История судана

21.08.2018 0 Автор admin

Судан

Площадь, кв. км 1886068
Флаг
Население, чел. 40234882 (2015)
Столица Хартум
Крупные города Хартум, Омдурман, Северный Хартум, Ньяла, Порт-Судан
Наивысшая точка Марра (3008)
Официальный язык арабский, английский
Религия ислам (сунниты)
Денежная единица суданский фунт
Государственный строй президентская республика
Телефонный код +249
Доменная зона .sd

Судан — крупное государство на северо-востоке Африки. Ближайшие к нему страны: Египет, Ливия, Чад, Центральноафриканская Республика, Южный Судан, Эфиопия, Эритрея. Страна омывается водами Красного моря.

Обширная территория включает в себя огромное разнообразие ландшафтов. Судан охватывает две большие пустыни: Ливийскую и Нубийскую с едва заметной растительностью, однако, в южной части имеются тропические леса. В центре страны сосредоточены редколесья и саванны. Климат — тропический и жаркий. Нил и множество его притоков покрывают своими извилистыми руслами весь Судан. На юге страны эти реки протекают мимо берегов, заросших густой растительностью, и жарких и влажных тропических лесов, за которыми вдалеке видны горы.

Экономика страны развивается постепенно. Из отраслей экономики самым прибыльным является сельское хозяйство. Несмотря на то что для земледелия пригодно только 5 процентов земель, им занимаются две трети жителей Судана. Основными культурами являются просо, сорго и финики. Крестьяне возделывают земли, орошаемые Нилом и его многочисленными притоками. Эти реки, протекающие по южной части страны, являются богатым источником рыбы. На более засушливом севере можно увидеть кочевников, перегоняющих стада верблюдов, а для юга Судана более характерны стада крупного рогатого скота.

Недра Судана богаты "черным золотом", нефтью, с обнаружения которой началась активная ее добыча. Промышленный сектор экономики представлен обработкой хлопка, сельскохозяйственной продукции (арахис, пшеница, сахарный тростник, манго, папайя, бананы и др.)

На севере строят дома с плоскими крышами, а на широких травянистых равнинах центрального Судана – круглые покрытые тростником хижины.

Северный Хартум – индустриальный центр страны, в котором развиты текстильная и пищевая промышленность. Шумный торговый город Омдурман расположился на западному берегу Белого Нила. Передвижение по дорогам Судана нередко представляет собой немалую сложность. Так, например, во время сезона дождей грунтовые дороги размываются. Железная дорога проложена к востоку от границы с Эфиопией, к западу – от живописного зеленого плато Кордофан и на юго-запад – по направлению к Заиру.

Население

Жители Судана – потомки нубийцев, живших в Древнем Египте, и арабских торговцев, поселившихся на территории современного Судана позднее. На севере страны живут народы нуба и беджа, на юге – динка, нуэр и шиллук.

Судан — мусульманская страна. Мусульмане-сунниты занимают более 70% верующего населения.

Туризм

В туристическом отношении Судан лишь недавно стал задавать тон в Африке. Постепенно развивается туристическая инфраструктура. Красное море с великолепным подводным миром и дивными коралловыми рифами — одна из главных Суданских достопримечательностей.

Столица Судана — Хартум может предложить искушенному туристу Национальный музей, выставляющий в экспозициях археологические сокровища, насчитывающие тысячелетия. Также посетите библиотеку Хартумского университета, ну и конечно Дворец республики.

Однако большей туристической славой пользуется Омдурман, древний город. Этот город как бы застыл во времени. Здесь вы действительно окунетесь в иной мир. Пройдитесь по базарам Омдурмана. Здесь в изобилии представлены шедевры суданского прикладного искусства, пряности, сладости и многое другое. Здесь же расположена одна из самых почетных достопримечательностей в стране — могила Махди, почитаемого всеми правителя страны. Мечеть Хамеда Алла Ниела делает город еще более мифическим. Вокруг мечети совершают свои ритуалы верующие. Зрелище просто зачаровывает, молящиеся как будто и впрямь готовы отправиться на небо.

Для тех, кто хочет насладиться захватывающими морскими пейзажами, особое очарование имеет Порт-Судан. Город находится поблизости от Хартума. Кстати, этот город несет на себе печать контакта с Советским Союзом во многих постройках. Порт-Судан — город порт, где можно наблюдать здания и домики, очень напоминающие европейские и это интересный контраст между восточным Омдурманом и скорее европейским Порт-Суданом.

Планируя поездку в страну Судан, учтите что летом там очень жарко и шансы отключения электричества также очень высок в летние месяцы. Лучшее время для посещения, вероятно, будет весной и зимой, в ноябре, декабре и январе. Февраль и март жаркие месяцы на юге страны, в то время как с апреля по ноябрь может быть очень дождливо.

В Хартуме есть несколько греческих ресторанов и ресторанов, предлагающих кухню Ближнего Востока, а также есть рестораны, которые предлагают блюда интернациональной кухни. Если вас пригласили в суданский дом, вероятно вам подадут местные блюда с варенной кукурузой, которые едят с овощами. Очень вкусные блюда, которые заставит вас просить добавки. Если вы ищете развлечений, почему бы не поездки в Хартум и Омдурмане, где есть театры, концертные залы и кинотеатры? Достаточно развлечений и под открытым небом. Клубы предоставляют все виды музыки, включая живую музыку, которую играют самые известными ди-джеи в Судане. В большинстве крупных городов в Судане доступные отели, которые предлагают качественные услуги в зависимости от цены. Эти отели обеспечат кровать и вентилятор с общей ванной комнатой и туалетом, кондиционером и спутниковым телевидением. Некоторые из пятизвездочных отелей: Port Sudan Hilton, Friendship Palace, Green Village и Acropole. Желательно забронировать отель заранее, особенно те из них, которые находятся вблизи Красного моря, поскольку они, как правило, востребованны в течение всего года. В Судане у вас всегда будет чем заняться. Некоторые туристические достопримечательности включают рынок верблюдов. Можно посетить Национальный музей, который содержит археологические сокровища Судана. Посещение дома-музея Халифа для тех, кто заинтересован в новейшей истории Судана. Вы также можете посетить ферму Гезира и устроить себе путешествие по Нилу до плотины в Джебель Аулия, где река является поистине впечатляющим зрелищем. К юго-востоку от Хартума есть национальный парк, который является одним из крупнейших в мире. Там много видов диких животных, включая львов, жирафов, леопардов, антилоп и птиц, таких как морские птицы, грифы, пеликаны, аисты, зимородки.

Любите осотр достопримечательностей?

Судан: информация о стране

Тогда стоит посетить Джебель-Марра, что является самым высоким пиком в регионе Дарфур на западе Судана. Это регион с потрясающей красотой природы, с водопадами и вулканическими озерами и приятным климатом. В Судане развиты транспортные сети, включают железнодорожный, автомобильный, воздушный и водный транспорт. Вы будете путешествовать с комфортом. В окрестностях городов для осмотра достопримечательностей удобно использовать такси по разумным ценам. Путешествие в Судан с его прекрасными пляжами и хорошим климатом — одно из лучших мест для отдыха.

История

На заре становления Судан представлял собой совокупность небольших королевств, куда постепенно проникает ислам вместе с египтянами. Последние прибыли в эти края в поисках золота и изумрудов. Начиная с XVI века здесь существовали султанаты: Сеннар и Дарфур. Судан входил в состав Османской империи, и значительное время имел тесные связи с Египтом. Одно время страна контролировалась двумя государствами: Британией и Египтом одновременно. Британия продвигала политику превращения Судана в аграрно-сырьевой придаток: насаждались плантации хлопка.

В 1821 году Судан был захвачен Египтом. В 1885 году в стране под предводительством Махди вспыхнуло восстание. Восставшие захватили Хартум и казнили английского генерала Чарльза Джорджа Гордона, который правил Суданом как представитель Египта. Два года спустя Судан вновь перешел под власть Великобритании и Египта. Судан был провозглашен независимой республикой в 1956 году, однако вслед за этим в стране началась ожесточенная гражданская война между арабоговорящими мусульманами, жившими на севере, и южанами, придерживавшимися христианства и традиционных верований. Судан страдал и от стихийных бедствий, например, вследствие наводнений 1988 года около полутора миллионов суданцев лишились крова.

  • В древности на севере Судана сложилась нубийская культура.
  • 3-в тысячелетие до н. э.: Нубия попала под влияние Египта.
  • VIII в. до и. э.: Нубию сменило Мероитсксе царство. Это единственное царство северной Африки, не подпавшее под владычество Рима.
  • IV-VI вв.: распространение христианства.
  • VII в.: завоевание арабами Судана, начало исламизации.
  • K началу XIX в.: на севере Судана существовали султанаты Дарфур и Сеннар.
  • 1820-1822: присоединение к Египту.
  • 1881: суданские повстанцы под пpeдводитeльcтвом Мaxди создали независимое исламское государство.
  • 1889: государство махдистов уничтожено британскими войсками.
  • 1899: Судан стал совместным владением Великобритании и захваченного ею Египта.
  • 1956: провозглашение независимой Республики Судан.
  • 1958-1964: установление и правление диктаторского режима.
  • 1969: военный переворот. К власти пришел Дж. Нимейри. Страна стала называться демократической Республикой Судан.
  • 1972: юг Судана получил автономный статус.
  • 1985: падение режима Дж. Нимейри. Страна вновь называется Республика Судан.
  • 1999: введение чрезвычайного положения, роспуск парламента. Сохраняются напряженность между Севером и Югом, проблема беженцев, усугубленная засухой и голодом.

Интересные факты про Судан:

Ранее Судан называли Нубией.

Судан — крупнейшее государство на континенте.

Судан — страна богатая залежами нефти, золота, алмазов. Также, вода — здесь не проблема (река Нил).

В 2011-м году после референдума единый Судан разделился на две части — Судан (мусульмане) и Южный Судан (христиане).

ТЕРРИТОРИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСЛАМА Численность мусульман в мире. Мусульманские страны

В 1996 г. мусульман во всем мире насчитывалось 1 млрд 126 млн Человек, что составило 19 % населения Земли. В Азии, без стран бывшего СССР, проживало 778 млн мусульман (22 % населения Зарубежной Азии и 69 % всех мусульман мира). В Африке их было 309 млн (41 и 27% соответственно), в Европе (включая всю территорию России) — 32 млн (4,4 и 2,8 %), в Америке — 7 мл (0,9 и 0,6 %), в Австралии и Океании — 0,4 млн (1,3 и 0,03 %). По численности мусульман в странах мира приводятся данные на 1990г. Следует иметь в виду, что во многих странах, особенно наход; щихся в Азии и Африке, происходит большой прирост населещ и на сегодняшний момент численность приверженцев ислама зш чительно возросла. Так, в Индонезии, крупнейшей мусульмаь ской державе, в 1990 г. проживало 150 млн мусульман. В насто; щее время в этой стране — более 204 млн жителей, 87 % которь составляют мусульмане, т.е. более 177—178 млн человек. Привс димые ниже данные помогут специалистам в области туризма другим читателям увидеть соотношение мусульман в тех или инь странах мира. Итак, на втором месте после Индонезии шел Паю-стан, насчитывавший 119 млн мусульман. Из азиатских стран Бангладеш их — 101 млн, Индии — 99 млн, Иране — 56, мл! Турции — 55,5 млн, Китае — 27 млн, Ираке — 18 млн, Афгани стане — 16 млн, Саудовской Аравии — 13 млн и т.д.

В африканских странах крупные группы последователей ислам живут в Египте — 46 млн, Нигерии — 34 млн, Алжире — 25 мль Марокко — 25 млн, Судане — 18 млн, Эфиопии — 16 млн, Таи зании — 9,6 млн, Тунисе — 8,1 млн, Мали — 8,1 млн и т.д. И государств бывшего СССР в Узбекистане мусульман — 14 млн, в России — 13 млн (по другим данным, в нашей стране сегодня проживает до 22 млн мусульман), Казахстане — 6,7 млн, Азербайджане — 5,7 млн, Таджикистане — 4,4 млн, Туркмении — 2,8 млн, Киргизии — 2,6 млн. В Зарубежной Европе последователей ислама во Франции 4,3 млн, в Германии — 2 млн, Сербии и Черногории (в том числе в Косово) — 1,8 млн, Боснии и Герцеговине — 1,7 млн, Великобритании — 1,4 млн, Албании — около 1,3 млн, Италии — 1,1 млн человек. В Албании, Боснии и Герцеговине мусульманами являются в основном представители коренного населения, в Сербии — албанцы Косово, во Франции, в Германии, Великобритании, Италии — в подавляющем большинстве иммигранты. Во Франции ислам исповедуют в основном арабы из стран Северной и Западной Африки и Юго-Западной Азии, в Германии — турки, курды, арабы, славяне-мусульмане из Боснии, в Великобритании — выходцы из Пакистана и часть выходцев из Индии, в Италии — арабы, сомалийцы, выходцы из Эритреи. Следует отметить, что в европейских странах значительное число мусульман являются иммигрантами или их потомками из бывших колоний. Германия имеет давние связи с Турцией.

В Америке самая крупная группа мусульман имеется в США Их число по разным оценкам варьирует в пределах от 1,2 млн до 6 млн человек. Наиболее достоверная цифра — 4,5 млн. По национальной принадлежности мусульманами в этой стране являются арабы, персы, выходцы из Пакистана, других стран, а такжепринявшие ислам афро-американцы США (по оценкам — около 1/3 мусульман страны) .

Итак, ислам занимает довольно большую территорию в мире, интересно, что значительная ее часть попала под влияние ислама в первые века и даже десятилетия его существования. Распространяясь, ислам привнес черты арабской культуры другим странам и народам, одновременно испытывая определенное влияние с их стороны.

Ислам распространен в Северной Африке. Мусульмане составляют большинство в таких странах, как Египет, Ливия, Алжир, Марокко. Ислам в Северную Африку пришел вместе с арабскими завоевателями в VII в.

История Южного Судана. Досье

Ислам преобладает и в ряде неарабских стран Африки (Сомали, Нигерия и т.д.) или исповедуется значительной частью населения (Кот-д’Ивуар, Эфиопия). На востоке Африки ислам «шагнул» далеко к югу. Так, мусульмане составляют 86 % населения в Федеральной Исламской Республике Коморские Острова, расположенной между континентальной Африкой и о-вом Мадагаскар (см. табл. 1). Исламские также страны Юго-Западной Азии (Бахрейн, Палестина (в Израиле), Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Турция), а также Иран и Афганистан. В Южной Азии — это Пакистан, Бангладеш, Мальдивы (см. карту на форзаце). В Индии мусульман примерно лишь 12 %, но это около 99 млн человек. В Юго-Восточной Азии — Индонезия, Малайзия и Бруней. Мусульманскими являются среднеазиатские республики СНГ. Мусульмане преобладают или составляют значительную часть населения в большинстве северокавказских республик России, Татарстане и Башкирии.

Дата добавления: 2015-07-24; просмотров: 219 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге:История развития католицизма | Католицизм в XX в. и в наши дни | История возникновения протестантизма | Маргинальный протестантизм | Территория распространения протестантизма и католицизма | Население, хозяйство, туристская инфраструктура стран с преобладанием протестантизма и католицизма | Религиозные объекты католицизма и протестантизма | Святые места на территории современного Израиля | Святые места христианства в Турции, Сирии, Ливане | ГЛАВА 4. РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ В ИСЛАМЕ |
mybiblioteka.su — 2015-2018 год. (0.099 сек.)

Общая численность современного населения Судана определяется английскими властями в 8740 тыс. чел. сами же суданцы определяют численность населения в 9 — 10 млн., демографических переписей до сих пор не было.

Европейская часть населения ничтожна, она едва превышает 50 тыс. (меньше 1% от общей массы населения). Из них англичан насчитывается около 10 тыс. Это в основном колониальные чиновники, служащие разного рода компаний, технический персонал железных дорог и ирригационных сооружений. Наибольшую часть некоренного населения составляют греки, турки, евреи и др.

Коренное суданское население составляет, таким образом, более 99% всего населения страны.

В долине Нила, в городах и селениях Гезиры, большинство населения говорит на арабском языке. По-арабски говорят также племена баккара, хомран, хамар, кабабиш и хававир, кочующие со своими стадами в степях к западу от Нильской долины. Некоторая часть арабоязычных племен (хассание, шукурие, батахин и гаваз- ма) живет к востоку от Нила.

Считают, что по-арабски говорит около 53% населения всего Восточного Судана, т. е. несколько более половины. Однако надо иметь в виду, что арабоязычное население сосредоточено в трех северных провинциях, где оно составляет огромное большинство. Учитывая это обстоятельство, мы можем утверждать, что в этой части около 75 — 80% всего населения говорит по-арабски. Арабский язык, на котором издаются газеты,журналы,ведутся радиопередачиит.п.,не отличается от арабского языка населения Египта, Магриба и других стран арабского Востока. Это так называемый литературный арабский язык. В быту население всех этих арабских стран пользуется разговорными арабскими диалектами. Эти разговорные диалекты изобилуют местными фонетическими особенностями, некоторыми, присущими им, грамматическими формами и отличиями в области словаря.

Суданско-арабский диалект отличается от других арабских диалектов своими «суданизмами», главным образом наличием в нем слов из нубийского и других африканских, в частности нилотских, языков.

Кроме арабского, к числу языков семито-хамитской группы в Восточном Судане относятся кушитские языки, на которых говорят племена беджа, бишарин и некоторые другие. Численность говорящих на них не велика (около 1,5%).

К нилотской семье языков относится нубийский язык, горно-нубийские диалекты и языки населения южных провинций Восточного Судана.

Северная часть долины Нила (в пределах Восточного Судана) заселена главным образом нубийцами. По языку они распадаются на две главные группы: махас занимают территорию по Нилу от Вади-Хальфа до Донголы и данагла (донголави) — район провинции Донгола. Отдельные колонии данагла можно найти в Кордофане и Дарфуре. Нубийцы стройны, небольшого роста, с темнокоричневым цветом кожи и густыми курчавыми волосами. Данагла и махас, обрабатывающие плодородные земли берегов Нила, — преимущественно земледельцы. Значительная часть данагла осела в городах Кордофана, занимаясь торговлей и ремеслами.

