Иблис в исламе

19.06.2018 0 Автор admin

8.3 История Иблиса в Коране

Мухаммед был настолько впечатлён историей о том, как Дьявол отказался поклоняться образу Божию в Адаме, что полностью пересказал её в Коране десять раз!

В Коране Дьявола называют Иблис, что является производным от греческого Diabolos. Как и в «Жизни Адама», Иблис отказывается выполнять повеление Аллаха ангелам поклониться Адаму. Причина, которую он приводит, похожа на высказанную Дьяволом в латинской «Жизни Адама», с поправкой на специфическую метафизику Мухаммеда — Иблис заявляет, что он был создан из огня, то есть из «высшего» элемента по отношению к праху земному, из которого был создан Адам (сура 7, стих 12).

В наказание Иблис был изгнан с небес, но при этом была удовлетворена его просьба — отложить окончательное наказание до Судного Дня. Затем он определяет своё предназначение — сбивать человечество с пути истинного. В этом обличье противника, искусителя Адама и Евы и их потомков он получает имя «Сатана» — термин, применимый и к другим, похожим на него (сура 7, стих 27) (при этом кто эти другие — не определено), но мы знаем, что он и его армия будут брошены в адский огонь до конца времён (сура 26, стих 95).

Иблис ясно определяется как один из ангелов, которые уже существовали, когда Аллах создал джиннов, низший разряд духов огня, до того, как Он создал из земного праха Человека. Но, с другой стороны, о самом Иблисе говорится, что он «из джиннов» (сура 18, стих 50), и, как и в других сурах, он хвалится тем, что создан из огня.

Это противоречие (Иблис как ангел, Иблис как джинн) стало причиной самых разнообразных объяснений и толкований, самые известные из которых принадлежат Мухаммеду аль-Табари, плодовитому автору и комментатору Корана, умершему в 923 году н.э. Табари утверждает, что джинны изначально населяли землю. Когда они начали враждовать, Иблис, позже называемый Азазелем, был послан вместе с другими ангелами усмирить их.

Однако, по другой версии, также известной нам от аль-Табари, Иблис был одним из изначально созданных джиннов, а на небеса он был отправлен в качестве пленника. Затем он был назначен судьёй над джиннами и успешно справлялся с этой ролью на протяжении тысячи лет, но в течение следующего тысячелетия стал пренебрегать своими обязанностями.

8.3 История Иблиса в Коране

Он получил прощение — до тех пор, пока не ослушался приказа поклониться Адаму. Ещё одна версия, которую сообщает аль-Табари, состоит в том, что Иблис был одним из архангелов, который правил джиннами на земле и в нижних слоях небес до тех пор, пока не восстал.

Существуют и другие теории по поводу Иблиса, особенно в персидских суфийских кругах, где его называют «Эблис». Одно из мнений, восходящее к мистику аль-Халлаю (ум. 922), заключается в том, что, отказываясь поклониться Адаму, Эблис выполнял Божию волю. В результате получается образ Эблиса, «любящего Бога и не утратившего терпения перед лицом вечного изгнания». Согласно большинству суфийских традиций, Эблис будет вечно проклят, хотя отдельные мыслители сохраняют надежду на его реабилитацию.

Однако, согласно религии курдов-езидов, которую можно считать формой суфизма, гордый Ангел Азазел, отказавшийся поклониться Адаму, уже получил прощение и был возвращён на своё прежнее место. Всякий, кто признаёт его в новом, полученном после оправдания статусе (теперь его зовут Ангел Павлин), может рассчитывать на его особенное покровительство.

У езидов нет Сатаны, и даже употребление этого имени они считают оскорбительным. Обсуждаемый здесь Ангел далёк от того, чтобы быть причиной падения Адама, — он всего лишь заботился о нём, предоставляя сведения о биологических функциях его тела. Злые дела, согласно представлениям езидов, считаются неотъемлемой частью жизни; при этом предполагается, что совершающие их будут наказаны после смерти. Однако никакое сверхъестественное существо не является их причиной.

Очень иронично, что вселяющий трепет персидский дуализм оказывается в конечном счёте без Дьявола — по крайней мере, для курдов-езидов.

Хорошо. Теперь вернёмся к христианству и займёмся новой тенденцией, инициированной в середине III века Оригеном Александрийским и, возможно, ставшей реакцией именно на влияние со стороны современного ему персидского дуализма.

Идея, согласно которой Сатана впервые сбился с пути из-за зависти к Адаму, не станет играть заметной роли в христианской традиции. Действительно, Сатана будет часто изображаться завидующим человеку, но после того, как он уже падёт из-за греха гордыни. Тем не менее связь Сатаны с Эдемским Змеем — искусителем Евы или даже идентификация этих двух персонажей станет доминирующей тенденцией и фактически одним из пунктов христианской веры.

ИБЛИС (дьявол, сатана) – имя ангела, низвергнутого с небес Аллахом и ставшего его врагом. Иблиса называют также Шайтан (как главу всех злых духов – шайтанов). Согласно Корану, Иблис был единственным из ангелов, который ослушался Аллаха, когда тот приказал им пасть ниц перед только что сотворенным Адамом, потому что возомнил, что он лучше сотворенного из глины человека, поскольку сам сотворен из огня. За это Иблис был изгнан с небес на землю и обречен на муки ада.

Иблис и его козни

Однако до Судного дня ему дана отсрочка, чтобы искушать и сбивать людей с праведного пути. После этого он сам, его воинство и все послушавшиеся его будут низвергнуты в ад. Иблис совратил Адама и его жену, стал причиной неверия, а потому и гибели многих древних народов. Он возглавил мир злых духов, джиннов и шайтанов, которые постоянно стремятся вредить делу Аллаха, мешал деятельности всех пророков – от Ибрахима до Мухаммада, подстрекал против них людей. Происками Иблиса объясняется в исламе неверие людей и наличие зла в мире. Согласно хадисам, он вместе с джиннами и шайтанами обитает среди руин, на кладбищах, рынках и в банях. Иблис любит вино, поэзию, танцы и пение, т.е. все то, что осуждает Коран. Послекораническое предание иногда называет его Азазелем или ал-Харисом. Мусульманских интеллектуалов волновало два вопроса: природа Иблиса и сущность его греха, который вызывал наибольшие расхождения. Подавляющее большинство мутакаллимов считало Иблиса неверным (кафир), поскольку он ослушался Бога и не поклонился Адаму из-за своей гордыни. Некоторые из них (джабриты), исходя из представления о всемогуществе Божественного промысла, видели в нем слепое орудие Божественной воли. Суфий ал-Халладж (см. Суфизм) считал, что, заранее зная о своей участи, Иблис не смог нарушить первоначальный приказ – не поклоняться никому, кроме Бога, вследствие своей безграничной любви к нему. Этот образ стал для многих мусульманских мистиков эталоном праведника. В таком качестве его воспринимают персидские суфии, что нашло отражение в фольклоре (Лейла и Маджнун, Махмуд и Айаз). Эта концепция подверглась критике со стороны Руми, который видел в его поступке только акт гордыни. Многие суфии (в том числе Ибн аль-Араби) считали, что после Страшного Суда Иблис будет прощен.