Достижения исламской цивилизации

14.06.2018 0 Автор admin

Ислам (это арабское слово означает покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий, ее последователи — мусульмане. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы — поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь.

Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:
1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);
2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат);
3) милостыня в пользу бедных (закат);
4) пост в месяце рамадан (саун);
5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни.

Наиболее значительной из восточных цивилизаций является Исламская. Решающую роль в ее становлении сыграли арабы, причем северные арабские племена, знакомые с градостроительством, развитой торговлей, письменностью и вообще с более высокой культурой. Политические, социальные, экономические и культурные основы Исламской цивилизации определяются исламом. Основателем этой универсальной мировоззренческой системы стал Мухаммед (571 – 632 годы). Он происходил из рода Курейшитов, в ведении которого находилась общеарабская языческая святыня – Кааба. Рано остался без родителей, воспитывался у дяди, Абу-Талиба. Был неграмотен, но обладал редким поэтическим даром и способностями видеть и слышать ангелов. В одном из видений ангел повелел Мухаммеду читать огненные письмена на камне, и он, не знавший букв, прочел это откровение нового бога Аллаха.

Мухаммед выступил с проповедью нового учения: он осуждал кровную месть, жертвоприношения, рабство. Был отвергнут в Мекке, на него готовилось нападение. Его спас пророческий дар – 20 сентября 622 года, за несколько часов до расправы, Мухаммед бежал из Мекки в Медину. С этого чудесного спасения – хиджры – началось новое летоисчисление у арабов и у других народов, принявших в дальнейшем ислам.
В Медине Мухаммед был признан пророком; вожди племен по очереди подошли к нему и прикоснулись правой рукой к его руке. Был избран совет 12 мохаджиров из числа ближайших друзей, сопровождавших его во время хиджры. Был создан отряд телохранителей – элансуаров. Между верующими был заключен договор: запрещены ссоры среди единоверцев; все правоверные защищают друг друга против неверных; объявлены общий мир и общая война, введены общие богослужения. Для помощи бедным, вдовам, сиротам и ученикам был введен закят – особый сбор, достигавший до 1/20 от стоимости имущества.
В 630 году Мухаммед был признан в Мекке. Языческие идолы Каабы были уничтожены, сохранен лишь метеоритный камень. На этом месте возведена главная мечеть ислама. Пророк разослал манифесты в близлежащие страны с требованием признать новую веру. Он отправил отряд на завоевание Сирии, но поход закончился неудачей. В 632 году Мухаммед умер от лихорадки.

Так было положено начало Исламской цивилизации. В дальнейшем эта цивилизация распространилась далеко за пределы Аравии, она охватила весь Ближний Восток, Среднюю Азию, Индию, частично Сибирь, Кавказ, Причерноморье, Поволжье, Северную Африку, отчасти Испанию и даже Южную Италию. Ислам признали сирийцы, иранцы, отчасти индусы, тюркские народы, монголы, татары, угорские племена и даже отдельные группы европейцев, например, испанские ренегадос.

Можно выделить несколько периодов в развитии Исламской цивилизации:
— Правление четырех правоверных халифов (ал-хулафа ар-рашидун) (632 – 661 годы):
— Омейядский халифат (661 – 750 годы);
— Аббасидский халифат (750 – 1258 годы);
— Мамлюкский султанат (1258 – 1517 годы);
— Османский султанат (1517 – 1922 годы).

Основные институты государственного управления, равно как и догмы права и религии, были утверждены при первых четырех халифах.
Абу-Бекр (632 – 634 годы), тесть Мухаммеда, отец одной из жен пророка, распространил власть ислама на всю Аравию.

Исламская цивилизация

По его поручению бывший писец пророка Зайд ибн Сабит составил сводный текст Корана, который существовал в 1 экземпляре.
Омар (634 – 644 годы), также тесть Мухаммеда, осуществил завоевание Ирана, Египта, Сирии, Палестины. В 636 году он въехал верхом на верблюде в Иерусалим, поразив жителей бедностью своих одежд. Омар ввел гражданскую администрацию по образцу иранской, учредил диваны, установил налоги, ввел плату воинам.
Осман (644 – 656 годы), зять пророка, создал коллегию четырех во главе с Зайдом ибн Сабитом для изучения всех существующих версий Корана и сведения их в один канон. В 651 году канонический текст был обнародован, все прочие отклоняющиеся от него версии были уничтожены. Коран считался непереводимым. При Османе арабский язык стал не только единственным сакральным языком, но и общегосударственным, распространенным во всех завоеванных странах.
Али (656 – 661 годы), двоюродный брат и зять Мухаммеда, выступал за неизбираемость халифа, достоинство которого передается по крови, по принадлежности к роду пророка. Он вел ожесточенную борьбу со сторонниками выборности халифа, но потерпел поражение.

История древних цивилизаций →

Мусульманское государство →

Байт аль-Хикма – Дом мудрости

В начале VIII века исламские халифы управляли огромной территорией. И как многие успешные правители, подобно Цезарю и Наполеону, они понимали, что политическая власть и научный прогресс идут рука об руку, а потому учёные пользовались огромной поддержкой правителей. Для этого было много причин – некоторые из них практические. Знание медицины помогало спасать жизни, военной техники – выигрывать войны, знание математики позволяло регулировать государственные финансы.

статья опубликована в номере: 1 (518) / от 01 января 2017 (Рабиуль-ахир 1438 г.)

В начале VIII века исламские халифы управляли огромной территорией. И как многие успешные правители, подобно Цезарю и Наполеону, они понимали, что политическая власть и научный прогресс идут рука об руку, а потому учёные пользовались огромной поддержкой правителей. Для этого было много причин – некоторые из них практические. Знание медицины помогало спасать жизни, военной техники – выигрывать войны, знание математики позволяло регулировать государственные финансы. Ислам способствовал развитию науки, ведь сам Пророк  велел верующим искать знания, даже если придётся идти за ними в Китай.

Некоторые учёные даже называют эту эпоху «эрой исламской научной революции», что отражает степень влияния и вклад мусульман в становление современной науки. Становление Дома мудрости Построенный в VIII веке Байт аль-Хикма, или Дом Мудрости, был одной из жемчужин Багдада, столицы империи Аббасидов. Первоначально развитие Багдада во многом стало заслугой халифа Харуна аль-Рашида. Под его руководством Багдад начал курс, который впоследствии превратил этот город в интеллектуальный и культурный центр мира. За 500 лет в Багдаде проводилось множество различных академических исследований, привлекавших ученых со всего мира. Влияние халифа Харуна было настолько сильным, что о нем упоминали многие великие писатели.

В новаторском романе ирландца Джеймса Джойса «Одиссей» присутствует мечта о халифе, в то время как другой ирландец, В. Йит, написал стихотворение под названием «Дар Харуна Рашида». Еще один известный поэт, Альфред Теннисон, написал стихотворение под названием «Воспоминания об арабских ночах», в котором почти каждая строфа заканчивается фразой «хороший Харун Рашид». Его имя даже появляется в одном из романов Чарльза Диккенса. И все эти упоминания – словно дань уважения многочисленным заслугам халифа, в том числе и то, что именно при нем расцвел Байт аль-Хикма. Сын Харуна, Аль-Мамун, продолжил дело отца. Он расширил дом, как в пространственном, так и интеллектуальном смысле, предвидя его развитие и становление центром для изучения различных отраслей знания.

В Доме мудрости жили и работали интеллигенты и ученые самых разных традиций и профессий – исследователи, переводчики, философы и писатели. Именно работа в Доме мудрости дала возможность мусульманским ученым изучить и подарить миру доступность к произведениям великих философов, таких как Аристотель и Гиппократ. Без работы мусульманского мира в то время большая часть великой греческой традиции, возможно, была бы потеряна навсегда. Но греческий и арабский не были единственными языками, на которых говорили в Доме мудрости. Здесь звучали фарси, арамейский, иврит, сирийский, индийский и латинский языки. Но, пожалуй, самым удивительным явлением в Байт аль-Хикма был не только высокий интеллектуальный уровень его последователей, а единство ученых самых разных национальностей и убеждений. Христиане и иудеи со всего мира стекались к Дому мудрости, ведь здесь принимали абсолютно любого человека, учитывая лишь его стремление к знаниям. 

 Арабский язык стал универсальным языком науки. Учёные из разных стран, не имеющие ранее возможности общаться, теперь получили её. Помимо всего прочего, арабский язык отличался точностью, что идеально подходило для научной и технической терминологии. Учёные из разных частей мира теперь могли обсуждать, сравнивать, оспаривать и дискутировать. Учёный из Кордовы на юге Испании теперь мог сойтись в литературных и научных дебатах с учёным из Багдада и Самарканда. В IX столетии правители Багдада проводили регулярные встречи (интеллектуальные маджлисы). Можно было бы назвать их семинарами или обсуждениями, во время которых самые умные люди города, философы, богословы и астрономы, независимо от религиозной принадлежности, собирались, чтобы обсудить свои идеи. От учёных не ждали, что они будут придерживаться особой линии или принимать Ислам. Им вполне свободно позволялось выражать собственные представления и чувства. Единственным требованием было то, что они должны были делать это на изящном арабском языке, приводя логические доводы.

Различные отрасли знания В центре внимания ученых Дома мудрости были области разных наук, и выходили они далеко за рамки философии и теологии. Исследования в области метафизики, алгебры, медицины, физики, биологии, химии, тригонометрии и астрономии – это лишь некоторые из направлений работы, которые процветали здесь. Изучив искусство изготовления бумаги после экспедиций мусульман в Китай, Багдад стал одним из центров производства книг, а систематизация этого процесса сделала их гораздо более доступными. Сооружение обсерватории в Доме мудрости позволило астрономам наблюдать за Вселенной, а сам проект выходил за рамки астрономии, так как некоторые историки утверждают, что подобная работа представляет собой первый спонсируемый государством крупномасштабный научный проект. Поддержка со стороны правителей и общая атмосфера свободы и учености вполне естественно привели к тому, что Дом мудрости стал академической резиденцией многих великих ученых.

Арабский философ, великий Аль-Кинди, переводил труды крупных ученых и, развивая их с точки зрения исламской теологии, начал дебаты по вопросам философии и теологии. Аль-Хорезми, выдающийся математик, ввел весь мир в десятичную систему исчисления, которой мы сегодня пользуемся.

