Ислам в Испании

11.04.2018 0 Автор admin

Было бы невозможно объяснить военные успехи христианских государств в этот период, не зная истории мусульманских держав, так как христиане в значительной степени обязаны успехами своих завоеваний их разложению и политическому упадку.

Мы уже знаем, что в последние годы правления Хишама III начали восставать и объявлять себя независимыми многие правители и военачальники мусульманской территории. Это движение закончилось свержением с престола Хишама и провозглашением аристократической республики в Кордове.

На мусульманской территории создалось несколько маленьких государств-эмиратов, известных под названием таифа, что по-арабски означает народ, племя, отряд. Таких эмиратов, вплоть до конца XI в., насчитывалось до 23. Но из них достаточно «будет упомянуть в качестве наиболее важных следующие: Кордовский, Севильский (эта территория вначале имела республиканское управление, а затем — монархическое); Малагский, в котором правил род Хаммудитов; Гранадский; Альмерийский; эмират Дении и Балеарских островов, знаменитый своим флотом и корсарскими набегами на острова Средиземного моря и берега Италии; Сарагосский, которым правил аристократический род Бени-Худов; Толедский и Бадахосский. Титулы эмиров присвоили себе главным образом «славянские» и берберские военачальники; первым принадлежали восточные территории (Альмерия, Дения и др.), вторым — южные и западные (Малага, Гранада, Бадахос, а также Толедо). Таифские эмиры вели между собой постоянные войны. Если некоторые эмиры, как например Дении и Бадахоса, не вмешивались в эту борьбу, то тем не менее они ощущали на себе последствия конфликтов, которые разгорались между государями юга, особенно между Гранадой, Малагой и Севильей. Стремление этих эмиров заключалось в том, чтобы стать халифами и объединить под своим скипетром все мусульманские территории. В середине XI в. было четыре государя, одновременно носившие этот титул.

Вскоре превосходство оказалось на стороне Севильского эмирата. В 1023 г. этот город с прилегающей к нему территорией был объявлен республикой. Его правителем стал кади Абуль Касим Мухаммед из арабского рода Аббадитов, лишь незадолго до переворота занявшего видное место в кругу высшей севильской знати благодаря богатствам и большому авторитету в военных и религиозных делах своего отца — Абуль Касима-Измаила. Кади был умен, честолюбив и обладал сильной волей. Он стремился сперва обеспечить господство в Севилье, а затем подчинить всю Андалусию. Первой цели он достиг очень быстро. Сохранив республиканскую форму правления, Абуль Касим отменил полномочия своих коллег — членов аристократического совета или сената, который был создан по его же инициативе. Он понимал, что в условиях жестокой борьбы между мусульманами наиболее опасными его врагами были короли берберского происхождения (в Малаге и Гранаде). Именно поэтому Абуль Касим полагал, что ему надлежит укрепить связи между «славянами» и арабами. Желая создать большую партию, опираясь на которую он мог бы завоевать для себя господство, Абуль Касим решил снова поднять знамя Омейядов. С этой целью он использовал ремесленника из Калатравы, очень похожего на последнего халифа Хишама III, распустив слух, что Хишам III снова появился в Севилье и якобы назначил кади своим первым министром. Эта хитрость принесла свои плоды, потому что воображаемый халиф был признан правителями Кармоны, Валенсии, Дении и Тортосы и даже кордовской республикой. Усилившийся благодаря поддержке этих держав Абуль Касим мог теперь успешно начать борьбу против малагского князька Яхьи, вождя берберской партии. Абуль Касим разбил его, а затем начал войну против Бадиса Гранадского, который объявил себя преемником Яхьи.

