одного повеления своего Господа неисполненным, избегает всех грехов, которые Аллах запретил, ибо в нем присутствует стыдливость по отношению к Аллаху. Поэтому он не желает оказаться в том месте, где Аллах запрещает находиться, или не оказаться там, где Всевышний велит участвовать.

Такой человек не причиняет зла и вреда другим творениям, не ущемляет ничьих прав, ибо знает, что Аллах наблюдает за ним и спросит обо всех поступках. Он не портит ничего на Земле, потому что знает: все её блага принадлежат Аллаху, и Всевышний подчинил их всему человечеству. Поэтому такой человек берет лишь столько, сколько нужно для удовлетворения его нужд, и благодарит Аллаха за возможность пользоваться ими.

***

Завершая эту статью, хотелось бы подчеркнуть, что Ислам – это всеобъемлющая божественная система, законы которой регулируют все сферы жизни человека и общества: идеологическую, политическую, экономическую, социальную, правоохранительную… В Исламе человек найдет основы, нормо положения и правила, регулирующие жизнь в мирное время и в военный период, оберегающие права людей, заботящиеся о благородстве человека, охраняющие окружающий мир, птиц и животных.

Учения Ислама объясняют сущность человека, его жизни и смерти, а также воскрешения из мертвых. Кроме того, в законах Ислама человек увидит наилучший метод взаимодействия с окружающим обществом, примером чему могут служить такие аяты Корана:

«…И говорите людям прекрасное». (2. Аль-бакара: 83);

«…И сдерживают гнев и прощают людей». (3. Аали Имран: 134);

«…И пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости». (5. Аль-маида: 8).

Рассмотрев степени религии (Ислам, Иман, Ихсан) и их столпы, в следующей статье поговорим о достоинствах этой религии.

Достоинства Ислама.

Невозможно перечислить все достоинства и преимущества Ислама. Ислам – это религия Бога, и так же как никто не сможет объять Самого Всевышнего взглядом и знанием, так и достоинства Его религии невозможно описать в рамках книги или работы.

Известный ученый Ибн аль-Кайим писал по этому поводу: «В религии Аллаха столь много мудрого, что никаких слов не хватит для перечисления всех их. Если бы все люди собрались вместе и превратились в единый разум, то и тогда им не удалось бы создать нечто похожее на положения Ислама. Достаточно с человека и того, что его разум способен увидеть красоту, понять мудрость религии Аллаха, а также признать, что еще не было законов величественнее и полнее, чем законы этой религии. И если бы у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не было других доказательств в подтверждение того, что он пророчествует от Бога, кроме этих законов, то они сами по себе были бы мощнейшим доводом и подтверждением их божественного происхождения! Законы Аллаха свиде-тельствуют о Его абсолютном знании, полноте мудрости, широте милости, доброте и великолепии. Они охватывают и тайное, и явное, содержат знание об истоках и исходах, а также являются самой великой милостью Аллаха, которая была дарована людям. Действительно, нет другой, столь же значительной милости, оказанной людям, как то, что Аллах привел к знанию этих законов, ввел в общину, соблюдающую эти законы, и в число тех, кто соблюдает законы, которым доволен Аллах. Поэтому Всевышний упоминает об этом как о величайшей милости, оказанной человеку: «Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении» (3. Аали Имран: 164).

Также Всевышний сказал Своим рабам, напоминая о великой милости, оказанной им, и указывая на необходимость благодарить Его за то, что сделал их верующими: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию» (5. Аль-маида: 3)». «Мифтах дар ас-саада», Ибн Аль-Кайим, 1/374.

Из чувства благодарности к Аллаху за эту религию, хотелось бы раскрыть несколько особенностей Ислама, выделяющих его на фоне остальных религий:

Ислам – религия Бога.

Действительно, как уже не раз упоминалось в предыдущих статьях, Аллах признает лишь одну религию – религию покорности Ему, что по-арабски означает «Ислам». Всевышний направлял пророков, чтобы те проповедовали Ислам и призывали к нему. Подобно тому, как Создатель отличается от Своих созданий, Его религия Ислам отличается от любой придуманной человеком религии. Так же, как Господь наделен качествами совершенства, Его религия Ислам выделяется совершенными законами – они исправляют и мирскую жизнь, и наше положение после смерти, разъясняют права Господа и обязанности людей по отношению к Нему, а также права и обязанности людей друг перед другом.

Всеобъемлемость Ислама.

Такова одна из важных особенностей Ислама – то, что эта религия распространяется на все сферы жизни. Всевышний сказал: «Мы ничего не упустили в Писании». (6. Аль-ан’ам: 38).

Таким образом, Ислам охватывает вопросы, связанные с Творцом, то есть разъясняет о Боге, Его именах и качествах, правах по отношению к Нему. А также охватывает и вопросы, связанные с Его творениями, разъясняет людям законы шариата, их обязанности перед Господом, регулирует взаимоотношения, учит нравственности.

