Ислам вера в аллаха

12.05.2018 0 Автор admin

Ислам, вера и чистосердечие

Сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, также сказал:

«(Однажды) когда мы находились в обществе посланника Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), к нам неожиданно подошёл какой-то человек в ослепителъно белых одеждах с иссиня чёрными волосами, по виду которого нельзя было сказать, что он находится в пути, и которого никто из нас не знал.

Он сел напротив пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), так, что колени их соприкоснулись, положил руки себе на ноги и сказал:

"О Мухаммад, поведай мне об исламе".

Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"(Суть) ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время рамадана и совершил хаджж к Дому, если сумеешь сделать это".

(Этот человек) сказал:

"Ты сказал правду",

— а мы подивились тому, что он задаёт пророку, (салляллаху ‘алейхи уа саллям) вопросы и подтверждает правдивость его слов.

(Потом) он сказал: "А теперь поведай мне о вере".

(Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям),) сказал:

"(Суть веры заключается в том,) чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а (также в том, чтобы) уверовал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного",

— (и этот человек снова) сказал: "Ты сказал правду".

(Потом) он сказал: "Поведай мне о чистосердечии’ ".

(Посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям,) сказал:

"(Суть чистосердечия в том,) чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, тo, ( помня о том, что) Он, поистине, видит тебя".

(Потом) он сказал. "(А теперь) поведай мне об этом Часе".

Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"Тот, кого спрашивают о нём, знает не больше задающего вопрос".

Он сказал: "Тогда поведай мне о его признаках ".

Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

" (Признаком приближения этого Часа станет то, что) рабыня породит свою госпожу, и то, что ты увидишь, как босые, нагие и неимущие пастухи овец будут стараться превзойти друг друга по высоте своих жилищ".

А потом (этот человек) ушёл, когда же прошло некоторое время, посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), спросил:

"О Умар, известно ли тебе, кто задавал эти вопросы?"

Я сказал: "Аллах и посланник Его знают об этом лучше ".

(Тогда) он сказал: "Поистине это — Джибрил, явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии. "»

(Муслим, Ат-Тирмизи, Абу Дауд, ан-Наса’и.)

ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ХАДИСА

Ибн Дакик аль-‘Ид сказал:

"Это — великий хадис, в котором говорится обо всех предназначениях явных и тайных дел. Все шариатские науки восходят к нему и ответвляются от него, поскольку в целом он заключает в себе знание сунны и является как бы матерью сунны (умму-с-сунна). Точно также "Аль-Фатиху" называют "матерью Корана" (умму-ль-Куран) по той причине, что в целом она заключает в себе весь смысл Корана ".

ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО, К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЯЕТ

• 1. Необходимо следить за своей одеждой и внешним видом.

Прежде чем зайти в мечеть или принять участие в собрании стремящихся к знанию желательно одеть чистую одежду. Присутствуя на таких собраниях и встречаясь с улемами, необходимо соблюдать правила приличия, что же касается Джибрила, мир ему, то он пришёл к людям, чтобы учить их как с помощью своих поступков и внешнего вида, так и с помощью своих слов.

• 2. Что такое ислам?

Слово "ислам" означает повиновение и покорность Аллаху Всевышнему.

С точки зрения шариата ислам основывается на пяти столпах:

— свидетельстве о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха;

— своевременном совершeнии молитв,

— выплате закята,

— соблюдении поста во время рамадана,

— совершении хаджжа к Священному Дому раз в жизни для тех, кто будет иметь возможность сделать это.

• 3. Что такое вера?

В арабском языке слово "вера" (иман) означает "внутренней согласие или подтверждение".

Если же говорить о вере с точки зрения шариата, то имеется в виду глубокая уверенность существовании Аллаха как Творца и в том, что Он Един и нет у Него сотоварища.

И это — вера в таких созданий Аллаха, каковыми являются ангелы. Они — почтенные рабы Аллаха, которые не допускают ослушания Аллаха. Аллах создал их из света, они не вкушают пищи, не различаются по родам, не размножаются и не знает о количестве их никто, кроме Аллаха.

И это — вера в ниспосланные от Аллаха Всевышнего Писания.

И это — вера во всех посланников, которых Аллах избрал для руководства Своими созданиями и которым Он ниспослал Писания свыше.

И это — вера в Последний день, когда Аллах выведет людей из их могил и произведёт с ними расчёт за их дела, и воздаст благом за благое, и злом — за зло.

И это — вера в то, что всё происходящее во Вселенной происходит в силу предопределения Аллаха Всевышнего.

Всё вышеупомянутое относится к числу столпов веры, и тот, кто будет убеждён в этом, спасётся и преуспеет, тот же, кто станет отрицать это, собьётся с пути истинного и потерпит неудачу.

• 4. Ислам и вера

Таким образом, из всего вышеупомянутого ясно, что "ислам" и "вера" представляют собой две различные истины. Однако в шариате подход к этому может быть более широким, и иногда ислам метафорически именуется верой, а вера — исламом, ведь вера без ислама также как и ислам без веры лишены всякого смысла.

Вера в Аллаха и вера в чудеса

Они неотделимы друг от друга.

• 5. Что такое чистосердечие (ихсан)?

Чистосердечие есть искренность и совершенство, иначе гoворя, речь идёт об искреннем и совершенном поклонении одному лишь Аллаху, осуществляемом так, будто ты видишь Егo в процессе этого поклонения, если же ты неспособен на это, тo следует поклоняться Аллаху, помня о том, что Он наблюдае за тобой и видит абсолютно всё, что ты делаешь.

• 6. Час этот и его признаки

Знанием о времени наступления Дня воскресения обладает один лишь Аллах, и не знает об этом никто из Его творений, будь то ангелы или посланники. Вот почему пророк, (САС), сказал Джибрилу:

— "Тот, кого спрашивают о нём, знает не больше задающего вопрос".

Однако он упомянул о некоторых предзнаменованиях Этогo Часа,

• 7. Вопрос о знании.

Мусульманин спрашивает только о том, что может оказаться для него полезным в мире этом или в мире вечном, и не задаёт вопросов о бесполезных вещах. Так следует поступать человеку, пришедшему в собрание стремящихся к знанию и почувствовавшему, что присутствующие нуждаются в знании о чём-либо, но никто об этом не спрашивает. В подобных обстоятельствах вопрос необходимо задать ему самому, даже если ответ на него будет ему известен, чтобы это пошло на пользу другим собравшимся. Если же кого-нибудь спросят о том, чего он не знает, человек должен сказать: "Я не знаю", — что послужит свидетельством его благочестия, богобоязненности и правильности знания.

• 8. Методы воспитания

То, как именно задаются вопросы и даются ответы, относилось и относится к числу успешных методов воспитания, о чём сообщается во многих хадисах пророка, (САС), в которых говорится о том, как он обучал своих сподвижников. Объясняется это тем, что таким способом можно привлечь внимание слушателей и подготовить их разум к восприятию правильного ответа.

Хадисы (арабск. «новость», «история») это записи рассказов о поступках или высказываниях пророка Мухаммада, к которым верующие относятся с огромным уважениям и принимают их как основной источник религиозного права и нравственных наставлений, уступающий по авторитетности только Корану – Священному писанию Ислама. Можно сказать, что это биография пророка, запечатленная в памяти его общины как пример для подражания. Хадисы широко передавались в течение первых трех веков существования Ислама, их изучение позволяет понять исламское мировоззрение и этику.