После смерти Абуль Касима в 1042 г. его сын и преемник Аббад, по прозванию аль-Мутадид, обладавший, как и его отец, политическими способностями, но более жестокий, кровожадный и мстительный, продолжал проводить в жизнь план своего отца и вел борьбу против Бадиса и других эмиров. Он овладел городами Мертолой (в Португалии), Ньеблой, Сайта Марией де Альгарве, Рондой, Мороном, Аркосом, Хересом и Алхесирасом, в значительной степени сведя на нет мощь эмиров Бадахоса. В результате Аббадиты в 1058 г. стали владыками всей западной части мусульманской территории и имели союзников на востоке, в Валенсии и Дении.

Эти внутренние войны не оставляли мусульманам ни времени, ни сил для борьбы против христиан, которые как раз в этот период решительно атаковали своих врагов. В результате большая часть таифских эмиров, дабы отдалить опасность, вынуждена была признать себя вассалами королей Леона и Кастилии и платить им дань. Так же поступил и севильский эмир.

Обеспечив свое преобладание в успешных войнах, аль-Мутадид решил, что наступил момент, когда можно обойтись и без лжехалифа, и заявил, что Хишам III умер и в своем завещании назначил его эмиром всей арабской Испании. Сын аль-Мутадида, аль-Мутамид, вступивший на престол в 1069 г., еще в большей степени обеспечил преобладание Севильи, завоевав Кордову (на которую претендовал также эмир Толедский) и мурсийский эмират. Таким образом, большая часть арабской Испании принадлежала теперь Аббадитам, за исключением эмиратов Севера и Востока (Сарагосы, Альбаррасина, Валенсии, Дении, Альпуэнте) и эмиратов Альмерии, Толедо, Гранады, Малаги и Бадахоса и нескольких других незначительных княжеств, сохранявших свою независимость. Мутамид — одновременно воин и человек большой культуры — был покровителем науки и литературы и оставил о себе память как замечательный поэт. Он превратил Севилью (при поддержке своего не менее знаменитого хаджиба Абен Амара) в выдающийся центр культуры, ни в чем не уступавший Кордове эпохи ее расцвета. Это преобладание Севильи, которое расценивалось весьма неодобрительно всеми прочими таифскими эмирами, а также победы, одержанные христианами, которые овладели такими важными городами, как Толедо и Валенсия (а еще раньше завоевавших Коимбру, Визеу, Ламегу, Барбастро и другие пункты), привели к вторжению в Испанию нового мусульманского народа, который тогда начинал приобретать могущество в Африке.

После того как Северная Африка объявила себя независимой от восточного халифата, господствующим элементом стали берберы, поскольку они составляли основную массу местного населения. В последней трети XI в. в Африке возникла новая политическая сила — объединение племен сахарских берберов, ядром которого было племя ламтунов, начавшее свои завоевательные войны под влиянием проповедей факиха Абдаллы.

Арабская цивилизация в Испании

Обращенные в ислам ламтуны предприняли завоевание Африки, именуя себя морабетинами или альморавидами. Название морабетины означает «религиозные люди». Альморавидам к концу XI в. удалось создать обширную империю, простиравшуюся от Сенегала до Алжира. Вождем альморавидов в конце XI в. был Юсуф-ибн-Тешуфин или ибн-Ташфин. Некоторые таифские эмиры поддерживали с ним сношения и неоднократно просили его оказать им помощь в борьбе против христиан.

Однако когда опасность стала совершенно очевидной и эмиры начали думать о том, чтобы сообща испросить помощь у альморавидов, в стане испанских мусульман возникли раздоры. Многие усматривали в самой мощи альморавидов немалую опасность. Сила альморавидов казалась им обоюдоострым оружием, которое могло обратиться и против христиан и против правоверных мусульман Испании.

В конце концов более непосредственная опасность — христианская — заставила андалусских эмиров решиться. Сам Мутамид прекрасно охарактеризовал положение, сказав своему сыну Аррамиду, когда тот предупреждал его, что приход альморавидов может повлечь тяжелые последствия для испанских королей: «Все это истина, но я не желаю, чтобы потомство укоряло меня за то, что я был причиной захвата Андалусии неверными». Было решено послать к Юсуфу посольство в составе кади Бадахоса, Севильи, Гранады и Кордовы.

Послы после совещаний с альморавидским вождем Юсуфом пригласили его от имени своих государей прибыть в Испанию с войском, потребовав от него клятвенного обещания не нарушать целостности владений андалусских эмиров. Юсуф дал клятву, но потребовал предоставить ему крепость Алхесирас. Поскольку послы не решались отдать ему эту крепость без позволения эмиров, Юсуф отпустил их, не дав окончательного ответа.

Однако через некоторое время, основываясь на заявлении своих факихов, признавших за ним право завладеть Алхесирасом, если ему не уступят его добровольно, он явился с сильной эскадрой к этому городу и заставил войска Мутамида сдать его. После этого, укрепив Алхесирас, Юсуф направился в Севилью, где к нему присоединились войска эмиров Гранады, Малаги и Альмерии. Во главе соединенных альморавидско-испанских сил Юсуф отправился в Бадахос, где к нему присоединилось войско местного эмира. Неподалеку от Бадахоса, в пункте, который мусульмане называли Асагал, а христиане — Салакой (это последнее название сохранилось до сих пор), Юсуф встретился с войском короля Леона Альфонса VI.

В решительном сражении (октябрь 1086 г.) христиане были разбиты наголову и понесли громадные потери. Тем не менее мусульмане на этот раз не сумели воспользоваться плодами, которые сулила им эта победа, так как Юсуф, получив сообщение о смерти своего старшего сына, вернулся в Африку, оставив в Испании только один трехтысячный отряд. Христианам, в дополнение к тяжелым потерям, которые они понесли при Салаке, пришлось еще эвакуировать Валенсию, ранее завоеванную ими, а также снять осаду Сарагосы. Таифские эмираты, платившие дань королю Леона и Кастилии, освободились от этого бремени.

Тем не менее христиане продолжали представлять опасность, особенно на востоке, где, обладая сильно укрепленным замком Аледо, расположенным между Мурсией и Лоркой, они постоянно угрожали соседним мусульманским владениям, опустошая поля и совершая набеги на Альмерию. Мутамид предпринял поход против Аледо со своими войсками и войсками, оставленными Юсуфом, но его попытки захватить крепость были безрезультатны.

К тому времени, когда Абд аль-Рахман достиг Испании, арабы уже закрепились на Пиренейском полуострове. Их пребывание и жизнь там вписали одну из самых славных глав в истории ислама.

После того, как Шарль Мартель установил заслон походам на Францию, мусульмане решили сосредоточить все внимание на южной области Испании — Андалусии, которую они называли Аль-Андалус, и построили там цивилизацию, значительно превосходившую те, что когда-либо знала Испания. Властвуя мудро и справедливо, они проявляли высокую терпимость к христианам и евреям, что побудило впоследствии многих из них принять ислам. Кроме того мусульмане развивали и совершенствовали торговлю и сельское хозяйство, покровительствовали искусствам, вносили значительный вклад в развитие науки и создали в Кордобе наилучшую на то время инфраструктуру в Европе.

К десятому столетию Кордоба могла похвастать населением в 500000 человек (тогда как, например, в Париже в то время насчитывалось около 38000 жителей). Согласно летописи тех дней, в городе к тому времени было построено 700 мечетей, около 60000 дворцов и 70 библиотек, в одной из которых по имеющимся сообщениям находилось 500000 манускриптов. В Кордобе было более 900 публичных бань, впервые в Европе появились уличные фонари. В пяти милях за городом размещалась резиденция халифа Мадинат аль-Захра. Строительство этого комплекса из мрамора, гипса, слоновой кости и оникса, заняло сорок лет, расходы на него составили треть общей казны Кордобы. В те времена — до разрушения в 11-м веке — его считали одним из чудес света. Его реконструкция и восстановление, начатые в первых годах двадцатого столетия, все еще продолжаются.

Тем не менее к 11-му веку слабое сопротивление христиан начало расти и войска под предводительством Альфонсо Шестого вновь заняли Толедо. Это было началом исторического периода, называемого христианами Реконкистой. Оно отчетливо обозначило главную проблему, что омрачала ту благородную и грациозную эпоху: неспособность многочисленных правителей Исламской Испании сохранять и поддерживать единство. Когда множественные христианские королевства начали представлять серьезную угрозу, ослабленные междоусобицами мусульманские правители были вынуждены обратиться за помощью к Альмоваридам, североафриканской берберской династии. Альмовариды сокрушили восставших христиан, однако в конечном итоге сами захватили власть. В 1147г. Альмовариды в свою очередь были разгромлены Альмохадами — еще одним союзом берберских племен.

Несмотря на то, что подобные внутренние распри и междоусобная вражда никоим образом не были необычными по тем временам, — христианские королевства также непрестанно воевали между собой — они, тем не менее, ослабляли силу мусульман в то самое время, когда христиане начали создавать сильные союзы и альянсы, формировать могущественные армии и готовиться к походам и кампаниям, которые в более поздние времена положили конец Арабскому правлению в Европе.

Тем не менее, арабы не собирались с легкостью сдаваться; Аль-Андалус была также и их родиной. Постепенно, однако, они вынуждены были отступать — вначале из Северной Испании, затем из ее центральной части. К тринадцатому столетию их когда-то обширные и протяженные владения уменьшились до размеров нескольких разбросанных глубоко в горах Андалусии княжеств, которые, однако, не только боролись за выживание, но и процветали.

Одновременно удивительно и впечатляюще было то, что именно за последние два века своего правления арабы и создали то великолепное королевство, которое больше всего их прославило, — Гранаду. Кажется, будто во время своего медленного отступления на юг они вдруг осознали, как писал Вашингтон Ирвин, себя народом без страны, и приступили к строительству величественного памятника — Альхамбры, цитадели, возвышающейся над Гранадой, которую писатель-современник оценил так — "великое чудо цивилизованного мира".

Постройка Альхамбры началась в 1238г. Мухаммадом ибн аль-Ахмаром, который во время осады Гранады королем Арагона Фердинандом явился в его шатер и смиренно пообещал стать в обмен на мир и безопасность его народа вассалом короля.

То решение было необходимо, хоть и трудно, особенно, когда Фердинанд потребовал от него согласно заключенному договору предоставить войска в помощь христианам против мусульман при осаде Севильи в 1248г. Верный своему слову, Ибн аль-Ахмар исполнил просьбу короля Арагона, и Севилья пала перед христианами. Но, вернувшись в Гранаду, где ликующие толпы людей приветствовали его как победителя, он раскрыл бурю, бушевавшую в его душе, коротким и горестным возгласом: "Нет победителя, кроме Бога".

Вначале выстраиваемая как крепость, Альхамбра в правление преемников Ибн аль-Ахмара постепенно разрасталась в выдающийся комплекс изысканных восхитительных зданий, укромных внутренних дворов, прозрачных бассейнов и скрытых от глаз садов. Позднее, после смерти Ибн аль-Ахмара, и сама Гранада также перестраивалась и реконструировалась и стала, как писал один из арабов, посетивших ее: "подобна серебряной вазе, наполненной изумрудами".

Тем временем христианские короли выжидали. Беспрестанно и непреклонно наступая, они захватили Толедо, Кордобу и Севилью. Уцелела лишь Гранада. В 1482г. произошла очередная мелкая ссора между ее правителями, которая привела к расколу мусульманского союза на две враждебные группировки. Этим воспользовались два сильных христианских монарха: Фердинанд и Изабелла заключили брачный союз и объединили свои королевства. В итоге спустя десять лет Гранада пала. Второго января 1492г. — в год, когда они снарядили экспедицию Колумба в Америку, — Фердинанд и Изабелла подняли флаг христианской Испании над Альхамброй и Боабдиль, последний мусульманский правитель в горести отправился в изгнание, сопровождаемый разгневанной престарелой матерью: "Оплакивай, подобно женщине, город, который ты не сумел защитить как мужчина!"

Описывая судьбу ислама в Испании, Ирвинг пришел к заключению, что мусульмане были стремительно изгнаны из Испании.

Начало реконкисты в Испании. Мусульманские государства (стр. 1 из 2)

Никогда прежде изгнание народа не было столь масштабным. При переселении в Северную Африку и в другие земли многие мусульмане несли с собой остатки испанской эры и, таким образом, сумели внести значительный вклад в материальную и культурную жизнь приемных земель.

Большая часть переселения, однако, наступила позже. Вначале большинство мусульман оставались в Испании: им, отрезанным от своих первоначальных корней временем и расстоянием, просто некуда было идти. Кроме того, вплоть до наступления эпохи Инквизиции условия жизни в Испании не были невыносимыми. Христиане позволяли мусульманам работать, служить в армии, владеть землей и даже исповедовать их религию. Все эти уступки были обусловлены важностью присутствия мусульман для продолжавшегося в то время процветания экономики Испании. Но затем, во времена Инквизиции, у мусульман были отобраны все права, жизнь их стала невыносимо трудной, и многие из них начали покидать эту землю. В конце концов, в начале 17-го века оставшиеся в Испании мусульмане были изгнаны силой.

В середине VIII века на Пиренейском полуострове существовало государство Кордовский халифат, население которого состояло из арабов, называемых маврами, и берберских племен Северной Африки. Мусульмане называли арабскую Испанию Андалусией.

В период перехода к классическому феодализму (в Западной Европе период классического феодализма охватывает XI-XV века) мусульманская Испания была процветающей европейской страной. Христианская церковь воспользовалась ослаблением арабского халифата и объединила все христианское население Пиренейского полуострова против мусульман. С помощью французских и итальянских рыцарей началось движение за изгнание арабов с полуострова. Это движение назвали “реконкиста”.

Исламская Испания

В ходе реконкисты феодалы захватывали новые земли, крестьяне, участвовавшие в войне, вместе с землей получали и личную свободу, а города, отнятые у мавров, получили право на самоуправление. В результате реконкисты образовались новые государства.

В 1030 году Кордовский халифат распался на ряд эмиратов. Одной из причин раскола было то, что во дворце халифа иудеи занимали важные посты.

В 1085 году крестоносцы заняли город Толедо на севере Пиренеев и превратили его в столицу королевства Кастилия. Чуть позже возникли королевство Арагон со столицей в Сарагосе, а в XIII веке — королевство Португалия со столицей в Лиссабоне. В 1212 году христианские государства и объединенное войско крестоносцев у деревни Лас-Навас-де-Толоса победили арабов. Силы арабов в Андалусии были подорваны.

В XIV веке на Пиренейском полуострове в руках арабов осталась одна, но самая богатая область — Гранадский эмират.

Королевство Испания

Все образовавшиеся на Пиренейском полуострове государства были сословно — представительскими монархиями. Высшим законодательным органом являлись кортесы. Они назначали новые налоги, участвовали в принятии законов. В 1479 году Кастилия и Арагон объединились в единое государство — Испания, а Наварра была поделена между Испанией и Францией. Централизованная Испания в 1492 году захватила и Гранаду — последний эмират на Пиренеях.

В процессе реконкисты мусульмане и иудеи оставили Андалусию. Это нанесло сильный удар по торговле и ремеслу. Испания превратилась в католическую страну. Был создан суд инквизиции. Еретиков стали сжигать на костре, подобная казнь называлась аутодафе.

Ко́рдовский халифат (929-1031 гг.) – средневековое мусульманское государство на территории современной Испании и Португалией со столицей в г. Кордова.

К началу VIII века арабы завоевали почти всю территорию Пиренейского полуострова: до 750 г. мусульманская Испания (ал-Андалус) была частью Дамасского халифата. С захватом власти в Дамаске Аббасидами, представитель павшей династии Омейядов Абд ар-Рахман закрепился в ал-Андалусе и создал эмират со столицей в Кордове. Расцвет династии кордовских Омийядов связан с именем Абд ар-Рахмана III, который в 929 г. утвердил независимость арабской Испании и создание Кордовского халифата.  

Кордовский халифат представлял собой централизованное государство, в котором вся полнота власти находилась в руках халифа. В его подчинение входили верховные сановники – хаджибы, однако фактическая власть зачастую сосредотачивалась в руках различных кятибов – секретарей. Провинциальное управление осуществлялось валиями, а в условиях постоянной борьбы с христианами особое значение приобрела должность правителя границ. Важное место в системе управления занимали судьи – кади. Главным был судья соборной мечети в Кордове. Судьи выполняли не только судейские функции, но и ведали вопросами религиозного характера, были попечителями сирот и неграмотных, записывали акты рождений, браков и смерти.

Важным элементом политической системы халифата была армия и флот. Войско формировалось на основе старого арабского племенного принципа. Каждый клан выставлял определенное количество солдат со своим командиром и знаменем. Флот выполнял как военные, так и торговые функции. Военная деятельность флота, главным образом, была направлена против Галисии и Астурии, остававшиеся христианскими. Основным торговым портом халифата являлась Альмерия. 

В начальный период своего существования халифат пережил эпоху бурного экономического подъема. Доходы государства слагались из различных податей. Определенная десятина взималась с сельских продуктов, ремесленного производства и торговли. Основу сельского хозяйство составляло мелкое крестьянское хозяйство при отсутствии домена. Крестьяне арендовали участки у крупных землевладельцев, а также платили значительные налоги в казну. Общая сумма налогов, взимаемых в Кордовском халифате, при Абд ар-Рахмане III составляла 5 млн. 400 тыс. золотых динаров.

2. Мусульманская Испания (VIII – XV вв)

Экономическому росту способствовали меры по расширению спектра производимой сельскохозяйственной продукции – были завезены сахарный тростник, рис, шелковица, гранат; усовершенствована система ирригации, приняты меры по развитию скотоводства.  Важным становилось рудное дело, металлическое и текстильное производство. Халифат поддерживал интенсивные торговые связи со странами Западной Европы и Северной Африкой. Внутренняя торговля регулировалась посредством корпораций – цехов купцов и ремесленников.

Кордовский халифат интенсифицировал свои дипломатические связи: известны его посольства в Византию и Германию. Общий подъем халифата отразился в расцвете науки и культуры — здесь работали видные ученые; библиотека аль-Хакама насчитывала до 400 тыс. томов. 

X век стал вершиной расцвета Кордовского халифата, однако халифы Омейядской династии не смогли удержать власть, и уже в 1031 году, во время гражданских войн и междоусобиц, на его месте возникли мелкие самостоятельные арабские княжества в Сарагосе, Толедо, Севилье, Гранаде, Валенсии и др. 

Иллюстрация: 

Большая мечеть в Кордове (вторая половина VIII- начало IX вв.)

Автор статьи: Фофанова А.Р.

Литература

  • Колесник В.И. Курс лекций по истории Западноевропейского Средневековья (V-XV вв.). Элиста, 2009.
  • Крачковский И.Ю. Арабская культура в Испании. М.-Л., 1937.
  • Кудрявцев А.Е. Испания в средние века. Л., 1937.
  • Уотт У.М., Какиа П.Мусульманская Испания. М., 1976.

Статью разместил(а)

Фофанова Анна Романовна

аспирант исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кафедра Новой и новейшей истории стран Европы и Америки