Хадисы ат тирмизи

12.11.2018 0 Автор admin

Об авторе

Его звали Абу Иса Мухаммад ибн Иса ибн Сура ат-Тирмизи. Это один из выдающихся знатоков хадисов. Он родился ат-Тирмизи в 209 году по мусульманскому летоисчислению (824 г. по григорианскому календарю) в городе Тирмиз, расположенном на правом берегу реки Амударьи, недалеко от северной границы Афганистана. Город Тирмиз, из которого был родом Абу Иса Мухаммад, располагался в Трансоксании, именно по этому городу его и стали называть – ат-Тирмизи.
Абу Иса Мухаммед ибн Иса Тирмизи получил начальное образование в Хорасане. Его учителями были аль-Бухари и Муслим. Однажды аль-Бухари сказал ему: «Я извлек выгоду из общения с тобой больше, чем ты извлек выгоду при обучении со мной». Мусса ибн Алак однажды отметил: «Когда имам аль-Бухари скончался, он не оставил никого в Хорасане, кто мог бы сравниться с Абу Исой ат-Тирмизи в знании, памяти, благочестии и воздержании».
Ат-Тирмизи составил сборник хадисов «аль-Джами», который позднее получил название «Сунан ат-Тирмизи». Ещё при жизни Тирмизи этот сборник завоевал авторитет среди знатоков хадисов.

ИМАМ АБУ ИСА АТ ТИРМИЗИ О ТАШБИХЕ

После завершения книги автор показал своё произведение учёным Хиджаза, Ирака и Хорасана, и те в свою очередь положительно отозвались об этом труде. Он сам сказал о своем сборнике: «Дом, в котором находится эта книга, подобен дому, в котором живет говорящий Пророк». Его труд является одним из шести самых авторитетных в этой области наряду со сборниками хадисов имамов аль-Бухари и Муслима.
Стремление установить степень доверия к тем людям, которые передавали хадисы, позволило ат-Тирмизи зафиксировать имена, фамилии и титулы этих людей. Он включил в свой сборник некоторые комментарии аятов Корана, а одна из книг посвящена Пророку, мир ему, его семье и сподвижникам. К «Сунан ат-Тирмизи» было написано множество комментариев. Самыми известными из них являются комментарии Суюти «Гутуль-мугтази» и Мубаракфуруни «Тохватуль-ахваз». Согласно `Абдулле ибн Мухаммаду аль-Ансари, «Сунан ат-Тирмизи» более удобен для работы, чем сборники аль-Бухари и Муслима, так как их работы могут быть понятны очень глубоко думающим ученым, тогда как сборник ат-Тирмизи может быть понят и учеными, и непрофессионалами.
Ат-Тирмизи много путешествовал в поисках хадисов, встречался с авторитетными современниками, такими как Ахмад ибн Ханбал и Абу Дауд. Он также встречался с повествователями хадисов Ирака и Хиджаза.
Ат-Тирмизи отличался глубокими знаниями, превосходной памятью и редкой набожностью. При упоминании Аллаха он часто плакал, в результате чего в последние годы своей жизни ослеп. Тем не менее, ат-Тирмизи не прекратил свои поездки в поисках хадисов, и закончил «Сунан», будучи незрячим. Аль-Хаким Абу Ахмад, рассказывал: «В то время, когда умер Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари, я жил в Хорасане. После него не осталось никакой опоры в сфере науки, в деле подвижничества, кроме Абу Исы (Тирмизи). Тирмизи пролил много слез, впоследствии лишился зрения и так прожил долгие годы».
О замечательной памяти ат-Тирмизи ходят легенды. Если он слышал что-то, то уже никогда этого не забывал. Однажды по дороге в Мекку имам встретил ученого-хадисоведа, от которого ранее узнал новые для себя главы хадисов. Имам ат-Тирмизи думал, что записи изречений Пророка, мир ему, у него с собой, и спросил у ученого согласия прочитать эти записи, чтобы проверить их на наличие ошибок. Обнаружив, что записей у него с собой нет, имам взял чистый лист бумаги и стал «читать» хадисы по памяти. Когда ученый заметил хитрость ат-Тирмизи, то отругал имама, что тот зря отнимал его время. Имам же уверял хадисоведа, что он прекрасно все запомнил, но ученый все равно не верил, даже когда ат-Тирмизи прочитал все хадисы наизусть. Тогда имам попросил ученого рассказать ему еще хадисы. Тот так и сделал: рассказал еще 40 хадисов. И имам повторил их все безошибочно, тем самым демонстрируя свою великолепную способность запоминать хадисы.
Следующий случай приводится Хакимом аль-Умматом в его сборнике «Аль-Миск аз-Заки». В одной из поездок ат-Тирмизи, будучи уже незрячим, вдруг остановился на дороге. Его спросили, почему он так поступил. Ат-Тирмизи ответил, что на этом месте должно быть дерево, корни которого мешают путникам. Его товарищи ответили, что никакого дерева нет. Ат-Тирмизи взволновался, так как хорошо помнил, что ранее здесь было дерево. Тогда он попросил своих попутчиков, чтобы они спросили об этом у местных жителей. Ат-Тирмизи сказал: «Если будет установлено, что никакое дерево не существовало, тогда я прекращу рассказывать хадисы Пророка, мир ему, из-за моей слабой памяти». Однако жители ответили, что ранее здесь действительно росло дерево, которое убрали из-за того, что оно мешало путешественникам.
Умер ат-Тирмизи 13 числа месяца раджаб в 279 году по мусульманскому летоисчислению (около 892 г. по григорианскому календарю) в возрасте 70 лет.