Ислам в Средние века

А его имя обозначило новую науку – алгебру. Уроки Дома мудрости Сегодня мы, несомненно, можем извлечь некоторые уроки из этого удивительного периода нашей истории. Реальность процветающего Байта аль-Хикма вновь напомнила, что Ислам и наука дополняют друг друга. Когда наша прекрасная религия применяется надлежащим образом, процветают научные исследования, значит, улучшается и жизнь общества в целом. Недаром первым словом откровения Священного Корана был призыв: "Читай!" Стоит также помнить, что такой яркий период, который длился 500 лет в Багдаде, был отнюдь не исключением.

Мусульмане поддерживали расцвет знаний в Андалусии в течение семи веков, а плоды этих усилий также стали легендами. Даже сегодня, в разгар потрясений и трагичных событий по всему миру, мусульманские мыслители продолжают заниматься научной деятельностью в самых разных областях и добиваются больших высот. Стремление мусульман к знаниям не ограничивается только теологией или философией; мы занимаемся всеми отраслями науки. И та открытость к научной мысли, которую проявили обитатели Дома мудрости, позволила развиваться мыслителям и ученым со всех уголков мира, что оказалось полезным для всех сторон. Мы и сегодня продолжаем пользоваться плодами этой гармоничной эпохи, которая сделала мир чище, светлее, прогрессивнее. Учёные Ислама сохранили традиции и опыт своих предшественников, собрали воедино эту гигантскую научную мозаику, пропитанную знаниями. Такой опыт приносит пользу всем людям и во все времена останется актуальным. 

АБДУЛЛА МУСЛИМОВ

И всё-таки она круглая …

Каждый из нас, вставая утром, становится немного невежественнее, чем был вчера. Однажды, выступая перед

Исламская средневековая цивилизация.

В средние века появляется исламская цивилизация. Изначальный цикл (7-13 вв.) — арабско-мусульманский, т.к. носителями ценностей Ц. были арабы. Место генезиса Ц. – Аравийский полуостров. В период своего наибольшего распространения в средневековье исламские ценностные ориентации захватили Аравию, Ближний, Средний Восток, Закавказье, Испанию, Египет, страны Магриба. В древности на полуострове не сложилось цивилизации, что во многом определялось природно-климатическими условиями. Там арабские племена вели кочевую жизнь, приручили верблюдов, к-е обеспечивали им все потребности: пищу, одежду, шкуры для жилища, как транспорт. Лишь на севере, в южных районах и западных оазисах арабы вели осёдлый образ жизни, земледелие, торговля, ремёсла. Нехватка воды, зелёных насаждений, сухая жара дали своеобразное понимание комфорта: фонтан, бассейн под открытым небом, прохлада тенистых деревьев. Но чаще всего жизнь была далека от такого. В конце 6 в. ситуация на полуострове резко ухудшилась, т.к. южная его часть – Йемен – был захвачен Ираном. Была прервана транзитная торговля. Уровень жизни племён стал падать. Появились социальные проблемы – усилились межплеменные столкновения и напряжённость. Центр караванной торговли – Мекка,в к-й жило племя курейш, расположена на середине маршрута Йемен – Сирия и привлекала к себе племена арабов. В ней были общеарабские святыни, сгруппированные у Каабы (храм, выстроенный в кубической форме). Мекканцы организовывали ежегодные приезды племён в Мекку на поклонение богам и на торги. Это увеличивало торгово-экономический потенциал города, концентрировало материальные средства там. Так исторически Мекка готовилась стать центром новой общности.

Первый проповедник ислама – сын небогатого купца племени курейш Мухаммед (Магомет), живший в 570-632 гг. Повзрослев, поступил на службу к богатой мекканской вдове Хадидже, а позже женился на ней.

Лекция №10. Тема: исламская цивилизация в средние века

Её состояние давало возможность проповедовать. Возможно, Мухаммед был знаком с основами иудаизма и христианства, представители к-х жили рядом. Также он слушал пророков, предрекавших власть Бога Единого (по-арабски Бог – Аллах). В 40 лет его стали посещать видения извне, из них позже составится священная книга. Призывал к строгому единобожию и справедливости. Сначала знать не принимала его идеи. А жители соперничавшего с Меккой Ясриба приняли. Совершив в 622 г. т.н. хиджру (переход) туда, он положил начало летоисчислению исламской религии. Сначала у него были пришедшие с ним сторонники и союзники из Ясриба, к-й стал Мединой. Он воплощал светская, духовная, военная, административная власть, что характерно потом для мусульманского сообщества. Установились основы ритуала, правила жизни. Запреты на употребление вина, свинины, азартные игры и т.д. Признание частной собственности, ответственность по закону за коммерческую деятельность, институт брака и семьи и т.д. Мекканцы оценили такое и не препятствовали возвращению Мухаммеда в родной город. Скоро он скончался. К этому времени значительная часть Аравии стала единым целым в религиозном и политическом смысле. Безоговорочная покорность Аллаху. Понятие джихад – священная война, в к-й неверные обращаются в ислам. Ислам распался на 3 основных направления, к-е по-разному понимали осуществление духовной власти: суннизм (самые многочисленные, сторонники халифата, в к-м халиф принадлежит к роду Мухаммеда), шиизм (править должен потомок кузена М. – Али, форма правления имамат, имам – наследник миссии М.), хариджиты (править может любой член общины). Черта ислама – слепая покорность судьбе, корпоративность, в к-й интересы общины подавляют интересы личности.. Правил всем халиф, позже власть по наследству. Возникли династии Омейядов (правили сначала они) и Аббасидов. Причины возникновения мусульманской Ц.: 1. материально-экономич. – искали пути выхода из кризиса; 2. соц. и полит. – междоусобицы ухудшали положение людей; 3. международная – сильные соседи Аравии – Византия, Иран, Аксум с их монотеистическими религиями процветали и были угрозой разрозненным арабам. Деятельность Мухаммеда дала объединяющую идею – мысль о едином Боге. Ислам стал основой Ц. На средневековье пришёл первый виток развития, кульминация его 9 в. Причины быстрого распространения ислама: близок иудаизму, христианству; основные требования его усваиваются легко: нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его; молитва 5 раз в день; налог в пользу бедных; пост во время месяца рамадан; паломничество в Мекку (хадж); слитность религии и политики, что делало власть халифов сильнее; арабизация, в к-й воинов расселялись на завоёванных землях, у местных рождались от них дети, к-е становились носителями мусульманской культуры. При Омейядах становилась художественная культура, активно строительство. При Аббасидах построен Багдад, сказочно роскошный. Там Дом Мудрости, куда стекались учёные. Восток сохранил античное наследие, с которым познакомилась Европа во время крестовых походов и со многими из греко-римских трактатов в арабском переводе.

На Западе авторитетными были сочинения Авиценны, Аверроэса, математика, поэзия, зодчество.

Византийская цивилизация.

К 4 в. н.э. становился всё более очевидным упадок Римской империи. В качестве выхода из кризиса виделось разделение становившейся неуправляемой империи на 2 части – Западную и Восточную – это произошло в 395 г. Восточная часть стала развиваться по-своему. Уже в 330 г. римский император Константин Великий, 1ый император-христианин, основал на месте древнегреческой колонии Византии новый город – Константинополь. Отсюда название Восточной Римской империи – Византия. Для самосознания византийцев характерно понимание себя в качестве ромеев (римлян), а своего императора – прямого преемника римских императоров. В истории Византии обычно выделяют 5 этапов: 1. 4 в. – середина 5 в. Формируется многонациональное государство и сословная структура общества, многочисленная военная бюрократия вокруг императора, которому принадлежит вся власть. Много городов, активное строительство. 2. 2ая половина 7 в. – 1ая половина 9 в. Отражает нашествия арабов и славян. В результате территория сокращается, выравнивается национальный состав, преобладают греки и славяне. Усиливается конфликт между Церковью и Государством, Церковь победила вместе с её консерватизмом и охранительством. 3. 2ая половина 9 в. – середина 11 в. Считается золотым веком. Бурное развитие экономики, расцвет культуры. Новые города, возникают школы и университеты, превосходные библиотеки, идёт миссионерская деятельность. В 1054 г. происходит схизма – разделение Церкви на Восточную с константинопольским патриархом и Западную с папой римским, это обеспечило Византии духовную независимость. Но поражение от турок-мусульман, хотя империя и не пала. 4. 2ая половина 11 в. – начало 13 в. Новый подъём. Ослаблена власть турок, но внутренние смуты. В результате в начале 13 в. рыцари 4го Крестового похода завоевали Константинополь и основали на Босфоре латинскую империю. Императорская власть больше не объединяет, на первый план Церковь. 5. середина 13 в. – 1453 г. Освобождение Константинополя от латинян. Но империя не возродилась как раньше – разрозненная и слишком ослабленная. Но развивается философия, богословие, искусство. В 1453 г. турецкая армия взяла Константинополь, пала империя.

Особенности цивилизации. Синтез античной и христианской традиций. В отличие от западноевропейской культуры, на неё сильно не воздействовали варвары. С момента возникновения оформилась как христианская держава. Роль греческого населения была преобладающей, и Византия напрямую усвоила достижения древнегреческой культуры. Церковь не имела самостоятельности, выступала в качестве части государственной машины, к-я не имела политических функций. Культ императора как сакральной фигуры. Высокий по сравнению с Западом уровень развития материального производства. Сохранила городскую структуру античности. Не было сословно-корпоративных отношений, характерных для запада. Христианское мироощущение пронизывает повседневную жизнь. Высшие ценности – аскетизм, смирение, благочестие, земная жизнь как подготовка к переходу к вечной. Не было разрывов в развитии культуры, отсюда культ книжной мудрости, под ней понимается не только Священное Писание, но и античная художественная и философская классика. Сильная власть традиции. Подозрительность ко всему извне, ценностям других культур. Важнейший механизм сохранения традиции и культурная ценность – образование. Принципы античной педагогики. Церковь была бедна и частично поэтому зависима Её и государство объединяло стремление сохранить традицию. Взаимодействие античной традиции и христианства наложило свой отпечаток на византийскую литературу. Сначала популярны античные жанры, потом новые – церковная поэзия, назидательное чтение для народа. Интерес к культуре латинского Запада. Успехи в изобразительных искусствах и архитектуре, в них влияние античной и церковной линий. Новаторы в архитектуре. Разработали новую планировку городов, к-я стала образцом для средневековья. Центральное положение площади с собором, от которой в разные стороны расходятся переплетающиеся друг с другом улицы. Подозрительность ко всему извне вызывало осторожность. Распространены донос и клевета. Это формировало особый тип личности – льстивость совмещалась с жестокостью, зависть с хитростью.

