Ислам это религия

01.08.2018 0 Автор admin

Глава первая.

Истоки возникновения Ислама.

Третьей, наряду с буддизмом и христианством, "мировой" религией является ислам, или мусульманство, самая поздняя по времени возникновения.

"Ислам" в переводе с арабского означает покорность, "мусульманство" (от арабского " муслим " ) — предавший себя Аллаху.

Ислам зародился в Аравии в VII веке нашей эры. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Ислам—это стихийно возникшее религиозное уче­ние. Он сложился не сразу. Появлению ислама пред­шествовало распространение учения ханифов или ханифизма—ранней формы арабского монотеизма. Ханифы выступали в различных частях Аравии против идолопоклонства, отвергали многобожие. Они пропо­ведовали идею единобожия, прославляли аскетизм. Широко распространенное среди мусульман представ­ление, будто вера в единого бога начинается только с Мухаммеда, не соответствует действительности . Но и здесь много легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед ( Мухаммад или Магомет), араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран — основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.

Согласно преданиям, рождение Мухаммеда было предсказано пророками Ибрахимом (Авраамом ), Исмаилом, Мусой ( Моисеем ) и Исой ( Иисусом Христом ). В этих "двойных" именах нет ничего странного, поскольку ислам относится к так называемым авраамическим религиям и мусульмане наряду с иудеями и христианами почитают одних и тех – же ветхозаветных пророков, а также Иисуса Христа как одного из них.

Мухаммед был уроженцем Мекки — города в западной части Аравийского полуострова, где давно осело сильное племя курейш.

Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен. После него остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разное время. Мухаммеду приписываются тексты и более раннего времени и более поздние. Из этих записей был сделан около 650 года (при третьем преемнике Мухаммеда — Османе) свод, получивший название "Коран" ("чтение").

Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому пророку архангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены. Коран разделен на 114 глав (сур). Они расположены без всякого порядка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие – к концу. Суры мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Одно и то же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания

и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями,

запретами и угрозами "геенной" в будущей жизни всем непослушникам. В Коране совсем незаметно следов такой редакционно-литературной отделки, как в христианском Евангелии: это совершенно сырые, необработанные тексты.

Другая часть религиозной литературы мусульман — это сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами — Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.

Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около570-571 г. 1 и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел малопоследователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много приверженцев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть Аравии под знаменем новой религии. Биография Мухаммеда лишена особой фантастики (в отличие от евангельской биографии Иисуса). Но истоки мусульманской религии нужно искать, конечно, не в биографии отдельных лиц, а в социально-экономических и идеологических условиях, сложившихся

в ту эпоху в Аравии.

Аравия была издавна населена семитическими племенами, предками теперешних арабов. Часть их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь зеледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях, разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами — Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию.

Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекканском оазисе, близ побережья Красного моря. Родоплеменная знать обитавшего здесь племени корейш (курейш) извлекала для себя много выгод из торговли. В Мекке образовался религиозный центр всех арабов: в особом святилище Кааба были собраны священные изображения и культовые предметы разныхарабских племен.

Были в Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские и христианские общины. В IV веке в Аравии начался упадок караванной торговли, так как торговые дороги переместились на восток в Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие, державшееся веками. Кочевники, потерявшие доход от караванного движения, стали склонятся к оседлому образужизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились столкновения между племенами. Стала чувствоваться нужда в объединении. Это не замедлило отразиться и в идеологии: возникло движение за слияние племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха; тем более что евреи и отчасти христиане подавали арабам пример единобожия. Среди арабов возникла секта ханифов, чтивших единого бога. В такой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая общественной потребности. В его проповедях, собственно, не было почти ничего нового по сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов: основное у Мухаммеда — строгое требование почитать только единого Аллаха и быть, безусловно покорным его воле.

Проповеди Мухаммеда вначале были встречены окружающими недоверчиво, даже враждебно, особенно предводителями его собственного племени корейш. Торговая знать опасалась, что прекращение культа староарабских племенных

богов подорвет значение Мекки как религиозного, а значит, и экономического центра. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать из Мекки: это бегство (хиджра), совершенное в 622 году н. э. , считается мусульманами за начало особого летоисчисления (мусульманская эра). В земледельческом оазисе Медине (Ятриб) Мухаммед нашел более благоприятную почву для пропаганды: мединцы соперничали и враждовали с мекканской аристократией и рады были выступить против нее. Мухаммеда поддержало несколько местных племен; он пытался опереться даже и на еврейские общины. Набрав себе много сторонников, Мухаммед в 630 году захватил Мекку. Мекканские корейши вынуждены были принять новую религию. С объединением арабских племен,

которые одно за другим примыкали к новому учению, значение Мекки как национально-религиозного центра еще более возросло. Корейшитская знать,

вначале враждебная мусульманскому движению, теперь признала за благо примкнуть к нему и даже возглавила движение.

В момент смерти Мухаммеда (632 год) новое вероучение было еще совсем не оформлено. Основные его положения можно извлечь из Корана, при всей хаотичности этой книги. Позже они были развиты мусульманскими богословами.

Одно из предписаний мусульманской религии состоит в священной войнеза веру (джихад). Это вполне понятно, если вспомнить, что само мусульманское движение возникло из потребности арабов в объединении и в добывании новой земли. В Коране это предписание изложено ясно: в течение восьми месяцев в году (ибо четыре месяца считаются "запретными") надлежит воевать с многобожниками, с не верными, истреблять их, захватывать их имущество. В этом ярко проявились фанатизм и нетерпимость к иноверцам, свойственные исламу в большой степени. Однако впоследствии и мусульманские богословы, и светские ученые по-разному толковали заповедь джихада. Действительно, в Коране проводится некоторое различие между приверженцами разных не мусульманских религий. К многобожникам, то есть последователям племенных и политеистических культов, отношение резко враждебное: "Овы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к вам. И пусть они найдут в вас суровость. И знайте, что Аллах — с богобоязненными!" К людям же, "имеющим писание", то есть иудеям и христианам, составители Корана высказывают уважение: это и понятно, ведь на идейной почве именно этих религий, на путях их упрощения выросла идеология ислама. Однако в Коране есть предписание воевать с теми, "которым ниспослано писание", — с иудеями и христианами, — если они не веруют в Аллаха и не подчиняются религии истины. На практике в исламе всякое разделение между сторонниками иных религий стерлось: все они рассматривались как неверные (джяур), подлежащие или истреблению, или покорению. Под знаменем джихада (газавата) мусульманские лидеры не раз, вплоть до наших дней, побуждали верующих к истребительной войне против всех иноверцев.

Так зародилась и распространялась величайшая религия ислам.

Ваххабизм-официальное вероисповедание в Саудовской Аравии.

Как и все другие религии, ислам не избежал дробле­ния на многие течения. Социально-экономические и политические причины—различный уровень культуры народов, принявших мусульманство, не утихающая классовая борьба в странах, где получил распростра­нение ислам,—обусловили возникновение раскола сре­ди приверженцев новой религии уже в начальный пе­риод ее становления.

Нынешним мусульманам представляется, будто разногласия среди приверженцев ислама обусловле­ны чисто религиозными причинами. Однако это не так. В действительности основной причиной раскола в ис­ламе по прошествии всего лишь нескольких десятиле­тий после его оформления в самостоятельную религию была борьба за власть. За тридцать лет правления первых четырех «праведных», как их называет мусу­льманская религиозная традиция, халифов произош­ло множество кровавых событий, причинивших стра­дания и самим мусульманам, и другим народам в ре­зультате объявленной халифами «священной войны»— дж.ихада. Не повезло и самим халифам. Из четы­рех только один Абу-Бекр (632—634 гг.) избежал насильной смерти.
В настоящее время ислам разделен на несколько течений. Большая часть мусульман мира принадлежит к суннитам (от слова "сунна"). В частности, к ним относятся около 90% мусульман Ближнего Востока. Сунниты придерживаются достаточно умеренных взглядов.
Другое крупное течение ислама — шииты. Их меньше, чем суннитов. Они более буквально понимают Коран и более тщательно исполняют в жизни требования ислама, более воинственны и фанатичны. Особенно много шиитов в Иране (около 93%).
Еще одно течение — ахмадие. Образовалось оно в 1900г. Его представители, несмотря на свою малочисленность, часто являются инициаторами многих кампаний против "неверных".

Что такое Ислам, Мусульманин и кто такой Аллах

В Америке ахмадии часто пропагандируют свои взгляды среди молодежи, особенно среди студентов.
Существуют в исламе и секты. Она из них носит название "Суфии". Члены этой организации отвергают строгий монотеизм и склоняются к пантеизму.

Возникновение ислама

Ислам, являясь одной из мировых религий, не признаёт суеверий, амулетов, идолопоклонничества. Некоторые явления, распространённые среди язычников, например колдовство, мусульмане понимают как преступление. Всё же в исламе важно выделить шесть столпов, обязательных для выполнения каждым мусульманином:

1. Шахад – исповедание веры в единого Бога Аллаха. В шахаде содержатся два догмата ислама: исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммада. Иисус Христос (Иса) в исламе рассматривается не как Богочеловек, а как человек, являющийся великим пророком, которого Бог взял на небо. Отношение к Богу является в исламе настолько почтительным, что мусульмане находят неприемлемым рисовать человека и природу, поскольку они являются творениями Бога, которые несовершенному человеку не дано отразить в своём сознании, не нарушив их чистоты. Поэтому пейзажная и портретная живопись в исламе почти отсутствует, зато очень развито искусство орнамента.

2. Салят (от араб. молитва, по-персидски намаз) – пятиразовая молитва. Предписание молиться дано в Коране (сура 2 : аяты 43, 110, 238). Прежде чем приступить к молитве, мусульманин должен совершить ритуальное омовение и стать лицом к Мекке. Первоначально Мухаммад предлагал молиться, обратившись лицом к Иерусалиму, ибо этот город был священным для иудеев и христиан. Однако иудеи, видя в Мухаммаде не еврея, а араба, высмеяли такой поступок Мухаммада и вступили в контакты с его врагами, что способствовало формированию ислама как самостоятельной религии и чёткому отделению его от иудаизма, а следовательно, от христианства. Женщины совершают салят либо отдельно, либо позади мужчин.

3. Саум (по-турецки ураза; по-персидски рузе) – пост, соблюдаемый в священный месяц Рамадан. Смысл поста в месяц рамадан уходит к глубокой древности доисламской Аравии. Слово рамадан, или рамазан, происходит от арабского слова рамида – переводимое применительно к солнцу в значениях жечь, палить. Начало поста Рамадан у языческих арабов приходилось на июнь-июль, когда начиналось летнее солнцестояние, и стояла особенно жаркая погода. О необходимосте соблюдения поста указано в Коране (сура 2 : аяты 183-185).

4. Закят (от араб. очищение) – милостыня. Кто подаёт нуждающимся, тот очищает свою душу и имеет моральное право быть богатым. Смысл милостыни состоит в том, чтобы выразить благодарность Аллаху за материальное благополучие. Бедность же воспринимается как следствие гордыни, поэтому милостыню подают не столько из-за сочувствия к нищему человеку, сколько в силу надежды на благорасположение Аллаха к подающему. О необходимости закята сказано в Коране (сура 2 : аяты 43, 110).

Хадж – паломничество в Мекку. Каждый мусульманин, как минимум раз в жизни, должен совершить хадж. Предписание совершать хадж дано в Коране (сура 2 : аяты 196-197).

6. Джихад (от араб. усилие, усердие) – борьба за веру. Выдедяют малый джихад – это борьба с неверными – и великий джихад – борьба за собственное духовное совершенствование. Малый джихад, как прямая обязанность мусульманина, прописан в Коране (9 : 14, 38-39, 73). Надо отметить, что война с неверными в жизни мусульманина рассматривается как более важный шаг к Аллаху, нежели ночной намаз или дневной пост, однако без благословения родителей джихад недопустим. Вследствие джихада были почти полностью уничтожены зороастрийцы, несмотря на то, что они были людьми Писания, так же как и христиане или иудеи. В принципе, как обходиться с людьми Писания, ясно сказано в Коране (9 сура : 29-30 аяты). Также в Коране отмечается, что если народ не защищает ислам, то он будет уничтожен и заменён другим народом, который будет утверждать исламское вероисповедание (8 : 16; 9 : 38-40; 33 : 15-19). В силу таких обстоятельств история знает много примеров, когда исламские власти физически истребляли людей только по религиозным мотивам. Так, уместно вспомнить действия властей Османской империи в Аджарии, где население насильственно исламизировалось. Впрочем, тот мусульманин, который не воюет за ислам, может спастись, и его миролюбие по отношению к немусульманам не всегда может быть поставленным ему в вину; однако тот, кто воюет за Аллаха, возносится на более высокую ступень (4 : 94-95).

Немусульман в Коране делят на язычников и людей Писания. Под людьми Писания понимают, прежде всего, иудеев и христиан, однако часто к таковым людям относят и зороастрийцев, которым была дана Авеста. Писание не является книгой, созданной людьми, но есть Книга, данная Богом. Следовательно, люди Писания признают тот факт, что есть силы выше человеческих. К язычникам мусульмане относятся особенно неприязненно, в Коране они называются нечистью (9 : 28), стало быть, они не имеют права находиться в мечетях (9 : 17, 28). Более того, согласно Корану, они, если не пожелают отказаться от язычества, подлежат физическому истреблению (9 : 5). Самое же существенное состоит в том, что, умертвив язычников, запрещается их жалеть, молиться об упокоении их душ (9 : 80, 84). Не менее жёстко мусульмане относятся к неверующим, их в Коране отождествляют с мёртвыми (6 : 122).