Детский крестовый поход

07.10.2018 0 Автор admin

Детский крестовый поход

Летом 1212 г. по дорогам Франции и Греции двигались небольшими группами и целыми толпами мальчики от 12 лет и старше, одетые по-летнему: в простых холщевых рубахах поверх коротких штанов, почти все босиком и с непокрытыми головами. У каждого спереди на рубахе был нашит матерчатый крест красного, четного и зеленого цвета. Это были юные крестоносцы.
Над процессиями веяли пестрые флаги; на одних было изображение Иисуса Христа, на других — богородицы с младенцем.

Детские крестовые походы

Звонкими голосами крестоносцы распевали религиозные гимны, прославляющие бога. Куда же и с какими целями направлялись все эти толпы детей?

Когда в начале XIII в. французские, итальянские и немецкие рыцари в четвертый раз опоясались мечом по призыву папы Иннокентия III, они направились не против мусульман, а обрушились на христианское государство Византию. В апреле 1204 г. рыцари захватили ее столицу Константинополь и разграбили его, показав, чего стоили все пышные фразы о спасении «гроба господня».
Через восемь лет после этого позорного события состоялись детские крестовые походы. Средневековые монахи-летописцы так рассказывают о них.

В мае 1212 г. в аббатство святого Дионисия, в Париже, пришел неведомо откуда двенадцатилетний мальчик-пастух Этьен. Он объявил, что послан самим богом возглавить поход детей против «неверных» в «Святую землю». Потом этот мальчуган пошел по деревням и городам. На площадях, на перекрестках дорог, во всех людных местах он произносил пылкие речи толпам людей, призывая своих сверстников собираться в путь ко «гробу господню». Он говорил: «Взрослые крестоносцы — дурные люди, жадные и корыстолюбивые грешники.
Сколько они ни воюют за Иерусалим, ничего у них не выходит: всесильный господь не желает даровать грешникам победу над неверными. Милость бога могут получить только непорочные дети. Безо всякого оружия им удастся освободить Иерусалим из-под власти Султана. По велению божьему Средиземное море расступится перед ними, и они перейдут по сухому дну, подобно библейскому герою Моисею, и отберут у неверных «святой гроб».

Этьен и Николай-предводители детских походов

«Сам Иисус приходил ко мне во сне и открыл, что дети избавят Иерусалим от ига язычников», — заявил пастушок. Для большей убедительности он поднимал над головой какую-то грамоту. «Вот письмо, — утверждал Этьен, — которое дал мне спаситель, поручив предводительствовать вами в заморском походе во славу господа».

Тут же, прямо на виду у многочисленных слушателей, рассказывают хроники (летописи), Этьен совершал различные «чудеса»: он будто бы возвращал зрение слепым и исцелял калек от недугов одним прикосновением рук. Этьен приобрел широкую известность во Франции. По его призыву толпы мальчиков двинулись в город Вандом, ставший сборным пунктом юных крестоносцев. Наивные рассказы летописцев не объясняют, откуда взялось такое удивительное религиозное рвение у детворы.

Между тем причины были те же, которые в свое время побудили бедняков крестьян первыми двинуться на Восток. И хотя движение крестоносцев в XIII в. уже было опорочено грабительскими «подвигами» и крупными неудачами рыцарей и шло на убыль, все же в народе не совсем угасла вера, что бог будет милостивее, если удастся отвоевать священный город Иерусалим. Эту веру усиленно поддерживали служители церкви. Священники и монахи стремились погасить усиливавшееся недовольство крепостных против господ с помощью «богоугодного дела» — крестовых походов.
За юродивым (психически больным) пастушком Этьеном стояли ловкие церковники. Им было нетрудно подучить его творить заранее подготовленные «чудеса».

Крестоносная «лихорадка» охватила десятки тысяч бедняцкой детворы сначала во Франции, а затем и в Германии. Судьба юных крестоносцев оказалась очень плачевной. За пастухом Этьеном двинулось 30 тыс. детей. Они прошли Тур, Лион и другие города, кормясь милостыней. Папа римский Иннокентий III, зачинщик многих кровавых войн, предпринимавшихся под религиозным знаменем, ничего не сделал, чтобы остановить этот безумный поход. Напротив, он заявил: «Эти дети служат укором нам, взрослым: пока мы спим, они с радостью выступают за Святую землю».

К детям в пути примкнуло нимало взрослых — крестьян, бедных ремесленников, священников и монахов, а также воров и прочего преступного сброда. Нередко эти грабители отбирали у детей продукты и деньги, которые им подавали окрестные жители. Толпа крестоносцев, подобно катящейся лавине, увеличивалась в пути. Наконец, они достигли Марселя. Здесь все тотчас бросились к пристани, ожидая чуда: но, конечно, море перед ними не расступилось.
Зато нашлись два жадных торговца, которые предложили перевезти крестоносцев за море безо всякой платы, ради успеха «дела божьего». Детей погрузили на семь больших кораблей. Недалеко от берегов Сардинии, у острова Св. Перта, суда попали в бурю. Два корабля вместе со всеми пассажирами пошли ко дну, а остальные пять были доставлены корабельщиками в гавани Египта, где бесчеловечные судовладельцы продали детей в рабство.

Жалкая участь участников похода

В одно время с французскими детьми в крестовый поход пустились 20 тыс. немецких ребят. Их увлек 10-летний мальчик по имени Николай, наученный своим отцом говорить то же самое, что Этьен. Толпы юных немецких крестоносцев из Кельна двинулись вдоль Рейна на юг. С трудом дети перешли Альпы: от голода, жажды, усталости и болезней две трети детей погибло; остальные полуживые добрались до итальянского города Генуи.

Правитель города, решив, что приход такого множества детей не иначе, как козни врагов республики, приказал крестоносцам немедленно убираться прочь. Измученные дети отправились дальше. Только небольшая часть их достигла города Бриндизи. Вид оборванных и голодных ребятишек был настолько жалок, что местные власти воспротивились продолжению похода. Юным крестоносцам пришлось возвращаться домой.
Большинство их погибло от голода на обратном пути. По свидетельству очевидцев, трупы детей в течение многих недель валялись неубранными на дорогах. Уцелевшие крестоносцы обратились к римскому папе с просьбой освободить их от обета крестового похода. Но папа согласился дать им отсрочку лишь на время, пока они достигнут совершеннолетия.

Страшную страницу истории — детские крестовые походы — некоторые ученые склонны считать вымыслом. На самом деле детские крестовые походы — были, а не легенда. О них повествуют многие летописцы XIII в., составлявшие свои хроники независимо друг от друга.

Выложил — Мэлфис К.

Загадки истории

Крестовый поход детей

Сразу следует сказать, что состоявшийся в 1212 году Крестовый поход детей у многих современных историков вызывает сомнение. То есть не было никакого детского похода, да ещё двумя волнами. Легенду о детях придумали летописцы в угоду католической церкви. Той нужен был жертвенный обряд, и невинные детские души пожертвовали собой ради христианства. Но только на бумаге, а в реальной жизни ничего подобного не происходило.

Данное заключение специалистов по Средневековью основывается на том, что насчитывается не более 50 источников, описывающих столь примечательное историческое событие. Причём все эти источники чрезвычайно короткие, от нескольких предложений до половины страницы.

Всю имеющуюся информацию специалисты по средневековой истории разделили на 3 группы. К первой группе отнесли тексты, написанные до 1220 года. Во вторую группу включили источники, датируемые 1220-1250 годами. Их могли написать авторы, которые были живы во время детского похода и изложили свои воспоминания на бумаге. В третьей группе оказались тексты, написанные после 1250 года. Это уже была информация, полученная из вторых и третьих рук.

Современные историки не считают источники после 1250 года авторитетными. Наиболее же правдоподобной можно считать информацию, данную до 1250 года, но не всю.

Крестовый поход детей

Самых правдоподобных текстов насчитывается не более 20. Причём это небольшие рукописные отрывки, в которых даётся обобщённая информация. А вот фундаментального труда с хронологически подробным перечнем тех далёких событий не существует.

Однако на подлинность Крестового похода детей указывали многие авторитетные люди. Это доминиканский монах Винсент Бове (1190-1264), создавший энциклопедию Средневековья, философ и францисканский монах Роджер Бэкон (1219-1292), католический писатель Томас Кантимпре (1201-1272), английский летописец Мэтью Парис (1200-1259). Значимость этих людей в истории огромна, а их авторитет ничуть не уступает авторитету современных профессоров из солидных университетов. А поэтому уменьшим долю сомнения и ознакомимся с теми далёкими событиями, случившимися в 1212 году.

Ранней весной 1212 года 9-летний мальчик, вошедший в историю как Николас из Кёльна, заявил, что к нему во сне явился Иисус и повелел вести детей в Святую Землю, чтобы освободить Иерусалим. Мальчик сказал, что нужно идти в Италию, подойти к морю, и оно расступится. По дну морскому дети дойдут до Палестины, а там мусульмане, увидев такое чудо, обратятся в христианство.

У Николаса тут же появились сподвижники. Они пошли по землям Германии, призывая детей и подростков к крестовому походу. Через несколько недель большая масса юношей и девушек собралась в Кёльне. Всего насчитывалось порядка 25 тысяч детей. Все они двинулись в Италию 2-мя дорогами через Альпы. В пути погибли двое из трёх, а некоторые испугались трудностей и повернули домой. В конце августа только 7 тыс. человек прибыло в Геную.

Все они направились в гавань и стали ждать, когда морские воды расступятся и обнажится дно. Однако ничего подобного не произошло, и дети испытали глубокое разочарование. Часть из них начала обвинять Николаса в предательстве, но другие заступились за него.

А тем временем генуэзские власти, впечатлённые религиозным порывом детей, предложили им гражданство. Большая часть детей-крестоносцев воспользовалась этим предложением, а вот Николас отказался. С небольшой группой сподвижников он направился в Пизу, где встретился с папой Иннокентием III.

Понтифик освободил явившихся к нему детей от обета крестового похода и попросил вернуться домой к своим семьям. После этого юноши и девушки отправились в Германию тем же путём, которым пришли. В этот раз Николас не пережил переход через Альпы и погиб. А его отец был арестован в Германии и повешен по требованию родителей погибших в походе детей.

Но Крестовый поход детей на этом не закончился, так как была вторая волна, зародившаяся во Франции. В этот раз инициатором стал 12-летний пастух Стефан из Кройеса. В мае месяце 1212 года он заявил, что к нему явился Иисус в одеянии бедняка. Он велел Стефану вести детей в Иерусалим и освободить его от мусульман. Иисус сказал, что взрослые крестоносцы представляют собой корыстных и дурных людей, а поэтому Бог не даёт им победу. Лишь безгрешные дети безо всякого оружия смогут вернуть Гроб Господний христианам.

Очень скоро возле Стефана собралось не менее 30 тыс. юношей и девушек. Об этой массе религиозно настроенных молодых людей узнал французский король Филипп II. Он приказал доставить к нему Стефана, и тот явился в сопровождении нескольких сподвижников. Король побеседовал с мальчиком, и отказался воспринимать его всерьёз. Но Стефан продолжал проповедовать, путешествуя по Франции. И хотя церковь отнеслась к юному проповеднику скептически, на многих французов он произвёл впечатление своим учением.

Пока Стефан проповедовал, от 30 тыс. единомышленников осталась только половина. Остальные разошлись по домам. С оставшимися 15 тыс. юный организатор крестового похода в конце июня 1212 года отправился в Марсель. Огромная толпа детей шла по пыльным средневековым дорогам и просила милостыню. Многие не выдержали лишений, голода, других тягот пути и вернулись домой. До Марселя добралась только четверть участников Крестового похода детей.

Юные крестоносцы пришли в порт и стали ждать, когда море расступится, чтобы можно было идти по дну, не замочив ног. Но воды не расступились, и стоящие на берегу дети испытали чувство глубокого разочарования. Большая их часть повернула обратно и вернулась к своим семьям. А вот оставшихся купцы погрузили на корабли, и дальнейшая судьба этих юных созданий неизвестна. Предполагается, что их переправили в Алжир, где продали в рабство.

Так закончился Крестовый поход детей. Состоял он из 2-х волн. Одна из них зародилась в Германии, а вторая во Франции. В обоих случаях присутствовали мальчики – Николас и Стефан, к которым якобы явился Христос и велел идти в Святую Землю освобождать Иерусалим. Николас погиб, а судьба Стефана после прибытия юных крестоносцев в Марсель покрыта мраком. Правдивы ли данные события или являются вымыслом – по сей день неизвестно. А поэтому их нужно просто принять к сведению и не верить безоговорочно во всё вышесказанное.

Леонид Журавлёв

Детский крестовый поход