Каковы главные направления мусульманской философии

26.04.2018 0 Автор admin

1. Социокультурные особенности.

Становление арабского народа и государства на основе религии ислама. До VII в. на территории Аравийского полуострова существовали арабские кочевые племена. Объединить их в единый народ смог пророк Мухаммад (570-632). Использовав представления иудаизма и христианства, силой своего гения он создал оригинальную религию ислама. Она стала духовной основой объединения племен в общий этнос. Под знаменами ислама прошли успешные завоевания и уже в начале VII в. Арабский халифат по территории был больше бывшей Римской империи. Расширение этнического состава мусульманства произошло за счёт иранских и других народов.

Арабская философия возникла на основе ислама и развивалась путем творческой переработки греческой философии и науки. Учение Мухаммада воплотилось в священной книге – Коране, многие ее краткие изречения требовали разъяснений и расширенных трактовок. В ходе религиозно-теологических дискуссий определилась тематика, каноны и отклонения от них. Контакты с культурой покоренных народов привели арабских мыслителей к учениям греческих философов.

Особенности арабо-мусульманской философии. Арабская (арабоязычная) философия средних веков

Они были оценены как вершинные достижения. Таким образом, арабская философия формировалась в ходе взаимодействия мусульманских идей с греческим философским логосом. Последний сначала был представлен в основном Платоном и неоплатониками, а затем Аристотелем.

2. Сквозные философские темы и направления.

Главной целью всей мусульманской философии стало теоретическое обоснование ислама и создание теологической системы. Но в решении этой задачи выделились два разных направления.

Арабский аристотелизм: ислам можно обосновать средствами философского разума. Предшественниками последователей Аристотеля можно считать мутазилитов («отколовшиеся»). Это была религиозная секта, которая считала, что истины об Аллахе выстраиваются на логическом пути рационального мышления. Арабским почитателям Платона и Аристотеля: Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн Сине, Ибн Рушду – такая позиция была близка.

Суфизм: не разум, а мистический опыт ведет к Всевышнему. Это направление сложилось в виде реакции на мутазилитский рационализм. На первое место здесь выдвигается сверхинтеллектуальный таинственный опыт общения мудреца с Богом. Мудрец наделен особым пророческим даром, который дает ему возможность мистического контакта с Всевышним. На становление суфизма оказало влияние неоплатоническое учение об экстазе. К основным представителям относятся: Аль-Газали, Сухраварди (12 в).