Природа и происхождение

Термин «хадис» происходит от арабского корня «хадаса», означающего «случаться, происходить», и отсюда «рассказывать о случившемся», «получать или передавать новость», «говорить о чем-то». Этот термин обозначает традицию, первоначально устную, позже записанную. Отсюда происходит сунна (буквально «хорошо протоптанная тропа», т.е. то, что воспринимается как прецедент или авторитетное указание), которой следуют правоверные, подчиняясь указаниям, содержащимся в хадисах, и на которую могут опираться правоведы. Таким образом, традиция в Исламе, это и содержание, и следующие из него ограничения – хадисы как биографическая основа законодательства, и сунна как выводимая из них система обязанностей. Можно сказать, что пророк Мухаммад своими поступками, запечатленными в хадисах, заложил основы поведения в Исламе. Этому, в основном, способствовали два фактора. Один из них — та уникальная роль, которую сыграл Пророк в возникновении Ислама, другой – стремительное распространение, в географическом плане, новой религии в первые два столетия ее существования, и возникающие в связи с этим контакты различных культур. Хадисы невозможно оценить должным образом, если не принимать во внимание эти два элемента и их взаимосвязь.

Жизнь мусульман на покорившихся территориях Ближнего Востока, Средней Азии и Северной Африки была связана с более ранней традицией. Исламская традиция прочно основывалась на понимании пророческой миссии Мухаммада – передатчика Корана и посланника Аллаха. Ключ к пониманию традиции как установления в Исламе можно найти в произнесении шахады – «свидетельства веры» («Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммад – Его раб и посланник») – в которой видна неразрывная связь между Богом и посланником. Исламская традиция происходит из первичного феномена Корана, полученного лично пророком Мухаммадом и прочно связанного с его личностью и высоким предназначением. Признание мусульманской общиной Корана как Священного писания неотделимо от признания Мухаммада как его избранного получателя. В этом призвании у него не было помощников или товарищей, ведь Аллах, как сказано в Коране, говорил только с пророком Мухаммадом. С его смертью в 632 г. н.э. завершилось Откровение, воплотившееся в Коране.

Но это резкое прекращение одновременно и Писания, и жизни Пророка, хотя и было в некотором смысле триумфальным, сулило определенные трудности, особенно в виду изменяющихся условий, как временных, так и пространственных, складывающихся в процессе географического распространения ислама. Где теперь было искать наставлений в изменяющихся исторических обстоятельствах, приносящих новые вопросы, если не у того же самого источника, через который было ниспослано Священное писание, и который благодаря своему исключительному положению стал надежным и проверенным передатчиком божественных наставлений? Стремление к следованию традиции и ее формирование стали, таким образом, неотъемлемыми элементами Ислама. Ход истории и дальнейшее распространение ислама вызвали необходимость и способствовали составлению сборников хадисов.

Историческое развитие

Воспоминания о поступках и высказываниях пророка Мухаммада, мир ему, не сразу приняли свою нынешнюю законченную и строго определенную форму. Напротив, существуют свидетельства того, что процесс этот был медленным и неравномерным.

Литературная традиция в доисламской Аравии

Первое поколение мусульман имело свой непосредственный опыт Ислама, как во время жизни Пророка, так и в первую четверть века после его смерти. Оно было знакомо также с традицией племенных хроник в виде песен и саг. Доисламская поэзия прославляла отдельные племена и их воинов, поэтические произведения декламировались в честь племенных предков. Ранний Ислам, с его стремительной мощью, впитал эти элементы, предварительно преобразовав их. Его славная история, ключевую роль в которой играл, естественно, пророк Мухаммад, была главной темой сначала хроник, а затем исторических сочинений. И те, и другие нуждались в традиции и способствовали ее развитию. Из того же источника черпали, в свою очередь, выводы и заключения и правоведы. Пока продолжалось ниспослание Корана, отношение к записыванию слов и поступков Пророка было настороженным и скорее неодобрительным: существовали опасения, что эти записи могут быть спутаны с уникальным текстом Священного писания. Свидетельством того, что такая практика все же существовала, может служить тот факт, что сам посланник Аллаха не одобрял записывание своих слов. Когда же Коран был завершен и принял свой канонический вид, подобные опасения стали беспочвенны, и начался процесс сбора и фиксации хадисов.

События 1-го и 2-го веков по хиджре

Уже в течение первого века после смерти Пророка традиция стала основным фактором развития правовой системы и формирования общества. Связь посредством хадисов с именем и личным примером посланника Аллаха становилась все более весомым доказательством достоверности и правомочности. Во втором столетии этот процесс приобрел более формальные черты – традицию требовалось подтвердить авторитетным научным свидетельством, соответствующим строгим критериям, устанавливающим связь с пророком Мухаммадом через его сподвижников, посредством непрерывной цепи передатчиков.

Коранические комментарии, развивавшиеся вслед за формированием новых законов и обычаев, также в основном опирались на фиксируемую традицию, поскольку эпизоды коранического повествования и обстоятельства, в которых ниспосылалось откровение, лучше всего можно было понять именно через повествующие об этом хадисы. Далее, поскольку коранические комментарии носили по большей части назидательный характер, хадисы оказались настоящим кладезем, из которого черпались примеры, иллюстрирующие Писание. За исключением редких случаев (так называемых «хадисов кудси», или «божественных хадисов»), эти факторы устной традиции у коранической интерпретации носили только пояснительный характер, и содержание хадисов никоим образом не могло замещать собой или оспаривать имеющий первостепенной значение и не подвергаемый сомнениям текст Корана. Ведь все эти обитер дикта (сопутствующие замечания) Пророка все же не имели статуса божественного откровения, присущего только Корану. Среди наиболее ранних примеров оформившихся хадисов — повествования биографа Ибн Исхака (ум. в 150г. по хиджре ), и собрание законов Малика ибн Анаса, (ум. в 179г. по хиджре ), известное как «аль-Муватта». Но они почти на полстолетия опередили формирование теории, сделавшей хадисы неотъемлемым элементом развития исламского права.

3-й век по хиджре и последующее развитие

Главным защитником точки зрения, тесно увязывающей хадисы и систему права, был Мухаммад аш-Шафии (ум. в 204г. по хиджре ), считавший хадисы своего рода продолжением божественного откровения. Таким образом Коран и Сунна стали основными авторитетными источниками в суннитском Исламе (основное традиционное направление). Процессу фиксации хадисов в значительной мере способствовали потребности юристов, поскольку практически ни один вопрос невозможно было обсуждать, а тем более уладить, не опираясь на свидетельство поступков и мнений пророка Мухаммада. А поскольку искушение подкрепить свои доводы связью с традицией Пророка, изменив или домыслив ее по своему усмотрению, было велико и порой просто неодолимо, соответственно развивалась и наука, изучающая достоверность приводимых хадисов. Увеличивающимся количеством и сложностью материала объясняется проявившаяся в то время потребность в объемных сборниках и более подробной классификации. Все эти факторы способствовали возникновению в течение 3-го столетия шести считающихся в наше время каноническими у мусульман-суннитов сборников хадисов. Первые два из них пользуются особенным авторитетом. Но прежде чем обратиться к ним, следует пояснить, какие задачи стояли перед составителями, и описать используемые ими методы, из которых и развилась наука хадисоведение.

Наука о хадисах

Изучение хадисов подразделяется на исследование их сути, или содержания, и «линии» («иснада») или цепочки передатчиков.

Форма хадисов и способы определения их аутентичности

Само высказывание пророка Мухаммада, например, «Ищите знания, даже если за ним придется отправиться в Китай» или «Опасайтесь подозрений, потому что это худшее из заблуждений», отражает «матн» или «суть дела». Формулой передачи такого хадиса будет рассказ от первого лица: «Рассказал мне А, услышавший это от Б, который слышал от В, который слышал от Г, услышавшего от Д (одного из сподвижников Пророка), что посланник Аллаха сказал…» Эта цепочка имен составляет иснад, от которого зависит степень аутентичности рассматриваемого высказывания или события. При анализе хадиса или использовании его в качестве аргумента основное внимание уделяется именно иснаду, а не матну. Вопрос заключается не в том, «мог ли Пророк сказать или сделать что-то», а в том, «подкрепляется ли рассказ о том, что он сказал или сделал, достоверными свидетельствами и надежной цепочкой передатчиков». Первый вопрос допускает крайне опасную субъективность суждения, в то время как второй определенно позволяет получить объективный и довольно точный метод отбора.

Если время жизни двух соседних передатчиков в цепочке хотя бы частично совпадает, то сам факт передачи теоретически возможен. Затем исследуется, какие путешествия они совершали, чтобы определить, могли ли их пути пересечься. Изучаются биографии, свидетельства современников, чтобы установить, что они были честными людьми и говорили правду. Возможно проведение сравнительного анализа переданных различными рассказчиками хадисов для определения степени их достоверности. Еще один элемент научного исследования хадисов — частота повторения и наличие нескольких цепочек передатчиков. Самое важное, это первое звено – тот человек, который первым услышал рассказ о поступке или высказывании Пророка от одного из его сподвижников.

Классификация

С помощью всех этих методов, а также некоторых других, использующих более подробные критерии анализа, удалось распределить все хадисы в несколько категорий, в соответствии со степенью их достоверности. Так, хадис может быть достоверным (sahih), хорошим (hasan), или слабым (daif). Согласно другой терминологии, хадисы разделяются на здоровые (salih) и нетвердые (saqim). Эти категории, в свою очередь, подразделяются и дальше, в зависимости от критериев оценки хадисов, а также их соответствия классическим сборникам. Статус хадиса может иметь не столь важное значение, если он приводится в целях морально-нравственного назидания, а не для обоснования какого-либо правового положения. Например, «слабый» хадис вполне может быть полезен для наставлений и увещеваний, хотя юристам следует избегать его использования. Хадисы также различаются по силе в зависимости от того, передаются ли они от одного или нескольких сподвижников Пророка, имеют ли параллельные иснады, и можно ли проследить всю цепочку передатчиков до самого посланника Аллаха (muttasil), или она прерывается (mawquf).

Авторитетность канонических сборников хадисов и репутация их авторов в значительной мере способствовали становлению традиции. К концу 3-го века по хиджре ощущалась насущная необходимость формирования неизменного свода хадисов, из которого исключены все позднейшие наслоения и в который уже нет никаких оснований что-либо добавлять. Традиция, основанная на хадисах, стала к тому времени неотъемлемым элементом Ислама — вторым по значению источником юридического права и религиозной практики, развивающим положения Корана и позволяющим проводить аналогии (кияс) и выводить общее мнение (иджтихад) в вопросах, не охваченных имеющим первостепенное значение Кораном и Сунной.

Сборники

Наибольшим авторитетом из всех собирателей хадисов пользовался Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари (194-256гг. по хиджре ), чья работа «Китаб аль-джами ас-сахих» («Сахих аль-Бухари»), занимает совершенно особое место в исламской традиции. Еще мальчиком он совершил паломничество в Мекку, собирая передаваемые устно хадисы во время своего путешествия. Рассказывают, что на это деяние его вдохновило видение пророка Мухаммада, которому во сне досаждали мухи, а он (аль-Бухари) отгонял этих мух от лица посланника Аллаха. Мухи означали множество ложных хадисов, искажающих истинный облик пророка, а отгонявший их неустанно стремился сохранить этот облик. Правда ли это или вымысел, но именно таково было намерение аль-Бухари. На составление «Сахиха» он потратил 16 лет напряженных исследований. В книгу включены 7397 хадисов с полным иснадом. Если исключить повторения, остается 2762 хадиса, отобранных, как говорят, из более чем 600 тысяч передававшихся устно историй. Весь этот материал разделен на 97 книг и 3450 глав, включающих хадисы на определенные темы.

Сравним по значению с этим капитальным трудом и «Сахих» Муслима ибн аль-Хаджаджа (202-261гг. по хиджре ), который автор предваряет рассуждением о критериях оценки материалов. Все хадисы, встречающиеся в обоих этих сборниках, называют согласованными (муттафак).

Помимо этого, существуют еще четыре классических сборника, все они появились на протяжении 3 столетия по хиджре, и частично повторяют друг друга. Абу Дауд аль-Сиджистани (202–275гг. по хиджре ) составил «Китаб ас-Сунан» («Книгу традиций»), в которой содержатся 4800 хадисов, имеющих отношение к юриспруденции (на что указывает термин «сунан», в отличие от «джами», или собрания, включающего все темы). Абу Исе Мухаммаду ат-Тирмизи (ум. в 279г.

ВЕРА В АЛЛАХА

по хиджре ) принадлежит «Джами ас-Сахих», в котором содержатся также примечания о различных интерпретациях, принятых в существующих правовых школах (мазхабах). Абу Абд ар-Рахман ан-Насаи (216–303гг. по хиджре ) составил свой «Китаб ас-Сунан», уделив особое внимание религиозному праву, относящемуся к актам поклонения. Еще один сборник с таким же названием составил ученик Абу Дауда – Абу Абдалла ибн Маджа (210–273гг. по хиджре ), который терпимее относился к недостаточно «сильным» хадисам. Одни из этих книг завоевали признание быстрее, чем другие, и популярность их с течением времени варьировалась. Тем не менее, им так и не удалось превзойти более ранний труд Малика ибн Анаса, который, хотя и с перерывами, сохранил свою широкую привлекательность. Но они способствовали увеличению объема достойных доверия хадисов для последующих поколений мусульман, при сохранении уникальной роли двух «главных» сборников, а также послужили источником для других популярных изданий, объединяющих материал в дидактических целях. Одним из них стал труд Абу Мухаммада аль-Багхави (ум. в 516г. по хиджре ) «Масабих ас-Сунна» («Светильники Сунны»). Многочисленные комментарии ко всем этим классическим мусаннафатам, или компиляциям, играли важную роль в образовании и воспитании богобоязненности.

Значение хадисов

Канонические сборники хадисов являются для немусульман введением в энциклопедически всеобъемлющий мир веры, морали и права. Основное место в них занимают правовые положения, дополняющие законы, изложенные в Коране. Освещается широкий спектр нравственных, социальных, коммерческих и бытовых тем, а также вопросы эсхатологии. Здесь отражены все сферы общественной и частной жизни: от того, что делать с косточками от фиников, до агонии на смертном одре, от ритуального омовения до обязанности прощать, от процессов пищеварения до описания Судного дня. Эти книги характеризуют внимание к мельчайшим деталям и скрупулезность в правовых и этических предписаниях и рекомендациях. В них много рассказывается о честности и справедливости в делах, например, о том, как один человек, купивший участок земли, вскапывая его, нашел горшок с золотом, и принес это золото прежнему владельцу, заявив, что он его не покупал. Тот, однако, также отказался от находки, поскольку, продавая свое поле, не знал, что там зарыто золото. Разрешил эту дилемму третейский судья, предложивший, чтобы сын одного из них женился на дочери другого, и это золото, после выплаты закята в пользу бедных, досталось им.

Вера в Аллаха

  •       Существование и Единственность Аллаха;
  •       Атрибуты Аллаха;
  •       Любовь к Аллаху;
  •       О важности веры.

СУЩЕСТВОВАНИЕ И ЕДИНСТВЕННОСТЬ АЛЛАХА

Первым из шести столпов веры является вера в Бога. Самая главная обязанность совершеннолетнего и разумного человека – верить в Существование Одного Единого Бога – Аллаха. В последнем Священном Писании – Коране Бог по-арабски назван Аллах.

 Если мы посмотрим на окружающий нас мир, то увидим, что ни что не происходит само по себе. Если есть часы, то есть часовщик, смастеривший их; если есть картина, украшающая нашу комнату, то есть и художник, написавший ее; если есть здание, то есть тот, кто его построил. Существование Вселенной говорит о существовании ее Создателя – Аллаха,обладающего Бесконечной Силой и Могуществом. Удивительная гармония и порядок во Вселенной  доказывают Единственность Аллаха,  который, создав нас, дал нашим сердцам устремленность к Нему. Все творения нуждаются в Нем, в Его Милости, они не могут существовать без Творца ни одного мгновения. Нашему Создателю присущи самые величественные Атрибуты (сыфаты), достойные только Его. Атрибуты Аллаха вечны, они ни на что не похожи. Аллаху не присущи недостатки. Для того, чтобы быть истинно верующими в Аллаха, необходимо изучить и верить в Его Атрибуты.

АТРИБУТЫ АЛЛАХА

Четырнадцать из Атрибутов Аллаха должен знать каждый мусульманин, ибо знание и убежденность в них определяет правильную веру в Него.Эти Атрибуты упоминаются в Священном Коране дословно или по смыслу. В них входят 6 Сущностных Атрибутов «Зати» и 8 Обязательных Атрибутов«Субути».

Сущностные атрибуты– Сыфаты «Зати»:

1. Существование (бытие) Аллаха Аль-Вуджуд. Аллах существует, Его небытие невозможно. Как нет письма без написавшего и нет строения без построившего, так и существование этого мира невозможно себе представить без Того, Кто его создал.

2. Аллах Вечный без начала– Аль-Кыдам. Аллах существовал, и ничего не было, кроме Него.Все остальное было сотворено Им и имеет начало, в том числе время и пространство.

3. Аллах Вечен без концаАль-Бака. Все созданное имеет конец, а существование Аллаха Вечно.Бесконечное существование Рая и Ада, душ людей и джиннов даровано Аллахом и поэтому отличается от Бесконечности Аллаха, так как Он Бесконечен Сам по Себе.

4. Аллах Един и ОдинАль-Вахданият. У Него нет подобия и нет сотоварища. Он неделим.

5. Отличие от созданных– Аль-Мухаляфату Лильхавадис. Аллаха нельзя представить, придав Ему какой-то образ. Аллах не похож на свои творения.

6. Самодостаточность– Аль-Кыяму бинафсихи. Аллах существует Сам по Себе. Он не нуждается ни в ком и ни в чем, а все создания Аллаха нуждаются в Нем. Время и пространство также являются творениями Всевышнего Аллаха. Так как Творец не нуждается в Своих творениях, Он не нуждается ни во времени, ни в пространстве.

Обязательные Атрибуты– Сыфаты «Субути»:

7. Аллах Вечно Живой – Аль-Хаят.Жизнь Аллаха вечна. Его жизнь не похожа на жизнь его творений. Он не испытывает нужду в чем-либо для поддержанияжизни. Доказательством того, что Аллаху обязательно присуща Жизнь, является существование нашего мира.

8. Аллах ВсезнающийАль-Ильм. Аллах изначально знает все, что было, есть и будет. Он знает все явное и тайное, сокрытое в сердце. Его Знание – вечно и абсолютно, оно не изменяется, не уменьшается и не пополняется.

9. Аллах Всеслышащий– Ас-Сами. Аллах слышит абсолютно все. Для этого Он не нуждается в органах слуха. Слышание Аллаха вечно.

10. Аллах ВсевидящийАль-Басар. Аллах видит абсолютно все. Для этого Он не нуждается в органе зрения. Видение Аллаха вечно.

11. Абсолютная Воля АллахаАль-Ирада. Аллах делает все, что пожелает. Все происходит по Его Воле. Ничто не может произойти без Его воли, случайно или вопреки Его желанию. Происходит только то, что хочет Аллах. Он создал как добро, к которому Он призывает, так и зло, которое Он не одобряет. Ошибочным является утверждение о том, что «добро – от Аллаха, а зло – от Шайтана (Сатаны)», так как не может существовать «двух Создателей». Аллах одарил человека разумом и дал ему право выбора между добром и злом. А для наставления людей на путь Истины Аллах направлял к ним Пророков, сделав их учителями, примером для подражания.

12. Аллах ВсемогущийАль-Кудра. Его Могущество Вечно. Аллах может все; нет ничего, что бы Он не смог. Он творит все, не нуждаясь в каких-либо органах или орудиях труда. Аллах одинаково легко может сотворить и маленькую пылинку, и Вселенную. Все, что Он хочет совершить, совершается сразу.

13. Речь Аллаха– Аль-Калям. Его Речь не нуждается ни в буквах, ни в звуках, ни в словах, ни в паузах между ними. Речь Аллаха вечна и не является сотворенной. Аллах дал слышать Свою Речь Пророкам.

14. Аллах – Создатель всегоАт-Таквин. Все, что есть во Вселенной, создано Им. Если Он хочет существования чего-либо, это обязательно будет. Если же Он хочет уничтожить,то уничтожит.

Таким образом, вера в Аллаха заключается в следующем:

Аллах есть, и Он Един. Нет Начала и Конца Его Существования. Аллах не похож на то, что создано Им. Аллах существует Сам по Себе, Он не нуждается ни в ком и ни в чем, но все нуждается в Нем. Аллах Вечно Живой.

АРАВИЯ ДО ИСЛАМА

Он Всемогущий, Всеслышащий, Всевидящий. Аллах делает все, что хочет, и никто не может помешать Ему. Аллах обладает Бесконечной Силой и Могуществом, Он может все. Аллах – Создатель всего. Он может создать то, что желает, из ничего. Аллаху присуща Речь. Он дал Пророкам услышать Свою Речь и постигнуть Свои повеления. Коран – это Речь Аллаха.

ЛЮБОВЬ К АЛЛАХУ

Аллах дал людямглаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, язык, чтобы говорить, руки, чтобы делать разную работу, ноги, чтобы передвигаться. Он наделил человекаразумоми возвысил над другими творениями.

Всевышний сотворилна землевсевозможные дары для комфортной и счастливой жизни человека: от воздуха, которым мы дышим, до воды, которую мы пьем. Даже если на короткое время приостановить дыхание человека, он не сможет жить и умрет. Если мы будем обращать внимание на все, что нас окружает, и размышлять, то сможем убедиться в безграничной милости Создателя к нам.

ВСвященном Коранеговорится:

«Он низвел (низводит) воду снебес, которая является питьем для вас, отнее произрастают зеленые насаждения, где пасутся ваши животные. Взращивает Ондля вас изнее (воды) растения, масличные деревья, пальмы, виноградники ивсе остальное, кормящее вас своими плодами. Вовсем этомзнамение для людей размышляющих. Онподчинил вам ночь идень, атакже Солнце иЛуну. Извезды привлечены для служения вам поЕго приказу. Вэтом– знамениядлялюдей разумных. Онподчинил вам моря, чтобы питались вынежным мясом,и чтобы доставаливы украшения, которыми украсилибы себя. Иты видишь, как корабли курсируют поморям. помогают вам (людям) устремляться кпроявлению милости Творца. Будьтеже благодарны заэто!И«бросил» Онвземлю горы, чтобы устойчивее была земля, и реки,идороги для того, чтобы выимели возможность найти верный путь, и знаки.Атакже находят люди верный путь позвездам. Есливы подсчитать блага, дары, что предоставлены вам Всевышним, тосделать этого несможете. Несомненно, ОнВсепрощающ ибесконечно Милостив. Всевышний вполной мере осведомлен отом, что выскрываете, иотом, что делаете открыто, придаете огласке».

Человек любит и благодарит того, кто делает ему добро. Поэтому самой большой любви и благодарности достоин именно Аллах, даровавший человеку наибольшее благо. Осознав, что все, что у него есть, включая его жизнь, – это дар от Всевышнего Аллаха, человек начнет испытывать любовь к Нему. Однако, любовь заключается не только в словах. Человек проявляет уважение к тому, кого любит, и не делает того, что не нравится любимому. Любовь к Аллаху – это постоянное поминание Его (зикр), выполнение с любовью всех повелений и избегание того, что Он запрещает. Если мы так будем любить Аллаха, то и Он будет любить нас и вознаградит нас по Своей милости в Вечности еще большими дарами.

Любить Аллаха и быть любимым Им – это самое большое счастье для человека.