Кроме того, Ислам разъясняет события, касающиеся человечества, от начала до конца, рассказывает об ангелах, пророках и посланниках, затрагивает вопросы окружающего мира, рассказывает о небесах и звездах, Земле и морях, флоре и фауне и многом другом. Важно также, что Ислам разъясняет смысл жизни человека в этом мире, показывает, что его ожидает после смерти и какую он несет ответственность за совершаемые дела.

Читайте также:


Лечение и исцеление в Исламе

Аллах сказал в Коране: «Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих, а беззаконникам это не прибавляет ничего, кроме убытка» (аль-Исра 82).

В Коране мусульмане   находят   исцеление для своих сердец, для своих душ. Уходят болезни сердца такие как: черная зависть, ненависть, скупость. Помимо исцеления сердца и души, в Коране также находится исцеление для организма.

В Коране – исцеление всех недугов

Например, все мы знаем, что вещества приносящие вред организму, такие как: сигареты, алкоголь, наркотики, насвай — запрещены Кораном. Что это означает? Это означает то, что Коран оберегает наше здоровье.

Если человека сглазили, или заболевание от джиннов, то такое заболевание может захватить и ослабить  весь организм и  вполне вероятно может закончиться летальным исходом, если вовремя не принять соответствующие меры лечения. Некоторые люди бывают больными изнутри, а у некоторых болезнь выходит наружу в виде образований и высыпаний на коже. Такие заболевания обычно лечатся суннами из Корана, которые читаются над емкостью с водой, потом дают больному человеку выпить  или дают ему ею провести полное омовение. Таким образом, человек исцеляется не только изнутри, но и снаружи.

Мусульманину надо произнести такое дуа от сглаза: «О Всемогущий Аллах, молю Тебя о Твоем милосердии, во всем уповаю на Тебя. Прошу Тебя убереги меня от сглаза».

Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Лечитесь   медом и Кораном» (передал ибн Мажах).

Аллах сказал в  Коране: "Господь Твой вдохнул (дал инстинкт) пчелам: "Делайте себе жилище в горах, в деревьях, в том, что они (люди) строят; берите пищу со всяких плодов, летайте по удобным путям Господа вашего!" Из желудка их выходит жидкость различных цветов, в ней целебность для людей; в этом знамение для людей размышляющих". (Сура 16, "Пчелы", аяты 71, 72).

В Коране также упоминаются различные фрукты, свойствами которых также можно вылечить человека. Также оливковое масло, черный тмин и т.д.

Но самым главным компонентом в исцелении человека является его вера в Аллаха и знание того, что исцеление приносит только Милостивый Аллах.

 Проповедь провел имам центральной мечети г. Грозный им. Ахмата-Хаджи Кадырова — Адам Эльжуркаев

Подготовила к печати – М. Тагирова

Обновлено (06.08.2013 11:50)

4. 3 Женщина разная — Лето и Осень!

Ольга Голая

"117 аят: ОНИ ВЗЫВАЮТ
ВМЕСТО АЛЛАХА
ЛИШЬ К СУЩЕСТВАМ
ЖЕНСКОГО РОДА.
ОНИ ВЗЫВАЮТ ЛИШЬ
К МЯТЕЖНОМУ ДЬЯВОЛУ."
____________________________
Сура 4 "ан-Ниса", Коран.

"58 аят: СКАЖИ: «ЕСЛИ БЫ Я
ВЛАДЕЛ ТЕМ, ЧТО ВЫ ТОРОПИТЕ,
ТО СПОР МЕЖДУ МНОЙ И ВАМИ БЫЛ БЫ УЖЕ РЕШЁН.
НО АЛЛАХУ ЛУЧШЕ ЗНАТЬ О БЕЗЗАКОННИКАХ.

59 аят: У НЕГО КЛЮЧИ К СОКРОВЕННОМУ,
И ЗНАЕТ О НИХ ТОЛЬКО ОН.
ЕМУ ИЗВЕСТНО ТО, ЧТО НА СУШЕ И В МОРЕ.
ДАЖЕ ЛИСТ ПАДАЕТ ТОЛЬКО С ЕГО ВЕДОМА.
НЕТ НИ ЗЁРНЫШКА ВО МРАКАХ ЗЕМЛИ,
НИ ЧЕГО-ЛИБО СВЕЖЕГО ИЛИ СУХОГО,
ЧЕГО БЫ НЕ БЫЛО В ЯСНОМ ПИСАНИИ."
____________________________________________

Сура 6 "аль-Анам", Коран.

{}:

I.

>

Лето весёлое, яркое
Стало для нас, словно якорем,
Которого мы все хотим достичь зимой,
— Старательно к нему худеем и "плывём".

