Халяль харам

21.06.2018 0 Автор admin

 О разрешенном и запрещенном в пище Всевышний Аллах сказал еще первым людям – Адаму и Еве:

Тогда сказали мы «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте там вволю, чего бы ни захотелось вам, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь одними из беззаконников» (Сура «Аль-Бакара»; 35)

   Адам и Ева нарушили повеление Аллаха, вкусив плоды запретного дерева. Это явилось познанием первыми людьми праведности и греха (запрета). Запретная пища находилась в организме наших прародителей в течение одного месяца. С тех пор обряд испытания человека на богобоязненность и праведность в виде поста стал для верующих фарзом (обязательным). Излишества и неразборчивость в еде и питье усиливают страсти в человеке и являются орудием шайтана являющийся главным и явным врагом всему человечеству. Соблюдая пост и употребляя халяльные продукты питания, верующий помогает и себе, и Всевышнему подавить шайтана. А тому, кто окажет помощь Аллаху, тоже обещана помощь.

   Как сказано в досточтимом Коране: «О те, которые уверовали! Если вы будете помогать религии Всевышнего Аллаха, то и Он поможет вам и укрепит ваши стопы». (сура «Мухаммад», 7)

  В этом отношении пост является щитом для верующего человека помогаю в первую очередь себе способствует покорению своих страстей, а также предостережению от зла искусителя и совращающего в подавлении врага Всевышнего и является оказанием помощи.

   Ведь Всевышний Творец повелевает в первую очередь и обращается ко всему человечеству со словами «О люди! Вкушайте на этой земле что дозволено (Халяль) и чисто (Тайб) и не следуйте по стопам шайтана, подлинно, он для вас явный враг». (сура «Аль-Бакара»; 168)

   Верующий мусульманин всегда уделяет большое внимание своей пище, ведь требования к ней даны Самим Всевышним Создателем, заветы которого он чтит, уважает и выполняет.

   Как сказано в Священном Коране: «О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему. (сура «Аль-Бакара»; 172-173)

   В Священном Коране разрешенная Всевышним Творцом пища называется «благом», т.к. она несет баракат тому, кто ее вкушает. Халяльная пища означает и экологическую чистоту, и духовную пользу человеку, несет ему физическое и нравственное здоровье. С экологической точки зрения халяльные продукты обеспечивают организм человека всеми полноценными ингредиентами, необходимыми для его жизнедеятельности: белками, жирами, углеводами, витаминами и т.д. Для изготовления мясных продуктов используются только здоровые животные, выращенные в экологически чистых регионах и разделанные в соответствии с требованиями Ислама.

   Мясо «Халяль» не содержит в себе вредных веществ и гормонов страха, возникающих при обычных методах забоя, поскольку забой животного происходит более гуманным и без стрессовым способом. И, наконец, в мясопродуктах «Халяль» нет сои и трансгенных добавок, которые получены путем мутации. Духовная сторона разрешенной пищи неразрывно связана с физической. Для духовного развития Всевышний Творец даровал религию, где четко прописал все обязанности и запреты. Выполнение верующим всех предписанных Всевышним Аллахом религиозных ритуалов, всех фарзов (обязательное), ваджибов (необходимое), суннатов (дополнительное), мустахабов (поощряемое) успокаивают душу человека, в дальнейшем влияя на его тело и давая ему силы и энергию. Как гласит пословица: «В здоровом теле – здоровый дух».

   Как сказал досточтимый пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Если ты хочешь, чтобы твои мольбы были приняты Всевышним, пусть твоя пища будет только благой». Следуя заветам нашего пророка (да благословит его Аллах и приветствует), употребление разрешенной пищи крайне важно для достижения человеком духовного и физического совершенства.

ТРЕБОВАНИЯ К ПИЩЕ «ХАЛЯЛЬ»

   В священном Коране Всевышний Аллах четко оговорил эти требования, указав верующим, что есть халяль, а что — харам. Это означает, что разрешено все, кроме того, что явно запрещено. Аллах указывает в Коране: «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие…» (сура «Маида»; 3 аят)

  Рассмотрим подробнее то, что категорически запрещено мусульманам.

МЕРТВЕЧИНА

   К ней относятся все животные, которые умерли своей естественной смертью, и те, что были убиты не по мусульманской, христианской, иудейской традиции. Мертвечиной так же считаются трупы животных, которые умерли в результате какого-то несчастного случая или от ран, в которые попали микробы.

КРОВЬ

   Канонически запретна та кровь, что выливается самостоятельно при перерезании шейных артерий животного или птицы во время совершения ритуального забоя в соответствии с каноническими требованиями Ислама.

Кровь, в случае ее употребления в пищу, наносит огромный вред здоровью. В крови содержится большое количество мочевой кислоты, бактерий и вирусов. Поэтому Ислам запрещает употреблять кровь в пищу. 

СВИНИНА

   Свинья – это единственное животное, которое выделено отдельным упоминанием в Священном Коране, как категорически неупотребляемое в пищу. Никакие компоненты свиньи (мясо, сало, жир, кости, кожа, волосяной покров и т.д.) не могут использоваться в мясомолочном производстве, как и в любом ином. В организме свиньи живет большое количество разного рода паразитов, свинья подвержена целому ряду заболеваний. Эти паразиты и болезни передаются человеку вместе с употреблением в пищу мясом свиньи и вызывают серьезные заболевания, например, трихиниллёз. На сегодняшний день только в США количество больных этой болезнью достигает 28 млн. человек. Наиболее опасными паразитами в мясе свиньи являются также круглые ленточные, легочные, почечные, и другие черви, которые поражают различные органы человека, а также является биологическими переносчиками различных инфекционных заболеваний. Всевышний Аллах запретил человеку есть свинину, заботясь о нем и оберегая его от несчастий.

СПИРТНОЕ, даже в небольшом количестве. Как сказано в Священном Коране: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, — быть может, вы преуспеете. Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?» (сура «Аль-Маида»; 90-91)

   Исходя из божественных слов Всевышнего Аллаха, употребление спиртных напитков и торговля ими является для мусульманина большим грехом. Исламские ученые единодушны в том, что человек, отрицающий запретность употребления спиртного, является неверным (кяфиром). Почему Всевышний Аллах запретил употребления спиртного? Дело в том, что человек – это наивысшее творение Аллаха, который наделил его разумом, знаниями. Этим человек отличается от всех других творений Всевышнего. Спиртное же лишает человека высшего дара Творца – разума, который удерживает от совершения грехов. Употребление спиртных напитков в котором есть зло и являющийся матерью всех злодеяний, как сказал досточтимый Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) предостерегал верующих: «Аллах проклял опьяняющие напитки и тех, кто их употребляет и угощает, продает и покупает, изготавливает и просит изготовить, приносит и просит принести». В другом хадисе сказано: «Все опьяняющие напитки запрещены. Поистине, тех, кто употребляет опьяняющие напитки, Великий и Могучий Аллах обещал напоить «тына аль-хабаль». Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили: «Что такое «тына аль-хабаль»? Он ответил: «Пот обитателей ада». По словам Полсанника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), пьяница не войдет в Рай.

ХИЩНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

   К ним относятся: волк, лев, тигр и им подобные, и хищные птицы: сокол, ястреб, орел и другие. Ислам запрещает есть мясо птиц и животных, имеющих когти и клыки. Сказано Пророком (да благословит его Аллах и приветствует): «Запрещена вам всякая птица с когтями и всякий хищный зверь с клыками». Вышеперечисленные запреты, касающиеся мяса и жира, распространяются и на вспомогательное сырье и материалы, такие как добавки, наполнители, специи, натуральные колбасные оболочки, желатиновые загустители и другое.

ПРОЦЕСС УБОЯ СКОТА И ПТИЦЫ

   Обязательным условием в процессе убоя скота и птицы является выражение намерения (нията) и проговаривания слов в процессе ритуального забоя «БисмиЛлях, Аллаху Акбар» одновременно с перерезанием основных шейных артерий и пищевода. Перерезание должно проходить единожды, без промедления и перерыва. После того, как основная часть крови вытекла, и животное или птица полностью обескровлена, и нет признаков жизни, можно приступить к разделыванию туши. Мясо морских животных и рыбы является абсолютно разрешенным и не требует специального ритуала. Сказал Аллах Всевышний: «Ешьте же из того, над чем произнесено имя Аллаха, если вы веруете в Его знамения… Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха, ибо это есть нечестие…» (сура «Аль-Ан’ам»; 118, 121)

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА МЯСОПРОДУКТОВ

   Специальных канонических требований к оборудованию нет, главное, чтобы на одном и том же оборудовании не производилась одновременно халяльная и нехаляльная продукция.

Животные, мясо которых можно есть

Если оборудование применялось в производстве нехаляльной продукции, то для его канонической пригодности необходима тщательная санитарная обработка. Документальным подтверждением является документ соответствия продукции «халяль» требованиям соответствующих религиозных организаций, которые ведут контроль от начала цикла до его завершения, т.е. выпуска готовой продукции – «Свидетельство» или сертификат соответствия продукта «Халяль» — «Положение о порядке организации производства». Все вышеуказанные запреты в пище необходимы в том случае, если у верующего есть выбор между халялем м харамом: «Он уже разъяснил вам, что вам запрещено, если вы к этому не будете приневольны» (сура «Аль-Ан’ам»; 119) Всевышний Аллах одарил нас великой милостью, даровал нам ризк-средства к существованию, определил для нас – что можно есть, а что нельзя, проявив заботу и милосердие к Своим рабам: «Мы наделили вас властью на земле и определили для вас средства к существованию. Как же мала ваша благодарность!» (сура «Аль-Араф»; 10)

  Но дав нам пропитание, Всевышний предупреждает: «О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит тех, кто излишествует» (сура «Аль-А’раф»; 31)

  Употребляя в пищу только то, что разрешено Всевышним Аллахом, и избегая харама, верующий исполняет приказы Всевышнего Творца, выражает Ему свою покорность и богобоязненность. А значит, будет в числе спасенных: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа, которые совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили. Они являются истинно верующими. Им уготованы высокое положение у их Господа, прощение и щедрый удел» (сура «Аль-Анфаль»; 2-4)

 

Ринат-хазрат РАЕВ, Главный муфтий Уральского региона, Председатель РДУМ Челябинской и Курганской областей

Основные 10 правил ХАЛЯЛЯ И ХАРАМ

В Турции разгорается скандал в связи с подозрениями в использовании в халяльной продукции пищевых добавок, содержащих свиной жир. Турецкие СМИ утверждают, что в изготовлении 20% продуктов халяль применяются пищевые добавки, запрещенные в подобном производстве.

Разумеется, в погоне за прибылью грешащие этим компании используют такие добавки негласно. В качестве замены натуральных ингредиентов и для улучшения вкуса их примешивают в колбасы, консервы, печенье, сладости, чипсы, замороженную пиццу, полуфабрикаты…

Как сообщили haqqin. az в ООО «AzSERT», которое занимается сертификацией халяльных продуктов в Азербайджане, перечень добавок, содержащих свиной жир, довольно обширен и массово используется в производстве пищевых продуктов во всем мире

«Однако в производстве нашей халяльной продукции это исключено. В Азербайджане всего 10 предприятий имеющих сертификаты на производство халяльного мяса, колбас, консервов, сосисок и пр. Алгоритм их производства такой: предприятие предоставляет все документы соответствия сырья, приготовления, упаковки, транспортировки, хранения продукции стандартам категории халяль. Все сырье, включая добавки, проверяются на содержание не соответствующих нормам халяль ингредиентов. Потом сотрудники «AzSERT» посещают предприятие и на месте знакомятся с условиями производства. Далее готовый товар проходит исследование в независимой лаборатории на содержание нехаляльных продуктов. После массового выпуска товара на рынок периодически осуществляется проходит выборочное исследование», — заверил глава «AzSERT» Эльшад Алиев, подчеркнув, чтосертификацию таких продуктов осуществляют несколько групп экспертов-технологов, религиозных деятелей.

Тем не менее Э.Алиев не исключает, что и в Азербайджане может выпускаться контрафактная продукция под маркировкой халяль, где использованы недопустимые добавки. Но это уже проблема санитарных служб и правоохранительных органов, считает он.

Глава Союза свободных потребителей Азербайджана Эюб Гусейнов, чья организация также входит в экспертную группу, отмечает, что проблема пищевых добавок в халяльные продукты существует во многих странах мира.

«Эти добавки производятся мировыми концернами по производству продуктов питания. Сами добавки изготавливают из многих ингредиентов, которые закупают в различных стран. Хотя производитель и обозначает свой товар как халяль, никто не ручается за его соответствие этой категории продуктов», — сказал haqqin.az Э.Гусейнов.

В мире не существует надежного контроля за тем, действительно ли пищевые добавки, обозначенные как халальные, соответствуют нормам, считает он. В Азербайджане сегодня налажен гигантский объем контрафактного «халяля».

«По нашим предположениям, на этом рынке до 80% поддельных товаров, не получивших советующую сертификацию. К примеру, в магазинах полно псевдохаляльной курятины «Сяба», не пришедшей сертификацию в Азербайджане. Туда же можно отнести и якобы халяльную российскую и бразильскую курятину, продукты украинского фирмы  «Qualiko»», — считает Э.Гусейнов.

Халяль и харам

Сообщается, что Абу Абдуллах ан-Ну’ман бин Башир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха, (САС), сказал:

"Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют.

Халяль и харам в пище и питье

Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху, пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям. Поистине, есть в теле человека кусочек плоти который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, кусочком является сердце"

(Аль-Бухари и Муслим)

Этот хадис занимает весьма важное место и заключает в себе много пользы. Он относится к числу тех хадисов, которые лежат в основе ислама. Многие говорили, что он составляет собой треть ислама, а Абу Дауд сказал: "Четверть ". Однако тот, кто вникнет в его смысл, увидит, что он охватывает весь ислам в целом, поскольку включает в себя объяснение дозволенного, запретного и сомнительного. Кроме того, в нём объясняется, что приводит сердце в порядок и что его развращает, а всё вышеупомянутое требует познания установлений шариата, его основ и ответвлений. Это и является основой благочестия и подразумевает отказ от сомнительного.

ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО, К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЕН

1. Дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между одним и другим находятся сомнительные дела.

Ан-Навави, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:

"Это значит, что все дела подразделяются на три категории.

К первой относится явно дозволенное, дозволенность которого не остаётся скрытым от человека.

Примером могут служить такие действия как употребление в пищу хлеба, произнесение слов, ходьба и т.д.

Ко второй имеет отношение явно запретное, например, употребление вина, совершение прелюбодеяния и тому подобные действия.

Что же касается сомнительного, то имеются виду такие действия, дозволенность или запретность которых остаются неясными, в силу чего многие люди не имеют о них представления, тогда как улемы судят о действиях такого рода на основании либо определённых аятов Корана, либо хадисов пророка (САС), приходят к определённым выводам на основании суждения по аналогии (кыйас). Если же что-либо занимает промежуточное положение между дозволенным и запретным, и относительно этого нет чётких указаний в Коране и сунне и единодушное мнение улемов по данному вопросу не выработано, тогда муджтахид ищет самостоятельное решение и делает вывод о дозволенности или запретности этого на основании соответствующих указаний шариата ".

Отказ от сомнительного является признаком благочестия. Примером может служить отказ от поддержания деловых контактов с таким человеком, происхождение богатства которого либо внушает какие-то сомнения, либо имеет отношение к ростовщичеству, или с человеком, часто совершающим такие дозволенные действия, от которых предпочтительнее было бы воздержаться. Если же говорить о запрещении чего-нибудь маловероятного и не имеющего отношения к сомнительным вещам, от которых действительно необходимо отказываться, например, об отказе от заключения браков с женщинами из большого города из опасений перед тем, что кто-то из них может оказаться близкой родственницей, или отказе от использования воды в пустыне из-за допущения возможности осквернения, то это уже не проявление благочестия, а результат наущений шайтана.

• 2. Существуют разные виды сомнительного

Ибн аль — Мунзир подразделяет сомнительное на три вида:

— а — То, что первоначально было известно человеку как запретное и в чём впоследствии он начинает сомневаться, задумываясь о том, дозволенным это является или нет. Совершать действия такого рода допустимо только обладая полной уверенностью. Примером могут служить сомнения относительно дозволенности употребления в пищу мяса таких двух овец, одна из которых была заколота идолопоклонником.

— б — Противоположностью этого является что-нибудь дозволенное, относительно необходимости запрещения чего возникают какие-либо сомнения, например, возникновение сомнения относительно запретности развода с женой или же сомнения совершившего омовение человека относительно того, имело ли место осквернение, которое можно не принимать во внимание.

— в — Что-нибудь такое, дозволенность чего внушает такие же сомнения, как и его запретность, и от чего предпочтительно воздержаться. Именно так поступал посланник Аллаха, (САС), с падавшим фиником, о чём говорится в хадисе, приводимом аль — Бухари и Муслимом, где сообщается, что пророк, (САС), сказал:

"Поистине, бывает так, что я возвращаюсь к себе домой, обнаруживаю, что на мою постель упал финик, и (сначала) поднимаю его, чтобы съесть, но потом начинаю опасаться, что он является частью садаки, и отказываюсь от него".

3. Высказывания наших праведных предшественников o необходимости отказа от сомнительного Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал:

"Совершенной является такая богобоязненность, когда раб боится Аллаха, испытывая страх даже относительно того, что (по размерам своим не больше) пылинки, и когда он отказывается от части того, что считает дозволенным, опасаясь, что это может оказаться запретным, и тем самым ограждая себя запретного ".

Суфйан ас-Саури сказал:

"Поистине, их стали называть богобоязненными по той причине, что они боялись того, чего (люди обычно) не опасаются".

Да будет доволен Аллах сподвижниками посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), и да помилует Аллах наших праведных предшественников, последовавших за ними с чистыми сердцами, ибо они удалялись от сомнительного и стремились к полному избавлению от него ради своей религии.

4. У каждого владыки есть своё заповедное место

Как правило, арабские правители действительно охраняли пастбища, предназначенные для своего скота, угрожая всевозможными карами тем, кто осмелится к ним приблизиться. Тот, кто боялся наказания правителя, угонял свой скот подальше от этого места из опасений перед тем, что он может оказаться там, а тот, кто этого не боялся, приближался к заповеднику и пас свой скот поблизости от него, в результате чего уже скоро нарушал его границы помимо собственной воли и подвергался за это наказанию.

Точно также на земле Аллаха, слава Ему, есть свой заповедник и у Него. Этим заповедником являются грехи и всё запретное. Совершающий что-либо из этого заслуживает наказания Аллаха в земной жизни и в мире вечном, а тот, кто приближается к подобному, совершая сомнительное, близок и к совершению запретного.

5. Праведность сердца

В этом хадисе речь идёт о праведности сердца. Под этим имеется в виду праведность души. О чём известно только Аллаху Всевышнему, так как речь идёт о самых её глубинах.

"Поистине, праведность сердца проявляется в пяти вещах:

чтении Корана, сопровождаемом размышлениями, пустом животе, совершении ночных молитв, обращениях с мольбами к Аллаху незадолго до рассвета, общении с праведными.

А также в употреблении в пищу дозволенного, что стоит во главе всего вышеупомянутого. А как прекрасны слова сказавшего:"Пища является семенем действий: если она поглощается, будучи дозволенной, то дозволенное и получается, если она поглощается, будучи запретной, то запретное и получается, если же она поглощается, будучи сомнительной, то сомнительное и получится"."

Здоровое сердце является признаком того, что человек относится к числу преуспевающих в глазах Аллаха Всемогущего и Великого, так как Всевышний сказал:

"…в тот День, когда не принесёт пользы ни богатство, ни сыновья, а (преуспеет) лишь тот, кто явится к Аллаху со здравым сердцем, (Поэты, 88-89.)

Сообщается, что, обращаясь к Аллаху со своими мольбами, пророк, САС) часто говорил: "О Аллах, поистине, я молю Тебя (сделать моё) сердце здравым!"

Ан-Навави сказал:

"Праведность сердца достигается только путём его освобождения от таких скрытых недугов как ненависть, злоба, завистливость, жадность, скупость, высокомерие, склонность к высмеиванию других, стремление к показному, желание прославиться, хитрость, алчность и неудовлетворённость предопределённым… "

Сообщается, что аль-Хасан аль-Басри сказал одному человеку:

"Займись лечением своего сердца, ибо Аллаху нужно от раба лишь то, чтобы сердца их были праведными".

6. Этот хадис указывает на необходимость побуждения к совершению дозволенного, отстранению от запретного, отказу от сомнительного, сохранению религии и чести и воздержанию от всего того, что может вызывать у людей дурные мысли и приводить к тому, чего следует остерегаться.

7. Призыв к совершенствованию силы разума и внутреннему самосовершенствованию, что и представляет собой совершенствование сердца.

8. Перекрывание путей, ведущих к запретному, и запрещение средств осуществления запретного.

Мясо в Исламе. Халяль и Харам.

Крабовый салат: халяль или харам?