Исламская цивилизация кратко

28.12.2018 0 Автор admin

Содержание

Лекция №10. Тема: исламская цивилизация в средние века

Лекция № 10. Тема: исламская цивилизация в средние века.

План:

1.Основы исламской цивилизации.

2. Религия и цивилизация.

3. Арабский Халифат.

Исламская цивилизация — одна из самых молодых на Востоке. Колыбелью исламской цивилизации была Аравия. Большая часть Аравийского полуострова представляет собой пустыню, только по побережью простираются плодородные земли. Жители этих областей выращивали зерно, виноград, финики, пряности, разводили овец и верблюдов. Здесь располагались древние города, которые вели активную торговлю со странами Средиземноморья, Африкой и Индией. Здесь же возникли и первые зачатки государственности.

Иным был образ жизни населения центра Аравийского полуострова кочевников — бедуинов. Они занимались скотоводством и сопровождали по пустыне караваны или снабжали их своими верблюдами. Племена бедуинов враждовали друг с другом и совершали набеги на соседей. Таким образом, Аравия в культурном и социально-экономическом отношении представляла собой довольно пеструю картину. Появление новой религии коренным образом изменило судьбы арабов, сыграв объединяющую и цивилизующую роль.

До принятия ислама арабы поклонялись различным божествам, в том числе луне и солнцу; был распространен культ предков. Особо почитался храм Каабы в Мекке.

Языческие верования подвергались мощным иноземным влияниям — прежде всего это касалось Северной и Южной Аравии, где с арабским населением мирно уживались христианские и еврейские общины. Появилось много пророков — проповедников, которые пытались найти нового, истинного Бога. К их числу принадлежал и Мухаммед (570- 632годы), заложивший религиозные основы будущей исламской цивилизации. Мухаммед относился с уважением и к иудаизму, и христианству. В Коране — священной книге ислама, содержащей откровения, которые были ниспосланы Мухаммеду, заметно влияние обеих религий. Это выразилось, прежде всего, в идее единобожия.

Согласно Корану, спасение ждет тех, кто верит в Аллаха и его посланника Мухаммеда, через которого было дано Божественное Писание. Истинно верующий вверяет свою жизнь Аллаху, он должен быть добродетелен, в установленное время совершать молитвы поститься и хотя бы раз в жизни предпринять паломничество в святые места — в Мекку.

Кроме того, верующие должны полностью вверять себя воле Аллаха: «С нами сбывается только то, что предначертал для нас бог».

Пророк Мухаммед

Такой быстрый расцвет объяснялся несколькими причинами. Во-первых, городская культура арабов уже в 7 века достигла довольно высокого уровня. Был выработан литературный язык, развивалось поэтическое творчество и ораторское искусство. Во- вторых, в халифат включались культурные центры с давними традициями, которые оказывали мощное влияние на духовную жизнь арабов.

На территории завоеванного Ирана творили выдающиеся поэты и ученые: Фирдоуси, прославившийся поэмой « Шах — наме » (« Книга

о царях»), ученый энциклопедист Ибн Сина (Авиценна), астроном Бируни.

В Александрии, в городах Сирии арабы знакомились с плодами искусств и наук античной цивилизации. Переводы с греческого на арабский язык стали появляться уже в конце 7 — начале 8 веков.

Расцвету арабской культуры способствовало достаточно терпимое отношение к чужим традициям. В особо привилегированном положении были христиане и иудеи, которых мусульмане уважительно называли

« людьми Писания ». В результате и те и другие много сделали для того, чтобы греческая культура, прежде всего философия, стала доступна исламскому миру. Арабы, сталкиваясь с инородцами и иноверцами, превосходящими их в культурном отношении, умели учиться у них, постепенно добиваясь первенства.

