Индо пакистанский конфликт

24.08.2018 0 Автор admin

Во времена колониального господства часть Индии находилась под непосредственным управлением английских властей, а другую составляли туземные княжества, имевшие собственных полуавтономных от англичан правителей. В ходе предоставления независимости (1947) «непосредственные» владения Британии на субконтиненте были разделены по религиозному принципу на два независимых государства – индусское и мусульманское (Индию и Пакистан). Туземные же князья (число которых доходило до 600) получили право самостоятельно принимать решение о вхождении в первое или второе.

Индо-пакистанская война 1947-48. Фильм 1

Мусульманский наваб (монарх) большого княжества Хайдарабад в центре Индии принял решение о присоединении к Пакистану. Тогда Индийское правительство в 1948 г. ввело в это княжество свои войска, мотивируя свои действия тем, что в Хайдарабаде много индуистов. Противоположным образом пошли события в Кашмире, населенном в основном мусульманами и граничившем с Западным Пакистаном. Его князь, будучи сам индуистом, заявил о намерении присоединить свое владение к Индии или стать независимым государем. В октябре 1947 г. с пакистанской территории в Кашмир вторглись пуштунские племена, чтобы помешать переходу этой области под суверенитет Индии. Правитель Кашмира обратился за помощью в Дели.

Индо-пакистанская война 1947-48. Фильм 2

К 1948 г. конфликт в Кашмире перерос в Первую индо-пакистанскую войну. Она оказалась непродолжительной. В январе 1949 г. было подписано соглашение о перемирии. Благодаря деятельности посреднической комиссии Совета безопасности ООН летом 1949 г. была установлена линия прекращения огня, одна часть которой была признана в качестве международной границы, а другая – стала линией фактического контроля (несколько изменившейся позднее в результате второй и третьей индо-пакистанских войн 1965 и 1971 гг.). Северо-западный Кашмир (более трети всей области) оказался под контролем Пакистана. Впоследствии там было создано образование «Азад Кашмир» (Свободный Кашмир), формально представляющее собой свободную территорию.

Раздел Британской Индии в 1947. Образование независимых Индии и Пакистана. На карте показаны спорные территории — Хайдарабад и Кашмир, а также области со смешанным индо-мусульманским населением

Две трети прежнего княжества Кашмир перешли под власть Индии. Эти земли были объединены с сопредельными районами, заселенными индуистами, и составили индийский штат Джамму и Кашмир. Совет безопасности в 1949 г. принял резолюцию о проведении плебисцита в Кашмире после вывода пакистанских войск из его северо-западной части. Но Пакистан отказался выполнять требования ООН, и плебисцит был сорван. Благодаря контролю над северо-западным Кашмиром, Пакистан получил границу с Китаем.

Индо-пакистанский конфликт в прошлом, настоящем и будущем

Здесь в 1970-1980-х годах было проложено Каракорумское шоссе, обеспечившее Пакистану связь с КНР.

Индо-пакистанский конфликт из-за Кашмира не был урегулирован. Пакистанское правительство с тех пор видело в Индии главного врага. В индийском штате Джамму и Кашмир остались сепаратисты, которые выступали против вхождения в Пакистан или Индию и требовали создания независимого Кашмирского государства.

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Просьба делать переводы через карту, а не Яндекс-деньги.

Пред.ОглавлениеСлед.

Косыгин был способным дипломатом. С его именем связан и наш успех на Ташкентской встрече глав двух враждующих государств — Индии и Пакистана. Эти страны в 1965 году оказались на грани полномасштабной войны. Не вмешайся Советский Союз, она наверняка началась бы.

