Ислам в России

03.07.2018 0 Автор admin

Ислам в России

В России и странах СНГ насчитывается более 60 больших и малых народов, чьи предки исповедовали ислам. Общая численность мусульман составляет около 54 млн человек Наиболее плотно заселены мусульманами государства Средней Азии — Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан и расположенный в Закавказье Азербайджан. В СНГ 90 % исповедующих ислам составляют узбеки, казахи, азербайджанцы, татары, таджики, туркмены, киргизы и башкиры.

В России ислам — вторая по числу последователей религия после православия, а мусульман насчитывается более 11 млн человек. К народам России, исповедующим ислам, относятся более 5 млн татар, более 1,4 млн башкир, около 1 млн чеченцев, более 0,5 млн аварцев, около 400 тыс. кабардинцев, около 300 тыс. даргинцев, более 200 тыс. лезгин, около 200 тыс. ингушей, около 140 тыс. карачаевцев, около 100 тыс. лакцев, около 80 тыс. балкарцев. В России проживают более 1 млн азербайджанцев, около 1 млн казахов, десятки тысяч узбеков, киргизов, таджиков, курдов, а также турки-месхетинцы, крымские татары, пуштуны и представители других народов из разорённого многолетней войной Афганистана.

На территории России мусульман больше всего на Северном Кавказе, в Поволжье и на Урале. Благодаря многовековому взаимовлиянию культур Запада и Востока Россия до сих пор остаётся уникальным евразийским государством, в котором сосуществуют и порой причудливо сочетаются христианская и мусульманская культура.

Ислам в Поволжье и Приуралье

Народы Поволжья начали исповедовать ислам в VIII в. Это произошло благодаря торговцам-мусульманам, которые поднимались с Каспийского моря по Волге на север или добирались до этих мест по сухопутью из Хорезма через земли тюрков-кочевников в низовьях реки Урал. В VIII в. Нижнее Поволжье оказалось под властью Хазарского каганата.

Хазары, управляемые родом Ашина, подчинили булгар, кочевавших в Приазовье, а также несколько славянских и финно-угорских племён. В 737 г. арабский полководец Марван ибн Мухаммад прошёл через Дербентские ворота в кавказские владения Хазарского каганата, дошёл с боями до Итиля (Волги) и наголову разбил хазарскую армию. Когда каган (хазарский правитель) запросил мира, арабский полководец потребовал от него принятия ислама, и тот согласился на требование победителя. Однако через несколько лет Хазарский каганат окреп и перестал считать себя зависимым от Арабского халифата, а каган отрёкся от навязанной ему веры.

В конце VIII в. в Хазарском каганате в качестве официальной религии был принят иудаизм.

В 965 г. киевский князь Святослав разгромил Хазарский каганат. Союзники Святослава кочевники-гузы после ухода русских ещё несколько лет грабили хазарские земли. Хазары обратились за помощью к правителю Хорезма. Он согласился помочь, если хазары примут ислам. Правители Хазарии, очевидно, пошли на это, ибо арабский историк ал-Макдиси писал в конце X в., что жители хазарской столицы Итиля в большинстве своём больше не исповедуют иудаизма. В 985 г. великий князь Киевский Владимир, сын Святослава, заключив союз с гузами, вновь напал на хазар. Хазария была окончательно разорена и перешла во владение тюркских кочевников — гузов и кипчаков.

В Среднем Поволжье к тому времени набирала мощь Волжская Булга-рия, правители которой избрали ислам в качестве официального вероисповедания. О проникновении ислама в Булгарию свидетельствует историк X в. Ахмад ибн Умар ибн Руста. Излагая сведения 903—913 гг., он пишет: «Булгары живут на Итиле, царя их зовут Алмуш, он мусульманин и среди его подданных много мусульман. И одеяния, и похоронные обряды у них мусульманские…». Другой документ — письмо булгарского правителя Алмуша к халифу ал-Муктадиру, полученное им в Багдаде в 921 г. В этом послании Алмуш просил помочь исламизировать своё государство. В результате часть населения Волжской Булгарии приняла ислам в мае—июне 922 г.; именно тогда приглашённое Алмушем посольство халифа ал-Муктадира совершило церемонию обращения в ислам булгарской знати.

О статусе ислама как официальной религии Булгарии свидетельствуют и данные русских летописцев в связи с событиями конца 80-х гг. X в., когда к великому князю Киевскому Владимиру прибыли булгарские послы с предложением принять ислам. В 990 г. уже сам новокрещённый великий князь Владимир направил к булгарам православных проповедников. Благодаря их стараниям четверо булгарских князей, став христианами, переселились в Киев.

Приняв ислам, Булгария обособилась от сопредельных неисламских территорий Поволжья и Урала как «страна истинной веры». В составленном в 982 г. трактате «Пределы мира от востока к западу» говорится: «Булгар — город с небольшой областью, расположенный на берегу Итиля. В нём все жители мусульмане; из него выходит 20 тысяч всадников. Со всяким войском неверных, сколько бы его не было, они сражаются и побеждают. Это место укреплённое, богатое». Историк XII в. ал-Марвази сообщает: «Булгары — мусульмане, они воюют с неверными из тюрок, совершая против них походы, так как неверные вокруг них».

Под влиянием ислама для булгарской письменности была принята арабская графика. Арабский язык способствовал расширению экономических и культурных связей обитателей Поволжья и Урала с мусульманскими государствами, расположенными в Средней Азии — в Хорезме, Мавераннахре и Хорасане. В XII столетии в Булгарии начала развиваться городская и книжная культура. Возникла влиятельная прослойка из числа факихов, улама и сурийских шейхов.

Дальнейшее распространение ислама в Поволжье и на Урале связано с историей Улуса Джучи — западной части Монгольской империи. В его состав входили русские княжества, Волжская Булгария, Хорезм, а также степные владения кочевников-тюрков. Первые монгольские правители отличались веротерпимостью, которая была обусловлена скорее всего их равнодушием к религии побеждённых.

Ханские ярлыки (охранные грамоты), данные монгольскими правителями мусульманским и христианским священнослужителям, освобождали их от податей и всех повинностей. Мечети и церкви были свободны от постоя. За оскорбление служителей культа, уничтожение храмового имущества полагалась смертная казнь.

