Как мыслить шире

04.05.2018 0 Автор admin

Как мыслить широко?

И снова здравствуйте.
Долго думала о чем же будет мой первый пост и вот случайно наткнувшись на одного блогера решила: первым делом нужно написать о том, как научиться мыслить широко. Конечно придираться к чужому мышлению не очень красиво, ибо этот человек таким образом выговаривается и ему становится легче (это из его же слов), но все же, прочитав несколько его текстов я поняла, какой поток бессмыслецы роится у него в голове.

Как   мыслить   широко?
Первое, что необходимо понять и осознать, что только неудачники мыслят узко. Все. Без исключения. Их внимание и концентрация работают очень плохо, другими словами работают на автомате. То есть совершенно не контролируются!
Широкая картина мира делает человека в своем роде уникальным, своеобразным и не таким как все. Хотя сам человек этого может и не замечать, ему будет казаться, что он вполне обычный и нормальный.
Но, к сожалению, психика человека зачастую обработывает новую информацию в том направлении, в котором он привык видеть мир. Проще говоря, человек избегает всего нового по двум причинам.
1. Мозг тратит большое количество энергии, на обработку новой информации. Чтобы нейроны головного мозга не совершали почетные круги лишний раз по своим нейронным каналам, мозг старается приписать новую информацию к старому взгляду на мир. Или вообще откреститься от новой информации от греха подальше. И не заметить ее!
2. Новое для эволюции — это всегда опасность, лимбическая система в мозге всегда стремится к изведанным дорожкам.
А если коротко, то в первом случае доминирует — инстинкт сохранения энергии, а во втором — самосохранения. Лень думать и страх перемен! Эти два фактора делают ваше мышление узким и прямолинейным. Предсказуемым и устойчивым. Вы ведь хотите мыслить шире?
 
Как   же   расширить   мышление?
 
Самое простое и важное — делать новое. Например, человек несколько лет занимался биологией и его взгляд на мир был сильно сконцентрирован на изучении животных и поэтому его взгляд был узким в восприятии реальности. Тогда он начал изучать философию, религию, логику и просто творчество.
 
Чтобы   расширить   мышление   необходимо:
Думать по новому. Это уже сложнее, но попытаться стоит. Например, обдумывая решение сложной задачи, попытаться думать над проблемой, как думал бы: 
— ученый
— артист
— ребенок
— мэр города
— военный
— атеист 
— преступник
— и т.п
 
Воображать по новому.
Представьте, что вы попали в свой сон. Оглянитесь — вокруг вас реальность сна. Вы хотите ее изучить? Подойдите к двери и проведите по ней рукой, почувствуйте какая она на ощупь, посмотрите внимательно на ее цвет, форму. Вы увидите свою дверь с другой стороны, более глубоко.

Как тренировать свой мозг, чтобы мыслить по-новому

А если пройтись по всей комнате? Или пообщаться так с домашними. Я вас уверяю, вы увидите мир немного иначе. Вы станете смотреть на него шире!
Этот способ сделает вас более осознанным и вы проживете момент здесь и сейчас, прочувствуйте настоящий миг.
 
Мечтать по новому. Причем желательно делать это правильно. Достойно, а не просто иллюзионировать.
 
Изучение нового языка расширяет очень сильно картину мира. Очень мощный прием! Когда я начала изучать английский язык, я невольно столкнулась с целой эпохой других народов. Это очень сильно повлияло на мое мировоззрение. Или изучение новой культуры. Когда я занималась туризмом, мне пришлось изучать другие культуры, что несомненно сказалось на моем восприятии жизни в целом.
Развивая свое мышление, я открываюсь больше, хотя информация обычно делает человека знающим, то есть закрытым.
 
Я всегда внутри себя держу дверцу приоткрытой ко всему новому. Или, как сказал бы Брюс Ли, держу стакан пустым.
 
Перейти на страницу автора

Как расширить границы своего мышления. Техника стирания.

Случалось ли Вам работать над задачей, требующей нестандартного, оригинального , нового решения?

А иногда думаешь над задачей, а решение только банальное приходит в голову? Но встречать друга и за чашечкой кофе он выдает тебе 1000 и маленькую тележку совершенно новых и уникальных решений!!!!

И так происходит часто.

Есть ли в твоей жизни подобный знакомый?

Часто мы задаемся вопросом : Почему? Почему у него получается это легко и спонтанна?

Почему именно у него? А у меня?

К счастью наш мозг так устроен. Да да, к счастью)

Так – это выдавать первое разумное, логическое решение. Мгновенно, быстро так как будто от этого зависит наша жизнь.

Почему же наш мозг так устроен?

По теории Дарвина, человек это в первую очередь относится к миру животных, где порой скорость реакции решает все!!!

Видели ли вы когда нибудь как тигр охотится на лань?

Как быстра и скоростна лань? Есть ли в ее распоряжении секунды, минуты или часы для обдумывания плана побега?

А у нас есть, порой и минуты и часы, что бы обдумать проект. Но нынешний ритм жизни диктует нам совсем другие условия. Кто быстрее выдал решение, тот и получил все лавры!!!

Мозг и бессознательное действительно выдает нам самые первые логичные решения 3-5 иногда больше. Мы с радостью за них хватаемся сетуя что не можем больше.

А может можем?

Наше бессознательное имеет в совеем запасе намного больше, чем показывает нам! Надо лишь его разогнать.

Как до них добраться и заставить бессознательное нам показать? Тут поможет техника «Стирание»

Закройте глаза и представьте перед мысленным взором белый-белый экран. Это может быть классная доска, лист ватмана или что угодно.

Как начать широко мыслить?

Поднимите глаза (разумеется, закрытые) вверх, отметьте, что экран поднимается высоко-высоко, даже края не видно. Затем опустите взгляд вниз, проследите, что и внизу экран закрывает весь горизонт. Проделайте тоже самое обращаясь вправо и влево. Теперь посмотрите в центр. Вы заметили? Экран уже не белый. На нем возникают какие-то размытые образы, некие силуэты, картинки. Возьмите губку (или кисточку и белую краску, или распылитель, или что то другое на ваш выбор) и сотрите (закрасьте, растворите) те

картинки, что появились. Немедленно проступят новые. Их вы тоже быстренько сотрите. Где-то через три-четыре минуты ваш мозг в ужасе начнет выкидывать на экран все, что у него накопилось. Картинки будут становится ярче, интереснее, станут более объемными и похожими на мультики. Какими бы захватывающими не оказались сюжеты, как бы вам не хотелось посмотреть «что же будет дальше», без сожаления стирайте все. Стирайте и стирайте. Ваша задача – чтобы экран оставался белым. Самое интересное, что вместе с образами, вы стираете и ваш внутренний диалог. Когда картинок почти не осталось, начинается второй этап войны: вы внезапно вспоминаете, что вам срочно нужно позвонить Александру Васильевичу или Екатерине Ивановне, либо же вас начинают осенять гениальные мысли, музы начинают подкидывать вам стихи, которые хочется немедленно записать. СТИРАЙТЕ ВСЕ. Ваша задача сейчас – чтобы экран оставался белым. Если вы научитесь ловить это состояние «белого экрана», то открытия и стихи еще будут неоднократно. Так что, тряпку в руки и стирайте. Вроде все. Центр экрана чист. Но тут вы замечаете, что образы начали вылезать по бокам. Уничтожайте. Все. Больше чем уверены, что вы уже уснули. Ваш мозг, испугавшись этого состояния молчания, выкинул вас в сон. Правда?! Ничего страшного, ежедневно повторяйте это упражнение, и однажды экран останется белым. Примерно через неделю таких занятий, в момент, когда вы уселись удобно, задайте вслух интересующий вас вопрос, или подумайте о задаче. Сконцентрируйтесь нем. А потом начинайте очищать экран. Первые пять минут стирайте все что приходит. В какой-то момент вы внезапно поймете, осознаете, догадаетесь, почувствуете, ощутите, что знаете ответ на вопрос. Это может оказаться образ, слово, звук, что угодно, и вы сначала можете и не понять, что это – ответ. Главное эту секунду другое: ваше подсознание поняло, что вы готовы его слушать. Запрос отправлен, и теперь получать ответы на вопросы вам будет легче и легче. Постепенно вы научитесь практически моментально рисовать белый экран, находясь в метро, в лифте или на ковре у шефа. А потом вы поймете, что подсказки есть повсюду.

7 упражнений для развития вашего мышления

Как научиться мыслить лучше

Анатомия тренировки ума

Сила ума проявляется в упражнении, а не в покое.

Александр Поп, поэт

УПРАЖНЕНИЕ

Как вы оцениваете уровень своего интеллекта?

ВЫСОКО: у меня исключительные умственные способности. Зовите меня просто Леонардо.

СРЕДНЕ: время от времени я выдаю новые идеи, а иногда даже решаю крайне сложные задачи.

НИЗКО: моя голова — это какой-то котелок с манной кашей. Мне действительно необходима тренировка.

Неважно, к какой категории вы себя отнесли. Помните о том, что уровень интеллекта — то есть способность к концентрации внимания, к логическим рассуждениям, к созданию зрительных образов, ваше воображение, умение принимать решения, наконец, способность ясно и творчески мыслить — в значительной степени зависит от того, насколько часто и интенсивно вы тренируете свой ум. Если вы почувствовали себя не в форме, не надо падать духом: вы можете исправить положение, если будете давать нагрузку мускулам вашего ума. Если же вы чувствуете, что ваш интеллект в прекрасном состоянии, не забывайте поддерживать этот уровень постоянными упражнениями. Даже олимпийские чемпионы нуждаются в тренировке.

Итак, если вы хотите укрепить мускулы своего ума, прежде всего задайте себе вопрос: "Каким образом я могу повысить работоспособность своего мозга?"

Во-первых, давайте познакомимся с различными вида—ми мыщц мышления. Для этого выполним следующее упражнение.

"Пробежка" для ума

Вообразите, что вы держите в руках апельсин.

Представьте себе, каков он на ощупь, как он выглядит, как пахнет.

На несколько мгновений попытайтесь создать максимально яркий и четкий образ.

Теперь представьте себе, как вы очищаете его от кожуры, делите на дольки, откусываете кусочек.

После этого рассмотрите дольку поближе.

Спросите себя, как она будет выглядеть, если увеличить ее в тысячу, в миллион раз.

Как бы тогда выглядела клетка?

Как бы выглядела молекула?

Через пару минут попробуйте осознать все, что вы знаете и чего не знаете об апельсинах.

Подумайте, что делает апельсин апельсином, почему у него именно такой вкус, сколько существует сортов апельсинов, как апельсины изменялись в процессе эволюции, как и для чего можно их использовать и как сделать вкусный апельсиновый мармелад.

Думая об апельсине, обращайте самое пристальное внимание на "качество" ваших мыслей.

Итак, отложите книгу и начинайте выполнять упражнение прямо сейчас.

Как и большинство людей, вы, вероятно, вскоре заметите, что чем дольше вы размышляете об апельсине, тем больше идей, ассоциаций и связей возникает в вашем сознании.

Вы можете задуматься о физических свойствах апельсинов. Можете перейти к рассуждениям об апельсиновой истории и экономике. Не исключено, что вы приметесь рассуждать о происхождении имени данного фрукта и о том, как он называется в других языках. Наконец, вы можете попробовать подобрать как можно больше рифм к слову "апельсин" (керосин, клавесин). И по мере того, как вы движетесь все дальше по пути ассоциаций, заглядываете в копилку своей памяти, выстраиваете цепочку логических умозаключений, вы переходите от одного способа мышления к другому, тренируя таким образом различные мышцы ума.

При каждом виде мышления работают свои, вполне определенные, "мышцы". Логическое, аналитическое, метафорическое, критическое, вербальное, визуальное мышление — в каждом из этих случаев мы пользуемся только одним видом мыслительных мышц, дающим нам возможность расшевелить наш внутренний мир.

Необходимость справляться с разнообразием повседневных проблем требует от нас гибкости мышления. То вы трудитесь в поте лица на "ниве" критического мышления, пуская в ход холодную, жесткую логику, то расслабляетесь, выбрасываете все из головы и, играючи, исследуете новые направления. Вы можете усердно работать и продвигаться к цели медленно, но верно, а можете, немного пожонглировав исходными данными, в мгновение ока прийти к элегант-ному решению проблемы. Как различные мышцы тела действуют сообща, чтобы обеспечить согласованную работу рук и ног, точно так же и мышцам ума необходима координация, чтобы наше мышление было четким и целенаправленным.

Можно сказать, что существуют четыре базовые характеристики уровня тренированности, подготовленности ума к работе:

Всякий раз, когда человек берется за выполнение задания, которое требует сосредоточения, он прилагает силу ума. Именно это качество вы используете, когда перебираете возможные варианты в поисках оптимального решения, когда решаете трудную математическую задачу, когда сводите баланс по чековой книжке, когда концентрируете внимание на каком-то одном предмете или идее, не отвлекаясь ни на что другое. Сила ума — это способность сосредоточиться на том, на чем нужно, и настолько, насколько это необходимо.

Если нужно создать что-то новое, если требуется творческий подход, то ваши мыслительные мышцы должны быть гибкими и пластичными. Гибкость ума — это способность переключаться с одного хода мыслей на другой. Это как игра: вы проигрываете различные варианты, строите неожиданные комбинации, разглядываете ситуацию со всех сторон. Вы сталкиваете концепции, перемешиваете идеи, делаете самые немыслимые предположения, чтобы исследовать все новые и новые возможности. Гибкость ума — это артистичный, синтетический подход. Это творчество, "мозговой штурм" и немножко дзэна — все вместе.

Если вы хотите воплотить свои идеи в жизнь, вам потребуется выносливость ума. Выносливость — это способность продолжительное время поддерживать высокий уровень активности, не отвлекаясь и не теряя мужества. Это способность выстоять, пройти всю дистанцию.

Если вы хотите добавить тонкости и чутья, то вам потре-буется координация ума, то есть синхронизация мысли-тельных процессов всех типов, их сбалансированность и -живость. Координация ума — это виртуозное владение тех—никой аранжировки мыслей, способность оперировать одновременно несколькими понятиями, сохраняя равновесие при любых обстоятельствах, это стремление учиться ради получения новых знаний и готовность сражаться за высокие идеалы.

Именно эти четыре качества — сила, гибкость, выносливость и координация — и определяют, насколько наш ум готов к работе. Только регулярно чередуя напряжение и расслабление различных его мышц, занимаясь интеллектуальным шейпингом и умственным атлетизмом, только постоянно "шевеля мозговыми извилинами", можно долгое время оставаться в хорошей форме.

Как алмаз режет алмаз, как один оселок шлифует другой,

так и разные части интеллекта оттачивают друг друга.

Гениальность — результат их взаимного влияния.

Сайрус Бартол, священник

Как люди теряют интеллектуальную форму

Почему ум одного человека остер, блестящ, полон творческих идей, а у другого "чуть дышит"?

Тому есть две основные причины: различия в требованиях, которые предъявляют нам те или иные обстоятельства, и разница в привычных способах мышления.

Каменщику не нужно ходить в спортивный зал, чтобы тренировать руки. Мешая раствор и укладывая кирпичи в ходе работы, он укрепляет мышцы рук естественным образом. Точно так же и бухгалтеру не нужно посещать школу, чтобы практиковаться в арифметике. Он и так непрерывно работает с цифрами, его "математические мышцы" постоянно упражняются.

Если обстоятельства жизни не требуют от вас непрерывного умственного напряжения, то у вас просто нет стимула, побуждающего держать себя в форме.

Однако если жизнь часто ставит перед вами проблемы, требующие безотлагательного решения, то мышцы вашего ума становятся сильными и быстрыми. Суть этой идеи лучше всего отражает старая поговорка:

Применяй или потеряешь!

СОВЕТ.

Спросите себя: "Какие из моих мыслительных мышц не получают ежедневной нагрузки?"

Привычка — это способ делать что-либо не задумываясь. Нравится нам это или нет, но вся наша жизнь, начиная от манеры чистить зубы и кончая способами достижения стратегических целей, большей частью зависит от нашего личного набора автоматических навыков. В принципе, так и должно быть! Можете себе представить, во что превратится ваша жизнь, если вам каждый день будет нужно заново учиться чистить зубы?!

Вся ваша интеллектуальная жизнь — ваши наблюдения, то, что задерживает ваше внимание, то, насколько хорошо вы учитесь, как решаете проблемы, что вас беспокоит, чему вы радуетесь, о чем думаете в течение дня — в значительной степени определяется вашими привычками.

Ключом к достижению высокой работоспособности мозга является выработка определенного набора полезных привычек, которые помогают достигать желаемого. Интеллектуально развитый человек может достаточно свободно управлять работой своего разума. Его интересует, как устроен мир и почему все происходит именно так, а не иначе. У него широкий круг интересов. Он также знает, как изменять свои привычки с помощью хорошо обдуманных, осознанных действий и формировать у себя весьма полезные навыки, например, заставить себя поменьше мечтать и пореже строить воздушные замки, принимать более взвешенные решения или побольше рисковать. В совокупности эти полезные привычки позволяют уму стать более восприимчивым, адекватно реагировать в изменяющихся условиях и, в конечном счете, развивают самую важную из всех привычек — привычку приобретать хорошие привычки.

Посеешь мысль — пожнешь поступок,

Посеешь поступок — пожнешь привычку,

Посеешь привычку — пожнешь характер,

Посеешь характер — пожнешь судьбу.

Чарльз Рид, писатель

СОВЕТ.

Спросите себя: "Какие привычки мешают мне плодотворно мыслить?"

Хорошие упражнения для интеллекта

Решить кроссворд.

Подготовиться к экзамену.

Принять участие в телеинтервью.

Сымпровизировать на сцене.

Разобрать трудный текст.

Приготовить изысканный ужин.

Отчетливо представить лицо приятеля.

Постараться вспомнить со всеми подробностями, когда вы последний раз ели мороженое.

Прочитать наизусть сонет Шекспира от конца к началу.

Назвать по именам своих первых учителей.

Продолжить ряд 2, 4, 8, 16 как можно дальше.

Выучить новый язык.

Убедительно солгать.

Написать программу на компьютере.

Разобраться, как работает тостер.

Написать реалистический пейзаж.

Сменить плохое настроение на хорошее.

Поразмышлять о бесконечности.

Сочинить "документальную драму".

Вспомнить в деталях важный разговор, который произошел месяц назад.

Поговорить с начальником о прибавке оклада.

Держать себя в руках.

Спроектировать усовершенствованную мышеловку.

Переоборудовать спальню.

Задать вопрос влиятельному лицу.

Написать реферат по философии.

Объяснить четырехлетнему ребенку, почему небо голубое.

Обсудить условия контракта.

Блефовать в покере.

Развлечься компьютерной игрой.

Искать истину…

Как же достичь хорошей интеллектуальной формы? Тренировка ума, как и тренировка тела, включает в себя дви-жение. Для тела движением являются разминка, бег, плавание, игра в баскетбол, тяжелая атлетика — все, что заставляет мышцы сокращаться и растягиваться.

Для ума движение есть полет мысли — от предположения к заключению, от проблемы к решению, от вопроса к ответу и от ответа к вопросу, от одного состояния ума к другому.

Всякий раз, как только вы начинаете активно размышлять, то есть сознательно и целенаправленно манипулировать интеллектуальными ресурсами, вы сразу же приводите в движение мышцы своего ума.

20 фраз Стругацких, которые научат мыслить шире

В широком понимании термин "тренировка" означает деятельность, направленную на отработку навыков, совершенствование самого себя, развитие собственных способ-ностей. По сути любое занятие, требующее активного внимания — будь то разгадка головоломки, решение производственной проблемы или просто попытка собраться с мыслями спокойно сидя в кресле, — является тренировкой ума.

Важно не только то, что вы делаете, но и то, как вы это делаете, — то есть важна правильная техника исполнения упражнения. Гимнаст повторяет движение снова и снова, внося небольшие поправки, пока не добьется нужного результата. Благодаря тренировкам мышцы гимнаста становятся более послушными.

Вы же, чтобы развить мышцы ума, тренируйте мышление. Отрабатывайте в уме определенное задание до тех пор, пока ваши "мышцы" не научатся выполнять его так, как нужно.

Хорошая гимнастика ума — это встреча с самим собой, это возможность сконцентрироваться на собственном внутреннем мире и бросить вызов своему интеллекту. Это способ преобразовать умственную энергию в конструктивную мысль.

Не так важно, намерены ли вы усердно работать, чтобы достичь максимальной мыслительной производительности, или просто хотите немного размяться, чтобы ваш ум стал более гибким. В любом случае старая добрая гимнастика ума повысит ваш творческий потенциал, подарит радость достижения намеченной цели и будет способствовать развитию вашего интеллекта.

Как создать личный тренажерный зал

В последующих двенадцати главах вы познакомитесь со множеством способов тренировки вашего мозга. Каждая глава — это своего рода тренажер, предназначенный для развития определенного качества вашего ума. На одних тренажерах вы будете попеременно то прилагать усилия, то расслабляться, погружаясь в безмятежное спокойствие; на других вам придется муштровать свой ум "до седьмого пота". Одни упражнения предназначены для активации вашего левого полушария — аналитической, логической части мозга, другие — для правого полушария, интуитивной части мозга, также ответственной и за пространственное восприятие. А все вместе тренажеры обеспечат вам всестороннюю интеллектуальную тренировку.

Тренажер 1: Освобождение ума. Разминка.

Тренажер 2: Движение ума. Концентрация внимания.

Тренажер 3: Упорство ума. Повышение выносливости.

Тренажер 4: Гимнастика для ума (I). Образное мышление.

Тренажер 5: Гимнастика для ума (II). Вербальное мышление.

Тренажер 6: Сила ума. Решение проблем.

Тренажер 7: Игра ума. Давайте дурачиться.

Тренажер 8: Взгляд в прошлое. Память.

Тренажер 9: Гибкость ума. Анализ и синтез.

Тренажер 10: Координация ума. Принятие решений.

Тренажер 11: Импровизация. Творчество.

Тренажер 12: Наивысшая производительность. Учитесь учиться.

Полезные советы

Вот несколько советов, к которым стоит прислушаться перед выполнением упражнений.

СОВЕТ 1.

Переоденьте свои мысли в "тренировочный костюм". Пусть все проблемы и заботы останутся в гардеробе вместе с уличной одеждой. Создайте рабочую атмосферу для тренировки. Получайте удовольствие от преодоления трудностей, которые вы сами для себя выбрали.

СОВЕТ 2.

Упражняйтесь, а не анализируйте. Весь смысл интеллектуальной тренировки состоит в сознательном манипулировании умственными ресурсами — так выполняйте упражнения. Результаты будут прямо пропорциональны вашему желанию напрягать мышцы ума. Помните, хорошая тренировка — ключ к успеху.

СОВЕТ 3.

Не спешите. Не торопитесь выполнять упражнения. Для того чтобы добраться до глубинных пластов мышления, требуется время. Будьте терпеливы. Дайте себе время, чтобы исследовать возможности своего интеллекта.

СОВЕТ 4.

Повторяйте упражнения. Большинство упражнений, приведенных в этой книге, можно выполнять несчетное количество раз при каждом удобном случае. Развитие ваших умственных способностей определяется только временем и практикой. Разработайте собственную процедуру интеллектуальной гимнастики. Если какое-то упражнение у вас не получается, сделайте перерыв и вернитесь к нему позднее.

СОВЕТ 5.

Упражняйтесь как можно чаще. Чем большую нагрузку вы себе даете — тем легче становятся последующие тренировки. Чем легче становятся тренировки — тем больше они вам нравятся. Чем больше они вам нравятся, тем чаще вы упражняете свой ум. Чем чаще вы упражняете свой ум, тем более развитым он становится.

Теперь вы готовы — можно начинать

Как научить учеников мыслить шире?

“Что будет, если…?”
Предложите ученикам описать исход событий, если какие-нибудь из привычных нам вещей изменятся. Например: “Что будет, если исчезнет всемирная сеть интернет?”; “Что случится, если в английском языке пропадут все глаголы?” и т.п. Такой метод можно использовать на уроках различных дисциплин, связывая вопросы с конкретной темой или проблемой, на которой вы хотите заострить внимание. Такие задания не только развивают воображение и оживляют урок, но и формируют более глубокое осознание фундаментальных основ различных дисциплин и представление о взаимосвязи элементов науки с жизнью.

“Самый самый”
Разделите класс на группы и предложите ученикам составить список “самых-самых”. Это могут быть самые быстрые/медленные/маленькие животные; самые простые/сложные/гениальные законы; самые длинные/широкие/витиеватые реки. Ребята могут придумать самый совершенный компьютер или самую неработающую теорему и тому подобное.

Такая коллективная форма работы стимулирует мыслительную активность, способствует развитию быстроты реакции, сообразительности, находчивости и расширяет кругозор.

“Мозговой штурм”
Помогите ученикам избавиться от стереотипности мышления!

Начните урок с разминки, предложив ученикам дать ответы на простые тренировочные вопросы.

Как мыслить масштабно

Затем, разделив класс на группы, дайте ребятам такое задание, для решения которого требуется нетрадиционное мышление.
Например: превратите слово мел в мелкое место, угол – в топливо, шест – в число. (Ответ: сделать мягким конечный согласный: мель, уголь, шесть). Поощряйте постоянную генерацию идей, разрешите детям выдвигать самые сумасшедшие, на первый взгляд, решения и запрещайте любую критику, кроме аргументированных обоснований. Будьте терпеливы, благожелательны и остроумны. Стимулируйте работу групп наградой. Вы будете удивлены тем, насколько интересно наблюдать за группами на пике обсуждений, когда самые различные идеи начнут буквально сыпаться из уст даже самых пассивных ребят.

“Грани бриллианта”
Предложите ребятам исследовать один и тот же объект различными способами. Объясните ученикам, что одно и то же понятие можно рассмотреть с разных сторон или с точки зрения различных наук и, таким образом, максимально детально изучить его сущность. Например, попросите дать определение термина “вирус” с точки зрения врача, биолога, программиста, лингвиста и школьника. Полученные результаты создадут объемное пространство, внутри которого ребята смогут увидеть много нового.

“Шесть шляп мышления”
Предложите ученикам примерить 6 шляп различных цветов: красного, желтого, черного, зеленого, белого и синего. Предупредите ребят, что каждый цвет отвечает за определенный режим и, примеряя шляпу конкретного цвета, мы этот режим запускаем. Кратко охарактеризуйте каждый из режимов:

Красная Шляпа — эмоции, интуиция, чувства и догадки. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Желтая Шляпа — преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества?
Черная Шляпа — осторожность, суждение, критическая оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки?
Зеленая Шляпа — творчество, новые идеи, предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Белая Шляпа — информация, вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Синяя Шляпа — организация мышления, мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Например, в рамках урока литературы, предложите ученикам ответить, в чем состоит противоречивость образа Анны Карениной, формируя дискуссию наводящими вопросами или утверждениями. Такой нестандартный прием позволит не только активизировать мышление учащихся, но и преодолеть некоторые психологические барьеры и комплексы.

И помните, что для выпускника любого образовательного учреждения, главное — не сами знания, а умение мыслить. Интересных и увлекательных вам уроков, коллеги!

Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией