Хутор татарский на карте

31.07.2018 0 Автор admin

Annotation

Трагическая судьба и правда «Тихого Дона», этого великого романа — тема книги известного литературоведа и критика, члена-корреспондента РАН Ф. Ф. Кузнецова. Автор рассказывает об истории поиска черновых рукописей первых двух книг романа, выкупленных, с помощью В. В. Путина, Российской академией наук, и впервые научно исследует рукопись как неоспоримое свидетельство принадлежности романа «Тихий Дон» М. А. Шолохову. В книге впервые исследуются прототипы героев «Тихого Дона» — казаков станицы Вёшенской и близлежащих хуторов, прежде всего — Харлампия Ермакова, прототип Григория Мелехова и командующего армией вёшенских повстанцев Павла Кудинова. В книге исследована творческая биография М. А. Шолохова 1920—1930-х гг., раскрыта органическая преемственность «Тихого Дона» с «Донскими рассказами» и «Поднятой целиной», убедительно показана бездоказательность и несостоятельность домыслов «антишолоховедов».

При глубокой научности, книга читается с неослабевающим интересом. Она сопровождена богатейшим документальным и иллюстративным материалом, что помогает установить истину: великий «Тихий Дон» написал гений русской литературы М. А. Шолохов.

ВВЕДЕНИЕ

ПРИМЕЧАНИЯ

Часть первая

Глава первая

РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ?

СУДЬБА ВАСИЛИЯ КУДАШЕВА

ВЫЗВОЛЕНИЕ РУКОПИСИ

ПЕРВЫЕ ОТКЛИКИ

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава вторая

ОПИСАНИЕ АВТОГРАФА РОМАНА

ЕЩЕ ОДНО НАЧАЛО?

РЕШЕНИЕ НАЙДЕНО!

«ДОНЩИНА»?

ДНЕВНИК ВОЛЬНООПРЕДЕЛЯЮЩЕГОСЯ

ИСТОРИЯ РОДА МЕЛЕХОВЫХ

ГРИГОРИЙ И АКСИНЬЯ

«КАЛМЫЦКИЙ УЗЕЛОК»

«ВСТАВНАЯ ГЛАВА»

ОБ «ИКРЕ», «ТАВРИЧАНАХ» И «АРЕСТОВАННЫХ ЩАХ»

ДВА ПЛАСТА ПРОЗЫ

ПРИМЕЧАНИЯ

КОММЕНТАРИЙ

Часть вторая

Глава третья

АБРАМ ЕРМАКОВ

СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЛО № 45529

МИХАИЛ ШОЛОХОВ И ХАРЛАМПИЙ ЕРМАКОВ

СВИДЕТЕЛЬСТВА ЗЕМЛЯКОВ

«СЛУЖИВСКАЯ» БИОГРАФИЯ

КОМДИВ—1

ШКОЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ МИШИ ШОЛОХОВА

ТРОЦКИЙ НА ВЕРХНЕМ ДОНУ

КОНЕЦ ВОССТАНИЯ

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава четвертая

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ ИЛИ РЕАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК?

КУДИНОВ — ГЛАВА ВЁШЕНСКОГО ВОССТАНИЯ

ПОДПОЛКОВНИК ГЕОРГИДЗЕ

ЭМИГРАЦИЯ

СОВЕТСКИЙ ШПИОН?

ПОСЛЕДНИЙ КРУГ АДА

«КНИГА ВЕЛИКОГО ТВОРЧЕСТВА»

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава пятая

ЗАПАХ ЧЕБОРЦА

«КОМИССАР АРЕСТОВ И ОБЫСКОВ»

СЕРДОБСКИЙ ПОЛК

БРАТЬЯ ДРОЗДОВЫ

ПРОТОТИП ПОЛОВЦЕВА

ПЛЕШАКОВСКАЯ МЕЛЬНИЦА

ВЁШЕНСКОЕ КУПЕЧЕСТВО

АНИКУШКА И ДРУГИЕ …

ТОПОГРАФИЯ И ТОПОНИМИКА

ПРИМЕЧАНИЯ

Часть третья

Глава шестая

НАЧАЛО ПУТИ

«НА ТЕРРИТОРИИ ПОВСТАНЦЕВ»

ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КОМИССАР?