Араб философиясы — орта ғ-ларда мұсылман дінін қабылдап, араб тілін қолданған Шығыс халықтары ойшылдарының философиялық ілімдерінің жүйесі. А. ф-ның шығу тарихы мутазилиттер (“ерекшеленушілер”) қызметімен байланысты. 9 ғ-да арабтар антикалық дәуірдегі жаратылыстану және филос. ілімдеріне қатысты мұралармен кеңінен таныса бастайды. Басты назарда Аристотель филос-сы болды. А. ф. кейде мұсылман филос-сы немесе араб тіліндегі филос. деп те аталады. Себебі, бұл ұғымға арабтардан өзге парсы, түркі т.б. халықтар өкілдерінің филос. көзқарастары да енеді. Мыс., түркі жұртының ғұламасы Әбу Насыр әл-Фараби, парсылық ибн Сина — оқулықтарда “араб философтары” болып аталады. Сондықтан бұлардың бәрінің басын қосып айтқанда “араб философиясы” деуден гөрі “араб тіліндегі философия” деген шындыққа сыйымды. Осы тұрғыдан қарастырсақ, 10-13 ғ-ларда араб тіліндегі филос-ның мынадай бағыттары болған: 1). Шығыс перипатетизмі; 2). “Таза ағайындар” ілімі; 3). Сопылық ілім; 4). Мұсылман философиясы. Шығыс перипатетизмі Аристотель еңбектерін насихаттап, талқылау жасаған филос. мектеп. Мұның басында әл-Кинди (9 ғ.), әл-Фараби, ибн Сина, ибн Бадж, ибн Туфейль және ибн Рушд (Аверроэс) тұр. “Таза ағайындар” ілімі — оқу жүйесіне арнап жазылған 51 томдық энциклопед. еңбекте жинақталған. Бұл алғаш рет ғылым түрлерін жүйелеу әрі оны оқыту мәселесіне арналған. Сопылық ілім — Шығыста кеңінен дамыған ілім. Бұл бағыттың аса көрнекті өкілдері: Иасауи, Ибн Араби т.б. Мұсылман философиясының аса көрнекті өкілі — әл- Ғазали. Ол әл-Фараби, ибн Сина сияқты ғалымдармен болмыс туралы бел шешіп айтысқа түскен. Сопылық ілім мен мұсылман философиясының ұқсастықтары көп.Араб тіліндегі философияны ғылымда “фәлсафа” деп те атайды. Бұл, әсіресе, Шығыс перипатиктеріне тән. Фәлсафа тарихы әл-Киндиден басталып, ибн Рушдпен аяқталады. Фәлсафаның филос-дан өзгешелігі — ол Платон, Аристотель еңбектерін мұсылмандық негізінде зерттей отырып, жоғарыда аталған ойшылдар ойлаудың ерекше жүйесін жасаған. Бұл грек филос-сын тек қайталау немесе оған еліктеу емес, филос-ның ерекше тарихи типі. Араб тіліндегі филос-ның тарихи маңызы — Ф.Бэконнон (1561 — 1626) Спинозаға (1632 — 1677) дейінгі мерзімді қамтитын Жаңа заман филос-сы көтерген басты-басты мәселелерді шығыс перипатетиктері мен мұсылман дін танушылары өз кездерінде-ақ күн тәртібіне қойған. Фәлсафа мен Батыс философиясы арасындағы сабақтастық схоластар (қ. Схолостика) мен Сигер Брабантский, Роджер Бэкон еңбектерінен айқын аңғарылады.А. ф-ның тарихи кезеңдері немесе оның орталықтары өзгеріп тұрған. 9-10 ғ-да А. ф. орталығы Халифатта болса, саяси себептерге байланысты 10-11 ғ-да ол Орта Азия мен Иранға ауысқан. Бұхара, Самарқанд, Мерв, Нишапур, Исфаһан, Рей, Хамадон, Отырар сияқты қ-ларда ғылым, білім өріс алды. А.ф-ның 3-орталығы мұсылмандық Батысқа (Испанияға) ауысты. Осыдан әрі қарай А.ф-сы тұтастығынан айрылып, ұлттық сипаттарға ие бола бастады. Бұл тұста тек Мағриб ойшылы ибн Халдун (1332 — 1406) есімін ғана атаймыз. Араб тіліндегі философия түркі жұртында кеңінен өріс алды. Түркістан сопылық ілім орталығына айналды. Ясауи ілімі бүкіл түркӘдеб.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 9-14 вв. М., 1961; Григорян С.Н., Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока, М., 1966; Соколов В.В., Средневековая философия, М., 1979; Койре А., Очерки истории философской мысли, М., 1985.і халықтары мәдениетінің дамуына елеулі әсер етті. Ислам Философиясы – ислам өркениетіне тән рухани және тәжірибелік дүниетаным жүйесі. Ислам өркениеті мен оның философиясы дәстүрлерінің қалыптасып, дамуындағы арабтармен қатар өзге де түрлі халықтар мәдениетінің елеулі үлесі мен атқарған рөліне байланысты бұл құбылысқа анықтама беру кезінде түрлі әдебиеттерде “араб тілді философия”, “араб-мұсылман философиясы”, “араб философиясы”, “исламдық шығыс философиясы” деген тәрізді атаулар жиі қолданылады. Ислам өркениетінің өзіндік сипаты және айрықша ерекшелігі – ислам дінімен тікелей байланысты. Ислам философиясы мұсылмандардың қасиетті кітабы – Құранда тұжырымдалатын “дүниені қабылдау” ауқымында қалыптаса келіп, ислам өркениетінің жалпы мән-мазмұнын бейнелейді.

Ислам философиясының даму кезеңі үшке бөлінеді:

Кеңестік кезең тұсындағы қазақстандық философияда Ислам философиясы. ретінде “мұсылмандық ренессанс” (“шығыс ренессансы”) деген атқа ие болған ислам мәдениетінің классик. даму кезеңіне тән шығыс немесе араб тілді перипатетизм (жаңа аристотельшілдік) танылды. Көрнекті орта ғасыр ойшылдары Әбу Наср әл-Фараби, Әбу-л-Уәлид Мұхаммед ибн Сина, Әбу Әли ибн Рушд және т.б. ұстанған перипатетизм ислам өркениетінің талаптары мен ізденістеріне сай келетін көне филос. дәстүрді мирас ете отырып, орта ғасырлық Батыс Еуропа ғалымдарының философиясы ой-пікірлеріне ықпал етті. Сондай-ақ, қайта өрлеу дәуірі мен жаңа заман философиясына өз әсерін тигізді. Ислам философиясы-нда перипатетикалық бағыттан өзге кәлам, сопылық, исмаилшылдық, т.б. қалыптасқан дәстүрлердің әрқайсысының өз тарихы бар. Олардың кейбірі (мысалы, исмаилшылдық пен сопылық) өз ықпалын күні бүгінге дейін жойған жоқ. Енді біреулері (мысалы, кәлам) ислам әлемінің әр түкпірінде қазір де өзінің гүлдену дәуіріндегіден аз ықпал етпейді, үшіншілері белгілі бір даму сатыларынан өте келе, қазіргі заманның діни-идеол. жүйелерінің құрамына енді, я болмаса сопылық идеялармен ұштаса отырып, қазіргі заманғы көрнекті ислам ғалымдарының ой-пікірлерінен орын алып келеді. Ислам философиясы. дін (ислам), құқық (фикї) және теориялық ғылымдармен тығыз байланыста қалыптасып, дамыды. Олардың құрамына жаратылыстану, медицина, математика, филология (грамматикадан бастап риторика мен поэтикаға дейін қамтитын тіл туралы ғыл. білімдер жинағы), практикалық ғылымдар (этика, саясат) енеді. Ислам философиясының айрықша ерекшелігі – оның пікірталастық сипаты. Әуел бастан сұхбаттық филос. дискурсқа баруына, оның жалпыға бірдей міндетті қағидадан азаттығы түрткі болды. Идеол. және таза ұйымдық шектеулердің жоқтығы көптеген бағыттардың пайда болуына мүмкіндік туғызды және діни-филос. ой-пікірдің еркін дамуына жол ашты. Христиандық діни ой-пікірден айырмашылығы, бұл бағыттарды сектанттық-еретиктік деп атауға болмайды. Ислам философиясы-ндағы елеулі айырмашылықтар (хариджиттер, сунниттер, шииттер) билік мәселесін шешумен байланысты. Ислам мемлекеттері мен олардың идеологиясының дамуы ислам қоғамында метафизика мәселелеріне қызығушылық туғызды. Ол Ислам философиясының дамуына жаңа дем берді. Мәселен, сенім мәселесін шешудегі пікір алшақтығымен – Ислам философиясының хариджиттер, мурджиттер, мутазилиттер және т.б. ағымдар; Алланың мәні мен сипаттары мәселесін шешудегі алшақтықтармен – сифатиттер, джахмиттер, хашвиттер, сопылар және т.б.; қоғамды құқықтық реттеу мәселелеріндегі алшақтықтармен ханафиттер, ханбалиттер, шафииттер, маликиттер көзге түседі. Идеялық алшақтықтар салдары 8 ғасырлардың өзінде-ақ кем дегенде бес ағымның пайда болуына әкеп соқтырды (сунниттер, шииттер, хариджийалар, мутазилалар, муржиалар). Олардың барлығы өз сенімінің дұрыстығын дәлелдей отырып, бірін-бірі “бұрмалаушылар” немесе “адасушылар” деп айыптап, бір-бірінің көзқарасына күмән келтірді. Сондықтан “дұрыс сенім” мен “адасу” мәселесі Ислам философиясында басты орын алды. Бұл 10 – 11 ғасырлар тоғысында “дұрыс сенім” ретінде “сенімнің кадириттік белгісінің” жариялануына әкеліп соғып, одан ауытқу сенімсіздік ретінде қарастырылды. Алайда, бұл шара “бастапқы исламға” оралып, бірлікті нығайту талабын қайта жаңғыртқанымен, діндарлар таласындағы алауыздыққа шек қоя алмады. Ислам өркениетінің тарихында 19 ғасырлардың басы – 20 ғасырлардың ортасы – нарық қатынастарының дамуына, ұлттық буржуазияның қалыптасуына, ұлт-азаттық қозғалыстарға байланысты күрделі де қайшылыққа толы “реформалар” кезеңі. Ғасырлар бойғы оқшаулықтан арылу мен техногенді өркениет жетістіктеріне, дүниежүз. мәдениетке қосылу процесі Ислам философиясы-нда дәстүрлі қағидаларды жаңаша ой елегінен өткізу қажеттігін тудырды. Дәстүрлі филос. ой-пікірдің іргесі шайқалып, зайырлы білімге, ғылым мен техникаға қызығушылық оянды. Бұл процесс Батыс идеяларының ықпалымен жүргізілді, сондықтан “Шығыс – Батыс” мәселесі бүкіл философияның мәселесі ішіндегі ең өзектісі болып саналды. Егер 19 ғасырлардың басында Ислам философиясында дін мәселесі басты үстемдікке ие болса, 19 ғасырлардың 2-жартысынан бастап конституционализм, парламентаризм, бостандық, ұлт, т.б. мәселелер қозғалды. 20 ғасыр қарсаңында Ислам философиясы., әсіресе, Египет пен Сирияда, еур. филос. ой мен мәдениетке қызығушылықтың оянуынан, Батысты мадақтаудан отаршылдыққа қарсы күрес пен еур. өркениетті сынауға қарай ойысты. Әлеум.-саяси мәселелерді шешудегі ағартушылық көзқарас жаңа заманғы Ислам философиясының айрықша белгісіне айналды. Басты назар қоғамға пайдалы тұлға ретінде адам мәселесіне, адамгершілік мәселелеріне аударылды. Алайда, бұл Ислам философиясы. дәстүрлі құндылықтарды мүлдем ұмытты деген сөз емес. Ол Батыстың филос. идеяларын ислам өркениеті негіздері тұрғысынан, дәстүрлі ислам дүниетанымы тұрғысында қарастырды. Әлеум.-саяси және мәдени жағдайлардың өзгеруі барысында ынтымақтастық мәселесі жаңаша қарастырылды. 20 ғасырлардың 2-жартысы Ислам философиясының алдына мүлдем жаңа – демократия, филос.-теологиялық және әлеум.

Исламская философия

ойды нарықтық өзгерістер мен индивидуализм тұрғысынан дамыту мәселелерін қойды. Олар ең алдымен, әлеум.-саяси дамудың социализмнен де, капитализмнен де өзгеше “үшінші жолын” іздестірумен сипатталды. Соның негізінде “ислам мемлекеті”, “ислам экономикасы” және т.б. тұжырымдамалар жасалынды. Партикулярлық ұлтшылдық пен панарабшылдық түріндегі ұлтшылдық әлеум.-филос. ойдың үстем формасына айналды. Батысқа қатысты екіжақты ұстаным қалыптасты: прогрессивті даму мақсатында Батыстың оңды жетістіктерін пайдалануға ұмтылыс арта отырып, сонымен бірге батыстық өмір салтына сенімсіздік көрсету, оны қабылдамау күшейе түсті. Саяси және әлеум. тұрғыдан алғанда, ислам дербестіктің, филос.-этик. тұрғыдан – рухани және адамгершілік құндылықтардың символы болып қала берді. Батыстық рационализм мен прагматизмді сынай отырып, Ислам философиясының өкілдері батыстың филос. ой-пікірлеріне де жол беріп, әдістерін қолданды. 20 ғасырлардағы Ислам философиясының дамуы ұлттық егемендікке жету, ислам әлемі елдерінің экон. және саяси тәуелсіздігін нығайту үрдісін қалыптастырумен сипатталады. Бұл ислам өркениеті мен Ислам философиясының қарқынды дамуын білдіреді.

Дәстүрлі Ислам философиясы-нда Әбу Наср әл-Фараби идеяларының рөлі мен маңызы ерекше. Еуропаға табынушылық бағыттағы көзқарастар, әдетте, орта ғасырлардағы ислам философтарының, соның ішінде әл-Фарабидің де еңбегі мен жетістігі, көбінесе, тек қана гректер мұрасын жеткізуінде деп қате тұжырым жасайды.

Анығында, оның еңбегінің мәнін пайғамбардан кейінгі кезеңнен бастап өз дәуіріне дейінгі тарихи тұрғыдан жаңа, рухани шындықты ұғынуынан, адам өмірінің шынайы ақиқатын түсінуге ұмтылуынан іздеген жөн. Мұны философия тілінде жүзеге асыруға мүмкіндік берген әдіс – Платонның, Аристотельдің және олардың ізбасарларының ізденістеріндегі ойлар мен дәлелдер жүйесін түсіндіру еді. Қазақстанда Ислам философиясының қалыптасуы мен дамуына түркі сопылығының ұлы өкілі Қожа Ахмет Ясауидің рухани қызметі үлкен әсер етті. Ислам философиясының айрықша “мәртебесі” мен дүниетанымының ерекшелігін айқындаған филос. және қоғамдық ойдың дамуына Ясауидің қосқан үлесі сопылық – исламдық Алла тұжырымдамасын қазақ халқының дәстүрлі дүниетанымына енгізу болып табылады. Исламның дүниетанымдық, әсіресе, имандылық пен адамгершілік аясындағы сипаттары қазақ ойшылдарының филос. ізденістерінен де көрініс тапты. Мысалы, Абай философиясының дүниетанымдық мәселелерін Ислам философиясы. арқылы қарастыруға болады. Абайдың “Отыз сегізінші қара сөзінде” Жаратушы мен ол жаратқан дүниенің тұтастығы принципін сатылап көрсететін оның діни-филос. тұжырымдамасының түйіні тарқатылады. Абай тұжырымдамасындағы Жаратушыға көзқарас пен оған қызмет етудің екі қырын, бағытын нақты және анық бөліп қарау қажет: біріншісі – сана күшіне сүйене отырып, сенімнің не үшін қажеттігін анық түсініп, оның принциптерін ұстанып, исламды қабылдау, екіншісі – исламды соқыр сенімге сүйеніп қабылдау. Абай

Средневековая арабо-мусульманская философия сходна со средневековой европейской тем, что строится также на основе религии, только не христианства, а ислама, главная книга которого — Коран — сюжетно во многом схожа с Библией.

