Имамат это по истории

15.04.2018 0 Автор admin

Имамат — в исламе:

1. Совокупность представлений о верховной власти над уммой, санкционированной шариатом. См. Имам (2).

2. Государственное образование, организованное по образцу раннемусульманского сообщества (VII—VIII вв.), с верховенством шариатского правопорядка.

Слово имамат

В узком смысле (И. по преимуществу) — военно-политическое объединение Сев.-Зап. Дагестана и Южн. Чечни, созданное Гази-Магомедом, Хамзат-беком и Шамилем, с опорой на движение мюридизма (по сути — воинствующая форма накшбандийи) и в условиях наступления России на Кавказ в конце 1820 — начале 1830-х. Законодательство Шамиля — 14 низамов, базирующихся на шафиитском мазхабе суннизма — позволяет говорить об управленческой структуре, которая консолидировала полиэтническое население восточнокавказских высокогорий, с его социальной дробностью (мелкая знать, состоятельные общинники, разные группы зависимого крестьянства). Ядром И. стали земли бывшего Аварского ханства и соседних союзов сельских обществ (Койсубу, Салатав, Гумбет и др.), но пределы постоянно менялись. Резиденцией имама последовательно служили Ахульго (1835—1839), Дарго (1840—1845), Ведено (1845—1859). Его единоличная власть сочетала военно-административный и религиозно-юридический аспекты. Наряду с совещательным органом — диванханой (около 30 членов, из наиболее авторитетных богословов и военачальников), периодически собирались советы наибов и улама, обсуждавшие вопросы текущей политики. Контрольные функции осуществлялись мухтасибами (надзирателями за соблюдением шариатской законности), внутренняя безопасность — муртазиками (личной гвардией имама, до 200 человек).

Территория И. делилась на наибства (числом от 20 до 50), наместники которых командовали подразделениями мюридов и, реже, местными ополчениями (общей численностью — от 300 до 1000 человек), для осуществления правосудия назначали муфтиев, следили за охраной границ, постройкой укреплений и хозяйственной эксплуатацией подведомственного округа, разделявшегося, в свою очередь, на участки, управляемые мазунами. В период наивысшего могущества (середина — конец 1830-х) И. мог выставить до 30 тыс. человек войска, набиравшегося (помимо мюридов и ополченцев) по принципу: 1 снаряженный всадник от 10 дворов. Доходы казны И. слагались из закята, хараджа, хумса (пятины от добычи и трофеев), штрафных средств и конфискованного имущества преступников и изменников, и направлялись, по преимуществу, на содержание вооруженных сил. Политическую историю И. см. Кавказские войны. Лозунги возрождения И. позднее использовали Хаджи-Мухаммад (1877), Н. Гоцинский(1917—1918), Узун-Хаджи (1920—1921).

Лит.. Brentjes H. Die Imamatslehren im Islam nach der Darstellung des Asch‘ari. Berlin, 1964. Calder N. The Significance of the Term «Imam» in Early Islamic Jurisprudence // Zeitschrift für Geschichte der arabisch-islamischen Wissenschaften. I (1984). S. 253—264. Farsakh A. M. A Comparison of the Sunni Caliphate and the Shii Imamate // Muslim World. LIX (1969). № 1. P. 50—63; № 2. P. 127—141. Hajjar S., Brzezinski S. The Nizari Ismaili Imam and Plato’s Philosopher King // Islamic Studies. XVI (1977). P. 303—316. Hamidullah M. Constitutional Problems in Early Islam // Islam Tetkikleri Enstitüsü Dergisi. V (1973). P. 15—35. Makarem S. The Philosophical Significance of the Imam in Ismailism // Studia Islamica. XXVII (1967). P. 41—53. Sharon M. The Development of the Debate around the Legitimacy of Authority in Early Islam // Jerusalem Studies in Arabic and Islam. V (1984). P. 121—141.

Статью разместил(а)

Групп Олма Медиа

Пятничная викторина 27.02.2015

маратх 27-02-2015 21:16

Это скорее не викторина, а шуточная микровикторина

Ставлю фото фрагмента музейной этикетки и предлагаю форумчанам угадать, о каком предмете идёт речь. Просьба, озвучивая версии, ставить изображение.

Gesss 27-02-2015 21:50

Слоновий банк?

vilka33 27-02-2015 22:24

вот такой боевой серп

gor200766 28-02-2015 10:00

Лохар? Слишком просто…Кусарикама?

Северо-Кавказский имамат

Отпадает. В самом вопросе подвох.Значит хозбыт….

Хотя есть ещё вариант,что и не серп,хотя боевой…Кукри?

товарисч 28-02-2015 12:23

Хепеш?

маратх 28-02-2015 12:28

Упрощаю викторину, чтобы подключилось побольше участников

Ставлю всю этикетку:

gor200766 28-02-2015 12:36

Ясно, ятаган поди, или в Туле серпом лаз-бичак обозвали. Кстати, на моих фото именно турецкие серпы…

маратх 28-02-2015 12:52цитата:Originally posted by gor200766:

или в Туле серпом лаз-бичак обозвали

Ну вот Сразу и угадали)))

А вот теперь серьёзно. Как вы считаете, уважаемые участники форума, можно ли считать лаз-бичак серпом? Моё мнение, что нет.

gor200766 28-02-2015 14:03

Аналогично. Серпом жнут…Режущее круговое движение на себя, а лазом рубят и простым ятаганом тоже, своеобразный рез ими совершать во время боя,думаю ,было некогда…

Israguest 28-02-2015 14:56цитата:Originally posted by gor200766:

…Режущее круговое движение на себя

…или просто на себя с такой рукояткой
strannik…ru 28-02-2015 23:17

Настоящий боевой серп обычно комплектовался ударно-дробящим и метательным

FireLynx 01-03-2015 05:03

Гыыыы! Это 5!
Косить и забивать, и сюрикеном добавлять!
А если серьезнее, лаз — бичак, черноморский ятаган, скорее оружие переходное к сабле, чем серп. А серпы, да еще боевые скорее в Абиссинии(Эфиопии) найти можно было…или в Японии — касуригаву

svs-68 01-03-2015 08:12

Лаз-бичак не серп. И не сабля, естественно. Сильная часть клинка лаз-бичака (и флиссы тоже, да и ятагана заодно) — лишь древко для доставки к цели точки самого эффективного удара. И поэтому его логичнее выводить из топоров (немного утрирую). Что же касается "классической" сабли и разных ятаганов, то здесь предполагаю две разные конструкторские идеи для достижения все той же цели — самого эффективного поражения ближнего своего.

