Как возмещать пропущенные намазы

21.07.2018 0 Автор admin

Обязательные (фард) Намазы человек пропускает (не выполняет своевременно) либо по уважительной причине, либо без уважительной причины:

1) уважительная причина: путешествие, сон, забывчивость и др.;

2) неуважительные причины: невыполнение Намаза из-за мирской суеты, например, из-за работы или из-за лени, или увлекшись (поглощенный) телевизором, помня, что время Намаза уходит. Либо человек вовсе не читает Намаз на протяжении многих лет.

В обоих случаях, пропустил он Намазы-Фард по уважительной причине или нет, человек обязан восполнять пропущенные Намазы и не имеет права оставлять их выполнение. Различие между ними в том, что, если он пропустил Намазы, имея религиозное оправдание, то их возмещение не является безотлагательной обязанностью. А если он пропускал их без уважительной причины, то обязан немедленно приступить к восполнению этих Намазов. А также, кто пропустил по уважительной причине, не попадает в грех, в отличие от того, кто пропустил без уважительной причины, так как он попадает в большой грех.

В наше время появились невежественные люди, утверждающие, что можно не возмещать невыполненные вовремя без уважительной причины обязательные Намазы. Эти невежественные говорят, что можно их возместить, выполняя Сунна-Намазы и другие благие деяния, как, например, садакъа.

Как восполнить пропущенные за прошлые годы намазы?

Данное утверждение указывает на то, что эти люди не знают нашу Религию, так как Пророк, мир Ему, сказал:

من نام عن صﻻة أو نسيها فليصلها متى ما ذكرها ليس لها كفارة إﻻ ذلك" رواه الشيخان

Кто проспал обязательный Намаз или пропустил его по забывчивости, то пусть выполняет его, когда вспомнит о нем. И нет за него никакого другого искупления, кроме как восполнение.

Передали этот хьадис имамы Аль-Бухарий и Муслим

И если Пророк Мухьаммад, мир Ему, сообщил о том, что за Намаз, пропущенный по уважительной причине (из-за сна или забывчивости), нет никакого искупления, то есть ни садакъа, ни Сунны-Намазы не возместят эти Намазы (так как Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал:

ليس لها كفارة إﻻ ذلك

Нет никакого искупления за них, кроме как их восполнение.

то что же говорить про Намазы, которые человек оставил намеренно, без уважительной причины, разве их возместят Сунны-Намазы?!

Будьте осторожными, дорогие братья и сестры, да будет вам Милость от Аллаhа, потому что в наше время есть такие люди, которые дают религиозные заключения без знаний, не основываясь на то, что ниспослано Аллаhом. Они тем самым обманывают людей своими ложными заключениями, приукрашая заблуждения, призывают к тому, чтобы люди не восполняли свои обязательные Намазы, оставленные без уважительной причины, за которые они будут спрошены в Судный день. А также они говорят тем невежественным людям, которые спрашивают за свои Намазы, которые долгие годы не выполняли без религиозного оправдания: "Время этих Намазов уже вышло, и вы не обязаны их уже выполнять. Достаточно вам сейчас побольше выполнять Сунна-Намазов, как ночные Намазы, Таравихь-Намазы, Намазы Духьа и Рауатиб (это Сунна-Намаз, выполняемый перед и после фард-Намаза)."

Тогда как ученые-имамы всех исламских мазhабов едины в том, что пропущенные без уважительной причины Намазы нужно восполнять. Т.е. в этом вопросе есть иджма’ (единодушное заключение всех ученых-муджтаhидов), и из тех, кто передал иджма’ имам ибн Къудама Аль-Макъдисий Аль-Хьамбалий в своей книге "Аль-Муг’ний". После того, как этот ученый-хьамбалит сообщил, что пропущенные Намазы нужно восполнять, сказал:

لا نعلم فيه خلافا بين المسلمين

Мы не знаем в этом вопросе разногласий среди мусульман!

А также имам Ан-Науауий говорил об этом в своей книге "Маджму‘" и добавил:

بإجماع من يعتد به من العلماء

По единодушному мнению всех признанных ученых,

то есть передал иджма’ в этом вопросе! И все исламские ученые сказали, что тот, кто хочет совершить тауба (покаяние) за оставленные без уважительной причины Намазы, должен немедленно спешить с их восполнением, иначе грех за эти пропущенные Намазы остается на нем, даже если он будет выполнять сто тысяч рака’атов Сунна-Намазов, как Тарауихь и др. Эти грехи необходимо стирать покаянием. А покаяние имеет свои условия, из них: выполнение своего долга перед Аллаhом, в данном случае этим долгом является восполнение Намазов.

И у кого-то может возникнуть вопрос: "Если у человека долги за Намазы, например, за 30 лет, он совершил покаяние за то, что не выполнял их своевременно, и начал возмещать долги, но до того, как успел их все восполнить, наступила его смерть, то будет ли он спрошен за них в Судный день?"

Ответ: "Есть надежда, что Аллаh его простит, так как он совершил покаяние и старался их восполнить." А тот, кто выполнял необязательные Намазы и оставил восполнение обязательных Намазов, находится в большом грехе, и положение такого человека очень опасно, потому что он оставил выполнение фарда, которое Аллаh повелел.

У исламских ученых есть золотое правило, которое гласит:

من شغله الفرض عن النفل فهو معذور و من شغله النفل عن الفرض فهو مغرور

Тому, кто не успевал выполнять Сунны по причине выполнения своего фарда, есть оправдание. А кто оставил свой фард и вместо него выполнял Сунны, то такой обманут.

Аллаh спросит нас в Судный день за фарды! И из этих фардов — выполнение пяти обязательных Намазов и их восполнение, если они были пропущены. Передано в достоверном изречении от Посланника Аллаhа, мир Ему, что самое первое из обязательных ритуалов, за что будет спрошен раб Аллаhа в Судный день, это пять фард-Намазов: выполнял ли он их своевременно или нет. И если не выполнял своевременно, то восполнял ли их. И тот, кто оставлял фард-Намаз без уважительной причины, пусть спешит совершить покаяние, а также спешит к восполнению этого Намаза до того, как внезапно появится перед ним Ангел смерти! И тогда этот раб, когда ему уже не поможет сожаление, скажет: "Как я сожалею, что не выполнил этот Намаз своевременно, и как я сожалею, что, когда не выполнил его, не совершил тогда покаяние и не восполнил его как долг до наступления смерти!"

Аллаh Всевышний сказал означающее: "О те, которые уверовали, пусть не отвлекают вас ваши богатства и дети от выполнения Намаза! А те, кто отвлекался, воистину будут несчастными! И выплачивайте обязательный Закят до того, как придет к одному из вас смерть, и до того, как скажете: "О мой Господь, если бы Ты дал мне пожить еще немного времени, чтобы я мог выплатить невыплаченный Закят, и чтобы я мог быть в числе благочестивых." Сура "Аль-Мунафикъун"

А также сказал Аллаh Всевышний означающее: "И когда придет к одному из них смерть, то он скажет: "О мой Господь, дай мне вернуться, возможно, я восполню свои оставленные обязанности!" Ни в коем случае! Воистину это слова, которые он скажет, и за ними загробная жизнь до Дня их воскрешения." Сура "Аль-Муъминун"

Читайте ради Аллаhа Ду’а тем, кто работал над текстом.

Возмещение намазов

О том, что необходимо обязательно возмещать пропущенные намазы и как это делать…

Если мусульманин пропускает какой-либо обязательный намаз, то он его должен восполнить, как только у него появится возможность. По-татарски это называется каза-намаз.

Если пропущено не более пяти намазов, то надо сначала возмещать пропущенные намазы, а затем выполнять текущий обязательный. Если же пропущено более пяти, то сначала надо делать обязательный в данный момент намаз, а затем восполнять пропущенные.

Намерение выражается на любом языке, возможно мысленно. Мусульманин должен мысленно определить, что он делает возмещение и какого именно намаза. Исключение составляет случай, когда женщина пропускает намазы из-за месячных или послеродовых кровотечений. В этом случае она не восполняет пропущенные намазы.

Приводим некоторые хадисы по поводу возмещения намазов.

Сообщается, что Джабир ибн АбдуЛлаh (Да будет доволен Аллаh ими обоими!) сказал: «В один из дней битвы у рва ‘Умар ибн аль-Хаттаб , да будет доволен им Аллаh, вернулся в лагерь мусульман после захода солнца и принялся ругать неверных курайшитов, а потом сказал: «О Посланник Аллаhа, едва я успел закончить послеполуденную молитву, как солнце начало заходить за горизонт!».

Пропущенный намаз

Пророк же ﷺ воскликнул: «Клянусь Аллаhом, а я вообще не совершил её!» Затем мы направились в сторону Бухтана, и Пророк ﷺ , как и все мы , совершил омовение, а когда солнце зашло, он сначала совершил послеполуденную молитву, а после этого вечернюю.