Надо сказать, что СССР, ориентируясь на союз с Индией, стремился сохранить хорошие отношения и с Пакистаном, дабы ограничить американо-пакистанское сближение. Дело в том, что Пакистан являлся членом СЕНТО — военно-политической группировки на Ближнем и Среднем Востоке, которую мы считали еще одним «агрессивным блоком, сколоченным США против Советского Союза». Правда, после очередного переворота в Ираке, нанесшего чувствительный удар по блоку СЕНТО, Пакистан стал переходить на более нейтральные или, по крайней мере, сбалансированные позиции. Особенно это проявилось при фельдмаршале Айюб Хане, ставшем в 1960 году президентом страны. Побывал он с визитом и в СССР, вел плодотворные переговоры. В итоге, продолжая развивать экономические связи с Индией, мы налаживали их и с Пакистаном. Вплоть до поставок вооружений. Таким образом, пакистанцы и индийцы во время своих постоянных вооруженных стычек использовали оружие одно и того же производства — советского. Многие офицеры Индии и Пакистана проходили обучение в военных учебных заведениях СССР.

Когда советско-пакистанские отношения улучшились, наше правительство предложило оказать «добрые услуги» двум враждующим государствам в целях урегулирования конфликта между ними путем переговоров. Именно Алексей Николаевич Косыгин стал инициатором миротворческой встречи в столице Узбекистана.

И вот в самом начале января 1966 года мы оказались в теплом солнечном Ташкенте. Косыгина сопровождали министр иностранных дел А. Громыко и министр обороны Р. Малиновский. Такой состав нашей делегации определялся тем, что на встречу в Ташкент приехали соответствующие министры Индии и Пакистана. Кстати, министром иностранных дел Пакистана тогда был Зульфикар Али Бхутто, впоследствии ставший президентом этого государства.

Главная трудность переговоров состояла в том, что лидеры Индии и Пакистана друг с другом не желали разговаривать. Лал Бахадур Шастри, премьер-министр Индии, напрочь отказывался встречаться с Айюб Ханом. При таких обстоятельствах о совещании не могло быть и речи. Вот и приходилось Косыгину в течение почти двух недель совершать челночные поездки между резиденциями Шастри и Айюб Хана, стараясь склонить их к примирению или хотя бы к тому, чтобы они сели за общий стол переговоров. Не буду вдаваться в подробности самих переговоров, но в том, что они вообще начались и успешно завершились, несомненно, заслуга Косыгина. Он буквально метался между двумя руководителями, всячески уговаривал, убеждал и в конце концов убедил.

А. Н. Косыгин приветствует Л. Шастри

А. Н. Косыгин и А. Хан — дружественное рукопожатие

Пока не были улажены основные политические разногласия, остальным министрам делать было нечего, особенно министрам обороны. Малиновский, помню, скучал. На завтраке, который устроил Шастри в честь советской делегации, нашего военачальника очень расстроил тот факт, что, согласно индийской традиции, не подали спиртного. Видимо, это отразилось на его лице, и большой знаток советских руководителей Трилоки Кауль, посол Индии, подмигнув Малиновскому, сделал знак одному из официантов. Тот подошел к маршалу, забрал его фужер, наполненный минеральной водой, и поставил другой, тоже с бесцветной жидкостью. Малиновский, отведав напитка, явно повеселел.

Громыко в ходе подготовки совещания не скучал — несколько раз встречался со своими коллегами — министрами иностранных дел. Но основные проблемы улаживал кочующий туда-сюда Косыгин.

Наконец главное дело, ради которого все собрались, увенчалось успехом: был составлен и подписан совместный документ — Ташкентская декларация. Случилось и то, что еще две недели назад казалось совершенно немыслимым: Айюб Хан и Лал Бахадур Шастри поужинали наедине… Это была подлинная победа советской дипломатии. И главную роль в ней сыграл Алексей Николаевич Косыгин.

Вечером последнего дня состоялся большой прием, где присутствовали и пакистанцы с индийцами, уже начавшие друг с другом общаться. Было шумно, весело и в то же время торжественно. Состоялся концерт с участием узбекских артистов. На всех сильное впечатление произвел танец живота в исполнении одной из танцовщиц. Фельдмаршалу Айюб Хану она заметно понравилась. А Шастри, приверженец самых строгих индуистских правил, особого восторга не проявил.

После концерта Шастри первым выразил желание уехать в свою резиденцию. Косыгин вышел с ним на улицу, они тепло попрощались. Вскоре засобирался и Айюб Хан. Косыгин вышел проводить и его. Пакистанский президент неожиданно предложил Алексею Николаевичу:

— Господин премьер, моя резиденция находится буквально в двух шагах отсюда. Не зайдете ли вы ко мне выпить виски на сон грядущий? У меня с собой есть…

Замечу, что у фельдмаршала, несмотря на то что он являлся руководителем мусульманской страны, не было никаких предрассудков по поводу спиртного.

Вторая индо-пакистанская война

Косыгин секунду-другую подумал, повернулся ко мне и спросил:

— Ну как, пойдем?

Я ответил:

— Алексей Николаевич, если вы пойдете, то я уж конечно пойду.

И мы отправились к Айюб Хану. Зашли. Подали нам виски с содовой. Минут двадцать хозяин и гость поговорили о прошедшей встрече. Айюб Хан очень тепло поблагодарил Косыгина за отлично выполненную посредническую миссию.

Затем Косыгин отправился в свою резиденцию, а я на другой машине поехал в центр Ташкента, в гостиницу, где размещалась советская делегация.

Когда я там появился, внизу, в ресторане, шел прощальный ужин. В зале стояли три длинных стола: за средним сидели наши, а справа и слева — соответственно пакистанцы и индийцы. Я присоединился к нашим. Все члены делегаций были рады успешному завершению конференции. Сначала один из пакистанцев, а потом и индиец принесли из своих номеров по нескольку бутылок виски, джина, других напитков, — словом, веселье не затихало.

В полночь я решил отправиться к себе в номер. Предстоял трудный день. Сначала — отлет Шастри и Айюб Хана. Косыгин должен был поочередно провожать их в аэропорту. Потом — наш отлет. А я еще хотел успеть заскочить на ташкентский базар: обидно же побывать в Ташкенте и не привезти с собой в морозную Москву виноград, хурму, гранаты…

Пакистано-индийские конфликты

Пакистано-индийские вооружённые конфликты 1947-1949, 1965, 1971 годов, столкновения пакистанских и индийских войск, обусловленные напряжённостью пакистано-индийских отношений вследствие проблем, возникших при разделе бывшей Британской колонии Индии на два государства — Индию и Пакистан. Эти отношения были осложнены последующим вмешательством империалистических стран и шовинистической политикой реакционных кругов обоих государств.

Конфликт 1947-1949 годов явился следствием борьбы Индии и Пакистана за присоединение княжества Джамму и Кашмир. Конфликт начался 22 октября 1947 года вторжением из Пакистана на территорию Джамму и Кашмира вооруженного ополчения пуштунов (2 тыс. чел.), которое стало продвигаться к столице княжества г. Сринагар. Махараджа Джамму и Кашмира обратился к Индии за помощью и заявил о желании войти в её состав. 27 октября был подписан договор о присоединении княжества к Индии, и на его территории переброшены индийские войска. В результате отряды пуштунов были отброшены от Сринагара. Впоследствии индийские войска вели боевые действия против частей пакистанской регулярной армии, действовавшей на территории княжества. 1 января 1949 года при посредничестве ООН боевые действия были прекращены, 27 июля 1949 заключено соглашение о линии прекращения огня. Под контролем Пакистана оказалась западная и северо-западная части Джамму и Кашмира (91 тыс. км квадратных, ок. 1,5 млн. чел.), Индии — южная, восточная и центральная части, включая Кашмирскую долину (128 тыс. км2, ок. 3,5 млн. чел.).

Конфликты 1965 года:

1) Возник в апреле из-за спорной территории — северной части пустыни Качский ранн, где граница между Индией и Пакистаном не была демаркирована. Завязались боевые действия между подразделениями пакист. и инд. армий. 30 июня было подписано соглашение о прекращении огня. 19 февр. 1969 решением междунар.

Конфликт между Индией и Пакистаном (с 1947 г.): общая характеристика

трибунала под эгидой ООН спорная территория была разделена между Индией и Пакистаном. 4 июля 1969 Индия и Пакистан согласились с этим решением;

2) 5 августа подразделения специально подготовленных вооруженных лиц вторглись из пакистанской части Кашмира в Кашмирскую долину. К середине августа боевые действия между индийскими и пакистанскими войсками развернулись фактически вдоль всей линии прекращения огня. При содействии Совета Безопасности ООН 23 сентября огонь был прекращён. По инициативе Советского правительства 4—10 января 1966 года в Ташкенте состоялась встреча президента Пакистана и премьер-министра Индии, на которой было достигнуто соглашение об отводе вооруженных сил сторон на позиции, занимаемые ими до 5 августа 1965 года.

Конфликт 1971 возник в связи с развернувшейся борьбой народа Восточного Пакистана за независимость. Кризис в Пакистане, наплыв нескольких миллионов беженцев в Индию из Восточного Пакистана привели к обострению индо-пакистанских отношений. 21 ноября между Индией и Пакистаном начались военные действия в Восточном Пакистане. 3 декабря пакистанская армия открыла военные действия и на западных границах Индии. В Восточном Пакистане индийские войска при содействии местных партизан — «муктибахини» — к середине декабря вышли к Дакке. 16 декабря пакистанские войска, действовавшие в Восточном Пакистане, капитулировали. На следующий день были прекращены военные действия и на западном фронте. Вост. Пакистан добился независимости.

Ю. В. Ганковский

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-й томах, т. 6.

Тема: Индо-пакистанский конфликт

контакты 0772 66 07 68

План

 TOC \o "1-3" \h \z \u Введение. PAGEREF _Toc248637643 \h 3

Глава 1. Генезис и причины Индо-Пакистанского  конфликта. PAGEREF _Toc248637645 \h 7

1.1. Исторические предпосылки конфликта. PAGEREF _Toc248637646 \h 7

1.2.Причины и поводы возникновения конфликта. PAGEREF _Toc248637647 \h 8

1.3.Этапы развития и последствия конфликта. PAGEREF _Toc248637648 \h 10

Глава 2. Мировая общественность в процессе урегулирования конфликта.

33. Индо-Пакистанские конфликты

PAGEREF _Toc248637649 \h 20

2.1.Программа урегулирования конфликта. PAGEREF _Toc248637650 \h 20

2.2. Позиция ООН по урегулированию конфликта. PAGEREF _Toc248637651 \h 22

2.3. Современный этап взаимоотношений Индии и Пакистана. PAGEREF _Toc248637652 \h 23

Заключение. PAGEREF _Toc248637653 \h 32

Список использованной литературы.. PAGEREF _Toc248637655 \h 37


 

Введение

Актуальность темы: Актуальность исследования заключается в том, что по существу война означает планирование массового самоубийства целых наций. С самого начала Дели заявил, что стремится к мирному разрешению конфликта, потому и было предпринято обращение в Совет безопасности ООН. Индия утверждает, что в договоре о получении независимости от 17 июля 1947 года англичане указывали, что к Индии отходят 562 территории. Правительство Индии считает, что на то время к этим территориям относился и Кашмир. На этом основании они не соглашаются ни на какое другое решение, кроме того, чтобы Кашмир оставался индийской территорией. Пакистан всегда считал, что Джамму и Кашмир должны являться пакистанской территорией, поскольку бывшая английская колония была разделена по принципу создания мусульманского и многоэтнического государств, то территория, где проживает большинство мусульман, должна перейти к Пакистану. Однако в настоящее время в стране существуют силы, поддерживающие идею независимости для Джамму и Кашмира. Мне кажется, что Пакистан мог бы и не быть против, так как эта территория все равно в будущем окажется близка Пакистану. Поэтому, по-моему, основным виновником этого противостояния являются колониальная система и колониальные государства, которые, предоставляя независимость, создали такую враждебную обстановку между двумя государствами. Кашмир выступают против военного способа решения так называемой кашмирской проблемы.

"В начале первого тысячелетия до н. э. Кашмир, как и вся северная Индия, заселился индоарийскими племенами. Именно они дали начало самым крупным народам Кашмира — кашмирцам и дограм.  В те времена практически все местное население составляли индуисты.    В то время ислам уже был широко распространен на территории Кашмирского царства. Многовековое противоборство индуизма и буддизма значительно ослабило устои этих религий и дискредитировало их в глазах верующих. Поэтому проповедь известного в регионе с VII в. ислама, с его эгалитаризмом и неприятием кастовой системы, нашла большой отклик в широких слоях кашмирского общества. Именно в этот период формируются этнические, культурные и религиозные различия между провинциями Кашмира, служащие до сих пор основным источником напряженности в регионе.

Этот конфессиональный принцип, так поддерживавшийся Лондоном, значительно подогревал исторические противоречия, существовавшие между мусульманами и индусами со средневековых времён. Даже национально-освободительное движение, единое в общем стремлении поскорее добиться независимости, было оформлено в рамках двух основных политических партий, стоявших на антиколониальной платформе — Индийского Национального конгресса (ИНК) и Мусульманской лиги (МЛ) — хотя и Конгресс, особенно в первое время своего существования — с 1885 года — насчитывал в своих рядах множество мусульман.

К середине 30-х годов в позициях двух этих партий стала отчётливо заметна существенная разница в оценке ими будущего устройства независимой Индии. Англичане, используя принцип «разделяй и властвуй», поставили индуистских правителей над мусульманским населением, посеяв тем самым семена жестокой вражды между будущими преемниками власти Англии на субконтиненте — Индией и Пакистаном.  Конфликт вокруг Кашмира тянется с 1947 года, т.е. с момента отказа Великобритании от своих прав на легендарную Британскую Индию, с момента распада субконтинента на два государства — Индию и Пакистан. Они и образовались-то только потому, что жившие на территории Британской Индии индуисты и мусульмане не смогли жить в одном государстве и начали кровопролитную войну за образование двух самостоятельных государств — независимой индуистской Индии и мусульманского Пакистана. Причём, Кашмир, населённый, преимущественно, мусульманами, отошёл к Индии. За последние пятьдесят лет между Индией и Пакистаном четыре раза возникали масштабные вооруженные конфликты. Остальное время — постоянные пограничные столкновения вплоть до перерастания в артиллерийские дуэли. Так Пакистан и Индия борются за Кашмир — территорию, на которую по историческим и религиозным мотивам претендуют оба государства. Ядерный потенциал у них достаточный, чтобы первые взаимные ядерные удары уничтожили 12 млн человек. В конце восьмидесятых годов в Кашмире резко ухудшилась социально-экономическая ситуация. Замаячила угроза хаоса. Дели попытался взять ситуацию под свой контроль – законодательное собрание штата было распущено. Было введено прямое президентское правление. На территорию штата был введен индийский воинский контингент численностью 400 тысяч человек.

       Пакистан обвинил Индию в репрессиях по этническо-религиозному признаку и в очередной раз потребовал проведения в Кашмире референдума. Однако Индия, видимо, догадывавшаяся о том, каков будет итог этого референдума, категорически выступала и выступает против его проведения, а также против какого-либо международного посредничества в решении кашмирского конфликта. С точки зрения Индии, судьба Кашмира была однозначно решена его махараджей – вполне в духе плана Маунтбеттена. Двойственным оказался этот план – обе стороны толковали его положения по-разному и обе были по-своему правы.

В этой войне в принципе не может быть победителей при любом сценарии её развития.

Данные опроса общественного мнения, проведенного социологической службой Mori по заказу группы British Friends of Kashmir, показали, что 63% жителей штата Джамму и Кашмир считают, что Дели и Исламабаду не следует начинать полномасштабную войну. По мнению 71% респондентов, кашмирский конфликт можно разрешить путем проведения демократических выборов.  Свыше 90% опрошенных выступили против раскола штата по этническому или религиозному признаку и поддержали предложение о проведении форума, на котором жители индийской и пакистанской частей Кашмира смогут обсудить вопросы, касающиеся их общих интересов. Столько же жителей штата хотели бы видеть его более экономически развитым, что, по их мнению, позволит повысить уровень благосостояния его населения.  Простые люди не хотят начала новой войны. Однако существуют правительства, которым выгодно существование горячих точек для того, чтобы действовать в своих интересах. Давайте предположим, что началась четвертая война в регионе и ядерное оружие пока не пущено в ход. Эта война заденет интересы многих государств региона, в первую очередь — Китая, других стран Азии, конечно — России, а также Великобритании, Франции, США. А поскольку интересы этих стран различны, возможно и более широкое столкновение. Поэтому крайне необходимо вести переговоры. 

            Цели: Рассмотреть причины каширского конфликта  Главная причина продолжающегося пакистано-индийского противостояния — проблема Кашмира. Отсутствие реальных перспектив решения этой проблемы в ближайшей перспективе делает весьма проблематичным и снижение уровня ракетно-ядерного противостояния между двумя странами. По мнению руководства Пакистана, стремление Индии в последнее время "решить" проблему Кашмира силовыми (военными) средствами только осложняет перспективы достижения мира и стабильности в регионе, усиливает ощущение угрозы и вынуждает Исламабад использовать любые доступные средства (включая ядерные) для обеспечения национальной безопасности. С этой точки зрения возможности мирового сообщества по ослаблению ядерной гонки в регионе представляются достаточно проблематичными, поскольку современный исторический опыт "разрешения" религиозно-этнических, территориальных конфликтов не изобилует положительными примерами. 

Задачи исследования: Самым разумным и простым, казалось бы, является признание линии контроля, разделяющей бывшее княжество Джамму и Кашмир на две части — индийскую и пакистанскую, за постоянную границу. Но это не устраивает определенные силы в Пакистане, поскольку в их глазах это означает предательство "дела кашмирского народа". С другой стороны, Дели тоже не желает "половинчатого" решения вопроса: там считают, что вся территория штата Джамму и Кашмир принадлежит Индии. 

Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех параграфов, заключения и списка литературы.


 

Глава 1. Генезис и причины Индо-Пакистанского конфликта

1.1. Исторические предпосылки конфликта

Проблема Кашмира остается наиболее значимым узлом противоречий в отношениях двух стран. Вопрос о принадлежности спорных территорий является главным, на котором сошлись практически все политические устремления Дели и Исламабада в регионе, и именно в кашмирском преломлении следует рассматривать большинство прочих двусторонних событий.

Конфликт, связанный с данными территориями, является одним из самых долговечных во всей новой истории. Межгосударственное противостояние на Южноазиатском субконтиненте насчитывает столько же лет, сколько и само независимое существование Индии и Пакистана, в то же время корни проблемы уходят в давние времена, в конечном счете упираясь в межрелигиозную и, отчасти, этническую рознь.

Сразу после Второй Мировой войны, когда скорый уход колониальной администрации из тогда ещё единой Британской Индии стал почти очевиден, остро встал вопрос о будущем сосуществовании приверженцев двух основных религий Индии — индуизма и ислама. Следует заметить, что признак вероисповедания был одним из наиболее действенных инструментов британского колониального управления, проводившегося в соответствии со старым, хорошо известным принципом "разделяй и властвуй". К примеру, выборы в законодательные органы Индии в 30-40-е годы проводились по куриям, образованным в зависимости от конфессиональной принадлежности.

 

Шаумян Т.Д. Кто и почему воюет в Кашмире? — М., 1999. -С.97.

Лавров А. А. Индопакистанские отношения. // Международные отношении» М. 2004 .  № 2 . — С. 76

Лавров А. А. Индопакистанские отношения. // Международные отношении» М. 2004 .  № 2 . —  С. 87