Но Лето ещё и капризная женщина,
Которая любит, порой, превращения
В своём образе:
Цвета броские
Искусно, постепенно, нежно приглушает,
Когда нас небо тёмно-серым покрывалом
Периодически под солнцем накрывает,
Бросает наши взгляды
Не на зелёные и яркие наряды,
— На рыжие, жёлтые, бурые!
И дождь, и лужи — слякоть
Вокруг у нас настала:
Красивая маска разрушилась!!!
— Женщина устала нравиться,
Хочется и ей расслабится:
Быть со всеми недостатками,
— Порой — с психическими бурями!
— Осень, ведь, их не стесняется:
Как хочет, так себе и кружиться!

НУЖНО БЫТЬ ВСЕМ НАСТОЯЩИМИ,
ЦЕНИТЬ ДОВЕРИЕ ДРУГ ДРУГА ХРУПКОЕ!

Листопад со всех сторон
Исцелять людей готов
От меланхолии, хандры!
-Умейте позитив хранить
В сердцах людей, вам дорогих!!!
Щедрым листопадом
В адрес их роняйте
Комплименты и слова поддержки,
Чтобы молодая
Ваша душа оставалась!
Лишь от гнева вся она стареет.

>>

Оранжевая осень,
Ты нравишься мне очень
С орнаментом, с узором,
Когда объединяются
Фактуры столь контрастные
В одной композиции сильной!
Рисует их, играется
Своими кистью, красками
Художник!
Но разве можно не влюбиться
В оранжевые краски листьев
С другими вперемешку?
Находишь
Ты их экспериментом,
Который трудно не заметить?

Цветовую гамму
Золота, бронзы и меди
С переходом мягким
Трудно в листве не заметить.
Живое
Творение Господа Бога
Ты чувствуй душою спокойной!

Осень — яркая картина!
Сколько красок в ней хранится?
Осенью всегда красиво!

II.

>

Уж небо осенью дышало,
Кружился вместе с листопадом
Ветер-хулиган.
А лето знойное устало
И улетело восвояси,
Но не навсегда!
Температура поднималась
Уже в других краях!
Так хочется, чтобы осталось…
Что птицы мне кричат?

>>

— В молодости свежей
Сколько "летних" женщин
Внимание мужчин
К себе привлечь смогли
Своей красивой внешностью,
Чтоб удовольствия Олимп
Притягивать, постичь
Оргазм нечеловеческий?
— Ах, как они милы,
Когда мужчины им нужны,
Когда им делать нечего!!!

А чтобы удержать
Его возле себя,
Красивой оболочки мало!
Любовь — есть власть добра
Полезных дел — всегда моральных!
(- Как реклама, внешность.
Мужчинам, ведь, нужна реклама
Для их возбужденья?!)
Субъектом власти доброй может быть один из двух,
Другой же подчиняется — её объектом!
Успею ли я солнце вынуть из-за этих туч,
Чтоб без внимания оно там не померкло?
— Ведь без него сама я стану тёмно-серой.
Ах!

Что такое сильная вера?

Солнце где-то промелькало!!!!

>>>

Осенью солнце горячее
Тёплым становиться.
— Падают лишние градусы:
Можно ладонями
Взять его лучи и тонко пробовать,
Прикасаясь к ним пальцами робкими,
Наслаждаясь этим пьяным воздухом!

III

>

С деревьев опадают листья,
— Стеляться в ковёр!
Становяться деревья злыми:
Где же им другой
Наряд купить
Для Красоты
Своей волшебной?
Зимушка-зима, укрой
Их своим большим крылом:
Нарядом белоснежным!
А то, ведь, заболеют!

>>

Листья, обессилев, падали
К ногам прохожих,
Как несбывшиеся надежды.
Любовались раньше платьями
Деревьев жёлтых,
А теперь они все исчезли.
Стала осень
Обнажённой,
Всех нас хочет
В тёплые куртки и шапки
Одеть потеплее!
Холод настал? — Привыкайте,
Забыв наше лето!!

Зима в затылок дышит,
Морозы крепкие зовёт,
Уставшая осень всё тише
Становится, будто хвостом
Старушки-зимушки седой.
Пока ещё стоит спиной:
На дворе ноябрь
Всеми нами правит.

>>>

Тихо, не слышно,
Все обессилев,
Падали листья.
Куда теперь их ветром унесёт,
Кружащиеся, словно в унисон?
Бойтесь жизни однотонной, скучной,
Когда весь год проходит, словно день.
Опыт новый пробуйте — научит
Уничтожать в себе плохую лень!

Вот уж тротуары и тропинки
Листьями упавшими покрыты,
— Даже не листьями, а шелухой:
Ржавой, безжизненной — только сухой.
Время счастливое — лето — ушло!

IV

Бывает осенью
Погода сонная,
Когда покрывалом из туч
Хочется укрыться
От людей корыстных.
Они наблюдают и ждут!
— Тучи угрюмые?
Люди без юмора?