приводит аль-Бухари

Также передают со слов Ибн Мас’уда, что в один из дней битвы у рва многобожники отвлекли Посланника Аллаhа ﷺ от совершения четырех предписанных молитв. Освободился он только после того, как с начала ночи прошло столько времени, сколько было угодно Аллаhу. По велению Пророка ﷺ Биляль , да будет доволен им Аллаh, возгласил азан и объявил о начале молитвы, и Пророк ﷺ совершил пропущенную полуденную молитву. Потом Биляль , да будет доволен им Аллаh, снова объявил о начале молитвы, и Пророк ﷺ совершил пропущенную послеполуденную молитву. Потом Биляль , да будет доволен им Аллаh, снова объявил о начале молитвы, и Пророк ﷺ совершил пропущенную вечернюю молитву. А потом Биляль , да будет доволен им Аллаh, снова объявил о начале молитвы, и Пророк ﷺ совершил пропущенную ночную молитву.

Приводит ат-Тирмизи

Загрузка…

СЛЕДУЕТ ЛИ ВОЗМЕЩАТЬ НАМАЗЫ, ПРОПУЩЕННЫЕ ПО ПРИЧИНЕ ЛЕНИ И НЕВЕРИЯ?

В наши дни есть множество мусульман, которые впали в заблуждение, опираясь на то мнение, что молитву, пропущенную без причины, можно восполнить! Молитва, пропущенная из лени или по каким-либо другим жалким оправданиям (Аллах ведь знает каждого лучше, чем вы сами себя), не возмещается. Возмещаются только те молитвы, которые были пропущены по уважительной причине.

И сколько же мусульман по непонятным причинам не совершают пятикратную молитву вовремя, а затем, ночью восполняют по порядку чуть ли ни все пять молитв, пропущенные в течение дня… Начнем с того, в каких случаях может быть оправдано несвоевременное выполнение намазов?

  1. Если человек проспал или забыл совершить молитву

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто забыл о молитве или проспал ее, то искупление этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней». Муслим 1/477.

Человек должен предпринять все усилия для того, чтобы не просыпать молитвы. И если человек знает, что через пять минут наступит время молитвы, то ему не следует ложиться спать!

Также ученые говорили, что если человек настроил будильник, к примеру, на 8 часов, зная, что время утренней молитвы выходит в 6 часов, то он расценивается как тот, кто сознательно оставил намаз, по причине чего впал в неверие! Подобное говорили шейх Ибн Баз и шейх Ахмад ан-Наджми.

  1. Не совершение молитвы из-за принуждения

Принужденный человек имеет оправдание перед Аллахом, в чем нет среди ученых разногласий. См.

Пропущенный намаз

«аль-Маджму’» 3/67, «аль-Ашбах уа-назаир» 208.

  1. Опасения за свою жизнь, когда молящемуся что-либо угрожает

Сообщается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что, когда при сражении Тустара ситуация усложнилась, сподвижники пропустили утреннюю молитву и совершили ее только после восхода солнца. аль-Бухари 2/172. См. также “аль-Мухалля” 2/244 «Найлюль-аутар» 2/36, «Шархуль-мумти’» 2/23.

Что же касается тех, кто, будучи мусульманином, оставил молитвы и не совершал их сознательно несколько лет. Ему не следует их возмещать, но следует принести искреннее покаяние за столь великий грех! Если, как уже было сказано, не возмещается даже одна пропущенная без причины молитва, то естественно, что молитвы, пропущенные в течение длительного периода, не восполняются тем более. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/260.

Также некоторые мусульмане велят человеку, принявшему Ислам возмещать все молитвы, которые он должен был совершать с достижением совершеннолетия. Это является излишеством и усложнением религии, которую Аллах сделал легкой для Своих рабов, сказав: «И Он не сделал для вас в религии никакого затруднения» (аль-Хадж 22: 78).

Ведь подобное утверждение мало того, что не опирается ни на какой аргумент, но еще и может оттолкнуть покаявшегося человека от Ислама! Это мнение не имеет под собой никакой основы, и не пришло никаких сообщений о том, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) возмещал сам или приказывал своим сподвижникам восполнять молитвы, а наоборот говорил: «Принятие Ислама стирает все грехи, которые были до него».Ахмад 4/198. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

ВОПРОС-ОТВЕТ