«РЕКРУТЫ КОММУНИЗМА»

«СЕДОЙ КОВЫЛЬ»

ОТ РАССКАЗОВ — К РОМАНУ

ЗАРОЖДЕНИЕ ЗАМЫСЛА

НАПИСАТЬ «О НАРОДЕ, СРЕДИ КОТОРОГО РОДИЛСЯ И ВЫРОС»

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава седьмая

ПЕРВЫЙ РЕДАКТОР

«МОЛОДОЙ ОРЕЛИК»

«ЗАВИСТЬ… ОРГАНИЗОВАННАЯ!..»

«В ПРАВЫЙ УКЛОН ВЕРУЕШЬ?..»

«НАШ» ИЛИ «НЕ НАШ»?

«КРАСНЫЙ КАЗАК ИЛИ БЕЛОГВАРДЕЙСКАЯ СВОЛОЧЬ?»

КНИГА, КОТОРАЯ УДИВИЛА МИР!»

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава восьмая

«ЗА СЕМЬЮ ЗАМКАМИ…»

«ТРАГИЧЕСКИЙ ПОИСК ПРАВДЫ»

ФИЛИПП МИРОНОВ И «ТИХИЙ ДОН»

«НЕРАЗГАДАННОСТЬ СОКРОВЕННОГО»

ШОЛОХОВ И ГОРЬКИЙ

ШОЛОХОВ И СТАЛИН

ПРОРОЧЕСКИЙ РОМАН

ПРИМЕЧАНИЯ

Часть четвертая

Глава девятая

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВЕРСИИ

ОТВЕТ ЗАРУБЕЖНЫХ СЛАВИСТОВ

ГИПОТЕЗА Д* В ОЦЕНКЕ АМЕРИКАНСКОГО СЛАВИСТА

ДРУГОЙ РОМАН

ДРУГОЙ ГЕРОЙ

РОЙ МЕДВЕДЕВ О ГИПОТЕЗЕ Д*

«ЕСЛИ БЫ “ТИХИЙ ДОН” ВЫШЕЛ АНОНИМНО»

ЛЕГЕНДА О «КОВАНОМ СУНДУЧКЕ»

СУДЬБА АРХИВА Ф. Д. КРЮКОВА

ПИСАЛ ЛИ КРЮКОВ «БОЛЬШУЮ ВЕЩЬ?..»

НЕНАПИСАННЫЙ РОМАН

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава десятая

С ПОЗИЦИЙ НАУЧНОСТИ?

«ОШИБКИ» ШОЛОХОВА И ОШИБКИ МАКАРОВЫХ

ГДЕ РАСПОЛОЖЕН ХУТОР ТАТАРСКИЙ?

ВОСТОЧНАЯ ПРУССИЯ В «ТИХОМ ДОНЕ»

СОТНИК ЛИСТНИЦКИЙ

СТУДЕНТ ТИМОФЕЙ

«ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО» РОМАНА

НАУКА ИЛИ ПРОФАНАЦИЯ?

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава одиннадцатая

ПОЛИФОНИЯ «ТИХОГО ДОНА»

СЛОВО У ШОЛОХОВА И КРЮКОВА

«ТИХИЙ ДОН» И «ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА»

ПРИРОДА У ШОЛОХОВА И КРЮКОВА

«ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ» ПРОЗА

ФОЛЬКЛОР, КАЗАЧЬЯ ПЕСНЯ

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОИСК ИСТИНЫ

ДОНСКОЙ ДИАЛЕКТ

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава двенадцатая

АВТОР «ТИХОГО ДОНА» — КРАСНУШКИН?

ТЕКСТОЛОГИЯ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТИ

«…БЕССТЫДСТВО ВОДИТ РУКОЙ ПОДОНКА»

И. РОДИОНОВ: ТРИ АПОКРИФА

СЕРАФИМОВИЧ — «ПОДПОЛЬНЫЙ ШОЛОХОВ»?

«АНТИШОЛОХОВЕД» ИЗ ВЁШЕК

МЕТОДОЛОГИЯ АБСУРДА

ПРИМЕЧАНИЯ

Заключение

ПРИМЕЧАНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Г. Ю Набойщиков

ПРИМЕЧАНИЯ

Светлой памяти моих родителей, Феодосия Федоровича и Ульяны Ивановны, сельских учителей Вологодчины, и моей жене-помощнице Людмиле посвящаю эту книгу

ВВЕДЕНИЕ

«Тихий Дон» — великая книга XX века. Она, как никакая другая, с поразительной глубиной и правдой выразила подвиг и трагедию, заключенные в самом крупном историческом событии XX столетия, — русской революции.

Но «Тихий Дон» трагичен не только по своей художественной сути и историческому пафосу. Трагична судьба самого романа и его автора. Дважды — в конце двадцатых и на переломе семидесятых годов XX века — было поставлено под вопрос само авторство Михаила Шолохова.

Драматизм ситуации многократно усиливался тем обстоятельством, что в 1965 году М. А. Шолохов стал лауреатом Нобелевской премии — единственным официально признанным советским писателем, удостоенным столь высокой награды.

В 1964 году Нобелевская премия была присуждена французскому писателю и философу Жану Полю Сартру. Однако Сартр заявил, что он отказывается от премии, пока ее не получит Михаил Шолохов.

Атака на Шолохова означала, что под вопрос ставится честь Нобелевского Комитета и достоинство русской литературы.

Известный норвежский исследователь русской литературы Г. Хьетсо писал по этому поводу: «… Обвинение, предъявленное Шолохову, можно считать уникальным: этот автор в такой степени является предметом национальной гордости, что бросать тень сомнения на подлинность его magnum opus “Илиады” нашего века, значит совершать деяние, близкое к святотатству»1.

И тем не менее, святотатство было совершено. Усилия многих зарубежных и, что удивительно, отечественных средств массовой информации в течение последней четверти XX века были направлены на то, чтобы закрепить это «святотатство» в умах, превратить криминальную версию в якобы доказанную реальность.

Первоначально эта версия возникла еще в конце 20-х годов, сразу после публикации первых двух книг «Тихого Дона» в журнале «Октябрь» в 1928 г.

На хуторе Татарском у Пантелея Прокофьевича Мелехова.

и появилась она в литературной среде — среди «своих» же, писателей.

Слишком ярким и мощным литературным событием — своего рода вызовом — явилось внезапное появление первых двух книг столь незаурядного произведения. Это-то и дало повод некоторым собратьям Шолохова по перу усомниться: произведение такого масштаба и силы не мог написать 23-летний казачок из глухой донской станицы, с четырьмя классами образования, который всего три года назад вошел в литературу, напечатав две книжки рассказов.

Возник слух о некоем белом офицере, который теоретически подобный роман написать как раз мог. Слух этот родился не из фактов, но — из сомнений, из необъяснимости возникновения такого феноменального явления, как «Тихий Дон». Этот феномен был не чем иным, как явлением гения. А гений, как известно, вещь плохо понимаемая и трудно объяснимая.

Сочинение Хутор Татарский в романе Тихий Дон Шолохова

Хутор Татарский описывается Шолоховым в романе «Тихий Дон», он является местом, где происходят центральные события. Автор описывает хутор в трех состояниях: во времена спокойные, во время Первой Мировой войны и разразившегося Гражданского противостояния.

Повествование начинается с мирного времени, когда все идет по накатанной и каждый год в теплое время суток люди собираются на посев, ухаживают за посаженным и после собираются на сбор урожая.

Здесь автор описывает хутор, входящий в станицу Вешенскую. Само поселение состоит из трех сот домов, достаточно большое для того времени. Поэтому на территории есть большая рыночная площадь, где собираются купцы, несколько магазинов, торговые лавочки, где торгуют только состоятельные люди, церковь, почта, мельница для помола и кабак, где многие собираются отдохнуть.

Сама станица состоит как из зажиточных и богатых крестьян, так и достаточно бедных.

В 1914 году ситуация в поселении меняется. Всех мужчин начинают призывать на службу из-за начавшейся Первой мировой войны. Несмотря на то, что работы по уборке урожая находятся в разгаре, казаки вынуждены бросить все и отправиться служить на поле боя.

Новость быстро разлетается по хутору, который постепенно пустеет, так и постепенно исчезает огромное хуторское хозяйство.

СТАНИЦА РЕШЕТОВСКАЯ

В 1917 году военные действия заканчиваются и лишь немногие возвращаются домой живыми и здоровыми.

Но мирная жизнь не успевает восстановится, потому что в этот же год начинается жестокое гражданское противостояние, все мужчины снова собираются на фронт, а в уборке урожая участвуют только женщины, дети и старики, оставшиеся дома. Из-за постоянных военных действий многие теряют свое имущество, которое было нажито непосильным трудом и на протяжении долгого времени.

Конечным результатом становится то, что на территории хутора устанавливается полностью советская власть. Это приводит к разрушению поселения. Мало кто вернулся живым с поля боя, а имущество за это время было частично разрушено и разграблено.

Таким образом, автор показывает, как мировые события и события в стране могут изменить привычный уклад жизни. Никто из казаков не подозревал, что в одночасье им придется оставить то, что они наживали десятилетиями и вернуться фактически на пустое место, или не вернуться совсем из-за бушующей войны, жестоко забирающей жизни всех, кто принимает в ней участие.

Также читают:

Картинка к сочинению Хутор Татарский в романе Тихий Дон

Популярные сегодня темы

  • 11 класс ЕГЭ
  • Тютчев

    Тютчев родился 5 декабря 1803 года в Орловской губернии. Место рождения была усадьба Овстуг. Мальчик ещё с малых лет начал обучаться латыни и поэзии древнего Рима. К 12 годам Тютчев уже мог переводить лирические стихотворения оды Горация

  • Сочинение по картине Жатва Пластова 6 класс

    Глядя на картину сердце, наполняется любовью и спокойствием. Художник использовал теплую цветовую гамму, которая не волнует зрителя, а наоборот притягивает к себе внимание. От картины исходит тепло.

  • Сочинение по рассказу Васюткино озеро Астафьева

    Герой повести «Васюткино озеро» такой же мальчик, как мы, нашего возраста. Он парень не промах: смелый, решительный, бойкий

  • Сочинение Проблема ответственности людей за свою Родину рассуждение

    Ответственность – это важная неотделимая часть нашей жизни. Она не рассматривается самостоятельно, а неизменно находится в рамках определенного контекста. Иногда видение ответственности до такой степени глубоко и масштабно

Вешенская

Станица

9317 жителей

Год основания 1709

Станица Вешенская находится в северной части Ростовской области. Граница Области Войска Донского простиралась далее и включала притоки Дона Хопер, Иловлю, Медведицу. Этот край, — родину Михаила Шолохова — называют Верхним Доном (хотя географически это среднее течение реки).

Третий том «Тихого Дона», посвященный Верхнедонскому восстанию, начинается с исторического отступления: «Только в 1918 году история окончательно разделила верховцев с низовцами. Но начало раздела намечалось еще сотни лет назад, когда менее зажиточные казаки северных округов, не имевшие ни тучных земель Приазовья, ни виноградников, ни богатых охотничьих и рыбных промыслов, временами откалывались от Черкасска, чинили самовольные набеги на великоросские земли и служили надежнейшим оплотом всем бунтарям, начиная с Разина и кончая Секачом.

Даже в позднейшие времена, когда все Войско глухо волновалось, придавленное державной десницей, верховские казаки поднимались открыто и, руководимые своими атаманами, трясли царевы устои: бились с коронными войсками, грабили на Дону караваны, переметывались на Волгу и подбивали на бунт сломленное Запорожье».

Шолохов прославил историю, природу и людей Верхнего Дона. Здесь нет ни одного хутора, станицы, слободы, степной речки или поросшего полынем или чабрецом кургана, о которых бы не было сказано в «Поднятой целине» или «Тихом Доне». Из строк романа миллионы людей во всем мире узнали о происхождении Вешенской: «На пологом песчаном левобережье над Доном лежит станица Вешенская, старейшая из верховых станиц, перенесенная с места разоренной при Петре I Чигонатской станицы, переименованной в Вешинскую».


Набережная в Вешенской

С 1709 года жила Вешенская обычной жизнью казачьей станицы: провожала и встречала казаков со службы, каждый год затоплялась водой и сеяла хлеб. История донского казачества

Все хозяйственные и гражданские дела казаков решались на сходах, которые являлись высшей властью. Каждому казаку предоставлялось право выступать по вынесенному на обсуждение вопросу или вносить предложения. Решение принималось простым голосованием. Большое место на сходах занимали хозяйственные дела, связанные с наделом земли, луговых угодий, с заготовкой леса и благоустройством станицы. Помимо двух выборных хуторских атаманов на каждые пять лет, на юртовом съезде казаков в Вешенской выбирался станичный атаман в станичный круг из числа пожилых и почетных казаков. Долгое время станица делилась на две части Решетовку (верхнюю), Вешки (нижнюю). Это выражалось прежде всего в том, что верховые и низовые казаки выбирали своих атаманов. Известно также, что между верховыми и низовыми казаками существовали неприязненные отношения, что приводило не раз к кулачным боям. Постепенно станица разрасталась, и ее новые районы получали неофициальные названия, такие как Кавказ, Пекин, Щуры. Это происходило, видимо, потому, что там селились обособленно, не придерживаясь прямолинейности улиц и переулков. Внешний вид станицы не привлекал взор своим архитектурным обликом: «Вешенская вся в засыпи желто-песков. Невеселая, плешивая без садов станица. На площади — посеревший от времени собор, 8 улиц, расположенных вдоль по течению Дона».


Собор в Вешенской

Это была крупнейшая станица в Области, но не по количеству жителей станицы, как поселения, а по количеству расположенных в юрте станиц, хуторов и проживающих в них казаков, подчиненных станичному правлению и атаману. Сама Вешенская была не многолюдна. Если в хуторах Вешенского юрта вместе со станицей проживало примерно 30 тысяч человек, то отдельно в Вешенской количество жителей не превышало 3 тысяч.

В одном из хуторов Вешенского юрта Кружилинском родился Шолохов. Семья жила в крошечном саманном домике, сейчас в нем открыт музей. Родители Шолохова были не казаками, а как тогда говорили «иногородними». Мать писателя была родом с Украины. Звали её Анастасия Даниловна. Её жизнь и черты во многом напоминают Аксинью. Анастасия Даниловна не умела ни читать ни писать, грамоте её потом научил сын. Отец, Александр Михайлович, был, наоборот, человеком грамотным и начитанным. Ему удалось собрать дома небольшую библиотеку и привить сыну любовь к чтению.

Александр Михайлович получил должность управляющего мельницей в хуторе Плешакове, куда и переселилась семья Шолоховых. Впечатления детства воплотились в первой книге «Тихого Дона», где описана драка казаков и иногородних, привозивших на помол своё зерно. Машинист мельницы Иван Сердинов послужил прототипом Ивана Котлярова: он стал председателем станичного ревкома, а потом пал жертвой мщения вдовы убитого им казака.

Из Плешакова Шолоховы переехали в хутор Рубежинский, где прожили не долго, а затем перебрались в Каргинский. «Поднялись они в гору. Внизу над белесым ледяным изливом Чира, красивейший в верховьях Дона, лежал хутор Каргин», — таким увидели эти места казаки Вешенского юрта, возвращавшиеся с германского фронта.

Здесь будущий писатель посещал церковно-приходскую школу. Получив в 1960 году Ленинскую премию за «Поднятую целину», Шолохов всю её пожертвовал на строительство новой школы в станице Каргинской. В этой школе в уголке краеведения поставили парту, за которой, как утверждают, сидел прославившийся ученик.


Памятник Григорию Мелихову в хуторе Кружилинском

События революции и гражданской войны совпали с отроческими годами писателя, проведенными в Каргинской. Накануне переворота (25 октября 1917 года) в стране было фактическое двоевластие. Казаки не знали, кому им подчиняться — Временному правительству или ВЦИК Советов рабочих и крестьянских депутатов. Поэтому казаки заняли позицию вооруженного нейтралитета. 24 января 1919 года Я.М. Свердлов единолично подписал директиву ЦК РКП(б) о поголовном истреблении казаков. Выполнение этой директивы стало основной причиной поднятого казаками восстания. Дон в XX веке

Шолохов, описывая восстание, стремился несколько смягчать реальную картину. В письме М. Горькому в связи с этим вопросом он высказался так: «Не сгущая красок я нарисовал суровую действительность, предшествовавшую восстанию; причем сознательно упустил такие факты, служившие непосредственной причиной восстания, как бессудный расстрел в Мигулинской стнице 62 стариков-казаков или расстрелы в станицах Казанской и Шумилинской (бывшие выборные хуторские атаманы, георгиевские кавалеры, вахмистры, почетные станичные судьи, попечители школ и прочая буржуазия и контрреволюция хуторского масштаба), где количество расстрелянных казаков в течение 6 дней достигло 400 с лишним человек».