Сфера воздействия и распространения духовной культуры, созданной в арабском халифате, была огромна. Европейская медицина, география и другие науки развивались под влиянием трудов арабских ученых. Мощный толчок европейскому рационализму дали еврейские, арабские и персидские философы хорошо знакомые с трудами Аристотеля. Светская поэзия в Европе, очагом которой явилась Южная Франция, вобрала в себя некоторые традиции персидской любовной лирики. Исламская цивилизация, доказавшая сильное культурное воздействие на Западную Европу, на протяжении средних веков и отчасти в новое время представляла значительную военную угрозу. Среди всех цивилизаций Востока она занимала наиболее наступательную позицию.

Эта мысль, в различных вариациях не один раз повторяющаяся в Коране, укрепляет веру в предопределение — фатализм.

Вскоре после смерти Мухаммеда к основным положениям новой религии было добавлено еще одно. Это вера в то, что священная война (джихад), распространение ислама с оружием в руках, является религиозным долгом. В Коране действительно говорится об «истреблении неверных», но в основном Мухаммед советовал привлекать людей к исламу «мудрыми добрыми наставлениями». Мусульмане, погибшие в войне, автоматически признаются достойными рая. Благодаря тем, кто сражается за религию, мусульманская община (умма) в целом может считать свой долг выполненным.

2.

Почти одновременно с распространением ислама начала складываться арабская цивилизация.

Первыми в пророчества Мухаммеда уверовали его жена, двоюродный брат Али и именитый купец Абу Бекр, оказывавший основателю новой религии огромную поддержку. Потом ему принесли клятву верности жители города Медины, а в 632 году во главе войска, состоявшего из новообращенных, Мухаммед фактически без боя вступил в главный религиозный центр арабов — Мекку. В 632 году, когда Мухаммед умер, ислам не охватил еще всей Аравии, но прочно утвердился в отдельных ее районах.

Преемником пророка – халифом — был избран Абу Бекр, и за два года его правления ислам объединил все арабские племена, хотя распространялся и силой оружия. Затем место халифа занял еще один сподвижник Мухаммеда – Омар. Десятилетие его правления стало временем блистательных военных успехов исламской цивилизации, только начавшей свое существование. Были захвачены земли Сирии и Палестины, принадлежавшие Византии, потом Египет и Ливия, западная часть Ирана. После смерти Омара победоносное шествие ислама по странам Востока продолжалось: в 40 -50-е гг.8 века был окончательно завоеван Иран, власти арабов подчинилась Северная Африка.

Местное население на захваченных территориях довольно быстро исламизировалось, чему способствовала экономическая политика халифов: мусульмане платили в казну только десятину, а те, кто сохранял свою веру, — высокий поземельный налог и подушную подать. Воины — арабы, бывшие бедуины, расселялись на новых местах, а вслед за ними приходили арабы — горожане, носители довольно высокой культуры. За счет смешанных браков активно шла арабизация пестрой по этническому составу цивилизации.

Однако огромная империя, возникшая с головокружительной быстротой, оказалось не слишком прочным образованием, Только что созданная государственность не обладало силой, которая позволила бы сплотить в единое целое разнородные в экономическом и культурном отношении регионы. Централизованная власть ослаблялась борьбой различных группировок за политическое первенство.

К 19 веку правители наместничеств — эмиры — превратились в почти независимых государей. Империя стала распадаться на части. Политическая карта Ближнего Востока без конца менялась: новые султанаты и эмираты то возникали, то исчезали, уступая место другим, столь же недолговечным государствам. Халифы продолжали существовать, но в действительности сохраняли в основном лишь духовную власть.

Со временем на месте распавшегося халифата появились и более крупные и мощные государственные образования. В 16 веке было положено начало державе Сефевидов в Персии и государству Великих Моголов в Индии. Преемницей Арабского халифата считала себя могущественная Османская империя, которая продолжала вести завоевательную политику и являлась серьезной угрозой европейским странам вплоть до 19 века.

3.

Внутренняя структура халифата стала оформляться во времена правления династии Омейядов (661- 750годы), но некоторые ее основы были заложены раньше. Это касалось в первую очередь слияния воедино религиозной и светской власти.

