Искандер александр македонский

10.07.2018 0 Автор admin

Александр Македонский — биография, информация, личная жизнь

Александр Македонский

Александр Македонский (Александр III Великий, др.-греч. Ἀλέξανδρος Γ’ ὁ Μέγας, лат. Alexander III Magnus, у мусульманских народов Искандер Зулькарнайн, предположительно 20 июля 356 — 10 июня 323 гг. до н. э.) — македонский царь с 336 до н. э. из династии Аргеадов, полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти. В западной историографии более известен как Александр Великий. Ещё в Античности за Александром закрепилась слава одного из величайших полководцев в истории.

Взойдя на престол в возрасте 20 лет после гибели отца, македонского царя Филиппа II, Александр обезопасил северные рубежи Македонии и завершил подчинение Греции разгромом мятежного города Фивы. Весной 334 года до н. э. Александр начал легендарный поход на Восток и за семь лет полностью завоевал Персидскую империю. Затем он начал покорение Индии, но по настоянию солдат, утомлённых долгим походом, отступил.

Основанные Александром города, которые и в наше время являются крупнейшими в нескольких странах, и колонизация греками новых территорий в Азии содействовали распространению греческой культуры на Востоке. Почти достигнув возраста 33 лет, Александр скончался в Вавилоне от тяжёлой болезни. Немедленно его империя была разделена его полководцами (диадохами) между собой, и на несколько десятилетий воцарилась череда войн диадохов.

***

Александр родился в июле, 356 года, Пелла (Македония). Сын македонского царя Филиппа II и царицы Олимпиады, будущий царь получил прекрасное для своего времени образование, его воспитателем с 13 лет был Аристотель. Любимым чтением Александра были героические поэмы Гомера. Военную подготовку он прошел под руководством отца.

Уже в юные годы Македонский продемонстрировал исключительные способности к полководческому искусству. В 338 году личное участие Александра в битве при Херонее во многом решило исход битвы в пользу македонян.

Юность наследника македонского престола была омрачена разводом родителей. Вторичная женитьба Филиппа на другой женщине (Клеопатре) стала причиной ссоры Александра с отцом. После загадочного убийства царя Филиппа в июне 336 до н. э. 20-летний Александр был возведен на престол.

Главной задачей молодого царя стала подготовка к военному походу в Персию. В наследство от Филиппа Александр получил сильнейшую армию Древней Греции, но он понимал, что для победы над огромной державой Ахеменидов понадобятся усилия всей Эллады. Ему удалось создать панэллинский (общегреческий) союз и сформировать объединенное греко-македонское войско.

Элиту армии составляли телохранители царя (гипасписты) и македонская царская гвардия. Основой конницы были всадники из Фессалии. Пешие воины носили тяжелые бронзовые доспехи, главным оружием их было македонское копье — сарисса. Александр усовершенствовал боевую тактику своего отца. Македонскую фалангу он стал строить углом, такое построение позволяло концентрировать силы для атаки правого фланга противника, традиционно слабого в армиях древнего мира. Помимо тяжелой пехоты в войске имелось немалое число легковооруженных вспомогательных отрядов из разных городов Греции. Общая численность пехоты составляла 30 тысяч человек, конницы — 5 тысяч. Несмотря на сравнительно небольшую численность, греко-македонское войско было хорошо обучено и вооружено.

В 334 году армия македонского царя переправились через Геллеспонт (современные Дарданеллы), началась война под лозунгом отмщения персам за поруганные греческие святыни Малой Азии. На первом этапе военных действий Александру Македонскому противостояли персидские сатрапы, управлявшие Малой Азией. Их 60-тысячное войско было разгромлено в 333 году в битве при реке Граник, после чего греческие города Малой Азии были освобождены. Однако государство Ахеменидов обладало огромными людскими и материальными ресурсами. Царь Дарий III, собрав лучшие войска со всех концов своей страны, двинулся навстречу Александру, но в решающем сражении при Иссе вблизи границы Сирии и Киликии (район современного Искандеруна, Турция) его 100-тысячное войско было разбито, а сам он едва спасся бегством.

Александр Македонский решил воспользоваться плодами своей победы и продолжил поход.

Александр Македонский — биография, информация, личная жизнь

Успешная осада Тира открыла ему дорогу в Египет, и зимой 332-331 года греко-македонские фаланги вышли в долину Нила. Население порабощенных персами стран воспринимало македонцев как освободителей. Для сохранения устойчивой власти в захваченных землях Александр предпринял неординарный шаг — провозгласив себя сыном египетского бога Аммона, отождествлявшегося греками с Зевсом, он становился в глазах египтян законным правителем (фараоном).

Другим способом укрепления власти в покоренных странах явилось переселение в них греков и македонян, что способствовало распространению греческого языка и культуры на огромных территориях. Для переселенцев Александр специально основывал новые города, обычно носившие его имя. Наиболее известный из них — Александрия (Египетская).

После проведения финансовой реформы в Египте Македонский продолжил поход на Восток. Греко-македонское войско вторглось в Месопотамию. Дарий III, собрав все возможные силы, пытался остановить Александра, но безуспешно; 1 октября 331 персы были окончательно разгромлены в сражении при Гавгамелах (близ современного Ирбиля, Ирак). Победители заняли исконные персидские земли, города Вавилон, Сузы, Персеполь, Экбатану. Дарий III бежал, но вскоре был убит Бессом, сатрапом Бактрии; Александр приказал похоронить последнего персидского владыку с царскими почестями в Персеполе. Держава Ахеменидов перестала существовать.

Александр был провозглашен «царем Азии». После занятия Экбатаны он отправил на родину всех желавших этого союзников-греков. В своем государстве он замыслил создать новый правящий класс из македонян и персов, стремился привлечь на свою сторону местную знать, что вызывало недовольство его соратников. В 330 году были казнены старейший военачальник Парменион и его сын, начальник кавалерии Филота, обвиненные в причастности к заговору против Александра.

Перейдя через восточно-иранские области, войско Александра Македонского вторглось в Среднюю Азию (Бактрию и Согдиану), местное население которой во главе со Спитаменом оказало ожесточенное сопротивление; его удалось подавить лишь после гибели Спитамена в 328 году. Александр старался соблюдать местные обычаи, носил персидскую царскую одежду, женился на бактрийке Роксане. Однако его попытка ввести персидский придворный церемониал (в частности, падание ниц перед царем) натолкнулась на неприятие греков. Александр безжалостно расправлялся с недовольными. Его молочный брат Клит, посмевший его ослушаться, был немедленно убит.

После того как греко-македонские войска вышли в долину Инда, между ними и воинами индийского царя Пора произошла битва у Гидаспа (326). Индийцы были повержены. Преследуя их, войско Македонского спустилось вниз по Инду к Индийскому океану (325). Долина Инда была присоединена к державе Александра. Истощение войск и вспыхивающие в них мятежи вынудили Александра повернуть на запад.

Возвратившись в Вавилон, который стал его постоянной резиденцией, Александр продолжил политику объединения разноязычного населения своей державы, сближения с персидской знатью, которую привлекал к управлению государством. Он устраивал массовые свадьбы македонян с персиянками, сам женился (помимо Роксаны) одновременно на двух персиянках — Статире (дочери Дария) и Парисатиде.

Александр готовился к покорению Аравии и Северной Африки, но этому помешала его внезапная смерть от малярии 13 июня 323 до н. э., в Вавилоне. Его тело, доставленное в Александрию Египетскую Птолемеем (одним из сподвижников великого полководца), было помещено в золотой гроб. Новыми царями огромной державы были провозглашены новорожденный сын Александра и его сводный брат Арридей. Фактически империей стали управлять военачальники Александра — диадохи, вскоре начавшие войну за раздел государства между собой. Политическое и экономическое единство, которое стремился создать Александр Македонский на захваченных землях, было непрочным, но греческое влияние на Востоке оказалось весьма плодотворным и привело к формированию культуры эллинизма.

Личность Александра Македонского была чрезвычайно популярна как среди европейских народов, так и на Востоке, где он известен под именем Искандер Зулькарнейн (или Искандар Зулькарнайн, что в переводе означает Александр Двурогий).

Iskandar Zulqarnay haqida ma`lumot

Название Iskandar Zulqarnay haqida ma`lumot
Дата 07.10.2012
Размер 17.16 Kb.
Тип Документы
Iskandar Zulqarnay haqida ma`lumot

ISKANDAR ZULQARNAYN.

Iskandar Zulqarnayn- Sharq xalqlari adabiyotida keng tarqalgan obraz. Bu obraz Aleksandr Makedonskiy faoliyati bilan bevosita bog`liq. Iskandar Qur’onning 18-surasidagi afsonalar orqali Zulqarnayn nomi bilan Sharqdagi musulmon xalqlari orasida keng tarqalgan. Iskandar 20 yoshida taxtga o`tirgan.Sharqda uni shoxi bor deb tasnif berishgan.Iskandarning otasi FilippIIni qastdan o`ldirilgach u tahtga o`tiradi. Iskandar Zulqarnayin miloddan avvalgi 356-yilda tug`ilgan. Iskandar o`sha paytda mashxur faylasuf Arestotel qo`lida tarbiyalangan. Iskandar miloddan avvalgi 336- yili Makedoniya taxtiga o`tiradi.

Iskandar Zulqarnayn deganda asosan ikki shoxli Iskandar, degan tushunchani tushunamiz. Haqiqatdan ham ko`pgina tarixiy manbalarda hikoyat va rivoyatlarda Iskandarning shoxi bor degan tahminlar bor.Bazilar Iskandarni ikkta shohi bor desa bazilarida bitta deb tarif berishgan. Bazi tahminlarga ko`ra Iskandar FilippIIning o`g`li emas balki u Misr hudosi Ammonning o`g`li degan tahminlar bor.

Zulqarnayn quyoshga yaqin borib, uni ikki shoxi bilan tutibdi va ayni paytda shoxlari bilan Sharq va G`arbni ham ushlab turibdi. Shu tufayli u “Ikki shoxli” degan nom olibdi.

Iskandar xaqidagi ilk ma’lumotlar 10-asr tarixchilari Xamza ibn Hasan al-Isfaxoniy, Dinovary, tabariylar asarlarida uchraydi. Beruniy “Qadimgi xalqlardan qolgan yodgorliklar” kitobida Zulqarnayn haqidagi mavjud fikrlarga aniqlik kiritganlar. Abu Ali Muhammad ibn Muhammad Bal’amiyning nasriy asarida Iskandar obrazi salbiy shaxs tarzida talqin qilingan. Firdavsiyning “Shohnoma”sida tarixiy fikrlardan birmuncha to`g`riroq foydalanishga xarakat qilingan.

Туристический портал Узбекистана

Nizomiy Ganjaviyning “Iskandarnoma”, Jomiyning “Xiradnomai Iskandariy”dostonlarida Iskandar obrazi fotih, olim, faylasuf va payg`ambar qilib ko`rsatilgan. Iskandar haqida hatto “Qur’on”da keltirilgan bu epizoddan Alisher Navoiy ham o`zining “Saddiy Iskandariy” dostonida mahorat bilan foydalanganligini ko`rishimiz mumkin. Bunday epizodni biz “Xamza” chilikka ilk bor asos solgan Ilyos ibn Yusuf (Nizomiy) ijodida ham uchratamiz. “Saddiy Iskandariy” va “Iskandarnoma” dostonlarining muallifi ham asosan

“Qur’on”da keltirilgan epizodlardan foydalanganli-gini ko`rishimiz mumkin.

Iskandar taxtga o`tirgach unga chegaradosh, so`ng boshqa yerlarni bosib olgan. Barcha bosib olgan yerlariga o`zining nomi(Makedoniya)ni bergan. U taxtga o`tirgach miloddan avvalgi 334-325-yillarda Sharqdagi ko`p mamlakatlarni nbosib oladi.Iskandar miloddan avvalgi 335- yili Illiriya va Frakiya ustiga katta qo`shin tortib ularni o`ziga itoat ettiradi. Miloddan avvalgi 333-yili Iskandar Kichik Osiyoning o`rtasidagi Kapedoniniya vilayatini ishg`ol qilib qishni o`sha yerda o`tkazadi va o`sha vaqtda eron qo`shinlari Kapedoniya tomon kelayotgan edi. Buni bilgan Iskandar qo`shinlarini olib Kilikiyaga olib o`tib, Tarsshaharchasini bosib oladi.

Iskandar Zulqarnaynning boshi tushirilgan tanga hozirda muzeyda saqlanyabdi. Bu tanga o`sha paytda Iskandarning ko`p yerlarida ishlatilingan. Iskandar Zulqarnayn moloddan avvalgi 323-yil Bobil shahrida vaot etgan. U vafot etgach Yunonistondan Hindistongach bo`lgan joylarda tashkil topgan ko`pgina davlatlar parchalanib ketadi va uning saltanatlari o`rniga bir qancha podsholiklar tashkil topadi.

Биография Александра Македонского (Alexander Makedonskiy)

Александр Македонский (Александр Великий)(356 – 324 года до н.э.) – царь, великий полководец, основатель империи.

С самого детства в биографии Александра Македонского проходило обучение политике, дипломатии, военному мастерству. Он учился у лучших умов того времени – Лисимаха, Аристотеля. Увлекался философией, литературой, не придавался физическим радостям. Уже в 16-летнем возрасте примерил на себя роль царя, а позже – полководца.

После убийства царя Македонии в 336 году до н.э. Александр был провозглашен правителем. Первыми действиями в биографии Македонского на столь высоком государственном посту стали отмела налогов, расправа с врагами отца, подтверждение союза с Грецией. После подавления восстания в Греции Александр Македонский начал обдумывать войну с Персией. Затем, если рассматривать краткую биографию Александра Македонского, последовали военные действия в союзе с греками, франкийцами против персов. В битве поблизости Трои многие поселения открыли свои ворота великому полководцу. Вскоре ему покорилась почти вся Малая Азия, а затем Египет. Там Македонский основал Александрию.

В 331 году до н.э. в биографии Македонского произошла следующая важнейшая битва с персами при Гавгамелах, в ходе которой персы были разгромлены. Александр покорил Вавилон, Сузу, Персеполь. В 329 году до н.э, когда царь Дарий был убит, Александр стал правителем Персидской империи. Став царем Азии, подвергался неоднократно возникающим заговорам. В 329-327 годах до н.э воевал в Средней Азии – Согдеане, Бактрии. Александр в те года одержал победу над скифами, женился на Роксане и двинулся в поход в Индию. Домой полководец вернулся лишь летом 325 года до н.э. Период войн в краткой биографии Македонсокго закончился, царь занялся управлением покоренных земель. Он провел несколько реформ, в основном военных. За несколько дней до похода в Карфаген Александр заболел, а 10 июня 323 года до н.э. скончался.Разместите кнопку на своём сайте:

Библиотека

Библиотека

Смертного рок у тебя, а желанье твоё не для смертных Овидий

В чём величие Александра Македонского ?! В его победах, в его славе… Возможно, его истина в том, что он верил в свою мечту больше других. Он родился в Македонии, во времена Герострата. Александр изучал не только военное дело он также интересовался музыкой, а в особенности греческой литературой. Восхищение последней было столь велико, что он и в походах не расставался с «Илиадой» Гомера. Подвиги героев произведения, иногда, так захватывали его, что сам Великий Александр сравнивал себя с Ахиллесом, а Гефестиона — с Патроклом.

После кончины отца, Филиппа Македонского, смерть которого приписывают Александру и его загадочной матери, Александр стал царём и гегемоном. Александр был двуликим: греческие послы удивлялись его стратегии, сначала пали Фивы, после держава Ахеменидов, потом была Индия.

Bestiary.us

Александр одаривал своих друзей золотом, и не терпел отказа. Войско обожествляло Александра, однако, даже самые близкие иногда умирали. Он убил Клита, своего друга, на пиру не стерпев обвинений, и в ту же минуту оплакивал его смерть. Смешно сказать , Александр боялся заговоров, он их искоренял.

В избранных жизнеописаниях известных полководцев Плутарх вспоминает диалог гимнософистов и Александра. Захваченные в плен философы давали ответы на вечные вопросы: « Обратившись к шестому, Александр спросил его, как должен человек себя вести, чтобы его любили больше всех, и тот ответил, что наибольшей любви достоин такой человек, который будучи самым могущественным не внушает страха. Из трёх остальных одного спросили как человек может превратиться в бога, и софист ответил, что человек превратиться в бога, если совершит нечто такое, что невозможно совершить человеку…». Великий полководец хотел породить свой миф и это ему удалось. Он мог заслонить Солнце, ведь Александр не умел делиться властью.

Александр принадлежит Греции, а Греция – Александру. Он хотел видеть её центром своей мировой державы, и наверное Греция действительно этого заслуживала. Завоевав пол мира, равный богу, он хотел пойти на Рим, но остался Греции. « Его звезда давно угасла…», — говорят в случаях исхода , а я скажу – звезда его на небосводе. И даже если, Македония давно уже юридически не греческая, и территории стран давно демаркированы, их слава и гордость останутся вечными, ибо у них есть гражданин мира, который, исполнил мечту древних греков, Александр Македонский.

Искандер

Елена Переяслова

Наш род из династии Аргеадов, по традиции шёл от мифического полубога-получеловека   Геракла, от которого был произведён на свет  первый македонский царь  Каран. Так случилось, что волею судеб я стал царём Македонии в 20 лет. Мой земной отец Филипп был знатным воином, поэтому мне достаточно легко было осуществить те чаяния и надежды на завоевание  мира, о которых он столь много  рассказывал. В отрочестве я отчаянно  завидовал славе отца и мечтал только об одном: многократно превзойти его воинскую доблесть и стать владыкой этого мира.

Александр Македонский

Отец посмеивался надо мной до того момента, пока я  не укротил жеребца Буцефала, от которого он сам отказался по причине неистовости характера свободолюбивого  жеребца.

Когда же отец мой бросил из-за своей похотливой натуры мою мать Олимпиаду, чтобы приблизить к себе эту авантюристку Клеопатру, а затем и жениться на ней…. В общем, во время его свадебных торжеств он   был неожиданно убит неизвестными горожанами. В своём горе я был неистов и от отчаяния  мне пришлось расправиться со всеми подозреваемыми лицами. Ну, то есть с претендентами на трон. Даже случайно сделал вдовой свою сестру.  Чтобы знать и чернь  не шепталась по углам, я решил одним ударом привлечь их на свою сторону и отменил все налоги. И я добился своего: меня возвели на престол, славя и воспевая. Фракийские и иллирийские племена, восставшие при известии о смерти Филиппа, я усмирил очень просто: вырезал и выжег их без сожаления.  А остальные, убоявшись сей же участи для себя, покладисто и тихо заключили со мной договор, влившись в мою империю маленькими, покорными  ручейками. 

Уже спустя два года после восшествия на престол, я  отправился в свой первый поход в Азию.  Тяжёл был тот поход. Он длился почти 10 лет. Воины, оторванные от своих жён и детей, роптали. Чтобы поднять их боевой дух, я не единожды первым бросался в гущу схватки. Мои многочисленные раны и рубцы на моём теле только подтверждают правоту моих слов. При Гранике мой золотой шлем был разрублен мечом, проникшим до волос, под Иссом — я был ранен мечом в бедро, под Газой — был ранен дротиком в плечо, под Маракандой —стрелой в голень так, что расколотая кость выступила из раны. В землях  Маллов стрела длиною в два локтя, пробив панцирь, пробила мне грудь. А в   Гиркании мне нанесли такой удар  камнем в затылок, что  в течение нескольких дней лекари  предрекали мне  угрозу слепоты и настоятельно просили поберечь себя. Глупцы! Да разве же я мог выполнить этот совет? Они сами были слепцами, если могли говорить мне такое…

Всю свою жизнь я провёл в похода, под звон мечей. Меня и моё войско бросало из одной стороны света в другую. Мне это было жизненно необходимо:    не успев разобраться с мятежом в Фивах, войску приходилось выдвигаться в Грецию, где уже зрел мятеж. Из Греции стремительным марш-броском моя армия мчалась в Иллирию.  Оттуда — в Персию, где нельзя было упустить момент завоевания Персидской империи  из-за чехарды тамошних царей и бунтов. Большинство  городов добровольно открыло мне ворота , в том числе  Сарды и Гордий, столицы Лидии и Фригии. И даже сопротивляющиеся  Милеет и Галикарнас были покорены и приведены мною к смирению.  Этот недоумок Дарий бежал, как последний трус, бросив своё войско на произвол судьбы. Да я бы сражался до последней капли крови , рука об руку, со своими товарищами! Перед нами склонили свои колени и знамёна Финикия, Палестина и Египет. Воины мои ликовали и безгранично верили мне… Азия была покорена. Азиаты звали меня Искандер Зулькарнайн . А мои воины звали меня Александр  Великий. Золотое было время!

А после этого что-то пошло не так.. Да, не так… Македонская армия утомилась от длительного похода, и воины хотели вернуться домой,  не разделяя моих целей   стать господином всего мира. И даже устроили заговор, мерзавцы. Хотели убить меня исподтишка, как подлые крысы. Но им пришлось заплатить за это великую цену. Много голов снёс я тогда и в груди многих лично провернул   свой боевой кинжал. Прямо в их подлых сердцах,  не пожалев  даже своих бывших верных товарищей, которые закрывали меня от смерти на поле боя.  Не жалею. Не жалею об этом. Поделом им, крысам! Потом были ещё многие походы. В том числе была даже разгромлена непобедимая армия скифов. Но я уже не чувствовал того пьянящего азарта в крови от звуков битвы. Да и воины мои  старели в походах и под конец наши действия стали больше напоминать скифские набеги: быстро и не очень далеко. Бактрия, Афганистан, Согдиана, Иран — они все покорно легли под мои ноги. Но Золотое время явно шло на убыль, а я не хотел сдаваться! Не хотел! И уговорил своих воинов на очередной  поход. Поход в Индию.

Семь месяцев мы сплавляли по различным рекам, чтобы достичь земель  Индостана. Наша война на этих землях перестала быть похожей на ту войну, к которой я привык. Эти смуглые жители не оказывали активного противодействия моему войску, но вредили, как могли, партизанили, одним словом. Приходилось быстро усмирять их огнём и мечом. На мирные переговоры не было ни времени, ни возможности. Потому что остальные покорённые мною земли требовали неусыпного внимания и моего присутствия из-за их склонности к бунтам. Поэтому я увёл большую часть войска с этих непонятных мне земель с чужим народом, но возвращение домой через пустыни привело почти к полной гибели моего войска. Этот переход был много тяжелее, чем даже десяток яростных сражений. Я был опустошён.

Не  стала  новым рубежом  даже моя женитьба  на  старшей дочери покорённого персидского царя Дария. Всё было напрасно. Боевой задор так и не вернулся к моим храбрым воинам после того Индийского похода. Но я настаивал  на том, чтобы нам выступить против Карфагена и они согласились. Возможно, скрепя сердце. Я не знаю. Но тому походу, к сожалению, не дано было состояться. После 10 дней, проведённых в Вавилоне в жесточайшей лихорадке, я уже не мог говорить и впал в кому. Это были мои последние дни на Земле. На тот момент мне было всего 32 года. О, Боги, Боги, сколько бы я ещё мог свершить… 

22.08.2010.

© Copyright: Елена Переяслова, 2010
Свидетельство о публикации №210082200657

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Елена Переяслова

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Елена Переяслова

ИСТОРИЧЕСКИЙ АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ НЕ БЫЛ В КИТАЕ

«Исторический Александр Македонский не был в Китае»

Исторический Александр Македонский не был в Китае. Однако он был в Средней Азии и Северо-Западной Индии. И здесь, как и в других странах, он не столько строил и украшал города, сколько разрушал их, превращая в руины и истребляя население. В Средней Азии, где Александр Македонский едва ли не впервые встретил ожесточенное сопротивление народа, завоеватель проявлял крайнюю жестокость. В одном Согде и его городах, главным из которых являлся Самарканд, было истреблено не менее 120 тысяч человек. Недобрая память об этих бесчинствах сохранялась века.

То, что эта поэма Низами написана всего лишь за 15-20 лет до того, как в Закавказье вторглись полчища Чингис-хана, говорит о силе антивоенных настроений, существовавших на его родине, как и в других странах Ближнего и Среднего Востока. Ведь жители этих районов после походов Александра Македонского пережили немало и других истребительных войн, и в их числе завоевания Арабского халифата, 17 разорительных походов в Северную Индию султана Махмуда Газневида (ок. 969-1030), сельджукские завоевательные походы XI-XII веков да еще большое число "местных" усобиц между феодалами, большинство которых также выдавалось за "войну за веру" – джихад, газават. Их "опыт", естественно, тоже не мог не быть учтенным тем, кто, подобно Низами, писал об Александре-Искандере.

Итак, если те или иные страницы истории народов и раскрываются через персонажей, упомянутых в Коране, то в произведениях писателей стран распространения ислама они включают немало дополнительного материала, отражающего элементы фантастического и реалистического, возникшего в последующие века. Требования, которые стояли перед составителями Корана, как ни парадоксально, привели также к тому, что оставленные в нем без конкретизации имена и прозвища, относящиеся к деятелям периода возникновения ислама, смогли быть конкретизированы и поняты тоже лишь при условии привлечения литературных и изустных источников, особенно хадисов, ахбаров, Сунны и других, многие из которых относятся к более позднему времени.

Пример пояснит сказанное.

Одной из выразительных, динамичных сур Корана, насчитывающей всего пять аятов, является 111-я, перевод которой, на наш взгляд, весьма удался Г.С. Саблукову: "Да погибнут руки у Абу-лагаба, да погибнет он! Ему не принесет пользы имущество его и что приобрел он. Непременно будет гореть он в пламенеющем огне, а его жена будет носить дрова для него: на шее у ней будет вервь из пальмовых волокон". Вот и весь ее текст. К русскому переводу Саблуков счел необходимым дать примечание: "Произносится угроза Абд-уль-уззе, названному здесь Абу-лагаб – "отец пламени", то есть заслужившим муку в пламени геенны, и жене его, Уммуджамиле, дочери Абу-Суфиана"292. Пояснение уместное, следующее за традиционным жизнеописанием пророка Мухаммеда, составленным на основе мусульманских преданий. Без этого примечания адрес произносимой угрозы остался бы темным.

Позднейшие переводы 111-й суры с арабского оригинала на русский язык можно расценить как своего рода новые редакции перевода, в которых несколько сглажен тяжеловатый язык времени переводчика. Интересны замечания, сделанные новыми переводчиками этой суры. Из них наиболее ранние принадлежат А.Е.Крымскому. Еще в 1902 году он издал в Москве свои "Лекции по Корану. Суры старейшего периода" (2-е изд. Москва, 1905), в которых дал перевод и 111-й суры. Литературные достоинства Корана Крымский оценивал весьма сдержанно даже тогда, когда писал: "Незаметно для себя я Коран прямо полюбил: когда читаю его, то испытываю удовольствие, с каким, например, читаешь произведение симпатичного и близко знакомого человека, хотя бы это был талант довольно дюжинный"293.

"Находились, впрочем, арабские мудрствующие филологи, отмечал Крымский, стараясь объективно подойти к литературным данным Корана, – которые утверждали, что стоит порыться – найдутся правильные по метру стихи и в Коране, например начало суры 111: "Да погибнут руки у Абу-Ляhаба и да погибнет он!" ("Таббат йада Аби-Ляhабин wa табба!"). Но на такие мудрствования верно отвечал басрийский энциклопедист Джахиз (ум. 869), что в таком случае надо стихотворством признавать и выкрик торговца: "Эй, кто купит баклажаны!" ("Ман йаштари базинджан!"), или что-нибудь в этом же роде"294.

А академик Крачковский, анализируя арабскую и европейскую исламоведческую литературу о 111-й суре, обратил внимание на признание едва ли не большинством авторов позднего характера значительной ее части. В связи с этим исследователи считают сомнительной возможность ее отнесения к старейшим сурам Корана, ранее датировавшимся первым мекканским периодом295. Такое же мнение высказано в новых европейских изданиях Корана, например, в уже приводившемся нами заново пересмотренном немецком переводе и в примечаниях к нему296, а также в недавней работе советского автора, пытающегося вслед за К.Кашталевой и европейскими арабистами найти новый подход к анализу терминологии Корана297.

Естественно, что без установления исторических условий, к которым относятся описанные в Коране эпизоды, а также связанные с ними прозвища, имена, затруднительна, а то и совершенно невозможна конкретизация широкой исторической перспективы, в том числе определение узловых моментов периода возникновения ислама. Ведь материалов, которые не требуют дополнительных изысканий для определения времени их создания, в Коране немного. Даже имя пророка Мухаммеда, по происхождению южноаравийское, доисламское, значащее "прославленный", "достойный восхваления", в Коране названо всего четыре раза (3:138; 33:40; 47:2; 48:29). В пятом случае (61:6), согласно традиции, Мухаммед назван "Ахмедом", арабским именем, происходящим от того же корня и буквально означающим "славный".

Прежде всего это в 6-м аяте 61-й суры, где речь идет об Ахмеде: "И вот сказал Иса, сын Марйам: "О сыны Исраила! Я посланник Аллаха к вам, подтверждающий истинность того, что ниспослано до меня в Торе, и благовествующий о посланнике, который придет после меня, имя которому Ахмад". Когда же он пришел с ясными знамениями, то они сказали: "Это – явное колдовство!"

Этот текст интересен прежде всего ясно проведенной идеей преемственности посланников Аллаха и жалобами на непослушание тех, к кому они посылаются. Так-де случилось и на этот раз с теми, кого, как сказано в следующем аяте, "зовут к исламу" (К., 61:7). Впрочем, их неповиновение трудно согласовать с тем, что сказано через три аята: "Вы веруете в Аллаха и его посланника, боретесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Это лучше для вас, если вы знаете!" (К., 61:11). Однако в этих аятах можно усмотреть и своего рода переход к новой мысли, выраженной в 10-м аяте, гласящем: "О вы, которые уверовали! Не указать ли мне вам на торговлю, которая спасет вас от мучительного наказания?"

Не больше исторической конкретности и в суре, обычно называемой "Мухаммад", где сказано, что следующий за ниспосланным ему Аллахом будет избавлен от неприятностей, ожидающих заблудших: "А у тех, которые уверовали и творили благие деяния, и уверовали в то, что было ниспослано Мухаммаду, – а это-истина от их господа, – он (Аллах. – Л.К.) загладит дурные деяния и упорядочит их состояние" (К., 47:2).

Конечно, указание, что принятие "ниспосланного Мухаммаду" благоприятно отзовется нетолько на духовной или моральной судьбе новообращенного, но и на его материальном "состоянии", было весьма весомым аргументом в пользу нового вероучения, говорящем об определенных достижениях в положении его проповедников. В этом заключена и некоторая историческая конкретизация или, вернее, возможность ее, но не более.

Как и аят об Ахмеде, аяты 29 в 48-й суре и 138 в 3-й суре связаны с идеей Мухаммада как последнего, замыкающего цепь пророков и посланников Аллаха. Цель этих аятов доказать, что вероучение, проповедуемое в Коране, выше любых других и именно оно объединяет посланника Аллаха и тех, кто вместе с ним: "Мухаммад – посланник Аллаха, и те, которые с ним, – яростны против неверных, милостивы между собой. Ты видишь их преклоняющимися, падающими ниц. Они ищут милости от Аллаха и благоволения. Приметы их на их лицах от следов падения ниц. Таков образ их в Торе, но в Евангелии образ их – посев, который извел свой побег и укрепил его; он стал твердым и выровнялся на стебле, восхищая сеятелей, – чтобы разъярить ими неверных. Обещал Аллах тем из них, которые уверовали и творили благое, прощение и великую награду!" (К., 48:29).

В этом аяте, относимом к мединским и дошедшем до нас в несовершенном виде, ощущается трудность обстановки, в которой происходила проповедь раннего ислама. И вместе с тем здесь налицо уже завоевание Мухаммедом и его сторонниками политической силы. Ради давления на упорствующих противников они не останавливались перед ссылкой на Тору (Пятикнижие, Библию) и Евангелие (Инджиль), не заботились о том, содержится ли в них подобное или нет.

В русской исламоведческой литературе уже давно установлено, что "в Коране совершенно отсутствуют точные цитаты из книг Ветхого и Нового завета"298, а также что широко распространенные в нем ссылки на предсказания в Библии появились значительно позднее канонизации Корана. Так, в связи с анализом 197-го аята 26-й суры Корана ("Разве не явилось для них знамением то, что знают его ученые из сынов Исраила?"), по которому "ученые из сынов Израиля якобы нашли в своих книгах точное описание Мухаммада", была выяснена вторичность такого истолкования.

Значение имени Искандер

И то, что "позднейшие мусульманские апологеты в некоторых пророчествах Ветхого завета, обычно относимых к пришествию Иисуса, усматривают неопровержимые указания на пришествие Мухаммада именно на том основании, что описываемая в этих пророчествах личность воинствующего пророка совершенно не вяжется с представлением об Иисусе Христе, царствие которого (согласно этим апологетам. – Л.К.) не от мира сего, и, напротив, всецело соответствует действительной характеристике Мухаммеда. Но все эти попытки доказать правильность общих ссылок Корана на книги Ветхого завета путем точных цитат из них относятся ко времени не ранее III в. хиджры, и едва ли представляется основательным искать в… текстах Корана связи с какими-либо определенными местами из книг Ветхого завета"299.

Ссылка на прежде посылавшихся пророков и посланников характерна и для третьего упоминания имени Мухаммеда в Коране, начинающегося фразой: "И Мухаммад – только посланник, до которого были посланники". Мы уже упоминали, что этот аят, по мнению академика Крачковского, да и не только его, "цитата Абу Бакра", которую следует датировать временем после смерти Мухаммада. О возможности его смерти тут сказано: "Разве ж, если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять?" (К., 3:138).

Как видим, ничего, кроме явного стремления успокоить тех, кто может проявить слабость в связи с возможной кончиной посланника Аллаха, и здесь нет.

Остается сказать еще об одном упоминании имени Мухаммеда в Коране (33:40), по мусульманской традиции относимом к эпизоду из жизни полигамной семьи пророка. Аят, где названо его имя, без пояснений, собственно, почти ничего не дает. Читаем: "Мухаммад не был отцом кого-либо из ваших мужчин, а только – посланником Аллаха и печатью пророков. Аллах знает про всякую вещь!" (К., 33:40).

"Мужчины" здесь упомянуты не случайно, ибо из дальнейшего становится ясным, что речь идет о разводе Зайда (Зейда), приемного сына Мухаммеда, с его женой (по преданию – Зейнаб) и женитьбе на ней Мухаммеда.

Предыдущая страница:
В Коране нет никаких исторических дат, нет и названий стран и государств, куда "следовал" Зу-ль-Карнайн

  • Здесь все в дымке мифологии…

Следующая страница:
Брачные отношения в период возникновения ислама, по-видимому, стали строго регламентироваться, свидетельство чего и находим в Коране

  • Так, в Коране читаем: "Разрешается вам (уверовавшим, мусульманам…

Облако тегов: историческийалександрмакедонскийкитае

Исторический Александр Македонский не был в Китае

Скачать: исторический, александр, македонский, китае.doc || Скачать: исторический, александр, македонский, китае.mp3

Налог с продажи коммерческой недвижимости физическим лицом Монолит. Налог с продажи коммерческой недвижимости физическим лицом Монолит.

Искандер. Поэма. Абай Кунанбаев

Алексей Шантар

           Абай Кунанбаев.

                     ИСКАНДЕР.         

                                           
                             Поэма.

         Давным-давно, еще до нашей эры
         Узнали люди имя Искандера.
         Сын Македонского царя Филиппа —
         Он гордым и тщеславным был без меры.

         Когда Филипп скончался, сын — наследник
         Без малого был двадцати двухлетним,
         Но и тогда уже его бесило
         Существование царей соседних.

         Где Македонский царь живет и правит,
         Никто другой равняться с ним не в праве!-
         Царь Искандер собрал большое войско
         И на соседей грозный меч направил.

         Губя и беззащитных и безвинных,
         Шли Македонцы страшною лавиной,
         Им города и царства покорялись,
         И кровь лилАсь на всем пути их длинном.

         Росло число владений разоренных,
         Все меньше было царств не покоренных,
         Но Искандеру большего хотелось —
         Всю землю видел он порабощенной.

         Кровавыми победами своими
         Он страшным сделал собственное имя.
         Царем царей злодея величали
         Дрожащие от страха подхалимы.

         Не испытав ни разу пораженья
         Царь с войском постоянно был в движеньи,
         И где им на пути встречалось царство,
         Там начиналось новое сраженье.

         Зализывая собственные раны
         Сдавались в рабство города и страны:
         По смелости и силе Искандеру
         Правителей не оказалось равных.

         …Однажды посреди большой пустыни
         Послал им Бог страданья не простые —
         От жажды обессилело все войско,
         Но нет воды, кувшины все пустые.

         И чувствуя смертельную усталость
         Среди песков горячих войско встало,
         Хотели слуг убить, виня во всем их,
         Но и на это силы не осталось.

         Пал конь под Искандером, вздрогнув телом,
         И всаднику так сильно захотелось
         Упасть на гриву боевого друга!..
         Но вдруг — перед глазами заблестело.

         Царь сделал неуверенно два шага
         И видит — перед ним живая влага.
         Лишь прикоснулся он к воде губами,
         К нему вернулись сила и отвага.

         Струился этот ручеек волшебный,
         Маня водой, прохладной и целебной.
         На вкус вода была приятней меда,
         И запах у нее казался хлебным.

         — Что за вода! — не мог царь надивиться, —
         Напейтесь все и освежите лица,
         Нас ждет добыча в том краю пустыни,
         В котором смог такой ручей родиться.

         Со мною, полземли завоевавшим,
         Удвоиться должны победы ваши.
         Мне равных нет! Идите вслед за мною,
         И все богатство мира станет нашим!..

         Нет ничего надежней твердой веры,
         И верные приказам Искандера
         Вверх по ручью под музыку сырнаев
         Пошли непобедимые аскеры.

         Шли Македонцы долго, без привалов,
         И вывел их ручей к высоким скалам.
         Стояли там ворота золотые,
         Но их открыть никак не удавалось.

         По-всякому толкали их и били,
         Но никаких успехов не добились.
         Посовещались — как же распахнуть их?-
         И не найдя решенья, отступились.

         У Искандера неудача эта
         Окрасила раздумья мрачным цветом,
         Он спрашивал себя — Что делать дальше?

Искандер. Ищу конец мифа…


         И нужного не находил ответа.

         Сознание позорного бессилья
         Самолюбивого царя взбесило,
         Он подбежал к воротам ненавистным
         И стал стучать в них — сколько было силы.

         Из-за ворот раздался голос строгий:
         -Кончай стучать! Тебе здесь нет дороги!
         Ты жил и правил на земле безбожно,
         А здесь дорога праведников к Богу!..

         — Открой, слепец! — царь задохнулся в крике,-
         Я самый всемогущий и великий!
         Я — Искандер! Царь всех царей известных,
         А не какой-то праведник безликий!…

         — Чем хвастаться своей кровавой властью,
         Ты укрощал бы лучше злые страсти.
         Не велено пускать тебя в ворота —
         Ты не приносишь человеку счастья!..

         — На всех мне предназначенных дорогах
         Я приносил страданий людям много,
         Так подари мне что-нибудь такое,
         Чтоб я в дальнейшей жизни помнил Бога!..

         Из-за ворот перед царем на камни
         Упал какой-то узелок из ткани,
         — Возьми подарок, он тебе поможет
         Разгадкой тайны увеличить знанья…

         Царь к воинам довольный возвратился,
         Взглянул, что в узелке, и — возмутился:
         Там кость была! Простая кость лежала!!
         И даже цвет ее не золотился!…

         Кто гостя в дом к себе войти не просит,
         И кто в подарок кости преподносит,
         Тот не достоен называться Богом! —
         И царь с презреньем кость на землю бросил…

         Тогда у всемогущего владыки
         В товарищах ученый был великий,
         Поднял он кость, отброшенную в гневе,
         И обратился к грозному владыке:

         — Кость эта, Искандер,- подарок Божий.
         Когда ты на весы ее положишь,
         Все золото казны твоей богатой
         Перетянуть такою кость не сможет…

         Был Аристотель Искандеру верен,
         Но царь не смог его словам поверить.
         Нашли весы, и сам владыка взялся
         Вес кости весом золота измерить.

         Он на весы кидал, как будто в бездну,
         И золото, и даже меч железный,
         Но кость перетянуть не удавалось —
         Все ухищренья были бесполезны.

         Не пряча злости и недоуменья
         Царь крикнул Аристотелю в волненьи:
         -Придумай что-нибудь, чтоб прекратилось
         Такое непонятное явленье.

         Ученый подошел к весам и просто
         На кость стал сыпать землю — горсть за горстью,
         И золотом наполненная чаша
         Перетянула сразу чашу с костью.

         У Искандера голова шла кругом,
         Он на весы смотрел почти с испугом,
         Но, отведя ученого в сторонку,
         Узнал, в чем суть от мудреца и друга:

         -Простая эта кость коварней яда —
         Любых сокровищ мало нашим взглядам,
         И только тем, кого зароют в землю,
         Ни серебра, ни золота не надо.

         У ненасытных глаз большая сила,
         Слепая жадность многих погубила,
         Но самых бедных и богатых самых
         Уравнивает скорбная могила.

         Не гневайся, что эти Божьи дали
         Согласия душе твоей не дали:
         Ты ждал подарка, и узнал такое,
         О чем другие вряд ли догадались…

          Поникла голова у Искандера.
         -Бог наказал меня, я был не в меру
         Властолюбив и жаден! — сделав вывод
         Царь повернул на родину аскеров…

           История кончается на этом,
         Но выслушайте несколько советов:
         Довольствуйтесь одним необходимым,
         Чтоб жадность вас не погубила где-то

         Старайтесь быть простыми в жизни сложной,
         Не радуйтесь своим успехам ложным:
         Забывшие о совести и чести
         В глазах других людей всегда ничтожны.

         Не хвастайтесь, судьбу свою итожа,
         Бахвальство вашей славы — не умножит,
         Но вслед вам кто-нибудь однажды скажет:
         -От дураков таких избавь нас Боже!..

         Самих себя одни безумцы славят,
         А умный — даже не стремится к славе:
         Достойного всегда увидят люди,
         И Бог его в печали — не оставит…   

                                Перевод с казахского Алексея Шант. 1989год.               
   
   

            

© Copyright: Алексей Шантар, 2009
Свидетельство о публикации №109112106901

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Алексей Шантар

Рецензии

Написать рецензию

Вы просто молодчина! Спасибо за прекрасный перевод! Инга

Инга Красницкая   27.10.2013 19:31   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Алексей Шантар