Гази мухаммад сын шамиля

17.11.2018 0 Автор admin

Гази-Мухаммад (сын Шамиля)

Статья на основе материалов из Википедии
Есть другие значения: Гази-Мухаммад (значения)

Гази́-Мухамма́д (Гази́-Мухамме́д, Кази́-Муха́ммед, Кази́-Магома́, Кази́-Маго́м; 1833, Гимры, Дагестан — 1902, Медина, Османская империя) — сын имамаДагестана и ЧечниШамиля, до 1859 года каратинскийнаиб, умер в звании мушира (маршала) турецкой армии.

Биография

Гази-Мухаммад был вторым сыном имама Шамиля от первой его жены Фатимат. Родился в 1833 году в дагестанском горном селении Гимры. Имя ему дано было в честь первого имама ДагестанаГази-Мухаммада. В малолетнем возрасте (7—8 лет), во время тяжёлой болезни Шамиля, на случай его смерти, Гази-Мухаммад был провозглашён его наследником, а регентом последнего был назначен наиб Албаз-Дебир. В январе 1848 года на съезде в Ведено Гази-Мухаммад вторично был утверждён наследником имама Дагестана и Чечни, а в 1850 году он назначен наибомКараты. Во время Кавказской войны Гази-Мухаммад руководил горскими отрядами против русской армии на Кавказе.

Во время Крымской войны (1853―1856), вместе со своим тестем Даниял-беком, отличился своим набегом на Кахетию (Грузию) в июле 1854 года. Несмотря на огромные потери среди горцев, понесённые ими в столкновениях с русскими частями и грузинскими милиционными подразделениями, в целом набег для горцев увенчался успехом. Мюридами была захвачена большая добыча и множество заложников, в числе которых была семья князя Д. А. Чавчавадзе (жена и четверо детей). Последняя, (22) марта 1855 года, была обменяна на первого сына Шамиля Джамалуддина, отданного им во время штурма Ахульгогенерал-лейтенантуГраббе в качестве аманата (заложника) в залог его преданности России, и находившегося уже к тому времени на русской службе в чине поручика. Между тем, Гази-Мухаммадом сильно интересовалось османское правительство, которое пристально следило за ходом войны на Кавказе. В мае 1855 года султан Абдул-Меджид I прислал Гази-Мухаммаду зелёное знамя пророка и орден с алмазной звездой, и пожаловал чин паши.

а после взятия русскими войсками Гуниба, защищавшие его Шамиль со своим сыном Гази-Мухаммадом капитулировали.

Гази-Мухаммад (сын Шамиля)

После этого они были отправлены в Москву, затем в Санкт-Петербург, а (22) октября того же года прибыли к месту своей постоянной ссылки в Калугу. Там же (7 сентября) 1866 года он, вместе с отцом и со своим младшим братом Мухаммадом-Шапи, принял русское подданство и дал присягу на верность Царю и Отечеству.

В 1869 году Александр II позволил Шамилю отправиться на паломничество в Мекку, а после того как последний там тяжело заболел, в 1871 году царь позволил отправиться туда к своему отцу и Гази-Мухаммаду. того же года в Медине умер Шамиль. Похоронив отца, Гази-Мухаммад оставил его семью в Таифе, а сам (29) июля вернулся в Киев. (19) августа он обратился к военному министру Д. А. Милютину с просьбой дать ему как старшему в роду единовременную пенсию Шамиля, которую он намерен использовать на содержание семьи покойного. С той же целью Гази-Мухаммад просил позволить ему временный отъезд в Турцию, где на тот момент находилась семья Шамиля. Александр II распорядился выплатить ему пенсию на него и на семью покойного в размере 15 тысяч рублей, и дал ему дополнительный отпуск для поездки в Турцию. (16) декабря Гази-Мухаммад отплыл на пароходе из Одессы в Стамбул, где вопреки обещанию вернуться в Россию, поступил на службу в турецкую армию.