Августин.

Арабо-мусульманская философия

О благодати и свободном произволении. — IX, 21. Там же. – VII, 17.

Ислам — это попытка соединения веры и разума, что подтверждают частые ссылки мусульманских авторов на греческую философию. В мусульманской философии было два основных направления: аристотелизм как попытка рационального объяснения истин Откровения (Аль-Фараби, 870—950; Авиценна, 980—1037) и суфизм как мистическое истолкование Корана (Аль-Газали, 1058—1111; Ибн-Араби, 1165—1240). Мусульманские философы первыми осуществили синтез религии с философией Аристотеля, который затем продолжил Фома Аквинский. Таким образом они внесли крупный вклад в мировую культуру и подготовили европейское Возрождение.

Один из представителей аристотелизма — Аль-Фарабистроил свое философское учение на основе соединения аристотелевской космологии с представлениями неоплатоников об эманации (истечении) божества как способа сотворения мира. Он учил, что «интеллект — это не что иное, как опыт». Таким образом, в мусульманской философии уже содержались в зародыше представления о важности эмпирического познания, которые позже были развиты в философии Нового времени (особенно в английском эмпиризме). Согласно Аль-Фараби, разумная душа в человеке бессмертна и после смерти индивида она соединяется с бессмертным деятельным разумом. Предвосхищая эпоху Возрождения, арабские философы уделяли внимание проблеме идеального общественного устройства. В «Трактате о взглядах жителей добродетельного города» Аль-Фараби сравнивает идеальное общество со здоровым телом, в котором все органы во взаимодействии друг с другом выполняют предназначенные им функции. Представление об обществе как организме затем получает всестороннюю разработку в эволюционизме (особенно у Г. Спенсера).

Арабские философы были также и выдающимися учеными, как, например, Авиценна,который был знаменитым врачом. Этим арабская философия также предвосхитила европейскую философию Нового времени. Авиценна пытался постичь идеальность мысли и связь мысли с материей, организмом и мозгом человека.

Второе направление мусульманской философии — суфизм возник как мистико-аскетическое течение в исламе в середине VIII в. на территории нынешнего Ирака и Сирии. Его относят к мисти-ко-пантеистическим учениям, возникшим как протест против ортодоксального ислама.

Цель — слиться с Богом путем внутреннего очищения и самосовершенствования. Каждый, по учению суфиев, содержит в себе божественную субстанцию. Существует несколько течений в суфизме: от поднимающих человека до уровня Бога до призывающих людей к непротивлению злу.

У суфиев было представление о божественном свете, исходящем от Аллаха, который (свет) несет в себе часть души человека — «тайник сердца», обращенный к Богу. В суфийском учении есть и

концепция предвечного договора, заключенного между Аллахом и людскими душами до их появления в материальном мире. Присягнув в верности Аллаху, души, обретя телесную оболочку, забыли о договоре. Цель суфия — вернуться к своему предвечному состоянию путем внутреннего самосовершенствования.

Суфизм широко представлен в исламе не только потому, что мистицизм свойствен любой религии, но и в силу специфических причин, к которым следует отнести запрет на видимое изображение Аллаха. Бог как бы уходил из поля зрения людей, затрудняя его рациональное истолкование, и мистика приобретала исключительные права.

Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 476 | Нарушение авторского права страницы

Один раз в год.

Курултай.

Слова-назидания Чингисхана.

Монгол.

Китай.

Гᴦ.

Китая.

Военно-административных аймаков.

Три.

Военно-административных аймаков.

Год.

Году.

Курултае монгольской знати.

Темучин.

Г.

Чингисхан.

Керейским ханством.

Ахмеда Йасауи.

Сулеймен Бакыргани.

Арабским алфавитом.

Ахмед Йасауи.

Арыстан-Баба.

Ахмед Йасауи.

Тюркском языке.

Ахмед Иугнеки.

Юсуфу Баласагуни.

Тюркском языке.

661. За создание произведения ʼʼКутадгу биликʼʼ каган присвоил титул ʼʼглавного визиряʼʼ

662. Караханидский каган присвоил титул ʼʼглавного визиряʼʼ Юсуфу Баласагуни за создание произведения

ʼʼКутадгу биликʼʼ.

663. Поэт эпохи Караханидов, прозванный при жизни ʼʼпредводителœем мудрецовʼʼ, призывал людей быть честными и добросœердечными

664. Книга поэта эпохи Караханидов Ахмеда Иугнеки, написанная на тюркском языке и дошедшая до наших дней

ʼʼДар истиныʼʼ.

