Хизб ут тахрир

18.04.2018 0 Автор admin

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 11 июля 2017; проверки требуют .

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 11 июля 2017; проверки требуют .

Хизб ут-Тахри́р аль-Ислами́ (араб.حزب التحرير الإسلامي‎ — «Исламская партия освобождения») — международная панисламистскаяполитическая партия, основанная в 1953 году в Восточном Иерусалиме судьёй местного шариатского апелляционного суда Такиюддином ан-Набхани.

Россия признала Хизб ут-Тахрир аль-Ислами террористической организацией. В Германии деятельность организации также запрещена за непризнание Государства Израиль. Государственные органы США относят Хизб ут-Тахрир к числу групп, действующих ненасильственными методами, но способствующих распространению экстремистских настроений среди мусульман и, вследствие поддержки антизападной идеологии, потенциально способных оказывать идеологическую поддержку терроризма. В большинстве мусульманских государств деятельность организации официально запрещена и преследуется. Так, в Казахстане деятельность «Хизб-ут-Тахрир» запрещена судом в 2005 году за экстремизм. Организация запрещена также в Турции, Пакистане, Таджикистане, Узбекистане и ряде других восточноевропейских и азиатских государств, во всех арабских странах, кроме ОАЭ, Ливана и Йемена.

После смерти ан-Набхани в 1977 году организацию возглавил палестинец Абдул Кадим Заллум. После смерти Заллума в 2003 году организацию возглавил Ата Абу Рашта.

Декларируемая цель организации — восстановление справедливого исламского образа жизни и исламского государства (халифата) и воплощения в нём исламской системы.

Активную деятельность вели филиалы организации на Ближнем Востоке и в Северной Африке (Египет,Сирия, Марокко, Тунис, Судан, ОАЭ, Йемен, Кувейт, Палестина, Иордания, Ливан, Ирак, Турция), Европейского союза (деятельность организации запрещена в Германии, (за антисемитизм и антиизраильскую пропаганду, запрет безуспешно обжаловался в ЕСПЧ, который счел, что цели Хизб ут-Тахрир противоречат ценностям Европейской конвенции о правах человека), Дании, Великобритании), в Южной и Юго-Восточной Азии (Бангладеш, Пакистан, Малайзия, Индонезия) и в Австралии. С 1995 года организация начала действовать в Узбекистане. Известно также о деятельности группы на территории стран СНГ (Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Азербайджан, Украина, Белоруссия и Россия).

В 2014 году А. В. Малашенко в интервью интернет-изданию IslamNews отмечал:

Кстати говоря, Хизб ут-Тахрир — это не экстремисты! Да, это радикалы, но это не те люди, которые обещают любой ценой бороться за халифат. Хизб ут-Тахрир ставят перед собой только политические задачи. Когда они говорят про халифат, то только политическими средствами, и избегают любых вот таких вот эксцессов. И, кстати говоря, их очень часто сравнивают с Исламским движением Узбекистана, вот те — да, те совершают теракты, те готовы брать оружие, а Хизб ут-Тахрир — нет!

Наиболее активным военным движением в Центральной Азии являлась Хизб ут-Тахрир, панисламистская политическая организация, основанная в Иордании в 1950-е годы и намеревающаяся создать всеобщее Исламское государство (халифат). В настоящее время она запрещена почти во всех странах, включая арабские.

Содержание

МТО «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»

Её перспективы в некоторых странах Центральной Азии, вроде Киргизии, не следует недооценивать.

The militant movement most active in Central Asia has been Hizb ut-Tahrir, a pan-Islamic political organization founded in Jordanian in the 1950s and intent on establishing an all-encompassinng Muslim state (caliphate). At present, it is banned in allmost all countries, including those of the Arab world. Its prospects in some Central Asian countries such as Kyrgyzstan should not be underrated.

Ряд правозащитных организаций считают, что деятельность «Хизб ут-Тахрир» не является террористической. Так в 2005 году сотрудник правозащитного центра «Мемориал» В. А. Пономарёв в своём обзоре высказал мнение, что «Хизб ут-Тахрир» это «ненасильственная международная исламская организация, и взгляды её сторонников не могут служить оправданием репрессий, фабрикаций уголовных дел и пыток». Кроме того он считает, решение Верховного Суда Российской Федерации необоснованным, отмечая отсутствие в мотивировочной части «какие-либо данные о террористической деятельности „Хизб ут-Тахрир“ — в соответствии с определением терроризма, данным в Уголовном Кодексе РФ и Федеральном Законе РФ „О борьбе с терроризмом“ от 03.07.1998».

Информационно-аналитический центр «Сова» в 2015 году в связи с отклонением апелляции на приговор жителю Дагестана Шамилю Омарову ранее признанному виновным Северо-Кавказским окружным военным судом в «участии в деятельности ячейки „Хизб ут-Тахрир“» высказывает мнение, что «партия „Хизб ут-Тахрир“ была неправомерно запрещена в России как террористическая», а также отмечает, что «сторонники этой партии в России до сих пор не были уличены в реальной заговорщической деятельности», а сами «обвинения выдвигаются лишь на основании партийной активности (к примеру, проведения дискуссий или распространения литературы)».

В свою очередь правозащитный центр «Мемориал», Комитет «Гражданское содействие», Информационно-аналитический центр «СОВА», Институт прав человека в 2016 году в совместном заявлении по-поводу решения Верховного суда Республики Башкортостан о продлении содержания под стражей руководителя правозащитной организации «Центр исследования проблем мусульман» Р. М. Латыпова которому были предъявлены обвинения об участии в деятельности «Хизб ут-Тахрир», полагают, что «это решение Верховного Суда РФ неправомерно, поскольку ни документы этой организации, ни практика ее деятельности не дают оснований для обвинения именно в терроризме или призывах к нему», а также отмечают, что «эта партия не была признана террористической ни в одной из стран Европы».

Решением Верховного Суда РФ от 14 февраля 2003 г. № ГКПИ 03-116 «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», наряду с 13 другими исламскими организациями, была признана террористической организацией и запрещена в России. Мотивировкой для такого признания стало признание судом следующих основных форм ее деятельности:

воинствующая исламистская пропаганда, сочетаемая с нетерпимостью к другим религиям; активная вербовка сторонников, целенаправленная работа по внесению раскола в общество (прежде всего пропагандистская)

В октябре 2015 г. в Москве полицией был задержан гражданин Таджикистана, являвшийся главарём одной из ячеек запрещенной в России международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир», действовавшей в московском регионе. По оперативным данным, он занимался вербовкой, пропагандой радикального ислама и построения на территории России исламского халифата. При задержании он оказал активное сопротивление. Ранее, также в октябре 2015 г., в Москве спецподразделениями МВД и ФСБ были задержаны 20 предполагаемых членов данной организации, подозреваемых в распространении экстремистской литературы и в вербовке новых членов организации.

2 ноября2015 года в Екатеринбурге военным судом к пяти годам колонии был приговорён военнослужащий внутренних войск МВД являвшийся членом «Хизб ут-Тахрир» и занимавшийся вовлечением в организацию военнослужащих Уральского регионального командования внутренних войск МВД России.

По словам заместителя начальника главка МВД РФ по противодействию экстремизму Владимира Макарова, в 2015 году количество сторонников запрещенной организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» в Крыму снизилось с 10 тысяч до 2,5 тысяч, после присоединения к России. Добиться такого результата, по его утверждению, позволили профилактические мероприятия среди населения полуострова, в первую очередь среди молодежи крымско-татарской народности.

4 февраля2016 годаМосковский окружной военный суд признал членов «Хизб ут-Тахрир» Челябинска Салавата Хабирова, Альфреда Шаимова, Рината Шамсутдинова, Орифджана Мирова и Радика Кабирова виновными по статье 205.5 (организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации), статье 30 (приготовление к преступлению) и статье 278 (насильственный захват власти) Уголовного кодекса Российской Федерации, приговорив их в зависимости от степени участия в совершении преступления к лишению свободы на срок от 5 до 17 лет в колонии строгого режима с ограничением свободы на 1 год.

Отмечена активность этой организации в ХМАО и Ямало-Ненецком автономных округах, обеспечивающих значительную долю добычи нефти и газа в РФ. Ячейки организации были по всему региону, от границ с Казахстаном до последних обжитых территорий на севере области.

На современном этапе, они ставят перед собой задачу не столько совершать теракты, сколько проникать в органы власти, силовые структуры (ФССП), суды и др.

Абдулькади́м Заллу́м (араб.عبد القديم زلوم ‎; 1924 — 29 апреля2003) — руководитель партии «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» с 1977 по 2003.

Семья

Абдулькадим Заллум (полное имя: Абдулькадим ибн Юсуф ибн Абдулькадим ибн Юнус ибн Ибрахим Заллум) родился в 1924 году (1342 году по хиджре) в городе Хеврон. Его отец, Юсуф ибн Абдулькадим, был хафизомКорана и работал учителем в школе.

Двоюродный дед Заллума, Абдульгаффар Йунус Заллум, был муфтиемХеврона в период правления Османской империи. В качестве знака почёта, представленного властями империи, семейство Заллум входило в число семей, отвечающих за службу в мечети «Ибрахими» в Хевроне.

Биография

Заллум вырос и провёл юношеские годы в Хевроне.

В 1939 году, после окончания школы «Ибрахимие» в Хевроне, уехал в Каир с целью поступить в Университет аль-Азхар. В 1942 году получил аттестат об окончании первой образовательной степени университета, в 1948 году получил диплом об окончании факультета исламского права (шариата) университета, а в 1949 году получил академическое звание в области права.

В 1949 году, по окончании Арабо-израильской войны, вернулся на Западный берег реки Иордан, находившийся в тот период под иорданской оккупацией, и начал преподавать в школах в районе Вифлеема.

Хизб ут-Тахрир – партия Шайтана

С 1951 года преподавал в школе имени Усамы ибн Мункыза в Хевроне.

В 1952 году Заллум познакомился с Такиуддином Набхани, преподавателем шариата, основавшим в 1953 году партию «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения»), основную доктрину которой составляет возвращение мусульман к основанному на шариате образу жизни посредством воссоздания Халифата. Заллум присоединился к партийной деятельности Набхани с момента основания партии, а в 1956 стал членом руководства партии.

После смерти Набхани в 1977 году Заллум был избран руководителем партии «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». За период деятельности Заллума на посту сфера деятельности партии была расширена, и она достигла мусульман Европы, Юго-Восточной и Средней Азии.

17 марта 2003 года Заллум заявил о снятии с себя полномочий руководителя партии в связи с преклонным возрастом. Новым руководителем «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» был избран Ата Абу Рашта.

29 апреля 2003 года Абдулькадим Заллум скончался в возрасте 80 лет в Бейруте, Ливан.

Публикации

  • «Имущественные достояния халифата»
  • «Система правления в исламе»
  • «Демократия — система безбожия»
  • «Шариатское решение относительно клонирования, трансплантации органов, искусственного оплодотворения, аборта и смерти»
  • «Программа Хизб-ут-Тахрир»
  • «Знакомство с Хизб-ут-Тахрир»
  • «Стремление Америки уничтожить ислам»
  • «Крестовый поход Буша против мусульман»
  • «Нестабильность фондовых бирж»
  • «Неизбежность войны между культурами»

Ссылки

  • Биография, на украинском сайте организации «Хизб ут-Tахрир»

См. также

Примечания

Хизб ут-Тахрир аль-Ислами («Партия исламского освобождения») — организация, основанная в 1953 в Иерусалиме судьёй местного шариатского апелляционного суда Такиуддином ан-Набхани как филиал египетского движения «Братья-мусульмане» (Moslem Brotherhood). Хизб ут-Тахрир аль-Ислами считают террористической организацией, однако неизвестны факты, подтверждающие это.

После смерти ан-Набхани в 1977 организацию возглавил палестинец Абдул Кадим Заллум.

Цель группировки — создание всемирного исламскогохалифата через создание халифата в одной отдельно взятой стране и дальнейшее распространение исламских ценностей путём джихада.

Активную деятельность вели филиалы организации в Египте, Иордании, Тунисе, Кувейте, Палестине и странах Западной Европы, в особенности в Германии. С 1995 года организация начала действовать в Узбекистане. Известно также о деятельности группировки на территории Таджикистана, Киргизии, Азербайджана, Украины, Белоруссии и России. С 14 февраля2003 года решением Верховного суда России организация включена в список запрещённых террористических группировок (см. Россия и терроризм).

в 1968 году "Хизб-ут-Тахрир" осуществила попытки государственного переворота в Иордании и Сирии, которые провалились, также намеревалась осуществить путч в Египте в 1974 году. По имеющейся информации, его организовал палестинский террорист, член "Хизб-ут-Тахрир".

Хизб ут-тахрир – партия лжи и заблуждений

Другой активист был членом группы, которая убила президента ЕгиптаА.Садата в 1981 году. Попытки переворота также были осуществлены в Ираке и Тунисе. В 1994 году десять членов "Хизб-ут-Тахрир" были обвинены в планировании убийства короля Иордании Хусейна. Есть основания полагать, что "Хизб-ут-Тахрир" является ответственной за убийство в Алеппо (Сирия) в декабре 1999 года известного исламского ученого Мухаммада Амин Якана.

В декабре 2004 общественные деятели Татарстана (в том числе известный писатель Айдар Халим) выступили с открытым письмом, обвинив российские правоохранительные органы в массовых арестах примерно 200 российских мусульман под надуманным предлогом их связи с «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами».

Ссылки

Похожие главы из других работ:

Женщины в религии Востока

1.3.1 Понятие о хиджабе. Основные требования к одежде

Требование скромности и умеренности во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами касается и тех и других, что проявляется как в поведении, так и в одежде. Вопреки распространенному мнению…

Миф в культуре

1. Понятие мифа и его основные характеристики

Слово «миф» происходит от греческого mythos, которое в глубокой древности обозначало «слово», «высказывание», «историю», «предание». В современных рассуждениях и повседневной речи под мифом зачастую подразумевают ложные, некритические…

Отношение человека и Абсолюта в религиозной системе христианства на материале анализа текста "Благовенствие от Фомы"

1.2 Понятие «Человек»

Понятие «Человек» также является фундаментальным для данного исследования. 1. Фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы…

Отношение человека и Абсолюта в религиозной системе христианства на материале анализа текста "Благовенствие от Фомы"

1.3 Понятие «Отношение»

Отношение — способ сопричастного бытия вещей как условие выявления и реализации скрытых в них свойств.

В Петербурге УФСБ задержало участников группировки "Хизб ут-тахрир аль-ислами"

Отношение возникает в таких процессах сопряжения предметов — во взаимоотношении, сближении и приобщении их друг к другу…

Отношение человека и Абсолюта в религиозной системе христианства на материале анализа текста "Благовенствие от Фомы"

1.4 Понятие «Религия»

1. От лат. religio — благочестие, набожность, святыня — мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы…

Профессиональная деятельность православного священнослужителя в России

Понятие профессии: основные теоретические подходы

Самое раннее зарегистрированное упоминание понятия «профессия» приходится на 1541год (Оксфордский английский словарь), хотя сам институт профессий стал складываться намного раньше, в XII-XIII вв….

Синоптическая проблема и подходы к ее решению у православных исследователей

1.1 Понятие синоптической проблемы и основные характеристики Евангелий

синоптический библеистика православный евангелия Православное учение о богодухновенности книг Священного Писания всегда держалось того взгляда, что вдохновляя священных писателей, сообщая им и мысль и слово…

Специфика защиты Православия в диалоге с современной наукой

1) Понятие науки

«Если человек начнёт с определённости, то он закончит сомнениями; но если он начнёт с сомнений, то закончит определённостью» — Френсис Бекон. Для того что бы говорить о науке, нужно определиться, что будет пониматься под наукой. Как известно…

Специфика защиты Православия в диалоге с современной наукой

2) Понятие религии

Определений религии множество. Карл Маркс Карл Генрих Маркс (1818— 1883) — немецкий философ, социолог, экономист, писатель,поэт, политический журналист, общественный деятель. утверждал, что «религия — специфическая форма общественного сознания…

Учение Евномия об имени

§ 2. Имя и понятие

Наряду с верой в сверхъестественное происхождение имен, рассуждения о них как "инструменте познания" связаны с тем, что имя связано в современной Евномию философии с сущностью, являясь ей (сущности) парной категорией…

Философия христианства

1. Понятие религии

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается…

Хизб ут-Тахрир

1.1Что такое Хизб ут -Тахрир ?

Хизб ут-Тахрир аль-Ислами (араб. НТИ ЗбКНСнСээ — «Исламская Партия освобождения») — организация, основанная в 1953 году в Восточном Иерусалиме судьёй местного шариатского апелляционного суда Такиуддином ан-Набхани…

Хизб ут-Тахрир

1.2 Причины образования Хизб ут-Тахрир

Хизб-ут-Тахрир был образован в ответ на призыв Всевышнего Аллаха: ?жубъКуЯхд гцшдЯхгъ ГхгушЙс нуПъЪхжду Ецбум ЗбъОунъСц жунуГъгхСхжду ИцЗбъгуЪъСхжЭцжунудъеужъду Ъудц ЗбъгхдЯуСц жуГхжъбуЬЖцЯу ехгх ЗбъгхЭъбцНхжду? «И пусть будет среди…

Хизб ут-Тахрир

II Глава. Деятельность Хизб ут — Тахрир.

Христианская концепция происхождения морали

1. Понятие морали и основные концепции ее происхождения

Мораль — понятие историческое. Она относится к числу тех общечеловеческих духовных ценностей, которые определяют содержание социального бытия с самого начала возникновения человеческой цивилизации и останутся важнейшим ее атрибутом…

بسم اللهِ الرّحْمـن الرّحِيم

C именем Аллаhа, Милостивого для всех на Этом Свете и Милостивого для верующих на Том СветеПророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

طَلَبُ العِلمِ فَرِيضَةٌ على كُلِّ مُسلِمٍ

В наше время люди имеют широкие возможности получения разнообразной информации, в том числе религиозного характера.

И поскольку сведения, касающиеся вопросов религии, затрагивают сферу убеждений человека, то при ознакомлении с ними необходима осмотрительность. Тем более, что не вся информация, преподносимая ее авторами как Исламская, соответствует убеждениям мусульман. Но чтобы суметь отличить истинную информацию от ложной, необходимо иметь правильные знания по нашей религии.

В Петербурге УФСБ задержало участников группировки "Хизб ут-тахрир аль-ислами"

Поэтому призыв о приобретении религиозного знания, содержащийся в изречении Пророка, мир Ему, для каждого из нас очень актуален.

Большая опасность для верующих и общества в целом исходит от распространившихся в современном мире сект, называющих себя Исламскими, а по сути отрицающих Ислам.

Аллаh Всевышний сказал в Священном Кур`ане :

وَلْتَكُنْ مِنْكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنْكَر

(Сура 3 «Али ‘Имран», Аят 104).

Это означает: «Пусть будет среди вас группа, призывающая к добру и запрещающая зло»

Известный теолог Ислама Абу ‘Али Ад-Даккак сказал:

السَّاكِتُ عَنِ الْحَقِّ شَيْطَانٌ أَخْرَسٌ »رواه ابو القاسم القشيري في رسالته

«Тот, кто умалчивает истину —  подобен немому шайтану»

Соблюдая Повеление Аллаhа приказывать совершать благое и запрещать зло, мы считаем своей обязанностью предупредить мусульман о вреде идеологии течения «Хизб ат-тахрир». Цель данного сайта заключается в разъяснении для мусульман ошибочных воззрений этой сектанской группы, которая называет себя Исламской, хотя в своей сути она далека от Ислама. Доказательная база — это, конечно, Аяты Священного Кур`ана, изречения Пророка, мир Ему и заключения Исламских ученых. Хвала Аллаhу, который даровал нам  Веру и отличил истину ото лжи.

___________________________________________________________
Аллаh – Бог, Единственный Создатель мира.  

25 января 2005

Андрей Скробот

Кого готова освобождать "Партия исламского освобождения"

Влияние запрещенных террористических организаций распространяется на пока еще спокойные регионы России

Органы госбезопасности Оренбургской области прекратили деятельность медресе в городе Бугуруслан. Согласно заявлению контрразведчиков, в училище пропагандировалась ваххабитская идеология, а его студенты могли быть причастны к теракту в Беслане (первые сведения об этом появились еще в конце осени). По данным радиостанции "Эхо Москвы", против нескольких слушателей медресе возбуждены уголовные дела, а принадлежащие училищу компьютеры и учебная литература изъяты оперативниками ФСБ.

Это отнюдь не первый случай повышенного внимания правоохранительных органов к мусульманским духовным учебным заведениям. Пик этого интереса пришелся на 1999-2000 годы, когда после вторжения ваххабитов в Дагестан и начала контртеррористической операции в Чечне студенты и выпускники различных медресе в Татарстане подозревались в связях с боевиками. Теперь же речь может идти о возможной причастности слушателей медресе к радикальным исламским организациям, деятельность которых в последнее время все сильнее беспокоит милицию и контрразведку.

Восьмерка непобежденных

Несмотря на запрет Верховным судом РФ 15 радикальных исламских организаций, деятельность которых признана террористической (решение ВС от 14.02.03), доложить о победе над "исламскими освободителями" не рискует никто. Большинство активистов радикальных течений ислама ушли в подполье и продолжают масштабную подрывную работу. Сторонники по крайней мере восьми из пятнадцати запрещенных организаций в последнее время оказывались в поле зрения правоохранительных органов и контрразведки. Причем особое внимание радикалов приковано к тем российским республикам, где традиционно велика доля мусульманского населения.

Членов исламских группировок нередко задерживают с оружием и взрывчаткой. И почти всегда – с листовками и литературой экстремистской направленности. Некоторые наблюдатели отмечают, что деятельность этих запрещенных организаций опасна еще и тем, что они обучены использовать в своих интересах любую нестабильную ситуацию в обществе. И нет никаких гарантий, что радикалы не постараются повернуть в свою пользу, например, последние события в Башкирии, где митинги против монетизации льгот приобрели ярко выраженный политический оттенок.

Исламизм вахтовым методом

Эксперты из спецслужб утверждают, что наибольшую активность в последние несколько месяцев проявляют сторонники экстремистской организации "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами". Причем помимо традиционной географии деятельности активистов запрещенной организации -Северного Кавказа и республик Поволжья, – ее членов задерживали в самых неожиданных регионах России. К примеру, осенью прошлого года отличились оперативники Ханты-Мансийского автономного округа, взявшие с поличным одного из активистов "Партии исламского освобождения". Начальник управления уголовного розыска УВД ХМАО Анатолий Воротов рассказал корреспонденту "НГ", что "члена запрещенной организации задержали в сентябре. У него изъяли листовки экстремистского толка. Подозреваемый – житель Узбекистана и еще в прошлом году был передан правоохранительным органам этого государства".

Вместе с тем Воротов рассказал, что в конце прошлого года в ХМАО были задержаны несколько человек, подозреваемых в разжигании межнациональной розни, которых, по словам начальника управления, "проверяют на причастность к запрещенным организациям". Источники "НГ" в МВД пояснили, что "устремления экстремистов в Тюменскую область отчасти могут объясняться значительным числом мусульман, работающих вахтовым методом в нефтяной промышленности этого региона".

"У них нет ни религиозных, ни светских знаний"

Наибольший интерес "Хизб ут-Тахрир" проявляет, естественно, к Чечне, а кроме того – к Татарстану и Башкирии. Еще в конце декабря глава МВД РФ Рашид Нургалиев на пресс-конференции сообщил: "В Российской Федерации, в том числе в Тюменской области, республиках Башкортостан и Татарстан, Удмуртии и в Московском регионе задержаны 12 активных членов организации "Хизб ут-Тахрир", находящихся в межгосударственном розыске". Следствие по делам задержанных в самом разгаре: к примеру, на днях прокуратура Башкирии предъявила обвинение арестованным членам "Хизб ут-Тахрир" по статье "вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению". Следователь республиканской прокуратуры Аслям Халиков сообщил, что если вина задержанных будет доказана, то экстремистам может грозить наказание до 8 лет лишения свободы. Столь серьезные сроки обусловлены составом преступления: по данным следствия, члены группировки занимались в Башкирии деятельностью, направленной на возбуждение среди населения сепаратистских настроений по отделению от России отдельных мусульманских регионов. У задержанных членов организации изъяты более 500 листовок, десятки книг и брошюр экстремистского содержания, а также карта Уфы с обозначениями мест массового скопления людей и объектов органов власти. А при обысках в квартирах подозреваемых оперативники нашли боевые гранаты, самодельные взрывные устройства, патроны.

"Максимум год-полтора, как мы узнали о существовании таких организаций. Из нашей среды, наших прихожан среди этих людей нет. Но с этими молодыми людьми я сталкивался, например, во время богослужения в Октябрьском (город в Башкирии. – "НГ"), – рассказал корреспонденту "НГ" заместитель руководителя Духовного управления мусульман Башкортостана Аюп Бибарсов. – Это контингент, ограниченный в интеллектуальном плане. Во время проповеди они даже перебивали проповедника. Они выучили азы ислама, причем толкование этих азов им преподнесли в нецивилизованной форме, и выучили несколько хадисов (изречений. -"НГ"), после чего стали считать себя знатоками ислама. Они даже пытались учить наших имамов. Своими выходками они наносят колоссальный ущерб религии. Хочу заметить: говорить о том, что большинство мусульман в нашей республике подвержены этой агитации, неверно. Я также сильно сомневаюсь, что такие люди могут встать во главе оппозиции. Скажу больше – это исключено: у них нет ни религиозных, ни светских знаний. Реальной роли в жизни республики они не играют. Да и не забывайте, что все грамотные прихожане не одобряют подобные нетрадиционные направления в исламе".

Казанский "освободитель"

Последние месяцы прошлого года сторонников "Хизб ут-Тахрир" задерживали также в Татарии, в Удмуртии, в Нижегородской области и даже в подмосковных Химках (здесь у экстремистов изъяли 14 кг тротила). Наиболее любопытная ситуация – с арестом в Казани одного из лидеров "Исламской партии освобождения" Алишера Усманова. Его подозревают в создании на территории Поволжья глубоко законспирированной террористической сети, в которую вербовались жители Татарстана и Ульяновской области.

Несколько лет уроженец Узбекистана, 42-летний Алишер Усманов, находился в межгосударственном розыске за совершение преступлений террористического и экстремистского характера. В сентябре в правоохранительные органы Татарстана назад поступила оперативная информация о том, что в Казани действует поволжский центр "Хизб ут-Тахрир", которым руководит Алишер Усманов. В начале октября сотрудники МВД и ФСБ Татарстана арестовали Усманова и еще нескольких его соратников.

Деструктивные секты 3: «Хизб ут-Тахрир»

Как сообщили "НГ" в МВД РФ, "против Усманова возбуждено уголовное дело по двум статьям: 205 УК РФ (вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению) и статье 222 УК РФ (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия)". При проведении обысков в Казани на квартирах, где проживали Усманов и другие члены партии, изъяты взрывное устройство и различные взрывчатые вещества. Оперативники обнаружили брошюры и листовки, в которых содержался призыв к созданию исламского халифата.

Следствие установило, что Усманов приехал в Казань под видом беженца в 1996 году. До этого времени он жил в узбекском городе Намангане, работал имамом одной из мечетей. Установлено также, что Усманов лично занимался подготовкой боевиков и отправкой их в Чечню. Обосновавшись в Казани, Усманов развил бурную деятельность по созданию законспирированной сети "Исламской партии освобождения". Основной задачей организации стало вовлечение как можно большего числа молодых жителей Татарстана и Ульяновской области в ее члены. Следователи утверждают, что в начале 2004 года Усманов завербовал несколько молодых людей, которые затем воевали на стороне боевиков на Северном Кавказе и были взяты в плен.

Где ждать "непримиримых"?

Несмотря на участившиеся случаи выявления радикальных подпольных группировок, никто из представителей силовых и правоохранительных структур до сих пор не назвал этот процесс "активизацией" деятельности радикалов. Равно как и не подтвердил официально опасения, что усиления центробежных тенденций стоит ожидать и в доселе "спокойных" регионах.

До сих пор многие эксперты напрямую связывают изменение обстановки в республиках с наибольшим числом мусульманского населения с тем, в каком положении находится Чечня, и с успехами "непримиримых". И не исключено, что появление договора о разграничении полномочий между Грозным и Москвой приведет к тому, что представители радикальных исламских организаций станут куда чаще фигурировать в сводках МВД и сообщениях ФСБ.Проект договора о разграничении полномочий между Россией и Чечней, о котором стало известно в конце прошлой недели, скорее всего сопровождается, как это часто бывает, целым списком неафишируемых условий. Нельзя исключить, что предусмотренные этим договором привилегии в недавнем прошлом опальная республика получит в обмен на обещание потеснить некоторых "непримиримых", справиться с которыми собственными силами федеральный Центр не может уже более десяти лет.

Если такое условие действительно существует и будет выполнено – где найдут пристанище "непримиримые"? И к чему может подтолкнуть их фактическое предоставление Чечне безграничного суверенитета – то есть воплощение тех самых помыслов, которыми они (по крайней мере на словах) объясняли свою борьбу?

***

"Хизб ут-Тахрир аль-Ислами"

("Партия исламского освобождения")

Транснациональная исламская религиозно-политическая организация суннитского толка. По имеющимся данным, основана в 1952 г. в Иерусалиме судьей шариатского апелляционного суда Такиэддином ан-Набахани на базе одной из фракций "Движения братьев-мусульман". Долгосрочная политическая программа -возврат к фундаментальным ценностям ислама; свержение светских режимов и создание единого исламского государства Халифат. Верховный лидер (амир) – Абдель Кадем Заллум (находится в Иордании). Численность членов организации неизвестна. Кадровый партийный состав принимает особую присягу и характеризуется высоким уровнем фанатизма, аскетизма, дисциплиной, готовностью к самопожертвованию Основной вид деятельности – пропаганда, направленная на насильственную замену государственного строя. Легальные филиалы партии действуют в Иордании, Тунисе, Палестине, Кувейте, США, Франции, ФРГ, Норвегии, Швеции, КНР, Японии. В России деятельность организации запрещена решением Верховного суда от 14 февраля 2003 года.

25.01.2005