После подавления восстания, разгрома войск Деникина и установления Советской власти в хуторах и станицах оставалось неспокойно. Кругом орудовали отряды не покорившихся казаков и просто бандитов. Шолохов был уже не наблюдателем, а непосредственным участником тех событий. В предисловии к сборнику рассказов «Лазоревая степь» он написал о том времени: «С 1920 года служил и мыкался по донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандитами. Они гонялись за нами. Всё шло, как положено. Приходилось бывать в разных переделках». Однажды Шолохов попал в плен к Махно, подвергся допросу, чудом избежал расстрела.

Вёшенская. Путешествие к Тихому Дону

Воспоминание об этом событии легли в основу рассказа «Алешкино сердце».

Первые рассказы Шолохов писал в Москве, где жил с 1922 г. по 1924 г. На Дону, где его ждала невеста, Мария Петровна Громославская, дочь атамана. В начале 1924 г. они обвенчались. Молодые первые годы жили в станице Бухановской, в доме родителей жены. Там же, в кабинете тестя, проходила его литературная работа. Тесть был первым читателем и критиком. «Не то ты пишешь, Миша. Не то», — было мнение Петра Громославского о «Донских рассказах» и «Лазоревой степи». Шолохов и сам воспринимал свои первые писательские опыты как наброски к главному произведению своей жизни.

Неожиданная художественная сила, пронзительная достоверность и очевидная правдивость первых же глав «Тихого Дона» вознесли Шолохова на головокружительную высоту, позволила напрямую обращаться к влиятельнейшим людям той эпохи. И писатель пользовался эти правом — для помощи голодающим, для спасения людей от несправедливых расстрелов, для благоустройства верхнедонских хуторов и станиц.

В период коллективизации он писал Сталину много смелых писем. "Тов. Сталин! В колхозах целого ряда районов сложилось столь угрожающее положение, что я считаю необходимым обратиться прямо к Вам". "Сейчас умирают от голода и колхозники и единоличники. Взрослые и дети питаются всем, чем человеку не положено питаться, начиная с падали, кончая дубовой корой". "Решил, что лучше написать Вам, нежели на таком материале создавать последнюю книгу "Поднятой целины". Сталин послал писателю телеграмму с благодарностью за сообщение (это значит — прочли ее многие), и некоторые меры были приняты. Но общую стратегию — закабалить крестьянство, вождь не поменял.

В романе «Поднятая целина» описаны и унижение, нищета казачества и «перегибы» представителей партячейки т.е. несанкционированные расстрелы, лишение крова и имущества. Полагают, что под именем хутора Гремячий Лог в романе описан хутор Грачев. Старожилы даже показывали здесь дом Тита Рваного и амбар, где хранилось общее зерно.

В Вешенской сохранился дом станичного правления — небольшой одноэтажный особняк, к которому дед Щукарь подвозил председателя гремяченского колхоза. Вешенская 30-х показана глазами деда-балагура. Чего там только нет — рынок, магазины, аптеки, больницы да ещё барышни ходят по-городскому стриженные, напомаженные, цокают каблучками. Надо сказать, что водопровод, больница, роддом, электростанция появились в станице не в последнюю очередь благодаря хлопотам Шолохова.

В Вешенской Шолохов поселился с 1926 года. В 1936 году был построен дом с мезонином. Во время войны дом Шолоховых использовался как наблюдательный пункт одним из батальонов 197 стрелковой дивизии и, находясь под постоянным обстрелом, был разрушен. Погибла мать писателя.

В Вешенскую фашисты не проникли. Здесь по Дону проходил фронт: правый берег заняли фашисты, а на левом берегу советские войска сдерживали натиск врага, затем оттеснили его на север и разбили под Сталинградом.

Шолохов служил на фронте. Более чем через 30 лет после войны в одном из интервью он высказался: «В судьбу моего поколения война вошла всей своей горечью. События фронта, события тотальной войны оставили неистираемый след. Я потерял 70-летнюю мать . Мой дом, библиотека были сожжены минами. Я потерял многих друзей. И это не только личные беды, личное горе — из личных тяжестей и утрат складывается всенародное общее бедствие, которое приносит людям война».

После войны Шолохова выдвинули в кандидаты верховного совета СССР. В жизни Вешенской началась новая эпоха — она стала литературной столицей края. И не только литературной. Шолохов контролировал все назначения и указы, касающиеся Ростовской области. В начале 60-х было решено разделить область на две, выделив на севере Каменскую область. Это решение было отменено, как говорят, из-за того, что Шолохов не поладил с первым секретарем Каменского обкома партии. «Есть Москва, есть Вешенская и лишь потом — Ростов», — шептали в кулуарах.

В годы оттепели Шолохов стал лауреатом нобелевской премии. Генсек Хрущев несколько раз гостил в Вешенской. Здесь побывал и Ю. Гагарин. В память об этом событии на площади станицы установлен горельеф. Книги Шолохова издавались в СССР и за рубежом миллионными тиражами. Доход шел в казну государства, но и на имя Шолохова был открыт счет в банке. Прежде чем брать деньги, он просил разрешения. Большие средства тратил он на помощь нуждающимся, на благоустройства района. Вешенский район и станица обильно озеленялись. Теперь про неё не скажешь «невеселая, плешивая без садов станица».


Музей-усадьба Шолохова

Между тем «оттепель» в стране сменилась периодом реакции. Писатель был вынужден уничтожить все наброски к роману «Они сражались за родину» и другую рукопись о варварских методах освоения целины. Михаил Шолохов, всегда живший одной жизнью с родиной, чувствовал, что его Тихий Дон, его казаки-станичники живут только на страницах романа. А кругом образ жизни, образ мыслей, язык, чувства — всё мельчало, упрощалось, опошлялось, стандартизировалось. Самобытную культуру сгубили окончательно не революция, террор или война, а удушливая атмосфера эпохи застоя. О необходимости сохранения русского языка, истории, культуры Шолохов написал письмо непосредственно Л.И. Брежневу, с которым они вместе воевали. В ответ из политбюро пришла отписка, смысл которой в том, что в Советском Союзе родилась особое, новое общество, которому чужды история и традиции предыдущих поколений. Потом, когда Брежнев решил заехать в Вешенскую, писатель отказался его принять.

Шолохов ощущал себя лишним в обществе, которому не нужна память и история. С 1969 года не вышло ни строчки его новой прозы. В последние годы он много курил, много пил, собирал у себя многолюдные шумные сборища «малый хурал». В то время в станице побывали журналисты, люди искусства, партийная элита. Многие из них оставили о времени проведенном в Вешенской воспоминания не всегда лестные для писателя.

Шолохов совершенно не заботился о своем здоровье, говорил, что успел столько пережить, перетерпеть, что чувствует себя на все 150 лет, и дальше жить устал. Сначала его разбил инсульт, потом настиг рак. В 1984 году он умер.


Музей в Кружилинском

После смерти писателя в Вешенской был создан государственный музей-заповедник М.А.Шолохова. В него вошли: жилой дом и усадьба в ст.Вешенской, дом в хуторе Кружилинском, в котором родился писатель, дом в ст.Каргинской, где прошли его детские и юношеские годы. Сюда съезжаются учёные-шолоховеды, писатели, учителя. Ежегодные фольклорные праздники "Шолоховская весна", проводятся в мае в день рождения писателя и посвящаются его памяти. Паломники из разных краев страны нашей и зарубежья идут и едут на родину писателя, чтобы познакомиться с шолоховским краем, положить цветы на его могилу.

2005 — юбилейный год, 100-летие Шолохова. Сына писателя М.М. Шолохова в одном из интервью спросили, что бы он считал лучшим подарком отцу. Михаил Михайлович ответил:

«Недавно мне удалось познакомиться с областной программой подготовки к юбилею, и там есть социального плана раздел, включающий в себя множество пунктов, начиная с газификации хуторов и кончая строительством дорог, благоустройством улиц, и так далее. Вот это я и считаю лучшим подарком к 100-летию отца.

И ещё. Помните, он говорил, что "я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, чище душой, пробуждали любовь к человеку…" Так вот, всё, что делается для того, чтобы помочь людям быть добрее, чище, — это и есть лучший подарок. И не только к юбилею».

Пугачёва Елена

  1. Осипов В.О. Тайная жизнь Михаила Шолохова. М. — 1995
  2. Суичмезов М.А. В краю лазоревых степей . Ростов, Кн. Изд-во, — 1975
  3. Лосев П. Ягодное — Ясеневка. Донской временник — 1995
  4. Левицкая Е.Г. На родине ‘Тихого Дона’. Огонек — 1987, №17
  5. Лосев Е., Назаров Г. О трагедии расказачивания. Молодая гвардия. 1989 №10. 1989

Донские татары Выполнили ученицы 7 «А» Перепелицына М., Романенко С., Яблокова А.

Первые упоминания Первые упоминания о татарах Дона относятся к 1623 году в казачьих ведомостях как о казаках-мусульманах. Донские татары участвовали в боевых действиях казаков, в посольствах выполняли дипломатические поручения, вели разведку. В столице казачества Старочеркасске имелось татарское поселение с мечетью. Это поселение и поныне называется татарской слободой. После основания новой столицы казачества г. Новочеркасска татарское поселение было перенесено на новое место вблизи с городом и преобразовано в хутор Татарский. Это поселение существует и ныне и называется «Татаркой».

Как появились Донские Татары На Дону издавна жили татары, которые после развала Золотой Орды влились в состав русского государства. Они могли быть потомками разбитого войска Шейх-Ахмета, последнего хана Большой Орды. Мещерские татары также активно участвовали в освоении т.н. Дикого Поля. Историк А. А. Шенников упоминает о «сосуществование татар и русских в Червленом Яру. Последний оказывается не единственным тюрко-славянским образованием в юго-восточной Руси. Интересно и то, что подобные полиэтнические образования могли при определенных условиях приобретать не только форму территориально-общинных объединений протоказачьего типа, но и форму феодальных княжеств». Один из атаманов казаков-татаров Сары-Азман упоминается в переписки Ногайского князя Юсуфа в 1549 с Иваном Грозным: "Холопи твои, нехто Сары Азман словет, на Дону в трех и четырех местех городы постали… да наших послов… и людей стерегут да разбивают". Иван Васильевич на это отвечал: "А что еси писал, наши холопи Сары Азман ваших гостей побили, и те наши холопи в нашей земле много лиха учинили и …

Едем туда, где снимали «Тихий Дон»

убежали в поле". Давно исчезли бывшие приокские ханства, а их население переселилось в другие места или ассимилировалось с русскими. Осколки той культуры органически влились в состав здешнего казачества на заре его образования. На Нижний Дон татары могли попасть и с запорожскими казаками, в составе которых также был существенный тюркский компонент.

Как много на дону татар По данным последней переписи населения в 2002 году в Ростовской области проживает татар 17866 человек, среди них мужчин — 8566, женщин — 9300, что составляет 0,4% от общей численности населения области. По сравнению с данными переписи 1989 года численность татар немного увеличилась, на 734 человека нас стало больше, но больше стал и разрыв между женщинами и мужчинами, к сожалению, девочек намного больше, чем парней, а это приводит к смешанным бракам. Так, по результатам переписи населения 2002 года прослеживается следующая динамика: 17866 человек, в том числе: 1) городское население всего: 13371, в т.ч. мужчин — 6301, женщин — 7070; 2) сельское население всего: 4495, в т.ч. мужчин — 2265, женщин — 2230.

Татары в Ростове-на-Дону Ростове-на-Дону (260 лет со дня основания) был «Татарский двор» — компактное проживание татар, занимавшихся ремеслом в основном извозом, весь гужевой транспорт был в их руках. Сейчас от этого «Татарского двора» осталось только старое татарское кладбище в центре города. Закрытие не грозит, т.к. официально разрешено захоронение к родственникам усопших. В Ростовской области проживают более 110 национальностей. Наиболее многочисленны, кроме русских, это украинцы 118486 человек, казаки — 87492, азербайджанцы — 16498, турки — 289285, народы Дагестана — 21789, татар намного меньше, но среди мусульманского населения (360 тыс.чел.) татары занимают ведущее положение.

Татарская мода Нужно отметить, что наиболее ярко национальные особенности в одежде прослеживаются в женском костюме — в силу эмоциональности женщин и их внутренней потребности к красоте, он отличается необычайным своеобразием. При всей цветовой экзотичности татарский традиционный костюм не выпадает из общей мировой тенденции моды, в нем прослеживаются стремление к приталенному силуэту, отказ от больших плоскостей белого цвета, широкое применение продольного волана, использование в отделке объемных цветов, позументов, драгоценностей. Для одежды татар характерен традиционный трапециевидный силуэт с восточной насыщенностью цветов, обилием вышивок, применением большого количества украшений. Изучая татарский народный костюм, мы стремились проследить пути становления декоративно-прикладного искусства татар и проявление в нем духовной жизни народа. К коллекции народной татарской одежды постоянно обращаются этнографы и искусствоведы, художники и народные ансамбли, работники кино и телевидения.