665. Дастан (поэма) ʼʼДар истиныʼʼ Ахмеда Иугнеки, поэта эпохи Караханидов, написан на

666. Выдающийся мыслитель, поэт и проповедник мусульманской религии в Казахстане

667. Учителœем поэта͵ мыслителя и проповедника мусульманской религии в Казахстане Ахмеда Йасауи был

668. Произведение Ахмеда Йасауи, в котором он бичует изворотливых подхалимов, проповедует любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм

ʼʼДиуан-и- Хикметʼʼ.

669. Автор произведения ʼʼДиуан-и- Хикметʼʼ, в котором бичуется изворотливость подхалимов, проповедуется любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм

670. ʼʼДиуан-и- Хикметʼʼ Ахмеда Йасауи написана на тюркском языке

671. Одним из учеников Ахмеда Йасауи является великий поэт, автор учебников по богословию

672. Великий поэт, автор учебников по богословию Сулеймен Бакыргани является одним из учеников

673. По сведениям ʼʼТайной истории монголовʼʼ монгольские племена в начале XIII в. находились в мирных и добрососœедских отношениях с

674. При дворе Керейского хана, воспитывался будущий предводитель монгол

675. Основатель монгольской империи Чингисхан родился в

676. При рождении основателю монгольской империи Чингисхану было дано имя

677. Темучин был провозглашен верховным правителœем — Чингисханом в 1206 году на

678. Темучин был провозглашен верховным правителœем — Чингисханом в

679. Время образования Монгольской империи во главе с Чингисханом

680. Монгольское государство основывалось на принципах

681. Вся Монголия, ее армии и населœение подразделялись на военно-административные аймаки, которых было

"Арабо – мусульманская и еврейская философия Средневековья"

Монгольская армия состояла из Левого, Правого и Центрального крыла, которые составляли три

683. В 1211-1215 гᴦ. монгольская армия вторглась на территорию

684. Монгольская армия вторглась на территорию Китая в

685. Осадные, стенобитные и метательные орудия в монгольской армии появилась после её вторжения в

686. ʼʼЯсаʼʼ являлась основным законом государства

687. Основной закон Монгольского государства ʼʼЯсаʼʼ состояла из двух частей, в первой части были

688. По основному закону — ʼʼЯсеʼʼ, высшим органом Монгольского государства был

689. Высшим органом Монгольского государства был курултай, который созывался

690. Найманский хан Кучлук запрещал жителям Жетысу исполнение обрядов

691. Гонения мусульман, запрет найманским ханом Кучлуком исполнение мусульманских обрядов вызвало в Жетысу

Читайте также

  • — Заслуги мусульманских ученых

    Максимальную высоту над горизонтом Луна имеет зимой, минимальную – летом. Луна находится в фазе новолуния. Поздним вечером на востоке могла появиться Луна в фазе близкой к полнолунию, но никак не месяц. Декабря – день зимнего… .

  • — Индия под властью мусульманских правителей

    Глава 7 Распад государства Пратихаров на рубеже Х—XI вв. совпал по времени с усилением натиска тюрок-мусульман, укрепившихся в это время в Средней Азии, а затем в Афганистане и Иране, на Северную Индию. Начало этим набегам положил газневидский эмир Махмуд, который в… .

  • — Создание мусульманских правительств.

    Нарастание революционного движения в Казахстане. КАЗАХСТАН НАКАНУНЕ И В ПЕРИОД ОКТЯБРЬСКОГО ПЕРЕВОРОТА 1917 г. Временное правительство не могло кардинально решить национальные проблемы, аграрный вопрос. На страну надвигался голод. Недовольство… .

  • — Главным оружием воздействия на Европу со стороны Вашингтона и Лондона становится дестабилизация мусульманских стран и радикализация в них ислама.

    Нужно понять, что поступают так англосаксы вовсе не от хорошей жизни. Это долгий и сложный путь вместо простой войны. Но выбора у них нет. Если не делать ничего, можно быстро потерять контроль над ситуацией. Как же революции в Египте, Тунисе и других странах могут ударить по… .

  • — Правовые системы мусульманских стран.

    Мусульманская теория государства начала складываться в 11-14 вв. и развивалась в рамках доктринальной разработки мусульманского права. Теоретически считалось, что ни один поступок человека не остаётся без нормативной регламентации или хотя бы оценки его шариатом…. .

  • Исламская философия

    Исламская философия, также мусульманская или арабская – одна из главнейших мировых философских традиций, оформляется как самостоятельный феномен течение VIII-IX века н. н.э. на территории Ближнего Востока, Средней Азии и Северной Африки вследствие расцвета цивилизации, созданной на мировоззренческой основе религии – ислама. «Арабськисть» философской мысли исламского мира определила метасмислова логика арабского языка, которая доминировала в культурном дискурсе указанных территорий.
    Фальсафа
    Фальсафа – арабоязычный перипатетизм и неоплатонизм, представители которого опирались на философский наследство античности и эллинизма, выступая его продолжателями, интерпретаторами и комментаторами, а также очерчивая новый круг философских запросов и проблем. Основными представителями фальсафа является аль-Кинди, аль-Фараби, ибн Сина, Абу Бакр ар-Рази, Мискавайг, ибн Бадджа, ибн Туфайль и ибн Рушд.
    Калям
    Калям (букв. «разговор ») – хронологически первое направление мусульманского философствования, представители которого сосредоточили свое внимание на первоисточниках исламского вероучения, рассматривая их в рационалистические парадигме. Мировоззренческий дискурс Каля содержит ряд проблем, которые стали герменевтической основой перехода от рационализирована теологии к содержательной философской рефлексии (проблема свойств Бога, свободы воли, создание мира и др.). Это направление философской мысли исламского мира классифицируют на несколько течений, среди которых можно выделить ‘ашаьризм (последователи Абу-ль-Хасана аль-‘Ашаьари) и матуридизм (последователи аль-Матуриди), отдельные исследователи добавляют сюда тахавизм (последователи ат- Тахави) и загиризм (последователи аз-Загира). В калям также существовали многочисленные течения, которые отличались между собой вследствие отличных взглядов на ту или иную проблему (например, сторонников учения об автономии человеческой воли называли кадаритамы, а последователей идеи об абсолютном предопределения – джабаритамы), в мусульманских доксографии течения раннего Каля рассматривались преимущественно в пределах персоналистической подхода (джагмиты – последователи Джагма ибн Сафван, дирариты – последователи Дирар бин ‘Амра, каррамиты – последователи Мухаммада бин Каррама и др.).
    Мутазилизм
    Мутазилиты («те, кто отошел») – направление философской мысли исламского мира, последователи которого оформились в отдельное движение еще в VIII веке нашей эры. Представители этого движения разработали своеобразные взгляды на проблему свободы воли, создание Корана, атрибуты Бога и др., изложив эти принципы в шести «столбах веры». Отличаясь из числа представителей Каля радикальным рационализмом, муьтазилиты аллегорически истолковывали или вообще отрицали отдельные положения доктринального ислама, которые, по их мнению, противоречили здравому смыслу. Последователи этого направления философии исламского мира создали оригинальное онтологическое учение, опираясь на идеи атомизма, непрерывности и фрагментарности пространственного континуума, соотношений субстанций, акциденций, множественности и единичности. Основные школы «сторонников единобожия и справедливости» (так называли себя муьтазилиты) сосредоточивались в Багдаде и Басре, просуществовав там до конца Х века; виднейшие представители обеих школ – Васил ибн Ата (считается основателем направления), Абу-ль-Гузайль, ан- Наззам, Бишри бин Муьттамар, Муьаммар, Абу Гашим и др.
    Суфизм
    Суфизм (тасаввуф) – феномен исламской духовной культуры, для которого характерен значительный уровень философской рефлексии над проблемой отношений «человек» – «Бог». Классически определяемый как исламский мистицизм, тарика («путь») суфизма выступает в качестве поступательного системы приближения человека к Божественному миру, используя как эмотивно-волевые, так и рациональные качества человека. Методика этого «пути» существенно отличается в разных направлениях суфизма, отдельные из них, разрабатывая теоретические аспекты мистической практики, включенной в контекст «истинной реальности» (хакика), образовали целые философские системы. Виднейшими представителями «философского суфизма» Средневековья считаются Джунайд аль-Багдади, аль-Харис аль-Мухасиби, Байазид Бистами, Мухи ‘д-Дин ибн’ Араби ‘Абд ар-Раззаком Кашшани,’ Абд аль-Карим Джили, Абу Хамид аль- Газали и др.
    Батинизм
    Батинизм (батиниййя – «искатели тайных смыслов») – направление философской мысли исламского мира, который, появившись еще в 8 веке, продолжает свое существование в виде нескольких религиозных течений шиитского ислама (исмаьилизму, ‘алавизма-нусайризму, даразизму и др.). В эпоху Средневековья указанные движения характеризовались значительной степенью осмысления философского наследия античности, эллинизма, а также восточных религиозно-философских направлений (гностицизм, сабеизм, манихейство). Соединив понятие Божественного гнозиса (‘Ирфан) с шиитской профетологиею, батиниты аллегорически толковали сакральные тексты, рассматривая нормативно-правовое содержание религиозных законов как относительное и отдавая предпочтение «внутреннему» знанию, унаследованному от проводников истины – имамов. Для большинства течений, обозначенных нами как батинизм, характерные циклические концепции времени (даувар – «круги», «циклы»), учение о метемпсихоз (танасух), а также о Боговоплощении (Хулуле).
    Ишракизм
    Ишракизм (ишракиййя, от ишрак – «просветление») – направление философской мысли исламского мира, основанный Шигаб ад-Дином Суграварди (известным как Суграварди Убит (аль-Мактуль) – через мученическую смерть). Классически определяемый как «философия света», ишракизм вобрал фундаментальные принципы суфизма, гностицизма и древнеиранского мистицизма (в частности, ангелологичну и иллюминативистську символику), создав широкое онтологическое и космологическое учение. Суграварди рассматривал мистическую философию как Божественную мудрость (аль-Хикма аль-ладуниййя), известную еще Идрис-Гермесу, греческим, индийским, персидским и другим древним мыслителям.
    Традиционализм
    Традиционализм (ас-салафийун) – отдельное направление мусульманской парадигмы философствования, для которого характерен религиозный доктринализм и апологетизм. Находясь в русле суннитской религиозно-правовой мысли, представители традиционализма выступали в качестве оппонентов вышеперечисленных философских направлений, противопоставляя им эксплицитные утверждения («тексты» – нусус) Корана и Сунны. Прибегая к дискурсивной полемики в области логики, онтологии, гносеологии, метафизики, этики и других философских дисциплин, салафийун разработали собственные герменевтические, логические, эпистемологические и социально-этические учения, аргументируя их как ссылками на сакральные тексты, так и «здравого смысла» (аль-‘акль ас-сарих). Виднейшими представителями традиционализма считается ибн Кулляб, ибн Хазм аль-Андалус, ибн Таймийя и ибн аль-Кайим аль-Джаузиййя.
    Философские тексты арабского Средневековья появились в Украине (через посредство переводов с еврейского и латинского языков) еще в ХV веке («Логика Авиасафа», «Тайна тайн Аристотеля»). В этих работах, в частности, присутствовали фрагменты переводов произведений Абу Бакра ар-Рази и аль-Газали. Серьезный вклад в изучение мусульманского мистицизма принадлежит Агатангелу Крымскому. Поэтические труды арабских и персидских мыслителей переводили Ю. Мыцик, Я. Полотнюк и другие известные украинские ученые. Фрагменты философских трудов Фахр ад-Дина ар-Рази (1149 – 1209 гг.), ‘Абд ар-Рахмана ибн Хальдуна (1332 – 1406 гг.), Абу’ Али Мискавайга (931 – 1023/1031 гг), а также « Книга религии »Абу Насра аль-Фараби (873 – 950 гг), переведены на украинский язык cходознавцем М. Якубовичем.

    Мусульманская философия средних веков

    Кроме переводов, Михаил Якубович опубликовал несколько статей, посвященных различным аспектам философской мысли исламского мира. Труд «Философская лексика арабского Средневековья: попытка украиноязычной реконструкции» остается единственной исследованиям в Украину, посвященным реконструкции исходного тезауруса исламской философии и попыткам его адекватного отражения на украинском языке.
    Просмотров: 13080 Дата: 22-03-2011

    Еврейская философия

    Еврейская философия – философия, которая опирается на еврейскую традицию. Нередко еврейскую философию определяют более узко как философию иудаизма, т.е. как рациональное обоснование иудейскойПОДРОБНЕЕ

    Философия математики

    Философия математики – раздел философии (философия предметной области), исследующая философские предположения, основания и последствия математики. Целью философии математики является оценка природы иПОДРОБНЕЕ

    Немецкая классическая философия

    Немецкая классическая философия – термин, объединяющий философские труды немецких мыслителей конца 18-го – начале 19-го века. К выдающихся представителей немецкой классической философии принятоПОДРОБНЕЕ

    Философия жизни

    Философия жизни – философское направление, которое сложилось во второй половине 19 в. в Германии и Франции, выдающимися представителями которого считаются Фридрих Ницше (1844-1900), Вильгельм ДильтейПОДРОБНЕЕ

    Восточная философия

    Философия зародилась практически одновременно с философией Древней Греции и является крупным и своеобразным пластом мировой философии. Наиболее общепринятым является включение в данное понятиеПОДРОБНЕЕ

    Философия Средневековья

    Философия Средневековья – европейская философия в 5-15 веке. Средневековая философия имела другие задачи и цели, чем античная, она неотделима в эпоху патристики от истории христианской догматики, аПОДРОБНЕЕ Наш сайт создан для тех, кто хочет получать знания.
    В нашем мире есть еще столько интересных вещей, мест, мыслей, светлых идей, о которых нужно обязательно узнать!