Хадис о доброте

04.06.2018 0 Автор admin

Сунна

"Помни об Аллахе — и Он, помня о тебе, защитит тебя; помни об Аллахе — и ты почувствуешь, что Он перед тобой. Если ищешь ответа на вопрос, спрашивай у Аллаха; если ищешь помощи, взывай о ней к Аллаху". // хадис от Абу Абасса Абдуллы // Ат-Тирмизи

"Каждый мусульманин — брат мусульманину, а потому он не должен притеснять его. Всякому, кто поможет в нужде своему брату, Аллах поможет в его собственной нужде. Всякого, кто оградит мусульманина от напасти, Аллах оградит от тягот в День Суда". // хадис от Абдуллы бин Умара // Сахих аль-Бухари

"Не завидуйте друг другу; не испытывайте ненависти по отношению друг к другу; не отворачивайтесь друг от друга, а будьте, о слуги Аллаха, братьями. Один мусульманин — брат другому мусульманину: он не притесняет его и не предает его интересы, он не лжет ему и не оскорбляет его призрением. Очень дурно для каждого человека испытывать чувство презрения по отношению к своему брату мусульманину". // хадис от Абу Хурейра // Муслим

"Вера в Бога Единого заложена в каждом ребенке отроду, и только родители делают его иудеем, христианином или язычником". // хадис от Абу Хурейра // Сахих аль-Бухари

"Поистине, Аллах любит мягкость (доброту) в каждом деле". // хадис от Аиши // Бухари и Муслим

"У верующего есть шесть особых обязательств (по отношению к другому) верующему: он навещает его во время его болезни, присутствует на его похоронах, отзывается на его приглашение, приветствует его при встрече, желает ему благого, и искренен (сердечен) по отношению к нему в его присутствии и отсутствии". // хадис от Абу Хурайры // Бухари и Муслим

"Помни об Аллахе — и ты узришь Его. Поминай Господа во дни благоденствия — и он вспомнит о тебе в дни твоих тягот. И знай — победа приходит только с терпением и стойкостью духа; печаль сменяется радостью, а на смену тяготам приходит счастье". // хадис от Абу Аббаса Абдуллы // Ат-Тирмизи

"Всевышний Аллах смотрит не на вашу внешность и состояние, а на ваши сердца и поступки". // хадис от Умара бин аль-Хаттаба // Сахих аль-Бухари

"Поистине, мягкость, в чем бы она ни выражалась, украшает, а ее отсутствие, в чем бы оно ни выражалось, поистине очерняет (порочит)". // хадис от Аиши // Муслим

"Кто призывает делать добро, тому – награда, подобная награде того, кто его делает". // хадис от Абу Мас‘уда Укбы // Муслим

"Не сообщить ли вам, кому запрещен Ад? Запрещен он каждому, кто близок (к людям), снисходителен, мягок, прост (в общении)". // хадис от Абдуллаха ибн Мас‘уда // Тирмизи

"То достоинство, за которое большинство людей войдут в Рай, это их набожность и хороший тон поведения". // хадис от Абу Хурейра // Ат-Тирмизи

"Не пренебрегай ничем из одобряемого, хотя бы тем, чтобы встретить своего брата с радушным лицом". // хадис от Абу Зарра Джундаба // Муслим

"Лучшим из людей является тот верующий, который дерзает на Господнем промысле всей своей жизнью и всем своим добром". // хадис от Абу Сайда аль-Кудри // Бухари и Муслим

"Улаживайте разногласия между мусульманами, так как злоба между ними губительна". // хадис от Абу ад-Дарда

"Богатство человека не в изобилии мирских благ. Истинное богатство — это богатство души". // хадис от Абу Хурайры // Муслим

"Если ты испытываешь чувство любви к своему брату, поспеши сказать ему об этом".

// хадис от Абу Каримы // Абу Дауд и Тирмизи

"Живи в этом мире как чужестранец или случайно забредший путник. Если вы доживете до вечера, не тешьте себя иллюзиями. что будете живы утром, а доживете до утра, не будьте уверены, что останетесь живы до вечера, и берите из вашего здравия — в счет болезни, а из вшей жизни — в счет смерти". // хадис от Ибн Умара // Сахих аль-Бухари

"Мусульманин — это тот, кто никогда не причиняет вреда другому мусульманину ни языком, ни руками …" // хадис от Абдуллы бин Амр аль-Аас // Муслим

"О люди, вам следует сохранять спокойствие, ибо, поистине, благочестие проявляется не в спешке". // хадис от Ибн Аббаса // Сахих аль-Бухари

"Беритесь за такие дела, которые вам по силам, ибо, поистине, Аллах не устанет награждать вас, пока вы не устанете совершать благие дела". // хадис от Айиши // Сахих аль-Бухари

"Тот, кто восстанавливает мир между людьми, даже путем измышления какой-нибудь доброй неправды, не является лжецом". // хадис от Умм Культум бинт Укба // Сахих аль-Бухари

"По отношению друг к другу верующие подобны строению, отдельные части которого поддерживают друг друга". // хадис от Абу Мусы // Сахих аль-Бухари

"Тот, кто находится среди людей и делит с ними их невзгоды, получит лучшую награду у Аллаха, нежели тот, кто сторонится людей, не разделяя их беды". // хадис от аль-Хассана ьин Али // Ат-Тирмизи

"Никто из вас не должен молится о своей скорейшей смерти, потому что, если вы хороший человек, у вас будет больше возможностей увеличить количество благих поступков. Если же вы нехороший человек, у вас появится шанс исправить свое дурно прошлое". // хадис от Абу Хурейра // Аль-Бухари и Муслим

"Делая запретным, то что дозволено Богом, вы совершаете грех, а возводя дозволенное в ранг закона для себя, вы удостаиваетесь награды". // хадис от Абу Зарра // Муслим

"Один человек попросил Пророка дать ему совет, который Пророк считает особо важным. Пророк сказал: никогда не поддавайся порыву гнева. Человек повторил свой вопрос несколько раз, но каждый раз Пророк отвечал: никогда и ни при каких обстоятельствах не поддавайся порыву гнева". // хадис от Абу Хурейра // Бухари

"На пути Аллаха истинно воюет тот, кто воюет за торжество Господнего Слова".

// хадис от Абу Мусы // Сахих аль-Бухари

"Не будет помилован тот, кто сам не проявляет милосердия к другим". // хадис от Джарира бин Абдуллаха // Сахих аль-Бухари

"Праведник, который силен духом и телом, более угоден Аллаху, нежели тот, кто слаб и немощен, хотя оба они несут добро. А потому стремитесь к тому, что идет вам на пользу и крепит ваши силы, не будьте небрежны и не проявляйте апатии в борьбе".

Счастье в Исламе — делать добро

// хадис от Абу Хурейра // Муслим

"Что бы узнать, что такое праведность, обратить к своему сердцу. Праведность — это то, что не беспокоит душу и сердце, а прегрешение — это то, что недобро шевелится в душе и тяжело мечется в груди". // хадис от Вабиса ибн Мабада

"Когда Всевышний Аллах возлюбит кого-нибудь, Он подвергает его испытаниям. Тот, кто принимает их и с честью выдерживает, получает довольствие Аллаха". // хадис от Анаса бин Малика // Ат-Тирмизи

"Старайтесь облегчать, а не усугублять положение вещей, старайтесь давать людям только добрые вести. Не заставляйте их сторонится вас". // хадис от Анаса бин Малика // Сахих аль-Бухари

Пророк (с. г. в) давал кунью тем, у кого ее не было, после чего к человеку начинали обращаться по той кунье, которую он ему дал; и Пророк (с. г. в) давал куньи женщинам, как имевшим детей, так и не имевшим их, а также детям, стараясь с помощью этого смягчить их сердца. Пророк (с. г. в) гневался реже, чем любой другой человек, и быстрее всех приходил к удовлетворению. Он был самым сострадательным из людей и приносил им больше блага и пользы, чем любой другой человек.

Сообщается со слов Абд Аллаха бин Амра (р. г), который сказал: Посланник Аллаха (с. г. в) сказал:

"Мусульманин тот, кто не вредит людям руками и языком".

Однажды у пророка (с. г. в) спросили: "О посланник Аллаха! Такая-то женщина проводит ночь в молитвах, а днем постится, и совершает деяния кроме этого, дает милостыню, но при этом обижает своих соседей языком?" На что посланник Аллаха (с. г. в) ответил: "Нет в ней добра. Она из обитателей огня". Сподвижники спросили: "А такая-то совершает лишь предписанную молитву, раздает в милостыню творог и никого не обижает?" Посланник Аллаха (с. г. в) сказал: "Она из обитателей рая".

Сообщается со слов Абу Хурайры (р. г), что посланник Аллаха (с. г. в) сказал:

"Не войдет в рай человек, от обид которого страдает его сосед".

Запрещается оставлять животных взаперти. Сообщается со слов Абу Хурайры (р. г), что посланник Аллаха (с. г. в) сказал:

"Одна женщина попала в адское пламя из-за кошки, которую удерживала, пока та не умерла. Она не кормила ее, не оставила питаться насекомыми".

Запрещается также делать животное мишенью для стрел и метания. Сообщается со слов Саида бин Джубайра, который сказал: "Однажды Ибн Умар проходил мимо двух курайшитов, которые установили птицу, в которую стреляли. Хозяину птицы они отдавали каждую, не попавшую стрелу. Увидев Ибн Умара, они разошлись. Он сказал: "Кто сделал это? Да проклянет Аллах того, кто сделал это. Посланник Аллаха (с. г. в) проклял того, кто сделал то, что обладает душой, мишенью". Также запрещается убивать животное ради забавы. Сообщается со слов Ибн Умара (р. г), который сказал: "Посланник Аллаха (с. г. в) сказал:

"Один из самых величайших грехов у Аллаха, когда мужчина вступает в брак с женщиной, а после удовлетворения желания разводится с ней и забирает махр. И человек, который нанял человека, но ушел, не оплатив ему. И тот, кто убивает животное ради забавы".

Священный Коран не рассматривает человеческую душу априори злой в своей сути, не относится к ней как к заранее порочной или безнравственной, считает ее сотворенной чистой, безгрешной, о чем четко сказано в Священном Коране:

"Обрати же свой лик и свои мысли (о Мухаммад) к религии с искренностью и будь подальше от их заблуждений. Сохрани установления Аллаха, который сотворил людей так, что они принимают единобожие и не опровергают его. Нет изменений в творении Аллаха. Ведь единобожие — истинная вера и прямой путь, но многобожники не ведают этой истины".

Священный Коран учит, что человеческая душа уже в самом начале своего формирования приобретает способность чувствовать добро и зло. Она способна как к своему развитию и возвышению, так и к падению и неудаче. И Всевышний Создатель клятвенно заверяет нас в том, что человек способен воспитывать самого себя, владеть своими чувствами:

"Клянусь душой и Тем, Кто ее сотворил совершенной, наделив ее силой и разными способностями. Он разъяснил ей, что такое добро и что такое зло, и наделил ее способностью совершать из них то, что она пожелает. Поистине, преуспел тот, кто очищал ее повиновением Аллаху и совершением благочестивых деяний. А тот, кто осудил свою душу, не будучи добродетельным, и погубил в ней способность вершить добро, несомненно, потерпел убыток".

Всевышний также сказал:

"Разве Мы не наделили его парой глаз, с помощью которых он может видеть, языком и парой губ, чтоб он мог говорить и выражать свои мысли? И указали ему на путь добра и на путь зла, и направили его к выбору. Он не извлек пользы из того, чем мы наделили его, и не преодолел препятствие, которое мешает ему идти по пути спасения — скупость своей души.

Конечно, на практике далеко не все люди прислушиваются к таким назиданиям, но важны не они, а те, кто внимает Божьей заповеди и стараются изменить свой внешний облик.

Ислам сопрягает нравственные, моральные ценности не только с их формальным принятием человеком через его внешнее поведение, но непременно и с его внутренним миром, с его духовностью, ибо природа человека по своей сути — двойственна: с одной стороны, она видима, очевидна, ощущаема, а с другой — внешне невидима, не ощущаема. Внутреннее состояние человека в исламе имеет не меньшее значение, чем внешнее, поскольку внешний облик человека оказывается в конечном счете лишь проявлением, выражением его внутреннего облика.

Страница не найдена

Вот почему моральные ценности и нравственные нормы в исламе связываются в первую очередь с внутренним миром человека, с его умом, его душой; ибо если человек внутренне благочестив, если у него добрые намерения, чистая душа, то и его внешний облик, и его поведение будут праведными. Ислам несет в себе человеколюбивые и жизнеутверждающие ценности. Эти ценности все народы считают высокогуманным, общечеловеческим достоянием. Мы можем поставить в их первый ряд милосердие и благородство, благодетельствование и справедливость, смирение и терпимость, ответственность и умеренность, усердие и отзывчивость. Быть мусульманином — значит заботиться о родителях, муже или жене, детях, всех близких, соседях, помогать тем, кто нуждается в милосердии, у кого нет крова, одежды или еды. Все мироздание — это творение Милостивого и Милосердного Аллаха. Поэтому мусульманин должен чувствовать свою ответственность за природу, все живое, каждую травинку и живое существо. Ислам — это путь истинного благочестия, а потому и спасения, подлинной духовной свободы для человека, который в современном мире устрашаем морем зла, конфликтов, испытывает множество соблазнов и искушений. Что же нужно верующему, чтобы достойно, спокойно, уверенно идти по прямому, благочестивому пути Ислама?

Благонравие являвшееся свойством посланника Аллаха (с. г. в) становится наилучшим результатом дел правдивейших, плодом усилий благочестивых, и тем качеством, которое вырабатывают в себе поклоняющиеся. Что же касается дурных нравственных качеств, то они являются губительными ядами, побуждающими к постыдным поступкам, явными пороками и той скверной, которая удаляет от Господа миров и приводит человека к пути шайтана. Дурные нравственные качества представляют собой открытые врата, пройдя через которые человек окажется в пылающем огне Аллаха, и этот огонь охватит сердца, тогда как прекрасные нравственные качества являются такими вратами, пройдя через которые человек познает райское блаженство и будет приближен к Милостивому. Дурные нравственные качества есть не что иное, как недуги сердец и болезни душ, но недуги эти губительны для жизни вечной, а поэтому болезни, которые губят только жизнь тела, не идут с ними ни в какое сравнение. Какое бы огромное внимание не уделяли врачи определению методов лечения тел от болезней, которые способны погубить только преходящую жизнь, уделять внимание недугам сердец, способных погубить жизнь вечную, все же важнее. Таким образом, изучение этого раздела медицины является обязанностью каждого обладающего разумом, поскольку нет таких сердец, которые были бы свободны от недугов, но если не обращать на них внимания, болезни будут накапливаться, следовать друг за другом и усиливать друг друга. Это значит, что рабу Аллаха, прежде всего, следует уделять пристальное внимание распознаванию болезней сердца и их причин, а затем упорно работать над их исцелением.

Желая воздать хвалу Своему пророку и проявить милость Свою к нему, Аллах Всевышний сказал:

"И, поистине, ты — (человек) великого права".

Сообщается, что посланник Аллаха (с. г. в) сказал:

"Благочестие, есть благонравие".

Сообщается, что, когда посланника Аллаха (с. г. в) спросили: "О посланник Аллаха, что такое злополучие?" — он сказал: "Дурной нрав".

Однажды пророка (с. г. в) спросили: "О посланник Аллаха, кто из верующих обладает наилучшей верой?" — он сказал: "Обладающий наилучшим нравом". Аль — Хасан сказал: "Человек, отличающийся дурным нравом, мучает самого себя". Вахб сказал: "Отличающийся дурным нравом подобен разбившейся глиняной чашке, которую невозможно ни залатать, ни снова превратить в глину". Аль — Фудайл сказал: "Поистине, общество нечестивца с хорошим нравом мне нравится больше, чем общество такого поклоняющегося, который обладает дурным нравом". Аль — Хасан также сказал: "Благонравие — это приветливость, проявление щедрости и отказ от нанесения обид (людям)". Аль — Васити сказал: "Благонравный не пререкается с людьми из-за силы своего знания об Аллахе Всевышнем". Он также сказал: "Благонравие есть способность ублаготворять людей в радости и в горе". В основе благонравия лежат четыре свойства: мудрость, смелость, воздержание и справедливость. Под мудростью мы имеем в виду такое качество души, которое позволяет отделять правильное от ошибочного в любых предложенных обстоятельствах. Под справедливостью мы имеем в виду силу души и такое ее качество, которое позволяет управлять проявлениями гнева и страстями, побуждать душу к тому, чего требует мудрость, и осуществлять над нею контроль сообразно требованиям мудрости и независимо от того, дает она себе волю или прибывает в подавленном состоянии. Под смелостью мы имеем в виду состояние подчиненности силы гнева разуму независимо от того, осмеливается душа на что-либо или отказывается от этого. И, наконец, под воздержанностью мы имеем в виду способность подчинения силы страсти требованиям разуму и шариата. Гармоничное сочетание этих четырех основ и порождает все достойные нравственные качества, на которые в Коране указывается в том аяте, где говорится о качествах верующих.