Как хоронят мусульманских женщин

11.12.2018 0 Автор admin

В мусульманской религии, как и в любой другой, заложены свои традиции похорон. В статье описывается, какие обряды совершаются над телом после смерти, что должно происходить в момент погребения и после него.

Традиции мусульманских похорон основаны на законах ислама. Первое правило: умерший человек непременно должен быть похоронен в день смерти.

Захоронения по мусульманским обычаям, основные отличия

Этому можно найти логическое объяснение. Поскольку на территории арабских государств очень жаркий климат, труп не должен успеть разложиться до предания земле. Прощанию уделяется минимальное время, так как важно похоронить тело да наступления заката.

Если человек умер ночью, его хоронят на следующее утро. Тело рекомендуется захоронить на кладбище, которое ближе всего к дому, что, опять-таки, объясняется жарким климатом и быстрыми темпами разложения. По шариатским законам, мусульман запрещается погребать на христианских кладбищах, как и христиан – на мусульманских.

Как и в христианстве, в исламе большое значение придается обмыванию тела покойного – символу подготовки к вечной жизни в чистоте. Этот обряд у мусульман включает омовение и обмывание, что именуется тахаратом и гусулом. Умершего, уложив его лицом по направлению к Кибле на твердую поверхность, обмывают четверо человек. Процесс проходит по строгим правилам, в установленном порядке и со сменой воды.

По канонам ислама, мужчин моют мужчины, женщин – представительницы женского пола. В порядке исключения, мужу можно обмывать тело жены, а жене – труп мужа.

Вслед за этим умершего одевают. Для таких целей используется саван – специальная белая погребальная ткань, поскольку хоронить человека в обычной одежде не разрешено. Мужской саван состоит из трех полотен, женский – из пяти. Когда завершают оборачивать тело тканью, вверху и внизу завязывают узлы.

Труп кладут на предназначенные для переноса на кладбище носилки, устланные покрывалом (тобут). После того, как тело уложат на тобут, необходимо накрыть его особой крышкой, а сверху можно положить одежду усопшего, чтобы по ней прохожие понимали, кто умер.

Необходимым условием на мусульманских похоронах является чтение молитвы о погребении – джаназы. Ее должен читать имам из мечети, которая относится к кладбищу. Молитва читается над любым усопшим, независимо от того, сколько он прожил на земле. Без этого похороны считаются несостоявшимися. Над детьми, родившимися мертвыми, молитвы не произносят.

Для мусульман недопустимо прибегать к кремации, это большой грех. Тело всегда предается земле, не используется при этом и гроб. Единственный атрибут покойного – саван. Умершего опускают в могилу строго вертикально, в сидячем положении, ногами вниз, а лицом в сторону Мекки.

Читая Коран, на усопшего кидают первую горсть земли, после чего закапывают его целиком. Высота холма на могиле не должна превышать четырех сантиметров. Как и в христианской традиции, на могиле можно устанавливать памятник с именем, датами рождения и смерти человека, но не положено размещать фото. Хотя, с недавних пор, некоторые пренебрегают этим запретом.

Чересчур наигранные, громкие проявления эмоций на похоронах осуждаются исламом. Считается естественным скорбеть о умершем, но нельзя рвать волосы, громко причитать, раздирать ногтями лицо. Поэтому вызывание плакальщиц не одобряется на мусульманских похоронах.

У мусульман вслед за погребением не происходит поминок. В доме умершего не положено есть в течение трех дней. Питаются у друзей и родственников, а поминальные трапезы традиционно проводятся на третий и сороковой день после смерти.

Мусульмане – очень дружный народ, и известие о чьей-то смерти будоражит всю округу. Никто не остается равнодушным, каждый обязательно стремится оказать помощь, кто чем сможет.

Через короткий промежуток времени после печальной новости в доме собирается множество соседей, знакомых, приходят даже не очень близкие знакомые, высказывают соболезнования, помогают деньгами.

После похорон все люди проводят в доме покойного три дня, попеременно читая Коран и ведя разговоры об умершем человеке.

С незапамятных времен смерть являлась событием исключительным, сакральным. К смерти относились с уважением, но и не без страха. Наши предки знали правила и запреты относительно смерти и всего, что с ней связано.

В современных городах уже не принято привозить тело умершего в дом.

Провожаем в последний путь, или как хоронят мусульман

Однако в деревнях и небольших поселках этот обычай сохранен повсеместно. Гроб с телом покойного ставят в доме, где этот человек жил. И чтобы не получить мощную порчу с помощью покойника, родственники должны соблюдать определенные правила безопасности.

В деревнях все необходимые приготовления к погребению – омовение и обряжение делают на дому. В старину обряд омовения усопшего носил обрядовый характер. Живые должны были подготовить умершего к переходу в иной мир. Совершали культовый обряд омовения сведущие в этом деле женщины.

Сейчас омовение имеет характер скорее утилитарный, и многие к этому относятся как к обычной практике.

Итак, тело усопшего сразу после смерти омывают. Омовение происходит в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, чтобы он в чистоте предстал перед лицом Божьим после воскресения. Омовение должно охватывать все части тела. Омывать тело нужно теплой, а не горячей водой. Когда омывают тело, читают: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» или «Господи, помилуй». Для того, чтобы было удобнее обмывать покойника, на полу или скамье стелют клеенку и покрывают ее простыней. Сверху кладут тело усопшего человека. Берут один тазик с чистой водой, а другой – с мыльной. Губкой, смоченной в мыльной воде, омывают все тело, начиная с лица и кончая ногами, затем омывают чистой водой и вытирают полотенцем. В последнюю очередь омывают голову и причесывают умершего.

Желательно, чтобы омовение происходило в светлое время суток – от восхода и до захода солнца. С водой после омовения надо очень осторожно обращаться. Она считается грязной, поэтому ее выливают в недоступные места, чтобы оградить живых от болезней. Этим объясняется запрет наступать на то место, куда вылили воду после омовения трупа.

Нельзя обмывать покойника беременным женщинам во избежание болезни будущего ребенка. По народным верованиям, душа нерожденного ребенка еще принадлежит к миру мертвых, поэтому присутствие беременной рядом с покойником нежелательно, иначе ребенок мог так и остаться в «мире ином». Таким образом, все описанные запреты можно классифицировать по их цели: одни запреты призваны помочь благополучному переходу души покойника на тот свет, другие – должны оградить живых от вредоносного воздействия покойника. Выполнение всех этих предписаний и запретов предохраняет человека от негативного воздействия потустороннего мира, гарантирует покой и безопасность близких.

Похороны у мусульман: традиции и обычаи, этапы похорон

MasterRitual.ru

Значительно место в крымскотатарских традициях занимает рождение и смерть. Похоронные обряды ярко отображают верность исламу и некоторым древним верованиям народа. Крымские татары воспринимают смерть, как завершение земной жизни. Старшее поколение здесь при жизни начинает готовить все необходимое для проведения погребального обряда. А именно определенную сумму денег для поминок и выполнения всех ритуалов.

Умирающего нельзя оставлять одного на предсмертном одре. Рядом всегда есть пожилые люди, члены семьи и родственники. Для обряда приглашают муллу, то есть человека, который хорошо знает все ритуалы погребения.

После того, как человек умер, ему закрывают глаза и завязывают челюсть чистым платком. Покойника переносят на заранее подготовленное место (ковер на земле покрывают матрасом и белой простыней). При этом тело полностью накрывают простыней, а сверху бархатной или шелковой тканью, зачастую зеленого цвета. Лицо и голова прикрывается 4-угольным платком из шелка. Самые близкие люди сидят у изголовья.

На похороны нельзя идти беременной женщине и маленьким детям, особенно в комнату с покойником. Также нельзя громко говорить (даже плакать), есть, пить, курить и тому подобное. Все зеркала в доме прикрывают. Все женщины должны принести с собой новое полотенце, 2-3 м ткани или деньги.

Во дворе готовится поминальный обед. Также в стороне, где почти никто не ходит, готовят место для омовения покойного. Его ограждают от взглядов. Есть специальная деревянная лохань для купания, с отверстием (тенешир) для стекания грязной воды. Нужно три полотенца и зачастую три обмывальщика. В это время 3-5 стариков читают молитвы снаружи места купания. После этого покойного заворачивают трижды в саван (белую материю 15-20 м).

На носилках (табут) покойника ставят на подставку и покрывают зеленым покрывалом с молитвами. Это покрывало несут из мечети. Для всеобщего прощения покойника кладут головой на запад. Могилу копают именно в день смерти родственники или наемные люди, которых нужно одарить деньгами и накормить на кладбище горячим обедом.

Если человек скончался до обеда – нужно хоронить его в тот же день, до захода солнца. Если после обеда – утром следующего дня. Первую лопату с землей наполняют самые близкие, каждый присутствующий кидает землю на могилу, после чего кладет лопату лицевой стороной вниз.

После кладбища все моют руки и садятся за поминальную трапезу. Поминки устраивают на 3-й, 7-й, 37-й, 40-й, 52-й дни после похорон, а потом через полгода и год.

Похороны по мусульманским традициям

Условия и правила похорон мусульманина строго регулируются религией, а похоронный обряд – один из ключевых моментов, от которого зависит дальнейший путь мусульманина: жизнь есть и после смерти и какой она будет, зависит от похорон. Но в мире живет больше полутора миллиардов последователей ислама и живут они в разных уголках мира, поэтому традициитатарских похорон будут немного отличаться от похоронных традиций дагестанцев или пакистанцев – культура страны все равно накладывает отпечаток.

Если мусульманин при смерти

У всех, кто исповедует ислам, подготовка к загробной жизни начинается еще в этом мире. Так, по татарским традициям, пожилые люди заранее готовятся к этому моменту: приобретают саван, полотенца и множество вещей на садака – раздачу на похоронах: это могут быть рубашки, платки, полотенца и проч.

Когда человек находится при смерти, нужно положить его лицом в сторону киблы, то есть по направлению к Каабе, и на правый бок. При этом важно, чтобы последними словами человека были слова молитвы «Калимат-шахдаат».

Как хоронят мусульман

Если умирающий не в силах говорить, нужно прочесть калимат и молчать: главное, чтобы это были последние услышанные слова. Облегчить муки смерти можно при помощи суры Гром (или Йа Син). Не стоит подводить к человеку членов его семьи.

После того, как мусульманин ушел, распрямляют его конечности и подвязывают челюсть. На живот помещают что-то тяжелое. Согласно традиции татарских похорон, голову часто покрывают старым полотенцем. Покойника поворачивают в сторону киблы, снимают всю одежду, читают молитву (дуа), кладут на кровать или любое возвышение и накрывают легким покрывалом. Правила похорон у мусульман предполагают, что в последний путь покойного проведут в самый день смерти. Если уход произошел ночью, похоронить нужно сразу на следующий день.

Неверного нельзя хоронить на мусульманском кладбище даже если все его родственники – приверженцы ислама.

Обязанности мусульман перед покойным

Все, что нужно сделать для покойного, это омыть его, одеть, прочитать заупокойную молитву и похоронить. Все это нужно совершать быстро. Все это является коллективной обязанностью всех, кто исповедует ислам в этом населенном пункте. Весь этот обряд называется джаназой.

Обмывание тела умершего мусульманина называется гусль. Относительно этого обряда правила мусульманских похорон строгие: мужчины не могут проводить гусль над женщиной, а женщины не должны мыть мужчину. Часто для купания приглашают человека со стороны – не друга и не родственника, муж может совершить гусль над женой и наоборот. Не купают шахидов или если не нашлось ни одного человека, имеющего один пол с покойным. Все этапы купания сопровождаются молитвой. В этом случае можно совершить таяммум: омовение пылью, песком или землей.

Также важной обязанностью мусульман перед покойным является выбор памятника и оградки, подробнее про облагораживание могил читайте здесь.

Такфин – это оборачивание умершего мусульманина в саван или кафан. Женщину заворачивают в пять белых покрывал, мужчину – в три, маленького ребенка – в одно. Головуоставляют открытой.

Еще один важный момент, без которого проводы мусульманина в последний путь невозможны, это джаназа-намаз.

Заупокойная молитва — коллективная молитва и те, кто её произносят, должны иметь одну веру, их мольба должна быть искренней. Если джаназа-намаз читают много людей, лучше, если они выстроятся в три ряда. Над мужчиной проводят эту молитву напротив его головы, тогда как над женщинами – напротив туловища. Женщинам позволяется совершать джаназа-намаз. Если друг или родственник не смог прочесть заупокойную молитву над умершим родственником во время самой джаназы, сделать это можно и на могиле, только в течении месяца (не позже). Лучше всего читать её на кладбище, а главным должен быть имам или же амир. Также подходит наиб или самый образованный мусульманин в этом населенном пункте. Джаназа читается над всеми умершими, которые исповедовали ислам, даже над маленькими детьми, а исключение составляют только шахиды.

Похороны

Само захоронение называется дафн. Могила роется такой глубины, чтобы животные не могли её раскопать, шириной в 70-80 см. и длиной в рост умершего с поднятой рукой. Носилки с покойным сопровождаются мужчинами. Хоронят всегда без гроба, повернув покойника в сторону киблы, а после желательно прочесть молитвы, например тасбит или таскин.

Похороны по мусульманским традициям не должны сопровождаться громкими причитаниями и громким плачем, кроме того, нельзя плакать по покойному уже на четвертые сутки после его смерти.

Что же касается соболезнований, то бытует мнение, что нельзя их выражать, если после смерти прошло больше половины недели. Это не совсем так, выразить их родне мусульманина можно тогда, когда это уместно.

Поминки организуются через три дня, неделю, сорок дней и год после смерти. Памятник мусульманину не должен быть слишком большим или дорогим, а согласно традиции похорон у татар, на могилах растет одно или два дерева.