Хадисы про знания

26.03.2018 0 Автор admin

«Придерживай свой язык!» Этот хадис передали Ибн Нафи’ и ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» со слов аль-Хариса ибн Хишама.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1391, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 890.

1392 ( صحيح )

اَمْلِكْ عليكَ لِسانَكَ ولْيَسَعْكَ بَيْتُكَ وابْكِ على خَطِيئَتِكَ

( ت ) عن عقبة بن عامر .

1392 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Придерживай свой язык (, чтобы сказанное тобой не обернулось) против тебя, (считай) дом твой (достаточно) просторным для тебя и плачь о грехах твоих!» Этот хадис передали ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак в «аз-Зухд» 134, Ахмад 5/259 и ат-Тирмизи 2406 со слов ‘Укъбы ибн ‘Амира.

Ат-Тирмизи сказал: «Хороший хадис».

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1392, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 890.

Сообщается, что ‘Укъба ибн ‘Амир, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) я спросил: “О посланник Аллаха, что (может привести к) спасению?”, – (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: “Придерживай свой язык …».

То есть: говори лишь то, что принесёт тебе пользу в обоих мирах и не сможет тебе повредить. См. «Сады праведных» имама ан-Навави (изд.

Ат-Табарани в “Аль-Аусате”

на русс. яз.), ком. к хадису №1521, пер. А. Нирша.

Это значит: занимайся такими делами, которые потребуют твоего присутствия дома и будут препятствовать твоему общению с посторонними людьми. В данном случае имеются в виду различные виды поклонения Аллаху Всевышнему. Там же.

1393 ( صحيح )

امْلِكْ يَدَكَ

( تخ ) عن أسود بن أصرم .

1393 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Придерживай свои руки!» Этот хадис передали аль-Бухари в «Тарих аль-Кабир» 1421 и ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 818 со слов Асвада ибн Асрама.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1393, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1560.

Передают со слов Асвада ибн Асрама аль-Мухариби о том, что однажды он сказал: «О посланник Аллаха, дай мне наставление!» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Придерживай свои руки!»

1394 ( صحيح )

أُمُّ القرْآن هِيَ السَّبْعُ المَثاني والقُرْآنُ العَظِيمُ

( خ ) عن أبي بكر .

1394 — Сообщается, что Абу Хурайра сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Мать Корана – это семь часто повторяемых и Великий Коран». Этот хадис передали Ахмад 2/448, аль-Бухари 4704, Абу Дауд 1457, ат-Тирмизи 2875, 3124, 3125, ан-Насаи 914, ат-Тахави в «аль-Мушкиль аль-асар» 2/78, аль-Хаким 1/557, который сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям Муслима».

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1394.

В «Джами’ ас-сагъир» имама ас-Суюты сказано, что этот хадис передал Абу Бакр, однако это не так. Он передается со слов Абу Хурайры, о чем сказал имам аль-Мунави в комментариях к этому хадису. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1/295.

В «ан-Нихайа» сказано: «Такое название ей дали из-за того, что она повторяется в каждой молитве». См. «‘Аун аль-Ма’буд».

1395 ( صحيح )

أُمَّتِي الغُرُّ المُحَجَّلونَ

( سمويه الضياء ) عن جابر .

1395 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Моя община/умма/ – “аль-гъурруль-мухаджжалуна”». Этот хадис передали Саммувйах и ад-Дыяъ аль-Макъдиси со слов Джабира ибн ‘Абдуллах.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1395.

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

− Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, в День воскресения к членам моей общины будут обращаться, называя их “гъурран мухаджжалина” из-за следов омовения, так пусть же тот, кто сможет увеличить свою звезду, сделает это». Этот хадис передали Малик 60, Ахмад 2/400, аль-Бухари 136, Муслим 246, Ибн Маджах 4306.

То есть отмеченные белыми звёздами во лбу и белыми кольцами на руках и ногах. См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари» №110, пер. А. Нирша.

Имеется в виду, что эти места будут сиять. Там же.

Речь идёт об усилении сияния, что может быть достигнуто за счёт совершения омовения должным образом. Там же.

1396 ( صحيح )

أُمَّتِي هذه أُمَّةٌ مَرْحُومَةٌ ليسَ لَها عَذابٌ في الآخِرةِ إنّما عَذابُها في الدُّنْيا الفِتَنُ والزَّلازِلُ والقَتْلُ والبَلايا

( د طب ك هب ) عن أبي موسى .

1396 –Сообщается, что Абу Муса аль-Аш’ари сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Это моя община – община, к которой будет проявлено милосердие. Она не будет наказана в будущей жизни, но наказание постигнет ее в в этом мире. (Это будут) испытания/фитан/, землетрясения, убийства и (всякие) бедствия”». Этот хадис передали Ахмад 4/410, 418, Абу Дауд 4278, ат-Табарани в «Му’джам ас-Сагъир» 5, аль-Хаким 4/444, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 9799.

Аль-Хаким назвал иснад этого хадиса достоверным и с ним согласился аз-Захаби.

Хафиз ибн Хаджар в «Базль аль-ма’ун» (2/54) сказал: «Его иснад хороший».

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1396, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 959.

1397 ( صحيح )

أُمَّتِي يَوْمَ القيَامَةِ غُرٌّ مِنَ السُّجُودِ مُحَجَّلُونَ مِنَ الوُضوءِ

( ت ) عن عبدالله بن بسر .

1397 — Передают со слов ‘Абдуллы ибн Бусра о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«В День воскресения, (члены) моей общины будут с белыми лицами из-за (следов) земных поклонов (которые они совершали во время молитвы) и белыми кольцами на руках и ногах из-за (того, что совершали) омовение». Этот хадис передали Ахмад 4/189, ад-Дыяъ аль-Макъдиси в «аль-Мухтара» 55/114/1-2 и ат-Тирмизи 607, который сказал: «Хороший достоверный хадис».

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1397, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2836.

1398 ( صحيح )

أُمَّ قَوْمَكَ ومَنْ أَمَّ قَوْماً فلْيُخَفِّفْ فإنّ فِيهم الكبِيرَ وإنّ فيهِمُ المَرِيضَ وإنّ فيهِمُ الضَّعِيفَ وإنّ فيهِمُ ذا الحاجَةِ فإذا صَلَّى أحدُكمْ وَحدَهُ فلْيُصَلِّ كَيْفَ شَاءَ

( م ) عن عثمان بن أبي العاص .

1398 —Передают со слов ‘Усмана ибн Абуль-‘Аса о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему:

«Возглавляй людей своего племени в молитве, а тот, кто возглавляет людей в молитве, пусть облегчает ее, ибо поистине, среди них могут быть старые, среди них могут быть больные, среди них могут быть слабые, и среди них могут быть те, у кого есть какие-то дела. А когда кто-нибудь из вас молится в одиночку, пусть совершает молитву (так долго,) как пожелает”». Этот хадис передал Муслим 468.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1398.

1399 ( حسن )

أُمَّكَ ثمَّ أُمَّكَ ثم أُمَّكَ ثمَّ أباكَ ثمَّ الأَقْرَبَ فالأَقْرَبَ

( حم د ت ك ) عن معاوية بن حيدة ( ه ) عن أبي هريرة .

1399 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Твоя мать, потом твоя мать, потом твоя мать, потом твой отец, а потом твои ближайшие родственники». Этот хадис передали Ахмад 5/3, 5, аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 3, Абу Дауд 5139, ат-Тирмизи 1897, аль-Хаким 3/642, 4/150 со слов Му’авии ибн Хайды; Ибн Маджах 3658 со слов Абу Хурайры.

Ат-Тирмизи сказал: «Хороший хадис».

Аль-Хаким назвал иснад хадиса достоверным и с ним согласился аз-Захаби.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1399, «Ирвауль-гъалиль» 837.

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Как-то раз) один человек пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил: “О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?” Он сказал: “Твоя мать”. (Этот человек) спросил: “А кто потом?” Он сказал: “Твоя мать”. (Человек) спросил: “А кто потом?” Он сказал: “Твоя мать”. (Человек снова) спросил: “А кто потом?”, – (и тогда) он сказал (ему): “Твой отец”». Этот хадис передали Ахмад 2/327, 391, аль-Бухари 5971 и в «аль-Адабуль-муфрад» 5, 6, Муслим 2548, Ибн Маджах 3658.

В той версии этого хадиса, которую приводит имам Муслим, сообщается, что этот человек спросил: «О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин хорошего обхождения?», – (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Твоя мать, потом твоя мать, потом твой отец, а потом твои ближайшие (родственники)».

1400 ( حسن )

أُمَّكَ وأباكَ وأُختَكَ وأخاكَ وأدْناك أدْناكَ

( ع طب ك ) عن صعصعة المجاشعي ( ك ) عن أبي رمثة ( طب ) عن أسامة بن شريك .

1400 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Твоя мать, твой отец, твоя сестра, твой брат, а (потом) твои ближайшие (родственники)». Этот хадис передали Абу Я’ля, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 7413, аль-Хаким 3/611 со слов Са’са’а аль-Муджаша’и; аль-Хаким 4/151 со слов Абу Римсы; ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» со слов Усамы ибн Шарика.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим.

См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1400, «Ирвауль-гъалиль» 834, 837, 2163.

⇐ Предыдущая12345678

Дата публикования: 2015-02-17; Прочитано: 344 | Нарушение авторского права страницы

Аль-Джами ас-Сахих
СУННА

Воспроизводится по публикации в ж."Наука и Религия". Перевод В.М. Нирша.

Название сборника можно перевести как "Истинное собрание". Его составил знаменитый имам аль-Бухари более тысячи лет назад. Это имя высоко почитается в мире ислама. Ни один из отобранных им хадисов не подвергался сомнению) — с такой тщательностью было доказано, что все они восходят к одному из сподвижников пророка.
Вопрос о критериях достоверности хадисов всегда в мире ислама имел совершенно особое значение. Главным показателем считается надежный иснад — перечисление имен всех, кто передавал рассказ из поколения в поколение, оно должно восходить к имени непосредственного свидетеля поступка или высказывания пророка.
Хадис мог попасть в разряд сомнительных, если, например, он передавался со слов человека, пользовавшегося дурной славой. Мухаддис — собиратель хадисов,должен был основательно изучать биографии всех упоминаемых лиц. И самое важное — мухаддису была необходима способность отличать истинное от ложнего…
Составитель "Ас-Сахиха", имам Абу Абдаллах аль-Кухари, родился в 810 году в Бухаре; умер в селении Хартанк близ Самарканда, в 870 году. В 16 лет он совершил паломничество в Мекку вместе с матерью и братом, после чего некоторое аремя прожил в Аравии.
В поисках хадисов имам путешествовал по многим городам Ближнего и Среднего Востока, повстречав, по его собственным словам, более тысячи мухаддисов. Вернувшись в Бухару, аль-Бухари продолжал собирать хадисы. "Ас-Сахих" он составлял в течение шестнадцати лет. За это время он тщательно изучил не менее шестисот тысяч хадисов, из которых отобрал для своей книги всего 7563.

ИЗ КНИГИ "НАЧАЛО ОТКРОВЕНИЙ".

(1) Передают, что Умар б, аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: *
"Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует)** говорил:
"Поистине, дела связаны с намерениями, и, поистине, каждому достается то, что он внутренне намеревался обрести. Устремившийся к миру этому обретет его, а если он устремится к какой-нибудь женщине, то женится на ней, и каждый придет к тому, что было предметом его устремлений".

(2) Передают со слов Аиши,*
Харис б. Хишам** однажды спросил пророка Мухаммеда: "О посланник Аллаха, как приходят к тебе откровения?" Посланник Аллаха ответил:
"Иногда я слышу нечто подобное звону, и это действует на меня сильнее всего, а когда сказанное им (ангелом.- В.Н.) остается во мне, он покидает меня. Иногда же ангел предстает передо мной в образе человека и говорит со мной, а я запоминаю его слова".

(3) Аиша сказала:
"Я видела, как в один из очень холодных дней ему было ниспослано откровение, а когда ниспослание завершалось, то, поистине, лоб его был покрыт потом".

(4) Передают, что мать правоверных* Аиша сказала:
"Началом откровений, ниспосылавшихся посланнику Аллаха, стало благое видение во сне, и у него никогда не было иных видений, кроме приходивших, подобно утренней заре. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто отправляться в пещеру на горе Хира, где поклонялся Богу в течение ряда ночей, и продолжалось это до тех пор, пока у него не возникала необходимость вернуться к семье, и тогда он приходил к Хадидже** , собирая для себя все, что нужно на новый такой же срок. Так продолжалось до тех пор, пока ему не открылась истина, когда он находился в пещере на горе Хира. К нему явился ангел и сказал: "Читай!" — на что он ответил:
"Я не умею читать!"
(5) Пророк сказал:
"Тогда он взял и сжал меня так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и сказал: "Читай!" Я снова сказал: "Я не умею читать!" Тогда он сжал меня во второй раз так, что я опять напрягся до предела, а потом отпустил меня и сказал: "Читай!" — и я в третий раз сказал ему в ответ: "Я не умею читать!" И он сжал меня в третий раз, а затем отпустил, сказав: "Читай!" Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший…"* .

(6) Сообщают, что Джабир б. Абдаллах аль-Ансари* , рассказывавший о периоде откровений, передал в своем рассказе следующее: "Сказал пророк:
"Однажды, находясь в пути, я вдруг услышал голос с неба. Посмотрев наверх, я увидел восседавшего на троне между небом и землей ангела, который являлся мне на горе Хира. Я испугался его, вернулся домой и сказал: "Укройте меня, укройте меня!" — и тогда Аллах Всевышний ниспослал такие слова: "О завернувшийся! Встань и увещевай! И Господа твоего возвеличивай!

И одежды свои очисти! И скверны беги!"** . И после этого жар откровений усилился, и они стали ниспосылаться одно за другим".

ИЗ КНИГИ ВЕРЫ

(7) Передают, что Ибн Умар сказал:
"Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммед — посланник Аллаха; совершении молитвы; выплате закята* ; совершении хаджжа; и соблюдении поста в течение месяца рамадан"** .

(8) Передают со слов Абу Хурайры* , что пророк сказал:
"Вера есть то, что включает в себя более шестидесяти различных частей, одна из которых — стыд".

(9) Передают со слов Анаса* , что пророк сказал:
"Не уверует никто из вас по-настоящему, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе".

(10) Передают, что Аиша сказала:
"Когда посланник Аллаха повелевал своим сподвижникам делать что-либо, то повелевал им лишь то, что они в состоянии были вынести, но однажды они сказали: "Поистине, мы отличаемся от тебя, о посланник Аллаха, ведь Аллах простил тебе то, что предшествовало из твоих грехов и что было позже"! Услышав это, пророк разгневался так, что это стало заметно по его лицу, и сказал им в ответ:
"Я лишь больше боюсь Аллаха и больше знаю о Нем, чем вы!"

(11) Ибн Умар передал, что однажды посланник Аллаха проходил мимо одного человека из числа ансаров* , который наставлял брата своего, говоря о необходимости стыда. Услышав его слова, посланник Аллаха сказал:
"Оставь его, ведь, поистине, стыд происходит от веры".

(12) Передают, что Абу Зарр сказал:
"Как-то, ругая одного человека, я стал стыдить его из-за его матери. Услышав мои слова, пророк сказал мне:
"О Абу Зарр, неужели ты позорил этого человека только из-за его матери? Поистине, ты — человек, в котором сохранились остатки джахилийи. Ведь некоторые из ваших братьев по вере могут быть и вашими рабами, когда Аллах делает их подвластными вам, но если человек даже владеет братом своим, то пусть он кормит его тем же, что ест сам, и одевает его так же, как одевается сам! Не поручайте таким людям непо- сильного для них, а если поручите, то оказывайте им помощь!"

(13) Передают, что Абу Бакр* сказал:
"Посланник Аллаха сказал:
"Если два мусульманина скрестят мечи, то и убийца, и убитый попадут в ад".
Я спросил:
"О посланник Аллаха, этот — убийца, но почему же и убитый окажется в аду?" Он ответил:
"Поистине, потому что и он хотел убить своего товарища!"

(14) Передал Абу Хурайра, что пророк сказал:
"Лицемера отличают три признака: если он рассказывает о чем-либо, то лжет; если обещает что-нибудь, то не сдерживает своего обещания; если ему доверяются в чем-то, то он предает".

(15) Передают, что Абу Хурайра сказал:
"Посланник Аллаха сказал:
"Тому, кто будет выстаивать ночь могущества* с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи".

(16) Абдаллах б. Масуд передал, что пророк сказал:
"Поношение мусульманина мусульманином есть отклонение от заповедей религии, а сражение их друг с другом — почти безбожие".

(17) Убада б. ас-Самит сообщил, что однажды посланник Аллаха вышел из своего дома, чтобы поведать о ночи могущества, но услышав, что два мусульманина ругают друг друга, сказал:
"Поистине, я вышел из дома, чтобы поведать вам о ночи могущества, но эти двое начали перебранку, и то, что было, исчезло…"

(18) Абу Хурайра передавал, что однажды, когда пророк находился среди людей, к нему подошел какой-то человек и спросил: "Что такое вера?" Пророк ответил:
"Суть веры в том, чтобы ты верил в Аллаха и в его ангелов, во встречу с Ним и в посланников Его, и чтобы верил ты в воскрешение из мертвых".
Человек спросил: "А что такое ислам?" Пророк ответил:
Суть ислама в том, чтобы ты поклонялся лишь Аллаху." ИЗ КНИГИ ЗНАНИЯ (19) Анас сообщал о том, что когда пророк обращался к людям, он повторял сказанное трижды, чтобы его правильно понимали, а если он приходил к людям и приветствовал их, то также повторял свое приветствие три раза.

(20) Абдаллах б. Амр б. аль-Ас передавал, что слышал, как посланник Аллаха сказал:
"Поистине, Аллах отбирает у людей знание, просто лишая его своих рабов, но Он Отбирает знание у людей, забирая к себе знающих, а когда Он не оставит в живых ни одного обладающего знанием, люди изберут для себя Невежественных руководителей, которых будут спрашивать о важном, а те станут выносить решения, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!"

(21) Передают, что Лбу Шурайх сказал:
"Я слышал, как на следующий день после завоевания Мекки* посланник Аллаха обратился к людям. Я слышал эти слова своими ушами, сердце мое сохранило их, и я был свидетелем того, как он произносил их. Сначала он восславил Аллаха и возблагодарил Его, а потом сказал:
"Поистине, Мекку объявил священной Аллах, а не люди, поэтому непозволительно человеку, верующему в Аллаха и последний день, проливать в этом городе кровь и вырубать в нем деревья, и если кто-нибудь посчитает для себя допустимым сражаться с посланником Аллаха в Мекке, то скажите ему: "Поистине, Аллах позволил это своему посланнику, но не позволил вам! Однако и мне, поистине, Он позволил делать это в Мекке лишь в определенное время дня, а затем сегодня же она стала для меня такой же неприкосновенной, как и вчера, и пусть присутствующий известит об этом отсутствующего!"

(22) Передают, что Лбу Хурайра сказал:
"Из слов посланника Аллаха я запомнил столько, что будь все это записано, оно могло бы наполнить целых два сосуда.* Что касается содержимого одного из них,то я передал его людям, а если бы я передал содержимое и второго, то мою глотку непременно перерезали бы"** .

(23) Ибн Аббас передал, что Убайи б. Каб передавал такой рассказ пророка: *
"Однажды пророк Муса обратился с проповедью к израильтянам, а потом его спросили: "Кто из людей обладает наибольшим знанием?" Он ответил: "Наибольшим знанием обладаю я".
И Аллах выразил ему свое порицание, ибо Муса должен был ответить, что это известно только Господу. И Аллах ниспослал ему откровение, сказав: "Поистине, один из рабов Моих** , живущий у места слияния двух морей, обладает большим знанием, чем ты!" Муса спросил: "О Господь, а как мне найти его?" — и услышал в ответ: "Помести в сосуд рыбу, а раба этого найдешь там, где потеряешь ее". И Муса отправился в путь вместе со своим слугой по имени Йуша б. Нун, поместив рыбу в сосуд. И когда они достигли одной скалы, то склонили свои головы и заснули, а рыба выбралась из сосуда и незаметно ушла в море, чем потом были удивлены Муса и его слуга. И они шли остаток дня и всю ночь, а когда настало утро, Муса велел своему слуге: "Принеси нам наш обед, ибо это путешествие утомило нас",- а до того, как он миновал то место, куда ему было велено идти, Муса не испытывал усталости. Его слуга сказал: "Дело в том, что когда мы укрылись у скалы, я позабыл о рыбе". Услышав это, Муса воскликнул: "Этого-то мы и желали!" — и они вернулись по своим следам обратно, а когда добрались до той скалы, то увидели человека, облаченного в (зеленые) одежды.
И Муса обратился к нему с пожеланием мира, а аль Хадир спросил: "Разве в твоей стране знают о приветствии?". В ответ Муса сказал ему: "Я — Муса". Аль-Хадир спросил: "Муса из числа израильтян?" И он ответил: «Да»,- а затем спросил эль-Хадира: "Могу ли я пойти за тобой, чтобы ты научил меня, как следовать правильным путем, подобно тому, как этому научили тебя?" Он ответил: "Поистине, ты ни за что не сможешь сохранять терпение со мной, о Муса, ибо я следую неведомому тебе знанию Аллаха, которое передано мне Им самим, ты же обладаешь иным знанием, дарованным тебе Господом и неведомым мне".

На это Муса сказал: "Если будет угодно Аллаху, ты увидишь, что я буду терпелив и ни разу не ослушаюсь тебя".
И Муса с аль-Хадиром отправились в путь по берегу моря, ибо у них не было корабля. Через некоторое время недалеко от них появился какой-то корабль, матросы которого предложили им взять их с собой, ибо эль-Хадир был известен этим людям, и они взяли их, не потребовав платы. Когда они тронулись в путь, прилетел воробей, который сел на борт корабля и раз или два зачерпнул клювом воды из моря. Увидев это, аль-Хадир сказал: "О Муса, твое и мое знание столь же ничтожно по сравнению со знанием Аллаха, как и та малость воды, которая уместилась в клюве этого воробья, по сравнению со всем морем!".
После этого аль-Хадир подошел к одной из досок и выломал ее из борта корабля. Муса сказал ему: "Эти люди взяли нас с собой, не требуя платы, а ты его продырявил, чтобы потопить плывущих на нем?!". Аль-Хадир сказал ему в ответ: "Разве не говорил я тебе, что ты ни за что не сможешь сохранять терпение со мной?". Муса сказал: «Не укоряй меня за то, что я позабыл об этом",- а раньше Муса никогда ни о чем не забывал.
Они снова отправились в путь и вдруг увидели мальчика, игравшего с другими детьми. Аль-Хадир подошел к нему, схватил за голову и оторвал ее своими руками. Муса воскликнул: "Неужели убил ты чистую душу не в качестве отмщения за душу другую?". В ответ аль-Хадир сказал ему: "Разве не говорил я тебе, что ты ни за что не сможешь сохранять терпение со мной?".
И они пошли, а когда пришли к жителям одного селения, то попросили их накормить, но те отказали им в гостеприимстве. И они увидели там готовую обрушиться стену, которую аль-Хадир подправил своей рукой. Увидев это, Муса сказал: "Если бы ты хотел, то взял бы за это плату",- на что аль- Хадир ответил: "Это значит, что мы должны расстаться".
Затем пророк сказал: "Да помилует Аллах Мусу, поистине, мы хотели бы, чтобы он оказался терпеливым, и тогда нам поведали бы о них еще что-нибудь".
см. комментарий к содержанию хадиса***.

ИЗ КНИГИ МОЛИТВЫ

(24) Ибн Умар передал, что пророк сказал:
"Творите молитву в своих домах и не уподобляйте их могилам!"* .

(25) Аиша и Абдаллах б. Аббас передавали, что незадолго до смерти посланник Аллаха стал накидывать на лицо свой разукрашенный плащ, а потом убрал его с лица и сказал:
"Проклятие Аллаха лежит на иудеях и христианах, превративших могилы своих пророков в места поклонения!" — предостерегая свою общину от повторения того, что делали они.

(26) Передают со слов Абу Хурайры, что в свое время негр (или же негритянка), подметавший полы в мечети, умер, и когда пророк спросил о нем, ему сказали: "Он умер". Услышав это, пророк воскликнул:
"И вы ничего сообщили мне?! Отведите меня к его могиле!" — и он пришел туда и помолился за этого человека.

(27) Абу Муса передавал, что пророк сказал:
"Поистине, в отношениях между собой правоверные должны быть подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга" ,- и сказав это, он переплел пальцы своих рук.

(28) Передают, что однажды Аиша сказала:
"Неужели вы приравняли нас к собакам и ослам? А ведь между тем не раз бывало так, что я лежала на ложе, когда ко мне приходил пророк, который становился на середину его и начинал молиться, я же сама не хотела находиться перед ним в такое время и потихоньку пробиралась к ножкам кровати, чтобы выскользнуть из-под одеяла".

(29) Абу Джухайм передавал, что посланник Аллаха сказал:
"Если бы проходящий перед молящимся знал, какой грех он берет на душу, он сказал бы себе, что простоять на месте в течение сорока было бы лучше для него, чем пройти перед ним! "
(Передатчик этого хадиса сказал: "И я не знаю, сказал ли он "…в течение сорока дней, месяцев или лет" .)

ИЗ КНИГИ О СРОКАХ МОЛИТВЫ

(30) Передают, что Абдаллах б. Масуд сказал:
"Однажды я спросил пророка: "Какое из дел Аллах любит больше всего?" Он ответил:
"Молитву, совершенную в установленное для нее время".
Ибн Масуд спросил: "А после этого?". Он ответил:
"Любовь к родителям".
Ибн Масуд спросил: "А после этого?". Он ответил:
"Священную войну на пути Аллаха".
Ибн Массуд сказал: "Я слышал это от посланника Аллаха, и если бы я попросил его добавить, он обязательно добавил бы для меня еще что-нибудь".

Комментарии:
К (1)* -Выдающийся государственный деятель раннего периода истории мусульманской цивилизации (ок. 585—644). Принял ислам в 615 (или 616) году и с тех пор оказывял пророку самое активное содействие во всех его начинаниях. В 625 году выдал свою дочь Хафсу замуж за пророка. Он был вторым после Абу Бакра ас-Снддика праведным халифом. Десятилетнее правление Умара отмечено крупными военными успехами мусульман и быстрым расширением мусульманских владений за пределами Аравии.
При нем, в 637 году, была установлена датировкра событий по хиджре, то есть со времени переселения пророка и eгo последователей из Мекки в Медину, происшедшего в 622 году.
К (1)** -В исламе сложилась традиция благопожелания наиболее уважаемым людям после упоминания их имени. После слова "пророк" (или "посланник Аллаха") всегда употребляется формула "Да благословит его Аллах и приветствует!", после упоминания его ближайших сподвижников — "Да будет доволен им (ею) Аллах!". В дальнейшем тексте эти благопожелания опускаются.
К (2)* — Аиша — младшая дочь одного из ближайших друзей и сподвижников пророка Мухаммеда, Лбу Бакра ас-Сиддика (впоследствии первого халифа — заместителя пророка) и любимая жена пророка, скончавшегося у нее на руках в 632 году, когда Аише было 18 лет.
К (2)** — Один из сподвижников пророка, погибший во время завоевания Сирии в 636 или 637 году.
К (4)* — Утвердившийся в мусульманской литературе почетный эпитет жен пророка. Их следовало почитать как матерей, запрещалось брать их в жены после смерти пророка.
К (4)** — Хадиджа бт. Хувайлид — первая жена пророка Мухаммеда, которую он очень любил и уважал. В мусульманской историографии считается, что Хадиджа была на пятнадцать лет старше пророка. Умерла в 619 году.
К (5) -Повелев читать неграмотному Мухаммеду, ангел Джабраил, очевидно, имел в виду чтение записанного на так называемой "сохраняемой Скрижали" — небесном прототипе всех священных писаний, где записано все, что было и будет.
К (6)* -Один из сподвижников пророка, принимавший вместе с ним участие во многих военных походах. Умер ок. 700 года.
К (6)** -См.: Коран, сура 74 "Завернувшийся", аяты 1-5.
—Имеется в виду северный ветер, приносивший с собой в Аравию дожди и отдохновение от жары.
К (7)* -Налог в пользу нуждающихся. Его платили только взрослые дееспособные мусульмане с посевов, виноградников и финиковых пальм, скота, золота и серебра и товаров.
К (7)** -Девятый месяц мусульманского лунного календаря.
К (8) -Один из сподвижников пророка, известный тем, что с его слов передавали наибольшее количество хадисов. Умер между 677 и 679 годами.
К (9) -Анас б. Малик был слугой пророка около десяти лет. Умер в 712 году.
К (11) -Ансары — жители Медины. которые в 622 году признали Мухаммеда своим вождем и вероучителем, предоставив ему и его сподвижникам право поселиться в городе и оказав им всяческую поддержку.
К (13) -Абу Бакр Нуфай бин аль-Харис бин Калада — сподвижник пророка. Умер в 673 году.
К (15) -Ночь на 27 рамадана, когда, согласно традиции, пророку Мухаммеду было ниспослано первое откровение. Считается, что в эту ночь Аллах принимает решения о судьбах людей. "Ночь могущества" упоминается в Коране (суры 44 и 97).
К (21) -То есть после окончательной победы Мухаммеда над его мекканскн- ми противниками и вступления отрядов мусульман в город 12 января 630 года.
К (22)* — Здесь имеется в виду как большое количество хадисов, которые запомнил Абу Хурайра, так и то, что по содержанию их можно было разделить на два вида.
К (22)** — Считается, что в этих хадисах речь шла о предвидениях пророка относительно раскола и смут среди мусульман после его смерти, а также о конкретных людях, ответственных за это.
К (23)* — Один из виднейших сподвижников пророка, участник битвы при Бедре. Умер до 656 года, точная дата смерти неизвестна.
К (23)** — Имеется в виду аль-Хадир (аль-Хидр, Хизр и т.д. — в мусульманской традиции — человек, которому дарована вечная жизнь, чтобы поддерживать в людях веру. Суфии считают его святым, который помогает избранным в их движении по пути духовного совершенствования. Цвет Хизра — зеленый.
К (23)*** —комментарий к содержанию: Основная идея рассказа пророка, сюжеты которого много раз использовались различными мусульманскими авторами на протяжении веков, состоит- в том, что не следует поспешно судить о действиях того, кто обладает- более высоким знанием, чем ты сам.

Значение слова ат-табарани

Прежде всего это относится к суждениям человека о делах Аллаха, истинный смысл которых скрыт от него, что подобно случаю с аль-Хадиром, который спас матросов от более страшной участи, потопив их корабль; убил ребенка, который должен был стать злодеем впоследствии, дав его родителям возможность родить другого, и сохранил стену вместе со спрятанным в ней кладом, предназначенным Богом для детей-сирот.
К (24) — То есть таким местам, где молитвы не совершаются.