Джамаат намаз как делать

14.05.2018 0 Автор admin

С именем Аллагьа, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.
Ас-Саламу алейкум ва рахматулЛагьи ва баракатух!
Дорогие братья и сёстры!

    Хвала Аллагьу, в Днепропетровске есть мечеть, в которой все желающие мусульмане могут собраться на джамаат-намаз. Однако в нашей области существует множество мусульман, которые не имеют возможности приезжать в Днепропетровск, а знаний, для того, чтобы проводить джамаат-намазы в своём родном городе (посёлке) не достаточно. Эта статья написана именно для таких наших братьев и сестёр. 

В ней вы узнаете о:
1)      том, что такое джамаат-намаз, его ценности и достоинствах,
2)      порядке совершения джамаат-намаза,
3)      порядке расположения людей в джамаат-намазе,
4)      желательных и нежелательных действиях при совершении джамаат-намаза,
5)      требованиях к имаму, за которым совершается джамаат-намаз. 

ЦЕННОСТЬ ДЖАМААТ-НАМАЗА

Cовершение коллективного намаза (джамаат-намаза) является одной из особенностей общины (уммы) пророка Мух`аммада (да благословит его Аллагь и приветствует). Первым из сынов Адама, кто совершил джамаат-намаз, был пророк Мух`аммад (да благословит его Аллагь и приветствует).

Коллективный намаз (намаз в джамаате, он же намаз за имамом) более угоден Аллагьу. Коллективом могут быть:

—        все молящиеся в мечети за имамом,
—        все молящиеся в молитвенной комнате, на рабочих местах и дома за избранном ими имамом.

Если в молящемся коллективе нет мужчин, то имамом избирают женщину.

В мечетях имам в коллективном намазе находится впереди всех в специально устроенной нише (михраб). В молитвенной комнате место имама обозначено отдельным, единственным в ряду ковриком.

18 важных правил совершения намаза с джамаатом

Сзади него места для молящихся отмечают двумя-тремя и более рядами ковриков от стены до стены. Молитвенные коврики, а в мечетях ковры, заранее расположены с обеспечением  киблы.

О ценности и достоинствах джамаат-намазов есть множество  достоверных хадисов.

1) Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллагь ими обоими, что посланник Аллагьа, да благословит его Аллагь и приветствует, сказал: «Общая молитва превосходит индивиду-альную в двадцать семь раз».

(Мухтасар Сахих аль-Бухари» №368)

2) Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллаh, сказал:

«Пророк, да благословит его Аллагь и приветствует, сказал: “Для лицемеров нет молитв более тяжких, чем утренняя и вечерняя, однако, если бы знали они (какая награда ждёт людей) за две эти молитвы, то обязательно являлись бы на них (в мечеть), даже (если бы пришлось им добираться) ползком!”»

(Мухтасар Сахих аль-Бухари» №373)

Почему же джамаат-намаз намного ценнее, чем индивидуальный?

В первую очередь, приходя в мечеть на джамаат-намаз, мусульмане оказываются в гостях у Всевышнего Аллагьа. Всевышний повелел нам, Своим рабам, оказывать почести гостям, и Своего раба, который пришёл в мечеть с чистым намерением, Сам Господь тоже возвеличит. Даже если не было бы других достоинств коллективного намаза, совершенного в мечети, одного этого бы было достаточно.

Во-вторых, приходя в мечеть на джамаат-намаз, мусульмане общаются друг с другом, говорят друг другу о своих проблемах, дают советы. Это укрепляет дружбу между ними.

В-третьих, при этом незнающий получает знания от знающего.

В-четвертых, увеличивается вероятность того, что намаз будет принят Всевышним, ведь у людей в поклонении разные степени, и из-за благодати людей, избранных Всевышним, принимается поклонение и у других.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ДЖАМААТ-НАМАЗА

При коллективном намазе один человек (имам) стоит впереди, а другой (маъмун) или какое-то количество молящихся стоят позади него ровными рядами и следуют за ним в действиях. Совершая намаз за имамом, следует:

— стоять за имамом,

— произносить вступительный такбир после произнесения такбира имамом,

— иметь намерение в сердце следовать за имамом (например: «Я намереваюсь совершить обязательный полуденный намаз, следуя за имамом, ради Аллагьа»),

— необходимо ждать, пока имам не перейдёт в следующую позицию в намазе, и затем самому переходить в ту же самую позицию.