Предисловие

Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Его Пророку, Мухаммаду, его семье, и его праведным сподвижникам, а затем:

Воистину, сказал Пророк, мир ему: «Не исчезнет группа из моей Уммы, победоносная, на истине. Не повредят им те, кто противостоит им, пока не придет повеление Аллаха (т.е. последний Час)«. Передал Муслим, 6/52-53, и Абу Дауд, 2/202.

Имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если «та’ифату-ль- мансура» – не Асхабуль-Xадис, то я не знаю, кто они!» Передал Аль-Хаким в «Ма’арифату- ль-Улюм Аль-Хадис», с. 3., Аль-Хафиз Ибн Хаджар подтвердил достоверность этого в «Фатху-ль-Бари», 13/293.

Имам Аль-Бухари, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Это значит Асхабуль- Xадис». Шараф Асхабуль-Хадис, с. 27.

И воистину, именно ахлюль хадис являются победоносной группой, стоящей на истине, в поклонениях, нраве, и прежде всего — вероубеждении. И с давних пор приверженцы Сунны, сторонники хадисов Пророка, мир ему, исповедовали верную акиду, и призывали к Сунне, и опровергали приверженцев нововведений, и их темные мысли и идеологии. И не является исключением и вопрос Вознесения Аллаха над Троном, над семью небесами, который с давних пор был разногласием между ахли Сунна уаль Джамаа, и приверженцами новшевств в религии из числа джахмитов, и их выкормышей — мутазилитов, ашаритов, матуридитов и прочих заблудших сект.

И в этой краткой статье мы приведем акиду имамов, авторов известнейших сборников хадисов в этом вопросе, величайших алимов, которые передали нам Сунну, и на высоком положении которых согласились все!

Суннан ат Тирмизи

И если они были не на верном пути, то кто же будет тогда на верном пути?!

1. Имам Малик, составитель сборника «Аль-Муватта» (3000 хадисов)

Передали с достоверным иснадом от имама Малика, что он сказал: «Аллах на небесах, а Его знание в каждом месте, и не скроется от Него ничего» Передал Абу Дауд (Масаиль, 263), аль-Аджурри (289), аль-Лялякаи (Шарх усуль аль-и’тикод, 1/92), и иснад его достоверен как солнце в белый день.

2. Имам аль-Бухари, составитель «Сахиха», (7000 хадисов)

Сказал имам аль-Бухари в своем Сахихе, назвав один из его разделов «Опровержение на джахмитов», подраздел«Слова Всевышнего Аллаха: «И был Его Трон над водой»: «Сказал Абу Алия: «Истауа на небеса» значит «возвысился». И сказал Муджахид касательно истиуа: «То есть возвышение над Троном.» И сказала Зейнаб, мать правоверных:, да будет доволен ей Аллах «Поженил меня Аллах с высоты семи небес.» см. "Сахих аль Бухари"

Также у имама аль-Бухари есть книга "Хольк аф’аль аль-ибад", в которой он привел очень много асаров от сподвижников, табиинов, и других саляфов, в которых упоминается возвышение Аллаха над семью небесами. Так, передает Имам Аль Бухари слова табиина Сулейман Ат Тейми: "Если меня спросят "Где Аллах?" Свят Он и Высочайш. То я скажу: "На небесах". Если меня спросят: "А где был Его Трон до создания небес?". То я скажу: "Над водой". А если спросят меня: "А где был Трон до создания воды?". Я отвечу: "Не знаю".

Дополнил эти слова Имам Бухари, признав их, и подтвердив:

«Сказал Абу Абдуллах (т.е. я, Аль-Бухари) — "И это в соответствии со Словами Аллаха: " Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает" (2-255), то есть кроме того, что разьяснено Аллахом". (См. Бухари в книге "Хальк ‘афаль ‘Ибад" стр. 37

Имам Ат-Тирмизи, составитель «Ас-Сунан», 4000 хадисов

Сказал имам Абу Иса Ат-Тирмизи в комментарии к одному из хадисов, приводя мнение ученых: «И Всевышний Аллах над Своим Троном, как Он Сам Себя описал в Своей Книге» см. «Сунан Ат Тирмизи», 11-109

Имам Ибн Маджа, составитель «Сунана», 4500 хадисов

Назвал имам Ибн Маджа один из разделов в своем «Сунане» —«Раздел: То, что отрицают джахмиты», и затем привел целый ряд хадисов, указывающих на возвышение Аллаха, и другие Его атрибуты.

Ибн Хузейма, составитель «Сахиха», 3000 хадисов

Передал имам Аль-Хаким, что сказал имам Ибн Хузейма: «Кто не признает, что Аллах на Своем Троне вознесся над семью небесами отдельно от своих творений, тот кафир, у которого требуется покаяние. И если он кается, то он оставляется, если же нет — то отрубается ему голова и кидается на помойку, чтобы он не причинял неудобство своим запахом мусульманам и ахлю зимма, и являются его деньги трофеем, и не наследует от него никто из мусульман, так как не наследуют мусульмане от кафира» см. «Тариху ан-найсабур» Аль-Хакима, и «Марифату улюмиль хадис», Аль-Хакима, стр. 50, и иснад достоверен

Послесловие

И мы привели только слова известных для русскоязычных читателей мухаддисов, не приведя тексты от менее известных ученых, также передавших нам Сунну Пророка, мир ему, а также от имамов джарх уа тадиль, и других великих мухаддисов. И хватит того, что все сподвижники, передавшие нам Коран, и Сунну, были на чистой акиде саляфов, и не были на нововеденческих акидах ашаритов и матуридитов, ведь их тогда еще даже не существовало!!!

И клянусь Аллахом, затем клянусь Аллахом, затем клянусь Аллахом трижды — если эти ученые, великие имамы, передавшие нам Сунну Пророка, были бидаатчиками, муджассимами, уподобляющими Аллаха творениям — то воистину, не останется тогда у нас не религии, ничего! Прибегаем к Аллаху от такого!

И верно сказал великий имам хадиса Абу Хатим Ар-Рази, да помилует его Всевышний Аллах: «Признаком людей нововведений является нападки в сторону «ахлюль-асар» (приверженцев пророческих преданий), признаком джахмитов является то, что они называют ахлу-с-сунну «мушаббиха» (уподобленцами).., признак зиндиков (еретиков вышедших из Ислама) является то, что они называют «ахлу-ль-асар» хашавитами (уподобляющими)»см. "Шарх усуль аль Иттикод" имама аль-Лялякаи 1/179.

И сказал имам Абдуль Кадир Аль Джилани: «Признаком джахмитов, является называние приверженцев Сунны, “мушабиха» (уподобляющими).И все это — из-за их фанатизма и ярости к приверженцам Сунны » см. «Аль-Гунья», 102

Просим Всевышнего Аллаха умертвить нас на акиде Асхабуль Хадис, и защитить мусульман от ярости и козней приверженцев нововведений! Амин!

И в заключение — хвала Аллаху, Господу Миров!

Предисловие

Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Его Пророку, Мухаммаду, его семье, и его праведным сподвижникам, а затем:

Воистину, сказал Пророк, мир ему: «Не исчезнет группа из моей Уммы, победоносная, на истине. Не повредят им те, кто противостоит им, пока не придет повеление Аллаха (т.е. последний Час)«. Передал Муслим, 6/52-53, и Абу Дауд, 2/202.

Имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если «та’ифату-ль- мансура» – не Асхабуль-Xадис, то я не знаю, кто они!» Передал Аль-Хаким в «Ма’арифату- ль-Улюм Аль-Хадис», с. 3., Аль-Хафиз Ибн Хаджар подтвердил достоверность этого в «Фатху-ль-Бари», 13/293.

