Харун ар рашид

22.06.2018 0 Автор admin

Письмо Харуна Рашида к римской собаке

Категория: Истории  Создано 30.11.2013 09:46   Автор: Админ.

 

Харун ибн Мухаммад ибн Мансур аль-Махди — пятый халиф Аббасидского государства. Читателям сказок «Тысяча и одна ночь» он знаком как Харун ар-Рашид — мусульманский правитель, чье правление даже иногда называют «золотым веком» халифата.«Ар-Рашид» значит «Справедливый». Известный своей мудростью и склонностью к просвещению, халиф Харун оставил неизгладимый отпечаток в памяти народа, которым правил. Передано множество назидательных историй, повествующих о его храбрости, благородстве и силе духа.

 

 

С одной из них мы хотели бы познакомить наших читателей из книги «Тариху Хулафа» Имам Суюти:

 

Во время правления Харуна ар-Рашида Византией правила царица Ирина. Согласно мирному договору она платила налог мусульманам. Когда же она умерла Византией стал править Никифор.

 

Он написал халифу следующее письмо:

 

 

من نقفور ملك الروم إلى هارون ملك العرب، أما بعد فإن الملكة التي كانت قبلي أقامتك مقام الرخ، وأقامت نفسها مكان البيدق، فحملت إليك من أموالها ما كنت حقيقاً بحمل أضعافها إليهأن لكن ذلك ضعف النساء، وحمقهن، فإذا قرأت كتابي هذا فاردد ما حصل لك من أموالهأن وافتد نفسك ، وإلا فالسيف بيننا وبينك.

 

 

«От Никифора царя византицев Харуну царю арабов. Затем: поистине, царевна, которая была до меня, держала тебя в положении ладьи, а себя в положении пешки.

Правление Харуна ар-Рашида

Она отправляла к тебе имущество, которое ты должен был нести ей в намного большем размере. Однако это было из-за слабости и глупости женщин. Когда ты прочитаешь это письмо, верни то имущество, которое ты получил. Откупи свою жизнь, а иначе будет война».

 

Когда халиф ар-Рашид прочитал это письмо, его охватил такой гнев, что никто даже не посмел посмотреть на его лицо, не то что говорить с ним. Сидевшие там разошлись от страха. Он позвал визиря, потребовал чернил и написал на обратной стороне письма:

 

 

بسم الله الرحمن الرحيم، من هارون أمير المؤمنين إلى نقفور كلب الروم؛ قد قرأت كتابك يا ابن الكافرة، والجواب ما تراه دون ما تسمعه

 

«Именем Аллаха Милостивого ко всем на этом Свете и на том Свете лишь уверовавшим. От Харуна повелителя правоверных к Никифору, византийской собаке. Я прочитал твое письмо, о сын неверной и ответ ты увидишь, а не услышишь».

 

В тот же день он отправился в поход и дошел до города Эрклаи произошла там известная война и завоевание. , Никифор попросил у него мира за налог, который он должен был выплачивать каждый год. Халиф дал свое согласие.

 

Когда Харун ар-Рашид возвращался, дойдя до города Ракка, эта собака нарушила свой договор, так как в надежде на то, что халиф не возвратится в такую погоду. Когда эта весть дошла до мусульман, никто не смог рассказать об этом халифу и мусульмане прибегли к хитрости дабы облегчить гнев халифа. Один из поэтов рассказал ему об этом в форме стиха:

 

 

Нарушил договор тот Никафур,

 

и гибель кружится над ним

 

радуйся правитель правоверных

 

поистине это большой трофей

 

которым тебя одарил Господь

 

 

Услышав это халиф спросил «Неужели Никифор сделал это?»

 

Он вернулся в Византию в очень трудное время с большими трудностями и исполнил то, что хотел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

территория нынешнего Туниса

север Сирии

 

 

Tags: Собака , Рим , Царь , Правитель , Харун , Рашид , Никифор

ГАРУН АР-РАШИД (766–809), пятый багдадский халиф из династии Аббасидов.

Родился в феврале 766 в Рее (близ совр. Тегерана). Сын халифа аль-Махди (775–785) и аль-Кайзуран, бывшей рабыни из Йемена. Его воспитателем был Яхья бен Халид, представитель знатного иранского рода Бармекидов (Бармакидов). В 781, в пятнадцатилетнем возрасте, был поставлен во главе похода против Византийской империи. В 782 с огромной армией вторгся в Малую Азию, разбил византийского стратега Никиту и дошел до Хрисополя (совр. Ускюдар, Турция) на азиатском берегу Босфора напротив Константинополя. Это вынудило регентшу Ирину подписать мирный договор с условием уплаты Багдадскому халифату ежегодной дани в 70 тыс. золотых динаров. По возвращении удостоился торжественной встречи, получил почетное прозвище ар-Рашид (Справедливый), был назначен наместником Туниса, Египта, Сирии, Армении и Азербайджана и признан вторым (после своего брата аль-Хади) в линии наследования престола.

После смерти отца в 785 поддержал переход власти к аль-Хади. Однако вскоре его отношения с новым халифом, по-видимому, ухудшились; аль-Хади решил назначить преемником своего сына Джафара. Когда же 14 сентября 786 аль-Хади скончался (есть версия, что он был задушен по приказу матери, аль-Кайзуран), Гарун ар-Рашид заставил Джафара отказаться от своих прав на престол и занял его сам.

Став халифом, сместил всех визирей и наместников провинций, назначенных его предшественником, заменив их своими ставленниками. Главным визирем стал Яхья бен Халид; важные посты получили также его сыновья и другие члены клана Бармекидов. Однако в первые годы правления Гаруна ар-Рашида реальная власть находилась в руках аль-Кайрузан. После ее смерти в 789 резко возросло политическое влияние Бармекидов. В 803 халиф устроил резню Бармекидов (был казнен и Яхья бен Халид); их огромные богатства были конфискованы.

Царствование Гаруна ар-Рашида выпало на время внутреннего ослабления Багдадского халифата. Ему пришлось постоянно бороться с восстаниями и сепаратистскими движениями. В 788 халиф подавил мятеж Яхьи, потомка халифа Али (656–661) и Фатимы (дочери пророка Мухаммеда), в Табаристане (в Северном Иране), но не смог помешать его родственнику Идрису основать независимое государство в Марокко (царство Идрисидов). В 788 и 794–795 посылал войска в Египет, где происходили массовые антиналоговые выступления, в 796 – в Сирию для усмирения сторонников свергнутой в 750 династии Омейядов. В 800 был вынужден признать Ибрагима бен аль-Аглаба автономным правителем Ифрикии (совр. Тунис и Восточный Алжир) на условиях уплаты значительной дани (княжество Аглабидов). Только в 804 он сумел справиться с начавшемся еще в 795 антиаббасидским движением в Йемене.

Стремился укрепить единство государства на базе официального ислама, делая ставку на духовенство и суннитское большинство населения. Осуществлял репрессии против оппозиционных движений в исламе (шиитов, хариджитов), проводил политику ограничения прав немусульманских групп в халифате.

Гарун Аль-Рашид (Харун ар-Рашид), багдадский халиф (около 763–809)

Во внешней политике основное внимание уделял отношениям с Византией. Осенью 791 войска Гаруна ар-Рашида вторглись на ее территорию и вынудили византийского императора Константина VI (780–797) заключить унизительный мир, согласившись ежегодно уплачивать дань халифату. Осенью 797, после свержения Константина VI, организовал поход во Фригию и заставил императрицу Ирину (797–802) подтвердить обязательство ежегодной выплаты дани. Отказ нового византийского императора Никифора I(802–811) от этого обязательства спровоцировал очередной всплеск военных действий между двумя странами: в 805 арабы захватили о.Кипр, в 806 вторглись в Малую Азию и взяли Гераклею Понтийскую (совр. Эрегли, Турция) и Тиану (совр. Кемергисар, Турция), в 807 овладели о.Родос.

Гарун ар-Рашид превратил Багдад в самую блестящую и одновременно интеллектуальную столицу Востока. Возвел для себя роскошный дворец; строил школы, больницы, библиотеки. Активно покровительствовал наукам и искусствам. Привлекал ко двору знаменитых ученых, поэтов, врачей и музыкантов, в том числе чужеземцев. Сам увлекался наукой, писал стихи. Установил контакты с Китаем и Франкским государством (переписывался с Карлом Великим). Ввел обязательное использование бумаги, незадолго до него проникшей из Китая, в административном делопроизводстве.

В начале 809 повел войска в Среднюю Азию для подавления вспыхнувшего в 806 в Мавераннахре восстания Рафи ибн Лейса, но в пути заболел и 24 марта 809 умер в Тусе (провинция Хорасан), где и был похоронен.

Фигура Гаруна ар-Рашида была идеализирована в арабском фольклоре. Он стал одним из героев «авантюрных» новелл Тысячи и одной ночи, где предстает добрым, мудрым и справедливым государем, защищающим простых людей от нечестных и корыстолюбивых чиновников и судей. В ней Гарун ар-Рашид, переодевшись в купеческое платье, ходит в сопровождении визиря Джафара (сына Яхьи бен Халида) по ночным улицам Багдада и посещает базары и караван-сараи, чтобы узнать об истинном положении дел в стране и нуждах своих подданных.

Иван Кривушин

ГАРУН АР-РАШИД. Персидская миниатюра

Glubb J. B. Haroon al Rasheed and the great Abbasides. London, 1976
Clot A. Haroun al-Rashid et le temps des Mille et une nuits. Paris, 1986
El-Hibri T. Reinterpreting Islamic historiography: Harun al-Rashid and the narrative of the Abbasid caliphate. New York, 1999
Фильштинский И. М. Харун ар-Рашид в жизни и в народной фантазии. – Человек. 2000, № 2
Dakhlia J. L’empire des passions: l’arbitraire politique en islam. Paris, 2005

Найти "ГАРУН АР-РАШИД" на

  • Дворцовые интриги
  • Волнения на окраинах халифата. Походы на Византию
  • Падение Бармакидов
  • Религия и культура
  • Идеальный правитель – это миф?
  • ГЛАВА 12. XAPYH АЛЬ-РАШИД

    Дворцовые интриги

    В сентябре 786 года к власти пришел 5-й аббасидский халиф Харун аль-Рашид (в другой транскрипции Гарун ар-Рашид), под властью которого мусульманская держава достигла зенита своей славы, процветания и культуры. Русскому человеку он хорошо известен по сказкам «Тысячи и одной ночи» и стихотворению Николая Глазкова, в котором говорится, что:

    «Он, себя за купца выдавая,
    Посещал караван-сараи
    И, вино распивая, от пьяных
    Узнавал обо всех изъянах.

    Был Гарун-аль-Рашид халифом,
    Но не верил ни льстивым фразам,
    Ни причесанным сводкам-мифам,
    А старался быть ближе к массам!»

    Двадцатидвухлетний Харун, родившийся в 763 году, наследовал своему брату аль-Хади, правившему в 785 – 786 годах.

    Средневековые арабские источники дают нам довольно достоверную картину его правления, и стоит сказать, что она весьма далека от той, что пришла к нам в легендах и мифах об идеальном мусульманском халифе.

    Он вряд ли походил на персонажа из сказок, а арабская держава того времени мало походила на идеальный халифат, созданный фантазией следующих поколений, хотя годы его правления действительно стали временем экономического и культурного расцвета арабской государственности, а также запомнились победоносными походами против Византии. Но именно при аль-Рашиде начался политический распад империи и общий упадок ее административной системы. Это были первые ростки неблагополучия, которые во времена правления его преемников переросли в гражданскую войну. Видимо, тяжелые годы, последовавшие за его правлением, и заставили мусульман вспоминать пятого халифа аббасидов с теплотой, всячески идеализируя и его самого, и его время.

    Харун аль-Рашид был третьим сыном халифа аль-Махди и его вторым сыном от йеменской рабыни аль-Хайзуран, на которой халиф женился, даровав ей свободу, в 775 году. Его мать, Он аль-Хайзуран, сыграла и в судьбе аббасидского халифата, и в судьбе своих сыновей весьма значительную роль. В гаремах халифов, как, впрочем, и всех знатных мусульман, шла жестокая борьба между многочисленными женами, и каждая из них стремилась пристроить в главные наследники именно своего сына. А о способности аль-Хайзуран плести интриги даже в те годы ходили легенды.

    Детство Харуна прошло в роскоши – мальчик рос в халифском дворце. Его воспитателем был назначен Йахья ибн Халид, происходящий из иранской династии Бармакидов. Этот знаменитый персидский род при Аббасидах весьма сильно возвысился, и Халид с сыновья-ми аль-Фадлом и Йахьей практически управляли халифатом.

    Некоторые случаи из жизни имама Малика и халифа Харуна Ар-Рашида

    Один был воспитателем наследника, второй – советником халифа аль-Махди.

    Мать и наставник Йахья, стараясь поднять престиж наследника и расчистить ему путь к трону, уговорили халифа назначить аль-Рашида главой двух военных экспедиций против Византии. Понятно, что юноша (а будущему халифу во время первого похода было всего 16 лет), был чисто номинальным главой, а всем распоряжались опытные военачальники. Но, тем не менее, цель была достигнута, боевая слава двух удачных походов – во время первого похода в 779 – 780 годах была захвачена крепость Самалу, а во время второго в 781 – 782 годах достигнут Босфор – досталась именно ему. По возвращении из походов Харун был назначен правителем Ифрикии (современный Тунис), Сирии, Армении и Азербайджана, то есть фактически стал высшим администратором в халифате. Наставник Йахья стал начальником его канцелярии.

    Тем не менее, аль-Рашид пока еще был вторым в очереди на главный престол. Но благодаря ряду интриг, проведенных его матерью и верным Йахьей аль-Махди, халиф принял решение назначить именно Харуна своим первым преемником и отправился в Гурган с намерением заставить Мусу, правителя этой провинции, отказаться от своей очереди на престол. В дороге аль-Махди неожиданно умер, причем при весьма таинственных обстоятельствах, что позволяет предположить, что сторонники Мусы также не дремали.

    Управляющий двором халифа заставил столицу принести присягу Мусе, и тот взошел на престол под именем аль-Хади. Сторонники Харуна попытались поднять бунт, который был весьма быстро подавлен, а сам Харун оказался в тюрьме, где был вынужден отказаться от каких-либо претензий на трон. Йахью, сторонника аль-Хади, обвинили в неверии, и ему грозила смерть. Но аль-Хади в 786 году умер так же внезапно, как и его предшественник, и тоже при весьма странных обстоятельствах, и путь на престол Харуну был расчищен. Молва обвиняла в смерти аль-Хади мать Гаруна аль-Хайзуран и Йахью, но насколько это верно, сказать трудно, хотя логика развития ситуации подсказывает, что подозрения не были безосновательными. Заметьте, что Харун практически ничего не сделал для своего воцарения, до поры до времени он был лишь пешкой в руках опытной матери и не менее опытного воспитателя. Йахья был сразу же назначен визирем, и Харун фактически устранился от управления халифатом. Даже отчитывался визирь о своей работе не халифу, а его матери. Кто из них правил: мать или воспитатель, – сказать сложно. Но Харун был тут явно ни при чем.

    Волнения на окраинах халифата. Походы на Византию

    На окраинах халифата продолжались волнения, в 788 и в 794 году вспыхивали антиаббасидские восстания в Египте, имевшие в основном социальные корни: богатейшая провинция была задавлена налогами на армию, направленную в Ифрикию. Восстания были подавлены, но волнения в государстве не прекращались: берберы больше не хотели жить под властью арабов, и в 789 году в Марокко установилась власть местной династии Идрисидов, а через год – в Ифрикии и Алжире – Аглабидов. Затем, в 794 – 795 годах, вспыхнул мятеж в Кайраване (Тунис), который был также подавлен, но в 797 году, во время очередного восстания, Харун был вынужден возложить правление Ифрикией на местного эмира Ибрахима ибн аль-Аглаба, потребовав с него ежегодную подать в размере 40 тысяч динаров.

    В 795 году в Йемене также вспыхнуло восстание под руководством Хайсама аль-Хамдани; оно продолжалось девять лет.

    Сирия и вовсе пребывала в постоянном волнении, и в 796 году халифу даже пришлось направить туда войско во главе с Бармакидом Джафаром. Именно волнения в Сирии стали основной причиной переезда Харуна из Багдада в Ракку на Евфрате, где он и стал проводить большую часть времени, изредка отправляясь в военные походы против Византии или в паломничество в Мекку. В Багдаде, который Харун не любил, он старался показываться как можно реже.

    Возникали и другие проблемы: жители провинций Дайлам и Табаристан, как, собственно, и остальных восточных владений, восприняли ислам хотя и целиком, но не полностью, и, по сообщениям одного из историков, Харун был вынужден лично заниматься в Табаристане насаждением ислама. Но полностью искоренить языческие верования ему так и не удалось. На неустойчивую веру очень легко накладывалась пропаганда противников Аббасидов, и в 792 году один из Алидов, Йахья ибн Абдаллах, при поддержке местной знати, поднял восстание в Дайламе. Туда отправился аль-Фадла, который, много чего наобещав, в том числе и амнистию всем участникам восстания, добился его прекращения и выдачи Йахьи. Харун, однако, под выдуманным предлогом амнистию отменил, и Йахья оказался в тюрьме.

    Продолжали свои выступления и хариджиты, которые особенно активизировались в провинциях Северной Африки, Северной Месопотамии и в Сиджистане. Участники восстания в Месопотамии в 794 году под руководством аль-Валид аш-Шари не только захватили Нисибин, но и привлекли на свою сторону племена аль-Джазиры. Против них были направлены войска, и смутьяны были рассеяны. Восстание же в Сиджистане под предводительством Хамза аш-Шари в 795 году оказалось намного мощнее, и восставшие, захватив Харат, распространили свою власть на иранские провинции Кирман и Фарс. Харун так и не сумел справиться с ними до самого конца своего царствования.

    Были охвачены волнениями также и Хорасан и некоторые соседние области. Так что говорить о «золотом времени Харуна аль-Рашида» вряд ли возможно. Сам он, стараясь не обращать внимания на внутренние настроения, пытался исполнить свой религиозный долг, как он его понимал, и все-таки захватить Византию. Различные стычки с войсками империи происходили ежегодно, а несколько раз халиф лично возглавлял наиболее значительные походы. Харун даже создал особую пограничную область с укрепленными городами-крепостями, которая служила одновременно и плацдармом для атак, и щитом для халифата.

    В 797 году, воспользовавшись продолжающимися в Византии распрями и ее войной с болгарами, Харун захватил крепость ас-Сафсаф и довольно далеко прошел в глубь византийской территории. Императрица Ирина, правившая уже от своего имени, вынуждена была заключить с ним очередной мирный договор, еще более ущемляющий права Византии.

    Сменившему ее в 802 году императору Никифору этот договор не понравился, и он возобновил военные действия. Харун сначала отправил в Византию сына Касима с войском, а позже и лично возглавил поход. Поход оказался весьма удачным: в течение 803 – 806 годов мусульмане захватили множество византийских городов и селений, в том числе Геракл и Тиану, и дошли до Анкиры. Никифор, оказавшийся между молотом и наковальней – ведь продолжалась война с болгарами, – был вынужден заключить с Харуном мир на еще более тяжелых условиях, чем условия прежнего договора.

    Перенеся столицу в Багдад, Аббасиды перестали интересоваться Средиземным морем. Харун же начал возрождать флот и в 805 году предпринял успешный морской поход против Кипра, а в 807 году совершил поход на остров Родос.

    Падение Бармакидов

    В первые семнадцать лет правления Харун аль-Рашида халифат почти полностью управлялся Бармакидами. Йахья был визирем, его сын Аль-Фадл – наместником в Иране, Армении и Азербайджане, а второй сын Йахьи, Джафар, хотя и не занимал официальной должности, но его влияние на халифа было также весьма велико. Он был лучшим другом Харуна и находился при нем практически неотлучно. Впрочем, Ат-Табари утверждает, что дело тут вовсе не в дружбе, а в гомосексуальных наклонностях, которые и в те далекие времена не были чем-то из ряда вон выходящим. Если это так, то тогда не слишком хорошее отношение Йахьи к дружбе сына с халифом объясняется очень просто.

    Около 790 года умерла мать Харуна аль-Хайзуран, соратница Йахьи во многих делах, и влияние Бармакидов стало понемногу исчезать. Сразу же после смерти матери Харун отобрал у Джафара государственную печать, а враг Бармакидов аль-Фадла ибн Рабии был назначен хаджибом вместо Бармакии. Также, уже в 796 году, наместником Хорасана стал некий Али ибн Иса ибн Махан, несмотря на то что Йахья весьма сильно возражал против этой кандидатуры.

    Бармакиды постепенно оттеснялись от реальной власти, хотя и сохраняли статус ближайших помощников халифа. Сам же Харун уже старался опираться на тех мавали, которые полностью зависели от его воли и в решающие моменты жизни халифата не раз доказывали Харуну свою преданность.

    29 января 803 года Харун отдал приказ убить Джафара, а Йахью и членов его семьи отправить в тюрьму. Многие восприняли эти действия как внезапную перемену в его характере, но мы видим, что падение Бармакидов готовилось Харуном много лет. Объяснил он свои действия, как часто объяснялись подобные вещи в те времена, желанием возвратиться к истинному исламу.

    Средневековые историки, впрочем, не слишком поверили Харуну, утверждая, что Бармакиды были весьма благочестивы, сооружали во множестве общественные здания, улучшали оросительную систему, ремонтировали колодцы и были справедливы при решении различных споров. Аль-Масуди даже написал, что «процветание империи уменьшилось после падения Бармакидов, и все убедились, насколько несовершенными были действия и решения Харуна аль-Рашида и дурным – его правление». Возможно, он был прав, так как решения последнего периода царствования аль-Рашида во многом способствовали усилению гражданской войны и последующему распаду империи. Харун, например, несмотря на множество донесений о плохом правлении наместника Али ибн Исы, отказывался снимать его с поста, продолжая принимать от того ценные подарки. Это, в итоге, привело к восстанию в Хорасане, которое в 806 году чуть не разрушило халифат, и только после этого Харун снял наместника. Решение было запоздалым: Хорасан уже фактически перестал подчиняться Багдаду. Харун лично, в сопровождении двоих сыновей, аль-Мамуна и Салиха, и с большой армией отправился туда наводить порядок, но заболел и был вынужден остановиться в Тусе. В Исфахани же в это время, в тылу его армии, вспыхнуло восстание хуррамитов – секты, сочетающей шиитские воззрения с зороастризмом. В 809 году Харун аль-Рашид умер, так и не сумев ликвидировать смуту.

    Религия и культура

    Харун аль-Рашид неоднократно подчеркивал религиозный характер своей власти. Он сам регулярно совершал хадж и жестоко наказывал еретиков. Даже всеобщая амнистия, объявленная им при вступлении на трон, не коснулась тех, кто «извращает веру».

    Но, что интересно, при всех религиозных преследованиях Харун поощрял бармакидских министров, которые покровительствовали деятельности переводчиков, открывавших мусульманам индийских, иранских, а позднее и греческих авторов. Он, видимо, не понимал, что подобная литература зачастую уводит людей от ислама, прививая им свободу мышления и демонстрируя людям иные точки зрения. Хотя, возможно, здесь перевешивала любовь к славе, а Харун всегда хотел сделать свою столицу мировым центром культуры.

    При Харуне впервые за долгое время стали подвергаться жестокому преследованию иноверцы. В 806 году он отдал приказ разрушить все церкви вдоль византийской границы, а через год возобновил старинные ограничения для немусульман. Отныне те должны были вместо поясов носить веревки, на голове стеганые шапки и даже туфли не такие, как у мусульман. Также им запрещалось ездить на лошадях, и они могли пользоваться только ослами, причем вместо кисточек на седельных луках они должны были использовать деревянные шишечки.

    Еще один интересный нюанс: Харун был первым халифом, который не сам писал свои пятничные проповеди. В мечети по пятницам он читал тексты, которые за него писали его секретари. Объясняется ли это желанием сделать свои выступления более красноречивыми или небрежением к богослужению – сказать сложно. Впрочем, современники вспоминают Харуна как человека, твердо исполнявшего все заповеди. Однако аскетизм ему явно не был присущ: например, на свою свадьбу халиф потратил из казны 50 миллионов дирхемов. Его двор вообще был средоточием роскоши, которая вошла в легенды. Понятно, что подобный роскошный образ жизни требовал четкой организации сбора налогов, чем халиф занимался лично и в 800 году даже специально приехал из своей резиденции в Багдад взыскивать недоимки. Недоимщиков били и отправляли в тюрьму. У жителей Багдада вообще остались не слишком хорошие воспоминания о Харуне. Как, впрочем, еще и у многих его современников. В 796 году, например, когда Харун находился в Хире, жители соседней Куфы даже попытались убить его.

    Помимо бурного развития культуры в годы правления Харуна очень сильно развивалась и торговля, а мусульманские купцы были известны от Китая до Восточной Африки. Именно к этой известности относят многие историки и легенду об обмене подарками между Харуном и Карлом Великим и предоставление последнему особых прав в Иерусалиме. Никаких упоминаний этих прав и подарков в арабских источниках нет, так что, скорее всего, это просто легенды, придуманные франками, или, как говорят сегодня, пиар.

    Но, несомненно, главной политической ошибкой Харуна стало разделение власти между своими наследниками, сыновьями от разных жен – аль-Мамуном и аль-Амином. После смерти Харуна это привело к кровопролитной гражданской войне, а халифат перестал быть единым государством, расколовшись на множество мелких провинций, где власть «повелителя правоверных» признавали лишь номинально.

    Идеальный правитель – это миф?

    Харун вошел в историю как идеальный правитель. Увы, мы часто сталкиваемся с тем, что народная память, создавая легенду, мало обращает внимания на факты и подлинные события. То же произошло и с Харуном.

    Цельная личность, предстающая перед нами в сказках, имеет мало общего с реальным образом шестого аббасидского халифа. В легендах нет ни слова ни о восхождении Харуна на трон, ни о том, что к фактической власти он долгое время не имел практически никакого отношения, ни о многочисленных восстаниях, которые расшатали устои мусульманской государственности, ни даже об успешных военных походах, которые он весьма любил.

    Не упоминается и то, что сначала халиф отдал свою власть Бармакидам, а потом коварно и жестоко расправился с ними. Легенды, кстати, хвалят Бармакидов, осторожно обходя бесславный и для них, и для халифа конец. С полным пониманием, впрочем, относясь к капризам и деспотизму халифа – в Средние века такое поведение было нормой.

    Многие легенды описывают личную заинтересованность Харуна в судьбе отдельного простого человека, его участие в делах багдадских купцов, ремесленников, поэтов и музыкантов, забывая о том, что в Багдаде халиф мало того что практически не жил, так еще и питал к нему неприязнь.

    Вряд ли такой любитель роскоши, каким представляют историки халифа, мог бродить, ища развлечений, по ночному Багдаду со своим верным визирем Джафаром и телохранителем-палачом Масруром, переодетым в нищенские лохмотья.

    Что интересно, в легендах Джафар выступает как отрицательный персонаж – нелюбимый народом чиновник-функционер и послушный исполнитель воли халифа, а не как одна из влиятельнейших персон в управлении халифатом, которой он, несомненно, являлся.

    Что ж, народ мечтал об идеальном – добром и всемогущем – правителе и получил его – хотя бы в качестве персонажа легенд.

    The Big Bang Theory (США, 2007 г.)
    Сериал
    Реж.: Марк Сендроуски, Питер Чакос, Энтони Джозеф Рич
    В ролях: Джонни Галэки, Джим Парсонс, Кейли Куоко, Саймон Хелберг, Кунал Нэйэр, Мелисса Рауш, Майем Биалик, Кэрол Энн Сьюзи, Кевин Сасмэн, Джон Росс Боуи.

    Чёрт тебя подери, walletnook.com!
    Проблема?
    Описание в интернете было совершенно ошибочным.
    Они написали "Восемь слотов плюс съемный идентификатор.
    Любой здравомыслящий человек будет рассчитывать на место для девяти карточек,
    но они не сказали, что съемный идентификатор занимает один слот.
    Это кошмар!
    Хорошо, тебе действительно нужна членская карточка Почетной Лиги Провосудия Америки?
    Она была в каждом моём бумажнике с тех пор как мне исполнилось пять.
    Почему?
    Тут сказано: "Всегда храните ее при себе"
    прямо здесь, под автографом Бэтмена.
    А это квартира Ленарда и Шелдона
    Догадайтесь, чьи родители только что получили широкополосный интернет.
    Ленард, могу я представить, прямой эфир из Дели, доктор и миссис В.М.Кутраппали.
    Привет!
    Подыми камеру вверх! Сейчас я смотрю на его промежность.
    Извини, папа.
    О, так намного лучше.
    — Привет. — Привет!
    А вот здесь Шелдон.
    Привет!
    Он живет с Ленардом.
    О, это прекрасно.
    Как Харун и Танвир.
    Нет,нет. Не так как Харун и Танвир.
    Такой приятный молодой человек.
    Они просто приютили милого ребенка-пенджабца. (область в Индии)
    Нет,мы не как Харун и Танвир.
    Так, мальчики, вы — ученые, как наш сын?
    Да.
    И ваши родители довольны вашим ограниченным потенциалом зарабатывать?
    — О, да. — Вовсе нет.
    Папа, пожалуйста. Не начинай.
    Это был просто вопрос.
    Он такой чувствительный.
    Хорошо, это моя жизнь. Это мои друзья.
    Рад был увидеть вас. Попрощайтесь.
    — Пока. — Пока.
    Подождите! Подождите!

    Империя Харуна ар-Рашида

    Пока ты не ушёл, у нас есть хорошие новости.
    Поставь компьютер и позови своих друзей.
    — Что такое, папа? — Друзья.
    Это только я такой, или же веб-чат с родными кажется немного бессмысленным ?
    Раджеш, ты помнишь Лолиту Гупта?
    Маленькая толстая девочка, которая била меня едой и обзывала неприкосаемым ?
    Да.
    Ну, cейчас она студентка стоматологического факультета Университета Южной Калифорнии
    так что мы дали ей твою контактную информацию.
    Зачем вы это сделали?
    Тебе 26 лет, Раджеш.
    Мы хотим внуков.
    Но, папа, я не предполагал …
    Родители Лолиты одобрили брак.
    Если ты решишь жениться весной, то мы сможем избежать сезон муссонов.
    Свадьба весной ?
    Всё будет так, как ты захочешь, дорогой.
    Мы не хотим вмешиваться.
    Если вы не хотите вмешиваться, то почему вы вмешиваетесь ?
    Если позволите, твои родители, вероятно, не считают это вмешательством.
    Хотя договорные браки уже не являются нормой,
    индийские родители продолжают оказывать более чем среднее, влияние на личную жизнь своих детей.
    Почему ты рассказываешь мне о моей собственной культуре ?
    Ты выглядешь озадаченным.
    Извините, мама, папа, но при всем уважении
    — Я действительно не хочу … — Мне очень жаль, дорогой.
    Мы должны идти.
    Doogie Howser начинается.
    Бабушка! Пора смотреть Doogie!

    Страницы: 123456

    Тексты других фильмов:

    Уродцы (Freaks, 1932)

    Уличный регулировщик (Il vigile, 1960)

    Убить Булью (Kill Buljo: The Movie, 2007)

    ухаммед VI взошел на престол 30-го июля 1999 года после смерти отца — Хасана II. По слухам, распространенными рядом западных СМИ, церемония провозглашения проходила с некоторой задержкой, поскольку молодой монарх якобы должен был срочно… жениться. Дело в том, что, согласно традиции двора, королем может стать только женатый престолонаследник.

    Марокканские власти официально опровергли подобные слухи, заявив, что они являются "фальсификацией, направленной на подрыв авторитета правящей династии и нового суверена". Действительно, трудно поверить, что свадьба могла состояться во время 40-дневного траура.

    21-го августа 1999 года Мухаммеду VI исполнилось 36 лет. В четыре года он начал обучаться в коранической школе при королевском дворце. В 1981 году, завершив среднее образование, он получил диплом бакалавра. Затем учился в Раббатском университете имени Мухаммеда Пятого на факультете юридических, экономических и социальных наук по специальности юриспруденция. Позднее продолжил образование во Франции, где в 1993 году защитил диссертацию на тему сотрудничества Европейского Союза и стран Магриба. Помимо родного, арабского, свободно владеет французским, английским и испанским языками. В 1985 году будущий король был назначен на пост координатора бюро и служб генерального штаба марокканских вооруженных сил. В 1994 году ему было присвоено воинское звание "дивизионного генерала". Мухаммед Шестой, по мнению знающих его людей, весьма скромный и осторожный человек. Любитель гольфа и "бодибилдинга". Однако, несмотря на увлечение спортом, является заядлым курильщиком.

    Новый монарх принадлежит к Алауитской династии, которая правит Марокко с 1666 года, являясь высшей духовной властью — посредником между Всевышним и правоверными. Предки алауитов пришли из Хиджаза в 1266 году и считают себя потомками Пророка Мухаммеда по линии его дочери Фатимы. Они поселились в одном из крупных оазисов Тафилалет (юго-восток страны за Атласским хребтом) и сотни лет вели скромную и уединенную жизнь, отличаясь великой набожностью, всеобщим уважением и почитанием. В начале 12-го века алауиты вступили в политическую борьбу. Основателем династии стал в 1640 году Мулай ар-Рашид. Покойный отец нового монарха был 17-м королем Марокко, считался 21-м потомком этой династии и 35-м потомком Пророка Мухаммеда. Бабка нынешнего короля была берберской принцессой, на которой женился в 1926 году его дед — султан Мухаммед бен Юсуф. Хасан II правил королевством 38 лет. В арабском мире политическим долголетием его превзошел (хотя и умер на полгода раньше) король Иордании Хусейн, восседавший на троне без малого полвека. В руках марокканского монарха были сосредоточены все рычаги власти: главы государства, верховного главнокомандующего и религиозного вождя мусульман-суннитов. За годы правления он создал репрессивную систему, которая пронизала все общество. Слежка, тюрьмы, пытки, высылки инакомыслящих — были при Хасане обычным явлением. В отдаленном сахарском районе страны, в Тазмамарте, был построен огромный тюремный комплекс, где в каторжных условиях томились политические узники. Понимая, что серьезно болен, последние два года Хасан активно готовился к передаче власти своему старшему сыну Сиди Мухаммеду. Передав власть, он хотел быть уверенным в том, что политическая стабильность и созданная им система правления будет бесперебойно работать без него. Словом хотел подстраховать престолонаследника. Увы, увидеть, как модель правления работает без своего создателя королю не довелось. Хасан II скончался 23 июля 1999 года, через несколько дней после своего семидесятилетия. От обычного сердечного приступа. Религиозный вождь мусульман, второй после саудовского монарха, он принял смерть с каким-то своеобразным знамением. Это произошло в пятницу — особо почитаемый день у правоверных. И при том в час священной молитвы Аллаху…

    Мухаммед VI получил в наследство королевство, население которого составляет около 30 миллионов человек. Из них больше половины полностью неграмотны, а пятая часть не занята никаким делом. 200-тысячная армия и хорошо отлаженный полицейский аппарат крепко держат страну на поводке, отмеренной ей покойным монархом. Еще ему досталось немало нерешенных проблем. Например, конфликт в Западной Сахаре, начатое Хасаном реформирование политической системы страны и, конечно же, проблема соблюдения в королевстве прав человека. Между тем, Марокко по своим возможностям весьма перспективное государство. Первое в мире по производству фосфатов и отлову сардин. Идеальное место для туризма — там круглый год можно кататься на лыжах. Уникальное по географии — выходит к Средиземному морю и на Атлантический океан. К сожалению, народу от всех национальных богатств и затраченного труда не достается и десяти долларов на душу населения в месяц. Возможно, покойный Хасан и любил марокканцев, но на свой, королевский лад. Впрочем, отец оставил не только проблемы и государственные долги (внешний долг, кстати, составляет сегодня 21 миллиард долларов).

    Хасан II был одним из самых богатых людей планеты, состояние которого исчисляется миллиардами долларов. Он владел крупными фирмами и предприятиями. Например, имел солидный пакет акций немецкой компании "Сименс". После него осталось около 20 личных счетов, которые размещены в крупнейших банках мира. Значительные средства инвестированы за границей — в ценные бумаги, а также в недвижимость. Во владении покойного монарха насчитывалось более двух десятков дворцов и поместий, разбросанных по всему миру. В основном во Франции, Швейцарии и США. В большинстве из них владелец никогда не бывал, но они всегда поддерживались в таком состоянии, словно ожидали его приезда. Скажем, неподалеку от Парижа давно был куплен старинный замок площадью в 10 тысяч квадратных метров, расположенный в лесопарке, раскинувшемся на 400 гектарах. Никто из королевской семьи туда так и не заглядывал. Может быть, посетит новый монарх? Да и в Марокко Хасан был крупным латифундистом. Размеры его земельных владений определить до сих пор не может никто. Кроме того, покойный король оставил пятерых официально признаваемых детей. Двух сыновей (старший — нынешний король и младший — 30-летний Рашид, носящий отныне титул наследного принца) и трех дочерей. В период студенчества во Франции у него было увлечение, и там остались два не афишируемых отпрыска, которые уже далеко не юны. К тому же, у Хасана был весьма внушительный гарем, за жизнью которого он наблюдал через установленные там телекамеры. От наложниц также рождались дети. Но никаких прав называться принцами или принцессами, или даже просто детьми короля они не имеют.

    Незадолго до своей смерти Хасан II так охарактеризовал престолонаследника: — Он — это не я. Поэтому не следует ждать от него повторения меня. Достаточно того, что я сумел привить ему два качества: быть патриотом своей родины до полного самопожертвования и оставаться мужественным при любых жизненных обстоятельствах Какими бы трудными они ни оказались. Мухаммед VI хорошо запомнил слова отца о том, что "руководить страной и ее экономикой способен тот, кто может обеспечить более эффективное использование всего национального потенциала". Поэтому первым политическим актом нового монарха стала амнистия, которая коснулась 8 тысяч заключенных. Среди них немало тех, кто был посажен за принадлежность к исламистским организациям. Еще 40 тысячам обитателей тюрем будут сокращены сроки отбывания наказания. Любопытно, но молодой король объявил амнистию, не дожидаясь окончания 40-дневного траура, когда он официально вступил на престол. Причем, перед этим Мухаммед VI обратился к народу с первой речью и заявил о своей приверженности "принципам конституционной монархии и политического плюрализма". Он пообещал следовать курсом отца в вопросах внешней и внутренней политики, уделять внимание решению социальных проблем. Прежде всего — борьбе против безработицы и бедности. Он заявил о своем намерении продолжить курс на развитие марокканского общества, и в первую очередь — наименее имущих слоев. Молодой король понимал, что марокканцы ждут от него либеральных реформ. Поэтому первой такой реформой стало безжалостное увольнение всеми нелюбимого министра внутренних дел — 61-летнего Дриса Басри. Он занимал этот пост последние двадцать лет и был правой рукой Хасана Второго. В Марокко многие считают отставку Басри лучшим поступком Мухаммеда VI за первые сто дней его правления. Бывший шеф МВД называл себя "преданным слугой государства". Но для простых марокканцев он олицетворял "махзен" — всевластие тайной полиции, которая уже триста с лишним лет держит на троне династию алауитов и принимает решения по всем вопросам: от выборов до прав на бесплатное медицинское обслуживание. Она же тормозит развитие политической и экономической системы страны. Например, МВД контролирует деятельность всех государственных и общественных комиссий, занимающихся бизнесом и инвестициями в шестнадцати марокканских провинциях. С несогласными обращаются по разному: одних — подкупают, других — избивают, третьих — пытают или высылают. Как считают эксперты, увольнение Басри стало более значительным событием, нежели простое сведение счетов между старой и новой гвардиями. Однако на ряд важных вопросов ответов до сих пор нет. Означает ли смена караула в МВД переход к либеральным методам демократического правления или пресловутая система "махзен" получила новый респектабельный фасад? Ответ, наверное, где-то посередине. Тем не менее, в последнее время из королевского дворца продолжают доноситься тирады со словом "новый". Мухаммед VI говорит о "новом отношении к власти", о "новом пути к демократии", о "новом решении проблемы Западной Сахары", Но при всех нововведениях многие старые традиции сохраняются. Например, журналистов до сих пор жестоко третируют и в некоторых случаях заносят в черные списки. Государственные органы информации находятся под строжайшей цензурой.

    В телевизионном обращении к подданным молодой король потребовал "уважать ответственность демократии", хотя подлинной демократией в Марокко никогда и не пахло. Несмотря на то, что некоторым диссидентам разрешили вернуться на родину, лидер исламской оппозиции Абдесалям Ясин, представляющий реальную оппозицию в королевстве, до сих пор остается под домашним арестом. И хотя Мухаммед Шестой много говорит об учреждениях власти, именно он, а не его премьер-министр Абдеррахман Юсуф, отдает приказы. Кстати сказать, по марокканской конституции, новый король может сменить правительство в любой момент. Однако он оставил на посту старого премьера, продолжив единственный и уникальный в арабском мире эксперимент по сосуществованию монархии и левоцентристского правительства. Но молодой монарх поставил своих людей на ключевые посты. Например, его бывший однокашник — 36-летний юрист Фуад Али аль-Химма стал вторым номером в МВД. Король повысил также влияние армии, в какой-то мере противопоставив военных органам госбезопасности. Юрист по образованию, Мухаммед VI уже получил немалый опыт ведения как внутригосударственных, так и международных дел. В течение нескольких лет он активно знакомился с деятельностью Еврокомиссии под руководством ее председателя Жака Делора, стажировался в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Политики, знакомые с новым марокканским монархом, уверяют, что его стиль руководства будет существенно отличаться от отцовского. Строгий протокол его якобы тяготит, он явно хотел бы казаться более демократичным и доступным людям.

    Харун ар-Рашид

    Кстати, проезжая по городу, он иногда останавливает свой автомобиль и без всякой охраны общается с прохожими. Либеральные ценности ему намного ближе, чем его отцу. Однако чрезмерные симпатии к западным ценностям настораживают его окружение. Их внедрение в королевстве может подорвать нынешнюю стабильность. Но, пожалуй, главная проблема заключается в другом. Правление Мухаммеда VI (как внутри королевства, так и за его пределами) будет проходить на фоне еще незабытых времен царствования Хасана II. А он был — не последним монархом в арабском мире.

    Мухаммед VI, продолжает политику начатую Хасаном II — политику секуляризации и реформ. Однако для умиротворения исламских фундаменталистов, совершает и антизападные шаги: в 2002 году марокканский десант высадился на принадлежащий Испании островок Перехиль (Лейла) в Гибралтарском проливе для подтверждения территориальных притязаний. Конфликт закончился высадкой испанского десанта, но Марокко не отказалось от претензий, также как и на испанские анклавы Сеута и Мелилья.

    … Автор: Константин Капитонов
    Сайт: Африkана.ру + дополнение из Энциклопедии Кирилла и Мефодия. 2010 г.