Лето вдаль куда-то торопилось,
— Наверно, на свиданье!
И теперь осенняя политра
Людей объединяет
Чувством восторга!
— Жаль, что коротким:
Снова их трогать
Часто быт, проблемы начинают.
— Не постичь им красоты Нирваны,
В лирический мир погрузившись,
Где каждое слово — красиво!

V

Тема осени.
— Классика жанра:
Вдохновение
Поэтов жарит!
Очень сочные
"Котлеты" получаются.
Делать нечего?
— Пиши нам симпатяшные
Стихи об осени,
Строками знойными,
Чтоб в рифму
Все были,
Но перед этим существующие прочитай!
Не превращай своё в скопированный плагиат!!

ВНИЗУ — В РЕЦЕНЗИИ, СМОТРИ,
— ЕСТЬ ЦЕЛЫЙ СБОРНИК ССЫЛОК:
ОНИ — КАК БУДТО БЫ МОСТЫ,
— СОЕДИНИЛА Я СТРАНИЦЫ
ЭТИХ АВТОРОВ, СВОЮ!
ПОЛЮБИ ПОЭЗИЮ, А НЕ ВОЙНУ!

© Copyright: Ольга Голая, 2017
Свидетельство о публикации №117101204737

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Ольга Голая

Рецензии

Написать рецензию

Лето весёлое, яркое
Стало для нас, словно якорем…

Совершенно определённо могу сказать, что это типичнейший дактиль. Никаких хоку я здесь не наблюдаю. Пусть злые люди напраслину не возводят!))

Беспечный Ездок 04.11.2017 21:48   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Хотя, в принципе, и в хоку нет ничего плохого…)) Некоторым нравится))

Беспечный Ездок   04.11.2017 21:50   Заявить о нарушении

Спасибо, зрячий Миша. В во всём этом стихотворенье — а вы его полностью прочли? — нет только анапеста из двусложных и трёхсложных размеров.

Ольга Голая   04.11.2017 22:39   Заявить о нарушении

Даже логаэды есть.
А люди некоторые, если им мир окружающий грязным кажется, пусть изнутри помоют стекло своей души и тогда и душа, и мир окружающий чистым и понятным станет. Как говорил Иисус: "Вынь бревно из собственного глаза и будешь знать как вынуть сучок из глаза ближнего своего!"

Ольга Голая   04.11.2017 22:44   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Ольга Голая

Священный коран и медецина

Основные постулаты Священного Корана следующие:
1. Tаухид, то есть единство Бога.
2. Нубувват, то есть пророчество.
3. Ахират, то есть потусторонний, вечный мир, включающий такие понятия, как воскресение мертвых вслед за наступлением Конца Света, Судный День, рай и ад.
4. Рабство Божье (ибадат) и неуклонное выполнение всех велений Аллаха с соблюдением принципа справедливости (истикамат).

В Коране, основные постулаты которого изложены выше, говорится о многих аспектах, связанных с ними. Один из этих аспектов – тема медицины и всего, что с ней связано; нельзя не согласиться, что эти вопросы очень интересуют всех. Однако Коран не является медицинским пособием и не был послан для разъяснения медицинских вопросов, поэтому в нем не содержится подробных инструкций по проблемам медицины и не предложены методы лечения. Основной принцип Корана, особенно касающийся медицины и других наук, призванных изменить жизнь человечества к лучшему – предоставить людям, опирающимся на наблюдения, исследования и опыт, свободу действий и повысить их мотивацию в вопросах научных поисков и исследовательской работы. Со временем познания в области медицины расширяются, развиваются и могут даже измениться. Если бы в Коране была детально изложена медицинская информация, медицина (как наука) никогда бы не развивалась и тем более не изменялась, ибо положения и принципы Корана извечны и не может быть даже речи о том, чтобы они со временем изменились. По сути свого содержания и включенных в него тем Коран – реальность, разъясняющая религиозные императивы, укрепляющая мораль и ведущая человека к высшей защите и высшему покровительству. По этой причине нельзя ожидать найти в Коране подробное освещение медицинских тем. Однако вместе с этим нельзя и утверждать, что в Коране вообще нет медицинской информации. В Коране, в частности, содержатся базовые сведения о строении человека, продолжении рода, анатомии, физиологии, патологии, физических и психических заболеваниях, способах лечения и смерти (Др. мед. наук Карл Опиц, Медицина в Коране в пер. др. Феридуна Нафыза Узлука, Aнкара, 1971, стр.21).
Некоторые исследователи установили, что в Священном Коране содержится свыше 40 аятов, связанных с медициной. Имам Шафии так говорит об уроках, преподанных исламом: “Есть два класса людей, без которых нельзя обойтись. Ученые и врачи. Ученые нужны для религии, а врачи для тела”. Там же: “После науки, определяющей халаль и харам (т.е. дозволенное и запретное согласно шариата – прим. ред.), нет науки более благородной, чем врачевание” (Ибрахим Джанан, Энциклопедия хадисов Кутуб-и ситте (на турец.), XI,548). Прежде чем начать перечисление тем Корана, в которых, не вдаваясь в подробности, содержатся важные сведения, надо отметить, что первое после астрономии место занимают вопросы врачевания и превентивной медицины.
Коран несет информацию о:
— беременности и бесплодии (Св. Коран, 11:72; 19:9; 24:31,60; 65:4)
— гигиене менструального периода, (Св. Коран, 2:222)
— грудном вскармливании детей (Св. Коран, 2:233; Св. Коран, 28:12)
— невозможности беременности в старости (Св. Коран, 51:29)
— анатомии (Св. Коран, 7:69; 35:1)
— физиологии (Св. Коран, 16:66) и
— причинах и протекании болезней (Джеляль Кырджа, Естественные науки в Священном Коране (на турец.), Стамбул, 1994, стр. 218).
В частности, Коран приказывает:
-хоронить тела умерших людей с тем, чтобы предотвратить распространение заразных болезней (Св. Коран, 80:21; 5:31)
— Предотвращать убийство людей (Св. Коран, 2:178)
И запрещает:
— убивать людей, (Св. Коран, 17:33)
— хоронить девочек живыми (Св. Коран, 81:8-9), а также
— убивать их из-за страха голода (Св. Коран, 6:151; 17:31)
— совершать самоубийство (Св. Коран, 4:29), показывая таким образом, какое исключительное значение придается здоровью и жизни человека (Др. мед. наук Карл Опиц, Медицина в Коране, стр.54,82-83).

