Ханафитский мазхаб

03.07.2018 0 Автор admin

Новое в блогах

Ислам в Кузбассе

ХАНАФИТЫ, ханифиты (ал-ханафийа) – последователи ханифитского мазхаба, основанного в VIII в. в Куфе (Ирак) Абу Ханифой ан-Нуманом (699–767 гг.). Он получил блестящее богословское образование и в юности слышал последних сподвижников пророка Мухаммада. Абу Ханифа совмещал занятия фикхом с торговлей, что давало ему финансовую и политическую независимость. Неоднократные попытки омеййадских и аббасидских правителей склонить его к государственной службе не увенчались успехом, и однажды он был даже высечен по приказу халифа ал-Мансура (754–775 гг.), после чего вскоре умер. Основные положения ханифитов сформулированы в приписываемом Абу Ханифе труде «ал-Фикх ал-акбар» (являющимся первым письменным сочинением по исламской догматике), а также в трудах его учеников Мухаммада ибн ал-Хасана аш-Шайбани и Абу Йусуфа Йакуба. Ханифиты целиком и безоговорочно принимают Коран в качестве источника права; Сунна принимается ими как независимый источник при условии тщательного отбора хадисов; консенсус улемов (иджма), унаследованный от предшественников, принимается только в том случае, если он исходит от тех же людей, которые являются передатчиками достоверных хадисов. Однако при отсутствии прецедента принимается консенсус любой группы авторитетных ученых, что дает возможность возникновения региональных иджма. Иначе говоря, ханифиты признают все четыре главных источника фикха (см. Усуль аль-фикх), значительно шире используют рациональные методы формулирования норм права. Широко используется суждение по аналогии (кийас), которое может строиться на любом достоверном материале.

Если решение, вынесенное на основе кийаса, ведет к вредным или абсурдным результатам, используется принцип «предпочтительного суждения» (истихсан). Ханифиты допускают широкое использование обычного права (адат, урф) как независимого, хотя и вспомогательного, источника права, что всегда значительно облегчало адаптацию исламских институтов в иноконфессиональной среде. Иначе говоря, они не сводят иджтихад к кийасу, а применяют также истихсан, позволяющий принимать решения с учетом потребностей практики и местных обычаев. Благодаря такой гибкости и терпимости мазхаб ханифитов, начиная с XI в., получил распространение, прежде всего, в неарабских регионах: в Анатолии, на Балканах, Западном Кавказе, в Причерноморье, Поволжье, Средней Азии, Афганистане, Индии, степной зоне до Китая, частично в Индонезии. Он господствовал в Золотой Орде и Османской империи. Ханифиты численно превосходят последователей всех других школ. Большинство мусульман на территории современной России и СНГ также являются ханифитами (за исключением шафиитов Дагестана и Чечни, шиитов-имамитов Азербайджана (см. Шиизм) и исмаилитов Памира). Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана в своих фетвах основывается на выводах ханифитского мазхаба.

Мазхаб — что это?

Народы мира

Народы Австралии и Океании
Народы Азии
Народы Африки
Народы Европы
Народы Северной Америки
Народы Южной Америки

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Страны Австралии и Океании
Страны Азии
Страны Африки
Страны Европы
Страны Северной Америки
Страны Южной Америки

Международные организации

главная / религии мира / Ханафиты

Ханафиты

ХАНАФИТЫ (ханифиты), последователи одной из четырёх религиозно-правовых школ или систем (мазхабов) суннитского ислама, созданной Абу Ханифой (около 699—767). Для системы Абу Ханифы характерны преобладающее значение райя (личного мнения, основанного на здравом смысле) и кыяса (суждения по аналогии); эти принципы можно изложить так: «В данном тексте аналогия в таком-то случае указывает на то-то; но в силу обстоятельств я считаю предпочтительным (ахсан) такой-то образ действия».

Система Абу Ханифы распространялась его учениками на Востоке — в Хорасане и Мавераннахре, где с IX—X вв.

Мазхабы в Исламе

получила дальнейшую разработку в соответствии с местными условиями. Ханафитская школа пользовалась большим влиянием в Магрибе и в Сицилии. С падением Аббасидского халифата значение ханафитской школы уменьшилось, однако её поддерживали Сельджукиды, а позднее — султаны Османской империи, где ханафитский мазхаб был провозглашён государственным и все кади и муфтии должны были выносить заключения в соответствии с ним.

Успеху распространения ханафитской школы, особенно среди тюркских кочевых народов, способствовало терпимое отношение к местным традициям и обычаям (урф, адат, канун), что позволяло как бы включать их в мусульманскую систему; более широкое применение райя и кыяса допускало проявления определённой лояльности по отношению к иудеям и христианам.

В настоящее время ханафиты являются самой крупной группой мусульман-суннитов и, по некоторым оценкам, образуют не менее половины адептов суннизма.

Ханафитский толк преобладает в ряде стран Юго-Западной Азии (в Турции, Сирии, центральных районах Ирака, Афганистане), среди мусульман Южной Азии (в Пакистане, Северной Индии), в Джибути, во всех странах Средней Азии (Узбекистане, Таджикистане, Туркмении, Киргизии), среди мусульман Казахстана и России.

В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ МАЗХАБОВ ОТ ХРИСТИАНСКИХ?

Имамы мазхабов, путем устранения своими наставлениями и рекомендациями положений Корана (см. 25-ю главу), избирая выгодные для себя хадисы и провозглашая ненужные для них хадисы ошибочными, позволяя себе толковать хадисы в нужном свете и присваивая себе право выносить суждения (иджтихад) в вопросах, которые Бог оставил без комментариев в Коране (см.39-ю главу) возвели совершенно новую религиозную структуру. Быть может кто-то и считал, что эта религиозная структура является сутью вероустава Бога, но надо признать: новая структура имела такое же отношение к вероуставу Бога, какое отношение имели к откровению Аллаха католики или православные христиане. Некоторые защитники мазхабов и по сей день любят рассказывать, какими благочестивыми были основатели мазхабов, на какие жертвы они шли ради веры. Однако упорно не видят сути проблемы: среди православных и католических священников и монахов также немало благочестивых и добронамеренных верующих, жертвующих всем ради своего ордена или мазхаба, и что теперь делать, за их благочестие считать их подлинными хранителями и проповедниками христианства, закрывая глаза на очевидные искажения ими сути Господнего послания? Мазхабы дошли до такой степени свободы полномочий, что могли отменять неудобные для них положения, или толковать аяты Корана в нужном им виде, заставлять последователей мазхаба принимать то, что им казалось полезным для общины, выносить суждения (иджтихад) в вопросах, в которых Бог оставил мусульманам свободу выбора. Тем самым, привнося в Ислам сотни и сотни новых сунн, фардов, дозволенных и запретных деяний. Пять основных мазхабов, дошедших до сегодняшнего дня, при ясном запрете Корана на создание мазхабов и групп, таковы: Ханафи, Шафии, Малики, Хазбали и Шииты. Последователей каждого из этих мазхабов именовали по имени мазхаба. Однако давайте вспомним здесь, что повелевает нам Коран:

Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию по частям и разделились на группы. Их дело находится у Бога и Бог сообщит им о том, что они вершили. (Сура Скот, 6:159)

ЧТО РАЙ ДЛЯ ОДНОГО МАЗХАБА, ТО АД ДЛЯ ДРУГОГО

Коран определяет нам нашу веры как Ислам и запрещает мусульманам разделяться на группировки. Тогда какой логикой и совестью мы можем себе объяснить, что мы наделяем себе, кроме определения мусульманин, еще и терминами ханафит или маликит, спокойно миримся с тем, что запретное для одного мазхаба является абсолютно дозволенным для другого мазхаба, миримся с тем, что мазхабы так сильно отличаются друг от друга, и понять, где же есть истина, совершенно невозможно. Мы миримся с этим положением, ясно осознавая, что все мазхабы запрещены Кораном и Богом, но при этом всех последователей мазхабов гордов называем правоверным мусульманами? Так, например, в ханафитском мазхабе тот, кто отказывается совершать намаз, должен быть побит. Тогда как в ханбалитском, шафиитском и маликитском мазхабе за этот проступок полагается смертная казнь. Даже если рассмотреть это положение с точки зрения мазхабов, то по ханафитском мазхабу ханбалиты, маликиты и шафииты совершают тяжелейший из грехов в Исламе – убийство человека. Тогда как с точки зрения ханбалитов, шафиитов и маликитов ханафиты, не убившие человека за отказ совершить намаз, являются вероотступниками и кяфирами, ибо, как они читают, тем самым ханафиты отрицают повеление Бога и нарушают волю Бога. Или же яростные защитники мазхабов полагают, что после смерти в Судный День Бог разделит всех мусульман по мазхабам и будет вершить суд так: ага, раз ты ханафит, то ты правильно сделал, что побил его, а ты шафиит, ну что, значит ты должен был убить его, и ты правильно сделал, что убил его за отказ совершить намаз!? Да простит нас Бог за такое сравнение. Получается, что если отказавшегося совершить молитву убил ханафит, то Бог ввергнет его в Ад как убийцу, а если отказавшегося совершить молитву убил шафиит, то он за этот поступок точно достоит войти в обитель Рая как радетель вероустава Бога! То есть из двух человек, совершивших одно и то же деяние, один будет считаться убийцей, достойным вечных мук Ада, а другой будет считаться благословенным человеком, достойным Рая Бога. Может ли человек в здравом уме говорить такое?! Может ли быть такой вера Бога?! Сколько бы человек не исповедовало эту религию, можно ли допустить, что они могут быть правы? К сожалению, мы вынуждены задать эти вопросы сегодня десяткам миллионов людей, последователям мазхабов. И попросить их искренне ответить себе на эти вопросы.

Нынешнее положение стало следствием массированного внушения идеи о том, что Коран де не в состоянии понять каждый человек, мол знание Корана доступно только избранным, а потому не пытайтесь читать Коран, лучше следуйте тому, что говорят вам «знающие» имамы мазхабов, достигшие вершин познания Ислама, так то здоровее будет для вас.. Вы что хотите сказать, что Бог ниспослал Ислам в том виде, чтобы только имамы этих четырех мазхабов смогли постичь его суть, а люди обязаны непременно следовать этим имамам, чтобы достичь благочестия перед Богом и ни в коем случае им нельзя пытаться постигать Коран самим? Но подумайте, ведь если бы Бог ниспослал Коран не для всех людей, а только для четырех мазхабов, то почему Он взывает в Коране словами «О, Люди!», а не словами «О Шафии, Ханбали, о четыре имама, постигайте то, что Я ниспослал для вас и разъясните то, что Я ниспослал вам, другим людям»?

Если рассмотреть вышеприведенный пример и принять во внимание, что Коран ясно гласит – в религии нет принуждения и нигде не упоминает о применении какого-либо мирского наказания к тем, кто молитву не совершает- то на каком основании три мазхаба из четырех говорят о карании смертью тех, кто отказывается совершать намаз, а четвертый мазхаб говорит о необходимости бить человека до тех пор, пока он не согласится совершать молитву? И на каком основании три мазхаба, требующие смерти за несовершение молитвы, говорят, что четвертый мазхаб, настаивающий только лишь на избиении, является ошибочным?

Мазхабы в исламе

И как тогда можно ли считать правильными все четыре мазхаба, если между собой они считают друг друга неправильными? И тогда какой из них вернее выражает подлинную суть Ислама, если все четыре мазхаба отличаются друг от друга?

Некоторые говорят: «различия между мазхабами заключаются в мелких, незначительных деталях, кто-то, мол, во время намаза оставляет руки свободными, а кто-то держит крепко сжатыми. Горожанам удобнее быть ханафитами, а сельчанам проще быть шафиитами. Поэтому все эти разногласия – есть благо для уммы…» Но ведь подобные объяснения, попытки представить отличия между мазхабами мелкими и не стоящими внимания, есть ничто иное, как попытки сделать мазхабы вне какого-либо обсуждения, априори верными и бесспорно правильными, внушая людям эту недопустимую, неискреннюю позицию. Но различия между мазхабами вовсе не мелочные: к примеру один мазхаб за данное деяние карает смертью, другой мазхаб лишь побивает палками. Третий вообще считает это дозволенным, а четвертый считает недозволенным, но не смертельным. То есть то, что для одного мазхаба обязательно, для другого вовсе не имеет обязательной силы. Таким образом, мазхабы превратили свои собственные предпочтения – дозволено или запретно — в свою религию. Имам мазхаба выбирает нравящиеся и соответствующие его представлению об Исламе хадисы, снабдив их обязательными пояснениями и толкованиями, витиеватыми наставлениями, так что в итоге возводит их даже выше Корана и всех других хадисов. Таким образом, имам мазхаба формирует свою форму Ислама, созданную в соответствии с его представлениями. Вот и получается, что разделение на мазхабы, категорически не одобряемое Кораном, в их интерпретации становится уже благом и милостью. Но ведь Кораня ясно гласит об этом:

Не будьте как те, которые впали в разногласия и разделились на группы после того, как к ним явились ясные знамения. (Сура «Али Имран, 3:105)

Читайте также: