Йога в исламе

12.04.2018 0 Автор admin

Подобно буддизму, христианству и другим религиям, в мусульманской религии — исламе — можно также выделить внешнюю, экзотерическую сторону учения, рассчитанную на большинство верующих масс, и внутреннюю (эзотерическую) часть, предназначенную для ограниченного числа людей, составляющих своего рода "духовную элиту".

Экзотерическая часть ислама связана с ежедневной молитвенной практикой, участием в религиозных праздниках, присутствием при разного рода священных обрядах и т. д. Священная книга верующих мусульман — "Коран" — содержит не только много положений, призванных наставить человека в основах религии, но и множество ценных советов для повседневной "мирской" деятельности.

Этические нормы мусульманской этики связывают с Дин. Слово "дин" имеет целый спектр смысловых оттенков˸ обычай, образ поведения, вера, суд, приговор.

Дин подразумевает существование пяти категорий поступков ˸

1. Обязательные — исполнение ритуалов исламской религии;

2. Желательные — дополнительные молитвы и посты, выполнение обетов, благотворительность;

3. Дозволенные, или безразличные, — вступление в брак, вкушение разрешенной пищи и другие поступки, не осуждавшиеся, но и не одобрявшиеся;

4. Неодобряемые — чрезмерная привязанность к мирским благам и другие действия, которые не наказывались, но в то же время и не одобрялись;

5. Запрещенные — наказываемые в этой жизни и после смерти, например вкушение запрещенной пищи. Эта схема близка как к христианским, так и ко многим другим религиозным этическим оценкам поступков людей, а само понятие "Дин" имеет, на наш взгляд, прямую связь с аналогичными представлениями о "Дхарме" в древней Индии.

"Внутренние" аспекты ислама в значительной степени связаны со специальными процедурами медитативного плана, особенно развитыми в суфизме — учении, которое многие исследователи называют "мусульманской йогой". Первые религиозные общины суфиев появились в начале YIII в. в Ираке (Куфа, Басра, Багдад), а затем они быстро распространились повсюду от Испании до Индии (в основном — северные провинции˸ Пенджаб, Пакистан и др.). Само слово ".Суф" означало грубую шерстяную ткань, поэтому власяница стала атрибутом суфизма. Аскетическая практика дала в данном учении прочный сплав с идеалистической метафизикой, основанной на древних знаниях Востока . Обряд радения (зикр) варьировал у суфиев от экстатического транса до глубокого медитативного сосредоточения, сходного с индо-буддийской медитацией. Многие другие мусульманские обряды и моления (например, пятикратную молитву) суфизм не признавал, что в разные времена неоднократно служило поводом для преследования со стороны официальных правителей.

Мистическая практика в исламе

Однако аскетизм и бескорыстие, совмещение в себе отдельных признаков как суннитов, так и шиитов — двух противоборствующих группировок — затем снискали суфиям определенные симпатии со стороны местного населения и ряда общественных деятелей.

Считается, что теоретические основы суфизма были заложены в IX в. египтянином Зу-н-Нуном аль-Мисри и багдадцем Абу Абдалла-хом аль-Мухасиби, создателем теории самонаблюдения человека. Аль-Мухасиби приписывается также учение о хал — мгновенном озарении, экстатическом состоянии суфия на пути к Богу.

Читайте также

  • — Медитация в мусульманстве

    Подобно буддизму, христианству и другим религиям, в мусульманской религии — исламе — можно также выделить внешнюю, экзотерическую сторону учения, рассчитанную на большинство верующих масс, и внутреннюю (эзотерическую) часть, предназначенную для ограниченного числа… .

  • Самопознание в Коране:
    Вв тот день, когда человек увидит, что уготовили его руки, и скажет "О, если бы я был прахом" — сура 79.

    Он приводит вам пример из вас самих. Есть ли у вас из тех, кем овладели ваши десницы, сотоварищи в том, чем Мы вас наделили, и в этом равны? Боитесь ли вы их так, как боитесь самих себя? — сура 30.

    И всякому человеку Мы… выведем в день воскресения книгу, которую он встретит разверстой: "Прочти твою книгу! Довольно для тебя в самом себе счетчика!" — сура 17.

    Самопознание в Йоге:
    Непрерывный поиск "Я" мы называем Высочайшей любовью к Богу, Ибо Он один пребывает как "Я" внутри Сердца всех и каждого.
    Шри Рамана Махарши

    Ислам и Йога

    Самым важным для мусульманина, т.е. человека, отдавшегося на милость воли Бога, является достижение "Мираджа", т.е. совершение восхождения. К сожалению, достижение кем-либо своего восхождения было совершенно неверно истолковано мусульманами. Они во многом оказались вовлеченными в поверхностные вещи, принимая их за исключительно духовные. Например, они спорят о том, сколь длинной должна быть их борода, стараясь найти в священных источниках информацию обо всем на свете, как будто это не послание Всевышнего, а техническая инструкция. Мухаммед старался убрать внимание мусульман с поверхностного.

    Нет ли греха в том, что я сделал, сказал, почувствовал, подумал — вот главный вопрос, с которым обращаются к Мухаммеду. И Мухаммед должен решить, есть грех или нет, а если есть — то как его искупить, как очистить себя, чтобы в дальнейшем греховный поступок или низкое движение души не повторилось.

    При оценке серьезности того или иного поступка Мухаммед чаще всего исходил из побуждений. Важно выяснить, какие побуждения лежали в основе греха, не гнездится ли в душе тяготение ко злу и беззаконию. Формальная же сторона дела интересует его меньше — случайные оплошности он вообще не склонен считать грехами.

    ВОПРОС-ОТВЕТ

    Пропустил утреннюю молитву? Ну что же, надо было молиться, когда вспомнил об этом. Нарушил пост? Нехорошо, конечно, придется тебе начинать его сначала. Приласкал жену в неположенное время? Очень нехорошо, это гадость и грех в глахаъ Бога, так поступают только язычники! … Аллах же милостив, милосерден, готов простить каждого, кто покаялся в грехе и тверд в вере. Главное — это вера, если есть вера, непростительных грехов нет. Не можешь ежедневно выстаивать треть ночи на молитве? Жаль, конечно, дело это полезное и угодное Аллахе, но раз не можешь -= что же, сократи продолжительность молитвы или молись через день, как тебе будет по силам. Вообще же чрезмерно не изнуряй себя, нисчего хорошего в этолм нет, Аллах н требует этого от человека.

    В этом нет греха, и в этом тоженет греха, приходилось постоянно повторять Мухаммеду, потому что верующие часть приходили к нему с совершенной ерундой, особенно те, кто во что бы то ни стало хотел получить точные указания на каждый случай, который может произройти в жизни. Самое главное — вера, неоднократно повторял Мухаммед, а не то, сколько ты молишься, постишься, сколько сотворил поясных и земных поклонов; вера и стремление к чистоте. — "Жизнь Мухаммеда". Панова, Вахтин. с. 225.

    Современные мусульмане фанатичны, они стараются обратить весь мир в Ислам, а сами утратили его истинное значение. В этом, собственно, и заключается трагедия современного Ислама — всеми силами стараясь следовать заветам Пророка мусульмане по той или иной причине утратили корни религии.

    Пророк Мухаммед говорил, что ас-салат — это способ достижения Мигража для верующего, имея в виду то, что выполненный должным образом ас-салат или молитва в конечном итоге приведет вас к вашему Миграж, т.е. восхождению.

    Как мы уже отмечали в статье "Ислам и Индуизм", мы можем допустить, что Миграж — то же самое духовное преображение, что и самореализация Индуизма. Получение самореализации — великая привилигея, доступная не всем подряд, а лишь тем, кто на протяжении многих жизней вел духовную жизнь, стремясь к восхождению. Если принять этот факт, то получается, что Мухаммед готовил арабов и вообще всех мусульман к получению самореализации, которые они получат во время воскресения. Воскресение можно также назвать вторым рождением, точно также называется и самореализация. Тот, кто получил самореализацию, на санскрите называется "Двиджайя" — "Дваждырожденный". Точно так же называется и птица, которая также рождается дважды — сначала в яйце, потом — как птенец. Кстати, вероятно, именно это символизируют пасхальные яйца, которые используют христиане, — пожелание получить самореализацию.

    Мы считаем, что самореализация, которую можно получить методом Сахаджа Йоги — есть самореализация, о которой говорится в Индуизме, и воскресение, о котором говорится в Коране. Мы постараемся разместить более подробную информацию на этот счет на данном сайте, однако проверить самореализацию на себе вы можете прямо сейчас, на сайте Сахаджа Йоги. Небольшой протокол, который для этого необходимо выполнить, ни в какой степени не противоречит Исламу.

    Самореализация — знание о себе, знание о своем характере и наклонностях и, самое важное, — знание собственной сущности, которая стоит за нашим эго, суперэго.

    Коран 75: Возмещено будет человеку в тот день, что он уготовал вперед и отложил. Ведь человек тогда самого себя наблюдатель.

    (c) "Чистое знание". См. также сайт о Сахаджа Йоге и Библиотеку духовной литературы.

    Что нового? — О сайте

    Библиотека духовной литературы "Сакрум" — сборник текстов и статей, имеющих отношение к духовности.

    Материалы, написанные создателями данной библиотеки:

    Пробуждение Кундалини
    О медитации
    Кто такая Кали?
    О мантрах из к/ф "Матрица".

    Современность | Христианство | Ислам | Буддизм | Индуизм | Прочее | Ссылки | Книги

    Йога в Исламе

    Существует множество легенд о ранней жизни Мухаммеда, основателя религии Ислам.

    Говорят, что перед рождением Мухаммеда его отец, Абдулла, увидел сон о его будущем сыне. Он увидeл произрастание дерева, которое росло и поднималось вверх и, достигнув огромной высоты, стало излучать вокруг себя свет. Большинство мусульман интерпретируют сон чисто символически. Дерево должно, конечно, представлять религию Ислам, основанную Мухаммедом. А свет является мудростью его учения, которое имело глобальное распространение.

    Тем не менее, мы также знаем, что дерево могло быть "древом жизни". Карл Юнг, после изучения бессознательного, интерпретировал "древо жизни" как один из универсальных проявлений бессознательного в форме Кундалини. Кундалини, говорил Юнг, это духовная энергия, лучше всего определяемая йогами Индии. Не удивительно то, что если мы более открыто и пристально взглянем на Ислам, который как и другие мировые религии является глубоким, мистическим и универсальным, то обнаружим там кое-что о самореализации и о механизме, который осуществляет пробуждение Кундалини. В каждой культуре и религии были личности, которые достигли определенного спонтанного и непосредственного опыта в своей религии, динамического, просветленного понимания, которое находится вне догмы и слепой веры. Это Гностики Христианства, Йоги Индуизма и Суфизм Ислама. Каждые достигли многого и каждые говорили относительно своего опыта так, что, несмотря на различия описаний, есть поразительное сходство в содержании.

    Позвольте теперь взглянуть на сон Абдуллы с точки зрения йоги. Мы можем сказать, что он фактически видел уникальную мощную Кундалини его сына. А подъем Кундалини Мухаммеда имел не просто индивидуальную важность для самого Мухаммеда, но имел глобальное и даже космическое значение. Что касается света, то это божественная энергия его Кундалини, Которая определила духовную и культурную революцию в Аравии. Мухамед был неким сосудом, посредством которого универсальное бессознательное (или Божественность, или Бог) собиралось проявиться.

    Будучи ребенком и молодым человеком Мухаммед показал несколько знамений своей пророческой судьбы. Он был известен своей моральной честностью и благосклонным характером, но только к сорока годам он узнал свою истинную цель. Через опыт трансформации Мухаммед постепенно был подготовлен для своей божественной роли. Этот опыт достиг своего пика удивительным событием Миграж (с арабского, Вознесение).

    Миграж, подобно поднятию Кундалини, что увидел Абдулла, не только изменило сознание самого Мухамеда, но и выпустило мощные ударные волны, которые вызвали резонанс в бессознательном всех Аравийцев, а позднее и всего мира. Через Миграж Мухаммед понял потребность в учреждении новой культуры. Он должен был установить вероучение, которое уничтожило бы границы мелких племен и кровную вражду.

    Чтобы пойти против закоренелых устоев общественного поведения Мухаммед должен был изменить свое понимание до сверхчеловеческих размеров. Он превзошел ограничения человеческого ума и слился с универсальным интеллектом. Его видение стало универсальным: объединить народы Аравии системой этики, правосудия и сострадания. Системой, которая служила бы как основа для одной из самых больших цивилизаций, известной истории. Миграж дал Мухаммеду мудрость и сверхчеловеческую энергию предпринять попытку такой революции.

    Ангел Гавриил сопровождал Мухаммеда в Вознесении от его скромного жилища к Святому Собору в Иерусалиме. Там Борак, чудесный конь с телом лошади, головою женщины и крыльями птицы, приветствовала его.

    Отличие молитвы и медитации

    Она сияла ослепленной яркостью, и ее огромная сила перенесла Мухаммеда в космос через различные божественные измерения.

    Гавриил сопровождал Мухаммеда с Бораком при прохождении через эти семь небес. Каждые небеса имеют своих ангелов и пророка, который управлял измерением в соответствии с Божественными законами. Мухаммед кланялся ангелам, которые разрешили вступить ему в их небеса, и затем Мухаммед с уважением воздавал должную почесть правящему пророку. Пророк, в свою очередь, благословлял Мухаммеда и сопровождал его к следующим небесам, и так далее.

    В шестых небесах Гавриил перенес Мухаммеда к краю седьмых. Архангел сказал, что сам он не может идти дальше. Эти седьмые небеса являются последней границей между Богом и человеком, и Мухаммед был сопровожден в место, описанное как местожительство Всемогущего Бога.

    Затем Мухаммед увидел красивое, сияющее дерево с невиданными разноцветными листьями. Именно здесь он общался с Богом и узнал о Его истинной цели. Это красивое видение вдохновляет миллионы мусульман в течение более чем тысячи лет. Его значение становится даже более универсальным, если мы исследуем это как перспективу для пробуждения Кундалини, используемое как символ Коллективного Бессознательного.

    Эти семь небес, через которые прошел Мухаммед, должны, конечно, соответствовать семи чакрам, которые существуют в человеческом теле. Каждая чакра, по словам йогов, является пребыванием определенного Божества, Чье присутствие проявляет некие врожденные духовные качества, свойственные именно этой чакре. Система чакр в человеке — это микрокосмос с присутствием богов. Пророки и ангелы, с которыми встретился Мухаммед на каждых небесах могли быть теми же самыми "внутренними" божествами, которых сахаджа йоги хорошо чувствуют через медитацию.

    Седьмые небеса или чакра Короны называется Сахасрара. Йоги описали ее как наиболее важную из всех чакр, она представляет собой окончательный уровень духовного понимания.

    Подобно всем остальным чакрам она имеет определенное число лепестков (тысяча). Каждая чакра имеет не только определенное число лепестков, но также и определенный излучающий цвет. Излучение Сахасрары, однако, как считают, содержит все цвета радуги, т.е. содержит в себе все цвета (а значит и аспекты) шести остальных чакр, расположенных ниже нее. Эти древние йогические описания Сахасрары способны образно соответствовать тому великолепному и многокрасочному видению, которое представилось Мухаммеду в седьмых небесах.

    Кундалини — это женская энергия, часто описываемая как "внутренняя божественная" или "материнская энергия". Ее подъем от крестцовой косточки через чакры, расположенные в спинном мозге, является процессом самореализации. Когда Кундалини поднимается до чакры Сахасрара, искатель испытывает полную трансформацию понимания. Вне пределов человеческого ума он входит в мистические области медитации, описанных суфиями и йогами. Фактически, К.Г. Юнг описал Кундалини как "божественную женственность" или как "Бога Мать". Тем более, что транспортным средством для Мухаммеда при Вознесении его на Небеса служило женское проявление в виде Бурак. Бурак может быть Арабским синонимом для Кундалини.

    Заключительным этапом при вознесении Мухаммеда через эти семь небес был, фактически, подъем Кундалини, давшее ему новое осознание для союза со Всемогущим Богом.

    Не может быть удивительным тот факт, что, по описанию, событие Миграж происходило в невероятно короткий период времени. Мухаммед, пока сидел в своей комнате, услышал, что кто-то взялся за ручку двери, и звук щелчка замка был последним явлением, что он мог услышать прежде чем он закончит свое духовное путешествие. Возвращение Мухаммеда к мирской жизни начинается со следующего мгновения после щелчка того самого замка. Другими словами, все действие произошло вне времени. Это не является странным суждением, так как медитация это состояние пробужденного осознания, вызванного подъемом Кундалини через чакры. Поскольку это проходит через шестую чакру ("третий глаз" или Агия) и седьмую, то это дает "безмысленное осознание" (Нирвичара Самадхи) и выше. Это — простое состояние, когда присутствует безмыслие, вне умственного восприятия прошлого-будущего, причины-следствия.

    Различные толкования, как собственно и эта статья, выдвигаемые ранее, могут только иметь дело с измерением прошлого и будущего, причины и следствия, мыслями и памятью. Однако, состояние медитации зарождается в "паузах между мыслями". Это — сверхъестественное измерение, где нет отчета времени, а есть лишь практика спокойного, медитативного, свободного и радостного осознания. Именно этим измерением Мохаммед чувствовал божественное видение универсальной культуры. Через его медитативное видение он осознал более высокий потенциал человечества. Таким образом, его мистическое осознание единого Духа и его присутствия внутри каждого из нас помогло ему увидеть новое общество, чьи основы заключены не в проблемах обычной материальной заинтересованности, а в получении уникальной самореализации. Мухаммед, фактически, заложил тогда первые блоки здания для зарождения духовной цивилизации, которая сейчас вполне может реализоваться.

    главная страница / вернуться в раздел / Сахаджа Йога