Ислам где распространен

11.06.2018 0 Автор admin

Ислам возник в начале VII в. н. э. на Аравийском полуос­трове. Этот период характеризуется постепенным крушением родоплеменного строя, возникновением классового общества и стремлением создания крупных и сильных государств. По тер­ритории Аравии проходил караванный путь, что привело к по­явлению таких крупных городов, как Таиф, Медина и Мекка. В городах велась торговля, развивались, ремесла. Особенно это касалось Мекки, и она превратилась в крупный политический центр. Между племенами и соседними государствами шла борьба за передел культурных, торговых и экономических центров, и это приводило к экономическому упадку и разорению многих арабских племен, обострению внутри общества глубоких про­тиворечий. Потребности времени делали необходимым поли­тическое объединение разрозненных племен и создание арабс­кой государственности. Эту задачу осуществило религиозно-политическое движение под знаменем ислама.

Ислам зародился позднее двух мировых религий— бд­дизма и христианства, и он включил в себя новые проверен­ные жизнью концепции, каноны и догмы. На другом уровне было создано вероучение, которое в комплексе охватывало философию, идеологию, науку, право, этику, эстетику и др. В основе вероучения можно найти аналоги с политеистически­ми религиями Востока, а также с иудаизмом, буддизмом и христианством. В отличие от других религий, ислам в боль­шей степени вошел в общественную жизнь людей, глубоко проник в государственную, политическую, экономическую, правовую, культурную, семейную сферы. Постепенно он стал претендовать на роль универсального социального института и высшей духовной арабо-мусульманской цивилизации.

Основателем ислама считается пророк Мухаммад (570-632)— реальная личность, потомки которого по генетической линий находятся у власти в ряде мусульманских стран (Сау­довская Аравия, Сирия, Эмираты и др.). Мухаммад родился 29 августа 570 г. в г. Мекке. Дом его матери находился на окраине, в 300 м от Каабы (арабское — куб.) — бывшего пан­теона языческих богов разных племен, населявших террито­рию Ближнего Востока. Род Мухаммада принадлежал к пле­мени курейшитов. Каждое племя имело своих богов, но постепенно верова­ния племен, наиболее мощных в политическом и экономи­ческом отношении, становились обязательными для менее развитых в экономическом отношении родов и племен. Наи­более влиятельным было племя курейшитов, ему стало при­надлежать древнее святилище Кааба.

Распространение ислама в мире

Смотрителем этого храма был представитель курейшитов — дед Мухаммада Абу Бакр. В наружной стене Каабы находится ниша с черным камнем (видимо, метеоритного происхождения). Одним из основных ритуалов паломников является почитание этого камня. В Каабе кроме черного камня были размещены более 300 племенных богов, поэтому она и считалась центром ре­лигиозного культа для многих Племен, проживающих вокруг Мекки. Племенного бога мекканских курейшитов— Алла­ха (араб. «Аль-Илах») сторонники ислама объявили един­ственным и всемогущим, положив тем самым начало моно­теистической религии арабов.

Ранее было отмечено, что на формирование ислама опреде­ленное влияние оказали иудаизм, христианство, зороастризм, манихейство и обрядовые традиции арабских народов. Безус­ловно, сказались и субъективные факторы, связанные с лично­стью Мухаммада. Коснемся вкратце биографии пророка, опи­санной позже его учениками и дошедшей до нас уже в определенной интерпретации.

Мухаммад родился в семье со средним уровнем достатка. Отец его сопровождал торговые караваны, возвращаясь домой из Сирии, он умер, не увидев рожденного сына. В наследство дома остались 15 верблюдов, несколько овец, а также рабыня абиссинка Баракат.

По установленному обычаю новорожденных детей из жарких районов пустыни отдавали на воспитание в семьи других| племен, проживавших в более прохладных долинах гор и предгорий. Так и Мухаммад с 6 месяцев до 4 лет рос в семье Бащ Саад, занимавшееся скотоводством в горных долинах расположенных в 200 км юго-восточнее от Мекки недалеко от оазис Таиф. Его кормящей матерью была Халима, у которой был также новорожденный сын. Оба мальчика воспитывались как «молочные» братья. Существует легенда: однажды, когда маль­чики присматривали за ягнятами, появились два незнакомца в ослепительно белом одеянии (ангелы) с золотым тазиком в руках, наполненным снегом. Они подошли к Мухаммаду, по­ложили его на снег, разверзли грудь, достали сердце, выдавили из него каплю черной крови, а затем поместили сердце обрат­но и мановением руки заживили грудь. После этого пришель­цы удалились. Молочный брат, увидев все произошедшее, на­пугался, побежал к матери и рассказал о случившемся. Когда прибежала Халима, Мухаммед еле держался на ногах и был мертвенно-бледный. Встревоженные приемные родители, боясь каких-либо новых событий и последствий, поспешили вер­нуть Мухаммада матери. Данный факт богословы объясняют как очищение сердца пророка для вещих дел — привнесения новой религии народу.

Мухаммад 2-3 года жил с матерью Аминой и рабыней Барак. Вскоре умирает его мать, и мальчик остается на попе­чении деда Муталлиба, смотрителя Каабы. Через деда Мухам­мад познакомился с находящимися в храме языческими богами — идолами, наблюдал многие обряды, прислушивался к рассказам торговцев и путешественников. Особое внимание привлекал черный камень, расположенный на высоте 1,5 им в северо-восточной стене.

Когда Мухаамаду исполняется 8 лет, умирает его дед, пору­чив перед смертью старшему сыну Абу-Талибу содержание и воспитание мальчика. В возрасте 9-10 лет Мухаммад пас скот, с 12 лет стал сопровождать караваны в Сирию, а вскоре и вести торговые дела. В Сирии у него произошла первая встре­ча с представителем христианства— монахом Багирой. Мо­нах вычислил в нем нового великого посланника Бога.

Во всех делах Мухаммад отличался честностью и добросо­вестностью. Его образ жизни служит для многих мусульман эталоном житейской мудрости и входит в нормы мусульман­ской этики и права. Многие правовые акты при отсутствии прямого соответствии фактов какой-либо статье мусульманского права исламские судьи и улемы (богословы) решают, водя аналогии из жизнедеятельности пророка.

Мухаммаду шел 25 год, когда богатая вдова Хадиджа, у которой он служил, отправила его с товаром в Сирию и близлежащие с ней страны, поручив изучить возможности дальнейшего сотрудничества. Получив от своих «осведомителей » хорошие отзывы о деловых и человеческих качествах Mухаммада, 40-летняя вдова выходит за него замуж. Так Мухаммад становится богатым купцом в Мекке.

Коснемся еще нескольких штрихов биографии Мухаммада которые так или иначе сказались на формировании мусульманской этики. У Мухаммада с Хадиджой родился сын (в 2 года умер) и 4 дочери — Рукайя, Зайнаб, Уммугусум и Фатима. От Фаима и продолжился род пророка, мальчики, рожденные от разных жен, умирали. Мухаммад вначале жил с Хадиджой, но после ее смерти у него появились жены — представительницы разных народов (это показывает национальный, мировой характер религии): арабка, синка, албанка, еврейка, гречанка, славянка и др. По источникам, у него было 17-19 жен. Последней была Айша, у которой родился сын Исмаил и в младенческом возрасте умер. Тяжело переживая смерть сына, вскоре ушел жизни и сам Мухаммад.

Как основатель новой мусульманской религии Мухаммад получал «откровения» от Аллаха. Вначале он сам боялся данных ему вероучений, но постепенно успокоился и с 610 г. выступать с проповедью монотеистической религии, названной им исламом. В своих выступлениях Мухаммед призыва новой вере, основанной на признании единого бога Аллаха, говорил о братстве верующих мусульман. Привлекательными для простого народа были его призывы с горы Аль-Сафа -о соблюдении гуманистических норм морали для совместного проживания в мире, об ограничении ростовщичества, оказания богатыми людьми благотворительной помощи нуждающимся.

Однако идеи Мухаммеда не встретили широкой поддержки среди состоятельных горожан, а мекканская знать отнеслась к ним враждебно. Не найдя поддержки в Мекке, Мухам­мед повел переговоры с племенами Аус и Хазрадж в Ястрибе (переименован в Медину, т. е. город пророка, в 6^2 г.), где не­которые племена исповедовали иудаизм. Преследуемый мекканцами, в 622г. он с группой своих приверженцев пересе­лился в Медину, где его поддержало население. Между Меди­ной и Меккой складывались сложные отношения, не один раз приводившие к вооруженной борьбе. 622 год вошел в мусуль­манское летоисчисление как начало возникновения и распро­странения ислама, а само переселение пророка (арабское «Хид­жра») вошло как паломничество — один из пяти обязатель­ных столпов ислама.

В Медине Мухаммад стал главой объединения, в которое люди вступали не по кровному родству, а по религиозному
признаку. Предложенная Мухаммадом новая организация общины нашла отклик у мединских низов, увидевших в ней
ту защиту и поддержку, которые им обеспечивали когда-то
родоплеменные отношения. Активный и воинствующий ха­рактер новой мусульманской общины, направленный понача­лу против мекканцев, привлек на сторону Мухаммада и часть мединской знати. В результате была создана мусульманская
община (умма), члены которой признавали Мухаммеда своим пророком. Мусульманская община носила не только религи­озный, но и политический характер. Мединская община мусульман выработала свой Устав, определила организационные
формы, приняла первые законы и предписания соблюдения ритуалов, культа, норм поведения в повседневной жизни. На
все это наложила отпечаток былая традиция арабов: много­женство, запреты на определенную пищу, неприкосновенность
частной собственности торговцев.

Между Мединой и Меккой в течение ряда лет шла ожесто­ченная борьба, носившая политическую и религиозную окрас­ку. В 630г. мекканская знать признала и приняла новое — мусульманское — вероучение, и Мекка превратилась в центр ислама. С этого момента создается феодально-теократическое государство, которое получает название Арабский Халифат. Халифы, считавшиеся преемниками, заместителями Мухаммеда, а позднее и представителями Аллаха на земле, сосредоточили в своих руках всю полноту светской и духовной власти.

Первые халифы были избраны из числа ближайшего окру­жения Мухаммада. Они особо почитаемы мусульманами. Пер­вым был Абу-Бакр (632-634), старый сподвижник пророка. Он неоднократно регулировал смуты в Аравии, ходил в похо­ды в Сирию с целью распространения ислама.

Следующим явился Омар (634-644), которого рекомендо­вал Абу-Бакр. Он успешно провел политику внедрения исла­ма в завоеванные территории Месопотамии, Закавказья, Ира­на, Палестины, Сирии. Его войска дошли до Константинополя, в 639г. завоевали Египет. В 644 Омар был убит наемным иранцем.

Третьим халифом был Осман (644-656), который происхо­дил из богатого курейшитского рода Омейядов. Он присоеди­нил к халифату Армению, Малую Азию, страны, расположен­ные на севере Африки. В руководстве халифата оказались курейшиты, и это вызвало недовольство других племен. При Османе был составлен Коран, который считается самым почи­таемым и первичным рукописным источником.

Четвертым халифом стал Али (656—661). Его сторонников стали называть шиитами (арабск. — группа, партия, секта). Али перенес столицу из Медины в Куфу (Месопотамия), сме­нил Османских наместников. Один из наместников— Муа-вия отказался подчиняться Али. Он отделился с подвласт­ным районом Сирии и выступил против Али. В стане Али появилась оппозиционная группа хариджитов. Проявляя не­довольство всеми действиями Али, они убили его.

С 661 по 750гг. к власти в халифате приходят Омейяды, начиная с правления Муавия. Столица переносится в Дамаск. Господствующим течением в исламе становится суннизм. Халифы Меняются, но особый след в истории распространения ислама они не оставляют,

В период с 750-945 гг. устанавливается власть новой дина­стии Аббасидов, В результате восстаний влияние Омейядо падает, и они сохраняют свою власть только в Кордовом цар­стве. Аббасиды победили благодаря шиитам, но признали сун­нитскую власть. Столица халифата была переведена в Баг­дад. Новый халифат продолжил завоевательную политику: были присоединены Кипр, Сицилия. Главная задача заключа­лась в сохранении завоеваний. Однако в X в. халифат распал­ся, остается один центр — Ирак. Халифы превращаются в духовных лидеров, теряют светскую власть. В 1055 г, после завоевания турками-сельджуками частично восстанавливает­ся власть халифата в рамках Османской империи (XI-XIII вв.). В 1526 г. Бабур основывает в северной Индии империю Вели­ких Моголов.

Ислам быстро распространился по всей территории Ара­вии и превратился в господствующую религию арабского го­сударства. Как сказано выше, распространение ислама за пре­делами Аравии было связано с ведением завоевательных войн, что способствовало расширению подо границ халифата. Мухаммад вел проповедническую деятельность среди различных наро­дов, распространяя мусульманское вероучение. Вместе с тем он участвовал в завоевательных походах под знаменем «джи­хада» (священной войны за веру). При жизни Мухаммада было проведено 36 сражений за ислам, в 18 из них пророк прини­мал непосредственное участие.

На территории России ислам появился в VII в. в Волжской Булгарии, а через нее — в районах Урала, Средней Азии, на территории Дона. По данным ученного, историка Шарафутдина аль Маслями, в 631 г. в Булгарию прибыло три проповедника ислама — Забияр, Гусман, Жагду, которые стали распростра­нять новое вероучение. Одновременно они давали советы по хозяйственно-бытовым вопросам, «жми, лечили больных. Так была излечена с детства парализованная дочь правителя Булгарского государства Айдархана — Туйбика. В благодарность хан и его ближайшее окружение приняли ислам, и новая религия постепенно стала распространяться по всей стране.

Официальной датой принятия ислама считается 11 мая 922 г., когда правитель Алмасхан провозгласил ислам государственной религией, а сам взял имя Джагафар. Волжская Булгария к этому времени занимала большую территорию: от предгорий Северного Кавказа до верховьев Волги с севера на юг, и от Дона до Самарканда, (отрогами) с запада на восток. На этих про­странствах стала внедряться мусульманская религия.

В течение VII-VIII вв. арабы, пользуясь слабостью Визан­тии и Персии, подчинили своему господству народы Среднего и Ближнего Востока, часть Индии, Закавказья, Средней Азии и другие страны. В завоеванных странах насильственными и мирными методами вводился ислам. Через Турцию ислам также проник и в страны Балканского полуострова. Таким образом, по сравнению с другими религиями ислам быстро завоевал огромные территории.

Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 843 | Нарушение авторского права страницы

Распространение ислама

В зависимости от своего распространения и роли все религии подразделяются на мировые и национальные.

Рис. 1. Крупнейшие мировые религии

Наиболее распространенная из мировых религий – христианство, которое исповедуют примерно 2,4 млрд человек, преимущественно в Европе, Америке и Австралии. Второе место по числу верующих (1,3 млрд) занимает ислам (мусульманство), который объявлен государственной религией во многих странах, расположенных, главным образом, в Азии и Африке. Третье место среди мировых религий по числу приверженцев принадлежит буддизму (500 млн), распространённому в Центральной, Юго-Восточной и Восточной Азии.

В последнее время очень большое влияние на все мировое развитие стал оказывать исламский фактор. Ныне мусульманский мир включает более 50 стран, а мусульманские общины имеются в 120 странах. Крупными по числу жителей являются исламские государства – Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Иран, Турция, Египет. В России ислам исповедуют почти 20 млн человек; это вторая по значению и массовости после христианства религия в стране.

Рис. 2. Карта распространения основных мировых религий

Таблица 1. Основные черты географии религий

Религии Главные районы и страны распространения
Христианство (католицизм) Страны Южной Европы, Северной и Латинской Америки, Азии (Филиппины)
Христианство (православие) Страны Восточной Европы (Россия, Беларусь, Болгария, Сербия, Украина)
Христианство (протестантизм) Страны Западной и Северной Европы, Северной Америки, Австралия, Новая Зеландия, Африка (ЮАР и бывшие колонии Великобритании)
Ислам Страны Европы (Албания, Македония, Босния и Герцеговина, Россия), страны Азии, Северной Африки
Буддизм и ламаизм Китай, Монголия, Япония, Мьянма, Таиланд, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Шри-Ланка, Россия (Бурятия, Тыва, Калмыкия)
Индуизм Индия, Непал, Шри-Ланка
Конфуцианство Китай
Синтоизм Япония

Интерпретация данных таблицы в региональном плане свидетельствует о следующем: в Зарубежной Европе распространено почти исключительно христианство во всех его формах. При этом католицизм наиболее широко представлен в южной, отчасти в западной и восточной частях Европы, а протестантизм – в Северной, Центральной и Западной Европе. Православие распространено на востоке и юго-востоке Европы.

В Зарубежной Азии распространены все мировые и многие крупные национальные религии. Это, прежде всего, мусульманство, а также буддизм и христианство, которое получило распространение только на Филиппинах, в Ливане (наряду с исламом) и на Кипре. Национальной религией Израиля является иудаизм.

В Северной Африке, в ряде стран, лежащих к югу от Сахары, в Сомали и, частично, в Эфиопии господствует ислам. В ЮАР среди белого населения преобладает протестантизм. Во всех остальных странах Африки, как правило, представлены и христианство (католицизм и протестантизм), и традиционные местные верования.

В Северной и Южной Америках господствует христианство в двух его формах – протестантизм и католицизм.

Распространение Ислама

Например, в США большую часть верующих составляют протестанты и католики. В Латинской Америке преобладает католицизм. Благодаря этому на Америку приходится более половины всех католиков мира.

В Австралии среди верующих преобладают протестанты, которых примерно в два раза больше, чем католиков.