Имам Аль-Бухари, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Это значит Асхабуль- Xадис». Шараф Асхабуль-Хадис, с. 27.

И воистину, именно ахлюль хадис являются победоносной группой, стоящей на истине, в поклонениях, нраве, и прежде всего — вероубеждении. И с давних пор приверженцы Сунны, сторонники хадисов Пророка, мир ему, исповедовали верную акиду, и призывали к Сунне, и опровергали приверженцев нововведений, и их темные мысли и идеологии. И не является исключением и вопрос Вознесения Аллаха над Троном, над семью небесами, который с давних пор был разногласием между ахли Сунна уаль Джамаа, и приверженцами новшевств в религии из числа джахмитов, и их выкормышей — мутазилитов, ашаритов, матуридитов и прочих заблудших сект.

И в этой краткой статье мы приведем акиду имамов, авторов известнейших сборников хадисов в этом вопросе, величайших алимов, которые передали нам Сунну, и на высоком положении которых согласились все! И если они были не на верном пути, то кто же будет тогда на верном пути?!

1. Имам Малик, составитель сборника «Аль-Муватта» (3000 хадисов)

Передали с достоверным иснадом от имама Малика, что он сказал: «Аллах на небесах, а Его знание в каждом месте, и не скроется от Него ничего» Передал Абу Дауд (Масаиль, 263), аль-Аджурри (289), аль-Лялякаи (Шарх усуль аль-и’тикод, 1/92), и иснад его достоверен как солнце в белый день.

2. Имам аль-Бухари, составитель «Сахиха», (7000 хадисов)

Сказал имам аль-Бухари в своем Сахихе, назвав один из его разделов «Опровержение на джахмитов», подраздел«Слова Всевышнего Аллаха: «И был Его Трон над водой»: «Сказал Абу Алия: «Истауа на небеса» значит «возвысился». И сказал Муджахид касательно истиуа: «То есть возвышение над Троном.» И сказала Зейнаб, мать правоверных:, да будет доволен ей Аллах «Поженил меня Аллах с высоты семи небес.» см. "Сахих аль Бухари"

Также у имама аль-Бухари есть книга "Хольк аф’аль аль-ибад", в которой он привел очень много асаров от сподвижников, табиинов, и других саляфов, в которых упоминается возвышение Аллаха над семью небесами. Так, передает Имам Аль Бухари слова табиина Сулейман Ат Тейми: "Если меня спросят "Где Аллах?" Свят Он и Высочайш. То я скажу: "На небесах". Если меня спросят: "А где был Его Трон до создания небес?". То я скажу: "Над водой". А если спросят меня: "А где был Трон до создания воды?". Я отвечу: "Не знаю".

Дополнил эти слова Имам Бухари, признав их, и подтвердив:

«Сказал Абу Абдуллах (т.е. я, Аль-Бухари) — "И это в соответствии со Словами Аллаха: " Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает" (2-255), то есть кроме того, что разьяснено Аллахом". (См. Бухари в книге "Хальк ‘афаль ‘Ибад" стр. 37

Имам Ат-Тирмизи, составитель «Ас-Сунан», 4000 хадисов

Сказал имам Абу Иса Ат-Тирмизи в комментарии к одному из хадисов, приводя мнение ученых: «И Всевышний Аллах над Своим Троном, как Он Сам Себя описал в Своей Книге» см. «Сунан Ат Тирмизи», 11-109



АТ-ТИРМИЗИ (Мухаммад Бен Али Абу Абдаллах аль-Хаким ат-Тирмизи) (ум.

Абу ‘Иса ат-Тирмизи

между 932 и 938) – знаменитый суфийский мыслитель. Родился в городе Термезе (совр. Узбекистан). Получил традиционное образование, занимаясь с 8 лет религиозными науками. В 28 лет совершил паломничество в Мекку, по дороге совершенствуя свои знания в общении с теологами и суфийскими наставниками. Вернувшись на родину, продолжил изучение суфизма. Среди его учителей были известные хоросанские шейхи: Абу Тураб ан-Нахшаби, Йахйа аль-Джаллаа, Ахмад Бен Хадравайхи и др. Аскетический образ жизни ат-Тирмизи вызывал уважение местного населения, и вскоре около него возникла группа учеников. Однако его деятельность не нравилась местным властям и факихам, и опасаясь преследований, Ат-Тирмизи был вынужден покинуть родину. Уехал сначала в Балх, а затем в Нишапур.

Ат-Тирмизи был современником знаменитого багдадского суфия Аль-Джунайда (ум. в 910, родоначальник рационалистического направления, названного «учением о трезвости», одного из двух основных течений в мусульманском мистицизме), но не полностью разделял его взгляды. К этому времени он уже был известен как автор трактата Печать святых (‘Илал аш-шари’а и Хатм аль-аулийа’), в котором рассуждал о смысле обрядов ислама, о различных категориях мистиков, о роли мусульманских святых, отмеченных особой благодатью Бога и критериях святости (т.е. о «печати святых», существовавшей, по его мнению, наряду с «печатью пророков»), о «любви к Богу». В этой книге он впервые в мусульманском мире писал о Логосе, используя для его обозначения слово зикр. Ат-Тирмизи утверждал, что святость(вилайа) ограничена во времени, поскольку она, подобно пророческому дару(нубувва), отмечена печатью, которая должна проявиться при конце света.

Кроме этого трактата, он написал около 80 работ, в которых рассматривается значение мистического опыта практикующих суфиев. Его учение «о душе» (ее состояниях, «движениях»), о методах самосовершенствования и обуздания низменных инстинктов, о роли страдания как средства очищения свидетельствовали о глубоком знании психологии человека. В дальнейшем эти труды в восточноиранском суфизме были признаны классическими. Эти работы отражали потребность в систематизации мистический мысли. Ат-Тирмизи также был автором первой истории суфизма и сборника биографий суфиев. Однако эти работы известны только в цитатах его последователей.

Ат-Тирмизи считал, что высшим доступным человеку знанием является мистический «гносис» (ма’рифа», или «хикма»), который он отождествлял с «божественным светом», заключенным в сердцах людей. Он различал обычное знание (‘илм), сводящееся к пониманию положений шариата, и «гносис», благодаря которому постигается тайный смысл самóй «божественной сущности». Традиционное знание можно обрести в процессе обучения, в то время как ма’рифа – это дар Божий, которым отмечает избранных. Сфера и время применения ‘илм ограничены, а ма’рифа не имеет пределов. По мнению ат-Тирмизи, «гносис» дарован лишь тем людям, чьи помыслы устремлены к Богу и которые обладают душой, очистившейся от мирских привязанностей. Такими людьми являются суфии, обладающие «аль-аулийа’», т.е. «святые», отличающиеся от прочих верующих.

После ат-Тирмизи утвердилось представление об иерархии мистиков, признанных совершенными. В трактате Печать святых он подробно рассматривает возможность достижения состояния просветления и святости, предлагая два пути – неукоснительного соблюдения требований шари’а и тарика, или же через Божественную благодать.

Ат-Тирмизи был первым среди суфийских мыслителей, кто подробно обосновал место святых подвижников, фактически уровняв их в правах с «посланниками» (русул) и пророками (анбийа’).

Ат-Тирмизи был образованным человеком, имевшим представление о буддийских, христианских и манихейских учениях, влияние которых можно обнаружить в его трудах. Современники, отдавая должное широте его кругозора и глубине его познаний, называли его «Аль-Хаким аль-Тирмизи» – «мудрец из Термеза».

Исследователь суфизма О.Ф.Акимушкин называет ат-Тирмизи предшественником средневекового арабского мыслителя и поэта Ибн Араби, который нередко включал в свои сочинения большие фрагменты из трудов ат-Тирмизи.

Конец жизни ат-Тирмизи провел на родине, куда он вернулся после вынужденной эмиграции. Окруженный своими учениками, среди которых были Абу Али аль-Джузджани и Абу Бакр аль-Варрак, он до конца своих дней оставался приверженцем мистического суфизма.

См. также СУФИЗМ.

Ольга Бибикова

Литература:

Enciclopedie de l’islam. Dictionnaire geograohique, ethnographique et biographique des peoples musulmans. Leyde – Paris, 1930
Классический ислам: традиционные науки и философия. М., Наука, 1988
Тримингем Дж.С. Суфийские ордены в исламе. М., Наука, 1989
Шиммель Аннемари. Мир исламского мистицизма. М., Алетейа, «Энигма», 2000



Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»

Сколько дней после праздника Рождества называют святками?

Пройти тест

Краткая биография имама Ат-Тирмизи