Маъмумы в своих действиях не должны отставать от имама. Отставание от имама на один рукн является неодобряемым.

Общий порядок такой:

   — Азан

   — ратибат-намазы (каждый совершает сам)

   — имам начинает читать Аль-Кюрси, а все остальные продолжают читать про себя

   — имам читает дуа, по окончании все произносят «Амин»

   — Икамат

   — джамаат-намаз

   — азкары

   — ратибат-намазы (каждый совершает сам)

Порядок совершения собственно джамаат-намаза (основной молитвы) следующий:

— Каждый произносит намерение (сначала словами, для того чтобы ещё более осознать предстоящие выполнению действия).

— Имам громко произносит вступительный такбир. Следуя за ним, все произносят «Аллагьу акбар», при этом каждый делает намерение сердцем.

— Имам читает про себя ифтитах (ваджахту). Это специальное дуа. Кто знает его, также может прочитать про себя.

— Имам громко читает суру «Аль-Фатиха», все остальные слушают. Вслух эту суру имам читает только в первых двух ракаатах  утреннего, вечернего, ночного и пятничного обязательного намаза. После первых 2 ракаатов имам вслух её уже не читает, а каждый её читает про себя. При совершении полуденного (зухр) и послеобеденного (аср) джамаат-намазов имам вслух суру «Аль-Фатиха» вообще не читает. Маъмуны приступают к чтению про себя этой суры сразу после вступительного такбира (и далее в последующих ракаатах).

— По окончании чтения суры «Аль-Фатиха» имамом, все вместе произносят «Амин, я Раббаль-`аламин» или просто «Амин».

— Затем маъмуны читают суру «Аль-Фатиха» про себя. В это время имам читает про себя какую-либо суру или аят Корана примерно такой-же продолжительности, что и «Аль-Фатиха», или читает дуа.

— Имам громко читает какую-либо суру или аят Корана, все остальные слушают.

— Имам громко произносит такбир (здесь и далее имам громко произносит такбир в начале каждого действия). Совершается поясной поклон.

— Имам громко произносит «Сами`Аллагьу лиман хамидагь» при выпрямлении из поясного поклона.

— Далее следуют земные поклоны и прочие действия в зависимости от намаза.

— Завершая намаз, имам громко произносит заключительный салям.

В утреннем намазе Имам также читает вслух молитву "Магьдина" («Кунут»), употребляя слова во множественном числе. Маъмуны слушают его и произносят «Амин» после каждой паузы, до выражения «Фаиннака такзы валя юкза г`аляйка». Начиная с этого выражения и далее, маъмун читает молитву вместе с имамом про себя.

После этого все вместе произносят «Амин» и далее продолжают намаз как обычно.

    Вкратце изложим условия, необходимые для соблюдения при коллективном намазе:

1. Совершение намерения при вступлении в намаз следовать за имамом или в коллективе. Имаму следует указать в намерении, что он совершает намаз в качетсве имама.

2. Знать и следовать наклонам и подъёмам имама. То есть видеть или слышать его или тех, кто совершает за имамом намаз.

3. Непротивление имаму в больших суннатах, которые различаются, т. е. делать так как он.

4. Не выходить вперёд имама во время намаза. Если пятки маъмуна окажутся впереди пяток имама, то намаз нарушается.

5. Не опережать имама в намазе на два рукна (составляющих), совершаемых телом, и не отставать на столько же.

6. Имам и маъмун должны быть на одной территории. Если они находятся в помещении и между ними есть преграда (даже комнаты), но друг к другу у них есть проход (а двери между комнатами открыты), то такой намаз действителен.

ПОРЯДОК РАСПОЛОЖЕНИЯ ЛЮДЕЙ

Если за имамом совершает намаз одна женщина, то она стаёт прямо позади него.