Мусульманское и христианское духовенство с первых лет установления власти монголов над Волжской Булгарией и Русью активно проникало в элиту завоевателей, соперничало в попытках оказать влияние на правителей Улуса Джучи и их окружение. При хане Берке (правил в 1256— 1266 гг.) в 1261 г. в столице Золотой Орды была образована православная епархия, в 1315г. было учреждено католическое епископство, а сам хан принял ислам. В государстве к этому времени насчитывалось 12 францисканских монастырей, главным образом в Крыму и Причерноморье.

Решающие события для ислама в монгольских владениях, в которые входили Поволжье, Приуралье и Западная Сибирь, произошли в XIV в. В правление ханов Золотой Орды Узбека (1313—1342 гг.) и Джанибека (1342-1357 гг.) ислам стал активно насаждаться в подвластных владениях. Об этом, в частности, свидетельствует ногайская пословица «Вера пришла от Узбека». Узбек основал новую столицу — Сарай ал-джадид (Новый Сарай) и застроил её мечетями, медресе, дворцами и мавзолеями почитаемых шейхов.

В то время в Москве, Рязани, Кашире, Серпухове, Звенигороде и других русских городах начали возникать мусульманские пригороды, а усиление влияния православия и католицизма в Золотой Орде стало одной из причин роста активности мусульманского духовенства.

Под влиянием русского духовенства и из-за необходимости поддержки русских вассальных князей золото-ордынские ханы Узбек и Джанибек выступали против соперников православия. В русской летописи под 1357 г. сообщается о смерти хана Джанибека. Летописец писал, что он «был добр зело к христианству, много льготы сотворил земле Русской».

Куликовская битва (1380 г.) и последовавшие за ней столкновения растущего Московского княжества со слабеющей Золотой Ордой привели к противостоянию мусульман-татар и христиан-русских. И те и другие приняли лозунг «священной войны против неверных».

Нетерпимость к исламу ярко проявилась при Иване IV. После захвата Казани в 1552 г. всё татарское население было изгнано далеко за пределы города. Сельские жители-нехристиане были лишены земель, расположенных вдоль больших дорог и по берегам Волги и Камы. Эти стратегически важные земли получили русские служилые люди, местная новокрещённая знать и Православная Церковь. Мусульманское население было вынуждено селиться в районах Волго-Вятского междуречья, по Средней и Верхней Каме, в низовьях Белой и за Уральским хребтом. Татары стали переселяться на земли единоверцев-башкир и дальше на восток. В результате в Приуралье и Западной Сибири увеличилась численность тюрков-мусульман, мусульманских священнослужителей, вырос авторитет ислама как преследуемой иноверцами «религии отцов и дедов». Стали укрепляться традиционные связи со Средней Азией, где в основном стало проходить подготовку духовенство, началась активная проповедь ислама среди чувашей, марийцев и других народов.

Гонения русских властей, разрушение мечетей, введение новых податей толкало мусульман на открытое противостояние. На насильственную колонизацию башкиры и татары отвечали восстаниями, которые нередко возглавляли религиозные авторитеты — Карасакал, Батырша и др. В частности, из-за гонений на ислам башкиры и татары принимали участие в восстаниях Степана Разина, Кондратия Булавина и Емельяна Пугачёва.

Ислам в Российской империи

В течение XVIII — первой половины XIX в. политика царского правительства в отношении мусульманского духовенства в Поволжье и на Урале менялась в зависимости от задач управления землями, населёнными инородцами. Вплоть до 30-х гг. XVIII в. правительство России почти не вмешивалось в повседневную жизнь мусульман и в процесс избрания духовных наставников и шариатских судей. В 1735 г. в связи с крупным восстанием башкир начальник Оренбургской экспедиции Иван Кириллович Кириллов впервые поставил вопрос о том, чтобы ахунов (глав духовенства) назначали правительственные органы, обосновывая это тем, что башкирские муллы активно участвовали в восстаниях. В итоге царское правительство оценило выгоды от хороших отношении с мусульманским духовенством и учло его влияние на подданных мусульман. В 1756 г. указом императрицы Елизаветы было разрешено строить мечети в мусульманских селениях, где проживали 200—300 жителей мужского пола и не было русских и новокрещённых.

После подавления восстания под предводительством Емельяна Пугачёва (1773—1775 гг.), в котором активное участие принимали башкиры и татары, политика царского правительства в отношении мусульманского духовенства смягчилась. В 1777 г. императрица Екатерина II разрешила строить каменные мечети в городах. В 1789 г. Священный синод запретил посылать православных проповедников в чисто мусульманские селения.

Чтобы усилить надзор за деятельностью духовных наставников мусульман, царское правительство создало иерархически организованное служилое мусульманское духовенство, которое должно было помогать царской администрации. В 1788 г. по указу Екатерйны II было образовано Уфимское духовное магометанского закона собрание. Оно начало действовать в 1789 г. и до 1796 г. располагалось в Уфе. После образования Оренбургского генерал-губернаторства Духовное собрание было переведено в Оренбург и с 1841 г. стало называться Оренбургским духовным собранием, хотя снова вернулось в Уфу.

Духовное собрание возглавлял муфтий, которого выдвигали, рекомендовали и проверяли многие государственные органы вплоть до Священного синода. Кандидатуру муфтия предлагали оренбургский и казанский губернаторы, а после одобрения членами Оренбургского духовного собрания обсуждали в Министерстве внутренних дел. Император именным указом утверждал представленную министром кандидатуру в должности.

Надзор за деятельностью Духовного собрания был возложен на казанского губернского прокурора. Троих шариатских судей (членов Духовного собрания) и его секретаря назначали сроком на три года совместно министр внутренних дел и сенат по представлению муфтия, казанского и оренбургского губернаторов с приложением мнений соответствующих губернских прокуроров и начальников полиции. Для нижестоящих шариатских судов судьями избирали лиц, получивших на волостных выборах не менее двух третей голосов жителей волости. Затем избранного кандидата утверждали Духовное собрание и губернатор.

После присоединения Крыма (1783 г.) духовным главой местных мусульман в 1794 г. был официально признан муфтий Бахчисарая. В 1831 г. правительство учредило Мусульманское духовное управление Таврической губернии, а в 1872 г. — шиитское и суннитское Духовные собрания в Закавказье. Система управления духовными делами мусульман Средней Азии была в ведении генерал-губернатора Туркестанского края и администрации Закаспийской области.

В XIX в. появилось много новых мечетей (в 1899 г. число мечетей, подведомственных Оренбургскому духовному собранию, составило 12,5 тыс.), были открыты медресе и мактабы, выходила в свет религиозная литература. К январю 1912 г. в Российской империи насчитывалось около 30 тыс. мечетей и 3 тыс. молитвенных домов, 35 тыс. приходов, более 42 тыс. представителей духовенства, около 15 тыс. религиозных школ, в которых обучались более 460 тыс. учащихся.

Ислам в советскую эпоху

Октябрьский переворот 1917 г. и Гражданская война смели прежние социальные структуры и ненадолго освободили мусульман от государственной опеки. Мусульмане сместили руководство Оренбургского духовного собрания и избрали муфтием известного просветителя и джадидского деятеля Галимджана Галеева (1857—1921). II Всероссийский съезд мусульман, состоявшийся в Казани в июле 1917 г., переименовал Оренбургское духовное собрание в Центральное духовное управление мусульман внутренней России и Сибири (ЦДУМ).

Мусульмане искренне надеялись, что советская власть поможет им избавиться от пережитков уходящего строя. Но атеистическая власть, нетерпимая к инакомыслию, одинаково преследовала и тех, кто демонстративно отрекался от старого уклада, и тех, кто упрямо держался за благую старину. Успехи «национального строительства» в автономных и союзных республиках, в которых жили мусульмане, советское руководство связывало с уменьшением числа верующих, закрытием мечетей, вытеснением мулл и знатоков религиозных наук из общественной жизни. Руководители национальных республик, в которых ислам был частью культурного наследия, проявляли большее рвение, чем требовал центр, чтобы разоблачать ислам. На Кавказе и в Средней Азии священнослужители даже организовали выступления против безбожной власти, которые были подавлены.

Советское государство стремилось ускорить отмирание религии. Местные власти закрывали мактабы и медресе, конфисковывали и уничтожали религиозные книги, представляющие большую историческую ценность, постоянно ущемляли права верующих, чинили препятствия получению религиозного образования, облагали представителей духовенства непомерными налогами. В конце 20-х гг. развернулась кампания по закрытию мечегей и начались гонения на священнослужителей. Хозяйства мулл были отнесены к кулацким. Начались кампания раскулачивания, с арестами, отправкой в лагеря и тюрьмы. Многие духовные лица оказались в ссылке. Оставшихся угрозами принуждали отказаться от богослужения. Насильно собирались подписи верующих с просьбой о закрытии мечетей. В августе 1929 г. советское правительство приняло постановление о замене в письменности мусульманских народов России арабского алфавита латинским. В связи с этим началась новая волна борьбы с религиозным «дурманом». Из библиотек изымалась литература с арабской графикой, в том числе и изданная при советской власти. Коран и другая религиозная литература, к которой были отнесены практически все старопечатные и рукописные книги, отбирались и сдавались в макулатуру. Сотни тысяч книг были уничтожены владельцами, боявшимися держать их дома, а упорствующие знатоки классического наследия попали в лагеря и тюрьмы, составив поток заключённых-«арабистов».

В мае 1930 г. глава ЦЦУМ муфтий Ризаутдин Фахрутдинов (1859— 1936 гг.) добился в Москве встречи с председателем Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК СССР Петром Гермогеновичем Смидовичем, чтобы довести до сведения властей трагический итог политики советской власти, который подтверждался жалобами верующих, адресуемыми в ЦДУМ. Муфтий также попросил своего собеседника принять меры для спасения архива Духовного управления, представляющего историческую ценность, и передать его в библиотеку Академии наук СССР. После беседы с муфтием П. Г. Смидович написал в докладной записке М. И. Калинину: «…все религиозные организации мусульман находятся накануне полнейшего разрушения и исчезновения с лица земли. Пока закрылось 87% мухтасибатов (мусульманские епископаты), из 12 тыс. мечетей закрыто более 10 тыс., от 90 до 97 % мулл и муэдзинов лишены возможности отправлять культ… Положение по мусульманскому культу хуже, чем по другим культам, но в общем рисует характерную для всех культов картину».

Только за три месяца 1931 г. в Башкирии осудили к расстрелу 4 представителей духовенства, к заключению в концлагерь — 48, ссылке — 45 человек. К 1932 г. в Поволжье и Приуралье на свободе осталось не более 300 священников. Люди стали скрывать свою религиозность, боялись ходить в мечеть. Массовые закрытия мечетей прекратились, лишь когда началась Великая Отечественная война.

В 1943—1945 гг. власти разрешили создать систему самоуправления мусульман в составе четырёх Духовных управлений (муфтиятов) — европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС), Средней Азии и Казахстана (САДУМ), Северного Кавказа (ДУМСК) и Закавказья (ДУМЗ). Муфтияты возглавили систему объединения мусульманских общин в крупные административно-территориальные сообщества, подконтрольную властям, но номинально независимую от государства. Во главе низовой организации, состоявшей из приходов мечетей (махалла), стоял настоятель мечети (имам-хатиб). Приходы объединялись в мухтасибаты, возглавляемые мухтасибом и создаваемые в пределах области, или в казияты, возглавляемые кади.

Сколько в России мусульман

Мухтасибаты подчинялись Духовному управлению во главе с председателем — муфтием. Управление осуществляло организационно-административные функции и являлось официальным связующим звеном между мусульманами и органами государственной власти.

В октябре 1948 г. был проведён IV съезд (курултай) мусульманского духовенства России, где под нажимом властей был принят новый устав ДУМЕС, резко ограничивающий его полномочия. Духовным управлениям запретили образовывать новые приходы и территориальные управления и изменять территории существующих, проводить благотворительные мероприятия в пользу духовенства, открывать духовные школы (мактабы и медресе), а также краткосрочные курсы по подготовке служителей культа.