Во время Русско-турецкой войны (1877―1878) Гази-Мухаммад, в чине генерал-лейтенанта Его Величества Султана Свиты, командовал 3-й кавалерийской бригадой, сформированной из горцев Северного Кавказа, иммигрировавших после Кавказской войны в Османскую империю. В составе Алашкертского отряда мушира Исмаил-паши действовал против Эриванского отряда генерал-лейтенанта Тергукасова.

а в Чечне и Дагестане вспыхнуло восстание. Его возглавлял Алибек-Хаджи Алдамов, который ранее, возвращаясь из хаджа в Мекку, встречался в Стамбуле с Гази-Мухаммадом где обсуждал с ним план действий по поднятию восстания на Северном Кавказе. Туда от имени последнего были доставлены напечатанные золотыми буквами прокламации. Также османским правительством горцам была обещана военная помощь, главным образом иммигрантами с Кавказа под предводительством «наследника имама» Гази-Мухаммада. Однако турецкая армия стала терпеть от русской армии поражения, а восстание горцев было подавлено.

После войны в результате дворцовых интриг султан отстранил Гази-Мухаммада от службы и отправил его в почётную ссылку в Медину, присвоив ему, однако, звание мушира. Там же в 1902 году Гази-Мухаммад умер.

Семья

Был дважды женат.

Жёны:

  • Каримат (Керимат) (с 1851 года) — дочь илисуйского султана, генерал-майора русской службы, а затем наиба имама Шамиля, Даниял-бека. По отзыву М. Н. Чичаговой, Каримат имела привлекательную внешность, за что получила прозвище «Роза Кавказа», однако в любви не отвечала Гази-Мухаммаду взаимностью. Умерла в мае 1862 года в Калуге от чахотки. Похоронена на родине, в городе Нуха.
  • Хабибат.
  • Дети (от 2-го брака):

  • дочь Нафисат (1864, Калуга — 1873, Стамбул).
  • дочь Эмире Нафисат (1873, Стамбул — ?).
  • Примечания

    1. ↑Чичагова М. Н. Шамиль на Кавказе и в России (Биографический очерк) — http://www.a-u-l.narod.ru/Chichagova-M-N_Shamil_na_Kavkaze_i_v_Rossii.html#glava10 — СПб. : Типо-литография С. Муллера и И. Богельмана, 1889 — 97 — ISBN 978-5-9502-0384-8 — да — https://web.archive.org/web/20140102194314/http://www.a-u-l.narod.ru/Chichagova-M-N_Shamil_na_Kavkaze_i_v_Rossii.html#glava10 — 2014-01-02
    2. ↑Анисимов Е. В. — Конец Кавказской войны — http://storyo.ru/empire/175.htm Императорская Россия — http://read24.ru/pdf/evgeniy-anisimov-imperatorskaya-rossiya.html / Под ред. Е. Цветковой — СПб. : Питер, 2008 — 640 — ISBN 978-5-4237-0168-0
    3. ↑Казиев Ш. М. Имам Шамиль — http://www.e-reading.ws/book.php?book — М. : Молодая гвардия, 2001 — 416 — (ЖЗЛ) — ISBN 5-235-02677-2
    4. ↑, Гази́-Магоме́т. Принимал участие в осаде русского гарнизона в Баязете, тщетно посылая ему при этом письма с предложением о капитуляции
    5. ↑Ковалевский П. И. Восстание Чечни и Дагестана в 1877—1878 гг. Зелим-хан (Зикризм) — http://adjudant.ru/kavkaz/chechnya1877-78-01.htm — СПб. :
    6. ↑ Записки полковника П. Г. Пржецлавского (дневник 1862—1865) — http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1860-1880/Przeclavskij/text1.htm — Гл. ред. М. И. Семевский. — Русская старина — СПб., 1877 — 18 — 10 — 267

    Ссылки

    Мухаммад Шафи Аббаси ( работал в Исфахане в 1624 – 1674 годах) – персидский художник.