Византийская империя сыграла очень важную роль в истории культуры. Не позволила прерваться культурной традиции, осуществила синтез античной и христианской традиций, который воздействовал на латинский Запад и формирующуюся культуру Киевской Руси. Именно благодаря Византии возникли культурные влияния, которые вызвали проблему взаимоотношения Востока и Запада.



С VII в. вдоль берегов Средиземного моря стала распространяться новая религия ислам, которая стала одной из мировых религий и легла в основу формирования Арабской цивилизации. Эту цивилизацию создали арабы, населявшие Аравийский полуостров. Они принадлежали к группе семитских народов. Большинство арабов к началу VII в. оставалась кочевниками, или бедуинами (жителями пустыни), разводившими верблюдов, коз, овец. И лишь некоторая их часть занималась земледелием, в основном на юге Аравийского полуострова.

Арабы в большинстве своем были язычниками. В различных районах Аравии верили в разных богов. Особенно почитались бог Утренней Звезды, бог Луны. Чтились женские астральные божества. И в то же время у многих языческих племен существовало представление о неком верховном божестве, которого называли Аллах (Бог). Так, племя курейшитов, к которому принадлежал и пророк Мухаммед, верило, что их верховное божество, Аллах, воплощен в священном черном камне, в храме Кааба.

Торговые отношения арабов с соседними странами способствовали проникновению в Аравию христианства и иудаизма. Таким образом, складывались духовные предпосылки для появления новой монотеистической религии.

К началу VII в. в Аравии, в особенности в Мекке, значительное распространение получил ханифизм — духовно-религиозное учение, направленное на поиск нового единого Бога и заимствовавшее некоторые общие идеи христианства и иудаизма. Одним из ханифов-проповедников стал Мухаммед (570-632), торговец из Мекки.

Первый символ веры приверженцев ислама — шахада (свидетельство), свидетельствует веру в Единого Бога (Аллаха) и пророческую миссию Пророка Мухаммада. Мухаммед посвятил себя духовным поискам и стал одним из ханифов-проповедников. Его учение составило суть ислама, ставшего основой Арабской цивилизации.

Ислам (буквально покорность) вобрал в себя как духовно-религиозную культуру арабов, так и многие постулаты иудаизма и христианства. Священной книгой приверженцев ислама мусульман (от муслим — преданный) стал Коран (Чтение), который, согласно мусульманскому преданию, был передан Аллахом людям через пророка Мухаммеда. Уже после смерти Мухаммеда Коран был собран в единую книгу и разделен на 114 глав (сур). В основе догматики Корана идея о том, что спасение ждет только тех, кто верит в Аллаха и его посланника Мухаммеда. Мусульмане должны полностью вверить себя воле Аллаха. Отсюда фатализм, предопределенность высшей силой человеческой судьбы.

Ислам возлагал на верующих 5 основных обязанностей (пять столпов веры). Первая — шахада. Вторая обязанность ежедневное совершение молитв в соответствии с определенным ритуалом. Третья соблюдение поста, в особенности в месяц рамадан (девятый месяц мусульманского лунного календаря). Четвертая ежегодное отчисление в пользу мусульманской общины заката (одной сороковой доли доходов). Пятая обязанность хадж, паломничество в Мекку, священный город мусульман.

В 622 г. Мухаммед с группой последователей был вынужден переселиться в Ятриб. Там он основал мусульманскую общину. Город переименовали в честь Мухаммеда в Медину (город пророка). 622 год стал началом нового летоисчисления по мусульманскому календарю. Мухаммед сумел объединить немало арабских племен и в 630 г. торжественно въехал в Мекку. Мекка стала религиозным центром мусульманского мира. С рождением и утверждением ислама стала складываться арабская цивилизация.

VII в. стал веком образования арабского государства, получившего название Арабский халифат. После смерти Мухаммеда в 632 г. его преемником халифом (заместитель Пророка) был избран Абу Бекр, старый друг и сподвижник Мухамеда. Халиф соединял в своих руках светскую (эмират) и духовную (имамат) власть. Через два года, после кончины Абу Бекра, его сменил другой сподвижник Мухаммеда Омар, который правил 10 лет. Третьим халифом стал Осман из богатого мекканского рода Омейя. Он правил с 644 по 656 гг. Династия Омейядов правила халифатом VII-VIII вв. В IX-XIII в. ей на смену пришла династия Аббасидов.

Уже при первых халифах арабы начали завоевательные войны. В течение одного столетия образовался Арабский халифат, земли которого простирались от Атлантического океана до Памира и Гиндукуша, от Приаралья до Сахары. Это было государство, находившееся одновременно на трех континентах Азии, Африке и Европе. Местное население на завоеванных землях быстро исламизировалось.

Однако, уже во второй половине VIII в. начинается ослабление и распад халифата. Этому способствовали различный уровень экономического развития стран, входящих в халифат, сепаратистские устремления их правителей, борьба различных политических группировок за власть, народные восстания.

Арабский халифат, столицей которого первые сто лет был Дамаск, а затем Багдад, представлял собой централизованное государство с единой системой управления, налогообложения, таможенных тарифов. Верховная власть как светская, так и духовная находилась в руках халифа. Для управления страной был создан большой и разветвленный бюрократический аппарат. Центральная власть опиралась на армию и полицию.

Верховным собственником большинства земель в халифате считалось государство. Обрабатывали землю крестьяне, выплачивающие поземельную подать. Богатые города со своей системой торговли и ремесла также находились под строгим контролем государства. Согласно ценностным ориентациям кочевого и полукочевого общества труд ремесленника считался позорным и ремеслами традиционно занимались зиммии (иудеи и христиане).

К арабской культуре в узком смысле слова обычно относят культуру Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации и в которых сложилась арабская народность (Ирак, Сирия, Палестина, Египет, страны Магриба). Эта культура синтезировала достижения не только собственно арабской, но древневавилонской, персидской, среднеазиатской культур, а также наследие античности.

Исламская цивилизация: история возникновения и развития

Расцвет арабской культуры приходится на VIII-XI века. Они достигли значительных успехов в художественной литературе. Между X-XV вв. сложился популярный сборник народных сказок «Тысяча и одна ночь».

Главными центрами образования у арабов стали мусульманские средние и высшие школы медресе (от араб. дараса изучать), которые готовили служителей культа, учителей, государственных чиновников. Арабская наука развивалась под сильным влиянием античности, но в то же время она была непосредственно связана с практическими потребностями хозяйственного развития и государственного управления огромной страны.

Весь мусульманский мир до сегодняшнего дня пользуется созданным в VII в. лунным календарем, где исходной датой считается 16 июля 622 г. дата переселения Мухаммеда из Мекки в Медину. Значительны достижения арабов в сфере медицины. Среди архитектурных сооружений того времени наиболее совершенными были мечети и дворцовые здания. Они украшались арабесками тончайшими орнаментами, растительными и геометрическими, с включением стилизованных надписей. Важнейшее искусство мусульман каллиграфия, т.е. искусство красиво писать.

Арабская цивилизация способствовала синтезу западной и восточной культур. Ее уникальность заключалась и в том, что в отличие от предшествующих мировых империй, основанных на военном завоевании, появляется империя, поддерживаемая единой религией.

⇐ Предыдущая12

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2156; Нарушение авторских прав?;


Математика

Основные научные достижения арабских ученых относятся ко времени Раннего Средневековья. Значителен был вклад арабов в математическую науку. В VIII в. – и особенно в IX-Х вв. – арабские ученые сделали важные открытия в области геометрии, тригонометрии. Живший в Х в. Абу-л-Вафа вывел теорему синусов сферической тригонометрии, вычислил таблицу синусов с интервалом в 15°, ввел отрезки, соответствующие секансу и косекансу. Поэт, ученый Омар Хайям написал «Алгебру» – выдающееся сочинение, в котором содержалось систематическое исследование уравнений третьей степени. Он также успешно занимался проблемой иррациональных и действительных чисел. Ему принадлежит философский трактат «О всеобщности бытия». В 1079 г. он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский. В Багдадском халифате узнали о математических открытиях индийцев в VIII в. Сразу же подхваченная арабами цифровая система стала известна в Западной Европе под названием арабской к XII в. (через арабские владения в Испании).

Известен трактат «Книга о механике», принадлежащий знаменитым астрономам и математикам Багдадской школы – трем братьям Бану Муса (IX-Х вв.). Из среднеазиатских ученых следует назвать, прежде всего, математика IX в. Абу Абдаллу Мухаммеда бен-Муса аль-Хорезми (787 — ок. 850), работавшего в эпоху просвещенного халифа аль-Мамуна. Именно благодаря его сочинениям в арабском мире распространилась индийская позиционная система и цифровая символика с нулем, воспринятая впоследствии европейской математикой. Также Хорезми описывает арифметические действия с целыми числами и дробями. В переработанной им «Арифметике» Диофанта – «Книге о восстановлении и противопоставлении» («Китаб аль-джебр аль-Мукабалла») — были приведены два основных правила решения линейных и квадратных уравнений, а также употреблен термин «ал-джебр» для обозначения всей науки о решении уравнений (алгебре). Последующие за Хорезми ученые развили новые идеи, заимствовав их, в свою очередь, у индийских математиков, и в XII в. Великий хорезмийский ученый – энциклопедист Абу-р-Рейхан аль-Бируни (973 — ок. 1050) создал фундаментальные работы по математике, астрономии, ботанике, географии, общей геологии, минералогии и другим наукам. Ученый широко применял математический анализ. В области математики он решил задачи деления угла на три части, удвоения куба и т.д.

Астрономия

Переведенный главный труд Клавдия Птолемея «Великое астрономическое построение», получивший по-арабски название «Ал-Маджисти» (переведенный с арабского на латинский язык под названием «Альмагест») стал для арабских ученых основой космологии, применявшейся на протяжении последующих 500 лет. В IX-Х вв. арабские ученые аль-Баттани и Абу аль-Вафа провели самые точные для того времени астрономические измерения, позволившие им составить астрономические таблицы.

В VIII-XV вв. в арабских странах появились так называемые зиджи — справочники для астрономов и географов с описанием календарей, указанием хронологических и исторических дат, тригонометрическими и астрономическими таблицами. Кроме того, арабы создали лунный календарь, включивший 28 «лунных станций», каждая из которых имела метеорологические характеристики.

Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни производил также точные астрономические измерения. Бируни наблюдал и описал изменение цвета Луны при лунных затмениях и явление солнечной короны при полных затмениях Солнца. Он высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца и считал геоцентрическую теорию весьма уязвимой. Им было написано обширное сочинение об Индии и переведены на санскритский язык «Начала» Евклида и «Альмагест» Птолемея. Астрономические исследования средневековых арабских ученых вместе с другими достижениями арабской науки и техники становились позднее известными в Европе и стимулировали развитие европейской астрономии.

География

Большое практическое значение имели достижения арабов в области география. Арабские путешественники и географы расширили представления об Иране, Индии, Цейлоне и Средней Азии. С их помощью Европа впервые познакомилась с Китаем, Индонезией и другими странами Индокитая. Известные работы географов-путешественников:
— «Книга путей и государств» Ибн Хордадбека, IX в.
— «Дорогие ценности» – географическая энциклопедия Ибн Руста (начало Х в.)
— «Записка» Ахмеда Ибн Фадлана с описанием путешествия в Поволжье, Заволжье и Среднюю Азию
— 20 трактатов Масуди (X в.)
— «Книга путей и царств» Истахри
— 2 карты мира Абу-Абдаллаха аль-Идриса
— многотомный «Словарь стран» аль-Кинди Якута
— «Путешествие» Ибн Баттуты.

Примечательно, что Ибн Баттута за 25 лет своих путешествий прошел по суше и морю около 130 тысяч км. Он посетил все мусульманские владения в Европе, Азии и Византии, Северную и Восточную Африку, Переднюю и Среднюю Азию, Индию, Цейлон и Китай, обошел берега Индийского океана. Он пересек Черное море и от Южного берега Крыма проехал к низовьям Волги и устью Камы.

Уже упоминавшийся нами Бируни производил географические измерения. Он определил угол наклона эклиптики к экватору и установил его вековые изменения. Для 1020 г.

его измерения дали значение 23°34’0". Современные вычисления дают для 1020 г. значение 23°34’45". Во время путешествия в Индию Бируни разработал метод определения радиуса Земли. По его измерениям, радиус Земли оказался равным 1081,66 фарсаха, т. е.

Исламская цивилизация в средние века.

около 6490 км. В измерениях участвовал Аль-Хорезми. При Аль-Мамуне была предпринята попытка замерить окружность Земли. С этой целью ученые измерили градус широты вблизи Красного моря, что составляет 56 арабских милей, или 113,0 км, отсюда длина окружности Земли равнялась 40680 км.

Физика

Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам (965—1039), известный в Европе под именем Алхазена, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике. Алхазен развивает научное наследие древних, производя собственные эксперименты и конструируя для этого специальные приборы. Он разработал теорию зрения, описал анатомическое строение глаза и высказал предположение, что приемником изображения является хрусталик. Точка зрения Алхазена господствовала до XVII в., когда было выяснено, что изображение появляется на сетчатке. Отметим, что Алхазен был первым ученым, знавшим действие камеры-обскуры, которую он использовал как астрономический прибор для получения изображения Солнца и Луны. Алхазен рассматривал действие, плоских, сферических, цилиндрических и конических зеркал. Он поставил задачу определения положения отражающей точки цилиндрического зеркала по данным положениям источника света и глаза.

Математически задача Алхазена формулируется так: по данным двум внешним точкам и окружности, расположенным в одной плоскости определить такую точку окружности, чтобы прямые, соединяющие ее с заданными точками, образовывали равные углы с радиусом, проведенным к искомой точке. Задача сводится к уравнению четвертой степени. Алхазен решил ее геометрически.

Алхазен занимался исследованием преломления света. Он разработал метод измерения углов преломления и показал экспериментально, что угол преломления не пропорционален углу падения. Хотя Алхазен не нашел точной формулировки закона преломления, он существенно дополнил результаты Птолемея, показав, что падающий и преломленный лучи лежат в одной плоскости с перпендикуляром, восстановленным из точки падения луча. Алхазену было известно увеличивающее действие плоско-выпуклой линзы, понятие угла зрения, его зависимость от расстояния до предмета. По продолжительности сумерек он определил высоту атмосферы, считая ее однородной. В этих предположениях результат получается неточным (до Алхазену, высота атмосферы 52 000 шагов), но сам принцип определения является большим достижением средневековой оптики. «Книга оптики» Алхазена была переведена на латинский язык в XII в. То, что Алхазен есть не кто иной, как арабский ученый Ибн аль-Хайсам, выяснилось только в XIX в.

Математик, астроном и географ аль-Бируни, родившийся на территории современного Узбекистана в 973 году, написал 146 работ общим объемом 13 тысяч страниц, включая пространное социологическое и географическое исследование Индии. Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни производил точные определения плотностей металлов и других веществ с помощью изготовленного им «конического прибора». «Конический прибор» Бируни представлял собой сосуд, суживающийся кверху и оканчивающийся цилиндрической шейкой. Посредине шейки было проделано небольшое круглое отверстие, к которому была припаяна изогнутая трубка соответствующего размера. В сосуд наливали воду. Куски металла, плотность которого определялась, опускали в сосуд, из которого через изогнутую трубку выливалась вода в объеме, равном объему исследуемого металла. Шейка была достаточно узкой («шириной с мизинец»), чтобы «подъем воды был заметен и при опускании того, что по объему равно зерну проса». Сама же трубка после ряда опытов была заменена желобком, чтобы вода по нему стекала без задержки. По измерениям Бируни плотность золота, переведенная на современные единицы измерения, равна 19,5, ртути -13,56. Особое значение для развития минералогии имел обширный труд Бируни "Собрание сведений о познании драгоценных минералов", в котором он подробно описал более 50 минералов, руд, металлов, сплавов. Им были написана также книга «Минералогия».

Замечательны практические указания, приведенные Бируни о воде, применяемой при определениях плотности. Он указывает на необходимость пользоваться водой из одного и того же источника, в одних и тех же условиях «в связи с воздействием на ее свойства четырех времен года и зависимостью ее от состояния воздуха». Таким образом, Бируни знал, что плотность воды зависит от содержания в ней примесей и от температуры.

При сравнении с современными данными результаты Бируни оказываются весьма точными. Русский консул в Америке Н.Ханыков в 1857 г. нашел рукопись аль-Хазини под названием «Книга о весах мудрости». В этой книге приведены извлечения из книги Бируни «Об отношениях между металлами и драгоценными камнями в объеме», содержащие описание прибора Бируни и полученные им результаты. Аль-Хазини продолжал исследования, начатые Бируни, с помощью специально сконструированных им весов, которые он назвал «весами мудрости».

Медицина

Больших успехов достигла медицина – она развивалась более успешно, чем в Европе или на Дальнем Востоке. Арабскую средневековую медицину прославил врач и философ, Ибн-Сина – Авиценна (981-1037), автор энциклопедии теоретической и клинической медицины, обобщивший взгляды и опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей «Канон врачебной науки», которая на Западе использовалась в качестве учебника до XVII века.
Авиценна родился в 980 году, а умер в 1037 году. Начав с профессии финансового инспектора в налоговом управлении, он пришел к должности визиря.

Несмотря на раннюю смерть вследствие чрезмерной работы и удовольствий, его труды внесли значительный вклад в развитие медицины. Его основное медицинское произведение, «Канон врачебной науки» включает философию, гигиену, патологию, терапию и медицинский материал. Здесь он так хорошо описал болезни, как до него еще никто их не описывал. Переведенные на большинство языков мира, произведения Авиценны на протяжении шестисот лет были универсальным медицинским кодексом; они послужили основой для медицинских исследований во всех университетах Франции и Италии. Их повторно печатали до XVIII века, и прошло не более полувека с тех пор, как их перестали комментировать в университете Монпелье. Не меньше, чем науку Авиценна любил удовольствия, а их излишества, как мы уже упоминали ранее, сократили его дни; это наводит нас на мысль о том, что вся его философия не смогла ему принести мудрость, равно как и его медицинская наука – здоровье.

Абу Бакр Мухаммед ар-Рази, известный багдадский хирург, дал классическое описание оспы и кори, применял оспопрививание. Сирийская семья Бахтишо дала семь поколений знаменитых врачей.
В 975 г. персидский ученый Абу Мансур аль-Харави Мувффат опубликовал «Трактат об основах фармакологии», в котором изложил лечебные свойства различных природных и химических веществ.

В Википедии есть статьи о других людях с именем Фатима и нисбами Курайши и Фихри.

Фатима бинт Мухаммад аль-Фихри (араб.فاطمة بنت محمد الفهري‎; IX век, Кайруан, совр.

Исламская средневековая цивилизация.

Тунис — 880, Фес, совр. Марокко) — основательница мечети и медресеаль-Карауин в Фесе.

Биография

В 859 году основала при мечете медресе, которое на сегодняшний день является старейшим в мире университетом. Мечеть в настоящее время также функционирует, и является одной из крупнейших в Северной Африке.

Была дочерью богатого купца, получила хорошее образование. Семья эмигрировала в Фес из города Кайруан (совр. Тунис), поэтому мечеть и медресе носят это название .

Её сестра Марьям спонсировала мечеть аль-Андалуса и вместе с сестрой стала в ряд женщин-основательниц мечетей.

При медресе основала библиотеку. В мае 2016 года библиотека была вновь открыта после реставрации. Коллекция из более чем 4000 рукописей включает в себя Коран IX века и ранние сборники хадисов.

Ссылки

  1. 12Kenney, Jeffrey T. Islam in the Modern World / Jeffrey T. Kenney, Moosa. — Routledge, 2013-08-15. — P. 128. — ISBN 9781135007959.
  2. ↑Lulat, Y. G.-M.: A History Of African Higher Education From Antiquity To The Present: A Critical Synthesis Studies in Higher Education, Greenwood Publishing Group, 2005, ISBN 978-0-313-32061-3, p. 70:
  3. Joseph, Suad. Encyclopedia of Women & Islamic Cultures: Economics, education, mobility and space. — Brill. — P. 314. — ISBN 9789004128200.
  4. Swartley, Keith E. Encountering the World of Islam. — Biblica. — P. 74. — ISBN 9781932805246.
  5. ↑Dictionary of African Biography. — Vol. 6. — P. 357-359. — ISBN 9780195382075.
  6. Kahera, Akel. Design Criteria for Mosques and Islamic Centres. — Routledge. — P. 81. — ISBN 9781136441271.
  7. ↑The Delicate Task Of Restoring One Of The World’s Oldest Libraries, NPR (21 May 2016). Проверено 1 сентября 2016.
  8. ↑The oldest library in the world just opened to the public — here’s a look inside, Tech Insider (28 June 2016). Проверено 1 сентября 2016.