Ислам и наука

29.06.2018 0 Автор admin

Ислам поощрительно относится к науке и образованию, высоко ценит образованных людей и занятия наукой. В Коране сказано: «Бог доставит высокую степень тем из вас, которые веруют и получили познание» (Коран, 58:12); «Скажи: разве сравняются те, которые знают, и те которые не знают? Пусть об этом размышляют люди рассудительные» (Коран, 39:12). Об этом свидетельствуют и хадисы: «Ум без образования все равно, что тело без души. Слава заключается вовсе не в богатстве, а в знании»; «Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах облегчит путь в рай». Собеседник пророка Мухаммада Анас передает от лица самого пророка: «Искания науки (‘ильм) обязательны для каждого мусульманина и для каждой мусульманки. Ищите учения от колыбели до могилы. Ищите науку, даже если бы она находилась в земле Китая … кто хочет блаженства обоих миров, пусть ищет его в учении и знании» (Ан-Навави).

Без религиозного учения ислама и без Корана невозможно говорить о формировании и развитии образования в мусульманских обществах. Уже в первые годы распространения ислама, начиная со второй половины VII века, религиозное предписание читать Коран без ошибок и искажений побудило мусульман внимательно изучать его текст. Мусульманская система образования первоначально базировалась на чтении и заучивании наизусть отдельных коранических аятов и сур. Всякий знаток коранического текста собирал вокруг себя мусульман в мечети и обучал других чтению и письму на основе коранического текста. Именно эти занятия в течение нескольких столетий и были первыми образовательными учреждениями в мире ислама. Дальнейшее развитие образования и науки, выразившееся в потребности толкования Корана и хадисов, в формировании религиозного права и правоведческих школ – мазхабов, в изучении вероучительных догматов, привело к созданию образовательных центров в форме медресе и университетов в наиболее крупных центрах мусульманского богословия в Мекке, Медине, Басре, Куфе, Багдаде, Каире, Фесе.

Эти города сделались средоточием оживленной научной деятельности, например, в Куфе и Басре были школы грамматиков и филологов, был составлен обширный словарь арабского языка. Из этого словаря можно черпать очень важные сведения о классификации наук. Для понимания межпредметных связей и взаимоотношений изучаемых в исламской образовательной сфере предметов, эти знания необходимы, по этой причине здесь приводим несколько цитат из книги В.В. Бартольда, а также учебника по истории под редакцией С.П. Карпова: «Философия разделялась на два основных раздела: теоретическую и практическую. Логика стояла как бы в отдельности, ее называли «орудием философии». Теоретическая философия в свою очередь делилась на 3 раздела: наука о природе, наука о боге и между ними – математические науки (арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Математические науки вместе с логикой считались пропедевтическими, т.е. подготовительными для изучения естествознания и богословия или метафизики. Наука о боге не имела подразделений; наука о природе разделялась на несколько отделов, к числу которых принадлежала медицина и химия. Практическая философия разделялась на этику, экономику и политику. Кроме того, в словаре упоминаются грамматика, риторика, и диалектика». Средневековье восприняло от римской школьной традиции систему семи свободных искусств, делившихся на два уровня: начальный – тривиум, включавший грамматику, диалектику, риторику; и высший – квадривиум, в который входили арифметика, геометрия, музыка и астрономия. «Средневековье унаследовало от античности основу, на которой строилось образование. Это были семь свободных искусств. Грамматика считалась матерью всех наук, диалектика давала формально-логическое знание, основы философии и логики, риторика учила правильно и выразительно говорить. «Математические дисциплины» – арифметика, музыка, геометрия и астрономия мыслились как науки о числовых соотношениях, лежавших в основе мировой гармонии». Высшая школа включала младший факультет, – артистический (от лат. Artes-искусства),

обязательный для всех студентов, на котором в полном объеме изучались «семь свободных искусств», затем шли юридический, медицинский, богословский.

Успехи науки не могли не отразиться на образовательном уровне общества. Вспомним имена: мыслитель-философ Кинди (ум. 873); математик Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми (ум. 847), автор трудов по алгебре и арифметике (искажение имени этого автора представляет слова логарифм, алгоритм); астроном Ахмад аль-Фергани (ум. 861); философ Абу Наср аль-Фараби (ум. 950 г.); разносторонний ученый и в то же время поэт, знаменитый Ибн Сина (980 — 1037); математик и астроном аль-Баттани (ум. 929), с именем которого связаны первые сведения о тригонометрических функциях, проникшие в Европу.

Как пишет исследователь Имамутдинова З.А., через отношение к науке и образованию, ученым людям и занятиям наукой утверждалось уважение к знаниям, к книге. И в средневековье, и в более позднее время было распространено переписывание рукописей каллиграфами. Этому искусству обучали в каждом учебном заведении. Книжные «ателье» были разбросаны по всему мусульманскому Востоку, например, существовало в Герате в XIV – XV вв., выделяясь многочисленностью «штата». Тесное общение между различными народами мусульманского мира способствовало передаче культурных ценностей, усвоению языков, заимствованиям и взаимообогащению. По утверждению Имамутдиновой З.А., рукописные литературные памятники, распространяясь на границе Европы и Азии, были очень популярны и среди народов Урало-Поволжья. Фирдоуси, Газали, Руми, Хафиз, Юсуф Баласагуни, другие почитаемые имена – их список неуклонно рос. Читаемые рукописи были на арабском, фарси (персидском), турецком, татарском, узбекском языках. Многоязычие превращается во что-то привычное и естественное на всем мусульманском Востоке. Ученые, философы, поэты мыслят на различных языках, переходя в своем творчестве – прозе или стихах – с арабского на персидский или тюркский языки. У знаменитого Саади персидские, арабские и тюркские бейты (двустишия) чередуются даже внутри одной поэтической формы – в так называемых «пестрых касыдах».

Во всех исламских городах при мечетях и медресе стали постепенно создаваться библиотеки. Широко была известна библиотека Азад ад-Даула (915 – 981), правителя из династии Дейламитов, расположенная в Ширазе. По свидетельству известного географа и путешественника эпохи Саманидов Аль-Макдиси (345 – 381), в ней содержались образцы всех книг, написанных к тому времени во всех областях науки. Книги в этой библиотеке были расположены в отдельных помещениях и классифицированы по отраслям науки. Обширной библиотекой располагали и эмиры Саманиды, где длительное время занимался науками и переписыванием книг известный мусульманский ученый, философ и врачеватель Абу Али ибн Сина (980-1037). В Кордове омейядский халиф Хаким II построил библиотеку, где, по преданиям, хранилось 400 тысяч экземпляров книг.

Ислам и наука

Лишь список наименований этих книг составлял 44 тома. Халиф Хаким II регулярно отправлял своих представителей в Багдад и Сирию для приобретения книг и привлечения ко двору новых авторов. (Зарринкуб А.Х. «Исламская цивилизация»). Двери этих библиотек были открыты для ученых, исследователей с разных концов земли, которые пользовались редчайшими книгами бесплатно. «Исламскими учеными создавались различные энциклопедии, такие как «”Мафатих уль-‘улум” (“Ключи к наукам”) аль-Хорезми, ‘Джам уль-‘улум” (“Свод наук”) Фахритдина Рази, “Нафаис аль-Фунун” (“Ценности наук”) Амули и Кашшаф, “Истелахат” (“Терминология”) Таханави, эти названия свидетельствуют о широте интересов мусульман».

          В эпоху процветания ислама и богословско-философской арабской науки во многих мусульманских городах действовало огромное количество высших школ (медресе). Наиболее известными и авторитетными в мусульманском мире считаются медресе Бейт аль-Хикма (IX в., Багдад), Аль-Каравийия (IX в., Багдад), Аль-Азхар (X в., Египет), Ан-Низамийя (XI в., Багдад), и Аль-Мустансырийя (XIII в., Багдад), каждое из них было знаменито по-своему. Медресе мусульманских народов оказали заметное влияние на возникновение системы колледжей и даже университетов в Европе. Это относится к ранней истории подобных учебных заведений, т.е. к XII в.Как утверждает известный исследователь истории ислама и его философских воззрений А. Х. Зарринкуб (Иран), древнейшая в Европе высшая школа – университет Салерно в Италии – была создана и функционировала не без влияния исламских медресе. Другие крупные высшие школы в Европе, такие как университеты в Болонье, Париже, Монпелье и Оксфорде, появились после XII века, то есть спустя много веков после исламских.

Начальные мусульманские религиозные школы (мактабы) возникли в VII в. при мечетях, а позднее при некоторых религиозных общинах. Их возникновение связывается с именем Аль-Хаджадж ибн Юнуса из городка Таифа близ Мекки. Как сообщает педагогический словарь, (Педагогический словарь, изд. АПН, 1960) в арабских странах мактабы получили официальное признание Халифом Аль-Валидом. Они были объявлены государственными школами в Ираке и в других странах.

Имамутдинова З.А. Культура башкир. Устная музыкальная традиция. – М.: Государственный институт искусствознания, 2000.С.31.

Зарринкуб А.Х. Исламская цивилизация. – Пер. с араб. Махшулова М. – М.: «Андалус», 2004. С. 45.

Ганкевич В.Ю. Крымскотатарские медресе. – Курс лекций. – Симферополь: Доля, 2001. С.11.

Зарринкуб А.Х. Исламская цивилизация. – Пер. с араб. Махшулова М. – М.: «Андалус», 2004. С. 48.

Педагогический словарь в 2-х тт. Т.2. – М.: Изд. АПН, 1960. С.645, 646.

Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. Москва, 2002. С.161-162.

Бартольд В.В. Указанная работа. С. 162.

История средних веков: в 2-х томах. Т.1. Учебник под ред. Карпова С.П. М., 2003, С.554.

Что дали исламские ученые миру? Целым рядом открыт

Убайдулло Исломзода

Что дали исламские ученые миру?

                                           

Целым рядом открытий и изобретений мусульманские ученые на
многие века опередили европейцев.

 

Ниже приводятся некоторые научные открытия и изыскания
ученых- мусульман, сделанные в период расцвета инквизиции, когда Европа
кичилась своим невежеством, враждовала с наукой, когда люди науки сжигались на
костре.

 

 

 

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

 

 

 

* Впервые фабрика по производству бумаги была построена в
794 году в Багдаде Ибн Фазлом, сыном визиря Харуна ар-Рашида. Подобная же
фабрика была построена в Египте в 800 году и в 950 году в Андалусии (юг
Испании). В Европе такие фабрики стали действовать значительно позже. В
Византии – в 1100 году, в Сицилии – в 1102, в Германии – в 1228 году, в Англии
аж в 1309 году. Известно, что бумага является сырьем для производства книг.
Фабрики по производству бумаги, которые были построены в странах исламского
мира, таким образом указывают на ускоренное развитие науки.

 

 

 

 

 

 

 

МЕДИЦИНА

 

 

 

* Рази (864-925) – врач, равный по глубине знаний Ибн Сине.
По предположению некоторых исследователей, он впервые выделил и описал такие
заболевания, как ветряная оспа и лихорадка.

 

 

 

* Воспитатель и учитель Фатеха Султана Мехмета – Ахшамсаддин
(1389- 1459) выявил существование микробов (Некоторые исследователи связывают
открытие микробов с именем Ибн Сины).

 

 

 

* Камбур Весим (ум. 1761) обнаружил микроб туберкулеза.

 

 

 

* Ибрагим Джессар (ум. 1009) еще 1000 лет тому назад указал
на причины заболеваемости проказой и предложил методы её лечения, Ибн Хатиб
(1313-1374) сделал научное предположение об инфекционном характере холеры.

 

 

 

* Мусульманские врачи в течение многих столетий были на
передовых рубежах науки в области исследования глазных болезней. Ибн Рушд
(1126-1198) был первым, кто изучил функции ретины – глазной ткани. Научный труд
“Тезкира” знаменитого врача по глазным болезням Али бин Исы в течение многих
столетий был единственным источником информации в этой области.

 

 

 

* Ученый-мусульманин по имени Аммар еще 9 веков тому назад
использовал только ему известный способ хирургической операции на глазу.

 

 

 

* Али бин Аббас (ум. 994) провел хирургическую операцию
рака, соответствующую современному уровню хирургических операций; написанная им
медицинская энциклопедия “Китабул-Малики” не потеряла своей актуальности и
сегодня.

 

 

 

* Ибнун-Нафис (1210-1288), описал малый круг кровообращения,
приблизительно на 300 лет опередив европейских ученых, и подробно указал все
особенности этого открытия в написанных им комментариях к книге Ибн Сины “Канон”.

 

Первая больница была создана в 707 году во время правления
халифа Валида бин Абдулмелика из династии Омеядов. Все затраты на содержание
этой больницы осуществлялись за счет государства. Во избежание бегства
прокаженных больных, им объявлялся арест, при этом прокаженные и слепые
обеспечивались продуктами питания. И вот в то время, как на мусульманском
Востоке проводились научные работы такого уровня, в Европе врачей считали
шарлатанами, а больницы – прибежищем сатаны. Врачи, пытавшиеся проводить хирургические
операции, подвергались гонениям.

 

 

 

МАТЕМАТИКА

 

 

 

Невозможно отрицать успехи мусульман и в области математики.
Этими достижениями восхищаются и современные европейские ученые. К примеру,
знаменитый западный ученый проф. Жак Рислер сказал: “Учителями математики
нашего Возрождения были мусульмане”.

 

 

 

Французский ученый проф. Э.Ф.Гаутье восторженно произнес:
“Европейская культура обогатилась не только алгеброй, но и другими разделами
математики за счет достижений мусульманских ученых; воистину, современная
западная математическая наука – не что иное, как продолжение исламской
математики”.

 

 

 

* Основоположник алгебры Хорезми (780-850) впервые
использовал цифру ноль. Он написал первую книгу по алгебре под названием “Аль-
Джабр вал-Мугабиле”. Слово “Аль-Джабр” из названия книги, подвергшись изменению
в произношении западных ученых, стало звучать как “Алгебра”.

 

 

 

* Беттани (858-929) – один из тех ученых-мусульман, который
стал примером для Европы в области математики. По мнению Жака Рислера, именно
Беттани фактически заложил основы тригонометрии.

 

 

 

* Понятие о синусе также открыто мусульманами. Мусульмане
называли “синус” “сейб”. На Западе это слово подвергшись изменению, приняло
звучание “синус”.

 

 

 

* Абул-Вафа (940-998) внес в тригонометрию понятие о
тангенсе, котангенсе и косекансе. Насреддин Туси (1201-1274) был автором
первого серьезного труда по тригонометрии. Открытие переменных формул в
тригонометрии принадлежит Ибн Юнусу (ум. 1009).

 

 

 

* Формулу бинома, которая приписывается Ньютону, внёс в
алгебру Омар Хайям (ум. 1123)

 

 

 

* Дифференциальное исчисление было открыто задолго до
Ньютона Сабитом бин Гурра (ум. 901). Впервые геометрическую алгебру ввёл не
Декарт, как многие думают, а мусульманский ученый Сабит бин Гурра.

 

 

 

* Шпенглер (1880-1936) утверждал, что понятие функции
впервые введено в математику в Европе и что он никогда не встречал упоминания
об этом ни в какой другой культуре. Однако Мухаммед Игбал, проводивший широкие
исследования в этой области, решительно отвергая подобные утверждения, доказал,
что идея о функциях была выдвинута Бируни на многие столетия раньше европейцев.

 

 

 

* Гиясаддин Джамшид (ум. 1429) впервые открыл десятичную
систему исчисления и написал научный труд, посвященный этой теме. Он также
впервые использовал запятую в математическом счислении.

 

 

 

АСТРОНОМИЯ

 

 

 

Астрономия – еще одна из областей науки, которая
интересовала мусульманских учёных. Почти во всех крупных городах исламских
государств существовали обсерватории. В них мусульманские ученые столетиями
проводили научные исследования, открывали многие тайны науки, которые стали
источником вдохновения для таких западных ученых, как Джордано Бруно
(1546-1601), Коперник (1473-1543), Галилей (1564-1642).

 

Бывший профессор Исламского института в Париже Жак Рислер
сказал следующее о влиянии мусульман на Возрождение Запада: “Мусульманские
астрономы оказали на наше Возрождение такое же влияние, как и
учёные-математики”.

 

 

 

* Мусульмане усовершенствовали, даже можно сказать заново
создали астролябию (устурлаб) – инструмент для определения месторасположения
звезд, измерения расстояния между ними.

Вы точно человек?

Первый научный труд на эту тему написан
Машааллахом (ум. 815). Зеркали (1029-1087) изобрел самую точную и удобную для
того периода астролябию.

 

 

 

* Мусульманские ученые задолго до европейцев высказали мысль
о шарообразной форме Земли, а также о ее вращательном движении. Ещё Бируни
доказал, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. В результате
исследований, которые он проводил в Индии близ города Нандана, Бируни смог
вычислить площадь поверхности Земли.

 

Примененный при этом метод именуется в Европе “правилом
Бируни”.

 

 

 

* Ещё в IХ- Х веках братья Муса вычислили длину Земной
окружности.

 

 

 

* Труды Фергани в области астрономии на протяжении 700 лет
использовались в Европе в качестве учебного пособия. Фергани также открыл
существование пятен на Солнце.

 

 

 

* По мнению Лаланда, “Саби джадваллери”-таблицы по
астрономии Беттани, признанного одним из 20 всемирно известных астрономов, были
приняты в Европе за основу вплоть до эпохи Коперника (1473- 1543). Беттани
также удалось вычислить солнечный год, причем его данные почти полностью
совпадают с современными (с погрешностью всего в 24 секунды).

 

 

 

* Будучи правителем, Улуг бек (1394-1499) посвятил себя
науке. Он построил в Самарканде большую обсерваторию, прославился как великий
астроном своей эпохи.

 

 

 

* Али Гушчи (ум. 1474), названный “Птолемеем своей эпохи”,
вычислил кривизну эклиптики, причем, названное им число незначительно
отличается от современных данных (23030;13;; современные данные 23027;) .
Фергани был первым ученым, который вычислил точное значение кривизны эклиптики.

 

 

 

* Битруджи (XIII век), опровергнув теорию движения планет по
окружности вокруг внешнего центра, открыл дорогу Копернику.

 

 

 

* Джабир бин Афлаф (XII век) намного раньше европейцев нашел
угол азимута, по которому измеряется яркость и место расположения звезд.
Германский астроном Режинтан тем же методом пришел к подобным результатам 300
лет спустя.

 

 

 

ФИЗИКА

 

 

 

* Ахмед бин Муса в своем произведении “Удивительные системы”
начертил план около 1000 приборов с системой автоматической регулировки.

 

 

 

* Абул-Изз Исмаил аль-Джазари (ум. 1206) в своем
произведении “Китабул-Хиял” (“Книга грез”) заложил основы кибернетики.

 

 

 

* Основоположник оптики Ибн Хейсам (965-1051) своим научным
трудом “Книга изображений” дал толчок деятельности таких ученых, как Роджер
Бэкон (1214-1294), Кеплер (1571-1630) и Леонардо да Винчи (1452-1519). В мире
науки книга считалась фундаментальной в течение 600 лет. Механизм отражения
света в сферических зеркалах назван его именем – “проблема Аль-Хазина” (так
звали Ибна Хейсами в Европе).

 

 

 

* Фараби (870-950) дал толкование физической природы звука.

 

 

 

* Ибни Гераре (ум.1100) впервые сконструировал токарный
станок.

 

 

 

* Исмаил Джовхери (950-1010) погиб, впервые осуществив
полет.

 

 

 

* Ахмед Челеби (XVII век) по прозвищу “Хазарфянн”, привязав
к спине орлиные крылья, впервые удачно осуществил полет, от башни Галата в
Стамбуле до Доганлар в Ускюдаре. Лагари Хасан Челеби, живший во времена Мурада
IV, прославился тем, что изобрел аппарат по типу ракеты и осуществил на нем
успешный полет.

 

 

 

* Ученый-мусульманин по имени Ибни Фирнанас в 880 году
впервые сконструировал аппарат наподобие аэроплана. Для своей конструкции он
использовал плотную ткань и перья птиц. Ему удалось довольно долго парить в
воздухе и плавно приземлиться. На Западе же братья Райт смогли осуществить
первый полет на аэроплане только в 1903 году.

 

 

 

* Принято считать, что закон притяжения Земли открыл Ньютон,
хотя исламских ученых, начиная от Рази и Бируни до Хазини, интересовал закон
притяжения Земли. Профессор Исмаил Хегги Измирли и Ахмед Гюркан своими
исследованиями доказали, что Рази и Бируни высказывали мысль о законе
притяжения Земли. Эти исследования показали, что исламские ученые задолго до
Ньютона открыли закон притяжения Земли, сформулировали теории в этой области.

 

 

 

* Ибн Юнус задолго до Галилея (1564-1642) пользовался часами
с маятником.

 

 

 

* Хазини в своем труде “Мизанул-Хикмет” даёт понятие о
весах, а также показал найденные им удельные веса многих веществ.

 

 

 

* Бируни с большой точностью нашел удельный вес 18 веществ
(некоторые результаты сравнимы с современными данными), определил вязкость
воды.

 

 

 

* Хазини определил плотность воздуха намного раньше
Торичелли (1608-1647), исследовал зависимость между плотностью воздуха и
скоростью ветра.

 

 

 

* Джабир бин Хайян (721-805), именуемый “отцом химии”,
впервые высказал мысль об огромной энергии, скрытой внутри атома, о возможности
его расщепления, о том, что при этом образуется сила, которая может разрушить
Багдад.

 

 

 

* Ученик Насреддина Туси – Гутбеддин Ширази на 300 лет
раньше Декарта дал верное объяснение такому природному явлению, как радуга
(“алаимус-сяма”).

 

 

 

* Проф. Абдуссалам (1926-1979) удостоен Нобелевской премии
за теорию единых слабых электромагнитных полей, хотя исследования в этой
области были начаты, но не завершены ещё Эйнштейном (1879- 1955).

 

 

 

ХИМИЯ

 

 

 

* Когда речь заходит о химии, прежде всего вспоминается
Джабир бин Хайян. Его достижения в области химии превосходят Пристли (1733-
1804) и Лавуазьена (1743-1794). Джордано причислял его к дюжине гениев мира. В
созданной Джабиром несколько веков тому назад специальной лаборатории ему
удалось в результате научных опытов определить многие кислоты. И это далеко не
единственное его открытие и изобретение.

 

 

 

* Рази, завоевавший славу не только врача, но и химика,
выделил сернистую кислоту и чистый спирт.

 

 

 

* Мусульманский ученый по имени Башир определил фосфор,
намного опередив европейца Бранта,.

 

 

 

* Именно мусульмане впервые использовали порох и пушку.
Пневматическая пушка является изобретением Фатеха Султана Мехмета (1432-1481).

 

 

 

ГЕОГРАФИЯ

 

 

 

* В формировании географии как науки мусульмане также
сыграли большую роль. Путевые записи Эвлия Челеби (1611-1682), исследовавшего
разные уголки земли, а также Ибни Батути (1304- 1369), объехавшего все
континенты и материки, являются бесценной исторической и географической
сокровищницей.

 

 

 

* Много веков назад Бируни предсказал существование Америки.
Пири Раис (1465-1554) в книге “Китаби-Бахрийя” выдвинул предположение
существования Америки.

 

 

 

* Проводником Васко де Гамы (1450-1554) в его путешествиях
был мореплаватель-мусульманин по имени Ибни Меджид (XV век).

 

 

 

* Идриси (1100-1166) ещё 850 лет тому назад удалось
составить географическую карту мира, близкую к современным картам. Еще Мурсиели
Ибрагим за 52 года до Пири Раиса начертил карту Белого моря, вполне
соответствующую современной.

 

 

 

БОТАНИКА И ЗООЛОГИЯ

 

 

 

* Ибн Байтар (1190-1248), завоевавший в средние века славу
крупного ботаника и фармацевта, в своей книге дал описание около 1400
лекарственных растений и трав. Данный фундаментальный труд считался основным
научным источником в этой области.

 

 

 

* Ученый по имени Дамири (1349-1405) точными сведениями о
природе животного мира, которые он привел в своем труде “Хаятул-хаяван”,
значительно обогатил зоологию как науку. Ибн Аввам (XII век) стал известен в
средние века своими книгами о сельском хозяйстве.

 

 

 

СОЦИОЛОГИЯ И АРХИТЕКТУРА

 

 

 

* Ибн Халдун (1332-1406), являющийся одним из видных
историков, был основоположником социологии как науки.

Его произведения стали
путеводной звездой для многих западных ученых.

 

 

 

* Когда речь заходит об архитектуре, прежде всего вспоминается
зодчий Мемар Синан (1489-1588),
увековечивший имя своими не меркнущими произведениями.

 

Рекомендуем прочитать

 

Ислам и наука (1)

 

Чудесная непревзойденность Корана (1)

 

Что такое Ислам (0)

 

Томас Карлейль об истинности посланничества пророка Мухаммада
(5)

 

СТОЛПЫ ИСЛАМА (0)

© Copyright: Убайдулло Исломзода, 2011
Свидетельство о публикации №211031701335

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Убайдулло Исломзода

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Убайдулло Исломзода

Новое в блогах

Поиск Лекций

Ислам и наука. Чудеса Корана

Ислам и наука. Чудеса Корана

Войско Сулеймана и муравьи

Несколько видных ученых Запада собрались однажды для того, чтобы объявить найденную ошибку в Куране. Они привели аят Курана: (قَالَتْ نَمْلَةٌ يَا أَيُّهَا النَّمْلُ ادْخُلُوا مَسَاكِنَكُمْ لا يَحْطِمَنَّكُمْ سُلَيْمَانُ وَجُنُودُهُ وَهُمْ لا يَشْعُرُونَ ) "Сказала муравьиха: О муравьи, заходите в свои дома, чтобы Сулейман и его войско не разбили вас!"(Ан-Намль (Муравьи), 18-й аят).
Ученые сказали, что ошибкой является слово: يَحْطِمَنَّكُمْ что буквально означает: "разобьют".

Они сказали, что это слово применяется только к вещам, которые имеют твердую (кристаллическую) сущность, что касается муравьев, то к ним это слово неприменимо, так как, они являются живыми существами и состоят из мягкой сущности, то есть, мяса, поэтому, было бы правильно сказать о муравьях "раздавят", а не "разобьют". Не прошло и 2 лет, как те же самые ученые объявили о своем открытии того, что тело муравья состоит на две третьих из стекла!

Ислам и наука. Чудеса Корана

Относительность времени встречаемая в Коране.

Относительность категории времени на сегодняшний день является абсолютно доказанным фактом. В начале 20-го века Альберт Эйнштейн впервые доказал эту истину, обретя мировую известность именно благодаря данному открытию.
До его открытия научный мир и человечество не осознавало относительности категории времени, его изменчивости и зависимости от физических условий. Эйнштейн доказал, что время отнюдь не абсолютная, но лишь относительная категория, зависящая от массы тела и его скорости. За всю историю человечества никто из людей не высказывал ранее столь ошеломляющего и в то же время очевидного факта.
С одним лишь исключением: Коран содержал ясные указания на относительность временной категории:

…Поистине, один день перед Господом твоим как тысяча лет, по которым (на земле) вы считаете.(Сура "Хадж”, 22:47)
Этим аятом Коран указывает, что скорость течения времени может меняться в зависимости от места прохождения действий (событий).

Диалог между людьми, призванными к ответу в День Господнего Суда, приведенный ниже, является непосредственным подтверждением вышесказанному:
Он(Аллах) сказал: "Сколько по числу лет вы оставались на земле?"Они сказали: "Мы пробыли там один день, или меньше дня, спросите лучше тех, кто считал (года)".Он сказал: "Вы пробыли совсем мало, если бы только вы знали".(Коран, 23:112/114)

Ангелы и Джибрил поднимаются к тому месту, откуда нисходит веление Аллаха, в течение дня, продолжительность которого, по меркам времени этой жизни, пятьдесят тысяч лет.(Коран,70: 4)

Также в Коране описываются семь юношей, которые укрылись от преследования язычников-римлян в пещере, где Аллах погрузил их в глубокий сон более чем на 300 лет. В момент пробуждения они не смогли точно определить время, которое пробыли во сне, оно казалось им очень коротким:
Мы погрузили их в глубокий сон в пещере на долгие годы. Потом пробудили их, чтобы указать, кто из их двух групп лучше посчитает срок, что они оставались во сне. (Коран, 18:11-12)
И Мы таким образом пробудили их, чтобы они стали расспрашивать друг друга. Один из них спросил: "Сколько вы пробыли ?" Ему ответили: "Мы пробыли здесь день или часть его". сказали: "Ваш Господь лучше ведает о том, сколько вы пробыли ". (Коран, 18:19)

Эти аяты являются непосредственным доказательством относительности времени. Тот факт, что эта информация, ставшая известной лишь благодаря научным открытиям 20 века, была отображена в Коране еще 14 столетий тому назад, является неопровержимым доказательством его Божественного ниспослания, ибо только Он обладает абсолютной властью над временем и пространством.

Ислам и наука. Чудеса Корана

О соотношениях суши и воды, встречаемые в Коране

Слово “суша” во всем тексте Корана встречается 13 раз, слово “море” – 32 раза. Сумма повторов этих двух слов равна 45.

Наука и ислам

Поразителен такой факт: Если разделить количество повторов слова “суша”, то есть 13 на это общее количество 45, то получится процентное соотношение 28,88888889%. Если же разделить количество повторов слова “море”, то есть 32 на общее число 45, то получится соотношение 71,11111111%. Поразителен тот факт, что эти цифры 28.8% и 71.1% являются научно установленными процентными соотношениями суши и воды на планете Земля.

Ислам и наука. Чудеса Корана

Ученые доказали — человек создан из глины

Согласно новому исследованию ученых, жизнь на Земле возникла из глины — так же, как предполагает в течение тысячелетий Коран, Библия и даже греческая мифология.

Теория ученых гласит, что глина, которая по своей сути является комбинацией минералов в земле, — благоприятная среда для размножения молекул и химических веществ, которые обладают свойством поглощать, как губка.

В течение этого процесса, который занимает миллиарды лет, химические вещества вступают в реакцию друг с другом и образуют белки, ДНК и, в конце концов, живые клетки, — сообщают ученые.

Биоинженеры факультета нанонаук Корнельского университета в штате Нью-Йорк считают, что глина, «возможно, стала источником жизни на Земле».

Это теория уже на протяжении тысячелетий существовала во многих культурах, хотя не была обоснована научными доводами.

В религиозных текстах Бог создает первого человека из глины, а затем вдыхает в него жизнь.

Даже генезис гласит, что человек рождается из пыли (праха) и становится прахом, когда умирает, ученые переводят это слово с древнееврейского как «глина» или «Земля».

В морской воде глина образует гидрогель — массу компонентов, один из которых выступает в роли каркаса, пустоты в которой заполнены низкомолекулярным растворителем. Профессор Дэн Ло Корнелл сказал: «В начале геологической истории гидрогель глины способствовала условиям возникновения функции удержания биомолекул и биохимической реакции».

«За миллиарды лет, химикаты, заключенные в этих пространствах, возможно, выполняли сложные реакции, которые привели к формированию белков, ДНК и в конечном итоге всему, что делает возможной функционирование живой клетки».

Выводы основаны на экспериментах исследователей, использующих синтетические гидрогели, ДНК, аминокислоты, ферменты и имитированное производство белка.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

На недоуменный вопрос ангелов по поводу избрания человека наместником «Бог ответил: "Воистину, Я ведаю о том, что вам неведомо”. И Бог научил Адама всем именам, затем вопросил о них ангелов и велел им: "Разъясните мне этих имен, если вы искренни”. Ангелы ответили: " мы знаем только то, чему Ты научил нас.”. Бог сказал: "О Адам! Разъясни им имен”. Когда Адам разъяснил ангелам имен, Бог сказал: "Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и на земле ?”» (2: 30—33). Понятно, что теперь кое-что из «сокровенного» знал уже и Адам, праотец человечества.

Создатель научил человека концептуальному мышлению (способности давать вещам «имена») и снабдил памятью. Именование всякой «вещи», в том числе живой твари, означает не только познание ее (его) богоданной сущности (вспомним словосочетание «имя существительное»), но, и это главное, — власть над ним, установление отношений ответственности.

Наместник Всевышнего получил от Господа также дар интуитивного постижения истины (мудрости) — умение видеть «сердцем» (32: 9) — «его сердце подтвердило то, что он зрел » (53: 11, 17). Именно на сердце нисходит с Посланием Дух Верный (см.: 26: 193—194). Сердце наставляется на «прямой путь» (см.: 64: 11), оно же — орган «разумения», когда речь идет о духовных истинах: «Разве они не странствовали по этим землям — так отчего же их сердца не постигают сего и уши не слышат этого? Воистину, не очи слепы , но слепы их сердца, что груди!» (22: 46). На сердце Мухаммада запечатлевался Коран (см.: 2: 97). «Я проснулся, а в моем сердце словно сделана запись», — вспоминал Пророк начало откровений. За каждодневно повторяющимися и уникальными явлениями природы и фактами истории Творец призвал человека видеть «знамения для разумных » (2: 164), ведь в этих знамениях заключено прикровенное знание о Создателе. Тем самым Бог вооружил человека способностью к генерированию индуктивных и дедуктивных умозаключений, продуцированию и восприятию аналогий. По сути, Всевышний оснастил лучшее Свое творение инструментарием для познания и восхваления Его Самого — Праосновы мироздания, «всякого многообразия сущего», ведь только «в Нем коренится всё, поскольку всё исходит из Него как Первопричины и влечется к Нему как к последней цели. Всё участвует в Его Полноте и потому является подобием или по крайней мере хранит следы Его Величия». Без богопознания наместничество в Творении невозможно, богопознание невозможно без науки, а наука, в свою очередь, была бы невозможна, если бы Творение, ее предмет, не имело единой Божественной «платформы». Какие бы явления Природы ни оказывались в поле зрения науки, она — верный союзник мусульман, приверженцев строгого единобожия, отрицающих наделение какой-либо части тварного мира Божественными функциями, отказывающих реальности в какой-либо ее сакрализации и потому расценивающих любые ограничения по изучению Творения как богопротивные.

Научная деятельность, с точки зрения ислама, — один из путей поклонения Всевышнему и приобщения к Нему (законы природы — это выражение Его непреложной воли; наука лишь открывает их, но не объясняет), границы научного познания в определенном смысле — границы богопознания («Люди постигают из Его знания лишь то, что Он пожелает» (2: 255)). А поскольку вселенная бесконечна как на микро-, так и на макроуровне, то есть она информационно неисчерпаема, то в силу конечности научного знания человечество на любом этапе своего развития обречено знать о Творении, а соответственно о Боге, бесконечно мало (из общих оснований математического анализа известно, что любая конечная величина всегда бесконечно мала в сравнении с бесконечно большой). Вспоминается притча о художнике, хотевшем приблизиться к горизонту, чтобы нарисовать его покрупнее. Но сколько бы бедолага ни устремлялся к нему, тот оставался всё таким же недоступным. (С позиций теории Большого взрыва, вселенная конечна и во времени и в пространстве. Но в сравнении с возможностями человека масштабы ее столь велики, что допущение о бесконечности всё равно будет оправданным.) История естествознания свидетельствует, что, чем больше мы хотим знать о нашем мире, тем более сложным он представляется. Божественное бытие несказанно превосходит исторически актуальное для человека сущее — «Если бы из всех деревьев земли изготовили каламы, если бы к океану прибавили еще семь морей , то и их не хватило бы, чтобы исчерпать Слова Божьи <…>» (31: 27). Наука может претендовать лишь на правдоподобное описание реальности, на всё большее приближение к истине физических процессов.

Разумеется, богопознание не сводимо к добыванию научного знания. «<…> Коран, сам представляющий Божье Откровение, — пишет Тауфик Ибрагим, — ориентирует прежде всего на откровение как первейший и надежнейший источник знания о Боге и о Его воле, воплощенной в Законе, — в предписанных людям правилах служения Всевышнему и общения их друг с другом. Только Божьим откровением мы посвящаемся в <…> Сокровенное, в тайны божества: сущность Бога, Его имена и атрибуты; в мир духов — ангелов, джиннов и демонов; в эсхатологические реалии <…>». Как подчеркивал египетский просветитель Мухаммад Абдо, популярнейший теоретик и идейный вдохновитель мусульманских реформаторов, один из корреспондентов Льва Толстого, Бог является Автором двух Книг: одной, сотворенной, — Природы, Великой книги вселенной, другой — Откровения — Корана. Это своего рода Дело и Слово Божьи. Богословское и научное познания дополняют друг друга. При этом в рамках самого богословия, отражая его двуосмысленную природу, традиционно существуют «естественное» («естественнонаучное») богословие и богословие откровения. Известный современный ученый и теолог Джон Полкинхорн так охарактеризовал эту комплементарность: «Сфера деятельности науки — физический мир, который мы превосходим и который поэтому может быть подвергнут экспериментам. Сфера деятельности богословия — постижение Бога, Который превосходит нас и с Которым поэтому можно пытаться общаться, только вооружившись благоговейным страхом и смирением. Как только эти сходства и различия будут осознаны, мы сможем воспринимать науку и богословие как близких родственников в интеллектуальном смысле, несмотря на то, что объекты их исследования настолько отличаются друг от друга». Чернила ученых Пророк ислама приравнивал к крови мучеников за веру.

Известна древняя притча о встрече на дороге хромого и слепого. Один был зряч, но с трудом передвигался, другой — подвижен, но плохо разбирал дорогу.

Исламские ученые нашего времени

И тогда хромой взял слепого за плечи, и они зашагали по дороге вместе. Вот так и богословие, знающее ответы на вопросы «куда?» и «почему?», сопутствует науке с ее знанием ответа на вопрос «как?». Согласие веры и разума, «озарение ума через сердце» (кн. Евгений Трубецкой), «осиявание души светом боголюбивого ума» (Антоний Великий) есть то необходимое условие, которое позволяет человеку быть сознательным мусульманином.

В процессе богопознания, в диалоге с Творцом человек постигает истину и о самом себе, о своем месте и роли в Мироздании, о свободе, дарованной свыше (в сей миг провидения он и становится Человеком). Но узнать об обретении свободы еще не значит стать свободным. А без последнего наместничество неосуществимо. Человек де-факто должен быть независим от всего сотворенного. Возвыситься же над миром, расторгнуть все узы подневольности дольнему может только набожная личность, разум которой в свободном поиске занебесного достиг интеллектуального пика, когда познал истину благовестия и воспринял ее как очевидную.

Инициированное и направляемое Богом познание Его человеком неотрывно от парного этому процессу познания человеком самого себя. Ведь богооткровенное знание ни для кого, за исключением самого человека, не представляет смыслообразующей ценности, оно сущностно преломлено к человеку. И в этом смысле ислам есть научение (наставление) о Человеке.

Ислам — активный борец со всеми формами язычества, многобожия (в том числе поклонением образам, могилам, умершим, мощам, камням, верой в «плохие» и «хорошие» дни, приметы, гадание, астрологию, алхимию, оккультизм, хиромантию, колдовство, амулеты, талисманы, крестики, образки, ладанки и т. п.). Формой язычества считается любое безоглядное увлечение чем-либо (материальным или нематериальным, в том числе самим собой) в этом мире, когда человек начинает воспринимать реальность в искаженном свете, забывая, естественно, о Боге. Пророк единобожия замечал: «Несчастен раб динара, несчастен раб дирхама (т. е. соответственно золота и серебра. — Ю.М.) и несчастен раб лепешки и куска ткани». Всякий совершающий грех свидетельствует о себе как о рабе этого греха. По воззрениям мусульман, язычник, равно как и атеист, живет в иллюзорном мире, в пространстве миражей, «королевстве кривых зеркал», поскольку не может отличить добра от зла, правды от кривды, разрешенного от запретного, похвального от осуждаемого, не способен понять истинную подоплеку происходящих событий, правильно оценивать собственные поступки. Недаром в Священном Писании мусульман Коран характеризуется как « руководство для людей, разъяснение прямого пути и отделение » (2: 185). Сам же ислам часто называют религией истины, ведь истинно только то, что Бог наделил таким статусом.

Из книги Ю.А. Михайлова "Пора понимать Коран".