Исламский банкинг

16.04.2018 0 Автор admin

Как работает исламский банкинг?

Исламский банкинг в России

1.Что такое исламский банкинг?

2. Правила исламского банкинга

3. Перспективы исламского банкинга в России

4. Полезное видео

В одной из статей на нашем сайте мы уже рассказывали про величайшего торговца в мире – проповедника христианских ценностей в бизнесе, в финансах существует также такое понятие как – исламский банкинг. Глава Сбербанка Герман Греф выступил за развитие исламского банкинга в России, он сказал:  "Мы всячески будем способствовать развитию этого инструмента”.

Как известно, в середине 2014 года Сбербанк России подпал под западные санкции, которые произошли из-за присоединения Крыма к России и войне, которая длится на Украине. Такие крупные российские банки как Банк России, ВТБ, Альфа банк лишились возможности привлекать долгосрочные финансовые инвестиции на западных рынках. В Татарстане Сбербанк России проводил ряд встреч с арабскими инвесторами, которые должны дать новый этап финансирования и развития исламского банкинга в России.

24 марта 2016 года в Казани открылся первый в России основанный на принципах ислама — Центр исламского партнерского банкинга. Основу первого в России исламского банковского учреждения составляют принципы  партнерского финансирования, которые широко применяются в таких исламских странах как —  Малайзия,Бахрейн и ОАЭ. 

Что такое исламский банкинг?

Исламский банкинг (англ. islamicbanking) — банковская система, которая работает по религиозным правилам ислама. 

Правила исламского банкинга

Запрещено ростовщичество — нельзя давать ссудные проценты;

Запрещена спекуляция — исламские банки не используют чужие затруднения и обстоятельства в своих интересах. Однако существует исламская финансовая биржа — NASDAQ Dubai;

Запрещены инвестиции: в производство алкоголя и табака, порнографию и проституцию, оккультизм.

Помощь в переработке мяса животных, которые умерли своей смертью и свинины. 

Кроме этих правил клиенты исламского банка не могут также  заниматься инвестированием в компании, которые занимаются товарами и услугами противоречащие исламу. Например различные медицинские организации, которые занимаются клонированием и другими спорными медицинскими экспериментами. Исламский банкинг набирает обороты по всему миру со  скоростью в 10 – 15% в год. Сейчас в мире существует более 300 исламских банковский учреждений в 51 государстве. 

  

В последнее время исламские финансовые организации активно выдвигаются на международный рынок — в том числе в Европу. С 2009 года инвестиции исламского банкинга в Англию  возросли на 150% — их объем достиг 1,3 триллиона фунтов стерлингов в 2015 году.

Перспективы исламского банкинга в России

 

Уже несколько лет в России экономический кризис — курс рубля упал, а российские финансовые организации испытывают недостаток ликвидности. Один из вариантов улучшения экономического климата в России – это привлечение инвестиций от исламских банков с Ближнего Востока.

Не стоит забывать, что в состав России входит несколько крупных исламских республик, таких как: Татарстан, Башкирия, Дагестан и Чечня. Ислам – традиционная религия для нашей страны, но исламский банкинг будет популярен не только у мусульман, но и у других жителей страны и представителей других конфессий. Причина популярности может быть в лояльности к людям и хороших условиях для финансовой поддержки населения.

Исламский банкинг не занимается ростовщичеством, поэтому вы можете не ожидать от него скрытых комиссий и начислений пени. Также исламские банки не продают ваши долги коллекторским агенствам и те не терроризируют вас. Тоже самое можно сказать про ипотеку – она будет предоставляться на более выгодных условиях.  Так как Россия часть Евразии – многие клиенты отечественных финансовых организаций сделают выбор в пользу мусульманских партнеров.

Осталось разработать правовые основы, которые помогут интегрироваться исламскому банку в финансовую систему России. Исламские инвесторы готовы вкладывать в долгосрочные финансовые программы и в российскую экономику – уже скоро многие жители России смогут воспользоваться всеми преимуществами исламского банкинга. 

Copyright © 2018 Все права защищены. Копирование материалов сайта без указания источника — запрещается.

В последнее время часто можно услышать об исламском банкинге в публичном пространстве. Этот вопрос актуализировался в нашей стране потому, что весь нынешний сложный год Российская Федерация решала вопрос введения этого вида функционирования банков.

Несмотря на то, что власти приняли решение не вводить данную систему в стране, мы решили проанализировать, что из себя представляет исламский банкинг и какими минусами и плюсами обладает, особенно, в условиях нынешнего кризиса.

Нам хотелось бы, чтобы кавказская публика более активно подключалась к обсуждению данного вопроса, обладающего все более возрастающей актуальностью для нашей страны.

Итак, что же такое исламский банкинг? Где он функционирует?

Исламский банкинг — что это такое. Этические принципы, воплощенные в банковских продуктах

Чем отличается от традиционной банковской системы? Исламский банкинг — это способ ведения банковских дел, которые соответствуют  религиозным нормам ислама.

Исламский банкинг распространен  не только среди мусульман, но становится популярным среди  представителей других верований. Это связано с открытостью исламских банков для людей любой религии.

Также популярность связана с тем, что исламский банкинг — это запрет на взимание процентов. Это означает, что средствами вкладчиков банк финансирует различные бизнес-проекты или предпринимателей.

И вместо процента предприниматель делит полученную прибыль с банком, а банк с вкладчиком. Таким образом, роль вкладчика такая же, как и у инвестора.

Одна из наиболее заметных проблем современности  — это вопрос жилья. Иметь свое собственное  жилье может не каждый, особенно это актуально для таких больших городов как Москва, где процентная ставка при ипотеке громадная.

А с учетом скрытых процентов данная услуга оказывается не по карману огромному количеству людей. Россия все больше становится мусульманской, так как структура её населения постепенно развивается в сторону усиления мусульманской составляющей.

Это связано, как с рождаемостью, так и с потоком мигрантов из преимущественно мусульманских стран Средней Азии. Для мусульман вопрос приобретения жилья не менее важен.

Однако при нынешней традиционной банковской системе существует большое количество преград, через которые не может переступить мусульманин. В основе своей традиционная система банкинга, основанная на проценте, противоречит исламу.

Поэтому более религиозная часть населения предпочитает держать свои сбережения не в финансовых, а в трехлитровых банках.  

Существует несколько разновидностей исламской ипотеки:

1) Мурабаха — от клиента требуется обладать определенной суммой для внесения первоначального взноса.

Главное преимущество ипотеки на основе модели Мурабаха заключается в том, что с момента внесения первоначального взноса, право собственности на жилье переходит к клиенту.

2) Иджара — клиент находит жилье, которое хочет приобрести, и банк покупает его и сдает в аренду клиенту. Главное преимущество этой модели заключается в том, что клиенту не надо иметь значительную сумму для заключения договора.

3) Мушарака — договор товарищества, в котором полученная прибыль делится между сторонами. Клиент в соответствии  с соглашением между ним и банком постепенно или сразу выкупает долю банка в товариществе с помощью собственных или привлеченных средств.

Первый финансовый институт, работающий по принципам исламского банкинга, мог появиться в России уже в недавно завершившемся 2015 году. Однако власти сочли, что этого не стоит делать.

Дело в том, что прежде, чем исламский банк заработает в РФ, необходимо было внести соответствующие изменения в российское законодательство. Относительно законодательства, речь идет об изменении закона о банках и банковской деятельности.

В нынешнем законодательстве противоречия касаются основных принципов указанного закона: срочность, платность, возвратность.  В связи с финансово-экономическим кризисом в России исламский банкинг мог стать привлекательным способом решения проблем закредитованности и растущей просрочки.

«Если должник находится в трудном положении, дайте отсрочку, пока положение его не улучшится, — говорится в Коране. — А если вы простите долг, то вам же будет лучше…»

Иными словами, мусульманские финансовые организации не могут применять санкции против неплательщиков. Именно таким образом можно попробовать разобраться с недисциплинированными клиентами.

Они могут постепенно перетекать в исламские банки и получать там финансирование. В случае проблем — стороны договариваются об отложенных платежах. Людей не будут беспокоить коллекторы, а ситуация в банковском секторе изменится в лучшую сторону.

Еще один немаловажный фактор: религиозные клиенты охотнее будут сотрудничать именно с исламскими банками. Принадлежность учреждения к конфессии должна их дисциплинировать.

Клиентов в исламские банки можно будет завлечь за счет более «человечного» отношения (отсутствие пеней и штрафов). Кроме того, подобные учреждения способны обслуживать не только мусульман. Православные, осуждающие ростовщичество, вполне могут обратиться в исламский банк.

Таким образом сегодня, в условиях санкций, нестабильной экономической обстановки и при закрытии для российских банков и заемщиков европейских и американских рынков, переход на исламский банкинг является одним из самых перспективных решений в банковской отрасли.

Айгюль Темирсултанланы, член молодежного экспертного пула МКО "Qumuqlar" 

В Махачкале открылся новый Исламский банк

Поиск Лекций

История возникновения исламских банков.

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования

Военный университет Министерства Обороны РФ

Внебюджетный факультет

Реферат по Мировой экономике на тему :

« Исламские банки: становление и развитие »

Работу выполнила

студентка 2-го курса

очного отделения

Кушнир Екатерина

Проверила : Бойко

Наталья

Витальевна

Москва, 2017

Введение……………………………………………………………….…………..3

1.Исламская банковская система…………………………..………………….4

2.История возникновения исламских банков…………………….…….…..6

3.Структура и принципы работы исламских банков в современном мире………………………………………………………………………..….…..8

Заключение………………………………………………………………..…….12

Список литературы ……………………………………………………………14

Введение.

Исламская банковская система базируется, в большей степени, на религиозных факторах, а уже потом не прибыли. Предоставляя услуги и выполняя свои функции, исламский банк ожидает получить прибыль по итогам своей деятельности, направив ее на дальнейшее исполнение своих моральных и социальных обязательств. То, как эти обязательства будут претворятся в жизнь, зависит от политики исламского банка. Некоторые из них имеют четкие письменные положения, в которых прописаны социальные цели и мероприятия, позволяющие их достичь. Как и любые институты, содержащие в себе религиозные доктрины, деятельность исламских банков должна соответствовать философии и принципам ведения бизнеса, указанным в Коране и хадисах.

Объект: Исламская банковская система.

Предметом является : Специфика работы Исламского банка.

Исламский банк руководствуется такими принципами, как справедливость, равенство, доверие, честность, беспристрастность, взаимная выгода, бережливость, исполнение обязательств. Поскольку Ислам запрещает использовать методы, содержащие в себе элементы риба, исламский банк использует принципы работы, допустимые Шариатом.

Исламская банковская система.

Развитие исламской банковской системы можно считать с создания сберегательного банка MitGhamr в 1963 году (МитГамбр).

Исламская банковская система (ИБС) это банковская система,принципы ее деятельности и сама деятельность которой основаны на исламском праве или законах Шариата.

Шариатские законы имеют четыре источника.

Первый – священная книга мусульман Коран, который является подлинным

и неизменным источником законов Шариата. Книга содержит слова и обращение Всевышнего Аллаха, переданные через Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в качестве руководства для всего человечества.

Вторым источником законов Шариата являются Хадисы. Это короткие рассказы о высказываниях, поступках Пророка (даблагословит его Аллах и приветствует) или эпизоды, связанные с ним, которые составляют основу сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Сунна описывает обычай, нрав, изречения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), его поведение, действия, ответы или комментарии на различные жизненные ситуации.

Третий источник, формирующий шариатское право, называется ≪иджма≫. Иджма– это выработанное авторитетными исламскими учеными решения для конкретного вопроса или случая. В исламской традиции ученые, имеющие право делать самостоятельные выводы из Корана и сунны, называются муджтахидами.

Четвертый и последний источник называется ≪кийас≫. Первоначальное значение этого термина происходить из слов .измерять. или .проводить аналогию между двумя вещами. (Али,1950). Кийас – это суждение по аналогии и выработка новых решений муджтахидамипо сложным и спорным вопросам наосновании прецедента, описанного в Коране или хадисах.

В исламском праве доводы, основанные на Коране и хадисах, называют шариатскими (законными) доводами ≪аль-адиллаташ-шар’ийя≫, их достоверность не подлежит сомнению, в видутого, что эти два источника содержат абсолютную истину и неоспоримую фундаментальную доктрину Ислама. Доводы, основанные на иджмаи кийасизвестны как аль-адиллат аль-арба’а,а также как фуру – ответвления шариатского права.

Благодаря указанным четырем источникам, формирующих исламское право, Шариат занимают важное положение в процессе разрешения проблем современной жизни.

История возникновения исламских банков.

Финансовые учреждения западного типа появились в исламских странах как отделения крупных банков европейских метрополий. Однако их деятельность ограничивалась в основном экспортно-импортными операциями иностранных компаний. Местное население из националистических и религиозных соображении избегало услуг западных банков.

Процессы модернизации в экономике подталкивали предпринимателей из мусульман открывать текущие счета в банках для проведения расчетов. Тем не менее, многие из них по-прежнему отказывались делать процентные депозиты и брать кредиты. Поэтому с конца 40-х годов XX века исламские экономисты начинают теоретическую разработку финансовой модели «исламского капитализма», исключающей ссудный процент.

Предпосылки появления исламских банков связывают с процессами«исламского

возрождения», когда широкие массы населения стали демонстрировать свою приверженность ценностям «традиционного ислама».

Потребность исламских стран в развитии национальных банков и

необходимость соблюдения норм шариата предрешили создание исламских банков. В рамках запрета ссудного процента предполагалось, что исламские банки будут работать на беспроцентной основе.

Первый исламский банк был образован в 1963 году в Египте и был назван «МитГамр». Он выдавал беспроцентные кредиты фермерам. Учреждение просуществовало 4 года и послужило толчком к появлению новых финансовых институтов в Саудовской Аравии, Судане, ОАЭ и Кувейте.

Учреждение сберегательного банка МитГамбр в дельте Нила рассматривается как одно из важнейших событий в истории исламского банкинга. Введение банковских услуг, основанных на принципах Шариата получило огромную поддержку со стороны клиентов. .

Считается, что первой банковской структурой,официально объявившей, что работает на основах шариата,стал коммерческий «Дубай ИсламикБэнк», основанный в ОАЭ в 1975 году.В 1970-е годы возникли «ФейсалИсламикБэнк оф Судан»(1977 г.)и «ФейсалИсламикБэнк оф Египет»(1977 г.), «Бахрейн ИсламикБэнк»(1979 г.)и др..

В 1974 году Организация исламских государств приняла решение о создании межгосударственного Исламского Банка Развития. Основной целью создания банка было заявлено содействие финансированию экономических и социальных программ на основе принципов шариата.

Основными направлениями деятельности банка являются кредитование производства ,проектирование инфраструктуры ,торговли.

Банк участвует в управлении фондами,создаваемыми для конкретных целей. Исламский Банк Развития осуществляет кредитование импортных операций,учавствует в создании инвестиционного портфеля на основе исламских принципов.

Масштабы проводимых банком операций преувеличиваются.В действительности основная часть прибыли ИБР аккумулируется за счёт процентов, получаемых им от размещения депозитов в иностранных банках. Только ИБР может иметь такие счета в связи с его межправительственным статусом и той ролью, которую он играет как посредник между исламским миром и другими странами.

С 1972 по 1985 года было открыто более 25 банков в таких странах как Турция, Саудовская Аравия , Судан , Египет и т.д.

До конца 2008 года, насчитывалось более 300 исламских банков, действующих в как в мусульманских так и западных странах. Традиционные западные банки также начали предлагатьпродукты и услуги на основе Шариата. Помимо исламских банков, существует также компании, управляющие фондами, которые осуществляют деятельность, свободную от рибаи такие компании имеют в своем распоряжении исламские фонды, объем которых составляет более чем 800 млрд. долл. США. Другиефинансовые мероприятия, такие как страхование и ипотека внастоящее время также осуществляется в соответствии с принципами Шариата. Кроме того, на финансовом рынке начали использовать финансовые инструменты на основе Шариата. В некоторых странах, таких как Малайзия, Исламский финансовый рынок был также создан в дополнение к исламской банковской системе. Исламская банковская система имеет яркие перспективы впереди. Даже если она не используется в качестве замены обычной банковской системы, Исламская банковская система может, по крайней мере, двигаться вперед параллельно с обычной системой в решении глобальных потребностей банка.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Газета «Коммерсантъ» сообщила, что два арабских банка ищут партнеров для выхода на российский рынок банковских услуг. Но что такое исламский банк и чем он отличается от уже привычных россиянам коммерческих банков? Начнем с того, что исламский банк работает по принципу проектного инвестирования, то есть становится соавтором и совладельцем инициаторов проекта. Если обычный банк абсолютно не интересуется, зачем вы берете у него деньги, его волнует только возврат суммы с процентами, причем проценты являются главной «конфетой» такой банковской деятельности, то исламский банк изучает все обстоятельства дела.

Например, вы приходите в исламский банк и говорите: я хочу построить мост, или платную автодорогу. Банк проводит бизнес-экспертизу, определяет экономический потенциал этого проекта, и если он адекватен, то входит в совместное проектирование вместе с вами-инициатором, договаривается о разделе прибыли, но речь идет не о процентах. Обычному банку абсолютно наплевать — может, вы пошли с его деньгами в казино и там все проиграли, им важно просто получить назад свои проценты. В исламском банке деньги даются только под какое-то конкретное дело. Это первый момент. Второй момент — запрет на фьючерсы. Никакая игра на еще не созданной продукции не может вестись. Никакая спекуляция на дериватах или дериватах от дериватов тоже не возможна. Потому что «экономика воздуха» в исламском банке под запретом.

Для клиентов будет привлекательным то обстоятельство, что исламский банк не участвует в сомнительных операциях, поддерживая только те проекты, которые по глубокому анализу имеют экономическую перспективу.

Как зарабатывается доход клиента?

При этом исламский банк делит риски с клиентом. Ошибки могут быть и при анализе, и при экспертизе, но банк делит эти риски со своим клиентом. Многие мусульмане просто хотят работать с шариатскими финансовыми структурами — халяль — и не хотят касаться денег, которые отмечены ростом. Ростовщичество вообще считается одним из главных зол экономической жизни.

Необходимо напомнить, что в России уже был исламский банк — «Бадр-Форте Банк», и я лично принимал участие в его создании. Этот банк был инициирован Адалетом Джабиевым, который до этого работал классическим банкиром, а потом вошел в пространство исламского банкинга. В 1997 году на базе своих финансовых структур и при помощи Исламского банка развития в Джидде он создал исламский банк. Дело шло на лад, в 60 странах были открыты отделения и корреспондентские счета… Это была курица, несущая золотые яйца для российского государства. В Центральном банке «Бадр-Форте Банк» был зарегистрирован и лицензирован как проектно-инвестиционный банк. Но в 2006 году Госдеп США обратился к Центробанку и попросил этот банк закрыть, потому что ему не понравились его широкие связи в исламском мире. И тогдашний зампредседателя ЦБ Козлов инициировал отъем лицензии, в результате чего очень полезное начинание после 10 лет работы было погублено. Курицу, несшую золотые яйца, зарезали по письму Госдепа. Но такой опыт имел место, и человек этот жив, сейчас он возглавляет консалтинговую компанию «Аш-Шамс» и живет в Азербайджане.

Что касается перспектив создания православного банка, о которой говорил недавно Всеволод Чаплин, то думаю, что это в принципе невозможно. Во-первых, у них нет 14 веков опыта такой работы, а во-вторых — нет соответствующей юридической базы. Дело в том, что исламское банковское дело основано на Шариате, определяющем и детально разрабатывающем структуру экономики. Там, например, расписаны виды совместной деятельности, взаимоотношения участников траста и так далее, четко определяются права всех участников в зависимости от их долевого присутствия. Либо православным банкирам придется все это выдумывать, что не работает, либо целиком заимствовать из шариатского юридического и нормативного поля, и тогда большой вопрос — что это будет за православный банк? Кроме того, необходимо иметь свой кадровый пул, зарубежные связи. Что, в Греции или Румынии есть православные банки? С кем они будут работать, с исламскими банками, получается, и на их юридической основе. Но тогда это будет своеобразный исламский филиал в православном пространстве… Не очень вижу такой вариант, хотя все возможно, конечно.

speakercom.ru