В конце 50-х гг. обозначилась катастрофическая перспектива исчезновения грамотных верующих и служителей культа. Единственным в СССР учебным заведением мусульман осталось медресе «Мир-и Араб» в Бухаре. Типографию ДУМЕС закрыли перед Великой Отечественной войной. Хранящуюся в библиотеках Духовных управлений религиозную литературу запрещалось распространять среди верующих.

В советское время перестала существовать традиционная исламская система образования и воспитания. Религиозная активность оказалась низведена до уровня обрядоверия. Когда в 60—70-х гг. исчезло поколение грамотных служителей культа, получивших религиозное образование до 1917 г. и в первые годы советской власти, их места заняли советские муллы-«образо-ванцы». Большинство считавших себя мусульманами не придерживались пяти обязательных основ веры, а часто даже не имели о них представления. Не только верующие, но и многие муллы знали лишь арабский алфавит и несколько заученных наизусть религиозных формул и цитат из Корана.

За семь десятилетий советской власти мусульманское духовенство стало довольно малочисленным. Из 7,5 тыс. мечетей, находившихся в 1918 г. в ведении ЦЦУМ, к 1951 г. осталось 150, а к 1980 г. — 94. Религиозная жизнь мусульман оказалась оторвана от деятельности религиозных институтов. Они были запрещены и преследовались властями, поэтому знатоки веры не могли передавать знания и опыт, не имели возможности трактовать моральные ценности ислама применительно к повседневной жизни и в соответствии с развитием определённого региона и народов, населявших его.

Ислам в ХХI веке

С конца 80-х гг. XX в. началось возрождение ислама в России. Повсеместно стали восстанавливать мечети и медресе. На 1 января 1997 г. в России было официально зарегистрировано 2738 мусульманских объединений, из них — 2587 махалла (приходы) при мечетях. В Республике Татарстан число мечетей достигло 700, в Республике Башкортостан — 490, а в Республике Дагестан примерно 3,5 тыс. В столице Дагестана Махачкале стала действовать крупнейшая в России мечеть, вмещающая 8 тыс. верующих. Мечеть появилась и в самой северной точке распространения ислама — в городе Салехарде, столице Ямало-Ненецкого автономного округа, где нефтяниками и газовиками работают азербайджанцы, башкиры и татары.

Сейчас начала возрождаться система религиозного образования. Появились воскресные мактабы, медресе с кратким и полным циклом обучения. В них учащиеся наряду с основами арабской грамматики и правописания изучают тафсир (комментарии к Корану), хадисы и историю ислама.

В начале 90-х гг. реформаторы, обвинившие прежнее руководство мусульман в пассивности, раболепстве перед советской властью, в забвении предписаний шариата и моральном разложении, создали во многих регионах независимые от ДУМЕС Духовные управления. Новое поколение духовных наставников осознаёт, что ислам в России находится в глубоком упадке, ведь большинство людей, называющих себя мусульманами, не знают Корана, не читают молитв и не соблюдают морально-правовые нормы ислама.

Большинству мусульман чужды экстремистские проявления веры, которые характерны для других регионов исламского мира. Ислам в России отличается терпимостью к другим верованиям и открыт к диалогу с ними. Не принимая крикливых лозунгов экстремистов, российские мусульмане пытаются своими неустанными усилиями превратить страну в правовое государство, в котором не будет места вмешательству властей в дела верующих.

Вернуться

Используются технологии uCoz

II. МУСУЛЬМАНСКИЕ НАРОДЫ В РОССИИ И СССР

Исламская революция в Иране и героическое со­противление мусульманского Афганистана против советской сверхдержавы повысили интерес также и к мусульманским народам СССР. Происходящая сейчас схватка между исламом и коммунизмом в Афганистане, продолжающаяся политическая, стра­тегическая и энергетическая конфронтация великих держав в мусульманском регионе (Афганистан, Иран и Арабский Восток) может привести в движе­ние со временем и советский мусульманский Во­сток. Кремль старается, продолжая бороться против ислама в СССР, вводить советских мусульман в свою экспансионистскую игру на Среднем и Ближ­нем Востоке якобы для «защиты» тамошних му­сульманских народов против американцев. Но это не только фальшивая и коварная игра, но и одно­временно игра с огнем. В случае возникновения военной конфронтации в этом регионе между Аме­рикой и Советским Союзом нынешняя ставка Крем­ля на «мусульманский патриотизм» его подданных может обернуться катастрофой для него же. В вы­сокой степени ненадежными являются мусульман­ские народы СССР и в случае серьезного политиче­ского и революционного кризиса внутри страны, о чем свидетельствует живучесть идеологии басма­чества в Туркестане и мюридизма на Кавказе, осно­ванной на догмах ислама. Характерно также, что все диссиденты, репрессированные из среды мусульман, обвинялись в перепечатке и распространении Кора­на. Сказанное делает необходимым уделить спе­циальное внимание догматам ислама, истории му­сульманских народов СССР и настоящему положе­нию ислама в СССР.

Ислам – религия великих завоевателей словом и мечом – превратился со временем в религию за­воеванных и порабощенных колониальных народов Азии и Африки. Как раз на этих двух континентах, где европейский колонизатор шествовал по сле­дам арабских завоевателей, он хотя физически и покорил мусульманские народы, но никогда не смог покорить их духовно. Попытки миссионеров из метрополий вернуть обратно в христианство хо­тя бы те народы, которые до их покорения арабами проповедовали христианство, оказались, в основ­ном, тщетными. Один известный советский восто­ковед замечает в отношении стран Арабского Во­стока: «В этих ранее христианских странах в сред­ние века большинство коренного населения пере­шло в ислам, но никогда не наблюдалось случаев принятия христианства мусульманами» (Е.А. Бе­ляев, «Мусульманское сектантство», Москва, 1957 г., стр. 152).

Неспециалисту трудно понять, а тем более пра­вильно оценить, тот величайший успех, который вы­пал на долю ислама, родившегося в средние века в том же регионе, где уже несколько веков господ­ствовали такие мировые религии, как иудейство и христианство.

Сколько мусульман в России: статистика

Гораздо легче объяснить успех ислама в новое и новейшее время, когда он стал религией колониальных народов. Ислам в отличие от хри­стианства воплощает в себе не только вероучение («Дин»), но и государственное учение («Шариат»). Здесь и Божье и кесарево было сосредоточено в одном верховном суверене – сначала в Магомете, а потом в халифах. Отсюда ислам, будучи верой, ста­новится одновременно и движущей национально-политической силой сначала в арабских завоева­тельных войнах, а потом в освободительном дви­жении колониальных народов (басмачество в Тур­кестане, мюридизм на Кавказе).

Что же касается догматов ислама, то существу­ет теория, что ислам – всего-навсего синтез эле­ментов христианства, иудейства и языческих веро­ваний арабских племен. Если он действительно является каким-то синтезом, то надо его признать гениальным синтезом, призванным удовлетворить духовную потребность той части человечества, которая осталась вне сферы влияния существую­щих мировых религий.

Догматы и моральная философия ислама («ислам» – «вручение себя Богу») изложены в священной книге мусульман («мусульманин» «преданный») – в Коране («Коран» – это «чте­ние») , который представляет собою сборник про­поведей Магомета (род. 570, умер 8 июня 632 г.), внушенных ему Богом через ангела Джабраила (Гавриила). Коран собран уже после смерти Ма­гомета его непосредственными учениками. Основ­ная догма ислама, хотя ее нет в Коране, гласит: «Нет Бога, кроме Бога и Магомет его пророк» (значение этой догмы становится понятным, если иметь в виду, что в священном доисламском хра­ме Кааба в Мекке было собрано до 360 идолов, которым покланялись разные арабские племена). Она противопоставляла себя также и христиан­ской догме о Боге в трех лицах («Троице»). Вступительная сура Корана – «Фатих» – которая у мусульман играет роль христианского «Отче наш», гласит: «Во имя Господа Милосердного, Милостивого! Хвала Богу, Господу миров, Милосердному, Милостивому Владыке дня суда. Воисти­ну Тебе мы поклоняемся и у Тебя мы просим за­щиты. Наставь нас на путь правый, на путь тех, к кому Ты был милостив, на кого нет гнева, и кто не заблуждается». С формулы «Во имя Господа Мило­сердного, Милостивого», которая по-арабски звучит так: «Бисмиллахир рахманир рахим» – начинается каждая из 114 сур Корана. Обрядовых предписаний мусульманину четыре: 1) пятикратная молитва в день, 2) соблюдение поста (лунный месяц Рамазан), 3) «закат» (платить в пользу сирот и бедных 2,5% от своего дохода) и 4) при материальной возможно­сти совершить раз в жизни паломничество в Мек­ку. Морально-этические обязанности, которые воз­лагает Коран на своих последователей, один немец­кий комментатор Корана сводит к следующим ше­сти главным принципам: 1) уважение жизни челове­ка, 2) верность и порядочность, 3) доброта и пре­данная благодарность родителям, 4) помощь сопле­менникам и единоверцам в их нужде, 5) верность долгу, 6) великодушие к зависимым от тебя («DerKoran», Munchen, GoldmannVerlag, 1959, стр. 12-13). В четвертой суре Корана сказано, что все хо­рошее, совершаемое человеком, – от Аллаха, а все плохое – от него самого. Блаженства рая, которые ожидают правоверного мусульманина, Коран опи­сывает с необыкновенным пафосом и красочностью. Коран освобождает человека от страха в борьбе за правое дело.

В девятой суре читаем: «Скажи: “Не постигнет нас никогда ничто, кроме того, что начертал нам Аллах”». Коран освобождает человека и от боязни смерти. В той же суре сказано: «Достояние ближней жизни в сравнении с будущей – ничтожно». Средне­вековый мусульманский философ так комменти­рует учение Корана о смысле смерти: «Смерть – исчезновение материи, а не души… Смерть лишь пе­ремена состояния. Душа начинает жить самостоя­тельно, пока она находилась в теле, она держала рукой, смотрела глазами, слушала ушами, но суть вещей познавала она, и только она». Эту филосо­фию смысла жизни и смерти по исламу выдающийся советский ученый узбек Талиб Саидбаев, данными которого я пользуюсь, охарактеризовал в словах: «Немаловажную роль в выполнении исламом компенсаторской функции в обществе сыграло и учение его о цели и смысле земной жизни как подготов­ке к потусторонней жизни. Человек, по исламу – ‘пилигрим’, для которого цель путешествия, есте­ственно, куда важнее, чем превратности пути» (Т.С. Саидбаев, «Ислам и общество», М. 1978, стр. 57). Никто из богословов как христианских, так и мусульманских не оспаривает влияния иудей­ства и христианства на оформление учения ислама. Коран признает божественное происхождение Биб­лии и Евангелия. Признает посланниками Бога -Адама, Ноя (по-арабски Нух), Авраама (Ибрагим), Моисея (Муса), Иисуса Христа (Исаал-Масих, то есть Мессия). В Коране присутствует культ Христа, но считают его не Богом, а пророком Бога, како­вым себя считал и Магомет. Коран по существу воспроизводит рассказ Евангелий о непорочном за­чатии Девой Марией. Ислам утверждает, что Маго­мет – тот самый Параклет, пришествие которого предсказывал Иисус Христос (в Евангелии от Иоанна).

После смерти Магомета произошел раскол в исламе. Он был вызван не догматическими, а динас­тическими расхождениями из-за спора о наследнике Магомета. Рассказывают, что Магомет хотел, чтобы его наследником и первым халифом стал его зять Али с тем, чтобы положить начало династии по родственной линии. Однако окружение Магомета при­знало лучшим установление принципа выборности и выбран был не Али (впрочем, самый выдающий­ся полководец Магомета), а Абубекир. Отсюда и раскол на «суннитов» («правоверных» от всей «общины»), сторонников Абубекира, и на «шии­тов» («сектантов» от «части общины»), сторонни­ков Али. В середине VIIIвека шиизм стал осо­бым течением в исламе на основе нового догмата: заместитель пророка – халиф – не может быть избираем людьми. Поэтому все халифаты от Абу­бекира, Омара, Османа, Омейядских и Аббассидских являются для шиитов незаконными. Шииты признают Коран, Магомета и сунну кроме тех ее частей, где рассказывается о противниках Али, но шииты имеют и свое, отличное от суннитского, священное предание: шииты восприняли в частности от своих старых верований учение об отсутствии божественного предопределения и о свободе воли. Раскол не помешал, однако, триумфальному ше­ствию ислама по земле. Едва прошло сто лет после смерти Магомета, как ислам с невероятной бы­стротой, силой оружия, распространяется по Сирии, Персии, Средней Азии, Кавказу, Египту, по Север­ной Африке и почти всему Пиренейскому полуост­рову в начале VIIIвека. Даже после падения центра­лизованной власти халифата ислам покорил Кон­стантинополь, водрузив луну на храме Святой Софии (1453 год). В начале XVIи в конце XVIIвека турки дважды пытались, оба раза неудачно, овладеть даже Веной. Это был уже конец исламской экспансии в сторону Европы. Отныне ислам стре­мится в незавоеванные христианством страны Аф­рики и Азии – вплоть до Филиппинских островов, куда ислам проник через Индонезию в XIV-XVвв. Но история любит парадоксы. Чем больше преуспевал ислам, на этот раз не мечом, а словом, среди афро-азиатских народов, тем интенсивнее шел дру­гой параллельный процесс – колонизация этих на­родов великими и даже средними державами Ев­ропы.

Последний халифат – Османская империя – после неудачной для нее войны с Россией в 1877-78 гг. настолько ослабела, что европейские державы постепенно начали захватывать ее отдельные провин­ции с их мусульманскими народами, а после Первой мировой войны вообще разделили между собою арабские страны.

От великой мусульманской империи уцелела одна лишь Турция, объявившая себя чисто нацио­нальным государством и республикой. Отныне су­веренитетом пользовались три мусульманских наро­да: Турция, Персия и Афганистан.

Вторая мировая война и ее последствия приве­ли к крушению всех мировых империй, кроме советской. Европейские культурные державы, одни добровольно, другие вынужденно, признали нацио­нальную независимость их бывших колоний. Так образовалось 33 новых мусульманских государства в Азии и Африке. Вместе со старыми тремя мусуль­манскими государствами теперь в мире имеется 36 независимых государств с большинством мусуль­манского населения в них.

Новости и общество

Сколько мусульман в России проживает?

10 июня 2015

Если говорить о Москве, то человека восточной национальности можно встретить почти на каждом шагу, и рядовой россиянин сразу причисляет его к мусульманам. В большинстве случаев это так и есть. Но что говорят цифры? Сколько мусульман в России на самом деле?

История ислама

Новая религия возникла в сложный период истории Ближнего Востока. Повсюду была распространена борьба за власть, идолопоклонство, аморальные обычаи. Приблизительно в 610 году н.э., согласно преданию, сорокалетний Мухаммед (Мухаммад) получил откровение от ангела Джибриля недалеко от Мекки. Это было начало целой череды посланий свыше, которые передавались новоназначенному пророку на протяжении 22 лет вплоть до его смерти в 632 году. Сначала они хранились в устной форме, затем последователи Мухаммеда собрали все его высказывания в единую книгу, которая широко известна как Коран.

Одним из основных постулатов новой религии стало единобожие в противовес политеизму того времени. Мухаммед очистил Каабу — главное святилище арабов недалеко от Мекки — от языческих идолов, и превратил ее в храм Аллаха. Хотя такие религиозные реформы не прошли без сопротивлений, уже вскоре новое учение обрело много последователей.

Главные учения

Основное вероучение ислама — строгий монотеизм — кратко выражено в шахаде, или символе веры, которую каждый мусульманин знает наизусть: "Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — посланник Аллаха". Четыре других столпа ислама — это совершение молитвы пять раз в день (намаз), обязательные материальные пожертвования для бедных (закят), соблюдение поста в праздничный месяц рамадан (саум), совершение паломничества в Мекку (хадж).

Видео по теме

Сколько мусульман в мире

Благодаря военным, политическим и экономическим причинам ислам сейчас стал мировой религией. Сами верующие считают это Божьим руководством и доказательством того, что именно их религия истинна. Ислам несет в массы не только новые ритуалы и традиции, но и, в первую очередь, кардинально новый способ мышления.

Сколько мусульман в мире? Этот вопрос простой, но ответ на него неоднозначный. Цифры приблизительны: от 1,3 до 1,8 миллиарда человек. Если население мира к 2015 году почти достигло 8 миллиардов, то приверженцы религии Мухаммеда составляют от 16 до 22%. А это достаточно большое количество. Хотя по всему миру последователи ислама разбросаны неравномерно. Есть страны, которые действительно почти полностью мусульманские, в других же имеются только небольшие общины.

Согласно некоторым данным, мусульмане проживают более чем в 197 странах по всему земному шару. В 39 из них они составляют даже преобладающее большинство среди всего населения (больше 80%). А в других 28 государствах ислам является второй или третьей религией по численности. В том числе в 13 государствах концентрация мусульман колеблется от 50% до 79%, а в 15 других — от 20% до 49%. Согласно статистике, в 33 остальных странах насчитывается от 5% до 19% приверженцев ислама. Незначительное количество (от 1% до 4%) живет еще в 40 странах, и совсем немного — менее 1 % — в 57 странах. Более того, в 28 странах исламу присвоен статус государственной религии. Если такие цифры достоверны, то это вероисповедание занимает второе место в мире относительно количества людей, считающих себя его приверженцами.

Лидером по числу жителей-мусульман является Индонезия. Затем в нисходящем порядке идут Индия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Египет, Иран, Эфиопия, Турция, Алжир. В этих странах живут от 222 до 36 миллионов «правоверных». На каком же месте в этом списке расположена РФ?

Сколько мусульман в России

Российская Федерация занимает 21-е место в этом списке. Перепись 2010 года показала, что количество мусульман в России — 15 миллионов человек. Через несколько лет, по состоянию на 2013 год, их число увеличилось, и составляло от 18 до 21 миллиона. Хотя еще в 2000-х из уст российских чиновников можно было часто услышать фразу: «У нас в стране живет двадцать миллионов мусульман». Почему такая разница в цифрах? Сколько в России мусульман проживает на самом деле?

Большое количество «правоверных» не имеют регистрации в Российской Федерации, так как являются иммигрантами и не стоят нигде на учете, хотя на территории страны фактически проживают. Некоторые сводки учитывают и таких жителей. В любом случае, большинство из них – сезонные рабочие, приехавшие на месяц-другой, и даже если у них есть временная регистрация, то стоит ли считать их российскими мусульманами, вопрос спорный.

Если отталкиваться от цифр в 21 миллион (приблизительное количество адептов ислама в 2013 году) и 146 миллионов (население Российской Федерации на 1 января 2015 года), то можно подсчитать, сколько процентов мусульман в России. Выходит 14%. Получается, что российская умма — это влиятельное меньшинство в государстве.

Если данные достоверны, то за три года (2010-2013 гг.) мусульманское население России увеличилось на 3-6 миллионов. Такой стремительный рост объясняется несколькими причинами. Во-первых, та же миграция. Кроме сезонных работников много людей переехало на постоянное место жительства из Казахстана, Азербайджана. Во-вторых, рождаемость в мусульманских семьях традиционно выше, чем в русских. В-третьих, много жителей России принимают ислам. Судя по всему, такая динамика продолжит наблюдаться и в будущем, и количество мусульман в России вырастет.

Мусульманские народы России

Если не брать во внимание диаспору азербайджанцев, казахов, абхазцев, таджиков, туркменов, киргизов, узбеков, которые имеют свою государственность, а говорить только лишь о тех народностях, которые проживают на территории Российской Федерации в составе национальных республик, то можно выделить около 20 народов. Если перечислить их, то это татары, башкиры, чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, кабардинцы и другие. Татар насчитывается 7 миллионов, башкир — 1,7 миллиона, чеченцев — 1,4 миллиона. Почти все вышеперечисленные народы на 100% являются мусульманскими. Например, среди татар 98% исповедует религию Мухаммеда. Поэтому иногда количество мусульман в России определяют сложением численности населения всех таких мусульманских народов. Конечно, такой подсчет может дать завышенные цифры, ведь среди тех, кто родился под знаком полумесяца, есть и обращенные позднее в христианство. Хотя, справедливости ради надо заметить, что процент таковых достаточно мал.

Течения ислама в России

Ислам имеет два основных направления: сунниты (которых большинство и в целом мире, и в России, в частности) и шииты. В основном к шиитам относят себя мусульмане на юге Дагестана и проживающие в России азербайджанцы.

Отношение россиян к мусульманам

Если говорить в целом, то в большинстве оно негативное. Причиной отчасти является и то, сколько мусульман в России. Численность их, которая возрастает с каждым днем, настораживает многих. Но в первую очередь разделение существует на религиозном уровне, ведь Россия — оплот православия, и ислам русские считают чуждой для себя религией. Также СМИ довольно часто отождествляют любых мусульман с террористами и экстремистами, и это развивает страх перед всеми лицами восточной национальности.

Ислам в России

Хотя это всего лишь стереотипы.

Итак, однозначного ответа на вопрос о том, сколько мусульман в России, нет, но большинство фактов указывают на число в 21 миллион человек.

Комментарии

Похожие материалы

Бизнес
Список АЭС России. Сколько АЭС в России

Ядерная физика, возникшая как наука после открытия в 1986 году явления радиоактивности учеными А. Беккерелем и М. Кюри, стала основой не только ядерного оружия, но и атомной промышленности.Начало ядерных иссле…

Закон
Сколько областей в России? Сколько в России регионов?

У Российской федерации довольно сложное административно-территориальное устройство. Это объясняется как огромными площадями, так и многонациональностью населения, в составе которого насчитывается 180 народов. Сюда вхо…

Новости и общество
Сколько национальностей в России, не разберется и Госкомстат

Издавна Россия является многонациональной и многонародной (поскольку народностей, не включенных в национальности, исторически много) страной. В большинстве своем россияне — достаточно терпимый и незлобный по отношению…

Образование
Город воинской славы — сколько их в России?

Героизму народа, который пережил Великую Отечественную войну и смог отстоять свою Родину, нет предела. Люди сражались за свою страну, погибали за нее. И это привело к закономерному результату. В данном обзоре речь пой…

Закон
Сколько людей в Москве проживает?

Москва, столица самого большого государства, является и масштабнейшим городом России по многим показателям. Лидирует она и по числу населяющих ее граждан. Разберемся в этой статье, сколько человек проживает в этом пре…

Закон
Сколько губернаторов в России? Отставка губернаторов. Новые губернаторы

Осень 2017 года запомнится населению России массовым увольнением губернаторов крупнейших областей страны. Смена лидеров регионов – один из планов правительства по «омоложению» управленцев. За последн…

Образование
Сколько народов проживает в России? Карта народов России

Россия — это многонациональное государство. Сколько народов проживает в России? Какие из них являются наиболее многочисленными? Как они расселены по территории страны? Узнаем об этом далее.Сколько народов прож…

Бизнес
Сколько идет посылка из Америки в Россию?

Сегодня все большую популярность набирают покупки за границей, в частности в США. При помощи интернета сделать это очень легко. Преимущества таких покупок очевидны: можно относительно недорого купить вещь хорошего кач…

Дом и семья
Сколько стоит тибетский мастиф в России и Китае. Рекорды и причины

Наверное, все слышали о такой породе собак, как тибетский мастиф. Большой популярностью пользуются собаки этой породы во всех странах, особенно выведенные именно в Тибете. Стоит такая собака невероятно дорого. Возника…

Дом и семья
Сколько стоит померанский шпиц в России

В это маленькое пушистое чудо, едва увидев его, наверное, влюбляются все. Померанский шпиц очаровывает своей декоративностью и игривостью. Поэтому у любителей собак сразу же возникает вопрос: «Сколько стоит поме…

Главный парадокс современного российского ислама в том, что мусульманские общины, обладая всеми необходимыми правами и возможностями для развития, не справляются с внутренним расколом, считает известный исламовед Роман Силантьев.

«К сожалению, последние годы российского ислама станут самым черным периодом в его истории. Российский ислам стал жертвой идеологической экспансии извне и, в отличие от других традиционных религий, пострадал от нее наиболее сильно», — заявил Р. Силантьев в Москве на презентации своего нового исследования, посвященного исламу в России.

По мнению исследователя, одним из основных мифов о современном российском исламе являются утверждения о его якобы гонимом статусе по сравнению с Православной Церковью, которая едва ли не становится государственной религией.

«Ислам — это самая привилегированная религия России», — заявил в противовес этому исламовед.

Как сообщает «Интерфакс», Р. Силантьев напомнил, в частности, как во многих исламских регионах РФ в период рамадана вводится запрет на продажу спиртного, принимаются меры по полному закрытию игорных заведений, неоднократно поднимаются вопросы о легализации многоженства, на деле весьма распространенного среди местного населения. В Ингушетии в государственных школах в обязательном порядке преподаются «Основы исламской культуры».

Между тем, по словам Р.

Народы ислама в России

Силантьева, возможная попытка ввести запрет на продажу алкоголя в Страстную седмицу где-нибудь в Белгородской области вызвала бы бурный протест, а попытки ввести факультативный курс «Основ православной культуры» встречают уже сейчас массу препятствий.

Однако, как отметил эксперт, российский ислам находится сегодня «в состоянии глубочайшего кризиса», вызванного в первую очередь отсутствием полноценной системы подготовки собственных кадров духовенства.

Так, несмотря на то, что в России сейчас действуют 4 тыс. мусульманских общин, «сегодня просто нет нового поколения имамов, которые могли бы прийти в эти мечети», отмечает Р. Силантьев.

«Раскол традиционного ислама, к сожалению, продолжается. И ни один из мусульманских лидеров мнения даже половины российских мусульман не выражает. К настоящему времени в России насчитывается 65 мусульманских централизованных структур. Их количество вплотную приближается к числу епархий РПЦ. Только в этом году созданы два новых муфтията: на Сахалине и в Перми, где процент мусульман оцень мал», — сказал Р. Силантьев.

Из 65 российских муфтиев арабским языком, по его словам, нормально владеют лишь три-четыре человека. Исламское образование в России находится в глубоком кризисе. «Суммарный выпуск двух ведущих исламских вузов (Московского исламского университета и Российского исламского университета в Казани) составляет десять человек в год. Получается, что стоимость обучения одного имама в год состаляет около 2 миллионов долларов. Летчика-испытателя подготовить дешевле», — отметил эксперт.

На этом фоне, продолжает ученый, в среде российского ислама растет влияние нетрадиционных направлений, распространяются идеи ваххабизма. Так, по словам Р. Силантьева, сегодня ваххабиты контролируют уже более 70% мусульманских СМИ, которые «словно специально разрушают межрелигиозный мир в России».

«Сейчас традиционные мусульмане дезорганизованы, деморализованы, живут в состоянии страха, поскольку не имеют нормальной защиты. На Северном Кавказе ваххабиты просто убивают традиционное исламское духовенство, которое им противостоит», — заявил Р. Силантьев, слова которого цитирует РИА «Новости».

По словам эксперта, только за последние полгода совершено более 10 покушений на имамов и муфтиев Северного Кавказа, пять из них погибли. А с 1994 года в стране убиты более 50 представителей традиционного исламского духовенства, среди них два муфтия.

Исламовед подчеркнул особую важность вмешательства в эту ситуацию со стороны государства и принятия мер по поддержке традиционного ислама в России.

«Если эта тенденция сохранится и если власть не предпримет серьезных мер, то тысячелетнему межрелигиозному миру в России придет конец. Прослойка мусульман, желающих жить в мире с христианами, станет ничтожно мала», — предупреждает Р. Силантьев.

Отвечая на вопрос РИА «Новости» о мерах по выходу из сложившейся ситуации, Силантьев заявил, что «государство могло хотя бы закрыть доступ на центральные каналы нетрадиционным мусульманам, например, Гейдару Джемалю, который разжигает межрелигиозную рознь и имеет справку инвалида 2-й группы по шизофрении». По его мнению, «государство также могло бы вложить средства в создание нормального исламского вуза или договориться с Сирией и Иорданией об обучении российских студентов традиционному исламу».

Необходимо также создать «нормальную общероссийскую мусульманскую газету» и соответствующий сайт в Интернете, заботиться о содержании книжных магазинов., которые зачастую вместо богословской литературы заполнены книгами оккультного характера, добавил эксперт.

«И конечно же, государству должно реально защищать традиционных мусульман на Северном Кавказе —давать вооруженную охрану, достойно оплачивать труд имамов. Думаю, православные не будут против», —сказал ученый.

Он напомнил, что в Российской империи имамы и муллы получали большее жалование, чем православные священники, так как их деятельность считалась более ответственной.

Также на презентации был затронут вопрос численности российской уммы. Как отметил эксперт, «наиболее распространенная цифра в 20 миллионов мусульман действительности не соответствует»; более того, численность российских мусульман остается сегодня «самым серьезным мифом» об исламе в России, и до сих пор точные данные об этом отсутствуют.

Сам Р. Силантьев, по его словам, встречал данные от 5 до 50 млн. российских мусульман. Между тем число этнических мусульман, проживающих в России, по словам исламоведа, более-менее уточнено и составляет 14,5 млн. В то же время, по данным социологических опросов, ислам в России исповедуют всего лишь 7-9 млн. человек.

Другим распространенным мифом, по мнению эксперта, является утверждение о массовом принятии ислама этническими русскими.

«За последние 15 лет в ислам перешло не более трех тысяч русских», — сообщил Р. Силантьев.

При этом, по его данным, среди этнических мусульман за тот же период Православие приняли около 2 млн. человек. Более 400 иереев Русской Православной Церкви, добавил эксперт, являются этническими мусульманами, до 20% татар сегодня также исповедуют христианство, а дети от смешанных браков в 70% случаев становятся христианами.

Предыдущая книга Силантьева «Новейшая история исламского сообщества России», опубликованная в 2005 году небольшим тиражом для «узкого круга специалистов», вызвала скандал в мусульманских организациях и СМИ, после которого Силантьев оставил пост ответственного секретаря Межрелигиозного совета России.

«Эта книга не направлена против ислама. Она дает мусульманам возможность понять, из-за чего произошел кризис в исламском сообществе, кто виноват и что можно было бы сделать», — отметил автор, представляя новую книгу, изданную тиражом четыре тысячи экземпляров и доступна всем желающим.

По материалам информагентств

Патриархия.ru