Голова хаджи мурата

22.03.2018 0 Автор admin

— 29 марта 2012 г. —

Геннадий Опарин. Головная боль Хаджи-Мурата

Голова знаменитого воина находится в Кунсткамере Санкт-Петербурга. Но ее давно ждут на Кавказе

Геннадий Опарин, Заведующий Пироговским отделом Музея-усадьбы Л.Н. Толстого "Ясная Поляна"

"Вчера иду по передвоенному черноземному пару. Пока глаз окинет, ничего кроме черной земли — ни одной зеленой травки. И вот на краю пыльной, серой дороги куст татарина (репья), в три отростка: один сломан, и белый, загрязненный цветок висит; другой сломан и забрызган грязью, черный, стебель надломлен и загрязнен; третий отросток торчит вбок, тоже черный от пыли, но все еще жив и в серединке краснеется. — Напомнил Хаджи-Мурата.

«Призрачный» горец. Почему легендарный Хаджи-Мурат лишился головы

Хочется написать. Отстаивает жизнь до последнего, и один среди всего поля, хоть как-нибудь, да отстоял ее" (Л.Н. Толстой, 19 июля 1896 года, село Пирогово).

Так в Пироговских имениях графов Толстых родилась всемирно известная повесть "Хаджи-Мурат", потребовавшая от Льва Толстого сил и времени не меньше, чем его самый объемный труд — роман "Война и мир".

Двадцать три начала, десять полных редакций всего текста, 2152 черновые страницы и около полутора тонн справочных материалов для всего 250 готовых к печати страниц.

Страниц, обреченных самим автором не быть изданными при его жизни. Значит, повесть о Хаджи-Мурате того стоила?

Повесть-наследие, повесть-ключ к пониманию Кавказской войны, повесть-завещание потомкам своим и Хаджи-Мурата, читателям и писателям, солдатам и правителям. Сегодня она известна во многих уголках мира, а в прошлом году ее перевели еще и на хинди, дав возможность еще более чем полутора миллиардам жителей Земли познакомиться с ее главным героем.

"…Гаджи-Ага, наступив на спину тела, с двух ударов отсек голову и осторожно, чтобы не запачкать в кровь чувяки, откатил ее ногою…" (Л.Н. Толстой "Хаджи-Мурат".)

С этого момента голова бывшего "лучшего наиба имама Шамиля", оставив тело погребенным недалеко от древнего селения Закаталы (Азербайджан), начала свой собственный, незавершенный до сегодняшнего дня путь. В первую очередь она была отправлена в Темир-Хан-Шуру (Буйнакск), войсковую столицу Кавказской армии. Здесь очень многие хотели убедиться, что Хаджи-Мурат мертв и теперь можно спокойно спать и ездить по дорогам. В Тифлисе в ставке наместника хотели того же, и голова Хаджи-Мурата под усиленной охраной была препровождена в Тифлис.

А ее уже ждали для высочайшей аудиенции в Санкт-Петербурге, где после встречи с императором она осталась бессрочно заключенной, сначала — в Военно-медицинской академии, а потом — в Кунсткамере, Музее этнографии и антропологии имени Петра Великого.

Сменяли друг друга императоры, вершились революции, начинались и победно заканчивались войны… Сто сорок восемь лет о голове Хаджи-Мурата вспоминали только историки, археологи и работники музеев. Но в 2000 году общественность, родственники и руководство Республики Дагестан начали кампанию по возвращению головы Хаджи-Мурата на историческую родину для воссоединения останков и захоронения. Возглавил эту кампанию депутат Государственной Думы Омар Омаров. Велась переписка на уровне правительства, Федерального Собрания РФ и МИД Азербайджана.

Воссоединения и захоронения останков тогда добиться не удалось. Результатом общих усилий стало исключение черепа Хаджи-Мурата из состава государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Утратив статус музейного предмета, он, тем не менее, остался объектом федеральной собственности.

Шесть лет назад, работая с материалами, связанными с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, К.А. Шестаков, пресс-секретарь Тульской епархиальной археологической экспедиции, которой я руководил, встретил публикации о голове Хаджи-Мурата. Мы были поражены, что до сих пор у нас в России, строящей демократическое общество в стране, все еще живы отголоски тех времен, когда голова человека преподносилась государю как показатель высоких результатов работы государственного аппарата и хранилась как военный трофей.

В городе Туле была создана инициативная группа, поставившая своей целью восстановление исторической справедливости в отношении главного героя всемирно известной повести Л.Н. Толстого, национального героя Дагестана Хаджи-Мурата. Инициатива была поддержана Музеем-усадьбой Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" и правительством Республики Дагестан.

Началась долгая переписка с различными государственными структурами в поисках возможностей возвращения черепа Хаджи-Мурата на родину. В адрес руководства страны направлялись обращения с просьбами о помощи и содействии в этой гуманной акции, направленной на укрепление культурных связей между народами и доверия к федеральному правительству. Инициативную группу поддержали своими подписями студенты и преподаватели Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого.

Пять лет назад, в 2007 году автор статьи обратился к губернатору Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко с просьбой о содействии возвращению черепа Хаджи-Мурата на родину. В полученном ответе было сказано, что останки человека, согласно действующему законодательству, не могут являться объектом федеральной собственности, и в данном случае необходимо политическое решение.

Потомком Льва Николаевича Толстого, директором Музея-усадьбы "Ясная Поляна" В.И. Толстым на имя председателя правительства Российской Федерации было направлено письмо с просьбой о прямом участии В.В. Путина в разрешении этой более чем полуторавековой проблемы воссоединения и захоронения останков Хаджи-Мурата. Музей, в свою очередь, готов взять на себя всю ответственность за их получение, транспортировку, идентификацию, воссоединение и захоронение. С просьбой о содействии в этом межнациональном и межконфессиональном акте уважения к памяти давно погибшего человека направлено письмо Патриарху Московскому и всея Руси Святейшему Кириллу.

При поддержке руководства Республики Дагестан и города Махачкала в мае этого года будут открыты два памятника: Льву Толстому в Махачкале и Льву Толстому и Хаджи-Мурату в горном местечке Матлас, построенные и на личные пожертвования группы неравнодушных людей во главе с академиком Ш.Г. Алиевым. Одной из школ Хасавюрта, первой в новом тысячелетии, будет присвоено имя великого русского писателя.

Говорят, что война не закончена, пока не захоронен ее последний погибший воин. Я верю, что с захоронением Хаджи-Мурата Россия, наконец, закончит ту старую Кавказскую войну XIX века. А закончив ее, получит возможность примирить Кавказ с собой, миром и самим Кавказом.

— Источники —

Российская газета

— Темы —

Общественная и политическая жизнь

Социально-экономическая жизнь

Дагестан

Другие регионы России

Другие источники

Хаджи-Мурат или как его еще называли Хаджи-Мурат Хунзахский, что само за себя говорило его происхождение.

"Череп Хаджи-Мурата давно должен быть захоронен"

В Дагестане есть Хунзахский район который наделил Дагестан очень знаменитыми людьми прославивших Дагестан на весь мир, это народные поэты Гамзат Цадаса и его сын Расул Гамзатов, вот и Хаджи-Мурат являлся их земляком-односельчанином.

Хаджи-Мурат родился примерно в 1816 году (но также датируют его рождение и на 1818 год) в селение Хунзах Аварского ханства, ныне это Хунзахский район. И по сегодняшний день в селение Хунзах проживают его потомки. Детство его проходило без всяких запоминающихся фактов и потому мало что известно. Семья его была из простого народа, мать была кормилицей ханских детей и потому Хаджи-Мурат был молочным братом ханским детям и проходило вместе с ними. Хаджи-Мурат не любил высокомерных и самовлюбленных людей, был воспитан очень сдержанным и в последствие не любил говорить о своих заслуженных подвигах. Хаджи-Мурат изучил в детстве Коран, знал только аварский язык, а писал он на аварском арабским алфавитом. С самого детства любил лошадей и оружие, очень хорошо ездил верхом.

Хаджи-Мурат взрослел не по годам, что существенно детям войны. Его детство совпало с Кавказской войной против Ермолова. В 11 лет он теряет своего отца, при нападении Гази-Магомеда на Хунзах в ожесточенной войне его отец погибает. Такое потрясение Хаджи-Мурата закалило, он стал сильнее, готов был постаять за себя и своих саратников, бесстрашие, мудрость, быстрые решения в сложных ситуация — вот чем овладевал храбрый мальчишка.

13 августа 1834 году для Хунзаха был переломный момент. Гамзат-бек тогда имам Дагестана и Чечни (1832—1834) назначил встречу ханам Абу-Нуцалу и Уммахану. На встречу их сопровождал старший брат Хаджи-Мурада – Осман. Переговоры проходили в специально сооруженной палатке из которой позже и вышел Осман оставив ханов. К Осману подошел мюрид Гамзата и сказал примерно следующее «Вас сюда позвали не для угощения, а для того что бы совершить убийство ханов и советую Вам немедленно уезжать», Осман ничего не смог придумать такое, чтоб спасти тех, с кем он приехал и сев на коня помчался домой. ПО дороге он услышал выстрелы и осознал, что случилось непоправимое. Из приглашенных почетных гостей сопровождающих ханов остались не многие в живых, и для того чтоб принести плохую весть в Хунзах об убитых ханах. Таким вот поступком Гамзат-бек овладел титулами ханов и всем имуществом.
Войдя в Хунзах Гамзат-бек немедля арестовал Сурхай-Хана который являлся двоюродным братом последнего хана и по закону могу вступить на ханство, и потому ему ничего не оставалось как его казнить.

{jllikelock}В Хунзахе многие были недовольны поступками Гамзат-бека и потому его недолюбливали. Как-то раз к Гамзату пришел его мюрид и сказал, что на него готовится покушение, на что ему Гамзат и ответил: «Можешь ли ты остановить Ангелов, когда они придут за моею душою? Если не можешь, то иди домой и оставь меня в покое. Что определено Богом, того не избегнешь, и если завтра назначено мне умереть, то завтрашний день и будет днем моей смерти.». На следующий день к Гамзату пришел тот же мюрид и сказал, что его собираются убить в момент молитвы в мечети и первым из зачинщиков это Османилязул Гаджиев, — дед Османа и Хаджи-Мурада. Гамзат вызвал Гаджиева к себе но безмятежное поведение Гаджиева и просьба помочь его сыну в изучение аварского языка убрало сомнение о своем убийстве вовсе. Гамзат-бек попросил всех жителей не одевать бурок идя на молитву в мечеть дабы видеть кто вооружен. Услышав призыв муллы к молитве все направились в мечеть. Зайдя в мечеть со своим сопровождением Гамзат увидел несколько людей в бурках один из них был Осман. Гамзат начал отходить к выходу но Осман произвел выстрел и ранил Гамзата и все остальные кто был с ним произвели выстрелы убив тем самым убийц ханов.

Приближенные Гамзата решили отомстить за гибель своего предводителя, но смогли только убить Османа. Восставшие хунзахцы дали отпор и выгнали с позором последователей Гамзата обратив их в бегство.

После гибели Османа на Хаджи-Мурата плечи легло правление хунзахцами, вместе с ними он освобождал ханский дворец от укрывшихся там последователей Гамзат-бека. После этих событий Хунзах девять лет был неприкасаемым. Самой главной целью Хаджи-Мурата стала проникновение во внутренний Дагестана русского командования. Аварское ханство тесно связало себя с русской военной администрацией и противниками мюридизма в Дагестане, а именно новым руководителем того самого мюридизма и новым имамом Дагестана и Чечни Шамилем. Хаджи-Мурат и его последователи становятся ярыми противниками Имама Шамиля. И его можно было понять, потеря близких, месть за них, тогда он просто защищал свой дома, хунзахцев.

Но со временем на Хаджи-Мурата начали поступать доносы и все они были одного типа. Хаджи-Мурата обвиняли в тайных военных сговорах с Шамилем. И по приказу Хаджи-Мурата сослали в Темир-Хан-Шуру, но ему по пути удалось сбежать прыгнув со скалы утащив за собой двух конвоев на которых он и приземлился при падении сломав себе только ногу.

В 1840 году Хаджи-Мурат переходит на сторону Имама Шамиля. Назначение Хаджи-Мурата наибом всех аварских селений говорило о том что Имам Шамиль делает его своей правой рукой и 10 лет он был ему верен. Предательство Хаджи-Мурата русской армией прошло для них не без наказанно. Он совершал набеги с славился в Чечне и Дагестане своим бесстрашием и являлся одним из лучших воинов тех времен. Но в 1851 году между Шамилем и Хаджи-Муратом произошла сора и Хаджи-Мурат ушел со службы от Шамиля. Историки утверждают, что Хаджи-Мурат не раз выступал против Имама Шамиля.

Хаджи-Мурат хотел уйти в горы от преследующих его русской армии, но был убит в неравном бою в районе селения Онджалы (Азербайджан) казаками. Хаджи-Мурат и 4 его сподвижника вели тяжелый бой против 300 противников. Хаджи-Мурат получил 12 пулевых ранений, на его глазах убило 2 его людей после чего он кинулся на казаков с кинжалом те в свою очередь открыли по нему шквальный огонь, он умер обняв дерево. Его голова была отсечена, затем русские добыли голову и переслали ее в Петербург в военную медицинскую академию, в 1959 году ее передали в Музея антропологии и этнографии (бывшую Кунсткамеру). По подтвержденным данным череп был передан в музей Истории Религии Санкт-Петербурга в 2009-м году.

Хаджи-Мурат — джигит без головы

23 апреля или по-нынешнему 5 мая 1852 года был убит самый легендарный участник войны кавказских горцев против Российской империи, наиб Шамиля Хаджи-Мурат. Уже 160 лет его голова находится в отдалении от тела. Уважаемый как союзниками, так и врагами, он воевал за собственную правду, а не за Шамиля или Российскую империю. Что его и погубило.

Лев Толстой, оказавшийся на Кавказе вскоре после гибели Хаджи-Мурата, так описал бесславный конец знаменитого партизана: "Гаджи-Ага, наступив на спину тела, с двух ударов отсек голову и осторожно, чтобы не запачкать в кровь чувяки, откатил ее ногою…". Впрочем, сегодня историки спорят между собой, кто именно отрезал его голову — лакцы или кумыки. Смерть Хаджи-Мурата народ воспринял неоднозначно: многие пребывали в печали, другие предавались радости.

"И всеже конец мой еще не конец", — подметил поэт. С той минуты, как прервалась жизнь бывшего "лучшего наиба имама Шамиля", начались приключения его головы. Если тело Хаджи-Мурата погребли недалеко от древнего азербайджанского селения Закаталы и его могила стала зияратом — святым местом, то его буйная головушка была отправлена в Темир-Хан-Шуру (ныне Буйнакск), войсковую столицу Кавказской армии.

Потом заспиртованную голову наиба увезли в ставку наместника в Тифлис. Какое-то время она была выставлена в анатомическом театре, а затем ее препроводили в Петербург. Здесь голова была передана профессору Пирогову, у которого уже имелось несколько подобных препаратов. Так она сначала оказалась в Военно-медицинской академии, а потом — в Кунсткамере, Музее этнографии и антропологии имени Петра Великого.

Сто шестьдесят лет о голове Хаджи-Мурата периодически вспоминают, чтобы благополучно забыть до следующего повода.

Хаджи-Мурат

Так, в 2000 году кампанию по возвращению головы Хаджи-Мурата на историческую родину для воссоединения останков и захоронения предприняло руководство Республики Дагестан во главе с депутатом Государственной Думы Омаром Омаровым.

И хотя голову мятежника захоронить пока не удалось, череп Хаджи-Мурата исключили из состава государственной части музейного фонда Российской Федерации. С утратой статуса музейного предмета он остался объектом федеральной собственности.

В Туле была создана инициативная группа, поставившая своей целью восстановить историческую справедливость в отношении заглавного персонажа всемирно известной повести Льва Толстого, национального героя Дагестана Хаджи-Мурата. Инициативу поддержали Музей-усадьба Л. Н. Толстого "Ясная Поляна" и правительство Республики Дагестан.

Ведь личность аварского старшины Хаджи-Мурата высоко оценивали даже его противники. Недаром "карту" Хаджи-Мурата хотели разыграть против Шамиля, когда два этих выдающихся политика рассорились. Видеть в Хаджи-Мурате только лишь отважного башибузука не совсем правильно. Молочный брат аварских ханов, после истребления ханского дома он стал настоящим правителем Аварии, несмотря на то, что номинальным главой был назначен родственник аварских ханов Ахмед-хан Мехтулинский.

Его биограф, историк Шапи Казиев пишет: "Славу свою он (Хаджи-Мурат. — Ред.) добыл отнюдь не участием в убийстве имама Гамзат-бека и не благородным происхождением, а безумной храбростью, неукротимой силой и воинскими талантами. На сабле его было написано: "Не вынимай из ножен без нужды", но лишь благодаря Хаджи-Мураду, которому едва исполнилось 20 лет, горная Авария все еще оставалась независимой от Шамиля".

Когда Ахмед-хан казнил в Хунзахе ближайших родственников Хаджи-Мурата, он из дальновидного политика превратился в абрека — разбойника с большой дороги. Кровная месть стала краеугольным камнем его жизни.

Храбрость, как и харизма Хаджи-Мурата, практически никем не оспаривались. Вот как описывает Казиев начало разногласий между наибом и имамом Шамилем: "Разгневанный имам (Шамиль. — Ред.) обвинил Хаджи-Мурада в алчности, которая и привела его отборных мюридов, торопившихся спасти свою добычу, к трусливому бегству от Аргутинского. Наиб в ответ заявил: "Что я не трус, знают на Кавказе даже малые дети. И горцы, и русские давно привыкли уважать мою храбрость". А затем намекнул, что простительно поражение 500 мюридов от несметных войск Аргутинского, когда Шамиль сам, с 15 тысячами, не справился с тремя батальонами Грамматика".

И далее: "С тех пор трещина, всегда остававшаяся между Шамилем и Хаджи-Мурадом, стала стремительно разрастаться, чтобы скоро превратиться в непреодолимую пропасть".

Исторические параллели не всегда правомерны, но здесь напрашивается сравнение с отношением к анархисту батьке Махно со стороны как белых, так и большевистской власти. Отважные рубаки, Робин Гуды, Хаджи-Мураты и Махно абсолютно не нужны и даже вредны с точки зрения тех, кто укрепляет самодержавие, имамат или Совдепию. Можно воспользоваться их воинскими талантами и отвагой, а позже сдать в утиль.

"Хаджи-Мурад был лишен звания наиба. Ему было приказано сдать все дела и имущество, — пишет Шапи Казиев. — В ответ Хаджи-Мурад засел со своими приверженцами в ауле Батлаич рядом с Хунзахом и заявил, что все свое достояние приобрел собственной саблей, и что пока она будет у него в руках, он ничего не отдаст".

Храбрый джигит погиб, потому что его историческая миссия оказалась законченной. Будущее было за более сильными игроками на политической арене: недолгое время за имаматом Шамиля и в будущем — за Российской империей.

Автор: Игорь Буккер

Ссылка: http://www.pravda.ru/society/fashion/couture/05-05-2012/1113968-hadgi_murat-0/#

Дата публикации: 05.05.2012

пост

должность

Альтернативные описания

• великое воздержание, следующее за Масленицей

• духовная диета

• его нарушает тот, кто ест скоромную пищу

• ответственная должность

• подходящее место для часового

• у верующих: воздержание на определенный срок от скоромной пищи и другие ограничения по предписанию церкви

• ураза по-христиански

• часовой или группа бойцов, ведущая наблюдение или охраняющая что-нибудь

• военный объект, охраняемый часовым

• отдельно взятое сообщение в форуме

• «не все коту масленица, бывает и великий …» (посл.)

• религиозная «голодовка»

• диета по Библии

• воздержание, наступающее после Масленицы

• диета, предписанная церковью

• диета, когда не едят скоромного

• голодовка не для атеиста

• 40 дней перед Пасхой

• разгрузка после Масленицы

• религиозный запрет на какую-либо пищу

• воздержание от определенной пищи

• место охранения

• будка ДПС на дороге

• застава или кордон

• место часового

• будка ДПС на трассе

• великий перед Пасхой

• не все коту Масленица

• после Масленицы

• будка ГИБДД

• говенье

• «застава» гаишников

• разгрузочные дни после Масленицы

• сообщение в форуме (комп.)

• масленица

• объект под охраной часового

• воздержание от скоромной пищи

• религиозное воздержание

• предпасхальная «голодовка»

• воздержание от пищи

• «застава» ГАИ на дороге

• пункт наблюдения

• «малопитательный» караул

• гаишная точка на шоссе

• стационарная «застава» гаишников

• великая «голодовка» перед Пасхой

• религиозная «диета»

• «не скоромная» сторожевая точка

• точка под охраной

• аскеза перед Пасхой

• набожное похудение

• сдают и принимают

• Место постоянного дежурства

• Воздержание от скоромной пищи

• Ответственная должность

• Время воздержания от скоромной пищи

• Место часового

• Религиозное воздержание

• Нидерландский художник (17 в.)