Лекция №10. Тема: исламская цивилизация в средние века

Сам Мухаммед выступал как политический деятель и религиозный вождь, И эта традиция продолжала существовать в дальнейшем, придавая исламскому государству своеобразие.

Представители династии Омейядов предприняли ряд мер по укреплению гигантской империи и централизованной власти. Распространение новой религии было важнейшим объединяющим фактором. Немалое значение имело и то, что арабский язык стал государственным в пределах халифата: на нем составляли деловые документы, писали научные трактаты и художественные произведения. Для управления страной был создан большой и разветвленный бюрократический аппарат; связь с далекими окраинами осуществлялась за счет хорошо налаженной почты. Центральная власть опиралась на полицию и армию, которая теперь получала от казны или земельные наделы.

Но главным залогом силы государственной власти было право верховной собственности на землю. Как и во всех других восточных Цивилизациях, государство стремилось ограничить частную собственность на землю. Частное землевладение, конечно, существовало в халифате, но обычно не достигало крупных размеров. Большую массу государственной земли занимали общины, которые выплачивали казне ренту — налог. Часть казенных земель власть раздавала за службу. Такие владения передавались по наследству, если сын наследовал должность отца, но продавать их не разрешалось. Этот запрет касался также владений, принадлежащих правящей династии и религиозным учреждениям.

Богатые многонаселенные города, где процветали торговля и ремесло, находились под строгим контролем государства, который осуществлялся с помощью специального аппарата чиновников. Положение личности тоже было вполне традиционным для восточной деспотии: человек мог неожиданно на самый верх социальной лестницы и также внезапно оказаться в нищете или погибнуть по прихоти власть имущих.

Центральная власть не справлялась с сепаратизмом: в наместничествах, на которые была разделена империя. Истинными хозяевами были эмиры. В их распоряжении находились финансы, армия, бюрократический аппарат. Правда , внутренняя структура вновь образующихся государств была одинаковой и почти в точности повторяла структуру халифата времен его расцвета.

Культура исламской цивилизации начала развиваться одновременно с государственностью. Распад халифата не повлиял на нее отрицательно: в 10- 11 веках арабо-мусульманская культура переживала свой наивысший взлет. Формировались догматика и исламское право, богословские споры затрагивали вопросы веры и разума, свободы воли и предопределения, медицинские трактаты, создавались образцы утонченной поэзии, философские и исторические произведения» работы по физике, химии, и астрономии.

Похожие документы:

  1. Конспект лекций курса искусство западной европы в средние века для специальности 02. 09. 00 Искусствоведение Москва, 2000

    Конспект

    Конспект лекций курса по истории западноевропейского средневекового искусства предназначен для студентов факультета Истории искусства, обучающихся по специальности 02.

  2. Программа дисциплины История исламской цивилизации для направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра Автор: канд культурологии, доц. Бессмертная Ольга Юрьевна (olgabessm@hse ru)

    Программа дисциплины

    1. Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600.62 «история» подготовки бакалавра, изучающих общую и историческую географию.

  3. Жильсон Этьен Философия в средние века

    Документ

    Первое издание этой книги вышло в 1922 г. Предлагая по прошествии более чем 20 лет ее значительно расширенный вариант, мы сохранили первоначальный характер книги.

  4. Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века / Этьен Жильсон

    Документ

    Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века / Этьен Жильсон. – М.: Республика, 2004. – 678 с. (ТАМ: Гл. 1. Греческие отцы и философия.

  5. Краткий исторический экскурс 5 глава 2 11 Толерантность один из основных гуманистических принципов исламской цивилизации 11 глава 3 14 (1)

    Документ

    В книге «Исламская цивилизация», принадлежащей перу известного исследователя персидской литературы, истории ислама и его философских традиций Абдул Хусейну Зарринкубу, изложена история зарождения и развития исламской ци­вилизации,

Другие похожие документы..

Исламская средневековая цивилизация.

Лекция № 10. Тема: исламская цивилизация в средние века.
План:

1.Основы исламской цивилизации.

2. Религия и цивилизация.
3. Арабский Халифат.
1.

Исламская цивилизация — одна из самых молодых на Востоке. Колыбелью исламской цивилизации была Аравия. Большая часть Аравийского полуострова представляет собой пустыню, только по побережью простираются плодородные земли. Жители этих областей выращивали зерно, виноград, финики, пряности, разводили овец и верблюдов. Здесь располагались древние города, которые вели активную торговлю со странами Средиземноморья, Африкой и Индией. Здесь же возникли и первые зачатки государственности.

Иным был образ жизни населения центра Аравийского полуострова кочевников — бедуинов. Они занимались скотоводством и сопровождали по пустыне караваны или снабжали их своими верблюдами. Племена бедуинов враждовали друг с другом и совершали набеги на соседей. Таким образом, Аравия в культурном и социально-экономическом отношении представляла собой довольно пеструю картину. Появление новой религии коренным образом изменило судьбы арабов, сыграв объединяющую и цивилизующую роль.

До принятия ислама арабы поклонялись различным божествам, в том числе луне и солнцу; был распространен культ предков. Особо почитался храм Каабы в Мекке.

Языческие верования подвергались мощным иноземным влияниям — прежде всего это касалось Северной и Южной Аравии, где с арабским населением мирно уживались христианские и еврейские общины. Появилось много пророков — проповедников, которые пытались найти нового, истинного Бога. К их числу принадлежал и Мухаммед (570- 632годы), заложивший религиозные основы будущей исламской цивилизации. Мухаммед относился с уважением и к иудаизму, и христианству. В Коране — священной книге ислама, содержащей откровения, которые были ниспосланы Мухаммеду, заметно влияние обеих религий. Это выразилось, прежде всего, в идее единобожия.

Согласно Корану, спасение ждет тех, кто верит в Аллаха и его посланника Мухаммеда, через которого было дано Божественное Писание. Истинно верующий вверяет свою жизнь Аллаху, он должен быть добродетелен, в установленное время совершать молитвы поститься и хотя бы раз в жизни предпринять паломничество в святые места — в Мекку.

Кроме того, верующие должны полностью вверять себя воле Аллаха: «С нами сбывается только то, что предначертал для нас бог».

Пророк Мухаммед

Такой быстрый расцвет объяснялся несколькими причинами. Во-первых, городская культура арабов уже в 7 века достигла довольно высокого уровня. Был выработан литературный язык, развивалось поэтическое творчество и ораторское искусство. Во- вторых, в халифат включались культурные центры с давними традициями, которые оказывали мощное влияние на духовную жизнь арабов.

На территории завоеванного Ирана творили выдающиеся поэты и ученые: Фирдоуси, прославившийся поэмой « Шах — наме » (« Книга

о царях»), ученый энциклопедист Ибн Сина (Авиценна), астроном Бируни.

В Александрии, в городах Сирии арабы знакомились с плодами искусств и наук античной цивилизации. Переводы с греческого на арабский язык стали появляться уже в конце 7 — начале 8 веков.

Расцвету арабской культуры способствовало достаточно терпимое отношение к чужим традициям. В особо привилегированном положении были христиане и иудеи, которых мусульмане уважительно называли

« людьми Писания ». В результате и те и другие много сделали для того, чтобы греческая культура, прежде всего философия, стала доступна исламскому миру. Арабы, сталкиваясь с инородцами и иноверцами, превосходящими их в культурном отношении, умели учиться у них, постепенно добиваясь первенства.

Сфера воздействия и распространения духовной культуры, созданной в арабском халифате, была огромна. Европейская медицина, география и другие науки развивались под влиянием трудов арабских ученых. Мощный толчок европейскому рационализму дали еврейские, арабские и персидские философы хорошо знакомые с трудами Аристотеля. Светская поэзия в Европе, очагом которой явилась Южная Франция, вобрала в себя некоторые традиции персидской любовной лирики. Исламская цивилизация, доказавшая сильное культурное воздействие на Западную Европу, на протяжении средних веков и отчасти в новое время представляла значительную военную угрозу. Среди всех цивилизаций Востока она занимала наиболее наступательную позицию.

Эта мысль, в различных вариациях не один раз повторяющаяся в Коране, укрепляет веру в предопределение — фатализм.

Вскоре после смерти Мухаммеда к основным положениям новой религии было добавлено еще одно. Это вера в то, что священная война (джихад), распространение ислама с оружием в руках, является религиозным долгом. В Коране действительно говорится об «истреблении неверных», но в основном Мухаммед советовал привлекать людей к исламу «мудрыми добрыми наставлениями». Мусульмане, погибшие в войне, автоматически признаются достойными рая. Благодаря тем, кто сражается за религию, мусульманская община (умма) в целом может считать свой долг выполненным.

2.

Почти одновременно с распространением ислама начала складываться арабская цивилизация.

Первыми в пророчества Мухаммеда уверовали его жена, двоюродный брат Али и именитый купец Абу Бекр, оказывавший основателю новой религии огромную поддержку. Потом ему принесли клятву верности жители города Медины, а в 632 году во главе войска, состоявшего из новообращенных, Мухаммед фактически без боя вступил в главный религиозный центр арабов — Мекку. В 632 году, когда Мухаммед умер, ислам не охватил еще всей Аравии, но прочно утвердился в отдельных ее районах.

Исламская цивилизация

Преемником пророка – халифом — был избран Абу Бекр, и за два года его правления ислам объединил все арабские племена, хотя распространялся и силой оружия. Затем место халифа занял еще один сподвижник Мухаммеда – Омар. Десятилетие его правления стало временем блистательных военных успехов исламской цивилизации, только начавшей свое существование. Были захвачены земли Сирии и Палестины, принадлежавшие Византии, потом Египет и Ливия, западная часть Ирана. После смерти Омара победоносное шествие ислама по странам Востока продолжалось: в 40 -50-е гг.8 века был окончательно завоеван Иран, власти арабов подчинилась Северная Африка.

Местное население на захваченных территориях довольно быстро исламизировалось, чему способствовала экономическая политика халифов: мусульмане платили в казну только десятину, а те, кто сохранял свою веру, — высокий поземельный налог и подушную подать. Воины — арабы, бывшие бедуины, расселялись на новых местах, а вслед за ними приходили арабы — горожане, носители довольно высокой культуры. За счет смешанных браков активно шла арабизация пестрой по этническому составу цивилизации.

Однако огромная империя, возникшая с головокружительной быстротой, оказалось не слишком прочным образованием, Только что созданная государственность не обладало силой, которая позволила бы сплотить в единое целое разнородные в экономическом и культурном отношении регионы. Централизованная власть ослаблялась борьбой различных группировок за политическое первенство.

К 19 веку правители наместничеств — эмиры — превратились в почти независимых государей. Империя стала распадаться на части. Политическая карта Ближнего Востока без конца менялась: новые султанаты и эмираты то возникали, то исчезали, уступая место другим, столь же недолговечным государствам. Халифы продолжали существовать, но в действительности сохраняли в основном лишь духовную власть.

Со временем на месте распавшегося халифата появились и более крупные и мощные государственные образования. В 16 веке было положено начало державе Сефевидов в Персии и государству Великих Моголов в Индии. Преемницей Арабского халифата считала себя могущественная Османская империя, которая продолжала вести завоевательную политику и являлась серьезной угрозой европейским странам вплоть до 19 века.

3.

Внутренняя структура халифата стала оформляться во времена правления династии Омейядов (661- 750годы), но некоторые ее основы были заложены раньше. Это касалось в первую очередь слияния воедино религиозной и светской власти. Сам Мухаммед выступал как политический деятель и религиозный вождь, И эта традиция продолжала существовать в дальнейшем, придавая исламскому государству своеобразие.

Представители династии Омейядов предприняли ряд мер по укреплению гигантской империи и централизованной власти. Распространение новой религии было важнейшим объединяющим фактором. Немалое значение имело и то, что арабский язык стал государственным в пределах халифата: на нем составляли деловые документы, писали научные трактаты и художественные произведения. Для управления страной был создан большой и разветвленный бюрократический аппарат; связь с далекими окраинами осуществлялась за счет хорошо налаженной почты. Центральная власть опиралась на полицию и армию, которая теперь получала от казны или земельные наделы.

Но главным залогом силы государственной власти было право верховной собственности на землю. Как и во всех других восточных Цивилизациях, государство стремилось ограничить частную собственность на землю. Частное землевладение, конечно, существовало в халифате, но обычно не достигало крупных размеров. Большую массу государственной земли занимали общины, которые выплачивали казне ренту — налог. Часть казенных земель власть раздавала за службу. Такие владения передавались по наследству, если сын наследовал должность отца, но продавать их не разрешалось. Этот запрет касался также владений, принадлежащих правящей династии и религиозным учреждениям.

Богатые многонаселенные города, где процветали торговля и ремесло, находились под строгим контролем государства, который осуществлялся с помощью специального аппарата чиновников. Положение личности тоже было вполне традиционным для восточной деспотии: человек мог неожиданно на самый верх социальной лестницы и также внезапно оказаться в нищете или погибнуть по прихоти власть имущих.

Центральная власть не справлялась с сепаратизмом: в наместничествах, на которые была разделена империя. Истинными хозяевами были эмиры. В их распоряжении находились финансы, армия, бюрократический аппарат. Правда , внутренняя структура вновь образующихся государств была одинаковой и почти в точности повторяла структуру халифата времен его расцвета.

Культура исламской цивилизации начала развиваться одновременно с государственностью. Распад халифата не повлиял на нее отрицательно: в 10- 11 веках арабо-мусульманская культура переживала свой наивысший взлет. Формировались догматика и исламское право, богословские споры затрагивали вопросы веры и разума, свободы воли и предопределения, медицинские трактаты, создавались образцы утонченной поэзии, философские и исторические произведения» работы по физике, химии, и астрономии.

Смотрите также:
Лекция №10. Тема: исламская цивилизация в средние века. План
Лекция №2 (10. 09. 08) Культура и цивилизация, культура и природа, культура и язык. Цивилизация
Вариант 1 Воспитание, школа и педагогическая мысль в средние века и эпоху Возрождения
План. I. Введение. Икона. Общие сведения. II. Основная часть
Конспект урока Тема урока: «Средние века: время рыцарей и замков» Тип урока: урок изучения нового материала
Рабочая программа по истории стран азии и африки в средние века и новое время для студентов III-IV курсов исторического факультета
Георгий Владимирович Вернадский Россия в средние века
Ю. Л. Говоров История стран Азии и Африки в средние века
№ урока Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся Тема урока. Основное содержание / полугодие 1 Лекция
Сибирь цивилизация Золотого Века. По решению ООН 2000-ый год объявлен годом культуры мира
Урок знаний в старших классах. Символы Российского государства. Часть первая. Флаг
История в работу включены следующие темы: Всеобщая история. Новое время 15-18 века

Мусульманская цивилизация (цивилизация ислама)

Одной из самых молодых цивилизаций Востока наряду с японской является исламская. Она начала формироваться лишь в VII в. Колыбелью ее стал Аравийский полуостров — пустыня с полосой плодородных земель вдоль побережья, на которых выращивали зерно, финики, виноград, пряности, разводили овец и верблюдов. Древние города Аравии вели активную торговлю со странами Средиземноморья, Африкой и Индией. А в аравийских пустынях жили кочевники-бедуины, занимавшиеся скотоводством и обслуживанием торговых караванов (сопровождение их по пустыне, снабжение верблюдами, водой, продовольствием и пр.).

Исламская цивилизация: история возникновения и развития

Племена бедуинов враждовали друг с другом и совершали набеги на соседей. Этот пестрый в культурном и социально-экономическом отношении облик Аравии совершенно изменило появление новой религии. Ислам не только сыграл объединяющую и цивилизующую роль в судьбах арабов, он наряду с другими факторами привел к возникновению гигантского исламского мира. До принятия ислама у арабов преобладали языческие верования, но на них оказывали сильное влияние иноземные религии. На севере и юге Аравии рядом с арабским населением мирно уживались христианские и иудаистские (еврейские) общины. Еще до появления ислама арабские проповедники выступали с идеей единобожия. Одним из них был пророк Мухаммед (Магомет, 570-632), заложивший религиозные основы исламской цивилизации. В Коране, священной книге ислама, содержались откровения, которые Аллах ниспослал Мухаммеду. В них ясно прослеживается влияние христианства и иудаизма, хотя сам пророк считал, что эти религии лишь предшествовали исламу, с его несравненно более полными откровениями. Догматика Корана довольно проста, она покоится на пяти "столпах веры". Мусульманин должен верить в единого Бога (Аллаха) и его посланника Мухаммеда, ежедневно пять раз читать молитву, поститься, подавать милостыню и хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку, где в храме Кааба находится священный черный камень (по мнению мусульман, это окаменевший ангел, который должен ожить в день Страшного Суда). Идеи ислама пронизаны фатализмом — верой в предопределение. Фатализм чрезвычайно сильно укрепился в массовом сознании мусульман, поэтому объективно этика ислама (в отличие от конфуцианской, католической или тем более протестантской) принижает роль деятельного начала в человеке и не ориентирует его на активное преобразование мира. Вскоре после смерти Мухаммеда к основным положениям ислама было добавлено еще одно, сыгравшее огромную роль в дальнейшей истории исламской цивилизации. Это вера в то, что священная война (джихад), т. е. насильственное распространение ислама, является религиозным долгом мусульманина. И хотя сам Мухаммед советовал обращать людей в ислам "добрыми, мудрыми наставлениями", его последователи настаивали на том, что мусульмане должны вести войну с "неверными", пока те не покорятся исламу. Погибшим в этой войне открывается путь в рай. Но и для оставшихся в живых идея джихада была весьма привлекательна: участники сражения (похода) получали четыре пятых добычи, а остаток в качестве "доли Аллаха" раздавался бедным.

69.Социально-политическая структура Древнего Китая

Социальная структура Китая имела довольно сложную систему. Все его жители считались вассалами императора, но каждое состояние выделялся особенностями своего положения, поведения, этикета и т.п.. Высшим сословием была наследственная аристократия, которая подразделялась на основе своих титулов и рангов. К знати также принадлежали "особо заслуженные", аристократы без титулов и др.. Значительной прослойкой были чиновники, составлявшие основу централизованного аппарата (9 рангов с разделением на пидрангы). Неоднородным было и крестьянство: его верхушку составляли старосты, начальники родов и та.ин., большинство было самой бедной частью населения. До самых низких же слоев принадлежали полностью бесправные рабы, слуги, лично зависимые, держатели частных земель.

Политическая мысль Китая представляет собой – совокупность ранних политических представлений, взглядов и учений древних китайцев. Характерной чертой древнекитайской политической мысли является то, что она рано выделилась из религиозно-мифологической литературы и поставила в центр изучения организацию государства, проблемы взаимоотношения человека с обществом. Уже в ранних политических учениях, отраженных в книге “Шуцзин”, древнейшие части которой берут начало в XIV-XI вв. до н.э., проводится стержневая идея о “тань-мин” – праве Неба, которое контролирует всю Поднебесную, на отзыв мандата властелина и передачи его более достойному.

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 216 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте: