Какая религия у курдов

02.04.2018 0 Автор admin

Езиды-солнцепоклонники Ирака оказались перед угрозой уничтожения

Один из самых страшных террористических актов в постсаддамовском Ираке произошел 15 августа 2007 года. Четыре взрыва прогремели в деревнях западнее североиракского города Мосула, где в основном проживают представители этнорелигиозной группы езидов. Террористы-смертники подогнали наполненные взрывчаткой грузовики к жилым домам. Погибли, по одним данным, около пятисот, по другим – около тысячи человек. Почти все погибшие и раненые – езиды. Надо заметить, что в Северном Ираке проживают всего-то около полумиллиона представителей этой религиозной общины.

Для езидов взрывы 2007 года стали последним звеном в цепи многовековых преследований со стороны властителей Ирака. Последователи этой религии не имеют даже той защиты и покровительства, которые предусмотрены Кораном для «людей Писания». С точки зрения мусульман, как, впрочем, и проживающих на Ближнем Востоке христиан, езиды не только не монотеисты, но и поклоняются Люциферу. Образ зла окружающие езидов иноверцы разглядели в Малак-Тавусе (Царственном Павлине) – центральной фигуре езидской космогонии. Как родственный ему зороастризм, езидизм отличает культ солнца и огня. Для мусульман и христиан Востока огонь – стихия падшего ангела.

Езиды оказались на передней линии противостояния между курдами и арабами, проходящей как раз в нефтеносных окрестностях Мосула. На фоне разговоров о возможной федерализации или даже распаде Ирака на отдельные государства спор идет за каждую пядь земли в этом районе. Окружающие арабы, борющиеся с присоединением Мосула к Курдистану, воспринимают езидов как естественных союзников курдских сепаратистов. Действительно, езиды – меньшинство в составе многомиллионного курдского народа, сохранившее исконную, как считают историки, религию курдов. Начиная с X века подавляющее большинство населения Курдистана было вынуждено принять ислам под натиском войск Аббасидских халифов. Лишь небольшая часть курдов остались верны древнему культу, уходящему, как и зороастризм персов, корнями в первобытные индоевропейские верования. Так на религиозной почве сформировался езидский этнос, аутентичный, но сохранивший тем не менее кровную и политическую связь с курдами.

Суровые условия жизни сформировали особый облик жителей езидских деревень Северного Ирака. Любительская видеозапись, которую мне довелось посмотреть, дает об этом представления. Низенькие домики разбросаны по склонам зеленеющих гор. По круто карабкающимся среди камней улочкам бродят усатые мужчины. У каждого на груди висит автомат Калашникова, старый, с потертым деревянным прикладом. Можно только догадываться, какими путями дошло в эти глухие селения это оружие, передаваемое, судя по всему, от отца к сыну на протяжении нескольких поколений. Они носят автоматы – как горцы Кавказа свои кинжалы. Курды, в том числе и езиды, ведь тоже горцы. Среди народов Ближнего Востока они известны своей воинственностью.

Среди гор Курдистана, в иракской провинции Дахук, расположена главная святыня езидизма – храм Лалыш. Естественно, именно в этом месте езидские предания помещают центр мироздания и существовавший некогда земной рай Бехешт. По мнению езидов, в основании храма Лалыш покоятся останки первого человека Адама.

Над низенькими крышами селения, окружающего храмовый комплекс, возвышаются острые, конусообразные, ребристые купола Лалыша. Их форма и фактура символизируют лучи солнца, освещающего Землю. Они напоминают купола армянских церквей. В остальном архитектура храма достаточно характерна для культовых сооружений других архаичных культов Ближнего Востока и Передней Азии, многие из которых исчезли. Но езидизм живет и в наши дни. В храме Лалыш совершаются богослужения, связанные с поклонением солнцу и огню. Каждый вечер храмовые служители-фараши возжигают в разных частях храма специальные факелы. Древние камни храма там и тут отмечены черными следами многовековой копоти от прогоревшего масла ритуальных светильников.

Каждый езид должен совершать паломничество-хадж в Лалыш. Однако святилище стало труднодоступным из-за своего расположения во взрывоопасном регионе. К тому же бурная история XX века разбросала представителей этого народа в разные части света. Езиды, как и курды, оказались на территории различных государств: Ирака, Сирии и Турции. Во время Первой мировой войны на территории Османской империи они разделили трагическую судьбу армян. Спасшиеся езиды, как и армяне и другие христиане Турции, искали спасения под защитой Российской империи. Езиды расселились в российском Закавказье, а некоторые оказались и в центре страны. Как это характерно и для других гонимых национальных и религиозных меньшинств, некоторые из них преуспели в коммерции, найдя свое место в списках богатейших людей России. Встречаются имена езидов и на политическом олимпе нашей страны.

Недавно представители езидской общины в Москве выпустили альбом, посвященный храму Лалыш, на трех языках – курдском, русском и английском. На презентацию этого издания явилось достаточно много гостей, большинство из которых были все же курды-мусульмане, чувствующие свое родство с езидами, и даже арабы мусульманского и христианского вероисповедания, желающие побольше узнать об этой необычной религиозной группе.

На этой встрече гости живо интересовались у представителей общины особенностями их религиозной практики и быта. В разгар обсуждения со своего места вдруг вскочил невысокий усатый мужчина, удивительно похожий на знаменитого артиста Леонида Каневского. Отрекомендовавшись езидским шейхом, он взволнованно и многословно стал уверять присутствующих, что религиозная традиция его народа живет и на российской земле. В доказательство своих слов он продекламировал молитву на языке курманджи – одном из диалектов курдского языка, использующемся в езидском богослужении.

История езидов. Народ с далекого прошлого

Езиды, волею судеб оказавшиеся вдали от духовного центра, стараются не забывать о своем происхождении, но практиковать свою религию в отрыве от храма и мест компактного расселения они все же не имеют возможности. Основным препятствием здесь служит сама основа езидизма, предусматривающая разделение культовых функций между представителями различных каст. В диаспоре езиды не могут не только придерживаться кастовой чистоты, но и сохранить чистоту своего происхождения. Ведь езидизм – религия закрытая, как говорят сами представители древней общины, езидизм нельзя принять по убеждению, езидом можно только родиться. Эта закрытость в наше время стала главной причиной сокращения численности этого народа, большая часть которого рассеяна по всему миру.

Андрей Мельников

* * *

Пресс-конференция, посвященная езидизму в РИА Новости

Москва, 8 апреля, Благовест-инфо. «Езидом нельзя стать, им можно только родиться» — под таким заголовком прошла 7 апреля встреча в РИА Новости, посвященная особенностям древней религии части курдского народа — езидизма. Во время пресс-конференции, которую провели ученые-историки и депутат Госдумы РФ Зелимхан Муцоев, было представлено первое современное издание книги-альбома, посвященной истории главной святыни езидов – храму Лалыш на севере Ирака.

Езидизм – одна из древнейших монотеистических религий. Как сообщил заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам Зелимхан Муцоев, сегодня езидизм во всем мире исповедуют чуть более миллиона человек, из них – около 700 тыс. проживают на территории иракского Курдистана. Езидов можно также встретить в Турции, Сирии, Грузии, Армении, ряде стран Европы. О точной численности езидов в России говорить трудно; депутат считает, что их примерно 150-200 тыс. человек. Большая часть курдов во всем мире исповедует ислам.

Долгое время считалось, что езидизм – «закрытая» религия; широко также был распространен миф о том, что езиды являются «дьяволопоклонниками» или «идолопоклонниками». Эти представления не имеют ничего общего с действительностью, а некоторая замкнутость является естественным ответом на долгие годы гонений, утверждают участники встречи. «Наш народ хочет, чтобы о нашей религии узнали больше», — заявил З. Муцоев.

Однако исследования религии езидов – или дореволюционные, или зарубежные. Первопроходцами в современном изучении этой темы стали археолог Станислав Григорьев – научный сотрудник Уральского отделения РАН и Лада Ивасько – научный сотрудник Института Курдистана и Передней Азии, специалист по первобытным религиям. В 2006 г. они совершили краткую поездку в езидский культовый центр Лалыш, в 2007 г. удалось провести некоторые исследования, на продолжение которых ученые надеются.

С. Григорьев заявил, что изучение езидизма может пролить свет на проблему происхождения индоевропейских народов. По его словам, религия езидов является «осколком» древних индоевропейских верований; на ее основе позднее возник зороастризм. По предположению Лады Ивасько, езидизм и зороастризм имеют общую основу – это древний культ огнепоклонников. В любом случае, представление о езидизме как об ответвлении зороастризма, как о замкнутой секте в корне ошибочно, подчеркнули ученые. Время возникновения езидизма вызывает споры. Доподлинно известно только о крупном религиозном деятеле Шейхе Ади (XII в.), который реформировал езидизм, привнеся в него элементы суфийского учения. Шейх Ади почитается у езидов как святой.

Как рассказал С. Григорьев, священные книги езидов – «Черная книга» и «Книга Откровения» – не сохранились, они существуют «только в легендарном виде» и никогда не были исследованы. Однако российских ученых поразило, что езидские священнослужители знают наизусть огромное количество священных текстов, которые передаются в устной традиции.

С. Григорьев обратил внимание на то, святыня езидов – храм Лалыш – находится в многообразном религиозном окружении: это и мусульмане, и христиане-несториане, и католики, и иудеи. Лада Ивасько подчеркнула, что представители всех этих исповеданий приходят на богослужение езидов. Открытый, радушный характер не только прихожан Лалыша, но и всех езидов продемонстрировал священнослужитель этой религии шейх Мураз Броян – преподаватель и переводчик из Санкт-Петербурга, прочитав нараспев молитву, в которой упоминались и Мухаммед, и Иисус. На свои религиозные праздники езиды приглашают и угощают всех. Интересно, что на Новый год, который отмечается в первой половине апреля, езиды традиционно красят яйца и пекут куличи, которые именно так и называются, причем их рецептура совпадает с традиционной восточно-христианской, отметила Л. Ивасько.

В ходе пресс-конференции было высказано предложение зарегистрировать езидскую общину в России в качестве «отдельной конфессии». Депутат З. Муцоев пояснил, что, согласно требованию закона, для этого религиозная организация должна официально работать в России не менее 15 лет. С другой стороны, «мы столько тысяч лет жили без этого – проживем и еще», сказал он. Вместе с тем, российским езидам хотелось бы иметь свой храм, который наверняка будет похож на Лалыш – форма гофрированного конуса-шатра, символизирующего солнечные лучи, типична для всех культовых построек на родине езидизма. Представитель Госдумы подчеркнул, что езидизм и его святыня храм Лалыш – это «жемчужина» курдского народа и всего Ближнего Востока, поэтому охрана памятников езидизма должна стать заботой ЮНЕСКО.

Справка (по материалам книги-альбома «Святой Лалыш»). Езиды – монотеисты, они верят в единого Бога-Творца (Худе или Эзид), который создал мир, и в его семь ангелов. Согласно езидским представлениям, Бог вездесущ и все подвластно его воле. Добро и зло являются одним целым, как день и ночь. Кроме Бога, езиды особо почитают Малак-Тауса (изображаемого как ангел-павлин или, если точнее переводить на русский, жар-птица), который был создан Богом до всего творения, предводительствует всем ангелам и олицетворяет собой свет и тьму. Мусульмане и христиане ошибочно считали Малак-Тауса падшим ангелом, отсюда и возникло представление о езидах как поклонниках злого духа (Азазело).

Третьим особо почитаемым лицом в религии езидов является шейх Ади – реформатор этой религии. Езиды верят в загробную жизнь, в рай и ад, в переселение душ, в конец света и воскресение мертвых, а также в приход спасителя, которого называют Цафрадин.

В езидизме преобладает культ солнца, света, исходящего от Всевышнего. Всепроникающий свет является источником и основой человеческой души. Поэтому в молитвах езиды обращаются на восток, к восходу солнца, а в праздники зажигают ритуальные светильники .

Все езидское общество основано на кастово-теократическом принципе: касты священнослужителей — шейхов и пиров и мирян — мюридов (пасомых, последователей) воспроизводят сами себя, т.к. браки между ними строго запрещены.

Езиды верят, что их святыня – храм Лалыш был создан на небесах и ниспослан на землю в то место, где находился райский сад. После смерти душа каждого езида попадает в Лалыш, у дверей которого идет суд над ней. Земля в Лалыше, каждый камень и каждый куст считаются святыми. Каждый езид должен хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Лалыш.

Авторы альбома «Святой Лалыш» подчеркивают, что езидизм является самостоятельной религией с развитой духовной структурой, догмами, обрядами и составляет неотъемлемую часть культуры курдского народа.

Юлия Зайцева

Ку́рды (курд. کوردKurd) — этническая группа на Ближнем Востоке, живущая в основном в восточной части Турции (Северный Курдистан), западном Иране (Восточный Курдистан), северном Ираке (Южный Курдистан) и северной Сирии (Западный Курдистан). Многочисленные диалекты курдского языка относятся к северо-западной подгруппе иранских языков. Большинство курдов исповедует ислам, меньшинство — езидизм, христианство и иудаизм.

Происхождение курдов

Происхождение курдов в настоящее время является предметов дискуссий и споров. Согласно нескольким гипотезам, этот народ имеет:

  • Скифо-мидийское происхождение.

Очевидно, что в формировании курдского народа принимали участие многие из представителей указанных местностей.

Вероисповедание курдов

В Курдистане существует несколько религий. Основная часть населения курдов (75%) исповедует ислам суннитского толка, также есть мусульмане-алавиты и шииты. Небольшая доля населения исповедует христианство. Кроме того, 2 млн привержены доисламской религии «Езидизма» называющих себя Езидами.. Однако, несмотря на вероисповедание, каждый курд считает своей исконной религией зороастризм.

Нам неизвестно, сколько всего насчитывается курдов

Верно. Оценки варьируются в пределах от 20 до 40 миллионов. Ни одна из тех стран, где проживают курды, никогда не проводила этнической переписи. Туманность в этом вопросе полностью устраивает все правительства.

Наиболее правдоподобные оценки говорят о 15 миллионах в Турции и 7-8 миллионах в Иране. Власти этих государств избегают переписи, чтобы избежать усиления этнической обособленности. В Сирии их насчитывается порядка 1-2 миллионов, причем 800 000 из них не имеют гражданства и обречены на нелегальное существование.

В Ираке региональное правительство Курдистана приводит официальные цифры в 5,3 миллиона человек, тогда как иранские власти говорят о 4,3 миллиона, так как это позволяет им сократить объемы выделяемых курдским провинциям средств.

Top-15 Beautiful Kurdish and Yazidi Women

Если принять во внимание, другие курдские регионы помимо Курдистана, то общее число курдов в Ираке можно оценить примерно в 6-6,5 миллионов человек.

Наконец, давайте рассмотрим данные Совета Европы насчет курдской диаспоры: 800 000 в Германии (по большей части это выходцы из Сирии и Турции), 100 000 в Швеции (из Ирана и Ирака), 90 000 в Великобритании (из Ирака) и 120 000 — 150 000 во Франции (преимущественно из Турции).

Тем не менее, эти оценки вряд ли можно назвать точными из-за большого числа нелегалов в диаспоре. Невозможно также посчитать количество курдов на территории бывшего СССР. В Израиле их порядка 130 000.

Таким образом, цифра в 35 миллионов курдов в мире не выглядит столь уж нереалистичной.

Никакого «курдского народа» на самом деле не существует

Неверно. Члены племен и семей могут проживать на территории сразу нескольких государств, тогда как некоторые политические партии пользуются влияниями за пределами национальных границ.

Так, у Рабочей партии Курдистана (РПК), которая внесена в список террористических организаций США и Европейского Союза, есть ответвление в каждой стране: в Сирии (Демократический союз), Иране (Партия свободной жизни Курдистана) и Ираке. Кроме того, курдские партии в Сирии часто симпатизировали одной из двух основных иракских партий: Демократической партии Курдистана Барзани и Патриотическому союзу Курдистана Талабани.

У курдов есть два отличных друг от друга основных диалекта, носители которых, тем не менее, понимают друг друга: на курманджи говорят в Сирии, Турции, на севере Иракского Курдистана и во всех странах бывшего СССР, тогда как сорани в ходу в Иране и Ираке. В турецком Курдистане распространен еще один родственный язык, зазаки, на котором в первую очередь говорят в провинции Тунджели.

Религия Бахаи зародилась в Персии, в её основе лежат подвергшиеся беспрецедентно кардинальной ревизии доктрины ислама.Три главные фигуры религии Бахай – Баб (1819-1850), Бахаулла (1817-1892), Абдул-Баха (1844-1921)… Подробнее>>>

Религия Бахаи

Религия Бахаи зародилась в Персии, в её основе лежат подвергшиеся беспрецедентно кардинальной ревизии доктрины ислама.

Три главные фигуры религии Бахай – Баб (1819-1850), Бахаулла (1817-1892), Абдул-Баха (1844-1921).

Баб

23 мая 1844 г. в Ширазе молодой человек, известный в Персии под именем Баб (Врата), объявил о предстоящем появлении нового Духовного Лица, а себя назвал его Предтечей. Этот день бахаи считают началом нового Божественного откровения. После шести лет скитаний и тюремного заключения Баб был предан мученической смерти в Иране. Более 20 тысяч его последователей также отдали жизни за веру. (Видимо, только это и могли сделать, вместо того чтобы заняться делом более полезным для жизни своей и других людей, своих родных и своей страны).

Виктория Аракелова: Езиды и армяне связаны исторической судьбой

Учение Баба распространилось по стране с быстротой огня.

Бахаулла

Бахаулла, что значит «Слава Бога», – Посланник Бога нашей эпохи. Присоединившись а движению Баба, претерпел 40 лет тюремного заключения и окончил свою жизнь в 1892 году в Акке, 75 лет от роду.

Бахаулла родом из именитой семьи Ирана, старший сын министра шахского двора. Ребёнок рос, окружённый роскошью, он любил природу, птиц, проводил время за городом, а не при дворе. Обладал необыкновенными знаниями, черпая их не из книг. В 13-14 лет он стал известен своей учёностью. Когда ему предложили пост министра, то он не принял это предложение. Следовав учению Баба, тратил всё своё состояние на заботы о бедняках и голодных, на утешение несчастных. (Мы видим, что очень «много брал на себя», не заботясь о том, чтобы эти несчастные сами позаботились бы о своей жизни, о тех жизненных проблемах, которые сами же и создали).

Абдул-Баха

В завещании Бахаулла назначил своего старшего сына, Абдул-Баха (Слуга Баха) лидером общины Бахай и единственным полномочным толкователем учения. С девяти лет Абдул-Баха сопровождал отца в ссылке.

Принципы Бахай, провозглашенные Бахауллой:

а) Единство человечества – принцип единства человечества – основа учения Бахауллы. Единство мира – последний этап в эволюции человека на пути к зрелости. Единство мира станет возможно лишь тогда, когда каждый осознает, что единство человечества есть главный духовный принцип нашей жизни.

б) Самостоятельный поиск истины становится практической реальностью. Искренний поиск истины требует от человека гораздо большего, нежели слепая вера.

в) Единая основа всех религий – Бахай считают, что все религии Божественны в своем происхождении. Все они были открыты Богом в разных местах, в разное время в соответствии с нуждами и возможностями людей.

г) Гармония науки и религии – Бахаулла учит, что наука и религия существуют в гармонии друг с другом. Истинная религия и истинная наука никогда не противоречили друг другу. Это дополняющие друг друга аспекты истины.

д) Равенство мужчин и женщин – впервые в истории религии Бахаулла провозгласил принцип равенства мужчины и женщины. Этот принцип прочно вплетён в ткань социального порядка, разработанного им, и закреплён законами, согласно которым мужчинам и женщинам предоставлены равные права в обществе.

е) Устранение всякого рода предрассудков – лучшее лекарство от предрассудков – осознание единства человечества. Как только человек духовно осознает единство человечества, он преодолеет свои собственные предрассудки.

ж) Всеобщее обязательное образование – знание –
один из величайших даров Бога человеку. Те, кто лишает себя возможности получить знания, ограничивает свою жизнь.

В чём же заключается учение Бахауллы, Пророка и основателя веры, носящей его имя? Бахаи верят, что Бог – непостижимая сущность, небесное Единство, неизмеримо выше любых людских определений.

Религия Бахаи утверждает, что между Создателем и человеком необходим посредник, тот, кто получает полный свет от Божественного сияния и отражает (видимо, как Луна от Солнца) его всему человечеству. Единство подчёркнуто на всех уровнях – от учений о Боге до социальных принципов. Среди основных самостоятельных религий только религия Бахаи сохранила своё единство. Основная мысль учения Бахауллы заключается в том, что человечество – это единая раса, и настало время для объединения в глобальное сообщество. Если рассматривать это религиозное учение в плане глобализации, то люди, сохраняющие приверженность своим национальным традициям, культуре будут зачислены в «преступники», «изоляционисты». В чьих интересах будет действовать всемирное государство?

Все способности, данные человеку Богом, он должен употребить на приобретение Истины, не веруя ничему, что не принимается здоровым разумом, работать для всего мира, всеобщего братства.

Главный постулат религии Бахаи – объединение всего человечества.

В религии Бахаи нет выработанных ритуалов и церемоний, требующих профессиональной подготовки, нет духовенства. Они призывают смотреть на божественные явления собственными глазами, понимать их собственным разумом. Цель этой религии – сделать людей независимыми от всего, кроме Бога, с тем, чтобы обращаться к нему непосредственно. Чем ближе люди к истинному Источнику, тем ближе они друг к другу.

Собрания Бахаи обычно проводятся в частных домах или зданиях, приобретённых для встреч общины. В настоящее время в мире имеется семь храмов Поклонения Богу – в Уганде, США, Панаме, Индии, Австралии. Эти дома Поклонения открыты для представителей всех религий. Богослужение проводится в виде чтения текстов из любых писаний мира. Читаются молитвы – три обязательные по выбору читаются ежедневно.

К чему призывает религия Бахаи?

Признать не только основателя их веры, но и Божественность всех других посланников Бога, понимать, что их учения находятся в полной гармонии и являются частями великого плана воспитания, духовного возвышения и объединения человечества.

Бахаи верят, что Бахаулла установил новый Завет между Богом и человечеством, соответствующий зрелости человеческой цивилизации. Часть этого Завета –
право преемственности лидерства. Бахаулла назначил своего сына Абдух-Баха (1844-1921) лидером Веры Бахаи, тот же в свою очередь назначил внука Шоги-Эффенди (1896-1957 г.) «Хранителем Веры». Выбираемый теперь каждые пять лет членам всех Национальных Духовных собраний Всемирный Дом Справедливости управляет духовными и административными делами мировой общины Бахаи. Иерархия полная.

Священные писания, написанные Бахауллой, составляют более 100 томов на персидском и арабском языке. Писания учат, что человек создан прекрасным духовным существом, что семья – основа человеческого общества, что работа в духе служения людям – молитва, что истинное счастье – это счастье жизни с любовью к Богу и ко всем его созданиям.

Священные Дни – Бахаи празднуют начало каждого месяца. Есть 9 священных праздников: Новый год – 21 марта, Ризван (Провозглашение своей миссии в саду Ризван в конце апреля), Декларация Баба – 23 мая, Вознесение Бахауллы.

Праздники 19 дня бахаи состоят из трёх частей: молитв, обсуждения проблем и нужд в духе братской Любви и внимания друг к другу, рассказ местного духовного собрания о своей работе, новостях Всемирного Центра, третья часть –
угощение, танцы, музыка.

Предписания в религии Бахаи – чтение молитв, священных писаний, которые читаются каждое утро и каждый вечер.

Пост – с 2 до 20 марта каждого года в возрасте от 15 до 70 лет людям, находящимся в полном здравии, нельзя ни есть ни пить от восхода до заката солнца.

Запреты. Один из самых важных запретов на злословие, запрещение опьяняющих напитков, наркотиков. Значение семьи. Брак занимает высокое моральное положение и рассматривается как исполнение Божьего замысла. Запрещено монашеское безбрачие.

Бахаи должны уважать Законы страны, в которой они живут и подчиняются им.

О религии

Религия езидов — езидизм. Религия изначально монотеистическая, езиды являются последователями единобожия.

Езидизм – одна из древних мировых религий, основанная на вероучении, изложенном в священных гимнах. У религии нет основателя и нет пророков, есть только покровитель – архангел Малик Таус, назначенный Богом. Религиозное учение напрямую связывает человека с Богом, включает в себя свод моральных норм, правил поведения, культовых действий и обрядов составляющих совокупность духовных представлений езидов, основанных на вере в сверхъестественные силы и существа – Бога и семи ангелов, которые являются культами поклонения.

Религиозное учение возникло в незапамятные времена и на протяжении многих тысячелетий формировалось на территории Междуречья, называемой также Месопотамия. Езиды считают свою религию одной из первых на планете. Согласно мифологии, религия берет свое начало со дня сотворения человека Богом. Главным символом религия является солнце. Солнце для езидов – блаженный свет, исходящий от Бога, первоисточник жизни, поэтому езидов также называют "солнцепоклонниками".

В силу своей традиции езидизм не является миссионерской религией. Религия замкнутая, езидом стать нельзя, им нужно родиться.Согласно ее постулатам, езидом может быть только тот, кто рожден от матери и отца езидов. Религия исключительно толерантная. Терпимость и уважение к любой другой вере и представителям других религий всегда было одним из главных постулатов езидизма. Если некоторые религиозные учения призывают к жестокости и насильственному обращению человека в свою религию, то езидизм является миролюбивой религией и категорически отвергает всякое насилие и жестокость.

Езиды как их древние предки по сей день придерживаются кастово-теократического устройства общества. Почти в неизменном виде сохранился религиозный институт духовных лиц и верующих мирян, религиозный ритуал в виде обрядов, церемоний, молитв, табу, культа святых, почитания святых мест, а также особые отношения адептов друг с другом и с иноверцами.

Традиционно езидское общество делится на две основные эндогамные касты – духовное и светское сословие. Духовная каста делится на две группы – шейхи и пиры. Без участия шейхов и пиров невозможно проведение ни одного ритуала (рождения ребёнка, свадьба, похороны и т. п.). Светскую касту составляют мюриды (миряне), которые делятся на родоплеменные группы и объединяются в союзы племен.

Вступать в брак могут только представители одной касты.

Курды – потомки ариев, которых паразиты старательно уничтожают

Браки между мюридами и священниками категорически запрещены, кроме того шейхи и пиры тожене имеют права родниться между собой, а браки с иноверцами вовсе запрещены. Сан священника передается по наследству – священнослужителем может стать только тот, кто родился в семье священнослужителя.

Форма правления – теократия. Высшим представителем светской и духовной власти является мир (эмир). В настоящее время обе эти должности совмещены в одном лице — Мир шейхана и всех езидов, которым с 1944 года является Тахсин Саид бег.

Несмотря на толерантность и миролюбивость своей религии, езидына своей исторической родине постоянно подвергаются религиозной дискриминациисо стороны мусульманского большинства,с целью уничтоженияих веры и их древней культуры.И, несмотря на жестокие и бесчеловечные преследования, езиды самоотверженно придерживались и продолжают придерживаться религии своих предков.