Gesss 02-03-2015 13:47цитата:Originally posted by маратх:

Как вы считаете, уважаемые участники форума, можно ли считать лаз-бичак серпом?

А мне кажется, что все ХО заточенное с вогнутой стороны является если не потомками серпа, то носителями его функций. Надо только понимать временную удаленность между скажем лаз-бичаком и его предками, и сменившийся "предмет жатвы".
цитата:Originally posted by svs-68:

Сильная часть клинка лаз-бичака (и флиссы тоже, да и ятагана заодно) — лишь древко для доставки к цели точки самого эффективного удара.

Зачем затачивать древко? Если например посмотреть на такой предмет как пиха, у этого кинжала/ножика часть клинка(рикасо) не затачивается специально. Не от топора точно. S-образная форма клинка многофункциональна и скорее всего восходит к распространенному бытовому пра-пращуру.svs-68 02-03-2015 14:44

Так и не затачивали у древкового (включая топоры). Просто клинковое стало совершенствоваться и в некоторых образцах стало приближаться к древковому в стремлении сосредоточить максимум силы на минимуме лезвия. Об этом и у Федорова говорится. В очень многих оружейных культурах первым шагом на пути повышения силы и точности удара стало утяжеление и расширение боевого конца.

маратх 02-03-2015 14:47цитата:Originally posted by Gesss:

все ХО заточенное с вогнутой стороны является если не потомками серпа

У лаз-бичака основная "боевая часть" как раз выгнутая…Gesss 02-03-2015 16:30цитата:Изначально написано маратх:

У лаз-бичака основная "боевая часть" как раз выгнутая…

Согласен.
А если нанести рубящий удар "выгнутой" частью, а затем прямым движением от себя продолжить рез "вогнутой", будет эффект?
Или проткнув жертву протянуть на себя с нажимом вниз в месте изгиба вынимая клинок, будет эффект?

А Сергей пишет, что вогнутая часть только "древко" для доставки…

Неее. Затачивая вогнутый отрезок, люди не об ослаблении прочности думали. Значит рез им был нужен. Все функционально.

svs-68 02-03-2015 18:51цитата:Originally posted by Gesss:

А Сергей пишет, что вогнутая часть только "древко" для доставки…

Нигде я этого не писал. Я написал, что "Сильная часть клинка лаз-бичака (и флиссы тоже, да и ятагана заодно) — лишь древко для доставки к цели точки самого эффективного удара." и "Просто клинковое стало совершенствоваться и в некоторых образцах стало приближаться к древковому в стремлении сосредоточить максимум силы на минимуме лезвия". Сравните все тот же лаз-бичак с топором, секирой или бердышом- разница, грубо говоря, в конструкции древка.
Заточка "вогнутой" части лаз-бичака — придание клинку дополнительной функции. Как полуторная заточка на сабле или, как говорят, кхопеши встречаются с одним лезвием и с двумя. Ятаган как и копис — оружие рубящее с возможностью реза и укола и под эту его функцию — под рубку — подгонялся клинок.
P.S. Просто у меня в голове мысли бродят по поводу изгибов и прочих елманей, но посидеть подумать пока некогда — приболел немного да и другие темы много времени съедают.Saracen 02-03-2015 20:44цитата:Originally posted by Gesss:

А если нанести рубящий удар "выгнутой" частью, а затем прямым движением от себя продолжить рез "вогнутой", будет эффект?
Или проткнув жертву протянуть на себя с нажимом вниз в месте изгиба вынимая клинок, будет эффект?

Да Вы страшный человек, Gesss!))

Gesss 02-03-2015 23:20

Добро должно быть с кулаками.

svs-68 03-03-2015 06:26

Минутка поэзии:
Е. Лукин:
‘На излёте века
Взял и ниспроверг
Злого человека
Добрый человек.

Из гранатомёта
Шлёп его, козла!
Стало быть, добро-то
Посильнее зла’.

Gesss 03-03-2015 14:40

С.Ю.Куняев:

Добро должно быть с кулаками.
Добро суровым быть должно,
чтобы летела шерсть клоками
со всех, кто лезет на добро.
Добро не жалость и не слабость.
Добром дробят замки оков.
Добро не слякоть и не святость,
не отпущение грехов.
Быть добрым не всегда удобно,
принять не просто вывод тот,
что дробно-дробно, добро-добро
умел работать пулемёт,
что смысл истории в конечном
в добротном действии одном —
спокойно вышибать коленом
добру не сдавшихся добром!

Михаил Ножкин:

Человечество проверило веками:
С тёмной силою сраженья нелегки.
А добро — оно должно быть с кулаками, с кулаками.
Люди добрые, сожмите кулаки!

Д.Багрецов:

Добро, должно быть, с кулаками,
С хвостом и острыми рогами,
С копытами и с бородой.
Колючей шерстию покрыто,
Огнём дыша, бия копытом,
Оно придёт и за тобой!

Saracen 03-03-2015 18:10

Очень хотелось бы подискутировать на вечную философскую тему добра и зла с поэтически одаренными собеседниками )),
но вот что-то ни минуты сегодня.
Добро что-то совсем с цепи сорвалось, остервенело напирает весь день,
едва отбиваюсь .

Gesss 04-03-2015 16:40

В Германии есть музей Мюнхаузена в Боденвердере. Настоящего человека, реально существовавшего.
Там есть экспонат названный "Турецкий кинжал, принадлежавший Иерониму фон Мюнхгаузену.", как думаете, о чем речь?

Gesss 04-03-2015 16:57

Собственно,это не загадка, а очередной курьез.
Вот прикрепленное фото :

маратх 05-03-2015 12:05

Кумиям вообще в этом плане "повезло" )))

ArielB 05-03-2015 02:21

Да, на уровне РЭМа:-)
Хотя в принципе Марокко было сюзереном Оттоманской Империи довольно долго.

маратх 05-03-2015 06:48цитата:Originally posted by ArielB:

Да, на уровне РЭМа:-)

Ну да. И Метрополитена

kiziria 05-03-2015 07:41

А мне вот интересно было узнать, что лазы имеют свое название вместо лазбичак. Местное прозвище — диди "кх"ами, (твердый Х).

ArielB 05-03-2015 08:01

А как это перевести?

маратх 05-03-2015 09:20цитата:Originally posted by kiziria:

А мне вот интересно было узнать, что лазы имеют свое название вместо лазбичак. Местное прозвище — диди "кх"ами, (твердый Х).

Лазбичак, название скорее турецкое. А вот есть ли упоминание о том , что лазы называли его

цитата:Originally posted by kiziria:

диди "кх"ами

в литературе?gor200766 05-03-2015 10:26цитата:лазы имеют свое название вместо лазбичак. Местное прозвище — диди "кх"ами, (твердый Х).
Кстати у турок слово Х**, означает характер, поэтому словосочетание твердый характер звучит как комплимент, в отличии от мягкого.. kiziria 06-03-2015 05:41цитата:Изначально написано маратх:
в литературе?

Приветствую! Если и есть , то мне неизвестно. Надо привлекать Турецких этнографов к сотрудничеству для изучения Турецких материалов. В 2007, 2011 я путешествовал по Турции, общался с научными работниками в Аскери и в Университете , но стоящие материалы получил не от специалистов а от местных грузинов в горных и прибрежных райнах. Так , что если мои записи войдут в одну из статей — станет и литературным источником

kiziria 06-03-2015 05:58цитата:Изначально написано ArielB:
А как это перевести?

Ариель, вы правы надо было сразу и перевод написать. А перевод прост, как мне обяснили — это "большой нож".Большой бичак , биг найф. Насколько я разобрался у них нет эквивалента турецкому кылич — kılıç.

kiziria 06-03-2015 06:12

кстати еще интересный момент Ариэль, и мне кажется вам будет интересно. Я тогда пытался выяснить почему кинжал с острым наконечником и закругленным все равно называют "сакапави" то есть "рубочный" (са — приставка "для" капва — рубка) а не называют один колющий, другой рубящий. Как я выяснил и кажется понял правильно , у них бытовало мнение что заколоть , это лишить человека чести перед Аллахом, то есть нельзя уподобляеть воина врага закалываемому животному. Заколоть конечно могли и кололи но только очень ненавидимого человека, но название сакапави дадено чтобы "чтобы люди помнили , что не подобает колоть человека" Конечно это всего лишь народный фольклор , так сказать не лингвистика но мне показалось интересным это замечание стоящее упоминания.

iv2006 12-03-2015 12:34

Показал детям, говорю — египетский, фараонский. Обрадовались, заинтересовались, но когда выяснилось, что это на самом деле южное причерноморье, интерес сразу угас.


ArielB 12-03-2015 12:58

Я в книге Лесли Бланч "Сабли Рая" о Кавказской Войне читал, что в междоусобных стычках колоть нельзя было из-за возможности убийства, а рубленые раны могли лечиться. Поэтому кололи только смертных врагов.
В любом случае, идея та же.

проходящиймимо 12-03-2015 04:22

А ежели руку или ногу отрубят, шею перерубят, голову надвое развалят? Или так, понарошку, между собой рубились. Типа мензурного фехтования?

gor200766 12-03-2015 05:44цитата:Я в книге Лесли Бланч "Сабли Рая" о Кавказской Войне читал, что в междоусобных стычках колоть нельзя было из-за возможности убийства, а рубленые раны могли лечиться. Поэтому кололи только смертных врагов.
В любом случае, идея та же.

Аналогично слышал от одного ингуша, что со своими соплеменниками только рубились, кололи врагов со стороны, а своего заколоть считалось подло.FireLynx 12-03-2015 17:29цитата:Originally posted by gor200766:

Аналогично слышал от одного ингуша, что со своими соплеменниками только рубились, кололи врагов со стороны, а своего заколоть считалось подло.

Аналогично…как слышал и о некоем "насильственном политическом" (старейшины решили)увеличении размеров кама у чеченов и ингушей именно под рубку….

——————
Конь — турок, холоп — мазурок, шапка — магерка, а сабля — венгерка.

Главная▲▼

ИМАМАТ (правильнее имама от глагола амама – стоять впереди, араб.) – комплекс функций имама, верховное руководство мусульманской общиной-государством. Термин имама появился с утверждением ислама. Первоначально имамом называли предстоятеля (буквально: «стоящего впереди») на молитве. В период становления мусульманской общины имамом был сам пророк Мухаммад, а затем его преемники – «праведные» халифы. Отсюда возник термин имам-халиф – высший духовный авторитет и единственный законодатель, то есть верховный носитель духовной и светской власти.

Термин «имамат» при жизни Мухаммада и «праведных халифов» не употреблялся. По мнению исследователей, он появился после первого раскола в исламе, возникшего в ходе борьбы за власть и с появлением движения хариджитов.

Словарь исторических терминов — имамат

Разработка учения об имамате возникла в связи с необходимостью доказательства права Алидов (потомков двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада). Так как ни в Коране, ни в хадисах в этом смысле термин «имамат» не употребляется, его разработка осуществлялась на базе тафсиров (см. ТАФСИР).

Шииты, сторонники наследственного имамата Али и его потомков, прибегали к аллегорическому толкованию некоторых мест в Коране, чтобы доказать «божественную природу» Алидов. Именно в этом ключе был составлен сборник преданий о жизни Али (Ахбар, иначе – сунна Али. См. СУННА). Кроме того, шииты отрицали ряд сур Корана (63 и 64) и по-своему интерпретировали некоторые аяты, пытаясь вставить упоминание об Али и его праве на имамат там, где арабская графика позволяет сделать дописки или исправления.

Из-за того, что некоторые из Алидов предпочитали передавать имамат не старшему сыну (как это было в случае с Мусой аль-Казимом, 4-м сыном Джафара ас-Садика), в шиитском исламе образовались новые ветви, которые объединяли сторонников отвергнутого или назначенного наследника-имама. Такой раскол, в частности, привел к возникновению течения исмаилитов.

Прецедент передачи имамата от брата к брату (то есть от старшего к старшему среди живущих), ретроспективно принятый шиитами, в дальнейшем также стал аргументом в обосновании прав претендентов на имамат.

Представления шиитов о верховной власти вытекали из их веры в продолжение божественного руководства через Алидов как носителей «божественной субстанции». Идея божественной природы власти в разное время воспринималась религиозным сознанием как «вселение божественного света» в Али и его потомков или как прямое обожествление Алидов. Однако впоследствии под влиянием различных исторических обстоятельств в среде шиитов возникли новые общины, проповедовавшие теории временного прекращения (вакф – остановка, араб.) имамата, исчезновения имама или перехода в скрытое состояние (аль-гайба, ас-сатр – сокрытие, араб.) последнего имама и его последующего возвращения (ар-радж’а) в качестве аль-каима, аль-махди (мессия, араб.) и т.п. Практически каждая из шиитских общин (зейдиты, имамиты, исмаилиты и др.), отстаивая право своего кандидата на имамат, вносила свои представления в учение об имамате, что привело к привело к расплывчатой трактовке ряда его положений и догматическим расхождениям внутри шиизма.