В горных районах: Кордофана живут племена горных нубийцев, язык которых сходен с нубийскими диалектами долины Нила. Эти племена, численно очень небольшие, для историка представляют значительный интерес. Повидимому, это — остатки автохтонного нубийского населения, жившего задолго до появления арабов.

Наряду с горными нубийцами к числу автохтонного населения относятся также разрозненные группы кордофанцев, говорящих на кордофанских языках. Кордофанские языки, почти совсем не изученные, весьма интересны для языкознания: в них сохранились «классовые показатели», роднящие их с языками банту. Кордофанцы очень немногочисленны; они живут в гористых местах южной части страны.

Население северо-восточных областей Судана (от Нила на восток) составляют беджа — народы, говорящие на кушитских языках. В эту группу входят бишарин, хадендоа и бени-амер. Бишарин заселяют восточный берег Нила от Абу-Хамеда до устья р. Атбара. Говорят на языке бедауйе, входящем в кушитскую группу семито-хамитских языков. Некогда сильный союз племен хадендоа заселяет территорию к югу и на восток от бишарин, вплоть до р. Барака с ее главными притоками, доходя в юго-западном направлении до эфиопской границы. Хадендоа, так же как и бишарин, кочевники-скотоводы, разводят верблюдов, овец, крупный рогатый скот; в местах, удобных для земледелия, они частично перешли к оседлости. Так же как и бишарин, они говорят на языке бедауйе, хотя племенная верхушка, арабизированная в большей степени, чем остальное население, пользуется арабским языком. Бени- амер заселяют территорию между р. Барака и границами Эритреи. Говорят на языке тигре, относящемся к северной группе семитских языков Эфиопии.

Южная часть Восточного Судана заселена нилотскими племенами. Это — динка (525 тыс. чел.), ну эр (450 тыс.), шиллук (165 тыс.), бари, бонго, анивак, лотуко. Они говорят на нилотских языках. Характерные особенности физического типа нилотов, составляющих примерно одну шестую часть населения страны: высокий рост, длинноголовость и чрезвычайно длинные конечности. Наконец, на границе с Бельгийским Конго живут 200 тыс. азанде; основная масса азанде живет по ту сторону границы.

НАРОДЫ СУДАНА ПОД ГНЕТОМ АНГЛИЙСКОГО ИМПЕРИАЛИЗМА

Восточный Судан представляет собою отсталую аграрную страну. Несмотря на то, что имеются залежи полезных ископаемых, горной промышленности в Судане нет. Нет и обрабатывающей промышленности, за исключением хлопкоочистительных заводов, заводов по обработке кож л шерсти и нескольких цементных заводов. Протяженность сети железных дорог составляет всего лишь 3240 км; в этом отношении Восточный Судан стоит на одном из последних мест даже среди африканских колоний1. Направление железнодорожного строительства показывает сущность империалистической политики Англии. Так, Англия искусственно создает барьер на пути экономического сближения Судана с Египтом: до настоящего времени в рельсовом пути из Египта в Судан отсутствует важное йвено между Вади-Хальфой и Асуаном (334 км по реке); сообщение в этом месте поддерживается пароходами. Все железнодорожные пути идут от хлопководческих районов к Порт-Судану; Южный Судан, где до последнего времени хлопковых плантаций не было, совсем лишен железных дорог.

Английская колониальная политика в Судане — это политика беззастенчивого грабежа. Именно эти цели преследует Англия, создавая хлопковые плантации, возводя сложные ирригационные сооружения. Те отрасли народного хозяйства, которые для монополий интереса не представляют, влачат жалкое существование, например производство продовольственных культур деградировало по сравнению с XIX в. В равной мере это относится к животноводству. Суданская и египетская печать часто публикует сообщения о хронических голодовках. Цены на предметы первой необходимости неудержимо растут, обгоняя рост заработной платы. Лишь за период с 1940 по 1952 г. стоимость жизни возросла на 140%.

Систематически выкачивая из страны большое количество материальных ценностей, создаваемых народами Судана, Англия обрекает их на нищенское существование, темноту и невежество. Колониальный бюджет, в 1946 г. составивший 7 млн. ег. фн., в расчете на душу населения почти 1з два раза меньше нищенского бюджета Египта; львиная доля этого бюджета расходуется на содержание колониальных чиновников. Медицинское обслуживание фактически отсутствует. В стране с 9—10-миллионным населением всего 40 больниц и 76 врачей. Одна больница обслуживает 250 тыс. чел.2 Свирепствует цынга — спутник хронических голодовок. От инфекционных заболеваний люди умирают тысячами. Расходы на просвещение до 1936 г. не превышали 3% бюджета. В 1946 г. эта цифра поднялась до 5. Из общего числа детей школьного возраста в 2 301 052 только

22  290 детей посещали начальные школы, что составило 1%; в средних школах насчитывалось 555 учащихся; грамотные даже в Северном Судане составляли лишь 1,2%; на всю страну существовала одна библиотека3.

Основной экономический интерес Англии в Судане связан с хлопком. Значительные английские капиталы и средства египетской казны вложены в ирригационные сооружения.

Англия превратила Восточный Судан в свою хлопковую плантацию. Площадь под хлопком за последние сорок лет увеличилась в 13 раз и в 1950 г. достигла 173 тыс. га. В 1949—1950 гг. Англия вывезла из Восточного Судана свыше 50 тыс. т хлопка: среди всех африканских колоний Англии Восточный Судан по вывозу хлопка занимает, наравне с Угандой, первое место.

Сейчас Судан представляет собою страну монокультуры, где от 60 до 70% всего экспорта составляет хлопок. Кроме хлопка, Судан экспортирует гумми-арабик, дурру (сорго), сезам, кожи, крупный рогатый скот. Вывоз скота особенно увеличился за годы второй мировой войны. До 1938 г. из страны ежегодно вывозилось до 10 тыс. голов крупного рогатого скота, с 1942 по 1944 г. у скотоводов Судана было изъято 125 тыс. голов крупного рогатого скота, 348 тыс.

овец, цесколько тысяч верблюдов. Скот скупался в принудительном порядке по таким низким ценам, что по существу это было военной реквизицией.

В 1951 г. английские власти установили цену за 1 кантар длинноволокнистого хлопка в 18,5ег. фн., а на бирже в Александрии он продавался по 30 ег. фн. Бывшая «житница» Судана —земли Гезиры4, лежащие в треугольнике, образованном слиянием Белого и Голубого Нила,— превращена английским империализмом в огромную хлопковую плантацию.

Все статьи:Статьи по географии:

География Судана: рельеф, климат, население, растительный и животный мир

Государство Судан находится на северо-востоке Африки. Была самой большой до 9 июля 2011 года по территории страной на континенте (а после отделения Южного Судана является третьей по площади страной континента после Алжира и Демократической республики Конго). Площадь — 1,886,068 км2. Протяженность береговой линии — 853 км. (Красное море). Протяженность границ с : Египетом — 1273 км, Эритреей — 605 км, Эфиопией — 723 км, Южным Суданом — 1937 км, Центральноафриканской Республикой — 483 км, Чадом — 1360 км, Ливией — 383 км.

Большую часть территории Судана занимает плато (высоты 300—1000 метров), которое с юга на север пересекает долина реки Нил, образуемой слиянием Белого и Голубого Нила. В районе слияния находится столица страны, Хартум. Все реки относятся к бассейну Нила. Они используются как источники орошения, естественные водные пути, содержат также значительные запасы гидроэнергии.

На севере страны — Ливийская и Нубийская пустыни, почти лишённые растительности (в тех пустынях есть: редкие деревья, полупустыни и оазисы). В центре страны — саванны и речные редколесья.

На юге — тропические леса. На востоке и западе — горы.

На юге климат тропический, на севере — жаркий пустынный. Основные экологические проблемы — эрозия почвы и опустынивание.

Северная часть страны некогда была основной частью Нубии. Имеющими исторические и этнические особенности и отличия крупными регионами страны являются Дарфур, Кордофан, Сеннар, Беджа.

В физической географии название «Судан» часто относят к региону к югу от Сахары, вытянутому субширотно от Атлантического океана до Эфиопского нагорья. Его южная граница, как и граница с Сахарой, определяется климатом и выражена нерезко. Она проходит по северным склонам возвышенностей Гвинеи и Камеруна, затем по водоразделу бассейна озера Чад и левых притоков Нила, с одной стороны, и правых притоков Конго — с другой (смотрите карту физико-географического районирования Африки со ссылками на фотографии природы этого региона).

Рельеф

Рельеф Судана однообразен и мало отличается от рельефа соседних частей Африки. Главная особенность строения поверхности — чередование плоских обширных котловин, покрытых мощными толщами осадочных отложений, и разделяющих их кристаллических массивов. Котловины Судана, обычно расположенные на высоте не более 400 м, отделены друг от друга поднятиями, которые иногда превышают 2000 м.

На крайнем западе, близ Атлантического океана, расположена аккумулятивная низменная равнина, включающая значительную часть бассейнов рек Сенегала и Гамбии. С юго-востока ее замыкают склоны Северо-Гвинейской возвышенности, которая в массиве Фута-Джаллон достигает высоты 1538 м. Кристаллический фундамент платформы в пределах плато скрыт под мощными толщами песчаников. Речные долины расчленяют их на изолированные столовые возвышенности. На востоке плато эрозионными уступами обрывается к обширной котловине среднего Нигера, в пределах которой огромная река меандрирует и разветвляется на рукава, сопровождаемые многочисленными старыми руслами. Селения обычно располагаются на отдельных холмах или столовых возвышенностях. Во время разлива Нигера местность затапливается водой кроме этих возвышенных участков. На севере котловины Нигера отчетливо выражен дюнный рельеф, закрепленный редкой растительностью.

С востока котловина Нигера ограничена массивами и плато из кристаллических пород, причем самое высокое превышает 2000 м. На востоке оно обрывается к котловине озера Чад, частично занятой мелководным озером, меняющим свои очертания в зависимости от осадков. Самая низкая часть котловины — впадина Боделе — расположена ниже 200 м. Очевидно, в прошлом и эта впадина была озером, о чем свидетельствует система сухих русел, направленных к ней со стороны соседних плато.

Статистические показатели Судана
(по состоянию на 2012 год)

Показатель Значение
Территория, тыс. кв. км 1886.1
Население, млн. человек 34.2
Размер номинального ВВП, млрд. долларов США 51.6
Инфляция, % 31.5
Уровень безработицы, % 20.0

Посмотреть всю статистику Судана…

С юга котловина озера Чад ограничена отрогами массива Адамава, с востока — кристаллическими плато Эрди, Эннеди и Марра, самая высокая вершина последнего — Гимбала — превышает 3000 м. Восточные края плато ограничивают самую восточную котловину Суданского региона — Верхненильскую. С востока к ней подступают крутые склоны Эфиопского нагорья, с юга -горы Восточной Африки. Водораздельная возвышенность между бассейнами озера Чад и Белого Нила, представляет собой плато высотой 500-700 м с отдельными останцовыми горами, сложенными наиболее твердыми породами. Поверхность котловины Белого Нила плоская и заболоченная, русла рек врезаны очень слабо.

Климат Судана

Температурные условия в пределах Судана изменяются сравнительно мало, а характер почв и растительности зависит в первую очередь от количества осадков и их распределения в течение года. Переход от пустынь Сахары к саваннам связан с появлением постоянного сезона дождей. У северной границы Судана этот влажный летний сезон длится не более двух месяцев, годовая сумма осадков не превышает 300 мм. У южной границы продолжительность влажного периода увеличивается почти до 10 месяцев и годовое количество осадков возрастает до 2000 мм на западе и 1000 мм на востоке. Осадки выпадают в летние месяцы, когда дует юго-западный экваториальный муссон. В период дождей воздух влажен и душен, люди страдают от постоянной испарины. Во время засушливого зимнего периода со стороны Сахары дует горячий и сухой харматтан. Под его воздействием испаряется огромное количество влаги, многие растения высыхают и теряют листву, а люди и животные испытывают постоянную жажду.

В Среднем Судане количество осадков уменьшается с юга на север от 600 до 100 мм в год, около 90% всей влаги выпадает в течение 2 – 3 летних месяцев. Здесь преобладает типичная саванна, с разреженным древостоем из акаций, переходящая на севере Среднего Судана в сухую и опустыненную, где отсутствует сомкнутый травянистый ярус и трава растет отдельными куртинами. В Северном Судане осадков выпадает ещё меньше – несколько десятков миллиметров в год, поэтому здесь преобладают пустыни: на северо-западе песчаная Ливийская пустыня, на северо-востоке – каменистая Нубийская. Средние месячные температуры практически повсеместно колеблются в пределах от +20 до +30°С в течение всего года и лишь на севере в зимние месяцы опускаются до 15 – 17°С. Различия же в увлажнении северных и южных районов достигают 20-кратной величины.

В окрестностях озера Чад и в междуречье Белого и Голубого Нила средняя температура в апреле и мае 30…45 °С, а средний максимум превышает 40 °С. В эти переходные периоды погода обычно неустойчива, часто бывают бури и грозы.

Водные ресурсы

Восточная и западная части Судана орошаются крупными реками и имеют сток в океан. Центральный Судан представляет собой область внутреннего стока озера Чад. Главная река Западного Судана — средний Нигер. При разливах среднего течения Нигера и его притоков во время дождливого периода орошаются огромные площади, что создает благоприятные условия для земледелия, особенно для выращивания риса. Большое значение для Западного Судана имеют реки Сенегал и Гамбия, стекающие с массива Фута-Джаллон. Во время дождей эти реки разливаются, а в сухой период не всегда доносят воду до океана.

Самая крупная река, впадающая в озеро Чад, — Шари — течет с юга, где выпадает много осадков. Во время периода дождей Шари и ее притоки разливаются. Озеро Чад — мелководный бассейн с глубинами в несколько метров в периоды наибольшей водности меняет свои размеры и очертания в зависимости от выпадения осадков не только в течение года, но и из года в год, причем в довольно значительных пределах. Берега озера низменны и на больших участках заболочены. Несмотря на отсутствие поверхностного стока, воды его почти не засолены. Объяснить это можно только существованием подземного стока, направленного, по-видимому, на северо-восток, к впадине Боделе, дно которой расположено значительно ниже уровня Чад, или на юг, в сторону разлома, пересекающего бассейн нижнего Нигера. Возможно, в прошлом впадину Боделе занимало озеро, которое имело значительно большие размеры, чем в настоящее время. Восточный Судан орошают Белый Нил и его притоки, представляющие собой медленнотекущие, сильно разливающиеся реки. В условиях дефицита атмосферной влаги особое значение для хозяйства Судана приобретают внутренние воды.

Растительность и животный мир

Между Сахарой и саваннами Судана существует более или менее широкая переходная полоса с преобладанием сильно разреженных растительных сообществ, состоящих из злаков, акаций и пальмы дум. Арабы называют ее Сахель (в пер. на рус. яз. — «берег» или «край», край пустыни).

Более южная почвенно-растительная зона Судана так и называется суданской. Для ее естественных условий характерны богатая злаковая саванна и парковые леса вдоль речных долин, состоящие из деревьев, как вечнозеленых, так и теряющих листву на засушливый период. Древесная растительность, истребляемая в этих местах, обычно не восстанавливается или восстанавливается в измененном виде.

Большие территории в пределах Судана, особенно вдоль сильно разливающихся рек, занимают болота постоянные и сезонные, возникающие в период дождей. Больше всего их по берегам озера Чад и в котловине Белого Нила. По берегам озера заросли тростников и папируса во время влажного периода частично затопляются водой. В этих болотистых зарослях и в водах самого озера сохранился богатый животный мир: встречаются слоны и носороги, очень много бегемотов, живут карликовые антилопы, способные поедать рыбу. Исключительно многообразны птицы.

Еще большим своеобразием отличаются болотистые заросли в котловине Белого Нила. Там болотная растительность вместе с остатками корней образует мощный слой толщиной до 3 м. Этот слой вбирает воду, как губка, а потом постепенно отдает ее на сток и испарение. Отмершие растения формируют на поверхности воды плавучие острова, часто препятствующие судоходству. Реки медленно текут между зарослями тростника, папируса и осок высотой до 3-4 м. Коренные берега рек в рельефе совершенно не выражены, и переход к ним ощущается только по изменению растительного покрова, постепенно переходящего в типичную саванну.

Население Судана

В целом условия Судана можно считать по сравнению с другими регионами Африки очень благоприятными для жизни людей, земледелия и скотоводства. Это и климатические условия с большими суммами температур в течение года и сезонным увлажнением, и растительность как важный ресурс для животноводства. Известно, что различные разновидности тропических почв Судана — красные, красно-коричневые, красно-бурые и черные тропические почвы сезонного грунтового увлажнения наиболее благоприятны для земледелия в пределах внутритропического пространства.

В странах Африки в пределах Судана население издавна занимается скотоводством и подсечно-огневым земледелием. В настоящее время в большом количестве выращиваются арахис, хлопчатник, из зерновых — сорго, кукуруза, пшеница. Во время сухого сезона местное население поджигает сухую траву, чтобы расчистить участки под пашни к сезону дождей, и в саванне полыхают пожары. Эта хозяйственная деятельность ведет к изменению естественных условий, причем далеко не всегда в хорошую сторону. Нарушение естественного растительного покрова (выжигание, вытаптывание скотом) способствует деградации почвенного покрова, истощению водоемов. Периодические засухи усугубляют вред, наносимый природе человеком.

Особенно уязвима северная, переходная к Сахаре Сахельская зона с неустойчивым режимом осадков, разреженной растительностью и почти полным отсутствием поверхностных вод.

В последние десятилетия в результате неоднократно посещавших Сахель засух, с одной стороны, и усиленного антропогенного воздействия (увеличение численности населения, рост поголовья скота, расширение используемых земель) — с другой, в этой зоне наблюдается резкое изменение природных условий в сторону аридизации. Данный процесс, называемый опустыниванием, может быть приостановлен только путем проведения комплексных природоохранных мероприятий с учетом как особенностей природных условий Сахеля, так и специфических черт хозяйственной деятельности населения. Катастрофическая засуха конца 60-х — начала 70-х гг. XX в. привела к гибели 100 тыс. человек. Последствия неблагоприятных климатических условий усугублялись в связи с хозяйственной деятельностью, в частности свою отрицательную роль сыграло пастбищное скотоводство, сопровождавшееся перевыпасом.

Численность населения — 30,89 млн (оценка на июль 2010, нe включая Южный Судан). Годовой прирост — 2,15%. Суммарный коэффициент рождаемости — 4,4 рождений на женщину. Младенческая смертность — 78 на 1000. Средняя продолжительность жизни — 51,6 года у мужчин, 53,5 года у женщин. Городское население — 43%. Грамотность — 71% мужчин, 50% женщин (оценка 2003 года). Этно-расовый состав — негры (нилоты, нубийцы) 52%, арабы 39%, беджа (кушиты) 6%, прочие 3%. Языки — арабский и английский официальные, нилотские языки, нубийский, беджа. Религии — мусульмане-сунниты 95%, христиане 1%, аборигенные культы 4%.

Постоянные передвижения народов, древняя и арабская работорговля, распад древних царств и династий, вызванный вторжением арабов и европейцев — породили население, сильно разнящееся этнически и лингвистически, и с весьма различными религиозными и культурными традициями. Вместе с тем произвольно проведённые границы с соседними государствами разделяют такие народы, как нубийцы на севере страны, азанде на юго-западе и лотуко на юге. Отмечается быстрый рост населения метрополии Хартум (Хартум — Омдурман — Северный Хартум) — уже 6 — 7 млн. человек, включая около 2 млн. перемещённых лиц из районов войны на юге страны и сельскохозяйственных районов, поражённых засухой.

Для Судана характерно наличие двух различных культурных традиций — арабской и чёрной африканской. Внутри каждой из них существуют сотни этнических, племенных и языковых отличий, что крайне затрудняет эффективное сотрудничество между ними.

Северные провинции занимают большую часть Судана. Здесь же находится большинство городских центров страны. Большинство суданцев, проживающих здесь, — арабоязычные мусульмане (сунниты) различного этнического происхождения, при этом большинство из них также пользуется родным языком. Всех, кто говорит по-арабски, в Судане автоматически относят к арабам, большинство так называемых «суданских арабов» также принадлежит к негроидной расе, в значительной мере сохраняет племенные верования и языки, а арабской речью пользуется в основном для межэтнического общения и бюрократических нужд.

На юге, западе и востоке преобладают чернокожие народы негроидной расы. Большинство южан сохраняет местный традиционный анимизм и шаманизм, или принадлежит к различным христианским конфессиям. Для юга характерна сельская экономика, основанная на натуральном хозяйстве. Гражданская война арабов против народов Юга, длящаяся здесь уже более полувека, со времени обретения независимости (1956), имеет катастрофические экономические и демографические последствия и сопровождается актами геноцида.

Большая часть населения сосредоточена в долинах Нила и его притоков. Особенно велика плотность населения в основном хлопководческом районе страны — северной части междуречья Белого и Голубого Нила. Северные и северо-западные пустынные районы почти не заселены. Города в основном размещены по берегам Нила и его притоков. Крупнейшие города — Хартум, Омдурман, Северный Хартум, Порт-Судан.

http://www.geonature.ru/worldgeo/08-8-1-3.htm

Другие статьи

© GECONT.RU 2010-2017

Христос, когда напутствовал учеников перед апостольским служением, говорил, что они подвергнутся гонениям и будут ненавидимы только за одно имя Христово. Так оно и получилось. В течение последовавших веков история повторялась примерно в том же виде, что и в апостольские времена. Цивилизованный ХХI век не стал исключением. Как и во времена Нерона, во многих странах мира имя христианина становится синонимом слова "мученик".

Англиканский епископ суданского города Кадугли Андулу Адам Эльнаил призвал христиан всего мира к усердной молитве и серьезному посту. Христиане, которые откликнутся на призыв африканского епископа, должны будут держать пост вплоть до 9 июля этого года. С чем он будет связан?

9 июля 2011 года на политической карте Африки появится новое государство, Южный Судан. С появлением Южного Судана в этом районе Африки поменяется отношение к христианским общинам, которые и сейчас живут как на вулкане.

Епикоп полагает, что после провозглашения независимости Южного Судана на существовании христианских организаций в этом регионе можно смело ставить крест. Нападения на нубийских христиан, осуществляемые сегодня радикальными исламистами, после 9 июня станут нормой. Сейчас христиан Судана пытается охранять ограниченный контингент ООН. Но со дня на день "голубые каски" покинут эту африканскую страну, и тогда на их место придут солдаты президента Судана, Омара аль-Башира, которые станут здесь устанавливать законы шариата. Как это происходит: как только в какой-нибудь нубийский район входит регулярная армия Судана, то там устанавливается кровавый террор. Авиация бомбит жилые дома и больницы, а сухопутные силы устраивают массовые казни "мятежных" нубийцев. Особенно страдают христиане. Солдаты-мусульмане из армии Судана обвиняют их именно в том, что они христиане.

8 июня военная разведка суданских вооруженных сил (SAF) задержала Нимери Филипа Кало, учащегося Главной семинарии Св. Павла около ворот миссии ООН в Судане (UNMIS).

Это произошло в городе Кадугли. Молодой человек был расстрелян в присутствии множества свидетелей. Агенты военной разведки SAF обвинили Кало в том, что он христианин и поэтому якобы настроен против исламского правительства. Кало и другие христиане бежали из города после того, как вооруженные мусульмане, поддерживающие SAF, совершили нападение и ограбили, по крайней мере, три церкви в Кадугли. "Они расстреляли его на наших глазах и приказали при этом молчать, иначе мы можем тоже разделить его судьбу", — сообщил газете Christian Today один из свидетелей-христиан, пожелавший остаться неизвестным. Это подтвердили и другие свидетели, тоже пожелавшие сохранить свои имена в тайне. В тот же день на городском рынке Кадугли был убит 33-летний Адиб Джисмалла Аксам. Молодой мужчина, водитель автобуса, был христианином, а его отец был ивзестным в городе старейшиной евангелической церкви. Исламские радикалы зарубили Адиба на глазах у людей, крича во время расправы "Аллах акбар". В этот же день нападению фанатиков подвергся католический храм Кадугли. К счастью, убитых не было, но фанатики жаждали крови. Агенты SAF арестовали Абрахама Джеймса Луэла, священника прихода в Кадугли. Луэл был обвинен в проповеди идей, якобы направленных против исламского правительства. Священник был увезен в неизвестное место, где в течение двух дней подвергался пыткам. Отец Абрахам был освобожден благодаря помощи миротворцев ООН.

Апогеем кровавого террора в Судане стало 12 июня. В этот день губернатор провинции Северный Кордофан Мутэзим Миргани Заки эль-дин объявил джихад всем христианам юга страны.

Север Судана населяют преимущественно арабы-мусульмане, юг — чернокожие христиане. Администрация аль-Башира с самого начала взяла курс на насильственную исламизацию страны. Правительственные войска не считают христиан Судана за людей. Их безнаказанно убивают, похищают, продают в рабство в арабские страны. Сам суданский лидер считается в мире одним из самых жестоких диктаторов современности. 12 июля 2010 года Международный уголовный суд выдал ордер на его арест и объявил в международный розыск. Аль-Башир, узнав об этом, посоветовал мировому сообществу этот ордер "взять и съесть". А правительство Судана развернуло среди мусульман севера кампанию в поддержку президента, вооружило их и направило на "пятую колонну Запада". На христианский юг.

Ранее власти Судана молча закрывали глаза на иностранный акт насилия в отношении христиан юга страны. В конце сентября 2009 года вторгшиеся в Судан из Уганды боевики так называемой "Армии сопротивления Господня" убили семерых христиан. Шестерых из них пригвоздили к лежащим на земле доскам. А в начале осени 2009 года экстремисты этой же организации совершили нападение на церковь во время богослужения. Они осквернили алтарь и угнали в неизвестном направлении 17 молодых прихожан. Спустя некоторое время один из похищенных был найден патрулем миротворцев мертвым. Угандийские экстремисты, прежде чем убить молодого человека, жестоко пытали его. Официальный Хартум на эти зверства никак не среагировал. Боевики "Армии сопротивления Господня" известны своей жестокостью по всей Африке… Администрация аль-Башара о них тоже знала, но фактически ничего не предпринимала. Не предприняла и в сентябре 2009 года, когда эти экстремисты распинали на крестах граждан Судана.

Англиканский епископ города Кадугли, призвавший сегодня всех христиан к многодневной молитве и посту, в том кровавой для суданцев сентябре инициировал пешее шествие суданских христиан к президентскому дворцу. Верующие проделывали многодневный путь босыми и во власяницах, одетых на голое тело.

Сегодня епископ Эльнаил заявил всему миру, что правительство Судана ведет террористическую войну против собственного народа. Глава англикан города Кадугли беспокоится, что будет с христианами в Судане после 9 июля. "В очередной раз мы сталкиваемся с кошмаром геноцида наших людей в попытке уничтожить нашу культуру и общество", — заявил его преоосвященство Адам Эльнаил газете Christian Today. По его словам, аль-Башар не хочет признавать право суданских христиан на законное существование. Для суданского президента они агенты западного влияния и враги государства. "Отказ президента аль-Башара равносилен отказу признать существование двухтысячелетнего христианского наследия", — сказал епископ Эльнаил.

Севернее Судана, в Египте, страдают копты. После ухода Мубарака с политической арены в стране обострилась борьба за власть. В эту борьбу все активнее включаются исламские радикалы — салафиты, сторонники ваххабитского толка ислама.

Все началось еще в мае, когда около четырех тысяч салафитов собрались у христианского храма Мари Мина в каирском районе Имбабе. Подогретые слухами о том, что там удерживается коптская женщина Абир Фахри, перешедшая в ислам, мусульмане потребовали освободить ее. Осада храма переросла в его штурм. Вспыхнул расположенный неподалеку храм Девы Марии. Итог набега печален: погибли 15 человек, более двухсот ранены, сожжены две церкви, десятки лавок и жилых домов местных христиан. Через несколько дней толпа вооруженных мусульман напала в Александрии на демонстрацию коптов. Затем столкновения случились в центре Каира, где вышедших на демонстрацию христиан обстреляли из автоматов. В итоге несколько коптов были убиты, около семидесяти получили серьезные ранения. А в городе Кена гнев мусульман вызвало назначение губернатором провинции христианина-копта. Толпа салафитов требовала создать в Кене исламский эмират и установить шариатские порядки, закрыть светские школы и запретить отмечать христианские праздники. Фанатики поймали копта и отрезали ему ухо якобы за то, что тот имел связь с мусульманкой. В итоге новый губернатор был вынужден отказаться от поста.

В мае 2011 года главный раввин России Берл Лазар заявил ИТАР-ТАСС, что "если сегодня не остановить нападения на религиозные меньшинства — завтра убийства не ограничатся Африкой и Ближним Востоком, они распространятся на весь мир". "Сегодня политики в целом ряде государств натравливают массы на христианское меньшинство. Я считаю, что преступно объявлять эти нападения "внутренним делом" соответствующих государств. Модная нынче "политкорректность" — это фактически соучастие в убийстве невинных людей", — сказал журналистам глава российских иудеев. И добавил, что "дело тут не в противостоянии религий или культур. Всякий раз, когда на религиозное меньшинство натравливают толпу, — за этим стоят интересы властных структур. В прежние времена это были интересы королей, императоров и султанов; сейчас это интересы политиков, партийных лидеров, цинично использующих религиозные лозунги". Берл Лазар призвал тогда все цивилизованное сообщество обратить внимание на преследование христиан в Африке. Самим африканским христианам, похоже, остается действительно только молиться и терпеть. Как терпели и верили самые первые ученики Христа.