    Мухаммад Шафи был сыном прославленного художника Ризы йи-Аббаси. Ему приписывается завершение некоторых неоконченных работ отца, оставленных им после смерти в 1635 году. В обширном художественном наследии отца Мухаммада Шафи привлекли в первую очередь произведения, которые принято относить к старинному китайскому жанру «цветы-птицы». Это изображения птиц на ветках, бабочек, и цветов, то есть созданий природы, вызывающих у людей самые приятные чувства. Изображения птиц, сидящих на цветущих ветках известны в персидской живописи, по меньшей мере, с XV века, однако лишь в XVII веке жанр «Цветы-птицы» становится особым жанром. Он остается одним из самых излюбленных на протяжении XVIII и XIX веков. Считается, что именно отец Мухаммада Шафи сделал этот жанр популярным в исфаханской живописи XVII века.

    По всей вероятности Риза-йи-Аббаси ввел молодого художника в придворные круги, и впоследствии, во время правления шаха Аббаса II, Мухаммад Шафи привлекался для самых разных проектов. Например, ему приписывается большой рисунок «Юсуф, представший перед Зулейхой», который, скорее всего, был предварительным наброском для росписи стены в шахском дворце, возможно в Чихиль Сутун, построенном шахом Аббасом II в 1647 году.

    Мухаммаду Шафи принадлежат еще несколько произведений, в которых главными персонажами выступают люди, например, «Юноша, рисующий цветок» (1635г. Галерея Фрир, Вашингтон; предполагается, что это автопортрет художника), или рисунок с изображением пожилого человека, которого идентифицируют, как его отца Ризу-йи-Аббаси (Музей искусств округа Лос-Анджелес). Тем не менее, подавляющая часть его произведений — это рисунки или миниатюры на отдельных листах с изображением различных растений, насекомых и птиц.

    В произведениях Мухаммада Шафи отчетливо прослеживается связь с европейским искусством. Это касается не только доказанных исследователями заимствований им растительных мотивов из европейских атласов цветов и растений, но и манеры, в которой художник стал изображать свои сюжеты. Например, в рисунке «Цветы в кувшине» (1672г., Британский музей) видна светотеневая моделировка, что нетипично для персидской живописи. Исследователи предполагают, что в данном случае художник скопировал какую-то европейскую гравюру; дополнительным доказательством этого может служить кувшин, в котором стоят цветы — он европейского, а не персидского типа. В контурах цветов и кувшина есть множество дырок от иголок. Это делалось в тех случаях, когда рисунок служил трафаретом. Вполне вероятно, что этот трафарет использовался для нанесения рисунка на ткани, а Мухаммад Шафи Аббаси кроме прочего работал дизайнером тканей. В этот период Ост-Индская Компания основала в Иране несколько текстильных предприятий, и ткани с рисунками, основанными на европейских прототипах, но с оттенком местного колорита, пользовались большим спросом в Европе.

    В качестве типичного образца жанра «цветы-птицы», можно привести миниатюру этого мастера, хранящуюся в Музее искусств, Кливленд – «Птица на ветке и бабочки».

    Сыновья Имама Шамиля.

    В ней можно видеть великолепную композицию, и детальную, натуралистическую передачу всех особенностей бабочек, цветов и птицы. Несмотря на то, что миниатюры Мухаммада Шафи благодаря плоскому пространству и методу использования красок выглядят типичными произведениями персидской живописи – они, как правило, основаны на европейских прототипах.

    Мухаммад Шафи Аббаси. Птица на ветке и бабочки. сер.17в. Кливленд, Музей искусств.Риза-йи-Аббаси. Птичка. 1634г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.Мухаммад Шафи. Цветы в кувшине. 1672г. Британский музей, Лондон.

    Литература

    • Gray B. Persian Painting. Geneva, 1961
    • Canby Sh. R. Persian Painting. London. 1993
    • А. Т. Адамова. Персидская живопись и рисунок XV—XIX веков в собрании Эрмитажа. Каталог выставки. СПб 1996

    Гази́-Мухамма́д (Гази́-Мухамме́д, Гази́-Магоме́т, Кази́-Муха́ммед, Кази́-Магома́, Кази́-Маго́м; 1833, Гимры, Дагестан — 1902, Медина, Османская империя) — сын имамаДагестана и ЧечниШамиля, до 1859 года каратинскийнаиб, умер в звании мушира (маршала) турецкой армии.

    Гази-Мухаммад был вторым сыном имама Шамиля от первой его жены Фатимат. Родился в 1833 году в дагестанском горном селении Гимры. Имя ему дано было в честь первого имама ДагестанаГази-Мухаммада. В малолетнем возрасте (7—8 лет), во время тяжёлой болезни Шамиля, на случай его смерти, Гази-Мухаммад был провозглашён его наследником, а регентом последнего был назначен наиб Албаз-Дебир. В январе 1848 года на съезде в Ведено Гази-Мухаммад вторично был утверждён наследником имама Дагестана и Чечни, а в 1850 году он назначен наибомКараты. Во время Кавказской войны Гази-Мухаммад руководил горскими отрядами против русской армии на Кавказе.

    Во время Крымской войны (1853―1856), вместе со своим тестем Даниял-беком, отличился своим набегом на Кахетию (Грузию) в июле 1854 года. Несмотря на огромные потери среди горцев, понесённые ими в столкновениях с русскими частями и грузинскими милиционными подразделениями, в целом набег для горцев увенчался успехом.

    Гази мухаммад — трусливый сын имама шамиля

    Мюридами была захвачена большая добыча и множество заложников, в числе которых была семья князя Д. А. Чавчавадзе (жена и четверо детей). Последняя, 10 (22) марта 1855 года, была обменяна на первого сына Шамиля Джамалуддина, отданного им во время штурма Ахульгогенерал-лейтенантуГраббе в качестве аманата (заложника) в залог его преданности России, и находившегося уже к тому времени на русской службе в чине поручика. Между тем, Гази-Мухаммадом сильно интересовалось османское правительство, которое пристально следило за ходом войны на Кавказе. В мае 1855 года султан Абдул-Меджид I прислал Гази-Мухаммаду зелёное знамя пророка и орден с алмазной звездой, и пожаловал чин паши.

    25 августа (6 сентября) 1859 года после взятия русскими войсками Гуниба, защищавшие его Шамиль со своим сыном Гази-Мухаммадом капитулировали. После этого они были отправлены в Москву, затем в Санкт-Петербург, а 10 (22) октября того же года прибыли к месту своей постоянной ссылки в Калугу. Там же 26 августа (7 сентября) 1866 года он, вместе с отцом и со своим младшим братом Мухаммадом-Шапи, принял русское подданство и дал присягу на верность Царю и Отечеству.

    В 1869 году Александр II позволил Шамилю отправиться на паломничество в Мекку, а после того как последний там тяжело заболел, в 1871 году царь позволил отправиться туда к своему отцу и Гази-Мухаммаду. 4(16) февраля того же года в Медине умер Шамиль. Похоронив отца, Гази-Мухаммад оставил его семью в Таифе, а сам 17 (29) июля вернулся в Киев. 7 (19) августа он обратился к военному министру Д. А. Милютину с просьбой дать ему как старшему в роду единовременную пенсию Шамиля, которую он намерен использовать на содержание семьи покойного. С той же целью Гази-Мухаммад просил позволить ему временный отъезд в Турцию, где на тот момент находилась семья Шамиля. Александр II распорядился выплатить ему пенсию на него и на семью покойного в размере 15 тысяч рублей, и дал ему дополнительный отпуск для поездки в Турцию. 4 (16) декабря Гази-Мухаммад отплыл на пароходе из Одессы в Стамбул, где вопреки обещанию вернуться в Россию, поступил на службу в турецкую армию.

    Во время Русско-турецкой войны (1877―1878) Гази-Мухаммад, в чине генерал-лейтенанта Его Величества Султана Свиты, командовал 3-й кавалерийской бригадой, сформированной из горцев Северного Кавказа, иммигрировавших после Кавказской войны в Османскую империю. В составе Алашкертского отряда мушира Исмаил-паши действовал против Эриванского отряда генерал-лейтенанта Тергукасова. Принимал участие в осаде русского гарнизона в Баязете, тщетно посылая ему при этом письма с предложением о капитуляции.

    17(29) апреля1877 года в Чечне и Дагестане вспыхнуло восстание. Его возглавлял Алибек-Хаджи Алдамов, который ранее, возвращаясь из хаджа в Мекку, встречался в Стамбуле с Гази-Мухаммадом где обсуждал с ним план действий по поднятию восстания на Северном Кавказе. Туда от имени последнего были доставлены напечатанные золотыми буквами прокламации. Также османским правительством горцам была обещана военная помощь, главным образом иммигрантами с Кавказа под предводительством «наследника имама» Гази-Мухаммада. Однако турецкая армия стала терпеть от русской армии поражения, а восстание горцев было подавлено.

    После войны в результате дворцовых интриг султан отстранил Гази-Мухаммада от службы и отправил его в почётную ссылку в Медину, присвоив ему, однако, звание мушира. Там же в 1902 году Гази-Мухаммад умер.

    Назревало недовольство реформами, крестьяне освобожденные без земли сочли себя обманутыми. Неизвестные наводнили город прокламациями с портретом Шамиля, его называли истинным христианским защитником освободившим народ от паучьего дворянского племени и призывали подняться против самодержавия. Следствие показало, что Шамиль к делу не причастен, но надзор решено было усилить. Либерального Руновского сменил подполковник Пржеславский который выставлял Шамиля опасным смутьяном и старался всеми способами отравить его жизнь. Интриги нового пристава отошли на второй план когда в семье Шамиля поселилось горе. Керемет так и не смерилась со своей участью, в мае 1862 года она скончалась, муж похоронил ее на родине. Затем Шуайнат родила младенца, который не прожил и нескольких часов. В том же году скончалась в Петербурге Аминат жена Магомеда-Шапи. Позже умирла от чехотки дочь Шамиля Написат жена Абдурахмана. Похоронив жену в Дагестане в Калугу он уже не вернулся. Домашний врач Кричевский пологал что во всем виноват сырой климат. Но главной и не излечимой болезнью была тоска по родине. Семья несла утрату за утратой. У лаврентьевской рощи образовалась кладбище, на котором упокоилось 17 человек из дома Шамиля. Из родившихся в Калуге выжил только Магомед-Камиль сын Шамиля от Загидат.

    Весной 1864 года угасли последние очаги сопротивления Черкессии. Длившаяся почти пол века Кавказская война закончилась. Сотни тысяч горцев искали убежище в Турции. Эти известия глубоко опечалили Шамиля, он считал, что горцы не найдут в Османской империи ни свободы, ни счастья. Шамиль оставался Имамом, но чтобы вернуть горцев на родину нужно было быть в Турции, а не в Калуге. Воинским начальником калужской губернии был назначен Михаил Чичагов, его жена Мария Николаевна была очарована Имамом т написала о нем книгу. Шамиля признавали гением мусульманского мира, называли человеком добродушным, справедливым, щедрым на милостыню, бескорыстным до незнания счета деньгам, чуждым к хитрости.

    Пржеславский изводил Шамиля придирками, сеял в семье раздоры, распространял нелепые слухи. «При произнесение фамилии Пржеславского у меня темнеет в глазах и кровь приливает к голове и я не отвечаю, что я в состоянии сделать с ним». По настоянию Чичагова было произведено расследование, в результате должность пристава была упразднена, а Шамиль признан не нуждающимся больше в постороннем советнике. Имам часто бывал в доме Чичаговых, он любил играть с их детьми. Сыновей Чичаговых ждала не простая судьба. Леонид после героической военной карьеры стал священником.

    Мухаммад-Шафи – средний сын имама Шамиля

    В 1937 году митрополита Серафима Чичагова расстреляли большевики, церковь причислила его к лику священно-мучеников.

    «Уже не надеясь совершить паломничество к святым местам Шамиль находил утешения в книгах и воспоминаниях. Жизнь этого героя так храбро и стойко выдержавшая двадцатипятилетнюю борьбу с могущественною Россией полна изумительных эпизодов храбрости тяжких испытаний и лишений» писала Мария Чичагова.

    Александр II проводил реформу за реформой когда Россию ужаснула весть о покушении на императора. Покушение не удалось. Но Шамиль прибывал в беспокойстве пока не выяснилось, что сын его Магомед-Шапи служивший в императорском конвое был в тот день в увольнении. Покушался на жизнь императора Дмитрий Каракозов, член революционного общества. Шамиль выразил императору сочувствие. Как человек благородный он хорошо понимал разницу между открытой войной и выстрелами такого рода. Шамиль стал живой легендой и чувствовал, что книга его жизни подходит к окончанию, но в этой книге не хватало важнейших страниц его жизни. Приглашенный на свадьбу князя Александра Александровича он имел встречу с императором, который ранее пообещал исполнить желание Имама о совершении Хаджа. Неопределенность ответа, считал Чичагов, кроется в положении Шамиля как почетного, но все же пленника. Вот если Шамиль станет гражданином России то все могло измениться.

    Оказавшись в России Шамиль многое понял, он увидел какой в России талантливый и свободолюбивый народ которому навязали Кавказскую войну его же правители, поэтому Шамиль завещал народам России и Кавказа жить в мире и дружбе и принял российское подданство. Это было не легкое решение, Шамиль оставался Имамом своего народа и судьба его была судьбой Шамиля. Он решил, что Дагестану лучше быть с новой, рвущейся к свободе России, тогда свобода воцарится и в горах. Шамиль и сыновья присягнули на верноподданство России. «Беру на себя точно исполнить все поименованные обязательства и прошу Аллаха Всемогущего да дарует мне душевную и телесную возможность сдержать данную мною клятву». Предводитель Калужского дворянства Ф.Щукин завершил торжество словами: «О превосходный и совершенный Имам! Поздравляю тебя и твоих детей и желаю Вам всякого добра от Аллаха Всевышнего и от людей. Он – владыка, оказывающий содействие. Аминь.».

    Во многом благодаря Шамилю народы северо-восточного Кавказа остались в России, не иммигрировали на территорию Османской империи, что к сожалению, произошло с большей частью населения западного Кавказа.

    Вскоре разрешение на паломничество было получено, пребывание в Калуге подошло к концу. Путь в Мекку был не близким. Семидесятилетнему Имаму Шамилю разрешили переехать в более подходящий по климату город Киев, чтоб он смог поправить здоровье перед трудным путешествием. Проведя в Киеве около полугода и получив заграничный паспорт Шамиль отправился дальше. Магомед-Шапи остался в Киеве, до Одессы отца провожал Гази-Магомед. В Одессе Шамиль увидел памятник Воронцову, бывший наместник Кавказа едва не погиб в экспедиции против Имама. 19 мая Шамиль прибыл в Стамбул. Император пожелал выразить уважение к Имаму Шамилю особым образом и в Стамбуле его ждал русский посол с грамотой о возведение Шамиля с наследниками в потомственное российское дворянство, но имам давно отрешился от всего земного, душа его желала лишь одного, исполнение священной обязанности мусульманина паломничества в Мекку.