Хемшилы кто они

25.06.2018 0 Автор admin

И. Кузнецов: Хемшилы — не турки, а исламизированные армяне

by avetik » 21 Feb 2007, 21:49

Игорь Кузнецов

ХЕМШИЛЫ — НЕ ТУРКИ, А ИСЛАМИЗИРОВАННЫЕ АРМЯНЕ

Хемшилы Краснодарского края — маленькая, но в ряде моментов уникальная группа. Кубань — единственная территория в России, где они проживают относительно компактно. В настоящее время подавляющее большинство исследователей считает хемшилов потомками исламизированной части амшенских армян. В XIX в. они населяли восточные районы Трапезундского вилайета (турецкой провинции Лазистан). В 1878 г. по Сан-Стефанскому мирному договору самая восточная часть территории турецкого Лазистана вплоть до селения Макриал (совр.

Hamshenian Forum

Кемал-паша) вошла в состав Российской империи, образовав Батумский округ. В двенадцати селах из тех, что перешли под новую юрисдикцию, проживали хемшилы. Батумский округ просуществовал в прежних границах до 1921 г., после чего его часть отошла к Турции. В составе Аджарской АССР все еще продолжало оставаться шесть сел, где традиционно проживали хемшилы.

25-26 ноября 1944 г. по решению Госкомитета обороны хемшилы вместе с греками, курдами, турками и некоторыми наиболее тюркизированными группами аджарцев и лазов, были высланы из Аджарии как “неблагонадежное население”. Большинство из них принудительно разместили малыми группами на положении “спецпереселенцев” в Киргизии и небольшую часть — в Казахстане.
В 1982-84 гг. 22 хемшилские семьи переехали из Киргизии в Апшеронский район Краснодарского края и, примерно в это же время, вместе с первыми семьями турок, курдов и др. — в станицу Пшехскую Белореченского района. После узбекско-киргизского конфликта в 1989 г. из Ошской и других областей Киргизии сюда бежало еще несколько десятков их семей, которые сейчас составляют большинство хемшилов края. В настоящее время, не считая редких, единичных случаев, почти все хемшилы Краснодарского края сосредоточены в пределах одной зоны — примыкающих друг к другу частях Апшеронского и Белореченского районов. Первоначально большинство населения в этом регионе составляли русские. В 1980-90-х гг. здесь селятся месхетинские турки, курды и другие группы этнических беженцев. В окрестностях же расположено довольно большое количество сел амшенских армян (Черниговское, Кушинка, Режет и др.).

Первая группа амшенских армян пришла на эту территорию примерно тогда же, когда и русские, однако их миграция продолжалась и далее и была особенно интенсивной в годы, последовавшие за геноцидом армян в Турции (1915-16 гг.). В 1926-53 гг. чуть южнее описываемой зоны располагался Армянский национальный район, объединявший семь сельских советов с 63 армянскими населенными пунктами и общей численностью населения в 7 тыс. чел. Таким образом, в этот район входила былая часть ареала проживания амшенских армян в Краснодарском крае. После разделения Армянского района (одна часть его вошла в состав Апшеронского района, другая — в состав Туапсинского) амшенские армяне из мелких хуторов были перемещены в более крупные населенные пункты. Таким образом, переселившись в Краснодарский край, хемшилы вновь обрели тот культурный контекст, тех же партнеров по контактам, которые сопутствовали им в первоначальных местах проживания в Понте (Понт — обширный регион на северо-востоке современной Турции. Территория традиционного проживания армян со II тыс. до н. э. Является основной территорией Западной Армении. — Прим. ред.).

В настоящее время по данным А.Осипова, в Краснодарском крае (Апшеронский и Белореченский районы) насчитывается около 150 семей хемшилов. По его же мнению, в России, кроме Краснодарского края, примерно 30 семей хемшилов проживают на территории Ростовской области (Каменский район) и столько же в Воронежской области (Грибановский район).

Массовая исламизация предков хемшилов вырвала их из общеармянской среды, сохранение же армянского языка сделало хемшилов теми, кто они есть. В то же время к хемшилам Краснодарского края в полной мере относится и другой важный признак — существование у них двойственного этнического самосознания. Хемшилы осознают свою самобытность в качестве отдельной общности и выражают это употреблением самоназвания в форме “hомшеци” (“амшенец”).

Для этнической идентичности хемшилов Краснодарского края характерно также то, что они соотносят себя и с турками. Во время беседы в ответ на наши расспросы одна молодая женщина стала удивляться, что кто-то еще интересуется их “турецким языком и турецкими обычаями”. Турецкая идентичность хемшилов имеет под собой несколько мотиваций. Главная — это религиозная близость обоих народов, сложившаяся исторически. На мои расспросы о том, кто такие хемшилы, информанты-турки чаще всего отвечали, что это — турки, но помимо турецкого, у них есть свой собственный язык, по их мнению, “как курдский”, который, скорее всего, они либо переняли у соседей, либо действительно это их первоначальный язык.

Краснодарский край — единственное место, где хемшилы непосредственно контактируют с амшенскими армянами. До переселения сюда, большинство из них вряд ли представляло себе языковую и историческую связь, которая объединяет обе группы. Правда, еще в начале 1980-х гг. группа хемшильских лидеров во главе с Топрак Турсуном встречалась с известным амшеноармянским краеведом, ныне покойным Б.Торлакяном, и при его поддержке посетила Армению. Но есть и другие факты: несколько образованных молодых людей из числа хемшилов Киргизии предпринимали попытку создания особого алфавита для хемшильского “языка”, не подозревая, что это лишь диалектная форма армянского. Попав в Краснодарский край, хемшилы обнаружили, что их родной язык является общим и для их новых соседей — армян. Процессы национального возрождения этнических меньшинств России в 1980-90-е гг. привели к тому, что и среди амшенских армян актуальным стало внимание к собственной истории, изучение армянского литературного языка, фольклорное движение.

Очень скоро их интеллектуальная элита открыла для себя в общей массе “непрошеных гостей” турок — потомков, условно говоря, тех самых армянских воинов нахарара Амама Аматуни, насильственно обращенных в ислам. Активисты амшеноармянских общин несколько раз предпринимали попытки устроить нечто типа дискуссии или круглого стола с расширенным представительством хемшилов. Основная идея подобных акций — “просветить” хемшилов, убедив их в том, что их предки были амшенскими армянами и что благом для них сегодня был бы постепенный отказ от ислама. Хемшилы же на подобные “разговоры по душам” откликаются крайне неохотно. Мне приходилось слышать, как один информант средних лет соглашался с тем, что когда-то очень давно хемшилы все же “были армянами”, но теперь “мы — турки”. Другая молодая образованная девушка даже пыталась вывести названия разных хемшильских групп от соответствующих армянских. По сведениям одного информанта, в Турции в районе Хопы среди “либерально” настроенных хемшилов нередко встречаются те, кто догадывается о своем армянском происхождении.

Все хемшилы — мусульмане-сунниты. В каждом доме есть молитвенный коврик, на котором каждый день пятикратно в положенный час совершается намаз, правда, преимущественно пожилыми людьми. Подавляющее большинство мужчин обрезано; обрезание практикуется и сейчас. Хемшилы стараются придерживаться всех пищевых предписаний ислама, однако спиртное, в основном — водку, пьют, но опять-таки преимущественно молодые мужчины. Необходимо очень осторожно относиться ко всем разговорам о так называемых пережитках христианства у хемшилов и тем более об их “криптохристианстве” (Криптохристиане — лица, скрытно исповедующие догматы христианской веры). Имеются относящиеся к разным десятилетиям XIX в. упоминания о том, что хемшилы сохраняли в домашней культуре определенные пережитки христианства. Так, М.Бжшкян сообщает, что во время его путешествий по Понту (начало XIX в.) мусульмане-хемшилы отмечали дни, соответствующие армянским христианским Вознесению — Вардавару и Успению. У Кюине находим, что еще в 1890 г. они еще продолжали крестить своих детей, но уже для того, чтобы оградить себя от проигрыша в делах. О том, что в Ризе у хемшилов элементы криптохристианства сохранялись, может быть, даже в еще более поздний период, пишет академик В. А. Гордлевский. Данные, собранные нами у хемшилов Краснодарского края через 100-150 лет после указанных авторов, уже не подтверждают ни одного из фактов сохранения “пережитков” христианства.

И хемшилы, и амшенские армяне говорят на амшенском диалекте армянского языка. Использование ими различных языков (армянского, турецкого, русского, узбекского, киргизского, грузинского, арабского) имеет свою специфику и различается функционально, а также в зависимости от статуса говорящего. Из перечисленных языков наиболее употребительны армянский и турецкий. Хотя большинство хемшилов почти в одинаковой мере говорит на этих языках, за армянской речью, естественно, в соответствующем диалектном варианте, до сих пор сохраняется приоритет.


avetikPosts: 556Joined: 20 Jan 2007, 09:12

С незапамятных времён дохеттского периода, предки сегодняшних армян заселяли прибрежные районы Малой Азии, известные впоследствии как Халдия (Халтик) и Армениакон (Армениак) — родину мифа об амазонках из окрестностей города Амасья. Из этих областей шла помощь славному Приаму в годы Троянской войны, рядом с которым сражался и славный Зармайр Айказуни, сложивший голову в одном из сражений под стенами Трои.

Первые сведения о появлении новой мощной волны миграции в одну из армянских областей, ставшей к тому времени окраиной Восточно-Римской империи — Халтик, дошли до нас от средневековых историков Гевонда и Ована Мамиконяна. Согласно их сведениям, в 791 году н.э. во время сражения с арабами, князья Хамам и Шапух Аматуни потеряли свои владения в Артазе. И, дабы защитить население от безжалостного и жестокого режима арабских Аббасидов, князья переселили их в пределы империи, которую мы знаем сегодня под именем Византия. Вот, что рассказывает в своих работах историк конца VIII века Гевонд:

Хамшен или Хамамшен, на расстоянии однодневного пути вверх близ горы Пархал, — это разные деревни, где находится древний монастырь и где обнаружили весьма большой котел и дивную дорогу, которая, будучи прорублена в горе, доходит до реки Фуртуны. Здесь же находятся реки Еловита и Хачевана. Тут имеются весьма большие леса, дошедшие до нас со времен армянских царей и изобилующие различными деревьями и растениями, носящими армянские названия, среди которых, попадается толстый самшит. Жители сих мест доставляют царю 2000 оки восковых свечей. Здесь производят много свечей. Главное поселение называется, Баш-Хамшен, через которое проходит река, и на вершине горы имеется маленькая крепость. На этой горе выпадает большой снег. Иногда путники, не будучи в состоянии проехать, погружаются в снежный сугроб и по несколько дней остаются живыми, ибо под снегом тепло, а затем выходят невредимыми.

Монастырь Хачикяр — это большое место богомолья для армян и иноплеменников. Близ этого монастыря нашли большие колокола. Здесь находится большая могила медведя с надписью гласящею о том, что этот медведь верно служил монастырю в течение 12 лет. Армяне и турки до сих пор бессознательно ходят на богомолье к этой могиле и ежегодно в тот день, когда медведь сдох, творят над нею молитву.

Хемшилы (хомшеци) Краснодарского края: современное положение.

Хамшены делятся на 2 части. Многие из них обращены в ислам, однако соблюдают христианские обычаи. Они не скупятся в приношениях и раздаче милостыни. Почти все в день преображения и успения богородицы отправляются в церковь, зажигают свечи и приносят жертвы за спасение душ своих предков. Все говорят по-армянски. Одна часть их ушла в Хуршунли и Сюрмене. Ушедшие в Хуршунли остались христианами. В земле нашли зарытое в древности оружие и много свечей. Это место построено армянским царем Хамамом, и было оно в древности замечательным краем, как видно по строениям, и называлось оно Дампур.

Здесь находится старинная крепость на скале, которая называется Зилкале. Внутри видны дивные сводчатые здания, сохранившиеся с древних времен, и большая башня. Нижний край его доходит до реки Фуртуна, где имеются другие укрепления, древние церкви и часовня на горах, а также обвалившиеся строения.

Село Хуршунли расположено близ Чарчанбая. Жители его — армяне, пришедшие из Хамшена,и все записаны в вояки из поколения в поколение. Они имеют воеводою армянского князя, который и управляет ими. Они не боятся людей. Только лишь ведут войну с Дер-беем. Они — сильные люди.

Что касается религии, то большинство амшенских армян будучи христианами, относились к пастве Армянской апостольской церкви. В 1461 году город Амшен был захвачен и на протяжении 16-18 веков, в период османского завоевания, значительная часть амшенцев насильно обращена в ислам, а те, кто отказывался принять новую религию, расселялись по прибрежной полосе (Трапезунд, Орду, Гиресун, Самсун, Болу) или по восточному побережью Черного моря, в дальнейшем став подданными Российской империи. Там они нашли свое пристанище, в основном от Батума и севернее, до побережья Крыма, сохранив свою историю, культуру и религию. Сейчас в Турции лишь в отдельных районах Амшена, такие как Елиовит, еще сохранилось христианское население.

Касательно внешности амшенских армян нужно отметить их отличие от современных жителей Армении: они более светлые, относительно высокие и с более «крупными» чертами лица, по характеру — весьма добродушны и меланхоличны. Среди знаменитых амшенцев в Турции известны бывший премьер-министр Турции — Месут Йылмаз, режиссёр Озджан Альпер и певец Гекхан Бирбен.

Как сообщалось в турецком издании «Akunq», по неофициальным данным в Турции ныне проживает около 7 млн.армян: амшенские армяне (хемшилы), криптоармяне и стамбульские армяне. Каждая из этих субэтносов имеет свои печатные и электронные издания. В них обычно публикуются материалы, касающиеся армянской истории, языка и культуры. А с 2014 года в Стамбуле стал публиковаться журнал под названием «Gor» для амшенских армян, издающийся дважды в год на турецком и на амшенском диалекте армянского языка.

Мусульмане-амшенцы. Кто они?