Огромное значение имеет то, что священная книга ислама, который будет сопровождать человечество до Судного Дня, рассказывает об этом.
Основа, на которую опирается исламская медицина – это здоровый человек и здоровое общество. Общество, состоящее из физически и духовно здоровых людей, является основной целью. Главным принципом является нейтрализация любой опасности, которая угрожает здоровью человека. Именно с этим связано разделение наших действий в области медицины, а также продуктов, которые мы употребляем в пищу, на халяль и харам (Рашит Kючюк, Опыт в духовно-медицинской литературе (на турец.), Наука и искусство, No: 3, 1985, стр. 6).
Мусульмане всегда рассматривали тему исцеления во всем многообразии ее аспектов и сумели выстроить физически и духовно умеренную и сбалансированную модель жизни, а также смогли создать исламскую цивилизацию, принесшую мировой науке и цивилизации великое множество истинных ценностей именно благодаря тому, что восприняли вопросы исцеления в соответствии с духом Корана. Вместе с этим, не может не радовать то, что в последние годы многие исламские ученые поставили своей целью полное раскрытие значения Корана со всеми его истинами для того, чтобы человечество могло воспользоваться его исцеляющими свойствами.

Священный Коран – источник исцеления
Здесь мы должны рассмотреть первый и основной принцип ислама – принцип тавхида, то есть единобожия. И исцеление, и болезнь – это воля Аллаха, а не случайность, которая произошла без Его воли, знания и желания. Аллах сотворил и болезнь, и лечение как экзамен, предупреждение, наказание, прощение. Даже листок с дерева не упадет без Его ведома, так логично ли говорить о том, что болезни, эпидемии, затрагивающие жизни тысяч людей, которых Бог сотворил как господ на Земле, происходят без Его ведома? К тому же, мы ясно видим, что много аятов и хадисов четко указывают на то, что и болезнь, и исцеление от нее – все от Аллаха.
В Священном Коране слово “исцеление” (шифа) упоминается четыре раза, слово “яшфи” – один раз, и один раз – слово “яшфини”.
1. “И Мы низводим из Корана то, что бывает исцелением и милостью для верующих. “ (Св. Коран, 17:82).
2. “O люди, пришло к вам увещание от вашего Господа и исцеление от того, что в (ваших) грудях, и прямой путь и милость верующим” (Св. Коран, 10:57).
3. “И исцелит грудь y людей верующих” (Св. Коран, 9:14).
4. “Скажи: “Он для тех, которые уверовали, – руководство и врачевание” (Св. Коран, 41:44)
5. “(Ибрагим), “a когда я заболею, Он меня лечит” (Св. Коран, 26:80)
6. “И внушил Господь твой пчеле: “Устраивай в горах дома, и на деревьях и в том, что они строят; потом питайся всякими плодами и ходи по путям Господа твоего co смирением”. Выходит из внутренностей их питье разного цвета, в котором лечение для людей. Поистине, в этом – знамение для людей, которые размышляют!” (Св. Коран, 16:68-69)
Если проанализировать значение слов “шифа” и “яшфини”, которые упоминаются в этих аятах, то можно увидеть некоторые различия.
В сурах “Покаяние” и “Юнус” говорится об исцелении грудей и сердец, в сурах “Ночной Перенос” и “Разъясненные” говорится об исцелении и облегчении для верующих. В суре “Поэты” речь идет об излечении от болезни, а в суре “Пчела” – о том, что мед – лекарство для людей. В аятах говорится о том, что Коран является источником исцеления, однако четко не указано, от каких именно болезней он лечит. От каких же заболеваний исцеляет Коран? От заболеваний физических или душевных? Многие ученые считают, что Коран излечивает как телесные, так и душевные недуги (Мустафа Четин, Категория исцеления в Коране (на турец.), журнал факультета богословия Университета 9 сентября 1992, стр. 70).
В расшифровке аята “И Мы низводим из Корана то, что бывает исцелением и милостью для верующих”. Эльмалылы говорит следующее: “В этом аяте мир уподоблен больнице, переполненной разными страхами, болезнями, горем и печалью, Пророк – доктору, а Коран – исцеляющему лекарству и достаточному питанию. Несомненно, Коран – это милость, дарованная для исцеления таких социальных и психологических болезней, как сомнения и двуличие, неверие и неуживчивость, насилие и пренебрежение правами ближнего, гнев, безнадежность, безработица, невежество, бездумное подражание, нечестность, злонамеренность (M.Х. Языр, Язык Корана – Веры в Бога (на турец.), 5, 317).
Коран – целительный бальзам для человеческих сердец. Ибо он приводит к вере, спасая от неверия (куфра), наполняет души радостью и спокойствием.
Священный Коран исцеляет не только душевные и духовные, но и телесные недуги. Аллах сотворил человека как совершенное существо, как совокупность тела и души, и сообщил человеку принципы жизни материальной и духовной, а также условия, в которых эта жизнь проходит. Однако в Коране четко не определены те материальные блага, в которых человек нуждается на протяжении жизни; есть только некоторые знаки, указывающие на них, разгадка остается за знанием, навыками и опытом человека. Если бы эти категории были детально описаны, Коран бы был книгой, которую нельзя вместить в десятки томов (Мустафа Четин, Категория исцеления в Коране (на турец.), стр. 75).
Священный Коран призывает человека к размышлениям, труду и исследованиям, а также стимулирует расширение горизонтов познания. Это божественное послание содержит около 150 айетов, касающихся права, (При менее категоричном рассмотрении это число возрастает максимум до 450, Суат Йылдырым, Священный Коран и открытия в области естественных наук (на турец.), Анкара, 1990, стр. 7), и более 750 айетов на природоведческую тематику. Эти положения нельзя не принимать во внимание (Tантави, аль-Джавахир фи тафсири’ль-Kур’ан (на араб.), Каир, 1350/1931, III,1).
Священный Коран уделяет большое внимание гигиене и здоровью человека. (Св. Коран, 5:5-6; Плащом Покрытый, 4) Указывая на необходимость сбалансированного питания, Коран предостерегает от переедания, несбалансированного питания и расточительности. (Св. Коран, 6:141; 7:31) Упоминаются также некоторые пищевые продукты. Например, упоминаются такие животные продукты, как мясо (Св.

§ 6. Вера в предопределение

Коран, 2:57; 11:69; 36:71-72) рыба (Св. Коран, 35:12; 18:61, 63) и молоко (Св. Коран, 16:66; 36:73), а также продукты растительного происхождения: финики, виноград, пшеница, гранат, (Св. Коран, 6:99) овощи, чеснок, лук, чечевица, (Св. Коран, 2:61) инжир и маслины (Св. Коран, 95:1). Коран, в котором говорится о целебных свойствах меда (Св. Коран, 16:69), обращает внимание на его лечебные качества.

Физическое и духовное исцеление в Священном Коране
Священный Коран разделяет исцеление на два вида:
1. Духовное исцеление
Священный Коран уже сам по себе источник исцеления. Пророк Мухаммад (с.a.с.) в одном из хадисов говорит, что Коран и мед – лекарства (Ибн Маджа, Тыб (Медицина), 7), а в другом хадисе указывает на то, что наилучшее средство для излечения – Коран (Ибн Мадже,Тыб, 28).
Однако есть ряд условий, выполнение которых необходимо для того, чтобы воспользоваться целительными свойствами, заключенными в Коране. Это:
a. Прежде всего наличие у человека сильной веры в Аллаха, который спустил Коран
б. В той же степени вера в то, что исцеление страждущему даст Аллах. Вместе с этим человек должен искренне верить и в Пророка Мухаммада (с.а.с), и в те истины, которые Он преподавал людям – как, например, в то, что Коран является духовным врачеванием. В противном случае человек не сможет воспользоваться целительными качествами Корана. В зависимости от своих взглядов на Коран люди разделяются на две группы:
Первая группа – отрицающие Коран и не имеющие возможности воспользоваться его качествами. На них указывают следующие аяты: Горе всякому лжецу, грешнику!
“Он слушает знамения Аллаха, читаемые ему, a потом упорствует, возносясь, точно не слыхал их. Обрадуй же его вестью o мучительном наказании!” (Св. Коран, 45:7-8), “И Мы низводим из Корана то, что бывает исцелением и милостью для верующих. A для неправедных только увеличивает потерю.” (Св. Коран, 17:82)
Вторая группа – Люди, принимающие Коран; по мере чтения их вера с каждым разом возрастает. На них указывают многие айеты, в том числе и этот:
“Верующие – только те, сердца которых страшатся, когда поминают Аллаха; a когда читаются им Его знамения, они увеличивают в них веру, и они полагаются на своего Господа” (Св. Коран, 8:2) (M. Mахмуд Aбдуллах, ат-Tыббу’ль-Kур’ани байна’д-Дава ва’ль Гада (на араб.), Kаир, стр.13).
Коран указывает на два способа излечения от духовных недугов, т.к. и заболеваний души существует два вида:
Первый вид – неверие, извращенная вера, суеверия, ересь. В этот вид входят неправильные представления, суеверия и неверие в такие основные постулаты, как сотворение и предназначение человека, судьбу и пророков. В этих случаях любое несоответствие с нормами ислама, любое верование является духовным заболеванием. Коран своими истинами указывает на извращенность суеверий и оберегает тех, кто верит в него, от неверия и ереси.
Второй вид – это плохой, злонамеренный характер. В Священном Коране разъяснено это понятие, а также содержится предостережение верующим, чтобы они не впадали во злонамерение, и указан путь к духовному совершенству и чистоте помыслов.
Говоря “Я пришел завершить “Макарим-и ахлак” 1, Пророк подразумевает Этику Корана (Джанан, то же, XI,333).
2. Физическое исцеление
Ни в коем случае нельзя отрицать то, что Священный Коран является источником исцеления и для физических заболеваний. Физическое исцеление посредством Корана – это применение тех средств, которые в нем обозначены. Всемогущий Господь, сотворивший человека господином на Земле и создавший все вещи таким образом, чтобы они были поставлены на службу человеку, призывает людей воспользоваться этими средствами. Например, упомянутые в Коране вода, молоко, мед, мясо, овощи, фрукты и пр. – все это было создано на благо человека, все было предоставлено в его распоряжение. Человек может проводить исследования с тем, чтобы выяснить, как применить все эти блага с целью излечения. В частности, Пророк Мухаммад (с.a.с.) совершал “рукья” 2 с помощью Корана и призывал своих соратников использовать исцеляющие свойства Корана для врачевания телесных заболеваний. Рукья – это исцеление молитвой и обращение за помощью к Всевышнему Творцу. Исламские теологи, опираясь на множество доказательств, содержащихся в сунне Пророка Мухаммада (с.а.с), говорят о дозволенности и полной правомерности “рукья”. В процессе лечения, одном из самых четких положений духовного врачевания, Священному Корану отводится исключительное место. Некоторые хадисы даже говорят о том, что не искать исцеления в Коране есть недостаточность веры: “А кто не просит исцеления у Корана, того Аллах не исцеляет”. Этот хадис можно толковать следующим образом: “Да не исцелит Аллах того, кто не просит исцеления у Корана” (Джанан, то же, XI,333).
Вот один из примеров чтения Корана с целью врачевания физических недугов, приведенный одним из соратников Пророка:
Абу Саид аль-Худри рассказывал: “Мы совершали путешествие, в которое нас послал Пророк Мухаммад (с.а.с.). Мы сделали остановку. К нам обратилась женщина-служанка: “Нашего хозяина Селима укусило ядовитое животное. Сейчас нет мужчин, которые могли бы его осмотреть. Есть ли среди вас кто-то, умеющий совершать “рукья”?” После этого один из нас, о чьих способностях мы не знали, встал, вышел вслед за служанкой и прочитал молитву над укушенным. Тот выздоровел. Читавшему дали тридцать овец. Он напоил нас молоком. Мы спросили: “Ты что, знаешь “рукья”:” Он ответил: “Нет, я просто прочитал суру “Фатиха” и таким образом совершил “рукья”. Мы сказали ему: “Не трогай (дары, которые тебе принесли), не спросив у Пророка (с.а.с.)!”. Прибыв в Медину, мы рассказали Пророку о произошедшем. Пророк (с.а.с.) сказал: “Кто тебе сказал, что “Фатиха” – это рукья и ее можно читать с целью врачевания? Поделите полученных овец и отдайте мне мою долю” (Бухари, Тыб, 33,39, Фадаилу’ль-Кур’ан 9; Mуслим, Салам 66;).

Рукья
Можно привести огромное количество примеров того, как с помощью “рукья” – исцеления молитвой и обращения за помощью к Аллаху – излечивали от болезней, избавляли от бед. Этому есть очень много доказательств. В Священном Коране Господь говорит :
“Которые в знамения Господа своего веруют” (Св. Коран, 40:60) и:
Говоря также: “Скажи: “Аллах не озаботился бы o вас, если бы не ваше воззвание. Вы ведь объявили ложью, и теперь будет это для вас неизбежно” (Св. Коран, 25:77), Он призывает нас к молитве.
Слово “молитва” означает “просить у Аллаха”, то есть уже в нем самом содержится призыв обратиться к Аллаху, исцеляющему от всех болезней. Пророк Мухаммад (с.а.с.) ясно призывает нас просить об исцелении у Господа, приводя этому яркие примеры (см. главы “Молитва/Молитвы” в книгах хадисов). Медицинские исследования, проводимые в последнее время, свидетельствуют о том же. Например, лауреат Нобелевской премии в области медицины французский профессор Алексис Каррель писал в своем труде “Молитва”: “Внутренние органы человека лучше всего работают во время молитвы и совершения религиозных обрядов. Мои оппоненты могут опровергать это столько, сколько им заблагорассудится. Но я был свидетелем того, как много больных, которых нельзя было вылечить привычными медицинскими средствами, выздоравливали при помощи молитвы” (О воздействии веры на телесное и духовное здоровье – см.: Мазхар Oсман Узман, “Табабет-и Рухие”; Алексис Каррель, “Молитва”.).

Сноски
1 Малик, Mуватта, Хусну’ль- Хулук, 8; Aджлуни, Кашфуль- Хафа, I,244.
2 Рукья: Излечение молитвой называется “рукья”. Рукья отправляется путем произнесения сочетания благословенных слов из аятов или хадисов. Излечение путем чтения молитв давно известно человечеству. Сначала Пророк Мухаммад (с.а.с.) запретил “рукья”, потому что слова, которые использовались при этом во времена невежества, противоречили понятию тавхида, которое принес ислам, а также элементы ширка-многобожия. “Рукья” запретили, чтобы исключить ошибки подобного рода. Посланник Аллаха иногда сам молился за больных. Выслушав тех, кто исполнял обряд “рукья”, он позволил совершать “рукья”, в которых нет ничего противоречащего тавхиду.
Ибн Хаджар аль-Aскалани говорит о качествах, которыми должен быть наделен обряд “рукья” для того, чтобы он был дозволен:
a) обряд должен содержать слова Всемогущего Аллаха (аяты), Его имена и атрибуты;
б) должен совершаться на арабском языке или любом другом, но в понятной форме;
в) обряд должен совершаться с пониманием того, что не сам он принесет пользу, а предполагаемая помощь будет послана Всемогущим Аллахом. (Фатхуль-Бари, X, 206).
“Рукья” разделяют на три вида: мубах, харам и ширк.
1- Мубах рукья: Рукья является мубах при условии, что обряд совершается с упоминанием аятов Аллаха, Его имен и атрибутов, на арабском языке в понятной форме. Рассказывают, что Пророк Мухаммад (с.а.с.) читал Муаввизатайн (Св.Коран, суры 113,114.) за больных, “снимал” правой рукой и читал им вслед: “О Аллах, Господь людей, излечи его болезнь, исцели его. Только Ты излечиваешь. Никто, кроме Тебя, не может излечить. Дай же исцеление, не оставляющее болезни”. Бухари, Тыб, 37).
Существует много хадисов, похожих по содержанию.
Некоторые ученые пришли к выводу, что рукья не может быть позволено, кроме случаев сглаза и нападения змей и скорпионов, опираясь на слова Пророка (с.а.с.): “Нет рукье кроме сглаза и лихорадки” (Бухари, Тыб, 17). Однако другая группа ученых ответила сравнением “Нет меча кроме Зульфикара”, намекая на то, что в этом случае не будет применяться там, где это более всего полезно. Потому что в других хадисах было четко указано на то, что Пророк (с.а.с.) позволил совершать “рукья” и в других случаях.
2- Рукья, являющяяся харамом: Совершение “рукья” путем произнесения непонятных слов, бессмысленных слогов, неизвестных имен, при знании арабского – проведение обряда на другом языке, с применением соли и железа, путем завязывания узлов признано харамом. К этому не относятся методы, полезность которых доказана опытом. Когда у аль-Изз бин Абдульсаляма спросили о “рукья” с помощью произнесения неизвестных букв и слогов, он не смог ответить на этот вопрос, так как не знал, содержат ли они значения, приводящие к куфру.
3- Рукья, являющяяся ширком: совершение “рукья” путем молитвы кому-либо другому, а не Всемогущему Аллаху, прошения помощи у ангелов, пророков, джиннов и др., является ширком.
Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорит: “Нет плохого в том, чтобы совершать “рукья” с помощью того, что не есть ширк”. (Муслим, Салам, 64). Ибн Хаджар так объясняет этот вопрос: “В некоторых “рукья” нет ширка. Ибо те, кто совершает обряд, не обращаются ни к кому другому, кроме Аллаха, с тем, чтобы избавить от вреда и принести пользу.” (Ибн Хаджар аль-Аскалани, Фатхуль-Бари, X, 260).

© Masjid Al-Tan 2010