Начиная с 11 в. под влиянием античной философии (особенно неоплатоников) в шиизм вторгается идея о первообразующей силе Мирового разума (‘акл аль-кулль) и его эманации – Мировой душе (нафс аль-кулль). Изменяется отношение к пророку, который теперь рассматривается как «совершенный человек» (инсан аль-камиль), т.е. как человеческая ипостась Мирового разума. В это системе имамат рассматривается как человеческая ипостась Мировой души или как духовный вождь человечества.

После утверждения в Иране шиитской династии Сефевидов (16 в.) доктрина имамата получила новое развитие. Теперь имамат как институт верховного руководства мусульманской общиной был признан божественным установлением, космической силой, самостоятельным орудием творения.

Ольга Бибикова

Литература:

Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV веках. Ленинград, Издательство ленинградского университета, 1966
Прозоров С.М. Ислам, как идеологическая система. Москва, «Восточная литература», 2004



Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»

Сколько дней после праздника Рождества называют святками?

Пройти тест

Горское государство «Имамат» и его роль в освободительной борьбе народов Чечни и Дагестана

Образование имамата. Высшим достижением горцев в ходе национально-освободительного и антифеодального движения было создание своей государственности. Произошло это благодаря тому, что в Дагестане и в Чечне имелись для этого объективные и субъективные предпосылки.

Идейно-организационное оформление рассматриваемого движения прошло несколько этапов. Первый период – 1828–1839 гг. – характеризовался распространением и оформлением идеологии движения, появлением первых организационных форм имамата; второй период – 1840–1850 гг. – перемещением центра движения в Чечню и оформлением военно-теократической монархии – «имамат»; третий период – 1850–1859 гг. – завершается кризисом и падением единого государства горцев Чечни и Дагестана.

Территория имамата в период своего расцвета включала в себя значительную часть Северо-Восточного Кавказа, на которой проживало около 1 млн. чел. Столица государства находилась в Чечне.

В состав имамата входили территориально: практически весь Нагорный Дагестан, вся Чечня, в т. ч. большая часть Карабулака. Карабулаки считались в составе Малой Чечни. Подвластными Шамилю признавали себя некоторые селения тушин и хевсур в Грузии, а порой и ингушские аулы. Помимо населения обществ, входивших собственно в черту имамата, на его территории проживали тысячи беглых из районов, подконтрольных России. Так, в 1840 г. практически все терские чеченцы из 12 аулов бежали вместе со всем имуществом на левый берег Сунжи, ставший северной границей имамата в Чечне. В непокорные аулы Малой Чечни бежали и оседали «все беглые карабулаки, назрановцы, галгаевцы…». На определенных этапах существования имамата несколько раз пыталось присоединиться к нему крупное Назрановское общество в плоскостной Ингушетии.

В конце 40‑х годов XIX в.

Имамат (доктрина)

под верховное управление Шамиля вошла и большая часть Северо-Западного Кавказа, населенная сотнями тысяч черкесов. Шамилевский посланец наиб Магомед-Амин по примеру Шамиля сумел сплотить здесь военные силы горцев и создать организованную систему управления государственного типа. Однако Черкесия была географически отделена от основной территории имамата и изолирована системой военных укреплений царизма. Освободительное движение здесь протекало в относительном отрыве от Северо-Восточного Кавказа.

Характер и управление государства «Имамат». Государственное устройство имамата складывалось под влиянием, прежде всего, нужд обороны края от внешней опасности, что определило его военный характер. Во-вторых, большое воздействие на своеобразие горского государства, принципы его формирования оказал ислам. Это определило теократический характер государства. В-третьих, в государственном устройстве имамата отражались мечты, чаяния трудящихся масс о справедливом обществе, где наличествует социальное равенство и общая ответственность каждого перед богом, религией и родиной. Это определило общенародный, внесословный характер государства, которое выступало, по крайней мере, на первом этапе, защитником общенациональных интересов.

Высшая законодательная и исполнительная власть в государстве горцев Чечни и Дагестана принадлежала имаму. Имам в период Кавказской войны представлял собой предводителя мусульман, военного религиозного вождя. «Шамиль под названием имама считается главой и духовным властелином», – отмечают документы. В своем лице он объединял всю административную, военную и духовную власть. В силу объективных обстоятельств и личных качеств Шамиля этот государственный пост приобрел вскоре огромное значение. Шамиль – «хороший администратор в умный, даже очень умный человек», по словам его биографа А. Руновского, – сделал, однако, немало для превращения должности имама из выборной в наследственную, в личное достояние своего семейства. Сын Шамиля Гази-Магомед в 1847 г., будучи еще в юношеском возрасте, был назначен преемником отца, что должно было привести, по существу, к созданию наследственно: монархии.

Шамиль – имам Чечни и Дагестана – явился значительным реорганизатором общественно-политического устройства горских народов. Созданные им учреждения показали свою жизнеспособность и просуществовали вплоть до его падения. Надо отметит: что значительное влияние на содержание, характер и проведение реформ имамата в гражданской и военной областях оказал Юсуф –Хаджи Сафаров, выходец из Чечни, долгое время находившийся на службе в администрации наместника Египта, крупного реформатора Мехмед-Али. Юсуф-Хаджи оказывал большое влияние на Шамиля, «обо всем с ним совещались и многое делалось по его совету».

Важнейшим правительственным учреждением имамата являлся созданный в 1841 г. Государственный Совет – Диванхане. Он формировался из доверенных лиц Шамиля, из числа наибов и старших мюридов, из среды высших богословов. В его функции входило рассмотрение общих вопросов управления, военной организации, хозяйственных мероприятий, судебных дел спорного характера.

Решения принимались простым большинством голосов, причем имам не всегда мог рассчитывать на это большинство. Он только излагал дело и высказывал свое мнение. Здесь же, на Совете, заслушивались донесения наибов.

В важнейших случаях, касающихся дел всего государства, собирались съезды народных представителей. В них принимали участие члены Государственного Совета, наибы, муллы, старшины, депутаты-представители всех обществ имамата. Так, на собрании 1843 г. под угрозой отказа от имамства Шамиль добился всенародного согласия на беспрекословное повиновение всем своим приказам. На этом же съезде было сформировано нечто вроде правительства при его особе: Ахверды-Магома, Кибит-Магома и Шуаип-мулла должны были следить за исполнением повелений Шамиля, а наибы и старшины – соотноситься с ними в своей деятельности. На съезде 1846 г. в Андии участники съезда приняли свод законов «Низам» и советовались «насчет распределения наибов и войск Шамиля по разным сторонам и пунктам». По мере развития политической жизни имамата народные съезды трансформировались в съезды наибов и верхушки духовенства, терявших характер высшей инстанции.

Законодательство в имамате складывалось на основе норм шариата, который определял не только правовые нормы, но и образ жизни. Вследствие того, что в конкретных исторических условиях того времени шариат в имамате являлся не столько целью, сколько средством объединения разрозненных народов Дагестана и Чечни, он имел огромное значение в жизни государства.

Решения конкретных правовых вопросов и работа государственных органов определялись* в имамате положениями «Низама». Этот кодекс законов для руководства страной представлял собой сборник правительственных постановлений и мер, относящихся к безопасности страны и благосостоянию народа. В целом это законодательство способствовало упорядочению правовых гражданских и уголовных положений, укреплению правопорядка, ограничению произвола феодализирующейся и феодальной верхушки. Современники отмечали: «В настоящее время в Чечне убийство, воровство, насилие и другого рода преступления сильно преследуются…» Важное значение в законодательной системе играли меры, направленные на преобразование быта и традиции; в частности, резко был уменьшен выкуп за невесту, достигавший в Чечне до 800–1500 руб. серебром, в целом улучшено материальное обеспечение вдов и сирот. Основная часть постановлений «Низама» определяла систему и деятельность административных органов имамата, финансовые вопросы и меры по устройству войска.

Административное деление. Различные данные об административном делении и системе управления в имамате говорят о том, что его территория состояла из трех областей – Чеченской, Аварской и Андалальской, поделенных на 16 округов, не равных по территории и численности. Эти округа, насчитывавшие от нескольких тысяч дворов до нескольких сотен, управлялись наибами и назывались соответственно наибствамн. Размеры и количество наибств за период существования имамата менялись неоднократно. Всего их было создано до 50, постоянное же число не превышало 20.

На территории Чечено-Ингушетии в начале 40‑х годов XIX в. первоначально было учреждено несколько крупных наибств – таких, как наибство «Шубута и Джаберла», Га-лашкинское. Впоследствии неоднократно проводились реорганизации, приводившие к изменению границ округов и даже к их дроблению на менее крупные участки. Границы наибств не всегда могли совпадать со сложившимся традиционным делением обществ и народностей. На формировании территориальных границ округов сказывались военные действия, приводившие или к увеличению, или к уменьшению территорий наибств.В период Кавказской войны народы Чечено-Ингушетии выдвинули в лице наибов немало талантливых государственных руководителей, обладавших и военными способностями. В историю освободительного движения вписали свои имена военачальники и наибы – Шуаип-мулла Центороевский, Уллуби Ауховский, Талхиг, Джаватхан Шатоевский, Алдым Аккинский, Байсангур Беноевский, автор реформ Шамиля ~ – Юсуф-Хаджи Сафаров, а также Дуба Саадулла, Атабай и др.

Наибы, составлявшие высшее звено гражданского и военного управления имамата, подчинялись в свою очередь мудиру, руководителю области, провинции. Как правило, на должность мудиру назначался один из наибов какого-либо крупного участка. Так, талантливый наиб Кибит-Магома получил в «заведывание» семь других наибств Дагестана, Мичиковскому наибу Шуаипу-мулле в военном отношении были подчинены два наибства.

Практические права и функции наибов заключались в следующем: они «имели в руках власть судебную и исполнительную… наибы были обязаны приводить в исполнение все распоряжения Шамиля и непосредственно сноситься с ним в делах управления», кроме того на них возлагалась организация защиты наибства от парских войск, сбор ополчений и начальство над ними, собирание на логов, наблюдение над исполнением шариата, суд и расправа, рассмотрение жалоб и расследование нарушений и т.д.

Имамат

военно-теократическое государство в 1820-1850 гг. во время борьбы народов Северного Кавказа против колонизаторской политики Российской империи.

Оцените определение:

ИМАМАТ

общее название мусульманского теократического государства. Государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в конце 20-х гг. XIX в. во время борьбы народов Северного Кавказа против царизма. Имамы: Гази-Магомет (1834-1832), Гамзит-бек (1832-1834), Шамиль (1834-1859).

Оцените определение:

ИМАМАТ

военно-теократическое государство в Дагестане и Чечне, существовало в 1820-50-х гг. во время борьбы народов Северного Кавказа против колонизаторской политики российского правительства (см. Кавказская война). Имамы: Гази-Магомет (1828-32), Гамзат-бек (1832-34), Шамиль (1834-59).

Оцените определение:

Имамат

институт исламской государственности, в котором совмещаются понятия религиозного и светского правления. По значению понятие «имамат» приближается к понятию «халифат». Халифимам должен обеспечивать действие законов шариата, правопорядок, а также защиту и безопас–ность всех граждан государства (См. Халифат). В шиизме имамат имеет божественную сущность, не может быть отпущен на выбор людей и принадлежит только потомкам Али ибн Абу Талиба. Однако единства в данном вопросе у шиитов никогда не было и на протяжении сотен веков они распались на различные секты, каждая из которых имела свою концепцию об имамате (См. Шиизм).

Оцените определение:

ИМАМАТ

1) Догмат ислама о наследств. праве на верховную духовную и светскую власть над мусульманами. 2) Одна из форм мусульм. теократии. Догмат И. широко использовали араб. халифы, позднее тур. султаны, а также руководители различных мусульм. сект (например, зейдитов). Как форма феод.-теократич. власти И. нашел яркое воплощение в гос-ве мюридистских имамов в Дагестане, возникшем в ходе борьбы горцев Сев. Кавказа против царского колониализма в 20-х гг. 19 в. Особенную известность приобрел И. Шамиля (1834-59), распространившего свою власть на значит. часть горного Дагестана и Чечни. Шамилю удалось на время объединить в рамках своего И. разноплеменных горцев для борьбы против царских колонизаторов.

Государственное устройство Имамата Шамиля

Однако обострявшиеся внутри И. клас. противоречия (между духовенством, богатыми узденями, с одной стороны, и эксплуатируемой ими массой крестьянства — с другой стороны) ослабили его способность к сопротивлению экспансии царизма и привели к капитуляции Шамиля и распаду И. В 1917-21 бурж. националист Н. Гоцинский и Узун-Хаджи пытались использовать догмат И. для сплочения контрреволюц. сил Чечни и Дагестана против Сов. власти.

Лит.: Народы Передней Азии, М., 1957; Фадеев А. В., Россия и Кавказ в первой трети XIX в., LM., 1960); Хашаев Х.-М., Обществ. строй Дагестана в XIX в., М., 1961; Смирнов Н. A., Мюридизм на Кавказе, М., 1963.

Оцените определение:

ИМАМАТ

военно-теократическое государство, сложившееся в конце 20-х годов XIX в. в районах Северного Кавказа (Чечня, Дагестан). Идейной основой стал мюридизм (религиозно-политическое течение ислама) и замена адатов (обычное право) гиариатом. Столицы имамата — Ахульго, с 1840 г. Дарго, с 1845 г. — Ведено (второе название — Дарго-Ведено). Образование имамата в большей степени было вызвано внутренним социально-политическим процессом в горских обществах, связанным с разложением родовых отношений и ростом частной собственности. В этих условиях происходила борьба между старой племенной верхушкой и средними слоями (узденями).Первый имам Гази-Магомед с 1828 г. развернул нападения горцев на русские посты и крепости Сунжинской укрепленной линии. В 1830 г. объявил России газават и в 1831 г. захватил Кизляр. В ответ русское правительство организовало карательную экспедицию. Гази-Магомед погиб в бою. Второй имам — Гамзат-Бек — продолжал ту же политику, но пал жертвой кровной мести. В 1834 г. третьим имамом стал Шамиль, сосредоточивший в своих руках (административную, военную и духовную власть. При нем имамат окончательно оформился как государство, достиг своего политического и военного расцвета. Особенно строго соблюдалось выполнение предписаний шариата. Сильная армия, созданная Шамилем, позволила ему длительное время (см. Кавказская война 1830—1864 гг.) противостоять России на Северном Кавказе.

Оцените определение:

  • Кавказская война
  • Шейх Мансур
  • Алексей Петрович Ермолов
  • Начало газавата
  • Имам Шамиль
  • ГЛАВА 27. ДЖИХАД ШАМИЛЯ ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

    Кавказская война

    Узел взаимоотношений России с народами Кавказа завязался весьма давно. Еще в 1561 году царь Иоанн Грозный вступил в брак с кабардинской княжной Марией Темрюковной, и это стало началом сближения России с Кавказом.

    В 1582 году жители окрестностей Бештау, страдавшие от набегов татар, попросились «под руку» русского царя. Через четыре года кахетинский царь Александр II, атакуемый Шамхалом Тарковским, попросил царя Феодора дать ему русское подданство. Присягал России и Карталинский царь Георгий Симонович. Россия, впрочем, не в состоянии была тогда оказать существенной помощи закавказским единоверцам и ограничивалась ходатайством за них перед персидским шахом.

    В Смутное время дипломатические сношения с Закавказьем прекратились и были возобновлены лишь при Петре I. Петр даже завоевал прикаспийские области, но скоро был вынужден вернуть их Персии. Границей обеих держав остался северо-восточный рукав Терека, так называемый старый Терек.

    Анна Иоанновна трактатом 1739 года, заключенным с Портой, положила начало Кавказской линии: кабардинцы были признаны независимым народом и должны были служить «барьером между обеих держав». Но начавший как раз в это время распространяться на Кавказе ислам надолго разделил соседние народы. После первой турецкой войны, в 1783 году, царь Ираклий II был принят под покровительство России. В Грузии было решено держать два русских батальона и четыре орудия.

    Осенью 1784 года был предпринят поход к селениям Джары и Белоканы, с целью урезонить лезгин, нападающих на Грузию. Через год Грузии стал угрожать аварский хан Омар, и Ираклий попросил у России помощи, но ему было отказано: в это время правительственные войска разбирались с появившимся в Чечне новым проповедником Священной войны – Мансуром.

    Шейх Мансур

    Шейх Мансур (от турецкого слова «победоносный»), настоящее имя которого было Ушурма, родился в 1765 году в селении Алды в Большой Чечне. Еще в детстве он начал изучать Коран под руководством дагестанского муллы, и ему начали являться откровения: он часто слышал мистические голоса, призывавшие его объединить горцев в единый народ для борьбы с «неверными», что на Кавказе значило «с Россией».

    Уже в юном возрасте он начал проповедовать свое религиозное учение среди чеченцев, и в 1785 году в Алды начались вызванные им волнения. Своими главными целями Мансур называл борьбу с рабством, феодалами, кровной местью и замену горских адатов на законы шариата. Россия выслала для ареста Мансура и его единомышленников отряд численностью в 2000 человек, вооруженных 2 орудиями, под руководством полковника Де Пиери. В начале июля 1785 года отряд подошел к Алды, начался бой, который закончился поражением для русских. Пиери погиб, а в числе плененных чеченцами воинов оказался его адъютант Багратион, позже прославившийся в войне 1812 года.

    Обрадованный успехом, Мансур стал предпринимать наступательные операции против российских укреплений и станиц Кавказской линии, оборонительного рубежа, созданного против Турции и горцев. При нападении на Кизляр отряд Мансура был разбит в Малой Кабарде отрядом полковника Нагеля, но российские войска на Кавказской линии продолжали оставаться в состоянии боеготовности.

    Движение Мансура быстро охватило весь Северный Кавказ, а вскоре к нему на помощь пришли турецкие войска. Началась Вторая турецкая война 1787 – 1791 годов, которая оказалась для России весьма тяжелой. Мансур совершил несколько неудачных походов и к 1790 году укрылся в занятой турецкими войсками Анапе. 22 июня 1791 года войсками генерала Гудовича Анапа была захвачена, и после неудачной попытки взорвать погреб с порохом раненого Шейха Мансура взяли в плен.

    Его доставили в Царское Село, так как Екатерина желала посмотреть на знаменитого горца. Его водили около дворцовой колоннады взад и вперед, а двор смотрел на него из окон. После этого он был отправлен, по одним данным, в Шлиссельбургскую крепость, по другим – в Соловецкий монастырь, где и умер 13 апреля 1794 года.

    По другой версии, также заслуживающей внимания, Мансуром себя называл итальянский авантюрист Джованни Батиста Боэтти. Уроженец Монферата, сын нотариуса, он получил в Италии медицинское образование, послужил в армии и даже состоял в доминиканском монашеском ордене. Страстно мечтая о приключениях, он уговорил настоятеля отправить его миссионером на Восток.

    Но уже в Венеции он был арестован, так как слишком усердно проповедовал против девиц легкого поведения и закончил проповедь дракой с сутенерами. Девицы, впрочем, утверждали, что он всего лишь не хотел оплатить полученные услуги. Впоследствии Боэтти удалось бежать из венецианской тюрьмы, но он снова был арестован на Кипре, уже за хулу на Пророка Мухаммеда. Бежал он и оттуда и, оказавшись в Багдаде, выучил на память весь Коран. Далее он отправился в Петербург, где предложил Потемкину план захвата Константинополя. Но тот не захотел связываться с подозрительным итальянцем, и Боэтти сначала отправился в Турцию, а оттуда, поняв, что турки недостаточно пассионарны, в Чечню.

    В целом война, хотя и закончилась разгромом мусульман, но оставила под их владычеством Чечню, часть Дагестана и Черкесии. Война на Кавказе, если не считать не очень крупных сражений, затихла и возобновилась только с назначением туда генерала Ермолова.

    Алексей Петрович Ермолов

    Назначенный в 1816 году новый начальник всех войск в Грузии и на Кавказской линии Алексей Петрович Ермолов, оценив ситуацию, убедил государя в необходимости применения силы для решения кавказской проблемы. Он предложил занимать только те места, которые Россия в силах удержать, и не продвигаться дальше, пока не появится уверенность в спокойствии тыла.

    Свои планы Ермолов начал воплощать в 1818 году, начал с Чечни, усилив Назрановский редут, находившийся на Сунже, и заложив в низовье этой реки крепость Грозную. Это заставило присмиреть местных чеченцев, которые хотя сами и не участвовали в набегах на линию, но частенько оказывали посильную помощь своим соплеменникам. В Дагестане в 1819 году была основана крепость Внезапная, которую тут же попытался осадить аварский хан, но потерпел неудачу.

    Русские отряды в Чечне прорубили через лес просеку до аула Герменчука, считавшегося одним из главных разбойничьих притонов. Непокорные племена отходили от Сунжи все дальше в горы. В 1821 году была построена крепость Бурная и разбит аварский хан Ахмет, пытавшийся помешать ее строительству.

    В 1823 году бухарец Хасс-Мохаммед принес на Кавказ персидское учение, ставшее известным как мюридизм. На самом деле за этим термином скрывался обыкновенный суфизм, но совмещенный с политической программой, которая состояла в Священной войне против неверных и построении исламского государства.

    ;Мюридизм стал стремительно распространяться по Кавказу.

    Ермолов, в 1824 году, приказал Асланхану казикумухскому прекратить волнения, но главные проповедники мюридизма, Мулла-Магомет, а потом Кази-Мулла, продолжали возвещать близость газавата. В 1825 году произошло общее восстание Чечни, и 8 июля мусульмане захватили пост Амир-Аджи-Юрт, а 15 июля попытались взять укрепление Герзель-аул. На помощь Герзель-аулу пришел генерал Лисаневич и сумел отбить атаку, но уже на следующий день и он, и бывший при нем генерал Греков были убиты шахидом.

    Кубань снова начала подвергаться замершим после прихода Ермолова набегам, и в 1826 году был совершен ряд экспедиций в Чечню, с вырубкою просек, прокладкой новых дорог и наказанием непокорных аулов. В 1827 году Ермолов оставил Кавказ.

    Начало газавата

    После окончания войн с Персией и Турцией у российских военных появились время и военные силы для наведения порядка на Кавказе, который уже весь был захвачен фанатиками мюридизма. Многие укрепленные крепости пали. Кази-Мулла, преследуемый войсками, перенес свою резиденцию в малодоступное урочище Чумкесент. Армия попыталась выбить его войска из нескольких крепостей, но потерпела неудачу. Это сильно вдохновило мюридов, и Кази-Мулла разграбил Кизляр и даже пытался атаковать Дербент, но был вынужден отступить в Гимры. Новый начальник кавказского корпуса, барон Розен, в октябре 1832 года взял Гимры, но пленить Кази-Муллу не удалось: он погиб. Его преемником стал Гамзат-бек, который через два года вторгся в Аварию, взял Хунзахом, но погиб во внутренней разборке с хунзахцами.

    18 октября 1834 года аул Гоцатль, главная ставка мюридов, был взят и разорен. Пытаясь упрочить победу, барон Розен попробовал запереть на замок границу, благодаря открытости которой мюриды не только получали помощь от Турции, но и продавали туда рабов. Война казалась уже выигранной, но новым имамом был назначен Шамиль.

    Имам Шамиль

    Шамиль родился в селении Гимры около 1797 года. Обладатель блестящих способностей, он обучался у лучших преподавателей Дагестана грамматике, логике и риторике арабского языка. Услышав проповеди своего односельчанина, Кази-муллы, он скоро стал его верным учеником и ярым сторонником. Прошедший вместе с Кази-муллой все сражения и будучи вместе с ним осажден в 1832 году в башне близ селения Гимры, Шамиль сумел, хотя и был сильно ранен (сломаны рука, ребра, ключица, проколото легкое), вырваться из окружения.

    Выздоровел он как раз ко времени убийства Гамзатбека и стал третьим имамом Чечни и Дагестана. Шамиль был превосходным полководцем: он 25 лет успешно сражался против количественно превосходивших его российских войск. Он, безусловно, обладал не только военным талантом, но и большими организаторскими способностями. Шамиль соединил под своей властью все чеченские и аваро-андоцезские джамааты и начал яростно истреблять языческие обычаи. Его время горцы даже называли «временем шариата», а его пленение – «падением шариата».

    Стражу Шамиля, находившуюся при нем неотлучно, составляли 120 мюридов. Военную службу, по приказу Шамиля, были обязаны нести все мужчины, способные держать в руках оружие. Шамиль завел порядок полков в 1000 человек, делившихся на 2 пятисотенных, 10 сотенных и 100 отрядов по 10 человек, со своими командирами. Аулы, контролируемые правительственной армией, которые не могли предоставить ему людей, были обязаны снабжать армию Шамиля продовольствием, серой, селитрой и другими товарами. Всего же в мюридской армии было порядка 30 тысяч человек.

    В 1842 – 1843 годах Шамиль даже завел себе артиллерию, частью набранную из трофейных пушек, а частично изготовленную на его собственном заводе в Ведено. Впрочем, из 50 отлитых там стволов оказались годными в дело чуть больше десятка.

    Весь мусульманский Кавказ был обложен закятом – десятой частью дохода с хлеба, овец и денег – и хараджем – податью с горных пастбищ и с некоторых селений. Точный доход Шамиля не известен, но это была весьма значительная сумма.

    Северокавказский имамат просуществовал в общей сложности 30 лет. Помимо хорошо поставленного сбора налогов, там был свой диван, некое подобие парламента, система наказаний – от штрафа и знаков позора до смертной казни или ссылки в «аул без солнца» – Четль в горном Дагестане, система наград: в начале 1840-х годов появились даже медали, представлявшие собой серебряные или позолоченные бляхи различной формы, носившиеся на черкеске.

    Необходимо отметить, что Шамиль немало внимания уделял и развитию образования, и по его приказу в каждом ауле должно было быть медресе.

    В 1837 году на Кавказ прибыл император Николай I и остался весьма недоволен сложившимся положением. Барон Розен был снят, а его место занял генерал Головин. В следующем году на черноморском побережье были выстроены укрепления Навагинское, Вельяминовское и Тенгинское, а также начата крепость Новороссийская. В 1839 году начались активные боевые действия по вытеснению армии Шамиля в горы. Отряд под командованием генерала Граббе двинулся против главных сил Шамиля, укрепившихся у села Аргвани. Шамиль, потерпев поражение, был вынужден уйти в дагестанский аул Ахульго, который представлял собой труднодоступную горную крепость, стоявшую на склонах с крутизной до 50 градусов и высотой более 100 метров. Только с пятого раза и с большими потерями, составлявшими около двух с половиной тысяч воинов, крепость была взята, но Шамиль, сумев прорваться через окружение, ушел в Чечню. Там он через три года поднял новое восстание.

    В начале февраля 1840 года горцы овладели причерноморским фортом Лазарев и истребили всех его защитников, 29 февраля ими было взято укрепление Вельяминовское, а 23 марта укрепление Михайловское. Остаток гарнизона Михайловского, поняв, что мюриды уже в крепости, взорвал пороховой погреб, погибнув вместе с захватчиками.

    2 апреля Шамилем был взят Николаевский форт, но форты Навагинский и укрепления Абинского выстояли.

    Русские войска занялись поголовным разоружением чеченцев, что вызвало крайнее озлобление населения и сыграло на руку Шамилю, который в это время завоевал Салатавию и вторгся в Аварию. К осени уже вся Чечня снова была на стороне Шамиля, и он распространил свои набеги до Терека и чуть не овладел Моздоком.

    Весною 1842 года Шамиль безуспешно пытался взволновать южный Дагестан, а генерал Граббе попытался в это время овладеть резиденцией Шамиля, аулом Дарго. Поход оказался неудачным, и было потеряно около 60 офицеров и 1700 нижних чинов.

    Военный министр Чернышев, будучи на Кавказе и увидев возвращение отряда Граббе, запретил на 1843 год любые наступательные экспедиции.

    Бездействие войск ободрило мюридов, и набеги участились. Связи между регионами Кавказа были практически прерваны, несколько укреплений пали.

    В конце 1844 года был назначен новый главнокомандующий на Кавказе, граф М. С. Воронцов. В июне 1845-го он двинулся с большим отрядом в Андию и затем к резиденции Шамиля – Дарго. Дарго был взят, но потери превышали разумные пределы.

    В Чечне началась массовая вырубка лесов, сопровождаемая постоянными стычками в разных местах региона.

    Слухи, разнесшиеся в 1853 году о предстоящем разрыве отношений России с Турцией, вновь активизировали горцев, но пара набегов окончилась неудачами, и энтузиазм пропал. Шамиль стал заставлять горцев воевать под угрозой жестоких наказаний.

    В 1854 году начальник турецкой анатолийской армии предложил Шамилю двинуться на соединение с ним со стороны Дагестана, и в конце июня тот вошел в Кахетию, но, узнав о приближении русских войск, горцы обратились в бегство.

    В начале 1855 года главнокомандующим на Кавказе был назначен генерал Н. И. Муравьев, а весною 1856 года, после заключения мира с Турцией, было решено начать окончательное завоевание Кавказа.

    Войска Шамиля стали вытесняться, и он сначала бежал в Аргунское ущелье, а потом в Ведень – свою новую резиденцию. Но 1 апреля 1859 года она была взята штурмом.

    Шамиль двинулся за Андийское Койсу, Чечня была усмирена. Шамиль, поселившийся в ауле Карата, укрепил гору Килитль, а правый берег Андийского Койсу, против Конхидатля, покрыл сплошными каменными завалами, вверив их оборону своему сыну Кази-Магоме. Но ему во фланг вышел дагестанский отряд, и Шамиль бежал на гору Гуниб. С ним оставалось 332 фанатичных мюрида. В августе 1859 года Гуниб был осажден, и князь Барятинский, российский главнокомандующий, начал вести с Шамилем переговоры. 25 августа произошло взятие Гуниба и почетное пленение Шамиля.

    В начале 1860 года в усмиренной, вроде бы, Чечне снова вспыхнуло восстание, подавление которого затянулось до конца следующего года.

    Начало 1864 года также ознаменовалось новыми волнениями в Чечне, но они были быстро подавлены, и 21 мая 1864 года был отслужен благодарственный молебен по случаю окончания войны.

    Шамиль же еще 3 сентября 1859 года был отправлен в Россию и лично встретился 15 сентября с Александром II в Чугуеве, а 22 сентября состоялась его встреча с генералом Ермоловым в Москве. Встечался он и с императрицей, находившейся в Царском Селе.

    10 октября Шамиль прибыл на почетную ссылку в Калугу, а 5 января 1860 года к нему присоединилась его семья. В апреле 1861 года сын Шамиля Магомед-Шапи поступил на службу в Собственный Его Императорского Величества конвой.

    Через шесть лет после начала ссылки (26 августа 1866 года) Шамиль принял присягу на верноподданство России. Через два года он переехал в Киев, а 12 мая 1869 года, получив личное разрешение от Александра, отбыл на паломничество в Мекку. 30 августа Александр II возвел Шамиля в потомственное дворянство.

    4 февраля 1871 года Шамиль умер и был похоронен на кладбище Джаннат аль-Бакия в Медине.