Если за имамом совершает намаз один мужчина, то он встаёт с правой стороны от имама, чтобы пальцы его ног оказались чуть позади  от пяток имама. Если он встнет в один ряд с имамом или подальше от него, то вознаграждения от коллективного намаза не будет. Если после вступления в намаз придёт второй маъмум, то он встанет за имамом и потянет на себя первого маъмума, который отступает на шаг. После этого маъмумы должны сомкнуться. Если во время земного поклона или чтения «Аттахийяту» к намазу присоединяется второй маъмум, то шаг назад не делают пока не встанут.

Если за имамом совершают намаз два и более человек, то они встают в отдельный ряд, а имам прямо перед ними.

Если за имамом совершают намаз двое мужчин и женщина, то мужчины встанут в ряд за имамом, а женщина встанет за ними.

Если в намазе участвуют мужчины, женщины и дети, то в первый ряд за имамом встанут мужчины и мальчики, а за ними женщины и девочки.

ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ И  НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Встают на намаз только после завершения чтения икамат, но если маъмум находится далеко и может не успеть на вступительный такбир, то ему разрешается встать до завершения чтения икамат.

Если маъмум вошёл в мечеть когда читают икамат, то желательно ему стоять не вступая в намаз-сунна.

Если во время совершения намаза-сунна начнут читать икамат, то этот намаз заввершают.

Желательно, чтобы расстояние между имамом и маъмумами не превышало 1,5 метра.

Желательно имаму и маъмумам стоять на одном уровне.

Женщины никогда не встают в ряд с мужчинами.

Имаму порицательно затягивать намаз без согласия коллектива.

Нежелательно стоять отдельно или становиться на задний ряд, не заполнив передний.

Просто стоять и мысленно молчать во время намаза нежелательно.

ТРЕБОВАНИЯ К ИМАМУ, ЗА КОТОРЫМ СОВЕРШАЕТСЯ ДЖАМААТ-НАМАЗ

Имам, за которым читают намаз должен быть:

1. Мусульманином.

2. Достигшим совершенолетия.

3. Быть в сознании (имамство пьяного человека не засчитывается).

4. Быть мужчиной (женщина не может быть для мужчин имамом, но для женщин может).

5. Соблюдать условия намаза (омовение, укрытие авраата и др.)

6. Правильно читать. Имам должен уметь читать хотя-бы обязательные молитвы намаза. Умеющий правильно читать не может следовать за неумеющим.

7.  Неимеющим недугов (периодическое кровотечение из носа, недержание мочи и пр.
Если приходится выбирать имама для коллективного намаза, то это делается по следующей схеме. Выбирают:

1. Больше всех знающего о намазе, даже если он в других дисциплинах и не силён.

2. Лучше всех читающено Коран (правильно и красиво).

3. Богобоязненного, оставляющего даже сомнительное.

4. Старшего по возрасту.

5. Добродетельного.

6. Имеющего более чистую одежду, более чистое лицо, более чистое тело, имеющего белую одежду.

7. Обладающего красивым голосом.

8. Здорового, то есть не имеющего недугов тела.

9. Если этими качествами обладают несколько человек, то среди них проводится жеребьёвка.

Пусть Всевышний примет наши молитвы, будет Милостив к нам и убережёт нас от ошибок!

Амин я Муджиб!

Условия коллективной молитвы.

Условия, необходимые для проведения коллективной молитвы:

1. отсутствие преграды;

2. место стояния имама не должно быть выше места стояния ма’мума;

3. отсутствие расстояния между имамом и ма’мумом;

Коллективный намаз

ма’мум не должен стоять впереди имама.

Отсутствие преграды.

1. Если один из рядов молящихся в коллективной молитве полностью будет состоять из людей, совершающих неполную молитву (каср), а последующий ряд будет состоять из людей, молитва которых полная, то из обязательной предосторожности людям последующих рядов, после того, как стоящий перед ними ряд молящихся начнет произносить слова приветствия (таслим), следует продолжить свои молитвы в индивидуальном виде, даже если стоящий впереди ряд после совершения двух рак‘атов сразу встанет и приступит к совершению двух других рак‘атов за имамом.

2. Если группа людей, не достигших возраста вменения религиозных обязанностей, будет стоять после третьего и четвертого рядов коллективной молитвы, а за ними будут стоять люди, достигшие этого возраста, то в молитве последних не будет ничего предосудительного.

Внимание!

Если в коллективной молитве женщины стоят позади мужчин, даже если нет расстояния между ними, нет необходимости в завесе, но если они стоят рядом с мужчинами, то лучше, если между ними будет завеса, чтобы устранить нежелательность того, что женщины и мужчины стоят вместе во время совершения молитвы. Мнение, что завеса между мужчинами и женщинами считается унижением и оскорблением – это лишь плод воображения и иллюзий и не имеет под собой никаких оснований.

2. Место стояния имама не должно быть выше места стояния ма’мума.

Если высота места имама относительно молящихся за ним людей будет больше той, что дозволена исламским законом (больше четырех сомкнутых пальцев – прим. перев.), то коллективная молитва аннулируется.

3. Отсутствие расстояния между имамом и ма’мумом.

Если молящийся за имамом будет находиться на одном краю первого ряда, и те, кто стоят между ним и имамом, после того, как имам начнет молитву, полностью будут готовы для совершения за имамом молитвы, в таком случае он может начать свою молитву с намерением совершения коллективной молитвы.

3. Предписания относительно коллективной молитвы.

1. Чтение суры «Аль-Фатиха» и (второй) суры в полуденной и послеполуденной молитвах тому, кто совершает эти молитвы за имамом, не дозволяется, даже если это будет для сосредоточения мыслей.

2. Если имам коллективной молитвы будет совершать третий или четвертый рак‘ат, а ма’мум второй рак‘ат, то ма’муму обязательно читать тихо суру «Аль-Фатиха» и (вторую) суру.

3. Молитва того, кто присоединится к коллективной молитве во время совершения второго рак‘ата за имамом и, по причине незнания положения, не произнесет слова свидетельства (ташаххуд) и молитву-просьбу (кунут) в следующем рак‘ате (в своем втором рак‘ате), действительна, но из предосторожности восполнение слов свидетельства, а также два земных поклона из-за рассеянности, (садждатай сахв) обязательно.

4. Тому, кто присоединится к имаму коллективной молитвы в третьем рак‘ате и, подумав, что имам совершает первый рак‘ат, не произнесет ничего, то, поняв это перед совершением поясного поклона, необходимо прочитать суру «Аль-Фатиха» и другую суру. Если он поймет это после того, как перейдет в состояние поясного поклона, то его молитва действительна и от него ничего дополнительного не требуется. Хотя, из желательной предосторожности, будет лучше, если он совершит два земных поклона из-за рассеянности по причине непрочтения по ошибке суры «Аль-Фатиха» и другой суры в своем первом рак‘ате.

5. Если имам коллективной молитвы сразу после такбират аль-ихрам (произнесения слов «Аллаху Акбар» по ошибке совершит поясной поклон, то тот, кто хочет совершить молитву за имамом, после того, как начнет ее, но до того, как перейдет в состояние поясного поклона, осознает это, он должен изменить свое намерение на совершение индивидуальной молитвы и прочесть суру «Аль-Фатиха» и другую какую-нибудь суру.

6. Если имам в середине молитвы после произнесения какого-либо слова усомнится в правильности его произношения и после того, как завершит молитву, узнает, что его произношение было ошибочным, то его молитва, а также молитва тех, кто совершал за ним молитву, действительна.

7. Дозволяется в коллективной молитве совершать молитву за имамом-суннитом для сохранения исламского единства, и если сохранение исламского единства будет требовать того, чтобы человек совершал некоторые действия как они, его молитва будет действительной, даже если он будет совершать земной поклон на ковер и т.п. Однако скрещивать руки (такаттуф) в молитве не дозволяется, разве что в случае крайней необходимости.



Намаз с джамаатом

Хадисы о намазе

Пророк Мухаммад (да благославит его Аллах и да приветствует) сказал: Между человеком,неверием и многобожием-оставление молитвы" (Муслим).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) велел нам совершать намаз так, как он это делал сам, сказав:

«Совершайте намаз так же, как на ваших глазах молился я » Аль Бухари, Муслим, Ахмад.

Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: " Кто соблюдал намаз как следует, он будет ему светом, фактом (защитой) и спасением в Судный День" Ахмад и Аддарими.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Аллах Могуч Он и Велик сказал: "Я поделил намаз между Собой и Моим рабом на две половинки, и Моему рабу дам, что он просит". Когда раб скажет: "Хвала Аллаху Господу Миров", Аллах говорит: "Мой раб Меня похвалил", а когда говорит: "Милостивому Милосердному". Аллах говорит: "Мой раб Меня восхвалил", когда говорит: "Царю вдень Суда", Аллах говорит: "Мой раб Меня превознес", когда он говорит: "Тебе мы поклоняемся и у Тебя мы просим помощи", Аллах скажет: "Это между Мной и Моим рабом, и Моему рабу то, что он просит", а когда он говорит: "Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех которые находятся под гневом и не заблудших", Аллах скажет: "Это Я даю Своему рабу, и Моему рабу то, что он просит".

как делать джамаат намаз с женой

(Муслим)

: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Любой мусульманин, когда приходит время обязательной молитвы, если хорошо совершит омовение, будет полностью смиренен и выполнит поясной поклон, это стирает грехи, совершенные до этого, кроме больших, и так каждый раз".(Муслим 1/206 N 2,4,7).

Передают со слов Абу Малика аль-Хариса бин Асима аль Аш’ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"Очищение — половина веры, (слова) "Хвала Аллаху" /Аль-хамду ли-Лляхи/ заполнят собой Весы, (слова) "Слава Аллаху и хвала Аллаху" /Субхана-Ллахи ва-ль-хамду ли-Лляхи/ заполнят собой (пространство) между небесами и землёй, молитва — свет, милостыня /садака/ — доказательство, терпение — сияние, а Коран — аргумент за тебя или против тебя. Все люди отправляются утром (по своим делам), и продающий душу свою либо освобождает её, либо губит".

(Из коммнетария Ан-Навави к этому хадису: » Молитва является светом.

Молитва является твердо установленной обязанностью и одним из основных столпов ислама. Как разъяснил пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), молитва есть абсолютный свет, и она указывает тому, кто ее совершает, на путь блага, удерживая его от прегрешений и выводя на дорогу прямоты.

Аллах Всевышний сказал:

"…поистине, молитва удерживает от мерзких поступков и предосудительного"." Паук". 45

Молитва это не только духовный свет, которым озаряются пути руководства и истины, но и свет материальный, который приводит к прямому пути и правильному поведению. Молитва помогает мусульманину снискать уважение и приобрести внутреннюю красоту, а в День воскресения её свет озарит собой его лицо.

Аллах Всевышний сказал:

"…их свет будет распространяться перед ними и справа от них"("Запрещение", 8.)

Дело в том, что человек, который придерживается прямоты по отношению к Аллаху Всевышнему и по пять раз в день предстаёт перед Ним, проявляя смирение и отрешаясь от всего прочего, придерживается прямоты и в отношениях с людьми, выделяясь своими нравственными качествами, поведением, благочестием и богобоязненностью, а Всемогущий и Великий Аллах озаряет его лицо светом и помещает свет в его сердце.

Аллах Всевышний сказал:

"На лицах их — знак их (появившийся) от земных поклонов"("Победа", 29.)

.

Ат-Табарани приводит хадис, передаваемый со слов Убады бин ас-Самита, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"(Если человек) своевременно совершит молитву, полностью совершив омовение (перед) ней, вставая, когда следует, проявляя смирение и совершив (все положенные) поясные и земные поклоны, она (вознесётся вверх) чистой и сияющей, говоря: "Да сохранит тебя Аллах, как ты хранишь меня!".

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |